Картотека подвижных и народных игр на год в старшей группе детского сада
учебно-методическое пособие по физкультуре (старшая группа)
Подборка подвижных и народных игр по темам:
1. Здравствуй детский сад
2. Дорожное движение
3. Осень
4. Я в мире человек
5. Здоровым вырасти хочу
6. Мой город, моя страна
7.Зима
8.Новый год
9.Книжкина неделя
10.Животный мир
11. День защитника Отечества
12. Международный женский день
13. Весна
14. В гостях у сказки
15.День победы
16. С днём рождения Санкт-Петербург
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подвижные игры в старшей группе | 74.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Здравствуй детский сад!»
П/и «Ловишки»
Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.
Ход игры: Дети находятся на площадке, Ловишка стоит на середине площадки. По сигналу «Раз – два – три – лови!» все дети разбегаются по площадке, увёртываясь от Ловишки. Тот, кого Ловишка запятнал, отходит в сторону.
Усложнение: Ловишка не может ловить того, кто успел присесть; успел остановиться и встать на одну ногу; встал на какой - нибудь возвышающийся предмет.
П/и «Мы весёлые ребята»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи.
Описание: Дети стоят на одной стороне площадки. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне также проводится черта. Сбоку от детей, на середине, между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем. Дети хором произносят: «Мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три- лови!» После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, кого ловишка дотронулся, прежде чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки. После 2-3 перебежек производится пересчет пойманных и выбирается новый ловишка. Правила: Перебегать на другую сторону можно только после слова «лови». Тот, до кого дотронулся ловишка отходит в сторону. Того, кто перебежал на другую сторону, за черту, ловить нельзя. Варианты: Ввести второго ловишку. На пути убегающих- преграда- бег между предметами.
П/и «Мышеловка»
Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи.
Описание: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг- «мышеловку», остальные «мыши»- они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая: «Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас. Вам поставим мышеловки, переловим всех сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По слову воспитателя: «хлоп», дети стоящие по кругу, опускают руки и приседают- мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.
Народная (хороводная) игра «Горелки»
Цель: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.
Описание: В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз! Два! Три! Беги!
Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой — с левой. Их задача — выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.
Проект «Дорожное движение»
П/и «Шофёры»
Цель: Упражнять детей действовать по цветовому сигналу, двигаться врассыпную в разных направлениях, использовать всю площадь зала. Повторить правила дорожного движения.
Описание: С одной стороны площадки два "гаража" (начертить две параллельные линии на расстоянии 5 - 6 шагов одна от другой). На линиях сделать места для "автомобилей"; поставить кубики. В одном гараже стоят машины с красными рулями (на кубиках лежат красные кружки), а в другом - машины с зелеными рулями (на кубиках лежат зеленые кружочки). Дети - "шоферы", поделены на две равные группы, становятся лицом к своим машинам каждый возле своего руля, которые лежат на кубиках. Воспитатель, который выполняет роль милиционера, стоит на одинаковом расстоянии от двух гаражей и руководит движением машин. Когда он отводит левую руку в бок, дети - шоферы с гаража, стоящий с левой стороны, нагибаются, берут обеими руками руль и готовятся к выезду (колонкой). На поднятый вверх зеленый флажок дети выезжают из гаража и разъезжаются по всей площадки. На красный флажок останавливаются, на зеленый едут дальше. На слова воспитателя: "В гараж" машины возвращаются на свои места. Воспитатель отмечает внимательного шофера, который раньше всех вернулся в гараж. Затем воспитатель отводит руку в сторону и дети - шоферы, которые стоят с правой стороны, делают тоже самое.
П/и «Воробушки и автомобиль».
Цель: Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Описание: Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».
П/и «Бегущий светофор»
Цель: учить следовать сигналам светофора; развивать внимательность, выдержку.
Описание.
Дети следуют за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом.
Если поднят зеленый флажок, дети продолжают двигаться за ведущим, если желтый – прыгают на месте, если красный – все должны «замереть на месте» и не двигаться 15 – 20 с. Кто ошибся выходит из игры.
Побеждает самый внимательный.
П/и «Грузовик»
Цель: закрепить умение держать равновесие при ходьбе, развивать координацию движений.
Оборудование: рули, мешочки с песком для каждой команды и две стойки.
Описание: Первые участники команд держат в руках руль, на головы им помещается мешочек с песком – груз. После старта участники обегают вокруг своей стойки и передают руль и груз следующему участнику. Побеждает команда, первой выполнившая задание и не уронившая груз.
Правила игры:
1. Мешочек не ронять.
2. Стойку обегать.
3. Передать руль и груз следующему участнику.
Народная (хороводная) игра «Салки»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в прыжках на одной ноге, с продвижением, умению играть в коллективе.
Описание: Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!»
Игра повторяется.
Правила игры:
1. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.
2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.
3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.
Усложнения:
1. Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили.
Первый же игрок, до которого водящий дотронется, сам становится водящим.
2. Осаленный игрок останавливается, вытягивает руки в стороны и кричит: «Чай-чай-выручай». Он «заколдован».
«Расколдовать» его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен «заколдовать» всех. Чтобы сделать это быстрее, водящих может быть двое или трое.
Проект «Осень»
П/и «Ветер - ветерок».
Цель: закреплять умение ходить и бегать по кругу, бегать с увертыванием.
Ход игры:
Ветер в парке листья кружит, Дети бегут по кругу, руки на поясе.
В центре круга стоит ребенок «ветер».
В небе кружит, кружит в лужах, Кружатся на месте.
Их бросает нам под ножки, Опять бегут по кругу.
Нам под ножки, на дорожки.
Ну-ка, ветер- ветерок,
Запятнай скорей листок! Разбегаются после слова «листок».
«Ветер» пытается запятнать как можно
больше листиков.
П/и «Дождь».
Цель: закреплять умение детей двигаться поскоками по кругу, быстро реагировать на сигнал, уварачиваться от водящего.
Ход игры:
Дождь по лужам звонко скачет, Дети двигаются поскоками по кругу, руки на поясе.
Целый день сегодня плачет, В центре круга стоит ребенок « Дождь»
Наклонил цветы и травы, встают лицом вкруг, выполняют наклоны вперед.
Стали полными канавы , Поднимают руки, тянутся в верх.
Намочил он всех подряд,
Ну-ка, дождь, пятнай ребят! На слово «ребят» разбегаются, Дождь старается запятнать как можно больше детей.
П/и « Улетайте, птицы».
Цель: закреплять умение бегать в рассыпную, с увертыванием; быстро реагировать на сигнал.
Оборудование: маска-шапочка коршуна.
Ход игры:
В небе синем птичьи стаи, Дети свободно двигаются по площадке,
Птицы вольные летают. изображая полет птиц .В центре на
Черный коршун вдруг летит, корточках сидит « коршун».
Клюв как лезвие блестит. После слов « не попадайте» коршун
Быстро, птицы, улетайте, начинает ловить детей.
В этот клюв не попадайте!
П/и « Сорви осенний цветок».
Цель: развивать у детей внимание, быстроту реакции, воображение и творческие способности.
Оборудование: обручи по количеству играющих, шапочки цветов.
Ход игры: разложить на полу обручи, это- клумбы. В каждую «клумбу» садится ребенок «цветок». Под мелодичную музыку дети изображают цветок, затем покидают « клумбу» и начинают танцевать по залу. В это время воспитатель убирает несколько обручей. Как только музыка заканчивается, дети быстро возвращаются в клумбы. Тот «цветок» ,которому не хватило «клумбы» считается сорванным.
П/и « Грибы и грибник».
Цель: развивать координацию движений, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами, развивать тактильные ощущения.
Оборудование: мячи разного диаметра, корзинка для мячей.
Ход игры: выбирается ведущий - «грибник», остальные образуют две команды: «съедобные грибы» и «несъедобные грибы». «Съедобным» грибам даются большие мячи, «несъедобным» - маленькие. «Грибнику» завязываются глаза, и он на ощупь должен собрать «съедобные» грибы.
П/и «Ветер и листочки».
Цель: закреплять умение двигаться по сигналу, бегать в разных направлениях не наталкиваться друг на друга
Оборудование: осенние листочки с разных деревьев, легкий шарф.
Ход игры: детям дается задание найти по два самых красивых листочка.
Наступила осень, Дети приседают
С деревьев опадают листья.
Подул слабый ветерок, Дети кружатся.
Закружил листочки.
Поиграл с листочками и затих. Дети приседают.
Подул сильный ветер. Дети с листочками разбегаются
И полетели листочки в разные стороны, кружатся,
В разные стороны. Выполняют прыжки с поворотами.
Русская народная игра « Капустонька».
Цель: учить детей ходить топающим шагом, соотносить движения с текстом; развивать интерес к русским народным играм.
Ход игры:
Сею - вею капустоньку,
Завивайся белый кочанок.
Как мне, капустоньке, не виться,
Серой - белой не ломиться.
Дождик льет – поливает,
Серую – белую ломает,
Хоровод набирает.
Сею-вею капустоньку,
Завивайся белый кочанок.
Дети встают в круг, берутся за руки и под слова за ведущим начинают движение по кругу топающим шагом. Ведущий с каждым кругом все более сужает круг (завивает кочанок).
Проект «Здоровым вырасти хочу»
П/и «Мышеловка».
Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге, приседании, построении в круг, ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи.
Описание: Играющие делятся на 2 неравные группы. Меньшая, образует круг – мышеловку. Остальные – мыши, они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая «Ах как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же плутовки, доберемся мы до вас, вот поставим мышеловку – переловим всех сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее, по слову воспитателя «Хлоп» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают – мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.
Правила: Опускать сцепленные руки по слову «хлоп». После того, как мышеловка захлопнулась, нельзя подлезать под руки
Варианты: Если в группе много детей, то можно организовать две мышеловки и дети будут бегать в двух.
П/и «Ловишки с ленточками»
Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.
Описание игры: дети строятся в круг, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит Ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка старается вытянуть ленточку. По сигналу: «Раз, два, три в круг скорей беги – все дети строятся в круг». После подсчета пойманных, игра повторяется.
Варианты: чертится круг в центре стоит «Ловишка». По сигналу «Раз, два, три лови» дети перебегают круг, а «Ловишка» пытается схватить ленту.
П/и «Уголки»
Цель: учить детей перебегать с места на место быстро, незаметно для ведущего. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.
Описание игры: Дети становятся возле деревьев или в кружочках начерченных на земле. Один из играющих оставшийся в середине, подходит к кому – либо и говорит «Мышка, мышка продай мне свой уголок». Та отказывается. Водящий идёт с теми же словами к другому. В это время остальные дети меняются местами, а водящий в середине старается занять место одного из перебегающих. Если это ему удастся, оставшийся без уголка становится на середину.
Варианты: Если водящему долго не удаётся занять место, воспитатель говорит: «Кошка!» все дети одновременно меняются местами, водящий успевает занять уголок. Нельзя долго стоять в своём уголке.
П/и «Мы весёлые ребята»
Цель: учить детей действовать по сигналу, перебегать с одной стороны площадки на другую быстро с увёртыванием. Развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве.
Описание: Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне также проводится вторая черта. В центре площадки находится Ловишка. Игрокуи хором произносят:
«Мы весёлые ребята,
Любим бегать и скакать,
Ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три, лови!»
После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а Ловишка их ловит. Тот, кого Ловишка успеет осалить, прежде чем тот пересечёт черту, считается пойманным, отходит в сторону и пропускает одну перебежку.
Варианты: Дети идут по кругу и проговаривают текст. Ловишка в центре. Разбегаются разными видами бега.
Народная (хороводная) игра «Звонарь»
Цель: Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.
Описание игры: Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – то становится водящим.
Проект «Я в мире человек»
П/и «Сделай фигуру»
Цель: учить детей бегать врассыпную по залу, участку. Приучать менять движение по сигналу, развивать равновесие, умение сохранять неподвижную прозу.
Описание: по сигналу воспитателя все дети разбегаются по залу. На следующий сигнал (удар в бубен) все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую-либо позу. Воспитатель отмечает тех, чьи фигуры получились интереснее, наиболее удачными.
Варианты: можно выбрать водящего, который будет определять, чья фигура интереснее сложнее, тех, кто каждый раз придумывает новые фигуры.
П/и «Хитрая лиса»
Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.
Описание: играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.
Правила: лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!». Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису. Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.
Варианты: Выбираются 2 лисы.
Русская народная игра «Золотые ворота»
Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.
Описание: Пара игроков встает лицом друг к другу, и поднимает вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:
Ай, люди, ай, люди,
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые,
Золотые ворота!
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Правила игры: Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.
Проект «Мой город, моя страна»
П/и «Пустое место»
Цель: учить детей быстро бегать наперегонки в противоположные стороны. Развивать быстроту реакции, внимание.
Описание: играющие становятся вкруг, положив руки на пояс, - получаются окошки. Выбирается водящий. Он ходит вне круга и говорит:
«Вокруг домика хожу,
и в окошечки гляжу,
к одному я подойду,
и тихонько постучу».
После слов постучу, водящий останавливается, заглядывает в окошко и говорит: тук, тук, тук. Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришёл?» водящий называет своё имя. Стоящий в кругу спрашивает: «Зачем пришёл?» водящий отвечает: «Бежим вперегонки» – и оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу оказывается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остаётся в кругу, опоздавший становится водящим, и игра продолжается.
Варианты водящий просто ходит за кругом и кладёт руку на плечо кому-нибудь, с ним и бегут в разные направления, стараясь занять пустое место.
П/и «Бездомный заяц»
Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.
Описание игры: из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы образуют «свой домик» (два зайца держаться за руки, создавая домик). Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой «домик»; К кому бездомный заяц встаёт спиной тот и становится водящим. Если охотник поймает, то меняются ролями.
Правила:
- охотник может ловить зайца только вне логова.
- Пробегать зайцам через логово нельзя.
- Если заяц вбежал в логово, он должен там остаться.
- Как только заяц вбежал в логово, находящийся там игрок должен немедленно выбежать.
Игроки, образующие кружок, не должны мешать зайцам вбегать и убегать.
П/и «С кочки на кочку»
Цель: учить детей перебираться с одной стороны площадки на другую прыжками с кочки на кочку на двух или одной ноге. Развивать силу толчка, умение сохранять равновесие на кочке, ловкость.
Описание игры: на земле чертят две линии – два берега, между которыми болото. Играющие распределяются парами на одном и другом берегу. Воспитатель чертит на болоте кочки плоские кольца) на разном расстоянии друг от друга: 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90см. двое детей по сигналу прыгают с кочки на кочку отталкиваясь двумя ногами или одной, не становясь между кочками. стараясь перебраться на берег. Тот, кто оступился, остаётся в болоте. Выходит следующая пара. Когда все выполнят задание, воспитатель назначает, кому выводить детей из болота. Тот подаёт увязшему ребёнку руку и показывает прыжками путь выхода из - болота.
Варианты: соревнование: «Кто быстрее переберётся через болото».
Русская народная игра «Горшки»
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге по разным направлениям.
Описание: Играющие изображают горшки, все садятся в круг. Позади каждого сидящего («горшка») становится другой игрок – хозяин («торговец»). Водящий, выбранный по жребию, находится вне круга. Обходя круг, водящий поочередно подходит к каждому «торговцу», кладет руки на голову «горшка».
Водящий: Нет ли продажных горшков?
Хозяин: Нет продажных.
Водящий идет к другим хозяевам с тем же вопросом, пока не услышит утвердительный ответ.
Xозяин: Купи, что дашь?
Водящий: Шильце, мыльце, белое белильце, белое полотенце.
Хозяин: Ладно, по рукам.
Оба ударяют по рукам и затем бегут в разные стороны вокруг круга. Кто первый прибежит к сидящему («горшку»), тот и становится хозяином, а опоздавший – водящий.
Правила: нельзя мешать бегающим играющим. Игра продолжается до тех пор, пока вызывает интерес.
Проект «Зима»
П/и «Снежная карусель»
Цель: упражнять в ориентировке на местности.
Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее, в конце концов бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении. Сперва они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и отпускают руки. После небольшого отдыха игра возобновляется.
Игра: «Снежки».
Цель: Развитие общей и мелкой моторики.
Педагог предлагает детям поиграть в снежки: «Смять большой лист бумаги получился снежок, а теперь попади в цель (на ковре лежит обруч)».
П/и «Снежная королева»
Цель: воспитывать быстроту и ловкость.
Игроки находятся на площадке, водящий – «Снежная королева» в стороне от игроков. По команде игроки разбегаются по площадке, а Снежная королева старается их догнать и запятнать. Тот, кого она коснулась, превращается в «льдинку» и остаётся стоять на месте.
Русская народная игра «Два Мороза»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, выдержке. Упражнять в ходьбе и беге.
Описание: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки с противоположных сторон встают два водящих мороза – Мороз - Красный нос и Мороз - Синий нос.
говорят:
Мы два брата молодые, Два Мороза Удалые
Я Мороз-Красный нос, Я Мороз – Синий нос,
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз.
После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Морозы догоняют их и стараются заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают других водящих. Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз», «замороженным» игрокам не сходить с места.
Проект «Новый год»
П/и «Замороженные».
Дети выбирают Деда Мороза со считалкой.
Кто в шубе?
Кто в шапке?
У кого красный нос?
Это ты — Дед Мороз!
После слов: - Дед Мороз, Дед Мороз!
Бабу снежную принес!
Баба, баба-снеговуха,
разбегаются, а до кого Дед Мороз дотронется, тот «заморожен» (садится на стульчик).
П/и «Не будите медведя»
Цель: учить бегать легко, обегая предметы, меняя направление и темп движения, увертываясь от водящего, с сохранением равновесия после внезапной остановки; формировать волевые качества личности детей (смелость, решительность, уверенность в своих силах); способствовать совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма ребенка; способствовать тренировке артикуляционного аппарата.
Описание игры: Из числа играющих выбирается медведь. На одном краю площадки обозначается дом медведя – берлога, в которой он спит. На другом – встают дети. Играющие хором читают стихотворение И. Толмаковой
- Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на елке - снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише... Не шуметь.
Во время произнесения текста игроки идут к «берлоге», имитируя скольжение на лыжах. По сигналу взрослого: раз-два-три – лови! Ребята стараются убежать от «проснувшегося» медведя и вернуться на линию старта. Выигрывают те дети, кому удастся большее количество раз остаться непойманными.
П/и «Берегись, заморожу!»
Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры: все играющие собираются на одной стороне площадки, и взрослый с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу!» — говорит он. Дети быстро бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в доме.
Народная игра «Иголка, нитка, узелок»
Цель: активизировать словарь существительных по теме, развитие высших психических функций.
Играющие дети становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают среди детей иголку, нитку и узелок.
Нитка, иголка ,узелок встают в круг, остальные дети берут друг друга за руки и проходят через круг нитки, иголки, узелка, называя разные виды одежды ( зимнюю, летнюю, одежду для мальчика или девочки), тот ребёнок, который не смог назвать нужную одежду становиться в круг.
Проект «Книжкина неделя»
П/и «По снежному мостику»
Цель: развитие равновесия, обучение прыжкам.
Материал: снежный вал.
Ход игры: ребёнок поднимается на снежный вал и проходит по нему до конца, сохраняя равновесие. Дойдя до конца вала, спрыгивает с него и поднимается на вал ещё раз. Если ребёнок боится идти один, взрослый помогает ему.
Удмуртская игра «Водяной»
Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Описание: водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:
Дедушка Водяной,
Что сидишь под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.
Круг останавливается. Водяной встает и с закрытыми глазами подходит к одному из играющих. Его задача – определить кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если Водяной отгадывает имя игрока, то они меняются ролями и игра продолжается.
Русская народная игра «Жмурки»
Цель: Развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.
Описание: Дети выбирают одного участника, накладывают ему на глаза повязку. По данному сигналу, участвующие в игре, бросаются в разные стороны, а ребенок с повязкой на глазах, стоящий посередине места для игры старается поймать кого-нибудь из бегущих.
Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он становится «жмуркой».
Правила: Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: "огонь"!
Варианты: Игра может проводиться с колокольчиком, который дети передают друг другу.
Народная игра «Баба - Яга»
Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.
Ход игры:
Играющие выбирают Баба – Яга. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют:
Баба-Яга, костяная нога,, - Дети ходят
С печки упала, ногу сломала. - по кругу.
Пошла в огород, испугала народ. - Идут в центр.
Побежала в баньку, - Из круга обратно.
Испугала зайку.
После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.
Проект «Животный мир»
П/и «Бездомный заяц»
Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.
Описание игры: из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы образуют «свой домик» (два зайца держаться за руки, создавая домик). Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой «домик»; К кому бездомный заяц встаёт спиной тот и становится водящим. Если охотник поймает, то меняются ролями.
Правила:
- охотник может ловить зайца только вне логова.
- Пробегать зайцам через логово нельзя.
- Если заяц вбежал в логово, он должен там остаться.
- Как только заяц вбежал в логово, находящийся там игрок должен немедленно выбежать.
Игроки, образующие кружок, не должны мешать зайцам вбегать и убегать.
П/и «Охотники и зайцы»
Цель: учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд врассыпную, действовать по сигналу. Закреплять умение бросать мяч стараясь попасть в зайцев. Развивать ловкость, глазомер.
Описание игры: выбирается охотник, остальные дети – зайцы. На одной стороне площадки отводится место для охотника, на другой дом зайцев. Охотник ходит по залу, делая вид что ищет следы зайцев, а затем возвращается к себе. Зайцы выпрыгивают на двух ногах или на право, на левой поочерёдно в разных направлениях. По сигналу: «Охотник!» - зайцы убегают в дом, а охотник бросает в них мяч. Те в кого он попал, считаются подстреленными, и он забирает их в свой дом.
Варианты: охотников может быть 2-3, и у зайцев дома нет они просто увёртываются от мяча.
П/и «Стадо и волк»
Цель: Развивать умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в ходьбе и быстром беге.
Описание: на одной стороне площадки очерчиваются кружки, квадраты. Это постройки: телятник, конюшня. Остальная часть занята «лугом». В одном из углов на противоположной стороне находится «логово волка» (в кружке). Воспитатель назначает одного из играющих «пастухом», другого- «волком», который находится в логове. Остальные дети изображают лошадей, телят, которые находятся на скотном дворе, в соответствующих помещениях. По знаку воспитателя «пастух» по очереди подходит к «дверям» телятника, конюшни и как бы открывает их. Наигрывая на дудочке, он выводит все стадо на луг. Сам он идет позади. Играющие, подражая домашним животным щиплют траву, бегают, переходят с одного места на другое, приближаясь к логову волка. «Волк»- говорит воспитатель, все бегут к пастуху и становятся позади него. Тех, кто не успел добежать до пастуха, волк ловит и отводит в логово. Пастух отводит стадо на скотный двор, где все размещаются по своим местам.
Правила: волк выбегает из логова только после слова «волк». Одновременно с выбегающим волком все играющие должны бежать к пастуху. Не успевших встать позади пастуха, волк уводит к себе.
Варианты: в игру включить «водопой», нагибаются и как бы пьют воду.
П/и «Волк во рву»
Цель: Учить детей перепрыгивать, развивать ловкость.
Описание: Поперек площадки (зала) двумя параллельными линиями на расстоянии около 100 см одна от другой обозначен ров. В нем находится водящий - волк. Остальные дети — козы. Они живут в доме (стоят за чертой вдоль границы зала). На противоположной стороне зала линией отделено поле. На слова «Козы, в поле, волк во рву!» дети бегут из дома в поле и перепрыгивают по дороге через ров. Волк бегает во рву, стараясь осалить прыгающих коз. Осаленный ходит в сторону. Воспитатель говорит: «Козы, домой!» Козы бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. После 2—3 перебежек выбирается или назначается другой водящий.
Указания. Коза считается пойманной, если волк коснулся ее в тот момент, когда она перепрыгивала ров, или если она попала в ров ногой. Для усложнения игры можно выбрать 2 волков.
Народная игра «Совушка»
Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать выдержку, внимание. Проявлять творчество.
Ход игры:
Один из играющих изображает «сову», остальные –мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!» Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер1» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:
Ах ты, совушка - сова,
Золотая голова.
Что ты ночью не спишь,
Всё на нас глядишь?
Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает.
Проект «День защитника Отечества»
П/и «Осада»
Цель игры: развитие умения взаимодействовать в команде, меткости и ловкости.
В центре площадки чертят круг диаметром 3-4 м. играют две команды: одни – защитники, другие – нападающие. Защитники входят в круг, а нападающие окружают их за чертой, отойдя друг от друга на одинаковое расстояние. Нападающие три раза подряд перебрасывают мяч над кругом. Это условие для начала игры. В это время нападающие не имеют права ударять находящихся в кругу, а те не могут прыгать и ловить мяч.
После трех перебросов нападающие стараются уловить момент и ударить по кругу.
Дети в кругу стараются избежать ударов – защищаться, т.е. ловить мяч или стремиться удержать его в кругу. В случае удачной защиты играющие меняются ролями.
Правила: если удар нападающих достиг цели и мяч вылетел из круга, то защитник, в которого попал мяч, выбывает из игры. Если мяч не достиг цели, из игры выходит тот нападающий, который бросал мяч.
П/и «Огненный рубеж»
Цель игры: развитие меткости, формирование ОДС в метании.
Участники по очереди метают «гранату» (мешочки с песком). С расстояния 3 метров стараются попасть в вертикальную мишень – макет танка (картонная коробка с нарисованным на ней силуэтом танка).
П/и «Всадники - стрелки»
1 вариант – с одной стороны площадки устанавливают мишени (на веревке подвешивают вертикальные мишени, высотой 1-1,5 м). От мишени на расстоянии 2 -3 м проводят линию метания. Игроки располагаются на стартовой линии с другой стороны площадки.
Всадники сидят верхом на лошадях (палки с изображением головы лошади), у каждого в руках мяч малого размера. По команде игроки скачут к линии метания, стараясь попасть мячом в вертикальную цель, после чего возвращаются на свое место.
Правила: способ метания оговаривается заранее по желанию игроков, нельзя переходить линию метания, такой бросок будет не засчитан.
Игру можно проводит, как эстафету в двух – трех командах. Побеждает команда, которая больше наберет очков.
2 вариант – с участием взрослого. Папа везет ребенка на спине до ориентира, ребенок берет мешочек и бросает в корзину, папа возвращается так же с ребенком на спине.
Русская народная игра «Лошадки»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с высоким подниманием коленей, ходьбе, умению играть в коллективе.
Описание: Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал педагога "Лошадки" бегут, высоко поднимая колени. На сигнал "Кучер" - обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Воспитатель может повторить один и тот же сигнал подряд.
Художественное слово:
Гоп-гоп! Ну, скачи в галоп!
Ты лети, конь, скоро-скоро
Через реки, через горы!
Все-таки в галоп - гоп-гоп!
Трух-трух! Рысью, милый друг!
Ведь сдержать-то станет силы, -
Рысью-рысью, конь мой милый!
Трух-трух! Не споткнись, мой друг!
Правила игры: Бежать можно только после слова «догоняет».
Проект «Международный женский день»
П/и «Краски»
Задачи: учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на одной ноге, приземляясь на носок полусогнутую ногу. Развивать ловкость, быстроту движений, умение менять направление во время бега.
Описание игры: участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:
-Тук! Тук!
-Кто там?
-Покупатель.
-Зачем пришёл?
- За краской.
-За какой?
-За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» если покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель который набрал больше краски. Хозяин может придумать задание сложнее задание, например: скачи на одной ножке по красной дорожке.
Варианты: разговор повторяется, если покупатель угадал краску продавец говорит сколько стоит и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой ладони. С последним хлопком ребёнок изображавший краску убегает а покупатель догоняет его и, поймав, отводит в условленное место.
П/и «Коршун и наседка»
Задачи: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость.
Описание игры: в игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой. Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна.
Варианты: если детей много можно играть двумя группами.
П/и «Угадай, кого поймали»
Цель: Развивать наблюдательность, активность, инициативу. Упражнять в беге, в прыжках.
Описание: дети сидят на стульчиках, воспитатель предлагает пойти погулять в лес или на полянку. Там можно увидеть птичек, жучков, пчел, лягушек, кузнечиков, зайчика, ежика. Их можно поймать и принести в живой уголок. Играющие идут за воспитателем, а затем разбегаются в разные стороны и делают вид, что ловят в воздухе или присев на землю. «Пора домой»- говорит воспитатель и все дети, держа живность в ладошах, бегут домой и занимают каждый свой стульчик. Воспитатель называет кого-нибудь из детей и предлагает показать, кого он поймал в лесу. Ребенок имитирует движения пойманного зверька. Дети отгадывают, кого поймали. После они снова идут гулять в лес.
Правила: возвращаться по сигналу «Пора домой».
Варианты: поездка на поезде (сидят на стульчиках, имитируют руками и ногами движения и стук колес).
Народная игра «Малечина-Калечина»
Цель: Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений, чувство спортивного соперничества.
Описание: Играющие выбирают водящего. Все берут в руки по палочке и произносят:
Малечина-калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера,
До летнего?
После этих слов ставят палочку вертикально на ладонь или на кончик пальцев.
Водящий считает: «Раз, два, три ... десять!» Когда палка падает, ее следует подхватить второй рукой, не допуская полного падения на землю. Счет ведется только до подхвата второй рукой, а не до падения на землю. Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку.
Варианты: Палку можно держать по-разному:
1. На тыльной стороне ладони, на локте, на плече, на голове.
2. Удерживая палку, приседают, встают на скамейку, идут или бегут к начерченной линии.
3. Держат одновременно две палки, одну на ладони, другую на голове.
Правила игры: Пальцами другой руки (палочку) малечину - калечину поддерживать нельзя.
Проект «Весна»
П/и «Сокол и голуби»
Цель: упражнять детей в беге с увертыванием.
На противоположных сторонах площадки линиями обозначаются домики голубей. Между домиками находится сокол (водящий). Все дети – голуби. Они стоят за линией на одной стороне площадки. Сокол кричит: «Голуби, летите!» голуби перелетают (перебегают) из одного домика в другой, стараясь не попасться соколу. Тот, до кого сокол дотронулся рукой, отходит в сторону. Когда будет поймано 3 голубя, выбирают другого сокола.
П/ и «Птички и клетка»
Цель: повышение мотивации к игровой деятельности, упражнять бег – в положении полусидя с ускорением и замедлением темпа передвижения.
Дети распределяются на две группы. Одна образует круг в центре площадки (дети идут по кругу, держась за руки) – это клетка. Другая подгруппа – птички. Воспитатель говорит: «Открыть клетку!» Дети, образующие клетку, поднимают руки. Птички влетают в клетку (в круг) и тут же вылетают из нее. Воспитатель говорит: «Закрыть клетку!» дети опускают руки. Птички, оставшиеся в клетке, считаются пойманными. Они встают в круг. Клетка увеличивается, и игра продолжается, пока не останется 1-3 птички. Затем дети меняются ролями.
П/и «Карусель»
Цель: Развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами. Упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.
Описание: Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение: «Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели. А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом». В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу, сначала медленно, потом быстрее, затем бегут. Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли». Дети бегут 2 раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой и бегут в другую сторону. Затем воспитатель продолжает вместе с детьми: «Тише, тише, не спишите, карусель остановите. Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!». Движения карусели становятся все медленней. При словах «вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся.
Правила: Занимать места на карусели можно только по звонку. Не успевший занять место до третьего звонка, не принимает участия в катании. Делать движения надо согласно тексту, соблюдая ритм.
Варианты: Каждый должен занять свое место. Шнур положить на пол, бегая по кругу за ним.
Народная игра «Матушка Весна»
Цель: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей ходьбе, построению в круг.
Описание: Выбирается Весна. Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота.
Все дети говорят:
Идет матушка-весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел,
Всех детей провел;
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май –
Сколько хочешь, гуляй!
Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.
Правила: Не размыкать цепочку.
Проект «В гостях у сказки»
П/и «Теремок»
Дети стоят в кругу – это теремок. Несколько детей одевают маски героев сказки: мышки, лягушки, зайца, волка, лисички и медведя.
Дети поднимают руки, сцепленные друг с другом и говорят слова:
«Вот стоит теремок
Он не низок, не высок.
Как войдет в него зверек,
Так захлопнется замок»
Во время проговаривания слов дети в масках зверей вбегают в круг и выбегают из него. На слова воспитателя «ХЛОП» дети опускают сцепленные руки. Кто попадется, перестаёт быть «зверьком» и встает в теремок с остальными детьми. Игра проводится, пока не останется самый ловкий.
П/и «Волк и козлята»
Выбирается волк, остальные дети - козлята.
Дети - козлята прыгают по площадке, приговаривая:
«Мы веселые козлята
Озорные все ребята,
Не боимся никого
Кроме волка одного. (подходят к волку)
Серый волк, не зевай
Нас скорее догоняй»
На последние слова «волк» догоняет «козлят». Кого поймал (осалил), тот приседает. Игра останавливается, когда поймана большая часть ребят. Затем выбирается новый «волк».
П/и «Красная Шапочка»
Дети стоят в кругу со сцепленными руками. В центре ребенок, у которого на голове красная шапочка, слегка прикрывающая глаза.
Дети идут вокруг Красной Шапочки и говорят:
«Маленькая девочка
Красненькая Шапочка
К бабушке с корзинкой шла
И ребяток здесь нашла.
Шапочку ты не снимай,
Кто позвал тебя, узнай?»
Ребенок, на которого указывает воспитатель, зовет : - «Красная Шапочка». Она должна угадать, кто её позвал, назвать имя.
Угаданный ребенок становится Красной Шапочкой.
П/и «Бармалей»
Выбирается ребенок – Бармалей, ему одевается маска героя.
Он подходит к детям со словами:
«Я добрейший Бармалей
Очень я люблю детей.
Кто пойдет со мной гулять:
Бегать, прыгать и скакать?»
Дети отходят от Бармалея, приговаривая:
«Не хотим с тобой идти,
Лучше нас ты догони!»
Дети убегают от Бармалея. Пойманных детей он уводит в свой «домик». Затем игра продолжается с вновь выбранным ребенком.
П/и «Муха- Цокотуха»
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре - ребенок в шапочке Мухи- Цокотухи. Дети идут по кругу, проговаривая слова:
«Муха, Муха – Цокотуха, позолоченное брюхо,
В гости мы к тебе идем кого хочешь, приведем?
Может пчелок полосатых? Или гусениц мохнатых?
Кровопийцев - комаров? Или толстых червяков?»
Ребенок в центре (Муха - Цокотуха) выбирает. Если ребенок назвал пчелок, то дети летят по кругу и жужжат; если гусениц - идут мелкими шагами; если комариков - летят, произнося «з-з-з»; если червяков - идут по кругу, попеременно наклоняя и поднимая туловище.
После каждого показа ведущий выбирает ребенка, который, по его мнению, выполняет движения лучше всех и он становится ведущим.
П/и «Зайцы и лиса»
Дети в масках зайчиков стоят в кругу. Ребенок в маске лисы ходит за кругом и говорит:
«Ох, растаял домик мой
Как же мне идти домой.
Надо к зайчику бежать
Его домик отобрать»
Подходит к домику одного из «зайчиков», стучится:
«Тук- тук- тук… Серый зайка, выбегай
И со мною поиграй»
«Зайка» и «Лиса» бегут наперегонки за кругом: кто первый займет домик. Кто проиграл - тот становится «лисой».
П/и «Цветик-семицветик»
Каждая команда образует свой круг вокруг серединки цветка, который лежит на полу. Серединки расположены в разных местах зала. Одновременно играют три команды. Пока звучит музыка, дети со своими лепестками бегают врассыпную. С окончанием музыки нужно выложить цветок.
Хороводная игра "Бабка Ежка"
В середине круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ежка - костяная ножка!
С печки упала, ногу сломала,
А потом и говорит: «У меня нога болит».
Пошла она на улицу - раздавила курицу.
Пошла на базар – раздавила самовар.
Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.
Проект «День Победы»
П/и «Ловкие солдаты»
Цель игры: формировать ОДС в бросании и ловле мяча.
Дети делятся на 2- 3 команды и выстраиваются в параллельные колонны. Напротив каждой команды на расстоянии 2 -3 м встают капитаны, у каждого в руках мяч. По сигналу капитаны бросают мяч (заранее установленным способом – двумя руками снизу, из-за головы, от груди, от плеча и т.п.) первому игроку в своей команде. Тот ловит мяч, возвращает капитану и сразу приседает. Те же действия – обмен передачи мяча – капитаны выполняют со вторым, третьим и остальными игроками своей команды. Каждый игрок, вернув мяч капитану, приседает. Когда последний игрок отдает мяч капитану, тот поднимает его вверх, после чего все игроки команды быстро встают. Победителем считается команда, чьи игроки быстрее и точнее выполняют передачи мяча. При каждом повторении игры выбирают новых капитанов команд.
П/и «Снайпер»
Цель: Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений, чувство спортивного соперничества.
1 вариант -Проводятся две параллельные линии на расстоянии 8-10 м друг от друга. В середине между ними чертят круг диаметром 2 м. Один игрок –снайпер. Он с мячом в руках стоит в кругу. По сигналу остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Снайпер старается попасть в них мячом, момент броска он определяет сам. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают снайперу. Тот игрок, в кого попали мячом, выбывает из игры. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.
2 вариант – Снайпер стоит в центре круга (в обруче), возле него лежат 6- 8 мягких
мячиков. По сигналу игроки начинают бегать по кругу, стараясь увернуться от мяча. Снайпер продолжает стрельбу, пока у него не кончатся патроны «мячики». Каждый мяч можно использовать только один раз.
Народная игра «В ногу»
Цель: Развивать, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в метании.
Описание: Дети делятся на две равные по числу команды. Вдоль одной из линий чертятся круги диаметром около 30-ти сантиметров, согласно количеству игроков одной команды. После этого, игроки одной команды строятся шеренгой по линии, поставив одну ногу в нарисованный круг. Игроки противоположной команды стоят напротив, на определенном, заранее установленном расстоянии. Их задача попасть мягкими мячами в игроков команды-соперницы. Игра длится по количеству установленных бросков (например, по 5), после чего команды меняются местами. За каждое попадание можно начислять баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Правила: Во время игры запрещается бросать мяч в лицо, а игрокам, находящимся в кругах, отрывать ногу, находящуюся в кругу от земли.
Проект «С днём рождения Санкт – Петербург»
П/и Медный всадник
Цель: Закреплять умение выполнять ходьбу и прямой галоп по кругу с соблюдением его размеров. Развивать чувство ритма при выполнении движений под стихотворный текст, содействовать развитию ловкости во время бега с ловлей и увертыванием.
Описание: Дети встают в большой круг. В середине круга располагается ребенок, который в игре будет исполнять роль Петра I. Он принимает позу, имитирующую памятник.
По сигналу педагога участники игры совместно со взрослым начинают произносить слова и ритмично идти вправо/влево по кругу обычной ходьбой или с высоким подниманием колен (руки вперед и чуть согнуты). «Петр» идет в противоположном направлении по кругу, имитируя движения всадника.
Медный всадник просыпается.
Конь его бежит, старается.
Вдоль Невы на заре скачет Петр на коне.
Как живет мой Петербург?
Что построили там, тут?
От меня не убегайте!
На вопрос мой отвечайте!
По окончании слов начинается бег с ловлей и увертыванием.
Ребенок, которого ведущий в игре коснулся рукой, останавливается. Останавливаются и все участники игры. «Петр» громко задает один любой вопрос (например: «Фамилия, имя?», «Как называется улица, на которой ты живешь?», «Сколько тебе лет?», «Кто основал Петербург?», «Что такое зоосад и /или детский сад?», «Какие реки/мосты/дворцы Петербурга ты знаешь?»). Короткой фразой ребенок громко отвечает.
После ответа «Петр» произносит: Как живет мой Петербург?
Бег возобновляется (в игре нет выбывающих). После того, как 3-4 ребенка ответили на вопрос, педагог произносит: «Петр, спи! Стоп! Замри!». Ребенок, исполняющий роль Петра I, останавливается, принимает позу, изображая «Медный всадник». Все дети ходят вокруг него, останавливаются, приседают, наклоняются, произносят слово: «Чик» - изображают туристов, которые фотографируют памятник.
Игра заканчивается. Выбирают нового ведущего.
Вариант. При хорошем уровне подготовленности детей в первой части игры все участники выполняют прямой галоп вместо ходьбы. В этом случае текст произносит педагог.
Чередовать варианты с ходьбой и передвижением прыжками.
П/и Погулять по Петербургу, прокатиться под мостами
Цель: Закреплять умение выполнять ходьбу врассыпную не наталкиваясь друг на друга. Развивать чувство ритма при выполнении движений под стихотворный текст, ловкость при передвижении под препятствиями. Содействовать развитию внимания и памяти.
Описание: Перед началом игры дети распределяются на 2-3 команды с четным количеством игроков. Участники команды запоминают друг друга.
По сигналу педагога: «Гуляем по Петербургу!» дети начинают ритмично выполнять ходьбу по одному или парами врассыпную по площадке и вместе со взрослым произносить слова.
Погулять по Петербургу каждый хочет, каждый рад
Посмотреть Адмиралтейство и, конечно, Летний сад,
Прокатиться под мостами каждый тоже очень рад,
Посмотреть с воды, какой он? И каков его наряд?
По Фонтанке, по Неве и по Мойке - реке
Отправляемся мы в путь! Про друзей ты не забудь!
В катер быстро садись! Все скорее – торопись!
С окончанием слов команды строятся в колонну по 2 (парами) за обозначенной для начала движения линией. Дети каждой пары берут друг друга за руки, все участники поднимают соединенные руки вверх, образуя «мосты». После построения команды, без дополнительного сигнала начинается движение («путешествие под мостами») – последняя пара пробегает под поднятыми руками, встает впереди команды и т.д. (по типу игры «Ручеек»). Игра заканчивается, когда все участники команды пересекут определенную линию – линию окончания маршрута. Педагог спрашивает детей о том, по каким рекам, под какими мостами они проплывали. Ребята могут задать те же вопросы товарищам из других команд.
П/и Река Нева
Цель: Закреплять умение выполнять передвижение (ходьба, бег) за ведущим. Содействовать развитию выносливости при выполнении движения продолжительное время, ловкости в процессе бега с ловлей и увертыванием. Развивать умение переключаться с одного действия на другое в соответствии со словесными командами (текстом).
Описание: Выбирают ребенка, который будет исполнять роль реки «Нева». Дети встают в колонну за ним.
Похвалялася Нева – глубокая я, широка!
День и ночь текла так важно, полноводная река.
Педагог (четко , ритмично для ходьбы; спокойно, плавно для бега)
Дети в колонне по одному идут или бегут в медленном темпе за ведущим, который передвигается «змейкой» с одной стороны площадки на другую или меняет направление по желанию.
После окончания слов дети продолжают выполнять движения еще 20-60 секунд без текстового сопровождения.
Рано утром от реки побежали ручейки.
Педагог
Ребята расходятся /разбегаются по площадке и продолжают передвижения врассыпную 20-30 с.
Ведущий останавливается.
Что такое? Вы куда?
Ребенок, исполняющий роль реки Нева
Дети передвигаются по площадке.
Ведущий мимикой и жестами изображает удивление.
Удивилася Нева
Педагог:
Так я просто похудею, так я быстро обмелею.
Буду всех вас собирать, полноводность сохранять!
Ребенок, исполняющий роль реки Нева
С окончанием слов начинается бег с ловлей и увертыванием.
Ребята, которых ведущий коснулся рукой, считаются пойманными, они выполняют ходьбу по периметру площадки.
Нева – полноводная река!
Педагог (после того, как будут пойманы 3-4 ребенка или по прошествии 1- 1, 5 минут бега с ловлей и увертыванием)
Все дети пристраиваются к пойманным ребятам. Ведущий встает в начале колонны.
Похвалялася Нева – глубокая я, широка!
День и ночь текла так важно, полноводная река.
Педагог
Дети идут за ведущим, который передвигается «змейкой» с одной стороны площадки на другую или меняет направление по желанию.
Игра возобновляется с новым ведущим.
Народная игра «Цепи кованные»
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в построении в две шеренги, беге.
Описание: Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит:
- Цепи, цепи, разбейте нас!
Кем из нас? – отвечает другая
- Стёпой! - отвечает первая
Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«День народного единства». Познавательное мероприятие в старшей группе детского сада.
Сценарий мероприятия ко Дню народного единства...
Знакомство с народной культурой и традициями в старшей группе детского сада.
Знакомство с народной культурой и традициями в старшей группе «Б».Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относит...
Дидактическая подвижная игра на ориентировку в пространстве в старшей группе детского сада «Транспорт»
Цель: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за, составляя виды транспорта: самолёт, корабль, автобус, грузовик и пр....
Картотека подвижных игр в старшей группе детского сада
Картотека подвижных игр в старшей группе детского сада. Составила Багинская Т.А....
Изучение истории и культуры России в детском саду на примере русского народного творчества, истории родного города и русских традиций . (старшая группа детского сада )
Патриотизм — явление естественное и необходимое для полноценного существования каждого гражданина. Патриотизм — это чувство гордости за свою Родину. Дошкольный возраст — пора интенси...
Конспект занятия по художественной литературе на тему: Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей» в старшей группе детского сада
Конспект занятия по художественной литературе на тему: Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей» в старшей группе детского сада...
картотека подвижных игр в старшей группе детского сада
картотека подвижных игр в старшей группе детского сада...