Дыхательная гимнастика
картотека по физкультуре
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksy_uprazhneniy.docx | 204.8 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ
Комплекс 1.
- «Поиграй на трубе». Встать прямо, ноги вместе, руки согнуть перед собой, как бы держа трубу. Делать мелкие движения пальцами, подражая нажиманию на клавиши, проговаривать: «Ту! Ту! Ту!». Повторять 15 – 20 секунд.
- «Косарь». Встать прямо, ноги врозь, слегка согнутые руки поднять вперед, пальцы сжать в кулаки. Повороты направо и налево, подражая движениям косаря, делать размашистые движения руками, произнося: «Жух! Жух! Жух!». 5 – 8 раз.
- «Часики». Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить: «Тик-так! Тик-так! Тик-так!». 10 – 12 раз.
- «Дровосек». Встать прямо, широко расставив ноги, руки поднять вверх и сцепить пальцы над головой. Быстро наклониться вперед, опуская руки между ногами, изображая колку дров. На выдохе произносить: «Бах! Бах! Бах!». 5 – 8 раз.
- «Лови комара». Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Делая хлопки в ладоши перед собой на уровне груди, лица, над головой, произносить: «Ж-ж-ж-ж-ж!». 4 – 5 раз.
- «Петушок». Встать прямо, ноги врозь, руки опущены. Поднять руки в стороны и хлопая ими по бедрам, делать выдох и произносить: «Кукареку!». 5 – 6 раз.
- «Паровоз». Ходить по комнате, делая попеременные движения согнутыми в локтях руками, приговаривая: «Чух! Чух! Чух!». 20 – 30 секунд.
- «Погреемся». Встать прямо, поставить ноги врозь на ширину плеч, руки опустить. Обхватить правой рукой левое плечо, затем левой рукой правое плечо, развести руки в стороны. Обхватывая плечи, произносим: «Бр! Бр! Бр!». 4 – 6 раз.
- «Вертушка». Встать прямо, расставив ноги шире плеч, руки опустить. Поворачиваться направо и налево, свободно размахивая руками, приговаривая: «Хр! Хр! Хр!». 5 – 7 раз.
- «Маятник». Сесть на пол скрестив ноги, руки на пояс. Раскачивая туловище вправо и влево, повторяем: «Так! Так! Так!». 8 – 10 раз.
Комплекс 2. (с предметами)
- «Качалка». Сесть на пол скрестив ноги, руки на колени. Раскачивать туловище вперед, назад, произнося на выдохе: «Фрох! Фрох! Фрох!». 6 – 8 раз.
- «Елочка растет». Встать прямо, слегка расставить ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх шире плеч. Приседая произносить: «Ах! Ах!». 2 – 3 раза.
- «Зайчик». Встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Приседая, сгибать руки к плечам ладонями вперед, произнося на выдохе: «Фр! Фр! Фр!».
- «Достань мяч». Сесть на пол, ноги врозь, мяч в руках. Наклониться вперед, положить мяч между ступнями, выпрямиться. Наклониться, взять мяч, произнося: «Ух! Ух! Ух!». 4 – 6 раз.
- «Гуси». Встать ноги врозь, ступни параллельно, держа палку на сгибе рук. Наклониться вперед, смотря перед собой и вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш-ш-ш!». 3 – 4 раза.
- «Прижми колени». Сесть, ноги вытянуть, палку опустить. Притянуть ноги к себе, прижать колени палкой к груди, произносить: «Ур! Ур! Ур!». 5 – 7 раз.
- «Гребцы». Сесть ноги врозь, палку держать у груди. Наклониться вперед, коснуться палкой носков ног, произнести: «Гу! Гу! Гу!». 3 – 5 раз.
- «Флажки». Встать ноги врозь, руки с флажками в стороны. Опуская прямые руки вниз и скрещивая их перед собой, произнести: « Так! Так! Так!». 4 – 6 раз.
- «Достань пол». Встать прямо, ноги врозь, руки с флажками поднять вперед. Наклониться вперед, достать флажками пол, произнося: «Бак! Бак! Бак!». 2 – 4 раза.
- «Постучи флажками». Встать прямо, ноги врозь, руки с флажками опустить. Присесть несколько раз постучать палочками флажков о пол, произнося: «Тук! Тук! Тук!». 2 – 3 раза.
Комплекс 3.
- «Погреемся». Встать прямо, ноги врозь, руки поднять в стороны. Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам, произносить: «Ух! Ух! Ух!». 8 – 10 раз.
- «Мельница». Встать прямо, ноги врозь, руки поднять вверх наружу. Делать круговые движения прямыми руками, скрещивая их перед собой, произнося: «Жар! Жар! Жар!». 4 – 6 раз.
- «Конькобежец». Встать прямо, ноги врозь, руки за спину. Сгибать то правую, то левую ногу, наклоняя туловище с полуоборотом в сторону, произнося: «Кар! Кар! Кар!». 5 – 8 раз.
- «Комочек». Встать прямо, слегка расставить ноги, руки опустить. Присесть низко на всю ступню, обхватить колени, голову опустить, произносить: «Хр! Хр! Хр!». 3 – 5 раз.
- «Лягушка». Ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, сделать прыжок на двух ногах с выдохом произнести: «Ква! Ква! Ква!». 6 – 8 раз.
- «Заблудился». Ноги вместе, руки сложить рупором. Вдохнуть и на выдохе произнести: «Ау! Ау! Ау!». 8 – 10 раз.
- «Гуси». Медленно ходить по комнате. Делая вдох, поднять руки в стороны, с выдохом опустить их вниз, произнести: «Га-га-га-га!». 8 – 10 раз.
- «Насос». Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдохнуть, наклоняя туловище в сторону, сделать выдох. Одной рукой скользить вниз по ноге, другую поднимать к подмышечной впадине, произнося: «С-с-с-с-с-с-с!». Тоже в другую сторону.6 – 8 раз.
- «Аист». Встать прямо, ноги вместе. Поднять руки в стороны, одну ногу приподнять и согнуть в колене, на выдохе произнести: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш!». Тоже с другой ноги. 4 – 5 раз.
- «Я расту». Встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз – выдох, произнести: «Ух! Ух! Ух!». 4 –5 раз.
Ранний возраст
Пастушок дудит в рожок
- Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
- Рожок, дудочка.
- Ведущий просит ребенка как можно громче подуть в рожок, дудочку, чтобы созвать всех коров. Ведущий показывает, что необходимо вдохнуть через нос (рожок в носу) и резко выдохнуть в рожок. Побеждает тот, кто продудит громче всех.
Король ветров
- Тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица.
- Вертушка или шарик.
- Ведущий рассказывает: «собрались как то ветры с разных концов света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнование: какой ветер дует сильнее всех». Затем дети парами дуют на вертушку (чья вертушка дольше крутится, тот и победил) или на подвешенные воздушные шарики (чей шарик отлетит выше, тот и победил). Каждому дается по три попытки. По команде ведущего дуют, а ведущий показывает, как правильно дуть: воздух вдыхается через нос и выдыхается через рот. Из каждой пары детей отбирают лучшего, и они соревнуются между собой. Победителю торжественно присваивают титул «Король ветров» и усаживают на «трон» (стул).
Бульканье
- Восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление.
- Стакан или бутылочка, наполненные на треть водой, соломинка (коктейльная трубочка), фанты (жетоны, фантики).
- Перед каждым ребенком на столике стоят бутылочки с водой и соломинкой. Ведущий, у которого тоже есть бутылочка с соломинкой, показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук. Затем каждый попробует сделать тоже самое. Ведущий следит за правильностью выполнения. После того как каждый из детей попробовал, по команде ведущего все дети начинают вдыхать и затем булькать. Тот, у кого получилось побулькать дольше всех, получает фант.
- Совушка – сова
- Развитие коррекции движения рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания (углубленный вдох).
Дети садятся полукругом перед ведущим. По сигналу ведущего «день» дети – «совы» медленно поворачивают головы влево и вправо. По сигналу «ночь» дети смотрят вперед и размахивают руками – «крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят «у…у…фф
Шарик лопнул
- Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ, ритмирования.
- Фанта из бумаги
- Дети садятся полукругом. Ведущий предлагает «надуть шарик». Дети должны надуть шар: широко развести руки в стороны и глубоко вздохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через нос «ффф…», медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку ведущего шарик лопается – дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух: дети произносят звук «шшш…», делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2-5 раз. Тот, кто сделал лучше всех, получает фант. Ведущий следит, чтобы вдох был глубокий, а во время игры не возникало чрезмерно эмоционального возбуждения у ребенка.
Чей шарик дальше?
- Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыков правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
- Стол, два пинг-понговых шарика (лучше разного цвета), 2 кубика (или пуговицы) таких же цветов, как и шарики, ленточка.
- Дети разбиваются на пары. Каждому вручается пинг-понговый шарик. На столе раскладывают ленту, на нее ставят шарики. Дети по команде должны вдохнуть воздух через нос и подуть на свой шарик. Там, где шарик останавливается, напротив ставится кубик или пуговица соответствующего цвета. Побеждает тот участник, чей шарик за три попытки укатился дальше.
Многие из нас даже не подозревают, что вдыхать воздух можно эмоционально. Так мы тренируем не только мускулы, но и нервы. Если заниматься этим регулярно, можно оздоровить организм.
Для детей эта гимнастика может стать прекрасным профилактическим средством.
Игровые упражнения:
- «Погреться на морозе»
Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
- «Надуй игрушку»
Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через рот и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.
- «Листья шелестят»
Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу: «Подул ветерок» - дети плавно дуют на листики так, чтобы они откланялись и шелестели.
- «Снежинки летят»
На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из легкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу: «Снежинки полетели».
- «Покатать карандаш»
Детям предлагают вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу карандаш.
- «Чайник закипел»
У каждого ребенка пузырек с узким горлышком диаметром 1 – 1,5 см. по сигналу: «У Саши чайник закипел» - один из детей (Саша) дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.
- «Эхо»
Детей распределяют на две группы. Одна из групп – «эхо». Первая группа детей громко произносит гласные звуки – а, о, у или сочетания гласных: ау, уа, оа, ао, уи. Вторая группа «эхо» - тихо повторяет. Затем группы меняются ролями.
- "Подули на плечо"
- подули на одно плечо
- теперь на другое
- а сейчас на живот
- а теперь на облака (обычный вдох через нос и длительный выдох)
- «Ветер»
- сильный ветер вдруг подул
- тучки с неба он все сдул (полный вдох носом, задержать дыхание 3-4 сек. Сквозь сжатые губы выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами). Но вот и освежились.
- «Вьюга»
Перед детьми сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу: «Вьюга начинается» - дети тихо гудят: «У-у-у…» По сигналу: «Сильная вьюга» - дети громко произносят: «У-у-у…» По сигналу: «Вьюга затихает» - дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу: «Вьюга кончилась» - дети замолкают.
Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.
Цель: научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.
- Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5 – 6 раз).
- Сделать по 8 – 10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
- Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
- При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крыльях носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.
- Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».
- Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3 – 4 раза).
- Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук «а-а-а» (5 – 6 раз).
- Полоскание горла 1,5% - ным раствором морской соли.
Дыхательных гимнастик, а вернее методик дыхательной гимнастики очень много. Не хватайтесь за первую попавшуюся, или модную, а узнайте, какие еще методики существуют, чем они отличаются от других и чем они могут вам помочь.
Литература:
- В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров «Развивающая педагогика оздоровления», Линка – Пресс, 2000
- В.Д.Казьмин «Дыхательная гимнастика», Ростов-на-Дону, 2000
- А.С.Галанов «Игры, которые лечат», Творческий центр «Сфера», 2003
- «Азбука здоровья»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...
Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"
Картотека дыхательной гимнастики. " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...
Методическая разработка «Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Картотека дыхательной гимнастики»
Методическая разработка предназначена для всех категорий дошкольных работников, родителей....
Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.
Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...
Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.
Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....
выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"
Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!» Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА Мастер-класс для воспитателей на тему...