РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ
учебно-методический материал по физкультуре

Щукина Римма Николаевна

Обычно молодежь начинала с Пасхи собираться на лужайке или в самом селении в свободные от работы и праздничные вечера, чтобы водить хороводы, петь песни, кататься на качелях, играть в горелки, лапту, мяч. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл русские народные хороводные игры23.66 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

Обычно молодежь начинала с Пасхи собираться на лужайке или в самом селении в свободные от работы и праздничные вечера, чтобы водить хороводы, петь песни, кататься на качелях, играть в горелки, лапту, мяч.

Для крестьянской молодежи хороводы имели не только досуговое, но и воспитательное значение: в них учились общению, нормам поведения, проверялись физические качества участников и ловкость их ума. Хороводы и сейчас не потеряли своей актуальности для воспитания детей. Их можно подобрать для детей любого возраста, поэтому каждому педагогу необходимо иметь в арсенале разные хороводные игры, которые он обязательно включает в работу.

ХОРОВОДНЫЕ ФИГУРЫ (под музыку)

Улитка 

Для её создания, в одном месте хоровода руки расцепляются, и хороводница начинает закручивать его вовнутрь. Постепенно образовывается 2-3 круга, далее хоровод раскручивается.

Змейка

Это линейно – волнистое движение, с постепенно уменьшающейся амплитудой. Хороводница начинает движение и выстраивает фигуру.

 Сторона на сторону (Игра «Плетень»)

Участники хоровода выстраиваются в две (реже в четыре) шеренги лицом друг к другу. В процессе хоровода, каждый плетень подходит к противоположному, кланяется ему и отходит на своё место. После того, как все плетни друг другу поклонились, участники свободно расходятся по площадке. По сигналу плетни должны построиться на свои места. Выигрывает плетень, который быстрее построится.

Со вьюном я хожу (хоровод)

Дети становятся в круг, лицом в центр. Один ребенок – ведущий. У него в руках – «вьюнок» (им может быть атласная лента или сплетенная косой веревочка с пришитыми к ней бумажными плотными листочками. Под пение первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя каждого ребенка) и на последнее слово куплета кланяется тому, перед кем останавливается.
С вьюном я хожу, С зеленым я хожу.
Я не знаю, куда Вьюн положить

С началом 2-го куплета за ведущим идет тот ребенок, кому поклонился ведущий.
Положи ты вьюн, Положи ты вьюн,
Положи ты вьюн На правое плечо.

На 3-й и на 4-й куплеты движения повторяются.
А со правого, А со правого,
А со правого На левое положи.

К концу песни со «вьюном» ходят четверо. Затем «вьюн» кладут в центр круга. Под веселую плясовую музыку четверо детей танцуют свободную пляску. С окончанием музыки они стараются взять «вьюн». Самый ловкий становится ведущим, и игра повторяется.

Утена (хоровод)

Участники игры выбирают девочку на роль «утены», ведут вокруг нее хоровод, двигаясь то в одну, то в другую сторону, и поют:


Плыла, плыла утена
Через синие озера.
– Как, как утена
Ноженьки обмочила?
– Этак утенушка
Этак молодушка
Ножки обмочила!
Плыла, плыла утена
Через синие озера.
– Как, как утена
Крылышки обмочила?
– Этак утенушка
Этак молодушка
Крылышки обмочила!
Плыла, плыла утена
Через синие озера.
– Как, как утена
Крылышки встрепенула?
– Этак утенушка
Этак молодушка
Крылышки встрепенула!
Плыла, плыла утена
Через синие озера.
– Как, как утена
На бережок вспорхнула?
– Этак утенушка
Этак молодушка
На бережок вспорхнула!

Во время исполнения игрового припева «утена» показывает движениями, о чем рассказывается в песне: она шаркает ногами, машет руками, качает головой, хлопает в ладоши.

Ручеек

Играющие встают друг за другом парами, обычно юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.

Бубенцы

Это старая русская игра. Играющие встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, а другому завязывают глаза. Все остальные поют:

Тpынцы-бpынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов игрок с завязанными глазами должен по звуку бубенца поймать увертывающегося от него участника. Когда участник с бубенцом пойман, он становится водящим, а второй игрок становится в общий круг.

Золотые ворота

В этой игре двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Получаются «ворота». Остальные встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. А «ворота» в это время произносят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После этих слов «ворота» резко опускают руки, и те игроки, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротами». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все игроки становятся «воротами».

Заводила

Сначала все игроки становятся в круг лицом к центру. Водящий отходит в сторону от игроков, которые, в свою очередь, выбирают «заводилу». «Заводила» показывает всем остальным игрокам различные движения, а игроки повторяют эти движения, не отставая от «заводилы». Водящий должен отгадать, кто является «заводилой». Если после 20 секунд ему это не удается, водящий выбывает из игры, а игроки выбирают себе нового водящего.

Платочек.

Игроки встают в круг, плотно прижавшись плечо к плечу. За спиной они осторожно передают платочек. Водящий должен угадать, у кого в данный момент платочек в руках.

Ладошки.

Играющие встают в круг и показывают ладони. В центре один или несколько водящих. Они быстро проходят по кругу, стараясь хлопнуть по ладоням. Игроки в этот момент должны быстро убрать ладони. Кто не успел убрать, то выбывает из игры.

Ходит Ваня

Выбирают «Ваню». Играющие встают в круг, Ваня - в центр. Затем все начинают двигаться: круг вращается в одну сторону, а Ваня - в другую по песню:

Ходит Ваня, ходит Ваня

Посреди кружочка, посреди кружочка.

Ищет Ваня, ищет Ваня

Для себя дружочка, для себя дружочка.

С последними словами все останавливаются. Ваня поворачивается лицом к тому, напротив кого оказался, и за обе руки выводит его в центр под куплет:

Нашел Ваня, нашел Ваня

Для себя дружочка, для себя дружочка.

Ваня с дружочком хлопают в ладоши:

Вот ты (2 хлопка друг с другом),

Вот я (каждый по 2 хлопка),

Мы с тобой друзья (обходят друг друга под локоть).

Затем они оба становятся Ванями и ищут себе дружочка.

Картошка

Играющие встают в круг и быстро передают круглый предмет (горячую картошку). Кто зазевался, тот «обжег руки» и выходит из игры.

Дударь, дударь, дударище.

Выбирают “Дударя”, ходят по кругу, взявшись за руки, и поют (или говорят).

Дударь, дударь, дударище.

Старый, старый старичище

Мы его под колоду, мы его под гнилую.

-Дударь, дударь что болит?

Дударь отвечает: «рука» (нога, уши, голова, спина, пятка соседа, нос соседа и т.д.).

Все находящиеся в хороводе берутся за “больное”место и опять идут по кругу с песней. Игра повторяется 3-4 раза. Когда в очередной раз у “Дударя” спрашивают: “Что болит?”, он отвечает: “Здоров. Вас ловлю!” Кого поймает, тот становится на его место.

Вербочка

Играющие встают в круг. Один из игроков с венком на голове выходит на середину круга. Хоровод начинает двигаться то в одну, то в другую сторону. Все поют:

Кругом вербочки хожу,
Золоченой хожу!
Чем я вербу подарю?
Кудревату подарю?
Подарю я тебя, вербочка,
Золотая моя веточка,
Еще шелковым платком
И лазоревым венком!
Вы хватайте, имайте,
Добра молодца спасайте!

Не дожидаясь конца песни, участник с венком выходит из круга и кладет его на голову одному из игроков. И тут же они вдвоем бегут в разные стороны, обегая круг. Кто из них первый прибежит и встанет на свободное место, то там и остается, а опоздавший идет с венком в круг.

Дубок (хоровод Костромской губернии)

Дети, встав в хоровод, поют (или ритмично приговаривают) и, не разрывая рук, показывают движения.

У нас рос дубок.
Вот таков,
Вот таков!
Корень да его —
Вот так глубок,
Вот этак глубок!

Ветки да его —
Вот так высоки,
Вот этак высоки!

Листья да его —
Вот так широки,
Вот этак широки!

- Хоровод двигается по кругу. С последним словом хоровод останавливается.

- Дети нагибаются, стараясь достать руками до пола

- Руки поднимают вверх и покачивают ими.

- Хоровод расходится, расширяется.

В этот хоровод можно играть и с водящим. Одного из детей выбирают «дубком». Он встает в центр хоровода. Вместе со всеми ребятами он показывает, какие у него листья, ветки и т.д. В конце «дубок» выбирает из хоровода нового водящего, а сам становится в хоровод. При этом, он может «присвоить» новому водящим имя другого дерева, например, клена, ясеня. И тогда петь будут именно про это дерево.

Игра с Солнцем

В центре круга – «Солнце» (На голову ребенку надеть шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче –
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «Солнце» догоняет детей.

Козынька

Играющие выбирают участника, изображающего «козыньку», ведут вокруг нее хоровод и поют:

– Покажи, козынька,
Поведай, розынька,
Как старушки скачут,
Как старенькие пляшут?

– Вот так, так и этак,
Так старушки скачут,
Так старенькие пляшут.

– Покажи, козынька,
Поведай, розынька,
Как старички скачут,
Как седенькие пляшут?

– Вот так, так и этак,
Так старички скачут,
Так седенькие пляшут.

– Покажи, козынька,
Поведай, розынька,
Как девушки скачут,
Как молоденькие пляшут?

– Вот так, так и этак,
Так девушки скачут,
Так молоденькие пляшут.

– Покажи, козынька,
Повеедай, розынька,
Как молодцы скачут,
Как добрые пляшут?

– Вот так, так и этак,
Так молодцы скачут,
Так добрые пляшут.

– Покажи, козынька,
Поведай, розынька,
Как козынька скачет,
Как серенькая пляшет?

– Вот так, так и этак,
Так козынька скачет,
Так серенькая пляшет.

Во время исполнения игрового припева «козынька» показывает, как скачут и пляшут персонажи песни.

Мороз и волк

Дети встают вокруг Волка, взявшись за руки, водят хоровод и поют:

Стоит волк под горой,         Волк стоит и притопывает одной ногой

Подпершися кочергой.

Эй, морозец, пощипли,           Идет противоходом.

Волка с поля прогони.

Волк на последний слог топает перед любым ребенком. Дети останавливаются и поднимают руки, образуя воротца. Ребенок («морозец»), которого Волк выбрал, выходит за круг и стоит на месте, пока Волк под счет детей делает пять шагов в сторону от водящего-«морозца». Затем дети кричат: «Лови!» Волк и водящий бегут, то забегая в круг через воротца, то выбегая из него. Водящий-«морозец» должен догнать Волка и пощипать его легонько.

Олень

Играющие становятся в хоровод. Олень стоит в центре

Хоровод движется по кругу, игроки веду диалог с оленем:

- Ах, тепло ли тебе, олень,

Холодно ли тебе, олень?

- мне не так тепло,

Мне не так холодно.

Приоденьте меня, приокутайте.

С молодца кушачок,

С красной девицы – платок!

Молодцы и девицы разбегаются . Олень ловит их.

Пузырь

Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т.е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:

Надувайся, пузырь,

Надувайся велик!

Раздувайся, держись,

Да не рвись!

Репка

Забава по мотивам русской народной сказки «Репка». Все играющие встают друг за другом, обхватив предыдущего вокруг пояса. Первый игрок обхватывает небольшой ствол дерева или столб. «Дед» начинает тянуть последнего играющего, стараясь оторвать его от остальных. Есть и другой вариант игры: Игроки садятся друг против друга, упираясь ногами в ноги соперника. Руками держатся за палку. По команде начинают, не вставая с места, тянуть друг друга на себя. Выигрывает тот, кто перетянет соперника.

Селезень и утка

Один из игроков выбирается «селезнем», другой – «уткой». Остальные участники встают вокруг «селезня» в круг, берутся за руки и ведут хоровод, двигаясь то в одну, то в другую сторону и поют:

На горе-горе
Петухи поют.
Ой, люли, люли,
Петухи поют.
Под горой-горой
Озеро с водой.
Ой, люли, люли,
Озеро с водой.
А у озера в лесу
Бел ручей течет.
Ой, люли, люли,
Бел ручей течет.
По тому ручью
Селезень плывет.
Ой, люли, люли,
Селезень плывет.
Да селезень плывет,
Ко мне весть несет.
Ой, люли, люли,
Ко мне весть несет.
Он мне весть несет,
В хоровод зовет.
Ой, люли, люли,
В хоровод зовет.

После слов: «В хоровод зовет!» «селезень» пытается выбежать из круга. Участники, стоящие в кругу, не выпускают его. Если «селезню» удается выскочить из круга, он старается поймать «утку». И если это ему удается, выбирается новая пара, изображающая «селезня» и «утку», и игра продолжается.

Чурилки

Играющие выбирают двоих, одному завязывают платком глаза, другому дают бубенцы (или колокольчик). Затем ведут вокруг них хоровод и поют:

- Трынцы-брынцы, бубенцы,
Позолочены концы!
Кто на бубенцах играет –
Того жмурка не поймает!

Или
- Колокольцы-бубенцы,
Раззвонились, удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон?

После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка его поймает, их меняют другие игроки, и игра продолжается.

Шел козел по лесу (Шла коза по лесу)

Дети в кругу держатся за руки. В центре водящий-«козел»(«коза»). Все идут по кругу и поют.:

- Шел козел по лесу,               козел идет противоходом внутри круга

По лесу, по лесу,

Нашел себе принцессу,

Принцессу, принцессу.           Хоровод останавливается. Козел выводит в

                                                 Середину круга девочку.

- Давай с тобой попрыгаем,         Все дети выполняют «пружинку».

Попрыгаем, попрыгаем.             «Козел» и «принцесса» выполняют движения,

Ножками подрыгаем,                  о которых поется в песне.

Подрыгаем, подрыгаем.

Ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем.

Ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Хвостиком помашем, помашем, помашем,

А потом попляшем, попляшем, попляшем!

Считалки для выбора водящего

Катилося яблочко

Мимо сада,

Мимо огорода,

Мимо частокола;

Кто его поднимет,

Тот вон выйдет!

Шел, прошел,

Не нашел,

Шишел

Вышел,

Вон пошел!

Шёл баран

По крутым горам,

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто её возьмёт —

Тот и вон пойдёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Русски народные хороводные игры с пением"

Картотека для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ...

Русские народные хороводные игры для детей

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились из глубины веков и до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Благодаря своей образности русские народных хо...

Презентация "Русские народные хороводные игры"

Русские народные хороводные игры – это слой фольклора, корни которого уходят в очень далекое прошлое.Изначально хоровод был языческим обрядом, совмещавшем в себе пение, танец и игру. Постепенно ...

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ»

КОНСУЛЬТАЦИИ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ»...

План-конспект русской народной хороводной игры «Дубок» в старшей группе

План-конспект русской народной хороводной игры «Дубок» в старшей группе...

Презентация "Русские народные хороводные игры для детей дошкольного возраста"

Презентация "Русские народные хороводные игры для детей дошкольного возраста"...

Игры, направленные на социально-личностное и социокультурное развитие дошкольников старший дошкольный возраст. Русские народные - хороводные игры

Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.Играя, ребёнок познаёт о...