«Северное сияние» Цикл мероприятий непосредственно образовательной деятельности по физической культуре
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа)

Зубарева Юлия Михайловна

«Северное сияние» цикл мероприятий непосредственно образовательной деятельности по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsikl_meropriyatiy_nod_severnoe_siyanie.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «ОЛЕНЕНОК»

«Северное сияние»

Цикл мероприятий непосредственно образовательной деятельности по физической культуре

 для детей старшего дошкольного возраста

   

                                                                        Воспитатель I категории                                                                                                                                        Зубарева Ю.М.

         

                                                                

                                        

Муравленко

2019

Пояснительная записка

        Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

         Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. Развитие научно-технического прогресса (компьютерные игры, игровые приставки, просмотр телепередач) ограничивают самостоятельную двигательную активность детей. Одним из основных условий совершенствования двигательного режима является глубокое изучение индивидуальных особенностей детей в разных видах деятельности и осуществление на этой основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода. В результате проведенной диагностики выяснилось, что потребность ребенка в движении удовлетворяется всего на 30 %. Кроме того, следствием ослабленного здоровья детей с рождения являются неблагоприятные факторы: экологические условия, особенности Крайнего Севера, биологические ритмы года,  ускорение темпа современной жизни, дефицит времени, недостаточные условия для снятия эмоционального напряжения и расслабления. В результате чего создается высокий риск не только соматических, но и психических нарушений у детей дошкольного возраста. Вместе с тем благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Поэтому возникла необходимость разработать систему занятий для детей старшего дошкольного возраста с учетом разного уровня развития привычной двигательной активности.

            Для  достижения высоких показателей двигательной активности детей при составлении занятий особое внимание обращалось на содержание организованных форм двигательной деятельности. Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта был увеличен удельный вес движений на основе их творческой активности. Развивающая двигательная игровая деятельность, содержание и формы заданий в занятиях  приобрели ярко выраженный творческий характер. В результате проведения таких физкультурных занятий у дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение – основа творческой осмысленной моторики.

            Цикл сюжетных занятий основан на использовании регионального компонента, способствует формированию двигательных навыков, укреплению здоровья, развитию творческого воображения детей, создает высокую мотивацию к обучению и воспитанию.

     На занятиях дети знакомятся  с природными и климатическими особенностями северного края,  растительным и животным миром Ямала,  с  играми  народов Севера, с основными видами деятельности коренного населения. Проникая в образ персонажа с помощью различных средств выразительности (жестов, мимики, движений, речи),  дети самостоятельно создают яркий образ героя (человека, животных), передавая его характер, особенности  поведения, повадки, раскрывая тем самым свой творческий потенциал.

          Таким образом, общей целью методической разработки является формирование двигательной сферы на основе творческой активности детей, ознакомление дошкольников с природными явлениями, играми, традициями, трудовой деятельностью народов Севера.

 Цикл занятий по физической культуре «Северное сияние» поможет воспитателям, инструкторам по физической культуре  дошкольных образовательных учреждений в формировании у дошкольников двигательных навыков, укреплении здоровья, развитию познавательных интересов и творческого воображения.

         Данная методическая разработка была представлена в городе Муравленко на городском конкурсе «Фестиваль методических идей» в 2001 году, где заняла I место. В 2004 году данная разработка была опубликована  в «Сборнике занятий по физической культуре с учетом уровня двигательной активности» для детей старшего дошкольного возраста».

        Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  детский сад «Олененок»

Адрес: 629602  Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Муравленко, ул. Новоселов,4

Телефон: (349-38) 24-1-76.

  1. I. Сюжетное занятие по физической культуре
  2. «Путешествие на Север»

Программное содержание:

Оздоровительные задачи:

Приобщать детей к нормам здорового образа жизни.

Образовательные задачи:

Закрепить знания детей об особенностях климата в районах Крайнего Севера. Учить детей лазать по гимнастической стенке, переходя с одного пролета на другой, лазать по веревочной лестнице. Упражнять в метании мешочков вдаль в прыжках из обруча в обруч. Развивать воображение, ловкость, гибкость, скорость бега, умение увертываться от ловящего.

Воспитательные задачи:

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение понимать их. Стремиться к общению и взаимодействию.

Оборудование: гимнастическая стенка, мешочки с песком и маленькие мячи по количеству детей, обручи - 6-8 шт., мат – 2 шт.

1. Вводная часть.

Воспитатель: Далеко, далеко, на краю земли, на снежном Севере в своем ледяном дворце живет Снежная Королева. Дорога на Север очень дальняя и трудная. Только самые сильные, смелые и отважные смогут добраться до ее царства. А среди вас есть такие, которые готовы отправиться в гости к самой Снежной Королеве? Итак, отправляемся в путешествие на Север к Снежной Королеве.

- Ходьба в колонне по одному – «Сначала мы пойдем пешком»;

- медленный бег 1 мин. – «Поехали на поезде»;

- бег спиной вперед  в чередовании с ходьбой (2 раза) – «Подул сильный ветер»;

- ходьба на носках, руки вверх, изображение оленьих рогов– «Идет стадо северных              

  Оленей»;

- медленный бег – «Поехали на северных оленях»;

- ходьба – «Олени устали, мы тоже отдохнем»;

2. Основная часть.

Общеразвивающие упражнения (в кругу) – «Немного согреемся»

  1. «Согреем руки»; - 15 сек. Растирание ладоней друг о друга.
  2. Упражнение на дыхание – 6 раз. Руки в стороны – вдох, обнять себя – выдох.
  3. «Соберем хворост для костра» - Наклоны вперед к ногам, кистями рук достать носочки ног.
  4. «Погреемся у костра» - 5 раз. Приставить одну ногу к другой, из стороны в сторону, затем присели, руки вытянули вперед, пальцы врозь.
  5. «Немного попрыгаем, чтобы согреться» -  Прыжки: ноги вместе, ноги врозь - 2 х 20.

Основные виды движений

 Воспитатель: Немного согрелись, отправляемся  дальше. Впереди нас ждут ледяные             скалы, а внизу плавают льдины. Будем подниматься на скалу и перепрыгивать с льдинки на льдинку.

1. Лазание по гимнастической стенке, переходя с пролета на пролет; лазание по веревочной лестнице.

2.  Перепрыгивание из обруча в обруч (1 и 2 движения выполняются поточным способом).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, там за снежной горой  веселые пингвины, танцуют веселый танец. Они к нам пришли в гости из Антарктиды. Давайте, к ним присоединимся. А чтобы они нас не испугались, мы будем делать то же самое.

3. «Пингвины» - ходьба с маленьким мячом между стоп.

Воспитатель: Не замерзли? Чтобы не замерзнуть, давайте, покидаем снежки. Кто дальше всех бросит свой снежок.

4. «Бросание снежков вдаль».

Воспитатель:  А сейчас в стране Снежной Королевы я вам предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Снежная Королева».

Подвижная игра «Снежная Королева». Выбирается ведущий - «Снежная Королева», который ловит детей. Пойманный, «замороженный» принимает положение: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Чтобы его «разморозить», нужно пролезть между ногами «замороженного».

3. Заключительная часть

Релаксация «Мороженое».  

Воспитатель: Я знаю, что вы все любите мороженое. А теперь вообразите, что вы побывали в гостях у Снежной Королевы. Замерзли и стали похожи на мороженое… Тело, руки, ноги, голова скованы холодом. Брр…

Но вот пришел добрый волшебник и сказал: «Закройте глаза! Положите руки на колени. Вам удобно, вам ничто не мешает. Сейчас начнем оттаивать. Согреваются и оттаивают пальчики ног, ступни, колени. Тепло идет от пальчиков ног вверх, ноги теплые, они расслабляются.

Согреваются пальчики рук. Пальцы расслабляются. Согреваются и расслабляются ладони. Согреваются и расслабляются кисти рук. Тепло от кистей идет к локтям. От локтей тепло идет к плечам. Руки теплые, руки расслабились.

Нам тепло. Тепло идет по всему телу, от живота поднимается к груди, шее, голове. Лицу жарко, лицо расслабилось, рот приоткрылся, голова повисла».

Растаяло мороженое, растеклось сладкой лужицей по полу. А теперь потянитесь вперед плечиками. Откройте глаза.

Спасибо, вы молодцы! Из вас получилось отличное мороженое!

  1. II. Сюжетное занятие по физической культуре        
  2. «Животный мир Северного края»

Программное содержание:

Оздоровительные задачи:

Помогать формированию изгиба позвоночника и развитию сводов стопы. Способствовать развитию всех групп мышц.

Образовательные задачи:

Продолжать знакомить детей с  животными, обитающими в Северном регионе. Учить детей метать  в вертикальную цель. Упражнять детей в умении мягко приземляться на полусогнутые ноги в прыжках с продвижением вперёд. Развивать ловкость, координацию движений рук и ног, равновесие. В подвижной игре «Важенка и оленята» упражнять в умении увёртываться от ловящего.

Воспитательные задачи:

Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение оказывать друг другу помощь.

Оборудование: наклонная доска – 2, гимнастическая скамейка, мешочки с песком по количеству детей, обручи – 6-8 штук, гимнастическая стенка, маски для подвижных игр.

Х о д    з а н я т и я

  1. Вводная часть

Ведущий: Ребята,  богат   и разнообразен  животный мир северного края. Длинная и  суровая  зима, короткое лето – не все животные смогут жить в таких условиях. У нас на Севере встречаются такие животные, которым не страшны ни холод, ни морозы. Давайте сейчас ещё раз вспомним о них.

Построение в шеренгу.  Ходьба в колонне по одному. Ходьба с выполнением движений по словесному сигналу воспитателя:

- «Мыши» - ходьба на носках;

- «Пингвины» – ходьба на наружных сторонах стоп; на пятках. Ребята, а вы знаете, что пингвины живут обитают  не на северном, а   южном полюсе. Там тоже очень холодно, но пингвины не боятся холодов.

                        Бело-черные пингвины,

                                  Далеко видны на льдинах.

                              Как они шагают дружно

                              Показать всем это нужно.

                        Оттопырили ладошки

                        И попрыгали немножко.

- «Зайцы» - прыжки на двух ногах с продвижением вперёд;

                        Через поле напрямик

                        Скачет белый воротник.

- «Медведи» - ходьба с опорой на кисти рук и стопы ног;

                        Ловит рыбу среди льдов

                        Белый мишка – рыболов.

- «Моржи» - ходьба на ягодицах;

                        Морж – усатый и клыкастый

                        У него на лапах ласты.

- «Волки» – медленный бег;

- «Олени» – ходьба с высоким подниманием бедра. Ходьба обычная.         Построение в три колонны по одному через центр зала.

                                

  1. Основная часть

Общеразвивающие упражнения

1. «Сова» - 3 раза.

И. п.: ноги слегка расставлены, руки в стороны. Имитация движения руками полёта птицы, повороты головы вправо – влево.

        Загадка:  «Днём спит, ночью летает,  прохожих пугает». Правильно, сова. В наших северных  краях обитает белая полярная сова.

2. «Комар» – 6 раз.

И.п.: стоя на коленях, руки в стороны. 1 – соединить ладони перед грудью, 2 – вытянуть соединённые ладони вперёд, 3 – слегка наклонить тело вперёд, 4 – и.п.

        Загадка: «Ни зверь, ни птица, а нос, как спица».

3. «Волк» - 8 раз.

И.п. сидя, ноги широко расставлены, руки вверх. 1 – наклон к правой ноге, кистями рук достать носки ног, головой пытаться достать колено, произнести слово «щёлк». 2 – и.п., 3 – наклон к левой ноге, 4 – и.п.

        Загадка: «Серый, голодный, зубами щёлк. Кто же это? – волк».

4. «Рыбки» – 8 раз.

И.п.: лёжа на животе, руки под подбородком. 1 – 2 – 3 – руки в стороны – назад, голову приподнять, спину прогнуть, 4 – и.п.

        Загадка: «У родителей и деток вся одежда из монеток».

5. «Заяц» – 8 раз.

И.п.: узкая стойка, руки на пояс. 1 – 2 – 3 – присесть, пятку оторвать от пола, спина прямая, 4 – и.п.

        Загадка: «Из травы глядит зайчишка, он боится нас трусишка».

6. «Белка собирает шишки» – 2х20.

И.п.: ноги слегка расставлены. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой.

        Загадка: «Рыжий пушистый, по деревьям летает, орехи собирает».

7. «Олень» – 6 раз.

И.п.: основная стойка, руки опущены. 1 – руки через стороны вверх, скрестить над головой, поднять высоко колено, 2 – и.п., 3 – тоже другой ногой, 4 – и.п.

        Загадка: «Кто на своей голове лес носит?».

Основные виды движения

1 подгруппа (дети с высокой  и средней   двигательной активностью).

1. «Гордый олень» – ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове.

2. «Белка собирает шишки» – метание в вертикальную цель с расстояния 2,5- 3 м.

3. «Пингвины» - прыжки с продвижением вперёд, с зажатым между колен мячом.

   2 подгруппа (дети с низкой двигательной активностью).

  1.  «Заяц запутывает следы» – перепрыгивание из обруча в обруч на двух ногах.

2. «Белка» - дети берут шишку из корзины, которая находится на одной стороне площадки, бегут, пролезают под дугами  и кладут шишки в обруч.

3. «Медвежата» – ползание по наклонной доске с опорой на кисти рук и стопы ног.

   

 Подвижная игра: «Важенка и оленята» - 4 раза.

3. Заключительная часть

Малоподвижная игра «Рыбаки и рыбки» – 3-4 раза.

  1. III. Сюжетное занятие по физической культуре
  2.         «В краю голубых озер»

Программное содержание:

Оздоровительные задачи:

Приобщать детей к здоровому образу жизни. Помочь овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.

Образовательные задачи:

Продолжать знакомить детей с природными особенностями северного края. Учить детей делать кувырок вперёд. Продолжать учить прыгать в длину с разбега. Упражнять в бросании мяча друг другу. Развивать ловкость, гибкость, координацию движений рук и ног, равновесие.

Воспитательные задачи:

Воспитывать доброжелательные отношения детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость к красоте родного края.

Оборудование: Мячи по количеству детей, две стойки с планкой, 2 мата, тоннель, обруч на стойке (3 шт.), голубые ленточки – по 2 штуки на ребёнка.

Х о д   з а н я т и я

1. Вводная  часть

Воспитатель: Пролетая на самолёте над нашим северным краем, в иллюминатор мы видим бесконечное множество голубых озёр и болот: маленькие и большие, самой различной величины – блестят как зеркала. Кажется, что такого количества озёр, как в нашем крае нет нигде больше на земле. Именно поэтому его называют краем голубых озёр и болот. Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию на озеро.

- Ходьба в колонне по одному – «Идём по берегу озера».

- Ходьба на пятках, с пятки на носок, руки за спиной – «Оставляем следы на влажном песке».

- Ходьба с высоким подниманием бедра – «Идёт волна».

- Бег врассыпную – «Радуемся солнечному дню».

- Ходьба, упражнения на дыхание  – «Отдыхаем, дышим свежим воздухом».

- Построение в три колонны по одному через центр зала.

2. Основная  часть

Общеразвивающие упражнения.

1. «Маленькая волна» - 4 раза.

И.п.: основная стойка. Пальцы рук на уровне лица переплетены. Волнообразные движения кистями рук и предплечьями перед  грудью.

2. «Плавание брассом» – по 3 раза.

И.п.: ноги слегка расставлены, руки в стороны. 1 – 4 – вращение прямыми руками вперёд, 5 – 8 – вращение руками назад.

3. «Большие волны» – 6 раз.

И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 – корпус тела перемещаем вправо, упор на правую, согнутую в колене ногу; 2 – медленно тело перемещаем влево, упор на левую ногу. Поднимается ветер, упражнение выполняется быстрее.

4. «Чайки над озером» – 6 раз.

И.п.: основная стойка, руки опущены. 1 - 3 – поднять правую ногу назад, руки в стороны, тело параллельно полу, смотреть вперёд. 4 – и.п. То же другой ногой.

5. «Рыбка» – 7 раз.

И.п.: лёжа на животе, руки под подбородком. 1 – 5 – приподнять голову, плечи,  руки отвести в сторону – назад, спину прогнуть, ноги приподнять от пола,  6 – и.п.

6. «Греемся на солнышке»-12 раз

И.п.: лёжа на животе, с опорой на предплечья. Поочерёдное сгибание и разгибание ног в коленном суставе.

7.  «Прыжки в воду» - 2 Х 20 .

И.п.: ноги слегка расставлены, руки в свободном положении, прыгать медленно, как можно выше.

Основные виды движения.

1 подгруппа (дети с высокой и средней двигательной активностью).

1. Пролезание в обруч прямо – «Ныряем на дно озера».

2. Кувырок вперёд – «Поплавок».

3. Бросание мяча друг другу с расстояния 2,5 – 3 м. –  «Играем в водное поло».

(1-2 движения выполняются поточно).

2 подгруппа (дети с низкой двигательной активностью).

1. Пролезание в тоннель – «Ныряем на дно озера».

2. Прыжки в высоту с места – «Прыжки в воду».

3. Подбрасывание мяча вверх с продвижение вперёд – «Игры с мячом на воде».

(1-2 движения выполняются поточно).

Подвижная игра «Ручейки и озёра» - 4 раза (2 раза в быстром темпе).

3. Заключительная  часть  

Упражнения на дыхание – «Дышим свежим воздухом».

Ходьба перекатом с пятки на носок – «Оставляем следы на влажном песке».

Ходьба обычная – «Возвращаемся домой».

  1. IV. Сюжетное занятие по физической культуре
  2.         «На рыбалке»

   

 Программное содержание:

Оздоровительные задачи:  

Приобщать детей к здоровому образу жизни, содействовать формированию правильной осанки и профилактике плоскостопия.

Образовательные задачи:

Учить детей прыгать в длину с разбега. Закрепить умения делать кувырок вперёд со скамейки. Развивать гибкость, равновесие, координацию движений, силу мышц спины.

Воспитательные задачи:

Воспитывать доброжелательные отношения детей к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость на состояние других детей.

Оборудование: скамейка – 3 шт., доска шириной 10 см, 2 мата, маски для подвижной игры.

1. Вводная часть

Построение в шеренгу.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что наш край богат озерами и реками, в которых водится очень много разной рыбы. А какие рыбы вы знаете? Хотите отправиться на рыбалку? Ну, тогда в путь!

- Ходьба в колонне по одному – «Отправляемся на рыбалку. Наш путь лежит через лес».

- Ходьба на носочках – «Идем тихо, чтобы не мешать лесным жителям».

- Медленный бег – «Побежали по лесной тропинке».

- Бег змейкой – «Побежали между деревьями и кустами».

- Прыжки вверх с хлопком над головой – «Поймали комара» - 3 раза.

- Ходьба в колонне по одному – «Пришли к озеру».

- Построение в три колонны по одному через центр зала.

2. Основная часть

Общеразвивающие упражнения:

1. «На озере волны» - 2 х 6сек.

И.п.: ноги слегка расставлены, руки перед грудью, пальцы переплетены. Делаем волнообразные движения кистями рук и предплечьями перед грудью.

2.«Накачать лодку» - 6-8 раз.

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища. 1 – наклон вправо, произносим Ш-Ш-Ш. 2 – и.п., 3 – наклон влево, произносим Ш-Ш-Ш,  4 – и.п.

3.«Гребцы» - 6 раз.

И.п.: сидя, руки вытянуты вперед, ноги согнуты в коленях. 1 – лечь на спину, руки развести в стороны 2 – и.п.

4.«Лодка качается на волнах» - 5-6 раз.

И.п.: лежа на животе, руки под подбородком. 1 – руки вытянуть вперед-вверх, голову и плечи приподнять, спину прогнуть, ноги вместе, приподнять от пола, покачаться вперед-назад,   2 – и.п.

5.«Поплавок» - 3 раза.

И.п.: сидя, группировка. 1 – лечь на спину в положении группировки, покачаться вперед-назад, 2 – и.п.

6.«Поймать рыбку» - 5 раз.

И.п.: лежа на животе, руки под подбородком. 1 – руки отвести назад, голову приподнять, ноги от пола не отрывать, 2 – и.п.

7.«Прыгать от радости» - 2 х 20

Основные виды движений

1. Прыжки в длину с разбега – «Перепрыгиваем через речку»;

2. Ходьба по доске шириной 10 см, перекинутой с одной скамейки на дـугую, сохраняяРравновесие – «Идем через узкий  мостик»; далее

3. Ходьба по ска落ейке, с萾 скамԵйки делаюՂ кувырок вперّд ℓ «сᐺатились с обрва к речке».$

‪2 и 3Ġдвижения  выполняются поточно).

Подвижная игра «Рыбаки и рыбки».

3. Заключительная часть

Ходьба  в колонне по одному с выполнением упражнений на дыхание – «Возвращаемся с рыбалки домой».

  1. V. Сюжетное занятие по физической культуре
  2. «Мой край родной, мой край суровый»

ПՀограммное содержание:

Оздоровителюные задачи:

Улучшать психиᑇеское самочувствиص рнбенка, предупреждать утомляемость и ిеревозбуждение. Поощрять положительные эиоции, выражаقьࠠкаждому ребенку участи萵, интнре䙁 к его замыслам и действиям.

Образовательные задачи:

Учить метать  мешочки с песком в движущуюся цель с расстояния 2,5 – 3 м. Закрепить умение перепрыгивать через предметы высотой 30-35 см, делать кувырок вперёд. Упражнять в запрыгивании на скамейку высотой 25-30 см. Развивать ловкость, координацию движений рук и ног, меткость, равновесие, мелкую моторику пальцев.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость к красоте родного края, внимательное и доброе отношение друг к другу.

Оборудование:

Мешочки с песком, мячи по количеству детей, мягкие модули 4-5 штук (для перепрыгивания),  кубики – 10х10 – 8-10 шт., маска для подвижной игры, скамейка.

Х о д   з а н я т и я

1. Вводная часть

- Ходьба обычная.

- Ходьба на носках – «Идём по хрупкому снежному  насту».

- Ходьба широким шагом – «Идем через сугробы».

- Медленный бег – «Поехали на оленьих упряжках».

- Ходьба с высоким подниманием колен – «Олени устали, идём шагом».

- Ходьба обычным шагом.

- Построение в три колонны по одному через центр зала.

2. Основная  часть

Общеразвивающие упражнения.

  1.  «Кедр» – 8 раз.

И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены.1 – руки в стороны, 2 – руки вверх, подняться на носочки,  вдох. 3 – вперёд, 4 – и.п., выдох.

«Кедры стройные стоят, и с высоты на нас глядят».

  1. «Падает снег» – 7 раз.

И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1 – руки вперёд, 2 – имитация падения снежинок, 3 – приседание, 4 – и.п.

«С холодного неба снежинки слетают. Летят и на солнышке зимнем сверкают».

  1. «Ветер качает деревья» – 8 раз.

И.п.: ноги на ширине плеч, руки вверх. Наклоны вправо влево.

  1. «Вихрь» – 4 раза в каждую сторону.

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1-4 – вращение туловища в одну сторону,

6-8- затем в другую сторону.

  1. «Шаман» – 6 раз.

И.п.: ноги широко расставлены. 1 – медленно переносим центр тяжести  на правую ногу, спину держать прямо, сделать 3 хлопка (имитация ударов в бубен шамана), 2 – перенос тяжести туловища  на левую ногу, 3 хлопка.

  1. «Чум» - 5 раз.

И.п.:  стоя на четвереньках. 1-2- выпрямить ноги, переходя на носки, выгнуть спину, смотреть на колени. 3-4 и.п.

«Чум – обыкновенный дом. Всем тепло, уютно в нем».

  1. «Песец» – 7 раз.

И.п.: стоя на коленях, упор на кисти рук, тело параллельно полу. 1-2-3 – отвести корпус назад, согнуть руки в локтях до упора, прогнуть спину, смотреть вперёд. 4- и.п.

«Пусть давно зиме конец, в шубу прячется песец»

  1. «Оленевод» – 7 раз.

И.п.: основная стойка, руки в стороны. 1 – прыжком отвести правую ногу назад, держать её на весу, упор на левую ногу. 2 – прыжком поменять положение ног.

Основные виды движения.

1 подгруппа (дети с высокой и средней двигательной активностью) - поточно.

1.  «Охотники» - метание в движущуюся цель с расстояния 2,5 – 3 м.

2. «Нарты» - перепрыгивание через модули высотой 30-35см  на 2-х ногах (4-5шт)

3. «Олени» - ходьба по кубикам, сохраняя равновесие, руки в стороны, вверх.

2 подгруппа (дети с низкой двигательной активностью) - поточно.

1. «Запрыгиваем на сугробы» - запрыгивание на скамейку и спрыгивание с поворотом на 180*.

2. «Скатываемся как зайчики с горки» - кувырок вперед.

3. «Лепим снежный ком» - прокатывание мяча правой и левой рукой.

«Подвижная игра «Хейро» - 4 раза.

3. Заключительная часть

Релаксация  «Снежная баба»

Воспитатель: Представь, что ты «Снежная баба». Ты огромная, красивая, тебя вылепили из снега. У тебя есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и ты стоишь на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать. И ты чувствуешь, что таешь. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножечку начинает таять и туловище. Ты превращаешься в лужицу, растекшуюся по земле.

  1.  VI. Сюжетно-игровое занятие по физической культуре
  2. «Играем в игры народов Севера»

Программное содержание:

Оздоровительные задачи:

Удовлетворить важнейшие жизненные потребности ребенка в движении, оптимизировать  двигательную активность с учетом индивидуальных особенностей детей.

Образовательные задачи: 

Продолжать знакомить детей с особенностями климата Северного края. Расширять знания об основных видах деятельности коренного населения: рыболовство, оленеводство, охотоводство через игры народов Севера. Развивать у детей интерес к народным играм. Развивать ловкость, смелость, координацию движений, умение увертываться от ловящего, ориентировку в пространстве, скорость бега.

Воспитательные задачи:

Воспитывать уважение к народам Севера, их традициям и обычаям.

Оборудование:

        Голубые ленточки – по 2 на каждого ребёнка, маленькие мячи – 3-4 штуки, маски для подвижных игр, верёвка длиной 4-5 метров.

Х о д   з а н я т и я

Воспитатель: Ребята, вы уже все знаете, что на севере солнце очень редко и недолго радует своим теплом. Именно поэтому народы нашего Севера обращаются к солнышку в своих песнях, сказках, играх  с просьбой согреть их и подарить им как можно больше тёплых и солнечных дней. Давайте и мы сейчас с вами позовём солнце, поиграем в игру «Хейро» в переводе с ненецкого - «солнце».

Подвижная игра «Хейро» – 3 раза

Воспитатель: Зима на севере длинная, холодная и суровая. Здесь часто дуют ветра, стоят сильные морозы. Поэтому местные жители и придумали такую игру, которая так и называется «Льдинки, ветер и мороз».

Подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз» – 3 раза

Воспитатель: Северный край – это край голубых озёр и болот. Множество маленьких ручейков отовсюду вливаются в озёра. И следующая наша игра называется «Ручейки и озёра».

        Подвижная игра «Ручейки и озёра» - 3 раза

Воспитатель: В озёрах и реках северного края водится очень много рыбы. Поэтому можно сказать, что озёра и реки кормят местных жителей. С детства взрослые обучают детей всем премудростям рыболовства. А вы умеете рыбачить? Тогда давайте поиграем в игру «Рыбаки и рыбки».

        Подвижная игра «Рыбаки и рыбки» – 3 раза

Воспитатель: Добраться до далёких озёр и рек хантам и ненцам помогают быстрые олени. Весной у мамы оленихи, или важенки, как её ласково называют местные жители, появляется оленёнок. Это для людей настоящий праздник. Очень многие стихи посвящены этой теме. Послушайте отрывок из стихотворения Юрия Леонтьева «Детский рисунок»:

                                Под полярною звездой

                                Скачет оленёнок

                                Он на ножки встал весной

                                С ягельных пелёнок.

Важенка очень любит своего оленёнка и оберегает его от волков. Давайте поиграем в игру «Важенка и оленята». Я буду вашей мамой – важенкой, а вы моими оленятами.

        Подвижная игра «Важенка и оленята» – 3 раза

Воспитатель: Олени для народов севера – это и дом, и одежда, и пища. Все оленеводы отличаются смелостью и ловкостью. Совсем нелегко поймать в тундре дикого оленя. Этому они тоже обучают детей с детства. Давайте мы тоже попробуем поймать оленей.

        Подвижная игра «Ловля оленей» – 3 раза

Воспитатель: Кроме рыболовства и оленеводства коренные жители занимаются охотой на зверей и птиц. У охотника должен быть очень меткий и зоркий глаз. Сейчас мы поиграем в игру «Охота на куропаток».

        Подвижная игра «Охота на куропаток» - 3 раза

Воспитатель: Понравились вам игры? Какая игра понравилась больше всех? Сегодня мы поиграли в игры народов Севера. Эти игры имеют большое значение для детей коренного населения. Они с детства готовят их к взрослой жизни, развивают ловкость, смелость, находчивость и воспитывают трудолюбие.

 

  1. VII. Сюжетное занятие по физической культуре
  2.         «Северное сияние»

Программное содержание:

Оздоровительные задачи: 

Приобщать детей к нормам здорового образа жизни.

Образовательные задачи: 

Продолжать знакомить детей с природными явлениями Северного края.

Продолжать учить детей метать движущуюся цель, упражнять в прыжках через предметы высотой 30-35 см, развивать ловкость, равновесие, силу мышц рук и ног... Воспитательные задачи: 

Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение поддерживать друг друга в трудных ситуациях.

Оборудование:  гимнастическая скамейка высотой 20 см., обручи – 8 шт., подвешенная мишень, модули – 4 шт., гирлянды.

Х о д     з а н я т и я

1. Вводная часть

Воспитатель: Ребята, вы видели когда – нибудь северное сияние? А хотите его увидеть. А вы знаете, что северное сияние можно увидеть только на  Севере? Я вам предлагаю продолжить наше путешествие по Северному краю. На пути мы будем опять преодолевать препятствия. Если вы их преодолеете, то мы доберёмся до Крайнего Севера и увидим прекрасное явление природы – северное сияние. Итак, продолжаем  наше путешествие? Тогда, вперёд!

-Ходьба в колонне по одному – «Продолжаем путь дальше на Север».

-Медленный  бег – «Дальше поезда не ходят, полетели на самолете».

-Ходьба обычным шагом – «Прилетели на Крайний Север».

-Ходьба на носках – «Идём по хрупкому снежному насту».

-Ходьба широким шагом – «Идём через сугробы».

-Бег с высоким подниманием бедра – «Поехали на оленях».

-Ходьба с высоким подниманием бедра – «Олени устали, пойдём шагом».

-Ходьба обычная – «Дальше пойдём пешком».

2. Основанная часть

Воспитатель: Давайте немножечко разомнёмся.

Ходьба с выполнением упражнений для рук и плечевого пояса, туловища и ног (4-5 упражнений).

Основные виды движений

Воспитатель: А вот и первое серьёзное препятствие на нашем пути.

1. Прыжки через предметы высотой 30-35 см – «Перепрыгиваем через большие сугробы».

2. Пролезание под гимнастической скамейкой высотой 25 см – «Проползаем под поваленными деревьями».

3. Ходьба по гимнастической скамейке – «Идем по мостику».

4. Ползание по гимнастической скамейке на спине, отталкиваясь ногами и руками – «Скатываемся с горки».

5. Прыжки из обруча в обруч – «С льдинки на льдинку».

Подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз» - 3-4 раза – «Замёрзли, давайте согреемся и поиграем в игру».

3. Заключительная часть 

Воспитатель: Мы прошли с вами длинный и трудный путь, преодолели все препятствия (включаются гирлянды). Посмотрите, какое чудо! На всё небо вспыхнуло северное сияние. Народы Севера верят, что, если во время северного сияния, закрыть глаза и загадать добрые пожелания своим родным и близким, друзьям и знакомым, то они обязательно сбудутся. Давайте и  мы с вами загадаем пожелания.

VIII. Сюжетное занятие «Праздник Севера».

Цель: сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

Задачи:

1. Закрепить умение перепрыгивать через предметы высотой 20-30 см.

2. Упражнять в накидывании  обруча  на  шест.

3. Развивать физические качества: силу, ловкость, равновесие, прыгучесть.

4. Расширять знания детей о профессии  и труде оленевода.  Воспитывать интерес и уважение к  традициям народов Севера.

Оборудование:  кубики (6 шт.), мягкие модули (4-6 шт.), обручи маленькие  по количеству детей, обруч большой (1шт.).

1. Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о самой главной и важной профессии  народов Севера. О какой профессии идет речь, как вы думаете? Правильно, мы поговорим о профессии оленевода, так как олень для коренных народов Севера это – и пища, и одежда, и дом, и транспорт. Оленеводство на севере Сибири возникло очень давно. Раньше домашние олени использовались исключительно как транспортное средство, так как на Севере почти не было дорог, а значит и машин.     Только за последние двести лет северные народы  обзавелись крупными стадами оленей, потому что северный олень в тундре – главное животное.  Запряженный в нарты, зимой и летом  олень служит средством передвижения и способен преодолевать  большие расстояния.  Мясо оленя идет в пищу,  из шкуры оленя шьют одежду и обувь,  вместо нитей используют сухожилия. Одежда из оленьих шкур очень теплая.  Ловят диких оленей арканом. Приручить оленя легко. Северные народы считают его своим другом, практически членом семьи.  

Ходьба в колонне по одному, на носках, широким шагом. Бег с высоким подниманием бедер, медленный бег, ходьба. Построение в три колонны по одному.         

1.«Кедр» – 8 раз. 

«Кедры стройные стоят, и с высоты на нас глядят».

И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены.1 – руки в стороны, 2 – руки вверх, подняться на носочки,  вдох. 3 – вперёд, 4 – и.п., выдох.

         2. «Олень» – 6 раз.

«Веток рогами касаясь, ходит по лесу красавец»

И.п.: основная стойка, руки опущены. 1 – руки через стороны вверх, скрестить над головой, поднять высоко колено, 2 – и.п., 3 – тоже другой ногой, 4 – и.п.

   3. «Шаман» – 6 раз.

Шаман в бубен громко бьет, оленеводов всех зовет.

И.п.: ноги широко расставлены. 1 – медленно переносим центр тяжести  на правую ногу, спину держать прямо, сделать 3 хлопка (имитация ударов в бубен шамана), 2 – перенос тяжести туловища  на левую ногу, 3 хлопка.

    4. «Чум» - 5 раз.

«Чум – обыкновенный дом. Всем тепло, уютно в нем».

И.п.:  стоя на четвереньках. 1-2- выпрямить ноги, переходя на носки, выгнуть спину, смотреть на колени. 3-4 и.п.

    5.«Оленевод» – 7 раз.

И.п.: основная стойка, руки в стороны. 1 – прыжком отвести правую ногу назад, держать её на весу, упор на левую ногу. 2 – прыжком поменять положение ног.

Основные виды движения

Воспитатель: Ребята, каждый год в   конце марте  на Cевере в городах и поселках, проводится народный спортивный праздник «День оленевода».    На этом празднике оленеводы  соревнуются   в  национальных видах спорта:  в бегах на оленьих упряжках,  в накидывании аркана  на оленьи рога, укрепленные на высоком шесте,  в  перепрыгивании через полозья нарт, а также в перетягивании  друг друга на палках.    Побеждают в этих соревнованиях самые сильные, ловкие, быстрые и меткие. А вечером все собираются вместе и под звуки бубнов танцуют и поют веселые песни. А вы бы хотели поучаствовать в таких соревнованиях?

1. «Кто сильнее?» - перетягивание друг друга.

 Дети распределяются парами. Садятся друг против друга и упираются  стопами ног.   Держа палку в руках, стараются перетянуть соперника на свою сторону.  

2. «Нарты» - перепрыгивание через модули высотой 25-30см  на 2-х ногах (4-5шт).

3. «Ловля оленей». Совсем нелегко поймать в тундре дикого оленя. Этому  оленеводы обучают этому детей с детства. Давайте мы тоже потренируемся. 

Бросание маленьких обручей на шест, высотой  1,8 - 2 м.

 Дети образуют 3 круга, в центре каждого ставится  шест. Дети по очереди   накидывают  «аркан» на «оленья рога»

Подвижная игра «Ловля оленей» – 3 раза.

Оленевод с «арканом» (обручем) бежит за оленями, стараясь поймать их.

3. Заключительная часть.

Игра малой подвижности «Животные Севера».  Дети маршируют врассыпную по залу. По сигналу воспитателя  они  останавливаются и изображают фигуру животного.

  1. IХ. Занятие по физической культуре
  2.         «Волшебные санки»

Программное содержание:

Оздоровительные задачи:

Укреплять здоровье детей, закаливать и развивать двигательную активность. Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка. Обогащать представления детей о здоровье, о способах предупреждения травматизма.

Образовательные задачи: 

Обучать детей выполнению игровых заданий: кататься на ровном месте, сидя на санках спиной вперёд, и отталкиваться ногами; кататься на санках, лёжа на животе, отталкиваясь руками. Упражнять в перепрыгивании через санки двумя ногами. Развивать смелость, ловкость, интерес к играм народов Севера.

Воспитательные задачи:

Укреплять доброжелательные взаимоотношения между детьми и дружеские взаимоотношения в совместных действиях. Развивать творческое проявление и воображение в игровой деятельности.

Оборудование: санки по количеству детей.

Предварительная беседа с детьми в группе о зимних видах спорта и спортивном оборудовании.

1. Вводная часть

Игровое упражнение «Самый быстрый».

Санки расставлены параллельно друг другу, расстояние между ними 2-3 шага. Ребёнок становится возле своих санок (справа). По сигналу воспитателя, дети оббегают свои санки, стараясь, как можно быстрее вернуться в исходное положение.    

2. Основная  часть

Подвижная игра «На санки!».

Санки врассыпную расставлены по площадке. Число санок на 2 меньше, чем играющих. Дети свободно бегают по площадке. По сигналу воспитателя «На санки!» дети быстро бегут и садятся на них.

Игровое упражнение «Спиной вперёд».

Ребёнок садится на санки спиной вперёд и отталкиваясь ногами продвигается вперёд.

Подвижная игра «Нарты – сани».

Игроки бегут и прыгают через нарты, расставленные друг от друга на расстоянии 1 метра. Нарты – сани имеют ширину 30-40 см., в высоту 20-30 - см.

Игровое упражнение «Моржи».

Ребёнок ложится на живот на санки. Отталкиваясь руками, продвигается вперёд (имитация плавания).

Игровое упражнение «Черепашки».

Дети садятся по двое на санки спиной друг другу.  По сигналу воспитателя, дети, отталкиваясь ногами, стараются как можно быстрее  преодолеть заданное расстояние.

3. Заключительная  часть

Подвижная игра «На новое стойбище».

Дети  становятся парами. В паре – один олень,  другой - каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий: «Оленеводы переезжают на новое стойбище». По сигналу упряжки бегут друг за другом  змейкой. Затем дети меняются ролями.

2 вариант игры: Упряжки можно заменить санками. «Олень» везёт санки, «каюр» управляет «оленями».

Список   литературы:

  1. Кенеман В.В. Детские подвижные игры народов СССР. Пособие для    

     воспитателей детского сада. М., Просвещение, 1989.

  1. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду.

     Издательство: Мозаика-Синтез, Москва, 2000.

  1. Алямовская  В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психо-эмоционального         напряжения у детей дошкольного  возраста. ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002.
  2. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. Москва «Просвещение» 1984
  3. Шарманова С.Б., Федоров А.И., Калугина Г.К. Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего  школьного возраста. Учебное пособие. Челябинск:  УралГАФК, 1999.
  4. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале. Пособие для воспитателей и  инструкторов по физкультуре. М., Издательство «ГНОМ и Д», 2003.

      7.   Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду.

            Москва, «Просвещение» 1992                                                                                    

Круговая тренировка «В суровом северном краю»

1. Ходьба по ребристой доске – «Ходьба по хрупкому снежному насту».

2. Прыжки через модули высотой 35-45 см. (4-5 шт.) – «Прыжки через сугробы».

3. Лазание по наклонной гимнастической лестнице – «Лазание по ледяным скалам».

4. Прыжки из обруча в обруч – «Прыжки с льдинки на льдинку».

5. Метание мешочков с песком в горизонтальную цель – «Бросание снежков в цель».

6. Пролезание под дугами разной высоты – «Пролезание под поваленными деревьями».

7. Прокатывание мяча головой, опираясь на ладони и колени – «Прокатывание снежного кома  головой».

Подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз» - 2-3 минуты.

Малоподвижная игра «Ручейки и озера» - 1-2 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре с интеграцией образовательных областей в первой младшей группе на тему "Волшебная птица"

Непосредственно образовательная деятельльность разработана с учётом интеграции образовательных областей: "физическая культура", "чтение художественной литературы", "коммуникация", "социализация", "муз...

Консультация для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме "Роль воспитателя в процессе непосредственно образовательной деятельности по физической культуре".

В консультации говорится о том, что должен знать воспитатель и какую помощь оказывать инструктору по ФК в процессе НОД по физической культуре....

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий. « Путешествие в город Здоровья» Конспект интегрированной непосредственной образоват

Цель: Укрепление физического здоровья детей через интеграцию образовательных областей. Формирование двигательных умений и навыков, физических качеств ребёнка. Привитие интереса к физку...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в средней группе "Путешествие на Северный полюс"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по офизической культуре в средней группе "Путешествие на Северный полюс" помогает вызвать у детей интереск занятию туризмом, положительн...

Цикл мероприятий непосредственно образовательной деятельности «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с военными профессиями»

Цикл мероприятий непосредственно образовательной деятельности по физической культуре «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с военными профессиями»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в средней группе. Самоанализ конспекта по физической культуре.

Цель: развитие равновесия при ходьбе по уменьшенной площади опоры, упражнять в перепрыгивании через препятствия....