Самоанализ педагога по физической культуре
занимательные факты по физкультуре
Занятия по физическому воспитанию проводятся в 13 группах МАДОУ детского сада №18 «Росинка» компенсирующего вида ГОЩ, из них вторая младшая – 1 гр., средних – 4 гр., старших – 5 гр., подготовительных к школе – 3 гр.
Контингент каждой группы – дети с ОВЗ: 4 группы – дети с ТНР, 4 группы с ЗПР, 2 группы для детей со сложной структурой дефекта, 2 группы кратковременного пребывания, занятия по ФИЗО в которых проводятся в присутствии родителей или законных представителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самоанализ педагога по физической культуре | 43.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ деятельности инструктора по физической культуре
МАДОУ детского сада № 18 «Росинка» компенсирующего вида ГОЩ
за 2019 – 2020 учебный год
Ф.И.О. Юдичева О.О.
Должность: Инструктор по физической культуре
Занятия по физическому воспитанию проводятся в 13 группах МАДОУ детского сада №18 «Росинка» компенсирующего вида ГОЩ, из них вторая младшая – 1 гр., средних – 4 гр., старших – 5 гр., подготовительных к школе – 3 гр.
Контингент каждой группы – дети с ОВЗ: 4 группы – дети с ТНР, 4 группы с ЗПР, 2 группы для детей со сложной структурой дефекта, 2 группы кратковременного пребывания, занятия по ФИЗО в которых проводятся в присутствии родителей или законных представителей.
Раздел 1. Взаимодействие с воспитанниками
- Анализ выполнения программных задач
Физическое воспитание в МАДОУ осуществляется в соответствии с рабочей программой и годовым планом работы инструктора по физической культуре. Основой рабочей программы для 7 групп является Программа «От рождения до школы» под редакцией Васильевой М.А, Комаровой Т.С., Вераксы Н.Е.(2015г), для других шести групп («Пчелка», «Малышок», «Журавлик», «Ягодка», «Бусинка», «Березка») - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мозаика», парциально используются такие физкультурно-оздоровительные технологии как «Физкультурные занятия с детьми» (Пензулаева Л.И.) и «Физическая культура дошкольникам» (Глазырина Л.Д.).
Выполнение программных требований предусматривает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Перед инструктором по физкультуре в 2019-2020 были поставлены следующие задачи:
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- Осуществление возможной квалифицированной коррекции отклонений в физическом развитии воспитанников;
- Создание условий для обеспечения физического развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;
- Взаимодействие с семьей для обеспечения физического развития детей;
- Внедрение новых организационных форм и методов коррекционной и оздоровительной работы для детей с ОВЗ;
- Развитие двигательного творчества, формирование у воспитанников культуры движений.
Деятельность инструктора по физкультуре предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках основной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов. В 2019 – 2020 уч.г. инструктором по ФИЗО проводились следующие типы занятий:
- Классические занятия (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части);
- Игровые занятия (с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т.д.);
- Занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, упражнения с мячом и т.д.);
- Сюжетные занятия - комплексные (объединенные определенным сюжетом, с развитием речи и т.д.);
- Тематические занятия (с одним видом физических упражнений);
- Контрольно-проверочные занятия (мониторинг развития моторики ребенка, выявление путей устранения недостатков).
На занятиях по ФИЗО использовались как традиционные (общеразвивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры, малоподвижные игры, дыхательная гимнастика, мониторинг, индивидуальная работа), так и нетрадиционные методы работы (психогимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения).
Физическое воспитание дошкольников проводилось и в форме досугов (согласно годовому плану досуговой деятельности), физкультурно – массовых мероприятий, развлечений. В 2019-2020 уч. г. инструктором по физической культуре были проведены:
- Единый день профилактики ДДТТ «Осторожно на дороге» для всех возрастных групп;
- Месячник безопасности, «Безопасность – основа всего!» - итоговое мероприятие во всех возрастных группах;
- Тематическое занятие духовно-нравственной культуры «В гостях у матрешки» для детей младшего и среднего возраста;
- Осенние тематические досуги для всех возрастных групп;
- Спартакиада «Осенний марафон – 2019» для детей старшей и подготовительной группы;
- Музыкально-спортивный праздник ко Дню матери «Мы с мамочкой стараемся – спортом занимаемся» гр. «Радуга», гр. «Теремок»;
- Неделя зимних спортивных игр и развлечений «Зимние забавы» для всех возрастных групп;
- Открытый фестиваль спорта среди детей с ОВЗ «Равные возможности» посвященного декаде инвалидов;
- Музыкально-спортивный праздник ко «Дню защитника Отечества» для всех возрастных групп;
В течение года соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к проведению физкультурных занятий в МАДОУ, занятия проводились в соответствии с утверждённым расписанием непосредственной образовательной деятельности по образовательной области физическое развитие. Согласно плану проводилось педагогическое обследование воспитанников по разделу «Физическое воспитание» (мониторинг физического развития дошкольников).
Общий уровень усвоения содержания программы «От рождения до школы» - 95%; программы «Мозаика» - 85%
Мониторинг качества освоения детьми адаптированной основной общеобразовательной программы ДОУ за 2019 – 2020 учебный год (См. Таблицу) показал следующие результаты: по модулям «Здоровье» и «Физическая культура» наблюдается положительная динамика (по модулю Здоровье показатели высокого уровня на конец учебного года выросли на 45%, среднего на 20%, низкого на 25%; по модулю Физическая культура высокого уровня выросли на 65%, среднего 20%, низкого 45%).
Таким образом, анализ выполнения требований к содержанию и методам физического воспитания, а также анализ усвоения детьми программного материала показывает стабильность и позитивную динамику в физическом воспитании и развитии дошкольников с ОВЗ.
Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, администрации ДОУ и родителей, а также использование приёмов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребёнку.
Знания и навыки, полученные детьми в ходе занятий, необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разнообразных видах детской деятельности. Особое внимание следует уделить использованию многообразных традиционных и нетрадиционных методов работы, позволяющих развивать соответствующие знания, умения и навыки.
Результаты мониторинга освоения детьми адаптированной основной общеобразовательной программы МАДОУ детского сада №18 «Росинка» компенсирующего вида ГОЩ
Образовательная область | Тематический модуль | Уровень освоения программы на начало года | Уровень освоения программы на конец года |
Физическое развитие | Здоровье | Высокий –30% Средний –40% Низкий -30% | Высокий –75% Средний –20% Низкий -5% |
Физическая культура | Высокий –20% Средний – 30% Низкий – 50% | Высокий –85% Средний - 10% Низкий – 5% |
- Анализ работы по решению годовых задач ДОО
В 2019 – 2020 уч.г. перед коллективом МАДОУ были поставлены следующие годовые задачи:
1. Совершенствовать работу по социально-коммуникативному развитию воспитанников в соответствии с ФГОС ДО через:
- создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ;
- проектную деятельность, циклы познавательных занятий, моделирования, проблемные ситуации;
- внедрение новых форм сотрудничества с родителями и социальными партнёрами в развитии социальных навыков детей дошкольного возраста.
2. Повысить качество образования, путем внедрения новых подходов в использовании ИКТ технологий в образовательный процесс ДОУ через:
- повышение компетентности педагогов в использовании ИКТ технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста;
- внедрение в образовательный процесс интерактивных мультимедийных технологий.
3. Совершенствовать условия для обеспечения физического и психического здоровья воспитанников путем внедрения инновационных здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ в свете ФГОС ДО.
В 2019 – 2020 г была установлена интерактивная доска в спортивный зал для интерактивных занятий по физкультуре.
- Создание развивающей предметно-пространственной среды
В 2019 - 2020г была обновлена развивающая предметно-пространственная среда спортивного зала: было установлено интерактивная доска в спортивный зал.
- Использование современных технологий в образовательной деятельности, успешность их применения
Для успешного решения коррекционно – развивающих задач по физическому развитию и воспитанию детей с ОВЗ на занятиях применяются следующие технологии:
- Су-джок массаж:
Су-джок-терапия – это оригинальный способ проработки рефлекторных точек кистей и стоп, позволяющий восстановить функции организма, предупредить развитие серьезных заболеваний и оказать скорую помощь человеку, чье здоровье находится под угрозой. Наши современники всё чаще и чаще обращаются к этой восточной технике, пытаясь избавиться от хронических недугов, боли, депрессии, неврозов или банальной усталости.
- Дыхательная гимнастика:
Дыхательная гимнастика — это определенная последовательность дыхательных упражнений. При ее помощи лечатся заболевания бронхов, легких, а также упрочняется костно-связочная система. Улучшается общее состояние: повышается активность и концентрация, сон становится легким, а физические показатели лучше. При том, что упражнения дыхательной гимнастики можно выполнять по 30 минут в день без особых усилий.
Виды дыхательной гимнастики: дыхание животом, гимнастика для легких, дыхание при беге, как правильно дышать.
- Психогимнастика:
Психогимнастика помогает детям: адаптироваться в коллективе, заводить знакомства и дружить; разобраться в себе, своих чувствах и чувствах других; научиться демонстрировать и понимать эмоции; избавиться от стеснительности, брезгливости, страхов и прочих неприятностей; развить воображение и творческое мышление; научиться контролировать свои движения. Заниматься психогимнастикой стоит с малышами, которые уже понимают инструкции и могут выполнять упражнения, — примерно с 2,5–3 лет. Подобные занятия практикуются в детских садах, развивающих и психологических центрах, но можно устраивать их и дома. Для этого необходимо иметь так называемую картотеку упражнений по психогимнастике для определённого возраста.
- Кинезиологические упражнения:
Кинезиология – это наука о развитии нашего головного мозга посредством движений. Ее методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощью специальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обоих полушарий мозга. Здесь задействованы не только механические, но и психофизиологические законы развития человека. Кинезиология помогает улучшать двигательную координацию и регулировать утомляемость физического труда.
1.5. Результаты участия воспитанников в мероприятиях и конкурсах различных уровней
В 2019 – 2020 уч.г. воспитанники МАДОУ приняли участие в Открытом Фестивале Спорта городского округа Щелково «Равные возможности» среди детей с ОВЗ (воспитанники групп «Теремок», «Звездочка», «Светлячок», «Надежда», «Бусинка», «Незабудка»).
В результате анализа результатов были сделаны выводы о том, что особое внимание следует обратить на выносливость, силовую подготовку и скоростные качества в беге.
Раздел 2. Взаимодействие с родителями
2.1. Внедрение современных форм сотрудничества с семьями воспитанников
В 2019-2020 уч.г. в группах систематически проводилась работа по взаимодействию с родителями, составлены перспективный и календарный планы, которые предусматривали как традиционные формы взаимодействия с родителями
(консультации, мастер-классы, совместные спортивные мероприятия), так и новую форму взаимодействия - встречи в Родительском клубе.
Консультации и мастер – классы для родителей имели следующую тематику:
- «Как предупредить плоскостопие у детей раннего возраста»,
- «Игровой самомассаж как средство приобщения детей с ОВЗ к ЗОЖ в домашних условиях»,
- «Фитбол-гимнастика в коррекции двигательных нарушений у дошкольников с ОВЗ»,
- «Развитие мелкой моторики в домашних условиях как средство приобщении к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста»
Консультации:
- «Лечимся спортом. В какую секцию записаться?»
- «Профилактика плоскостопия и коррекция осанки в домашних условиях».
Индивидуальные беседы проводились по результатам диагностики.
Родители охотно шли на контакт и старались участвовать во всех акциях и совместных мероприятиях физкультурно – спортивной направленности МАДОУ и группы.
2.2. Совместные мероприятия
Родительская гостиная «Игры и упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»; практикум по профилактике эмоционального выгорания с помощью двигательной активности: самомассажа активных точек стопы, танцев на степ-платформах; осенний спортивный праздник с родителями группы «Звездочка», «Надежда», «Светлячок»; «День Защитника Отечества» совместно с родителями группы «Журавлик», спортивное развлечение «День матери» совместно с родителями группы «Радуга», «Теремок».
Раздел 3. Самообразование, участие в методической работе ДОУ, города, региона
3.1. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка, получение высшего образования
В течение 2019-2020 уч. г. были пройдены курсы повышения квалификации «Организация образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Всерегиональный научно-образовательный центр «Современные образовательные технологии», 72 ч.
3.2. Тема самообразования
В 2019 – 2020 г работала над темой по самообразованию: «Методы физкультурно-оздоровительного цикла, используемые для развития мелкой моторики руки и ручной умелости детей».
В рамках темы за год было проведено: Родительская гостиная «Игры и упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»; мастер-класс для родителей на тему: « Развитие мелкой моторики в домашних условиях как средство приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста».
Была изучена литература:
Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, 2009. - 143 с.
Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М.: Академия, 2010. - 284 с.
Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Владос, 2011. - 672 с.
Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М. Просвещение, 2009. - 192 с.
Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005. - 204 с.
Подготовлены консультации:
«Развитие мелкой моторики рук детей», «Что делать, если вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики рук у своего ребенка», «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей», «Развиваем мелкую моторику».
Памятки для педагогов:
"Нарисуй пальцами кружочки", "Давай поздороваемся", "Пальчик с носиком здороваются", "Уложи монеты в коробку".
3.3. Участие в инновационной деятельности
В 2019 – 2020 уч.г. продолжала работу в инновационной деятельности по апробации программы «Мозаика», был проведен открытый показ занятия «Степ-аэробика с гимнастическими палочками «Вместе весело шагать!» в рамках работы межмуниципального сетевого сообщества «Мозаичный парк».
3.4. Презентация опыта работы в открытых формах
Опыт работы был представлен на межународном, региональном и муниципальном уровне:
- «Фитнес в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ» доклад на III Международной научно-практической конференции «Образование, физическая культура, спорт и здоровье», сообщение в рамках регионального научно-практического семинара «Реализация образовательной области ФГОС ДО «Физическое развитие» в условиях ДОО»;
- Открытое занятие «Степ-аэробика с гимнастическими палочками «Вместе весело шагать!» в рамках межмуниципального сетевого сообщества «Мозаичный парк», на муниципальном методическом марафоне для заместителей заведующих по ВМР «Организация образовательной деятельности в рамках апробации образовательной программы «Мозаика» (в рамках пилотной площадки по апробации ПМК ДО «Мозаичный парк» издательство «Русское слово»)
В физическом воспитании детей самым главным является пример взрослых, поэтому стараюсь на личном примере доказать воспитанникам и их родителям важность и необходимость занятий физкультурой и спортом. В минувшем году моя семья заняла 1-е место в Фестивале спортивных семей МО, мы с сыном стали призерами нескольких престижных лыжных и спортивных соревнований Всероссийского, регионального, областного и муниципального уровня.
3.5. Наличие профессионального сайта, YouTube-канала, странички в педагогических интернет-сообществах (ссылки):
Сайт дошкольного образования
3.6. Участие в профессиональных конкурсах
В 2019 – 2020 уч.г. в профессиональных конкурсах участия не принимала.
3.7. Участие в общественно значимой деятельности ДОУ
День добрых сердец - День инвалида, музыкальные праздники и досуги в течение года.
3.8. Использование в образовательной деятельности ИКТ – ресурсов:
Использование интерактивной доски на физкультурных занятиях.
3.9.Публикации в СМИ, интернет-изданиях
М.Ю. Жиличкина, О.О. Юдичева Квест для дошкольников «Георгиевская ленточка» - публикация в журнале «Дошкольная педагогика», №5, 2020г
3.10. Поощрения на различных уровнях:
Благодарность в участие Открытом Фестивале спорта среди детей с ОВЗ «Равные возможности» посвященного декаде инвалидов.
Раздел 4. «Взаимодействие с педагогами»
4.1. Формы взаимодействия с педагогами, результативность
Эффективная коррекционно – развивающая работа возможна только в тесном сотрудничестве воспитателей, специалистов, инструктора по физическому развитию и воспитанию.
В 2019- 2020 уч.г.
«Квест в физическом воспитании дошкольников», «Фитнес в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ».
Совместно с воспитателями проводятся массовые спортивные мероприятия: досуги, праздники…
С
В сотрудничестве с педагогом – психологом проводятся совместные мероприятия, заседания Родительского клуба…, разрабатываются методические материалы (М.Ю. Жиличкина, О.О. Юдичева Квест для дошкольников «Георгиевская ленточка» - публикация в журнале «Дошкольная педагогика», №5, 2020г)
Вывод: Анализ усвоения детьми программного материала показывает стабильность и позитивную динамику в физическом воспитании и развитии воспитанников МАДОУ детского сада №18 «Росинка» компенсирующего вида ГОЩ в 2019-2020 уч. г.
Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов и родителей.
Цели и задачи на следующий учебный год:
- Продолжать совершенствовать систему мероприятий, направленных на привитие интереса к физкультуре и спорту у дошкольников, пополнение знаний детей о потребности в ЗОЖ,
- Продолжить тесное сотрудничество ДОУ и семьи по вопросам физического развития и приобщения к ЗОЖ дошкольников с ОВЗ,
- Поиск новых форм проведения спортивных праздников и физкультурных досугов (спортивный квест, велозаезд, Старты спортивных семей и т.п.),
- Продолжать повышение уровня педагогического мастерства путем участия в семинарах, конференциях, мастер-классах, обучения на курсах повышения квалификации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинск...
«Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье».Консультация для педагогов ДОУ
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонал...
Викторина для педагогов ДОУ «Физическая культура и спорт»
Викторина для педагогов ДОУ«Физическая культура и спорт»...
Мастер- класс для педагогов по физической культуре в ДОУ.
«Развитие двигательной сферы у детей дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий»Март 2017.«Мастер – класс»Движение по своему действию может заменить любое лекарство, но все лечебны...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в средней группе. Самоанализ конспекта по физической культуре.
Цель: развитие равновесия при ходьбе по уменьшенной площади опоры, упражнять в перепрыгивании через препятствия....
Семинар-практикум для педагогов по физической культуре на тему: «Дружно весело играя, мы здоровье прибавляем!»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеХанты-Мансийского района «Детский сад «Березка»п. Горноправдинск» Семинар-практикум д...
Самоанализ занятия по физической культуре
Цель: Упражнять детей в ходьбе и беге в врассыпную, повторить упражнения в равновесии и прыжках.Задачи: Образовательные: совершенствовать умение в ходьбе по доске лежащей на полу; закреплять уме...