Влияние двигательной активности на психическое и социальное здоровье детей
консультация

Хайруллина Альфия Мифтаховна

При рассмотрении основных процессов функционирования нервной системы становится ясным, что без движения невозможно осуществление ни одного психического процесса. Таким образом, движение определяет не только физическое здоровье, но и является основой психического и социального здоровья, которые тесно взаимосвязаны между собой, так как развитие психики есть социальный процесс, который осуществляется в процессе активной деятельности ребенка.

Еще знаменитыми физиологами И.М. Сеченовым и И.П. Павловым было установлено, что психическая деятельность происходит не самопроизвольно, а в тесной зависимости от телесной деятельности и от окружающих условий. Это позволило И.М. Сеченову утверждать, что все внешние проявления мозговой деятельности человека действительно могут быть сведены на мышечное движение.

Двигательная активность влияет на основные психические процессы, связанные с высшей нервной деятельностью: мышление, внимание, память, волю (произвольность в поведении), познавательную активность.

Для развития психических процессов необходима богатая сенсорная среда, с которой ребенок должен взаимодействовать в процессе двигательной активности. Свободно передвигаясь, ребенок познает множество предметов и явлений, их пространственные и причинные отношения. Зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и другие ощущения подвергаются анализу, и тут же происходит их «сортировка» и объединение в комплексы, ощущения сливаются в образы предметов. Этот процесс И.М. Сеченов назвал предметным мышлением, так как деятельность мозга вызывается здесь свойствами и состоянием предметов (цвет, форма, запах, удаленность, приближение и др.). Путем последовательного слияния ряда рефлексов и многократного их повторения ребенок выделяет эту сумму рефлексов, в результате чего получается представление о предмете (знание в элементарной форме). Процесс выделения соответствующих рефлексов в мозге и последовательная интеграция в целостный образ предмета подразумевает широкое участие двигательного анализатора.

Во время организованной двигательной активности ребенок учится сознательно управлять своими движениями, самостоятельно наблюдать и анализировать различные ситуации, выбирая наиболее эффективный способ реализации двигательного поведения для данных условий при взаимодействии со средой. Осуществляется воспитание таких волевых качеств, как смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание.

Речевая моторика, формирование артикуляций также являются сенсомоторным процессом (наличие образа, его словесное обозначение и действие). М.М. Кольцовой было доказано, что в формировании речи важное значение приобретают тонкие движения пальцев рук. В исследованиях выявлено, что развитие артикуляции звуков речи у детей чрезвычайно облегчается, если у них тренируются движения пальцев рук, что связано с мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий.

В процессах внимания, согласно существующей моторной теории внимания Т. Рибо, огромную роль так же играют движения. Именно благодаря их избирательной и целенаправленной активизации происходят концентрация и усиление внимания на предмете, а также поддержание внимания на данном предмете в течение определенного времени. В процессе организованной двигательной активности ребенок учится удерживать внимание на выполняемой деятельности. Это происходит, например, при выполнении общеразвивающих упражнений, в играх на развитие внимания (с включением различных сигналов).

Функциональная асимметрия мозга имеет большое значение в процессах восприятия, памяти и мышления. Левое полушарие связано с абстрактными, вербально-логическими способами переработки информации и осуществляет в основном аналитический подход к формированию образа, связанного с последовательным анализом его элементов. Левому полушарию принадлежит ведущая роль в мозговом обеспечении речевых процессов. Правое полушарие связано с конкретными способами передачи информации, с анализом и синтезом наглядно-образной информации. Однако известно, что изолированно левое полушарие не в состоянии интегрировать воспринятые и выделенные элементы в целостный образ. Этот процесс происходит совместно с правым полушарием. Для улучшения межполушарного взаимодействия и активизации высших психических процессов необходимо формирование второго уровня ОДС, связанного с локомоциями и манипуляциями.

 Движение и социализация ребенка

Благодаря телесно-двигательной деятельности происходит социализация ребенка.

И.С. Кон определяет процесс социализации как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность».

От того, какая у ребенка самооценка, зависит социальный статус, возможность взаимодействия с социумом, оптимальность его адаптационных характеристик и, по сути, таково его здоровье. Неадекватное поведение взрослых может привести к отрицательному отношению ребенка к самому себе, неуверенностью в себе, т.е. к социально-неуверенному поведению.

Приобщение к физической культуре способствует формированию гармонично развитой личности. С момента своего появления на свет ребенок является человеком и индивидом, но он еще не является личностью. Осознание собственной телесности, положительное к ней отношение, идентификация себя с окружающим миром является важным аспектом формирования личности.

К данному аспекту относятся два взаимосвязанных и взаимодействующих уровня восприятия человеком своего тела - комплекс неосознаваемых переживаний телесных состояний («телесное самосознание» или «телесное самоощущение») и осознанные представления об устройстве, состоянии, наружности и положении тела («образ моего тела для меня»).

Представления первого уровня формируются в процессе предметной жизнедеятельности, а их психологической основой является динамика ощущения границ тела. Благодаря им человек обретает способность выделения самого себя из природной и социальной реальности и, вместе с тем, единения с ней. Ребенок раннего возраста выделяет себя как физический индивид - он начинает ощущать свое тело и управлять им. Это обеспечивает возможность практических действий и познавательных операций.

Очень скоро ребенок начинает выделять себя и как персону (это происходит на протяжении всего раннего детства), как носителя определенного имени (имя собственное, местоимение «я» соединяются в его сознании с определенным физическим обликом). Идентификация, как социально-генетический аспект, является для ребенка сложной формой мироосвоения. Она обозначает и процесс переживания своей тождественности с другими людьми, в результате чего происходит структурирование самосознания, которое способствует развитию особого свойства, отличающего его от всех других существ и определяющего человеческую специфичность, а именно «телесного самосознания», что необходимо для развития личности.

Незрелость нервно-мышечных систем напрямую связана с социальным здоровьем ребенка. Слабое развитие мышц-разгибателей тела обусловливает слабую статистическую выносливость; наличие мышечных блоков ведет к появлению приспособительных поз, отрицательно влияющих на формирование осанки; телесная неловкость затрудняет координацию ребенка; слабое развитие системы равновесия порождает неустойчивое чтение и трудности в освоении письма; бедность выразительных движений влияет на эффективность формирования коммуникативных навыков.

Большую роль в воспитании взаимоотношений и социальной уверенности играют подвижные игры. В игре дети учатся самостоятельно договариваться, действовать согласованно, считаться с мнением большинства, но и отстаивать свою позицию. Активные действия в игре помогают детям устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость, помогают занять должное место в коллективе.

Е.А. Аркин отмечал, что под воздействием упражнений в основных движениях изменяется характер ребенка. Свободные, раскрепощенные движения порождают свободу личности, воспитывают смелость и решительность, раскованность и активность поведения, доброжелательные отношения со сверстниками. В играх происходит активное развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, наблюдательности, сообразительности, положительных эмоций.

Кроме того, следует отметить, что во время двигательной активности в центральной нервной системе и в мышцах происходит разрушение гормонов стресса, что особенно важно в современном обществе, когда ребенок должен воспринять и переработать огромное количество информации.

 Роль родителей в формировании здоровья ребенка

Подводя итоги, необходимо еще раз отметить, что для развития здорового во всех отношениях ребенка необходимо обеспечить ему оптимальную двигательную активность в богатой предметно-пространственной среде, при этом двигательная активность должна быть ежедневным спутником ребенка. В первую очередь это зависит от родителей, их заинтересованности в Здоровье своих детей. Только если родители осознают важность оптимальной двигательной активности в становлении физического, психического и социального здоровья, а также активно включаются в этот процесс сами, можно говорить о том, что их дети вырастут здоровыми, гармонично развитыми личностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_konsultatsiya.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние двигательной активности на психическое и социальное здоровье детей.

При рассмотрении основных процессов функционирования нервной системы становится ясным, что без движения невозможно осуществление ни одного психического процесса. Таким образом, движение определяет не только физическое здоровье, но и является основой психического и социального здоровья, которые тесно взаимосвязаны между собой, так как развитие психики есть социальный процесс, который осуществляется в процессе активной деятельности ребенка.

Еще знаменитыми физиологами И.М. Сеченовым и И.П. Павловым было установлено, что психическая деятельность происходит не самопроизвольно, а в тесной зависимости от телесной деятельности и от окружающих условий. Это позволило И.М. Сеченову утверждать, что все внешние проявления мозговой деятельности человека действительно могут быть сведены на мышечное движение.

Двигательная активность влияет на основные психические процессы, связанные с высшей нервной деятельностью: мышление, внимание, память, волю (произвольность в поведении), познавательную активность.

Для развития психических процессов необходима богатая сенсорная среда, с которой ребенок должен взаимодействовать в процессе двигательной активности. Свободно передвигаясь, ребенок познает множество предметов и явлений, их пространственные и причинные отношения. Зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и другие ощущения подвергаются анализу, и тут же происходит их «сортировка» и объединение в комплексы, ощущения сливаются в образы предметов. Этот процесс И.М. Сеченов назвал предметным мышлением, так как деятельность мозга вызывается здесь свойствами и состоянием предметов (цвет, форма, запах, удаленность, приближение и др.). Путем последовательного слияния ряда рефлексов и многократного их повторения ребенок выделяет эту сумму рефлексов, в результате чего получается представление о предмете (знание в элементарной форме). Процесс выделения соответствующих рефлексов в мозге и последовательная интеграция в целостный образ предмета подразумевает широкое участие двигательного анализатора.

Во время организованной двигательной активности ребенок учится сознательно управлять своими движениями, самостоятельно наблюдать и анализировать различные ситуации, выбирая наиболее эффективный способ реализации двигательного поведения для данных условий при взаимодействии со средой. Осуществляется воспитание таких волевых качеств, как смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание. 

Речевая моторика, формирование артикуляций также являются сенсомоторным процессом (наличие образа, его словесное обозначение и действие). М.М. Кольцовой было доказано, что в формировании речи важное значение приобретают тонкие движения пальцев рук. В исследованиях выявлено, что развитие артикуляции звуков речи у детей чрезвычайно облегчается, если у них тренируются движения пальцев рук, что связано с мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий.

В процессах внимания, согласно существующей моторной теории внимания Т. Рибо, огромную роль так же играют движения. Именно благодаря их избирательной и целенаправленной активизации происходят концентрация и усиление внимания на предмете, а также поддержание внимания на данном предмете в течение определенного времени. В процессе организованной двигательной активности ребенок учится удерживать внимание на выполняемой деятельности. Это происходит, например, при выполнении общеразвивающих упражнений, в играх на развитие внимания (с включением различных сигналов).

Функциональная асимметрия мозга имеет большое значение в процессах восприятия, памяти и мышления. Левое полушарие связано с абстрактными, вербально-логическими способами переработки информации и осуществляет в основном аналитический подход к формированию образа, связанного с последовательным анализом его элементов. Левому полушарию принадлежит ведущая роль в мозговом обеспечении речевых процессов. Правое полушарие связано с конкретными способами передачи информации, с анализом и синтезом наглядно-образной информации. Однако известно, что изолированно левое полушарие не в состоянии интегрировать воспринятые и выделенные элементы в целостный образ. Этот процесс происходит совместно с правым полушарием. Для улучшения межполушарного взаимодействия и активизации высших психических процессов необходимо формирование второго уровня ОДС, связанного с локомоциями и манипуляциями.

 Движение и социализация ребенка

Благодаря телесно-двигательной деятельности происходит социализация ребенка.

И.С. Кон определяет процесс социализации как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность».

От того, какая у ребенка самооценка, зависит социальный статус, возможность взаимодействия с социумом, оптимальность его адаптационных характеристик и, по сути, таково его здоровье. Неадекватное поведение взрослых может привести к отрицательному отношению ребенка к самому себе, неуверенностью в себе, т.е. к социально-неуверенному поведению.

Приобщение к физической культуре способствует формированию гармонично развитой личности. С момента своего появления на свет ребенок является человеком и индивидом, но он еще не является личностью. Осознание собственной телесности, положительное к ней отношение, идентификация себя с окружающим миром является важным аспектом формирования личности.

К данному аспекту относятся два взаимосвязанных и взаимодействующих уровня восприятия человеком своего тела - комплекс неосознаваемых переживаний телесных состояний («телесное самосознание» или «телесное самоощущение») и осознанные представления об устройстве, состоянии, наружности и положении тела («образ моего тела для меня»).

Представления первого уровня формируются в процессе предметной жизнедеятельности, а их психологической основой является динамика ощущения границ тела. Благодаря им человек обретает способность выделения самого себя из природной и социальной реальности и, вместе с тем, единения с ней. Ребенок раннего возраста выделяет себя как физический индивид - он начинает ощущать свое тело и управлять им. Это обеспечивает возможность практических действий и познавательных операций.

Очень скоро ребенок начинает выделять себя и как персону (это происходит на протяжении всего раннего детства), как носителя определенного имени (имя собственное, местоимение «я» соединяются в его сознании с определенным физическим обликом). Идентификация, как социально-генетический аспект, является для ребенка сложной формой мироосвоения. Она обозначает и процесс переживания своей тождественности с другими людьми, в результате чего происходит структурирование самосознания, которое способствует развитию особого свойства, отличающего его от всех других существ и определяющего человеческую специфичность, а именно «телесного самосознания», что необходимо для развития личности.

Незрелость нервно-мышечных систем напрямую связана с социальным здоровьем ребенка. Слабое развитие мышц-разгибателей тела обусловливает слабую статистическую выносливость; наличие мышечных блоков ведет к появлению приспособительных поз, отрицательно влияющих на формирование осанки; телесная неловкость затрудняет координацию ребенка; слабое развитие системы равновесия порождает неустойчивое чтение и трудности в освоении письма; бедность выразительных движений влияет на эффективность формирования коммуникативных навыков.

Большую роль в воспитании взаимоотношений и социальной уверенности играют подвижные игры. В игре дети учатся самостоятельно договариваться, действовать согласованно, считаться с мнением большинства, но и отстаивать свою позицию. Активные действия в игре помогают детям устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость, помогают занять должное место в коллективе.

Е.А. Аркин отмечал, что под воздействием упражнений в основных движениях изменяется характер ребенка. Свободные, раскрепощенные движения порождают свободу личности, воспитывают смелость и решительность, раскованность и активность поведения, доброжелательные отношения со сверстниками. В играх происходит активное развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, наблюдательности, сообразительности, положительных эмоций.

Кроме того, следует отметить, что во время двигательной активности в центральной нервной системе и в мышцах происходит разрушение гормонов стресса, что особенно важно в современном обществе, когда ребенок должен воспринять и переработать огромное количество информации.

 Роль родителей в формировании здоровья ребенка

Подводя итоги, необходимо еще раз отметить, что для развития здорового во всех отношениях ребенка необходимо обеспечить ему оптимальную двигательную активность в богатой предметно-пространственной среде, при этом двигательная активность должна быть ежедневным спутником ребенка. В первую очередь это зависит от родителей, их заинтересованности в Здоровье своих детей. Только если родители осознают важность оптимальной двигательной активности в становлении физического, психического и социального здоровья, а также активно включаются в этот процесс сами, можно говорить о том, что их дети вырастут здоровыми, гармонично развитыми личностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей"

Родительское собрание посвящено воспитанию здорового ребенка в семье и в детском саду....

Доклад к родительскому собранию «Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей»

Предлагаю доклад к родительскому собранию в подготовительной к школе группе детского сада о роли двигательной активности в физическом развитии детей...

Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей

Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей...

Влияние двигательной активности на психическое и физическое здоровье детей.

. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобильность защитных сил организма, повышает деятельность лейкоцитов. И напротив, недостатком движений вызывает изменения в ц...