Укрепление здоровья детей — фактор развития успешной личности
методическая разработка по физкультуре

Данная тема наиважнейшая во все времена. Особенно актуальна она сегодня, когда на современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей за последние 10 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

     Укрепление здоровья детей — фактор развития успешной личности

Данная тема наиважнейшая во все времена. Особенно актуальна она сегодня, когда на современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей за последние 10 лет.

Педагогические работники должны быть компетентны в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие. Таким образом, проблема подготовки педагогических кадров, которые имеют определенный уровень знаний, умений, опыта, достаточных для осуществления задач по физическому воспитанию, владеющих теоретическими и практическими навыками для создания и реализации здоровьесберегающей системы в ДОУ, становится актуальной.

Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если двадцать пять лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, сто сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось.

По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет практически здоровы, но имею функциональные отклонения в состоянии здоровья:

З3% - нарушение осанки;

30% - невротические отклонения;

50% - низкий показатель развития основных двигательных качеств;

Результаты исследований НИИ:

Нарушение осанки:

24% - дети с 3-х лет;

66% - дети с 6-ти лет;

35% - дети с 7-ми лет;

Сколиоз формируется в детском возрасте с 6-ти лет. Он поражает в среднем 10-15% детей. Причины многочисленны. Спортивная тренировка всегда увеличивает силу мышц, эластичность связочного аппарата. Развиваются и совершенствуются двигательные навыки и физические качества: скорость, гибкость, ловкость, выносливость, сила, равновесие.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают:

-неблагоприятные условия окружающей среды,

-недостаточная двигательная активность,

-слабый мышечный тонус,

-длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела.

Факторы, влияющие на здоровье детей:

- неблагоприятная среда – 20%;

- образ жизни – 50%;

- медицинская помощь – 30%;

Вновь на повестке дня проблема «школьной незрелости». Специалисты отмечают, что среди современных детей седьмого года жизни «школьно-незрелые» составляют более 40%, что в 3 раза превышает количество таких детей в 70-е гг. и в 2 раза больше, чем в 80-е гг. Раннее начало обучения (с 6-ти лет) на фоне функциональной незрелости и неготовности отдельных детей к школе приводит чрезмерному нарастанию психоэмоциональных и физических нагрузок. Настораживает их и тот факт, что среди «школьнонезрелых» детей седьмого года жизни мальчиков почти в 2 раза больше, чем девочек.

В перечне причин, негативно влияющих на здоровье детей, называются:

- снижение общего уровня жизни, экологическая обстановка;

-безграмотность и безразличие родителей в вопросах формирования и охраны здоровья;

- низкий уровень медицинского обеспечения, направленного, как правило, только на оказание экстренной медицинской помощи;

Однако нельзя не отметить, что основные причины снижения показателей здоровья детей в образовательных учреждениях связаны со значительным увеличением интеллектуальной и психоэмоциональной перегрузки, а также недостаточными знаниями педагогов в вопросах, связанных с сохранением и укреплением здоровья. Все вышеизложенное убедительно показывает, что только комплекс оздоровительных мероприятий может решить проблемы оздоровления детей. Особая роль в организации педагогического процесса здоровьесберегающей направленности в дошкольном образовательном учреждении принадлежит педагогу. Именно он, как активный субъект образовательной среды во многом определяет здоровый образ жизни ребенка, под влиянием этого образа жизни и личности педагога формируются установки на здоровый образ жизни.

Оценка двигательного режима вДОУ:

1. Время двигательной деятельности с отражением содержания и качества в различные режимные моменты;

2. Объем двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для качественной оценки двигательной активности;

3. Интенсивность двигательной активности.

Существующий двигательный режим восполняет 50% потребности в движении. По данным большинства исследований, 30-40% детей имеют избыточный вес в связи с недостаточной двигательной активностью.

Современные дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ребенком в течение дня, ниже возрастной нормы. В статичном положении увеличивается нагрузка на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Отсюда нарушение осанки, плоскостопие, нарушение координации, гибкости, силы и т. д.

В результате специальных исследований учеными установлены ориентировочные нормы двигательной активности детей. Немного истории. В своем развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Первобытному человеку приходилось пробегать и проходить ежедневно десятки километров в поисках пищи, чтобы выжить. Так выделились пять основных жизненно важных движений: бег, ходьба, прыжки, лазанье, метание. Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существования – выживал тот, кто лучше владел ими. Измерять объем двигательной активности не было необходимости. Человек двигался на пределе своих возможностей. Развитие науки и техники снижает ДА людей, поэтому имеем такие неутешительные данные. Появилась необходимость компенсировать «движение-существование» физическими упражнениями. Отсюда встала проблема определение нормы ДА.

В каких же единицах можно измерить движения ребенка? Прежде всего – в условных шагах. Для этого используется шагомер – прибор оценки двигательной активности. Он активно реагирует на движение и считает шаги. Использование шагомеров позволяет оценить двигательную активность детей и дать количественную характеристику и при проведении физкультурного занятия.

У взрослых норма 10 000 шагов в день;

У детей старшего дошкольного возраста – 14 000 шагов в день;

У младших дошкольников – 9 000-13 000 шагов в день;

Интенсивность двигательной активности – среднее количество движений в минуту.

- примерно 44-50 у детей трех – четырех лет;

- примерно 54-60 у детей пяти – шести лет;

- примерно 70-87 у детей шести – семи лет;

- смена движений составляет 550-1000 раз в день.

Благодаря частой смене движений происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную деятельность детей, создать условия для разных движений. Весной и летом дети двигаются больше, чем осенью и зимой. И все-таки большая или меньшая двигательная активность детей определяется главным образом предложенным двигательным режимом в течение дня, площадью для игр, правильное размещение оборудования и игрушек, новизной игровых и физкультурных пособий.

Сегодня модным стало слово «гиподинамия». Многие понимают его упрощенно – как недостаток движения. Но это не совсем верно. Гиподинамия- своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности».

Двигательная активность:

- один из важнейших показателей физического развития;

- один из показателей готовности детей к школе;

Специальными исследованиями установлены значительные различия в двигательной активности детей:

- объем движений за день составляет в пределах 2160 до 13000, в среднем 6000 шагов;

-время двигательной активности колеблется в пределах 1-3 часов;

-интенсивность от21 до 108 движений в минуту, в среднем 38-53 движения.

Таким образом, можно условно выделить три группы детей:

большой, средней и малой подвижности.

Дети малой подвижности составляют в саду примерно 25% .

Среднесуточное количество шагов: 2700-4500 шагов в день.

Продолжительность двигательной активности в день – 40-50 минут

Причины малоподвижности:

- слабые двигательные умения и навыки;

- дефицит условий для движений;

- состоянием здоровья;

- дети уже приучены к малоподвижному образу жизни.

Малоподвижные дети часто вялы, пассивны, быстро устают. В противовес подвижным детям, умеющим найти место для своих игр, стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. У малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Таких детей следует «раздвигать». Малоподвижность следует рассматривать как серьезный недостаток.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью, в течение всего дня. Среди них выделяются дети с несколько повышенной или сниженной интенсивностью двигательной активности, не сказывающейся на их общем поведении.

Количество таких детей в каждой группе примерно 50 - 65% от общего количества группы.

Среднесуточное количество шагов в пределах 5300-6700.

Продолжительность двигательной активности в день – 2,5-3 часа.

Интенсивность движений в минуту – 32-56 движений.

Дети большой подвижности всегда особо заметны, хотя и составляют примерно одну пятую от общего количества группы. Среди них выделяются дети с умеренной и высокой интенсивностью движений. Поведение детей с умеренной интенсивностью двигательной активности ровное, спокойное. Из-за чрезмерной подвижности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, в результате чего у них отмечается «малая степень ее осознанности». Движения быстры, резки, часто бесцельны. Основное внимание в развитии двигательной активности детей большой подвижности следует уделять воспитанию целенаправленности, управляемости движениями, совершенствованию умения заниматься более или менее спокойными видами деятельности.

Количество таких детей в каждой группе примерно 20% от общего количества группы.

Среднесуточное количество шагов в пределах 8000-10000.

Продолжительность двигательной активности в день – 3-3,5 часа.

Интенсивность движений в минуту – 55-110 движений.

Подводя итог, хочется надеяться, что вышеизложенное поможет всем нам создать в условиях дошкольного учреждения рациональный двигательный режим, помогая детям повышать двигательную активность. Целенаправленные физические нагрузки оказывают стимулирующее воздействие на организм и при правильной организации могут обеспечить восстановление и сохранение здоровья.

Литература:

В. А. Шишкина "Движение+движение";

М. Рунова "Двигательная активность ребенка в детском саду".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение физического воспитания для гармоничного развития личности и укрепления здоровья детей.

«Значение физического воспитания для гармоничного развития личности»  I.                   ВведениеА...

Закаливание летом - использование природных факторов для укрепления здоровья детей

Закаливание летом - использование природных факторов для укрепления здоровья детей...

«Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста как основа развития успешной личности»

Тема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста - наиважнейшая во все времена. Особенно актуальна она сегодня, когда на современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудше...

Двигательная активность как фактор, направленный на охрану и укрепление здоровья детей в ДОО.

В статье раскрываются разнообразные формы двигательной активности в дошкольном учреждении....