Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
учебно-методическое пособие по физкультуре

Целью реализации Комплекса является обеспечение комплексной оздоровительной и профилактической работы с детьми, сохранности их физического и психического здоровья.

Задачи:

• оказывать профилактическую, оздоровительную, социально-педагогическую поддержку на основании анализа физического развития и состояния здоровья детей;

• разработка оптимальных моделей режима дня и двигательной деятельности;

• организация оздоровительных и профилактических мероприятий с учетом всех видов деятельности детей в образовательном процессе и режимных моментах в течение дня;

• воспитание потребности в здоровом образе жизни;

• создание условий для реализации потребности в двигательной активности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleks_novyy_op_do.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТ

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

ГБДОУ детский сад №63

Присмотра и оздоровления

 Красносельского района СПб

Протокол №___ от _____2016г.

Заведующая

 ГБДОУ детский сад№ 63

присмотра и оздоровления

Красносельского р-на СПб

________________Н.Н. Завьялова

Приказ №______от «___» _____2016г

        

         

УЧТЕНО мнение

Совета родителей

(законных представителей)

Протокол от ______2016г

№______

Комплекс санитарно-гигиенических, оздоровительных,  профилактических мероприятий  и процедур.

Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детский сад № 63 присмотра и оздоровления

Красносельского района Санкт-Петербурга

Для детей 2-7(8) лет

(срок обучения 5 лет)

        Разработчики программы:

                                                Педагогический коллектив ГБДОУ                       детский сад №63 присмотра и оздоровления

Красносельского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2016

Содержание

Стр.

  1. Организация санитарно-гигиенических, оздоровительных, профилактических мероприятий  и процедур.

1.1.

Система физкультурно-оздоровительной и профилактической деятельности

3 − 6

1.2.

Регламент  оздоровительных мероприятий в группах

6

1.3.

Перспективный годовой план оздоровительных  и профилактических мероприятий

7

1.4.

Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам

7 − 8

II. Профилактические мероприятия

2.1.

Закаливающие процедуры

8 − 10

2.2.

Двигательная активность

10 − 11

2.3.

Организация питания

11 − 12

2.4.

Организация работы с семьей

12

III.Физкультурно-оздоровительная деятельность по направлению

«Физическое развитие»

3.1.

Цели и задачи работы по направлению «Физическое развитие»

12 − 15

3.2.

Формы физкультурно-оздоровительной деятельности.

15 − 17

3.3.

Учет особенностей детей при организации физкультурно-оздоровительной работы.

18

3.4.

Формирование здорового образа жизни

18

IY. Предметно-развивающая среда оздоровительной направленности.

18 − 19

Y. Ожидаемые результаты реализации Комплекса

19

Методическое обеспечение реализации Комплекса.

19

                                                                                           Приложение к годовому плану.

Комплекс санитарно-гигиенических, оздоровительных,  профилактических мероприятий  и процедур в ГБДОУ д/сад № 63

На 2018-2019 учебный год

Данный Комплекс разработан педагогическим коллективом и медицинскими сотрудниками ГБДОУ детского сада № 63 в соответствии с основными современными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность ДОУ:

1.Федеральный закон РФ №52 от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

2. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с Изменениями от 27.08.2015 г.).

3. Приказ Министерства Образования и науки РФ № 1014 от30.08.2013 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам − образовательным программам дошкольного образования»;

Комплекс санитарно-гигиенических, оздоровительных, профилактических мероприятий и процедур (далее – Комплекс) является частью раздела («Оздоровительная деятельность») содержания образовательной программы дошкольного образования ГДОУ детского сада № 63 и реализуется во всех возрастных группах.

В комплексе учтены рекомендации врача по организации оздоровительных
и профилактических мероприятий с основным контингентом ослабленных воспитанников детского сада, имеющих в своем анамнезе аллергические заболевания (атопический дерматит, респираторный аллергоз, бронхиальная астма, аллергическая энторопатия)
и сопутствующие заболеваниях органов дыхания, кожи, органов пищеварения.

Целью реализации Комплекса является обеспечение комплексной оздоровительной и профилактической работы с детьми, сохранности их физического и психического здоровья.

Задачи:

• оказывать профилактическую, оздоровительную, социально-педагогическую поддержку на основании анализа физического развития и состояния здоровья детей;

• разработка оптимальных моделей режима дня и двигательной деятельности;

• организация оздоровительных и профилактических мероприятий с учетом всех видов деятельности детей в образовательном процессе и режимных моментах в течение дня;

• воспитание потребности в здоровом образе жизни;

• создание условий для реализации потребности в двигательной активности детей.

  1. Организация санитарно-гигиенических, оздоровительных, профилактических мероприятий  и процедур.

1.1. Система физкультурно-оздоровительной и профилактической деятельности

п/п

Направления

Мероприятия

1

Создание экологически благоприятных условий: Соблюдение санитарных и гигиенических требований:

Соблюдение гигиенических и противоэпидемических требований:

- подбор и маркировка мебели с учетом роста детей,

- раздевалки на группах оборудованы индивидуальными шкафчиками,

- предусмотрены условия для сушки одежды и обуви,

- постельное белье, полотенце, средства личной гигиены индивидуально на каждого ребенка,

- уровень искусственного и естественного освещения соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям,

- соблюдение температурного режима и влажности воздуха в помещениях группы,

- соблюдение графика проветривания помещений групп.

- системный контроль за санитарным состоянием и содержанием территорий и всех помещений ДОУ.

- систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников,

- распределение детей на медицинские группы, для занятия по физическому развитию,

- соблюдение правил личной гигиены воспитанников,

- организация и контроль за проведением профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий.

2

Использование вариативных режимов дня и пребывания ребёнка в ДОУ

Режимы:

Типовой режим по возрастным группам.

Оздоровительный режим дня.

Щадящий режим дня.

Адаптационный режим дня

Режим дня на холодный (теплый) период

3

Разнообразные виды организации режима двигательной активности ребёнка:

Регламентированная деятельность:

Частично регламентированная деятельность:

Нерегламентированная деятельность

Утренняя гимнастика

Адаптационная гимнастика

Физкультминутки

Динамические переменки

Физкультурные занятия

Физические упражнения после сна

Закаливающие процедуры

Спортивные праздники и развлечения

Игры с элементами спорта

Подвижные игры на воздухе и в помещении

Музыкальные праздники и развлечения

Дни здоровья.

Индивидуальная и подгрупповая работа с варьированием физической нагрузки с учётом исходного уровня здоровья и возможностей ребёнка.

Самостоятельная двигательная активность детей в помещении и на прогулке.

4.

Оздоровительное и профилактическое сопровождение:

Диспансеризация

Профилактические мероприятия

Общеукрепляющие мероприятия

Профилактические осмотры детей декретированных возрастных групп (2 раза в год)

Профилактические осмотры детей с измерением антропометрических данных (2 раза в год);

Осмотр детей, находящихся на Ф-30;

Целенаправленные гимнастические комплексы:

комплексы адаптационной гимнастики;

комплекс для глаз;

ортопедический комплекс (упражнения для профилактики плоскостопия);

неспецифические дыхательные комплексы;

профилактика ОРВИ, гриппа, лор-заболеваний: вакцинопрофилактика.

Режим теплового комфорта в выборе одежды для пребывания детей в группе, на занятиях по физкультуре, во время прогулок;

Режим проветривания и оптимизации вентиляции во время дневного сна;

Свето-воздушные ванны в летний сезон;

Полоскание полости рта водой комнатной температуры;

Закаливание: «обливание рук до локтя»;

Мытье ног после прогулки в летний сезон;

???? еще…..

5.

Создание психологически комфортного климата в ДОУ

Обеспечение  педагогами положительной эмоциональной мотивации всех видов детской деятельности.

Личностно-ориентированный стиль взаимодействия педагогов и специалистов с детьми.

Формирование основ конструктивного взаимодействия детей друг с другом (коммуникативной деятельности).

Психолого-педагогическая поддержка ребёнка в адаптационный период.

Психопрофилактика: консультирование педагогов и родителей специалистами в вопросах воспитания.

6.

Система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни (ЗОЖ)

Развитие представлений и формирование навыков здорового образа жизни.

Приобщение к двигательной и гигиенической культуре.

Формирование основ безопасной жизнедеятельности.

7.

Организация питания

Полноценное 4-х разовое питание в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (группы с 12-ти часовым пребыванием);

Аллергостол

Использование кисломолочных продуктов с бифидофлорой;

Использование йодированной соли, продуктов питания, обогащенных микронутриентами.

8.

Подготовка кадров к

работе по системе

оздоровительных мероприятий

Курсы повышения квалификации

Консультации

Семинары

Семинары-практикумы

9.

Работа с родителями

День здоровья, физкультурные досуги и праздники: «Зимние забавы», «Здравствуй, лето звонкое», «Праздник мяча и скакалки», «С папой мы сильнее всех», «Знатоки дорожных правил»,

Общие родительские собрания

Круглый стол по вопросам оздоровления

Информирование по вопросам оздоровления детей в ДОУ

Консультации врача ДОУ

Информационные стенды, папки-передвижки.

  1. Регламент  оздоровительных мероприятий в группах

Мероприятия оздоровительной работы

Срок проведения

ОБЩЕУКРЕПЛЯЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

Утренняя гимнастика;

Дыхательная гимнастика в постели + Бодрящая гимнастика после дневного сна; (профилактические мероприятия)

Физкультурные занятия с учетом физической нагрузки по состоянию здоровья;

Физкультурные занятия на прогулке;

Подвижные игры на воздухе и в помещении;

Прогулка;

Сбалансированное питание на основе гипоаллергенной диеты с индивидуальной заменой блюд;

Самостоятельная двигательная деятельность в помещении и на воздухе;

Ежедневно

Ежедневно

2 раза в неделю (в физкультурном зале)

1 раз в неделю (старшие, подготовительные группы)

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

ЗАКАЛИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

Хождение (в носках) по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику (модулям)

Воздушные ванны в движении после дневного сна

Обширное умывание после сна

Закаливание естественными силами природы (солнце, воздух, вода)

режим теплового комфорта в выборе одежды для пребывания в группе, на занятиях физкультурой и во время прогулок

режим проветривания

Сон без маек

Ежедневно

Осень (сентябрь-октябрь), весна (апрель, май), лето

Ежедневно

В летний период

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ:

воспитание культурно-гигиенических навыков

режим проветривания

мытье рук перед едой, после посещения туалета и по мере загрязнения

мытье ног

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

В летний период

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ:

физкультурные паузы между занятиями;

упражнения на коррекцию профилактику нарушений осанки, стопы, зрения;

очистка воды для приготовления пищи;

кварцевание групповых помещений.

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Осенний (с ноября)- зимний, весенний (до апреля) периоды

  1.  Перспективный годовой план оздоровительных  и профилактических мероприятий

Месяц

Оздоровительные и профилактические мероприятия

Сентябрь

Гимнастики:  утренняя,  после сна

Полоскание зева кипяченой водой комнатной температуры.

Хождение (в носках) по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику (модулям).

Воздушные процедуры и обширное умывание после сна, температура воды 36 град.

Октябрь

Гимнастики:  утренняя,  после сна

Полоскание зева кипяченой водой комнатной температуры.

Хождение (в носках) по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику (модулям).

Воздушные процедуры и обширное умывание после сна, температура воды 36 град.

Ноябрь

Гимнастики:  утренняя,  после сна

Хождение (в носках) по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику (модулям).

Кварцевание групповых помещений

Декабрь

Гимнастики:  утренняя,  после сна

Хождение (в носках) по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику (модулям).

Кварцевание групповых помещений

Январь

Гимнастики: утренняя, после сна

Хождение (в носках) по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику (модулям).

Кварцевание групповых помещений

Февраль

Гимнастики:  утренняя,  после сна

Кварцевание групповых помещений

Март

Гимнастики:  утренняя,  после сна

Хождение (в носках) по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику (модулям).

Воздушные процедуры,

Апрель

Воздушные процедуры, Гимнастики: утренняя, после сна

Хождение (в носках) по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику (модулям).

Май

Воздушные процедуры. Гимнастики: утренняя, после сна

Хождение (в носках) по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику (модулям).

Летне-оздоровит. период

Воздушные процедуры. Гимнастики: утренняя, после сна

Хождение (в носках) по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику (модулям).

  1. Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам

Формы организации

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ходе выполнения режимных моментов деятельности детского сада

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

1.1 Утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением

4-5 минут ежедневно

5-6 минут ежедневно

6-8 минут ежедневно

8-10 минут ежедневно

10 минут ежедневно

1.2 Физкультминутки

Ежедневно по мере необходимости (до 3-х минут)

1.3 Игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно 5-6 минут

Ежедневно 6-10 минут

Ежедневно 10-15 мин.

Ежедневно 15-20 мин.

Ежедневно 20-30 мин.

1.4 Закаливание:

- воздушные ванны

Ежедневно после дневного сна

- сон без маек

В летний период

- элементы обширного умывания

В осенний и весенний периоды

после сна

1.5 Дыхательная гимнастика

Ежедневно после дневного сна

Профилактические мероприятия

- ходьба по массажным дорожкам

Ежедневно после дневного сна

- кварцевание групп

В осенний и зимний периоды

- полоскание горла

Ежедневно после завтрака

2. Учебные физкультурные занятия

2.1 Совместные занятия в спортивном зале

2 раза в неделю по 10 минут

2 раза в неделю по 15 минут

2 раза в неделю по 20 минут

2 раза в неделю по 25 минут

2 раза в неделю по 30 минут

2.2 Занятия по подгруппам

10 минут

-

-

-

-

2.3 Физкультурные занятия на свежем воздухе

-

1 раз в неделю 15 минут

1 раз в неделю 20 минут

1 раз в неделю 25 минут

1 раз в неделю 30 минут

2.4 Коррегирующая гимнастика

1 раз в неделю 10 минут

1 раз в неделю 15 минут

1 раз в неделю 20 минут

1 раз в неделю 25 минут

1 раз в неделю 30 минут

3.Спортивный досуг

3.1Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно под руководством воспитателя (продолжительность определяется в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка)

3.2 Спортивные праздники

-

1 раз в год

1 раз в год

2 раза в год

2 раза в год

3.3 Досуги и развлечения

-

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в месяц

3.4 Дни здоровья

1 раз в год

1 раз в квартал

1 раз в квартал

1 раз в квартал

1 раз в квартал

4. Совместная деятельность с семьей

4.1 Веселые старты

-

1 раз в год

1 раз в год

2 раза в год

2 раза в год

4.2 Походы выходного дня

-

-

1 раз в год

2 раза в год

2 раза в год

4.4.Консультации для родителей

Ежеквартально

Физкультурно-оздоровительная образовательная деятельность в группах осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, изобразительной, познавательно-исследовательской, двигательной, музыкальной); в ходе режимных моментов; самостоятельной деятельности детей; во взаимодействии с семьями воспитанников.

II. Профилактические мероприятия

Создание условий для полноценной, позитивной двигательной деятельности детей в образовательном учреждении и семье способствует формированию здорового образа жизни, закаливанию организма, укреплению здоровья, профилактике имеющихся заболеваний, развитию уверенности в своих силах, повышению самооценки, формированию основных двигательных умений и навыков.

− Профилактика

1. Комплексы по профилактике плоскостопия

2. Комплексы по профилактике нарушений осанки.

3. Дыхательная гимнастика

4. Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин.)

5. Прогулки + динамический час

6. Закаливание:

Сон без маек

Обширное умывание

8. Оптимальный двигательный режим

9. Вакцинопрофилактика на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ.

2.1. Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Основные принципы закаливания:

• систематичность и постоянство всех процедур закаливания;

• осуществление процедур закаливания строго при условии, что ребенок практически здоров;

• недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций;

• тщательный учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;

• постепенное и последовательное увеличение интенсивности закаливающих процедур с разрешением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;

• комплексное использование всех природных факторов.

Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Необходимо соблюдать:

Четкую организацию теплового и воздушного режима помещения.

Рациональную неперегревающую одежду детей.

Соблюдение режима прогулок во все времена года.

Занятия утренней гимнастикой и физкультурой.

Некоторые приемы закаливания

1. Обширное умывание.

Ребенок должен:

Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.

Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».

Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».

Намочить обе ладошки и умыть лицо.

Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

Примечание.

Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.

2. Сон без маечек.

Проводится в летне-оздоровительный период. На случай понижения температуры в результате установившейся холодной погоды должны быть подготовлены теплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

2.2. Двигательная активность в детском возрасте обусловлена многочисленными социальными, биологическими и природными факторами. Движение – естественная биологическая потребность детей, которую нельзя чем-то заменить без ущерба для здоровья.

Ограничение мышечной деятельности не только задерживает разностороннее формирование и развитие организма, но и приводит к тому, что ребенок не может овладеть основными видами движений на последующих возрастных этапах.

Мышечная активность взаимосвязана с состоянием всех органов и систем. В ней отражаются типологические особенности нервной системы, индивидуальность, специфика пола, возраста, состояния здоровья

Двигательную активность дошкольников можно рассматривать на бытовом и физкультурном уровнях, которые дополняют друг друга.

На бытовом уровне двигательная активность определяется режимом дня, который должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию (СанПиН 2.4.1.3049-13. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей трех–семи лет составляет 5,5–6 часов.

Нормирование режима дня детей дошкольного возраста

Режимный момент

Продолжительность

Особенности проведения

Ежедневные прогулки

3–4 часа

Два раза в день (продолжительность зависит от климатических условий)

Самостоятельная

деятельность

Не менее 3–4 часов

Игры, подготовка к образовательной

деятельности, личная гигиена

Непрерывная

образовательная

деятельность

В младшей группе – 15 минут;

в средней – 20;

в старшей – 25;

в подготовительной к школе

группе – 30 минут

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня:

в младшей группе – 30 минут;

в средней – 40;

в старшей – 45;

в подготовительной к школе группе – 1,5 часа.

Во второй половине дня – 25–30 минут.

Образовательная деятельность, которая требует повышенной познавательной активности и умственного напряжения чередуется  с физкультурными

и музыкальными занятиями

Перерывы между периодами непрерывной образовательной

деятельности

Не менее 10 минут

Подготовка к образовательной деятельности

Дневной сон

2–2,5 часа

Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур

На физкультурном уровне двигательная активность определяется требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 по организации физического воспитания детей. В объеме двигательной активности воспитанников пяти–семи лет предусмотрено 6–8 часов организованных форм занятий физкультурой в неделю с учетом психофизиологических особенностей дошкольников, времени года и режима работы ДОО.

Двигательная активность детей, складывающаяся на бытовом и физкультурном уровнях, важна во всех проявлениях жизнедеятельности ребенка.. Одним из важнейших факторов физического развития ребенка является удовлетворение его органической потребности в движении.

Организованные формы занятий дошкольников физкультурой

Форма

Продолжительность

Особенности проведения

Утренняя гимнастика

8–10 минут

Ежедневно

Занятия физической

культурой в помещении и на воздухе

В младшей группе – 15 минут;

в средней – 20;

в старшей – 25;

в подготовительной к школе группе – 30 минут

Не менее трех раз в неделю.

Один раз в неделю для детей пяти–семи лет круглогодично организация занятия на открытом воздухе при отсутствии у них медицинских противопоказаний и наличия спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях занятия на открытом воздухе.

Индивидуальные

занятия

10 минут

Связаны с работой по совершенствованию двигательных умений и навыков

Закаливающие

процедуры

10 минут

Физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе после сна

Физкультурные

минутки

10 минут в день

Проводятся в середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность

Подвижные игры

40–50 минут

Проводятся на прогулках (дневной

и вечерней)

Физкультурные

развлечения

В младшей и средней груп-

пах – 20–30 минут;

в старшей – 35–40;

в подготовительной к школе группе – 40–50 минут

Ежемесячно

Физкультурные

праздники

45–60 минут

Два раза в год (в зимнее и летнее время)

Дни здоровья

По расписанию ДОУ

Согласно годовому планированию

2.3. Организация питания

При организации питания обращается внимание не только на санитарно-гигиенические требования и нормативные документы, но и на оздоровительный и психологический компоненты.

Оздоровительный компонент предусматривает:

- введение в меню кисломолочных продуктов, обогащенных бифидобактериями; йодированной соли, продуктов питания, обогащенных микронутриентами.

- обогащение меню натуральными соками, фруктами, свежей зеленью и овощами;

- С-витаминизация 3-го блюда;

- включаются продукты, улучшающие аппетит, повышающие иммунозащиту (петрушка, витаминные салаты)

Психологический компанент связан с комфортными условиями приема пищи: качество предлагаемых блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню, внешний вид столовых приборов и сервировка стола. Культура еды, культура общения, доброжелательность во время приема пищи создают условия для формирования хороших манер поведения за столом.

Основные принципы организации питания в ДОУ:

- выполнение режима дня;

- гигиена приема пищи;

- ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;

- эстетика организации питания;

- индивидуальный подход к детям во время приема пищи;

- правильность сервировки стола и расстановки мебели.

Для того чтобы соблюдались физиологические интервалы между приемами пищи дети получают 4-х разовое питание: завтрак, 2-й завтрак, обед, уплотненный полдник.

При составлении цикличного меню учитывается возрастная дифференциация в питании. Масса пищи строго соответствует возрасту ребенка. Летом, в связи с увеличением энергозатрат, калорийность суточного рациона на 10% выше, чем зимой. В зимний период в меню увеличивается количество фруктов и овощей.

Учитывая ослабленное состояние здоровья детей, страдающих пищевой аллергией, реализуется особый подход к технологии приготовления блюд. Дети, из питания которых исключены определенные продукты, являющиеся индивидуальными аллергенами, получают адекватную замену по пищевым ингредиентам (белкам, жирам, углеводам). Питание детей, страдающих аллергией, избыточным весом индивидуализировано.

2 раза в год цикличное меню проходит процедуру согласования в органах Роспотребнадзора

2.4. Организация работы с семьей

Одним из основных направлений деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.

Задачи работы с родителями:

1. Повышение педагогической культуры родителей

2. Изучение, обобщение положительного опыта семейного воспитания.

3. Ознакомление родителей с основами психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.

4. Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.

5. Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

6. Обучение родителей принципам оздоровительных технологий

Формы работы с родителями

1.Проведение тематических родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций

2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные, подгрупповые, по запросам)

3. Дни открытых дверей

4. Участие в разработке физкультурно-оздоровительных проектов и оформлении презентаций

5. Совместные спортивные праздники и развлечения

6. Оформление тематических фотостендов, семейных проектов

7. Участие в организации и проведении дней Здоровья

8. Обучение родителей принципам оздоровительных технологий

9. Оформление «Уголков здоровья» в каждой возрастной группе

III. Физкультурно-оздоровительная деятельность по направлению

«Физическое развитие»

3.1. Цели и Задачи работы по направлению «Физическое развитие»

Приобщение детей к физической культуре рассматривается в настоящее время как одно из самых важных средств, способствующих улучшению здоровья, повышению сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям, улучшению работы основных органов и систем организма, а также повышению самооценки.

В процессе выполнения физических упражнений закладывается фундамент здоровья детей, происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма. Адекватная постоянная физическая нагрузка детей способствует улучшению сердечной деятельности, тренирует сердце, улучшает работу органов дыхания, кроветворения, пищеварения, укрепляет нервную систему, улучшает соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Цель: организация работы по направлению «Физическое развитие» - сохранение и развитие физического и психического здоровья детей.

Задачи работы по направлению «Физическое развитие»

I. В области физического (двигательного) развития:

Развитие основных физических, двигательных качеств (ловкости, координации движений, гибкости, выносливости, силы, чувства равновесия и др.).

Формирование телесной идентификации и произвольной регуляции средствами

физического воспитания.

Укрепление мышечного корсета и сводов стопы, формирование рефлекса правильной осанки, коррекция нарушения физического развития ребѐнка.

Развитие рефлекса правильной походки.

Формирование умения выполнять перекрестные движения, способствующие развитию межполушарного взаимодействия, координированной работы правого и левого полушарий головного мозга.

Стимулирование и развитие кинетической и кинестетической основ движений средствами физического воспитания.

Развития ориентации в пространстве средствами физического воспитания.

Формирование культуры движений.

Система работы реализации задач физического (двигательного) развития:

1. Сентябрь – осуществление педагогической диагностики методом наблюдения для определения исходного уровня развития детей при выполнении определенных тестовых заданий.

2. Май – повторное проведение педагогической диагностики методом наблюдения для сравнения анализа результатов в начале и конце учебного года.

3. В течение учебного года осуществляется педагогическая работа, направленная на:

а) формирование основных сенсомоторных координаций:

Зрительно-моторной координации за счет выполнения слежения глазами за перемещающимся в пространстве предметом в разных направлениях;

Слухо-моторной координации в процессе выполнения задания с музыкальным сопровождением, когда, например, на одну музыкальную мелодию детям предлагается выполнить ползание с продвижением вперед, на вторую мелодию выполнить ходьбу на носках руки на поясе, а на третью мелодию выполнить хлопки в ладоши, стоя на месте. (Задания могут быть самыми разнообразными.);

Вестибуломоторной координации за счет выполнения упражнений, требующих сохранения равновесия, стоя на разных поверхностях (по устойчивости, размеру, площади опоры), на полу, на модуле, на балансировочной доске и др., а также при выполнении ходьбы и бега; формирование межполушарного взаимодействия

За счет стимулирования работы правого и левого полушарий головного мозга, что достигается выполнением сложно координированных движений. Например, таких, как пристанные шаги вправо с одновременным отведением левой руки с флажком влево, затем наоборот и др.;

Отработку первичных движений, «примитивных» рефлексов (ассиметрический шейный тонический, Галанта, сегментированный рефлекс поворот и пр.);

б) развитие основных двигательных, физических качеств:

Ловкости и координации движений за счет выполнения различных манипуляций с предметами – мячом, гимнастической палкой, обручем, скакалкой, лентой и др.;

Гибкости при выполнении упражнений на растяжку, на увеличение подвижности в суставах (различные наклоны, полу шпагаты, мостик из положения, лежа и др.);

Выносливости за счет выполнения продолжительной, малоинтенсивной работы, например удержание позы «рыбка» на определенный счет;

Силы при выполнении упражнений с отягощениями (маленькие гантели, набивные мячи и т.д.);

Быстроты при проведении эстафет, когда проявляется реакция на сигнал; или выполнение прыжков через скакалку как можно больше за определенный промежуток времени;

Целенаправленное формирование рефлекса правильной осанки, укрепление мышечного корсета за счет выполнения упражнений на растяжение, удержание определенной позы, напряжения и расслабления определенных мышечных групп;

в) воспитание культуры выполнения движений:

разучивание общеразвивающих упражнений, выполняемых из разных исходных положений; развития и закрепления умения и навыков выполнения различных заданий таких, как основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание и метание), упражнения без предметов и с предметами, танцевальные и др. упражнения;

г) формирование умения и навыков выполнения общеразвивающих упражнений без предметов, с разными предметами и на снарядах из разных исходных положений – это упражнения с мячами разного диаметра, скакалками, с обручем, гимнастической палкой, кеглями, мешочками с песком, лентами, а также на детских стульях, гимнастической скамейке, лесенке, набивных (сенсорных) мячах, балансировочных досках и др.

II. Задачи в области укрепления и развития нервной системы организма:

Развитие органов чувств (тактильных, слуховых, зрительных, вестибулярных, обонятельных, вкусовых стимулов);

За счет выполнения упражнений с разными предметами, слежением за перемещающимися в пространстве предметами, ходьбы, бега в разных направлениях и с уменьшенной площадью опоры; заданий, связанных с сохранением равновесия и др.;

Формирование кинетического, кинестетического, пространственного восприятия, произвольной регуляции.

Реализация данных факторов обусловлена необходимостью формировать образ предстоящего движения, возможностью перехода от одного движения к другому, постановкой цели, планированием предстоящего двигательного действия и осуществлением контроля за выполнением поставленной задачи, удержание внимания и развитием двигательной памяти.

Данные базальные факторы необходимы для реализации нормального онтогенеза на начальных этапах развития, которые определяют течение нейрофизиологических и нейропсихологических процессов в организме, и в дальнейшем – для формирования за счет специальных двигательных технологий полноценной деятельности ребенка, соответствующей сенситивным периодам развития.

III. Задачи в области социально-эмоционального развития:

Развитие групповой сплоченности, умения взаимодействовать в группе и подгруппах, оказывать взаимопомощь.

Развитие у детей способности понимать эмоциональное состояние свое и других детей.

Формирование у детей умения строить свое поведение в соответствии с групповыми нормами и правилами. Реализация данных задач происходит при создании условий для формирования навыков сотрудничества и социально-эмоционального взаимодействия за счет проведения подвижных игр, эстафет, выполнения упражнений в парах, подгруппах и т.д.

IV. Задачи в области когнитивного развития:

Развитие образных представлений на основе слухового восприятия способов выполнения двигательных заданий.

Ознакомление детей с разным спортивным оборудованием в совокупности его сенсорных свойств, качеств, признаков посредством двигательной деятельности.

Формирование образного представления на основе восприятия цвета, формы, фактуры, размера, веса предметов и связанных с осуществлением двигательной деятельности.

Развитие способности к творческому самовыражению в процессе выполнения различных двигательных заданий.

Развитие познавательной активности детей за счет разгадывания загадок, прослушивания стихов, пословиц, выполнения заданий с использованием счета, цвета, а также организация совместной образовательной деятельности с детьми по направлению «Физическое развитие».

3.2. Формы физкультурно-оздоровительной деятельности.

Особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях.

В каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

В раннем возрасте занятия должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки.

В среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу).

В старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т.д.

В детском саду используются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:

Занятия по традиционной схеме.

Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности.

Занятия-тренировки в основных видах движений.

Ритмическая гимнастика.

Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей.

Занятия-зачёты, во время которых, дети сдают физкультурные нормы.

Сюжетно-игровые занятия.

В ходе реализации образовательной деятельности с детьми по направлению «Физическое развитие» двигательная активность (нагрузка) ослабленных детей определяется медицинским персоналом

Непрерывная образовательная деятельность с ослабленными детьми организуются в учреждении в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13. Специально организованная образовательная деятельность детей со взрослыми по физическому развитию – это главная форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам.

В зависимости от группы состояния здоровья дети относятся к медицинским группам для занятий физической культурой: основная, подготовительная и специальная.

Определение медицинских групп для занятий детьми физической культурой с учетом состояния их здоровья осуществляется в целях оценки уровня физического развития и функциональных возможностей дошкольников, выбора оптимальной программы физического воспитания, выработки медицинских рекомендаций по планированию занятий физической культурой.

Медицинские группы для занятий физической культурой

с учетом состояния здоровья детей

Название группы

для занятий ФК

Номер группы

состояния

здоровья

Оптимальная реализация образовательной программы

Основная

I группа

Разрешаются занятия в полном объеме по образовательной программе с использованием технологий физического воспитания, а также подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.

Подготовительная

II группа

Разрешаются занятия по образовательным программам при условии постепенного освоения комплекса двигательных умений и навыков, осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.

Сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физкультурных мероприятиях не разрешаются без дополнительного медицинского осмотра.

Специальная «А»

III группа

Дошкольникам специальной подгруппы «А» разрешаются занятия оздоровительной физической культурой. Должны учитываться характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей несовершеннолетнего, при этом резко ограничиваются скоростно-силовые, акробатические упражнения, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия адаптивной физической культурой.

Специальная «Б»

IV группа

Детям специальной подгруппы «Б» рекомендуются в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре.

Активно используемые  формы физкультурно-оздоровительной деятельности.

1. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня

Утренняя гимнастика. Проводится ежедневно в каждой группе.

Задачами утренней гимнастики являются: подготовка организма часто болеющих детей к предстоящей деятельности; умеренное, но разностороннее влияние на мышечную систему; активизация деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем; укрепление организма и закаливание; стимулирование работы внутренних органов и органов чувств; • формирование правильной осанки; предупреждение возникновения плоскостопия.

Для повышения двигательной активности, положительного воздействия утренняя гимнастика проводится под музыкальное сопровождение. Утренняя гимнастика состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

В содержание вводной части включаются разные виды самомассажа, ходьбы, бега, прыжков, ползания, дыхательная гимнастика, ритмические задания, а также упражнения на концентрацию внимания. В основную часть включаются общеразвивающие упражнения для разных мышечных групп, выполняемые из разных исходных положений. Это задания без предметов и с предметами, а также и на снарядах (детских стульях, гимнастической скамейке, лесенке и др.), танцевальные и выразительные упражнения, хорошо знакомые детям, или те, которые выполняются в процессе основных занятий. В заключительную часть могут входить игры на внимание, упражнения на большом ортопедическом мяче, стоя на балансировочной доске в сочетании с заданиями на дыхание и др.

Подвижные игры и физические упражнения на воздухе. Способствуют развитию у детей: работы всех органов и систем организма: позитивного отношения к занятиям физическими упражнениями; уверенности в себе; внимания; двигательной памяти и, конечно, взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками. Обеспечивается процесс закаливания; повышается сопротивляемость организма простудным, инфекционным заболеваниям. Происходит формирование основных видов сенсомоторных координаций, пространственной ориентации, произвольной регуляции.

• Физкультминутки. Проводятся в виде кратковременных двигательных (игровых) заданий на занятиях статического характера с целью предупреждения и снятия утомления у детей данной группы. Длительность проведения 1,5 – 2 минуты. Формы проведения – выполнение знакомых общеразвивающих упражнений, подвижных игр, танцевальных движений, движений под стихотворный текст, которые не требуют у ослабленных детей большой траты сил. Особую группу упражнений составляют задания на развитие тонкой моторики кисти (пальчиковая гимнастика).

Физические упражнения после дневного сна. Выполняются с целью пробуждения, активизации двигательной деятельности. В игровой форме выполняется несколько хорошо знакомых детям упражнений, двигательных действий, способствующих активизации мыслительной деятельности.

Физкультурные (динамические) паузы. Проводятся между формами непрерывной образовательной деятельности (занятиями), во время совместной деятельности воспитателя с детьми. Эта форма двигательной деятельности детей снимает усталость, мобилизует внимание и восприятие, активизирует умственную деятельность. Выполнение знакомых двигательных действий формирует двигательную память детей.

2. Индивидуальные занятия и дифференцированная работа. Способствует оптимальному развитию ребенка, развитию внимания, двигательной памяти, активизации мыслительной деятельности, уверенности в себе за счет лучшего освоения техники выполнения физических упражнений ослабленных детей.

3. Самостоятельная двигательная деятельность ослабленных детей планируется, организуется и контролируется воспитателем, а также медицинскими работниками. Самостоятельная двигательная деятельность детей может проходить в формах: двигательных действий в режиме дня в группе; двигательной деятельности в физкультурном зале; физических и спортивных упражнений на прогулке.

4. Спортивные праздники и досуговые мероприятия. Участие детей в спортивных праздниках и досуговых мероприятиях необходимо для развития у них адекватного, уверенного поведения; позитивного отношения к процессу приобщения к физической культуре; четкости выполнения определенных двигательных заданий; выполнения позитивного отношения родителей к своим детям.

5. Мини-беседы проводятся с детьми в индивидуальной форме. Цель – выяснение отношения ребенка к процессу приобщения к физической культуре с последующим формированием у него более позитивного отношения к выполнению двигательных заданий, к закаливанию и к занятиям спортом.

6. Совместная деятельность детей с родителями в условиях семейного воспитания.

После индивидуального разучивания сложных двигательных заданий педагоги дают родителям рекомендации по выполнению и закреплению навыка разучиваемого движения дома. Это способствует лучшему освоению детьми техники выполнения упражнения и повышают желание заниматься двигательной деятельностью.

3.3. Учет особенностей детей

при организации физкультурно-оздоровительной работы.

− Работоспособность контингента воспитанников детского сада низкая и неустойчивая, в связи с этим необходимо тщательно корректировать нагрузку предстоящей двигательной активности.

− Признаки утомляемости у данной группы детей наступают быстрее, чем у здоровых детей, поэтому важно не пропустить момент наступления утомления, чтобы избежать физической нагрузки.

− Никогда нельзя сравнивать достижения выполненных действий ребенка с другими детьми.

− Предлагать быть ведущими только в знакомой подвижной игре.

− Для проведения эстафет подбирать для таких детей посильные двигательные действия, чтобы они были уверены в своих силах и не отказались от участия.

− При выполнении упражнений в парах подбирать детей: в паре с ослабленным ребенком обязательно должен быть более здоровый и физически развитый ребенок.

− Привлекать детей к участию в спортивных праздниках, заранее подбирая адекватные задания.

− Проводить с ослабленными детьми индивидуальную работу, предлагать индивидуальные развивающие задания по освоению техники разучиваемых упражнений.

Не рекомендуется давать двигательные задания типа «Кто быстрей?», «Кто больше?» и т.д.

− Содержание занятий и физическая нагрузка должны соответствовать возрасту и уровню подготовленности и состоянию здоровья детей, индивидуальным особенностям часто болеющих детей.

− Педагогу необходимо постоянно следить за состоянием здоровья детей, предъявляя оптимальные требования к результату двигательной деятельности в данное конкретное время.

3.4. Формирование здорового образа жизни.

Одной из целей физической культуры является «формирование здорового образа жизни» (Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», 2007).

Задача становления ценностей здорового образа жизни детей является прежде всего образовательной (обучение и воспитание) и реализуется в образовательной области «Физическое развитие».

Психолого-педагогическая работа по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) по образовательной программе предполагает формирование у детей следующих представлений:

о значении частей тела и органов для нормальной жизнедеятельности человека;

о полезной и вредной пище;

об оказании элементарной первой медицинской помощи;

о значении физических упражнений;

о гигиене и режиме дня;

о правилах техники безопасности;

о закаливании

IY. Предметно-развивающая среда оздоровительной направленности.

Предметно-развивающая среда оздоровительной направленности в группах соответствует требованиям ФГОС ДО − модульная, полифункциональная, подвижная, легкая, имеются  зоны отдыха, спортивные уголки.

Для реализации Комплекса санитарно-гигиенических, оздоровительных и профилактических мероприятий созданы необходимые условия: медицинский кабинет, изолятор, физкультурный  и музыкальный залы. Кабинеты оснащены необходимым оборудованием и инвентарем для проведения занятий физкультурой, мероприятий по диспансеризации, закаливающих процедур. В групповых помещениях исключено наличие уголка природы и мягких игрушек.

Y. Ожидаемые результаты реализации Комплекса

• Снижение уровня заболеваемости воспитанников.

• Положительная и соответствующая возрасту динамика антропометрических показателей.

• Устойчивая нормализация показателей функционального состояния организма (гемоглобин, пульс; параметры поведения: нормализация сна, аппетита, улучшение эмоционального состояния, хорошее самочувствие, отсутствие жалоб).

• Отсутствие осложненного течения острых заболеваний.

• Расширение представлений детей о «здоровье» и влияния здорового образа жизни на состояние здоровья.

• Умение самостоятельно использовать полученные знания для самооздоровления, формирование привычки к здоровому образу жизни, к занятиям физической культурой.

• Сформированная саморегуляция двигательной активности, связанной с заботой о теле и о физическом состоянии.

• Повышение  уровня компетентности  родителей в вопросах здорового образа жизни.

Методическое обеспечение реализации Комплекса:

  1. Программа – «Здоровье» В. Г. Алямовской;
  2. Программа танцевально-игровой гимнастики  «Са-Фи- Дансе», Авторы
    Ж. Е.Фирилева .Е.Г.Сайкина;
  3.  «Психогимнастика», М. И. Чистяковой»;
  4.  «Дыхательная гимнастика», В.М. Стрельниковой;
  5. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Л.В. Гаврючиной;
  6. Технологии валеологического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Л.Г. Татарникова, Л.В. Симошина.
  7. Азбука физкультминуток для дошкольников Средняя, старшая, подготовительные группы. В.И. Ковалько.
  8. Игры, которые лечат. Для детей от 1 года до 3 лет. А.С. Галанов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по организации физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ

обобщён опыт работы, на базе опыта защищена выпускная квалификационная работа ВведениеГлава I. Теоретические основы проблемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреж...

Сообщение из опыта работы «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста»

Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общему ослаблению здоровья поступающих в детский сад воспитанников, снижение иммунитета. Поэтому сохранение и укреплени...

Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном  учреждении....

Обобщение опыта работы по теме «Нетрадиционные формы организации физкультурно – оздоровительной работы с детьми и родителями»

В методическом материале представлен опыт работы по организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми и родителями. Для нормального физического, психического и интеллектуального развития...

Сообщение из опыта работы «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ «Брусничка» города Братска».

laquo;Человек – высший продукт земной природы.Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы,  человек должен быть здоровым, сильным, умным»....

Обобщённый опыт работы педагогического коллектива по организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками детского сада

Обобщённый опыт работы педагогического коллектива по организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками детского сада...