Использование современных инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе формирования у детей основ здорового образа жизни.
статья по физкультуре (средняя группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»
Использование современных инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе формирования у детей основ здорового образа жизни.
Инструктор по физической культуре Корнилова А.Н.
В современных условиях модернизации образования одним из ведущих направлений развития воспитания является формирование основ культуры здоровья у подрастающего поколения. В системе общечеловеческих культурных ценностей базисной является здоровье, ибо оно определяет возможность освоения человеком всех других ценностей и является залогом жизнестойкости и прогресса общества.
Современные концепции сохранения здоровья населения и формирование здорового образа жизни предполагают, что задача воспитания здорового человека должна решаться уже в дошкольном возрасте, так как сформированные в эти годы ценностное отношение к своему здоровью во многом может определить стиль поведения человека в дальнейшей его жизни. Это связано с интенсивным социальным развитием психики и ее основных подструктур, изменением образа жизни детей, новыми интересами и обязанностями, потребностями, важнейшей из которых становится потребность в обучении, приобретении новых знаний, умений и навыков Успешное формирование ценностного отношения к здоровью у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия педагогов и родителей детей. Особую актуальность приобретает игровая деятельность, являющаяся в данном возрасте ведущим видом деятельности.
Успешное формирование ценностного отношения к здоровью у дошкольников во многом определяется целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работой, где ведущим средством выступает игровая деятельность, являющаяся главной составляющей двигательной активности ребенка.
Двигательная активность зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма. Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений в сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; вызывает затруднения в овладении ручными операциями (письмо, рисование, сказывается на выражении мимики и пантомимики, на формировании выразительной стороны речи, правильного и четкого звукопроизношения) .
Игровая деятельность как ведущий способ образовательного и воспитательного процесса детей дошкольного возраста, является одним из самых интересных методов работы, как для детей, так и для педагогов. Игровая деятельность пронизывает всю жизнь ребенка, является источником обширной информации, методом воспитания и обучения, способствует их физическому и духовному здоровью. В виду кажущейся несерьезности, в силу своего развлекательного характера, игра вызывает у детей искреннюю заинтересованность, желание включиться в нее. Огромный воспитательный эффект от участия в игровой деятельности разнообразных форм и тематической направленности сложно оценить.
Игровая деятельность дошкольников отличается большим разнообразием: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, строительные, творческие, игры-драматизации. Игровая деятельность позволяет решить целый комплекс важных вопросов в работе с дошкольниками: удовлетворить их потребность в знаниях, движении, стабилизировать эмоции, научить детей владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные, творческие способности, нравственные качества. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему, совершенствуя и уравновешивая процесс возбуждения и торможения .
Основой технологии проведения непосредственно образовательной деятельности по формированию ценностного отношения к здоровью является игровая деятельность, интегрирующаяся со всеми образовательными областями, так как является основной формой осуществления разных видов детской деятельности, методом воспитания и развития дошкольников, формой организации жизни детей в детском саду.
Особо ценны для формирования ценностного отношения к здоровью сюжетно-ролевые игры. Помимо развлекательной функции данные игры служат еще и в качестве неких энциклопедий, дающих играющему пусть и минимальные, но все же сведения о разных аспектах медицины. Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Поликлиника», «Скорая помощь», «Ветеринарная клиника», «Аптека» – это симуляторы реальных ситуаций, в которых нужно быстро сориентироваться и оказать пострадавшему первую медицинскую помощь, от своевременности которой порой зависит не только здоровье и полноценность пациента, но часто даже его жизнь. Поэтому нельзя преуменьшать значение данных игр, ведь благодаря им в реальной жизни можно кому-то спасти жизнь.
Существенная роль в формировании ценностного отношения к здоровью отводиться дидактическим играм. Среди них настольно-печатные игры, главная особенность которых, состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям, т. е. такие, чтобы дети действительно увлеклись. Чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений. Система таких игр стимулирует познавательный интерес ребенка, удовлетворяет потребность в знаниях, формирует стремление к постоянному пополнению багажа знаний, в том числе и о здоровье. Усваивая нужный материал в игровой деятельности, ребенок легко и прочно запоминает необходимое и значимое для него. Кроме того, игровая деятельность является одним из приемов преодоления пассивности ребенка.
Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений
Для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а также выработке практических действий по организации здоровой жизнедеятельности можно использовать и эстафеты игровой направленности, а также специальные игровые задания, игры-путешествия, игровой самомассаж, игропластика, пальчиковая гимнастика и др.
Игры – путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Каждое из физических упражнений, составляющих такую композицию, оказывает определенное воздействие на ребенка, решает конкретные задачи программы.
Игровой самомассаж – основа закаливания и оздоровления. Выполняя его, дети обычно приходят в хорошее настроение. Такие упражнения способствуют также формированию у них сознательного стремления быть здоровыми.
Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, включающей элементы йоги – терапии и упражнения на растягивание.
Пальчиковая гимнастика, служащая основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию.
Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.
Игры с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с дошкольниками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества и т. д. Двигательная активность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма. Активная двигательная деятельность тренирует и нервную систему, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения. Все упражнения, объединенные одним игровым сюжетом, быстро сменяют друг друга. Ребенок с удовольствием подражает действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни. Дыхательные упражнения также организуются в форме игры.
Целенаправленно подобранные игры, эстафеты игровые упражнения, игры с речитативами, имитационные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, улучшают качество звукопроговаривания. Игры с нагрузкой в виде беговых, прыжковых упражнений, способствуют повышению выносливости и являются профилактикой сердечнососудистых и респираторных заболеваний.
Таким образом, разумное использование резервов игровой деятельности должно стать инструментом действенного снижения негативных последствий воспитательно-образовательной перегрузки, увеличения уровня ежедневной двигательной активности дошкольников и совершенствования их физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышения психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма, с тем, чтобы, в конечном счете, способствовать сохранению и укреплению здоровья, формированию к нему ценностного отношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sdorov.tehnolog.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»
Использование современных инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе формирования у детей основ здорового образа жизни.
Инструктор Физо Корнилова А.Н.
В современных условиях модернизации образования одним из ведущих направлений развития воспитания является формирование основ культуры здоровья у подрастающего поколения. В системе общечеловеческих культурных ценностей базисной является здоровье, ибо оно определяет возможность освоения человеком всех других ценностей и является залогом жизнестойкости и прогресса общества.
Современные концепции сохранения здоровья населения и формирование здорового образа жизни предполагают, что задача воспитания здорового человека должна решаться уже в дошкольном возрасте, так как сформированные в эти годы ценностное отношение к своему здоровью во многом может определить стиль поведения человека в дальнейшей его жизни. Это связано с интенсивным социальным развитием психики и ее основных подструктур, изменением образа жизни детей, новыми интересами и обязанностями, потребностями, важнейшей из которых становится потребность в обучении, приобретении новых знаний, умений и навыков Успешное формирование ценностного отношения к здоровью у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия педагогов и родителей детей. Особую актуальность приобретает игровая деятельность, являющаяся в данном возрасте ведущим видом деятельности.
Успешное формирование ценностного отношения к здоровью у дошкольников во многом определяется целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работой, где ведущим средством выступает игровая деятельность, являющаяся главной составляющей двигательной активности ребенка.
Двигательная активность зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма. Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений в сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; вызывает затруднения в овладении ручными операциями (письмо, рисование, сказывается на выражении мимики и пантомимики, на формировании выразительной стороны речи, правильного и четкого звукопроизношения) .
Игровая деятельность как ведущий способ образовательного и воспитательного процесса детей дошкольного возраста, является одним из самых интересных методов работы, как для детей, так и для педагогов. Игровая деятельность пронизывает всю жизнь ребенка, является источником обширной информации, методом воспитания и обучения, способствует их физическому и духовному здоровью. В виду кажущейся несерьезности, в силу своего развлекательного характера, игра вызывает у детей искреннюю заинтересованность, желание включиться в нее. Огромный воспитательный эффект от участия в игровой деятельности разнообразных форм и тематической направленности сложно оценить.
Игровая деятельность дошкольников отличается большим разнообразием: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, строительные, творческие, игры-драматизации. Игровая деятельность позволяет решить целый комплекс важных вопросов в работе с дошкольниками: удовлетворить их потребность в знаниях, движении, стабилизировать эмоции, научить детей владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные, творческие способности, нравственные качества. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему, совершенствуя и уравновешивая процесс возбуждения и торможения .
Основой технологии проведения непосредственно образовательной деятельности по формированию ценностного отношения к здоровью является игровая деятельность, интегрирующаяся со всеми образовательными областями, так как является основной формой осуществления разных видов детской деятельности, методом воспитания и развития дошкольников, формой организации жизни детей в детском саду.
Особо ценны для формирования ценностного отношения к здоровью сюжетно-ролевые игры. Помимо развлекательной функции данные игры служат еще и в качестве неких энциклопедий, дающих играющему пусть и минимальные, но все же сведения о разных аспектах медицины. Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Поликлиника», «Скорая помощь», «Ветеринарная клиника», «Аптека» – это симуляторы реальных ситуаций, в которых нужно быстро сориентироваться и оказать пострадавшему первую медицинскую помощь, от своевременности которой порой зависит не только здоровье и полноценность пациента, но часто даже его жизнь. Поэтому нельзя преуменьшать значение данных игр, ведь благодаря им в реальной жизни можно кому-то спасти жизнь.
Существенная роль в формировании ценностного отношения к здоровью отводиться дидактическим играм. Среди них настольно-печатные игры, главная особенность которых, состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям, т. е. такие, чтобы дети действительно увлеклись. Чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений. Система таких игр стимулирует познавательный интерес ребенка, удовлетворяет потребность в знаниях, формирует стремление к постоянному пополнению багажа знаний, в том числе и о здоровье. Усваивая нужный материал в игровой деятельности, ребенок легко и прочно запоминает необходимое и значимое для него. Кроме того, игровая деятельность является одним из приемов преодоления пассивности ребенка.
Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений
Для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а также выработке практических действий по организации здоровой жизнедеятельности можно использовать и эстафеты игровой направленности, а также специальные игровые задания, игры-путешествия, игровой самомассаж, игропластика, пальчиковая гимнастика и др.
Игры – путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Каждое из физических упражнений, составляющих такую композицию, оказывает определенное воздействие на ребенка, решает конкретные задачи программы.
Игровой самомассаж – основа закаливания и оздоровления. Выполняя его, дети обычно приходят в хорошее настроение. Такие упражнения способствуют также формированию у них сознательного стремления быть здоровыми.
Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, включающей элементы йоги – терапии и упражнения на растягивание.
Пальчиковая гимнастика, служащая основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию.
Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.
Игры с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с дошкольниками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества и т. д. Двигательная активность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма. Активная двигательная деятельность тренирует и нервную систему, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения. Все упражнения, объединенные одним игровым сюжетом, быстро сменяют друг друга. Ребенок с удовольствием подражает действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни. Дыхательные упражнения также организуются в форме игры.
Целенаправленно подобранные игры, эстафеты игровые упражнения, игры с речитативами, имитационные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, улучшают качество звукопроговаривания. Игры с нагрузкой в виде беговых, прыжковых упражнений, способствуют повышению выносливости и являются профилактикой сердечнососудистых и респираторных заболеваний.
Таким образом, разумное использование резервов игровой деятельности должно стать инструментом действенного снижения негативных последствий воспитательно-образовательной перегрузки, увеличения уровня ежедневной двигательной активности дошкольников и совершенствования их физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышения психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма, с тем, чтобы, в конечном счете, способствовать сохранению и укреплению здоровья, формированию к нему ценностного отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе формирования у детей основ здорового образа жизни.
В современных условиях модернизации образования одним из ведущих направлений развития воспитания является формирование основ культуры здоровья у подрастающего поколения. В системе общечеловеческих кул...
Система работы «Использование современных здоровьесберегающих технологии с целью формирования у детей основ здорового образа жизни»
Здоровьесбережение...
«Использование здоровьесберегающих технологий с целью формирования у детей основ здорового образа жизни»
Передача педагогического опыта лауреата конкурса «Воспитатель года» в практику работы дошкольных учреждений, представление по использованию приемов здоровьесберегающи...
«Использование современных здоровьесберегающих технологии с целью формирования у детей основ здорового образа жизни» (методическая система работы)
laquo;Использование современных здоровьесберегающих технологии с целью формирования у детей основ здорового образа жизни»(методическая система работы)...
Мастер - класс к педсовету с педагогами «Использование здоровьесберегающих технологий с целью формирования у детей основ здорового образа жизни».
Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, и всестороннего развития личности ребёнка. Бесспорно, чем меньше ребёнок, тем больше он нуждается в охране здоровья ...
Организация эффективного взаимодействия с родителями в процессе формирования у детей основ здорового образа жизни
Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов ДОУ, которые организуют разностороннюю деятельность, направленну...
- Мне нравится (1)