Утренняя гимнастика в детском саду
консультация по физкультуре
Предварительный просмотр:
Утренняя гимнастика в детском саду
Утренняя гимнастика – снимает остаточное торможение после ночного сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует воспитанию хорошей осанки; подготавливает организм ребёнка к последующим нагрузкам; ребёнок получает заряд бодрости на целый день.
Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом.
Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.
Задачи утренней гимнастики:
- создать радостный эмоциональный подъём, «разбудить» организм ребёнка, настроить на действенный лад.
- воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям.
- развивать все группы мышц, координацию движений, силу и выносливость.
- воспитывать умение одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнения под музыку.
Виды гимнастики:
- Утренняя гимнастика;
- Оздоровительно – профилактическая гимнастика (бодрящая гимнастики или гимнастика после дневного сна)
При наличии в группах значительного числа детей с нарушением осанки желательно проводить со всей группой физические упражнения корригирующего характера после дневного сна.
Цель оздоровительно-профилактической гимнастики: закаливание и оздоровление организма.
- Гимнастика для глаз
Зрение позволяет воспринимать около 30 % информации об окружающем мире. Недаром народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», подчёркивая тем самым большую информативность зрения по сравнению с другими органами чувств. Поэтому наряду со многими вопросами воспитания и обучения детей важную роль играет охрана их зрения.
- Дыхательная гимнастика
От дыхания во многом зависят здоровье ребёнка, его физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость.
Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межрёберными мышцами.
Цель дыхательной гимнастики:
- Приучать детей к правильному дыханию
- Укреплять дыхательную мускулатуру
- Закаливание и оздоровление организма
- Профилактика заболеваний верхних дыхательных путей (учить детей дышать через нос)
- Насытить головной мозг кислородом (улучшение работоспособности)
- Успокоить детей после физической нагрузки и восстановить организм
- Пальчиковая гимнастика
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Значение гимнастики:
- Развитие и совершенствование мелкой моторики рук, подготовка кисти руки к письму
- Развивается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности
- Развивается межполушарное взаимодействие (при работе двумя руками), повышается работоспособность коры головного мозга, стимулируется развитие мышления и пространственных представлений
- Вызывает у детей положительные эмоции
- Способствует развитию речи и творческой активности
- Развивает воображение
- Психогимнастика – курс специальных занятий, упражнений, этюдов, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка с учётом влияния на различные типы индивидуальных особенностей двигательной сферы у детей, выявленных психологом совместно с педагогами.
- Релаксация
Использование в работе с детьми релаксационных тренажей помогает решить задачи:
- укрепление физического здоровья и формирование правильной осанки
- формирование положительных эмоций и чувств
- формирование оптимистического мироощущения: позитивного отношения к жизни, активности и уверенности в себе.
- Самомассаж и точечный массаж
Задачи:
- Способствует расслаблению мышц и снятию нервно- эмоционального напряжения, воздействуя на некоторые активные точки.
- Является эффективным элементом закаливания.
- Усиливает кровообращение и поднимает работоспособность мозга
Формы утренней гимнастики.
Используются различные формы проведения утренней гимнастики:
- традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;
- обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробушки» и др.;
- игрового характера (из 3-4 подвижных игр);
- с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;
- оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);
- с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей);
- с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и т.д.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля», «Беговая дорожка», «Батут» и др.)
Методика проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп.
Для осуществления оздоровительных и воспитательных задач утренняя гимнастика должна проводиться в точно условленное по режиму время и соответствовать содержанию программе. Первое требование к ней - необходимость обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.
Методики проведения утренней гимнастики на воздухе.
Весной и летом, как правило, утренняя гимнастика проводится с детьми во всех возрастных группах на участке. Воспитатель в зависимости от погоды регулирует физическую нагрузку: при понижении температуры увеличивает ее, изменяя темп выполнения упражнения; при повышении температуры снижает, чтобы избежать перегревания организма. Летом дети занимаются в трусах и босиком.
Поздней осенью и зимой утренняя гимнастика может проводиться на участке, но только с детьми шестого года жизни, причем с детьми наиболее физически подготовленными и закаленными. Обязательное условие - врачебный контроль. Занятие проводиться в облегченной форме (например, в лыжных костюмах). Упражнения подбираются с учетом одежды и выполняются в более энергичном темпе. Особенно тщательно нужно следить за тем, чтобы дети не охлаждались.
Методики проведения утренней гимнастики в смешанной по возрасту группе.
Методика проведения утренней гимнастики в смешанной группе имеет свои особенности. Основным требованием является учет возрастных особенностей детей в подгруппах. В связи с этим упражнения утренней гимнастики подбираются отдельно для каждой подгруппы в соответствии с программой и возможностями детей. Последовательность проведения гимнастики с каждой подгруппой определяется режимом в целом. Недопустимо объединять детей различного возраста для выполнения общих для всех упражнений: в таких случаях младшие по возрасту дети выполняют непосильные упражнения, рассчитанные на более старших, и утомляются, а старшие, выполняя упражнения для младших, теряют интерес и не получают необходимой им физической нагрузки. Все указанное нарушает задачи оздоровления организма и повышения жизненного тонуса, присущее утренней гимнастике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Утренняя гимнастика в детском саду 3-5 лет (карточки)
19 страниц (комплексов). В каждом комплексе утренней гимнастики есть свой сюжет, интересный и знакомый детям персонаж: Воробьи-воробышки, Киска, Цирковые медвежата, Заинька-зайчишка и другие. В заключ...
Утренняя гимнастика в детском саду 2-3 лет (карточки)
19 страниц (комплексов) и 13 страниц приложения. В каждом комплексе утренней гимнастики есть свой сюжет, игрового характера: Звонкие погремушки, Герои сказок, Любимые игрушки, и другие.А также упражне...
Утренняя гимнастика в детском саду 6-7 лет (карточки)
13 страниц (комплексов). В каждом комплексе утренней гимнастики есть свой сюжет, интересный и знакомый детям персонаж: Времена года, Деревья, кустарники, Виды спорта, Птицы и насекомые, Мы дружные и д...
Утренняя гимнастика в детском саду 5-6 лет (карточки)
17 страниц (комплексов). В каждом комплексе утренней гимнастики есть свой сюжет, интересный и знакомый детям персонаж: Мы художники, Дни недели, Домашние животные, Профессии и другие. В заключительную...
Утренняя гимнастика в детском саду
Материал содержит 20 разработанных конспектов (на весь год) утренней гимнастики в подготовительной к школе группе, с предметами и без предметов....
Утренняя гимнастика в детском саду
Данная статья сможет помочь педагогам ДОУ в проведении утренней гимнастики в забавной, игровой форме с использованием комплекса гимнастики для глаз "Весёлая неделька", которую можно проводить и самост...
«Ритмическая гимнастика как форма проведения утренней гимнастики в детском саду».
Презентация «Ритмическая гимнастика как форма проведения утренней гимнастики в детском саду»....