Обмен опытом на тему «Формирование у детей 3-4 лет начальных представлений о здоровом образе жизни»
методическая разработка по физкультуре (младшая группа)

Шевчук Татьяна Сергеевна

Главная задача воспитателя при работе с детьми  – это сохранение и укрепление здоровья малышей. Педагогам необходимо создать в группе такую здоровьесберегающую среду, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию воспитанников, и, вместе с тем обеспечит им возможность сохранения здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obmen_opytom.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д/с №6 «Ладушки»

Обмен опытом

на тему

«Формирование у детей 3-4 лет начальных представлений о здоровом образе жизни»

                             Подготовила

                                                                         воспитатель

                                                                          Шевчук Т.С.

       

Городской округ г.Выкса, 2019г.

 «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От  жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

                                                                                В. А. Сухомлинский


Главная задача воспитателя при работе с детьми  – это сохранение и укрепление здоровья малышей. Педагогам необходимо создать в группе такую здоровьесберегающую среду, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию воспитанников, и, вместе с тем обеспечит им возможность сохранения здоровья.

Основы здорового образа жизни у детей младшего дошкольного  возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).

В дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.

В своей работе, по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни, я придерживаюсь следующих целей и задач:

  • сохранение и укрепление физического и психофизического здоровья детей;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Работа по формированию здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективной, если учитывать:

- возрастные и индивидуальные особенности детей;

- создавать в ДОУ условия для формирования здорового образа жизни дошкольников;

- систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.

Следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ.

 Я использую цикл оздоровительных и познавательных занятий, направленных на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, на формирование начальных представлений о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и охраны здоровья.

Все занятия условно поделила на 5 разделов:

1.«Я». Знай своё тело: обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

2.«Физкульт-ура!». Занимайся физкультурой: формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.

3.«Наш день». Соблюдай режим дня: формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.

4.«Опасность». Соблюдай правило «нельзя»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.

5.«Мойдодыр!». Соблюдай правила гигиены: привитие культурно-гигиенических навыков.

Все разделы объединяет единая цель: сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

 Подробный анализ и изучение состояния здоровья воспитанников  группы показал, что большинство детей при поступлении в детский сад имеют первую и вторую группу здоровья. Основная моя  задача не допустить ухудшения этих показателей.

 Слагаемые здорового образа жизни:

  • Режим дня
  • Утренняя гимнастика
  • Здоровое питание
  • Прогулки на свежем воздухе
  • Физические упражнения и спорт
  • Закаливание
  • Дыхательная гимнастика
  • Эмоциональное здоровье

Проблема, с которой сталкиваюсь часто я , – это несоблюдение режима дня детей дома.

Бывает,что дети не могут дотерпеть до обеда и засыпают за столом, в основном это происходит после выходных.

 Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

(Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни). Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада.

  Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика  сопровождаются музыкой, что способствует хорошему настроению детей. Детям нравятся разнообразные пособия: гремящие шарики, кубики. Ленточки, яркие флажки. Платочки, погремушки.

Также ежедневно проводится гимнастика после сна. Пробуждение – является одним из важнейших моментов способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка.

Гимнастика после сна направлена на правильное постепенное пробуждения ото сна. Она помогает детям поднять настроение, мышечный тонус, а также обеспечивает профилактику нарушения осанки и плоскостопия. Цель данных упражнений – активизировать физиологические системы,  функции дыхательного аппарата. Гимнастика пробуждения происходит под звуки плавной музыки, вызывающей  приятные положительные эмоции( пение птиц, шум леса, моря, классическая музыка для детей), или под словесное сопровождение.

Помимо ежедневной утренней зарядки и гимнастики после сна, с детьми проводятся физкультурные занятия 3 раза в неделю. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности.

Развитие движений, воспитание двигательной активности детей осуществляется также во время прогулок. Каждая прогулка может иметь определенное содержание.  Проводятся ежедневные прогулки, за исключением холодных температур / ниже – 15 градусов/. Они оздоравливают и развивают.

Большое значение для формирования представлений детей раннего возраста о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия.  Это: «Медведь и пчелы», «Воробушки и автомобиль», «Самолет», «Поезд», «У медведя во бору», «Догони меня», «Кот и мыши», «Пузырь», «Зайка серенький сидит» и другие. Провожу  игры малой подвижности, индивидуальную работу по развитию движений. Это «Сбей кеглю», «Прокати мяч», «Пройди по мостику». «Перепрыгни через ручек», «Попади в цель» и многое другое.

  Закаливание детей младшего дошкольного  возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровью малышей. Цель закаливания – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с меняющейся внешней средой.

   Одними из закаливающих процедур являются, например: воздушные ванны, хождение по ребристой доске, «Дорожке здоровья», игры с водой прогулки, воздушно - температурный режим. В летний период практикуются солнечные ванны, мытье ног после прогулки.

Одними из способов закаливания организма являются массаж с помощью массажных шариков.

Гимнастика с массажными мячиками вызывает у детей приятные ощущения, способствует активизации деятельности у заторможенных детей и, наоборот, успокаивает гиперактивных. Массажные мячи применяют в игровых методах (сказки, стихи, разминки, игры и т.д.) в процессе игровой деятельности.

Воспитание культурно – гигиенических навыков происходит во время проведения всевозможных игр и режимных моментов, в ходе которых в игровой форме дети учатся самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем, приводить себя в порядок, пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой, горшком); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь и т. д.

Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков используются дидактические игры(«Если хочешь быть здоров»), игры – упражнения(«Кто больше соберет витаминов» (собираем малые мячи, в большие обручи, лежащие на полу)

«Закидаем микроба витаминами» (метание малых мячей «витаминов» в микроба (мягкая игрушка, микроб), беседы(«Витамины я люблю, быть здоровым я хочу», «Безопасность в нашей группе», «Здоровье и болезнь», «Уроки Айболита», «Личная гигиена», «Режим дня», «Надо, надо умываться по утрам и вечерам», «Этика питания в детском саду»),  рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание(«Закалка»,Мишка» , «Мышка плохо лапки мыла»), сюжетно-ролевые игры. ( «Аптека», «Игрушки у врача»). Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому, кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок я использовала художественную литературу (Сергей Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», «Прогулка». В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Девочка чумазая»А.Барто , «Маша-растеряша»Л.Воронковой, «Мойдодыр» Чуковского и другие). Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие.

Важную роль в здоровье детей играет дыхание. Дыхательные упражнения включаются во все оздоровительные упражнения. В работе с детьми,  я использую несложные упражнения. Учитывается недостаточно развитая координация движений. Эффективно использовать в этом возрасте игровых приемов, эмоционально-образных упражнений. Я выполняю упражнения вместе с детьми. Большинство упражнений носит имитационный характер: “ Носик”, “Насос”, “Упрямый ослик”, “Полет самолета”, “Лошадка”, Веселый паровозик»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей происходит через формирование представлений о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки - смотреть, ушки - слышать, носик - нюхать, язычок - пробовать (определять) на вкус, ручки - хватать, держать, трогать; ножки - стоять, прыгать, бегать, ходить; голова - думать, запоминать; туловище - наклоняться и поворачиваться в разные стороны.

В рамках темы: «Знакомство с органами чувств (глаза, уши, нос, руки, ноги)» я стараюсь научить называть органы чувств в игровой и стихотворной форме благодаря использованию потешек: «Ножки, ножки», «Большие ноги шли по дороге», «Пальчик – мальчик»; «Больная кукла»; Дидактические игры: «Что есть у игрушки», «Что делает девочка»;

Работая по теме: «Это - я!», дети узнают об особенностях устройства человеческого тела. Для этого провожу дидактические игры: «Зеркало», «Что есть у куклы»; Упражнение «Покажи свой нос, глаза и т. д.», «Спрячь ножки, глазки и т. д.»;

  Полноценное витаминизированное питание – источник энергии и роста.Чтобы дети лучше кушали , провожу беседы «Секреты здоровья»«Витамины я люблю, быть здоровым я хочу», «Вредная и полезная еда», «Польза овощей и фруктов»,и др., читаю во время приема пищи стишки или потешки про питание, например:

Каша вкусная дымится,

Леша кашу есть садится, Очень каша хороша,

Ели кашу не спеша.

Ложка за ложкой,

Ели по-немножку!

Супчик ели, супчик ели!

Поскорей бы супчик съели!

Много кушать? Ну так что ж?

Ай да супчик! Ай, хорош!

Использую игровые приемы «Накорми куклу кашей», "Угостим кукол чаем".

Даю детям элементарные знания, чем и почему полезны фрукты и овощи.

  Немаловажное значение  имеет режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.

  Эмоциональное здоровье напрямую связано с психическим здоровьем. Здоровая нервная система – залог успешного развития ребенка. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Особое место я  уделяю взаимодействию с родителями.  Я объясняю, что для формирования, сохранения и укрепления здоровья детей нужно разумное сочетание оздоровительных и образовательных задач, что обеспечит развитие детей не в ущерб здоровью. Главное, на что в первую очередь направлена работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. Родители стали больше уделять времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек. Наладить взаимоотношения помогают разнообразные формы работы: рекомендации, памятки, папки-передвижки, фотоотчеты, в которых отражается жизнь детей в детском саду.  

Таким образом в процессе работы по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни, дети постепенно понимают смысл понятий аккуратность и чистота, приобретают культурно - гигиенические и простейшие навыки самообслуживания; получают представления о себе, как отдельном человеке; об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека бесед и игр по формированию у детей младшего дошкольного возраста начальных представлений о здоровом образе жизни

Картотека бесед и игр поформированию у детей младшего дошкольного возраста начальных представлений о здоровом образе жизни...

Картотека бесед и игр по формированию у детей младшего дошкольного возраста начальных представлений о здоровом образе жизни

Картотека бесед и игр по формированию у детей младшего дошкольного возраста начальных представлений о здоровом образе жизни...