Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
учебно-методическое пособие по физкультуре
Целью реализации Комплекса является обеспечение комплексной оздоровительной и профилактической работы с детьми, сохранности их физического и психического здоровья.
Задачи:
• оказывать профилактическую, оздоровительную, социально-педагогическую поддержку на основании анализа физического развития и состояния здоровья детей;
• разработка оптимальных моделей режима дня и двигательной деятельности;
• организация оздоровительных и профилактических мероприятий с учетом всех видов деятельности детей в образовательном процессе и режимных моментах в течение дня;
• воспитание потребности в здоровом образе жизни;
• создание условий для реализации потребности в двигательной активности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_novyy_op_do.doc | 241.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТ | УТВЕРЖДАЮ |
Педагогическим советом ГБДОУ детский сад №63 Присмотра и оздоровления Красносельского района СПб Протокол №___ от _____2016г. | Заведующая ГБДОУ детский сад№ 63 присмотра и оздоровления Красносельского р-на СПб ________________Н.Н. Завьялова Приказ №______от «___» _____2016г
|
УЧТЕНО мнение
Совета родителей
(законных представителей)
Протокол от ______2016г
№______
Комплекс санитарно-гигиенических, оздоровительных, профилактических мероприятий и процедур.
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 63 присмотра и оздоровления
Красносельского района Санкт-Петербурга
Для детей 2-7(8) лет
(срок обучения 5 лет)
Разработчики программы:
Педагогический коллектив ГБДОУ детский сад №63 присмотра и оздоровления
Красносельского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2016
Содержание
Стр. | ||
| ||
1.1. | Система физкультурно-оздоровительной и профилактической деятельности | 3 − 6 |
1.2. | Регламент оздоровительных мероприятий в группах | 6 |
1.3. | Перспективный годовой план оздоровительных и профилактических мероприятий | 7 |
1.4. | Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам | 7 − 8 |
II. Профилактические мероприятия | ||
2.1. | Закаливающие процедуры | 8 − 10 |
2.2. | Двигательная активность | 10 − 11 |
2.3. | Организация питания | 11 − 12 |
2.4. | Организация работы с семьей | 12 |
III.Физкультурно-оздоровительная деятельность по направлению «Физическое развитие» | ||
3.1. | Цели и задачи работы по направлению «Физическое развитие» | 12 − 15 |
3.2. | Формы физкультурно-оздоровительной деятельности. | 15 − 17 |
3.3. | Учет особенностей детей при организации физкультурно-оздоровительной работы. | 18 |
3.4. | Формирование здорового образа жизни | 18 |
IY. Предметно-развивающая среда оздоровительной направленности. | 18 − 19 | |
Y. Ожидаемые результаты реализации Комплекса | 19 | |
Методическое обеспечение реализации Комплекса. | 19 |
Приложение к годовому плану.
Комплекс санитарно-гигиенических, оздоровительных, профилактических мероприятий и процедур в ГБДОУ д/сад № 63
На 2018-2019 учебный год
Данный Комплекс разработан педагогическим коллективом и медицинскими сотрудниками ГБДОУ детского сада № 63 в соответствии с основными современными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность ДОУ:
1.Федеральный закон РФ №52 от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
2. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с Изменениями от 27.08.2015 г.).
3. Приказ Министерства Образования и науки РФ № 1014 от30.08.2013 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам − образовательным программам дошкольного образования»;
Комплекс санитарно-гигиенических, оздоровительных, профилактических мероприятий и процедур (далее – Комплекс) является частью раздела («Оздоровительная деятельность») содержания образовательной программы дошкольного образования ГДОУ детского сада № 63 и реализуется во всех возрастных группах.
В комплексе учтены рекомендации врача по организации оздоровительных
и профилактических мероприятий с основным контингентом ослабленных воспитанников детского сада, имеющих в своем анамнезе аллергические заболевания (атопический дерматит, респираторный аллергоз, бронхиальная астма, аллергическая энторопатия)
и сопутствующие заболеваниях органов дыхания, кожи, органов пищеварения.
Целью реализации Комплекса является обеспечение комплексной оздоровительной и профилактической работы с детьми, сохранности их физического и психического здоровья.
Задачи:
• оказывать профилактическую, оздоровительную, социально-педагогическую поддержку на основании анализа физического развития и состояния здоровья детей;
• разработка оптимальных моделей режима дня и двигательной деятельности;
• организация оздоровительных и профилактических мероприятий с учетом всех видов деятельности детей в образовательном процессе и режимных моментах в течение дня;
• воспитание потребности в здоровом образе жизни;
• создание условий для реализации потребности в двигательной активности детей.
- Организация санитарно-гигиенических, оздоровительных, профилактических мероприятий и процедур.
1.1. Система физкультурно-оздоровительной и профилактической деятельности
№ п/п | Направления | Мероприятия |
1 | Создание экологически благоприятных условий: Соблюдение санитарных и гигиенических требований: Соблюдение гигиенических и противоэпидемических требований: | - подбор и маркировка мебели с учетом роста детей, - раздевалки на группах оборудованы индивидуальными шкафчиками, - предусмотрены условия для сушки одежды и обуви, - постельное белье, полотенце, средства личной гигиены индивидуально на каждого ребенка, - уровень искусственного и естественного освещения соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, - соблюдение температурного режима и влажности воздуха в помещениях группы, - соблюдение графика проветривания помещений групп. - системный контроль за санитарным состоянием и содержанием территорий и всех помещений ДОУ. - систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, - распределение детей на медицинские группы, для занятия по физическому развитию, - соблюдение правил личной гигиены воспитанников, - организация и контроль за проведением профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий. |
2 | Использование вариативных режимов дня и пребывания ребёнка в ДОУ | Режимы: Типовой режим по возрастным группам. Оздоровительный режим дня. Щадящий режим дня. Адаптационный режим дня Режим дня на холодный (теплый) период |
3 | Разнообразные виды организации режима двигательной активности ребёнка: Регламентированная деятельность: Частично регламентированная деятельность: Нерегламентированная деятельность | Утренняя гимнастика Адаптационная гимнастика Физкультминутки Динамические переменки Физкультурные занятия Физические упражнения после сна Закаливающие процедуры Спортивные праздники и развлечения Игры с элементами спорта Подвижные игры на воздухе и в помещении Музыкальные праздники и развлечения Дни здоровья. Индивидуальная и подгрупповая работа с варьированием физической нагрузки с учётом исходного уровня здоровья и возможностей ребёнка. Самостоятельная двигательная активность детей в помещении и на прогулке. |
4. | Оздоровительное и профилактическое сопровождение: Диспансеризация Профилактические мероприятия Общеукрепляющие мероприятия | Профилактические осмотры детей декретированных возрастных групп (2 раза в год) Профилактические осмотры детей с измерением антропометрических данных (2 раза в год); Осмотр детей, находящихся на Ф-30; Целенаправленные гимнастические комплексы: комплексы адаптационной гимнастики; комплекс для глаз; ортопедический комплекс (упражнения для профилактики плоскостопия); неспецифические дыхательные комплексы; профилактика ОРВИ, гриппа, лор-заболеваний: вакцинопрофилактика. Режим теплового комфорта в выборе одежды для пребывания детей в группе, на занятиях по физкультуре, во время прогулок; Режим проветривания и оптимизации вентиляции во время дневного сна; Свето-воздушные ванны в летний сезон; Полоскание полости рта водой комнатной температуры; Закаливание: «обливание рук до локтя»; Мытье ног после прогулки в летний сезон; ???? еще….. |
5. | Создание психологически комфортного климата в ДОУ | Обеспечение педагогами положительной эмоциональной мотивации всех видов детской деятельности. Личностно-ориентированный стиль взаимодействия педагогов и специалистов с детьми. Формирование основ конструктивного взаимодействия детей друг с другом (коммуникативной деятельности). Психолого-педагогическая поддержка ребёнка в адаптационный период. Психопрофилактика: консультирование педагогов и родителей специалистами в вопросах воспитания. |
6. | Система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни (ЗОЖ) | Развитие представлений и формирование навыков здорового образа жизни. Приобщение к двигательной и гигиенической культуре. Формирование основ безопасной жизнедеятельности. |
7. | Организация питания | Полноценное 4-х разовое питание в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (группы с 12-ти часовым пребыванием); Аллергостол Использование кисломолочных продуктов с бифидофлорой; Использование йодированной соли, продуктов питания, обогащенных микронутриентами. |
8. | Подготовка кадров к работе по системе оздоровительных мероприятий | Курсы повышения квалификации Консультации Семинары Семинары-практикумы |
9. | Работа с родителями | День здоровья, физкультурные досуги и праздники: «Зимние забавы», «Здравствуй, лето звонкое», «Праздник мяча и скакалки», «С папой мы сильнее всех», «Знатоки дорожных правил», Общие родительские собрания Круглый стол по вопросам оздоровления Информирование по вопросам оздоровления детей в ДОУ Консультации врача ДОУ Информационные стенды, папки-передвижки. |
- Регламент оздоровительных мероприятий в группах
Мероприятия оздоровительной работы | Срок проведения |
ОБЩЕУКРЕПЛЯЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ: Утренняя гимнастика; Дыхательная гимнастика в постели + Бодрящая гимнастика после дневного сна; (профилактические мероприятия) Физкультурные занятия с учетом физической нагрузки по состоянию здоровья; Физкультурные занятия на прогулке; Подвижные игры на воздухе и в помещении; Прогулка; Сбалансированное питание на основе гипоаллергенной диеты с индивидуальной заменой блюд; Самостоятельная двигательная деятельность в помещении и на воздухе; | Ежедневно Ежедневно 2 раза в неделю (в физкультурном зале) 1 раз в неделю (старшие, подготовительные группы) Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно |
ЗАКАЛИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ: Хождение (в носках) по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику (модулям) Воздушные ванны в движении после дневного сна Обширное умывание после сна Закаливание естественными силами природы (солнце, воздух, вода) режим теплового комфорта в выборе одежды для пребывания в группе, на занятиях физкультурой и во время прогулок режим проветривания Сон без маек | Ежедневно Осень (сентябрь-октябрь), весна (апрель, май), лето Ежедневно В летний период |
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ: воспитание культурно-гигиенических навыков режим проветривания мытье рук перед едой, после посещения туалета и по мере загрязнения мытье ног | Ежедневно Ежедневно Ежедневно В летний период |
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ: физкультурные паузы между занятиями; упражнения на коррекцию профилактику нарушений осанки, стопы, зрения; очистка воды для приготовления пищи; кварцевание групповых помещений. | Ежедневно Ежедневно Ежедневно Осенний (с ноября)- зимний, весенний (до апреля) периоды |
- Перспективный годовой план оздоровительных и профилактических мероприятий
Месяц | Оздоровительные и профилактические мероприятия |
Сентябрь | Гимнастики: утренняя, после сна Полоскание зева кипяченой водой комнатной температуры. Хождение (в носках) по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику (модулям). Воздушные процедуры и обширное умывание после сна, температура воды 36 град. |
Октябрь | Гимнастики: утренняя, после сна Полоскание зева кипяченой водой комнатной температуры. Хождение (в носках) по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику (модулям). Воздушные процедуры и обширное умывание после сна, температура воды 36 град. |
Ноябрь | Гимнастики: утренняя, после сна Хождение (в носках) по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику (модулям). Кварцевание групповых помещений |
Декабрь | Гимнастики: утренняя, после сна Хождение (в носках) по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику (модулям). Кварцевание групповых помещений |
Январь | Гимнастики: утренняя, после сна Хождение (в носках) по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику (модулям). Кварцевание групповых помещений |
Февраль | Гимнастики: утренняя, после сна Кварцевание групповых помещений |
Март | Гимнастики: утренняя, после сна Хождение (в носках) по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику (модулям). Воздушные процедуры, |
Апрель | Воздушные процедуры, Гимнастики: утренняя, после сна Хождение (в носках) по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику (модулям). |
Май | Воздушные процедуры. Гимнастики: утренняя, после сна Хождение (в носках) по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику (модулям). |
Летне-оздоровит. период | Воздушные процедуры. Гимнастики: утренняя, после сна Хождение (в носках) по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику (модулям). |
- Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам
Формы организации | Младший возраст | Средний возраст | Старший возраст | ||
1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ходе выполнения режимных моментов деятельности детского сада | |||||
2-3 года | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |
1.1 Утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением | 4-5 минут ежедневно | 5-6 минут ежедневно | 6-8 минут ежедневно | 8-10 минут ежедневно | 10 минут ежедневно |
1.2 Физкультминутки | Ежедневно по мере необходимости (до 3-х минут) | ||||
1.3 Игры и физические упражнения на прогулке | Ежедневно 5-6 минут | Ежедневно 6-10 минут | Ежедневно 10-15 мин. | Ежедневно 15-20 мин. | Ежедневно 20-30 мин. |
1.4 Закаливание: | |||||
- воздушные ванны | Ежедневно после дневного сна | ||||
- сон без маек | В летний период | ||||
- элементы обширного умывания | − | − | В осенний и весенний периоды после сна | ||
1.5 Дыхательная гимнастика | Ежедневно после дневного сна | ||||
Профилактические мероприятия | |||||
- ходьба по массажным дорожкам | Ежедневно после дневного сна | ||||
- кварцевание групп | В осенний и зимний периоды | ||||
- полоскание горла | Ежедневно после завтрака | ||||
2. Учебные физкультурные занятия | |||||
2.1 Совместные занятия в спортивном зале | 2 раза в неделю по 10 минут | 2 раза в неделю по 15 минут | 2 раза в неделю по 20 минут | 2 раза в неделю по 25 минут | 2 раза в неделю по 30 минут |
2.2 Занятия по подгруппам | 10 минут | - | - | - | - |
2.3 Физкультурные занятия на свежем воздухе | - | 1 раз в неделю 15 минут | 1 раз в неделю 20 минут | 1 раз в неделю 25 минут | 1 раз в неделю 30 минут |
2.4 Коррегирующая гимнастика | 1 раз в неделю 10 минут | 1 раз в неделю 15 минут | 1 раз в неделю 20 минут | 1 раз в неделю 25 минут | 1 раз в неделю 30 минут |
3.Спортивный досуг | |||||
3.1Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно под руководством воспитателя (продолжительность определяется в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка) | ||||
3.2 Спортивные праздники | - | 1 раз в год | 1 раз в год | 2 раза в год | 2 раза в год |
3.3 Досуги и развлечения | - | 1 раз в месяц | 1 раз в месяц | 1 раз в месяц | 1 раз в месяц |
3.4 Дни здоровья | 1 раз в год | 1 раз в квартал | 1 раз в квартал | 1 раз в квартал | 1 раз в квартал |
4. Совместная деятельность с семьей | |||||
4.1 Веселые старты | - | 1 раз в год | 1 раз в год | 2 раза в год | 2 раза в год |
4.2 Походы выходного дня | - | - | 1 раз в год | 2 раза в год | 2 раза в год |
4.4.Консультации для родителей | Ежеквартально |
Физкультурно-оздоровительная образовательная деятельность в группах осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, изобразительной, познавательно-исследовательской, двигательной, музыкальной); в ходе режимных моментов; самостоятельной деятельности детей; во взаимодействии с семьями воспитанников.
II. Профилактические мероприятия
Создание условий для полноценной, позитивной двигательной деятельности детей в образовательном учреждении и семье способствует формированию здорового образа жизни, закаливанию организма, укреплению здоровья, профилактике имеющихся заболеваний, развитию уверенности в своих силах, повышению самооценки, формированию основных двигательных умений и навыков.
− Профилактика
1. Комплексы по профилактике плоскостопия
2. Комплексы по профилактике нарушений осанки.
3. Дыхательная гимнастика
4. Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин.)
5. Прогулки + динамический час
6. Закаливание:
Сон без маек
Обширное умывание
8. Оптимальный двигательный режим
9. Вакцинопрофилактика на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ.
2.1. Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Основные принципы закаливания:
• систематичность и постоянство всех процедур закаливания;
• осуществление процедур закаливания строго при условии, что ребенок практически здоров;
• недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций;
• тщательный учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
• постепенное и последовательное увеличение интенсивности закаливающих процедур с разрешением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;
• комплексное использование всех природных факторов.
Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Необходимо соблюдать:
Четкую организацию теплового и воздушного режима помещения.
Рациональную неперегревающую одежду детей.
Соблюдение режима прогулок во все времена года.
Занятия утренней гимнастикой и физкультурой.
Некоторые приемы закаливания
1. Обширное умывание.
Ребенок должен:
Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
Намочить обе ладошки и умыть лицо.
Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.
Примечание.
Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.
2. Сон без маечек.
Проводится в летне-оздоровительный период. На случай понижения температуры в результате установившейся холодной погоды должны быть подготовлены теплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.
2.2. Двигательная активность в детском возрасте обусловлена многочисленными социальными, биологическими и природными факторами. Движение – естественная биологическая потребность детей, которую нельзя чем-то заменить без ущерба для здоровья.
Ограничение мышечной деятельности не только задерживает разностороннее формирование и развитие организма, но и приводит к тому, что ребенок не может овладеть основными видами движений на последующих возрастных этапах.
Мышечная активность взаимосвязана с состоянием всех органов и систем. В ней отражаются типологические особенности нервной системы, индивидуальность, специфика пола, возраста, состояния здоровья
Двигательную активность дошкольников можно рассматривать на бытовом и физкультурном уровнях, которые дополняют друг друга.
На бытовом уровне двигательная активность определяется режимом дня, который должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию (СанПиН 2.4.1.3049-13. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей трех–семи лет составляет 5,5–6 часов.
Нормирование режима дня детей дошкольного возраста
Режимный момент | Продолжительность | Особенности проведения |
Ежедневные прогулки | 3–4 часа | Два раза в день (продолжительность зависит от климатических условий) |
Самостоятельная деятельность | Не менее 3–4 часов | Игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена |
Непрерывная образовательная деятельность | В младшей группе – 15 минут; в средней – 20; в старшей – 25; в подготовительной к школе группе – 30 минут | Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня: в младшей группе – 30 минут; в средней – 40; в старшей – 45; в подготовительной к школе группе – 1,5 часа. Во второй половине дня – 25–30 минут. Образовательная деятельность, которая требует повышенной познавательной активности и умственного напряжения чередуется с физкультурными и музыкальными занятиями |
Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности | Не менее 10 минут | Подготовка к образовательной деятельности |
Дневной сон | 2–2,5 часа | Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур |
На физкультурном уровне двигательная активность определяется требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 по организации физического воспитания детей. В объеме двигательной активности воспитанников пяти–семи лет предусмотрено 6–8 часов организованных форм занятий физкультурой в неделю с учетом психофизиологических особенностей дошкольников, времени года и режима работы ДОО.
Двигательная активность детей, складывающаяся на бытовом и физкультурном уровнях, важна во всех проявлениях жизнедеятельности ребенка.. Одним из важнейших факторов физического развития ребенка является удовлетворение его органической потребности в движении.
Организованные формы занятий дошкольников физкультурой
Форма | Продолжительность | Особенности проведения |
Утренняя гимнастика | 8–10 минут | Ежедневно |
Занятия физической культурой в помещении и на воздухе | В младшей группе – 15 минут; в средней – 20; в старшей – 25; в подготовительной к школе группе – 30 минут | Не менее трех раз в неделю. Один раз в неделю для детей пяти–семи лет круглогодично организация занятия на открытом воздухе при отсутствии у них медицинских противопоказаний и наличия спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях занятия на открытом воздухе. |
Индивидуальные занятия | 10 минут | Связаны с работой по совершенствованию двигательных умений и навыков |
Закаливающие процедуры | 10 минут | Физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе после сна |
Физкультурные минутки | 10 минут в день | Проводятся в середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность |
Подвижные игры | 40–50 минут | Проводятся на прогулках (дневной и вечерней) |
Физкультурные развлечения | В младшей и средней груп- пах – 20–30 минут; в старшей – 35–40; в подготовительной к школе группе – 40–50 минут | Ежемесячно |
Физкультурные праздники | 45–60 минут | Два раза в год (в зимнее и летнее время) |
Дни здоровья | По расписанию ДОУ | Согласно годовому планированию |
2.3. Организация питания
При организации питания обращается внимание не только на санитарно-гигиенические требования и нормативные документы, но и на оздоровительный и психологический компоненты.
Оздоровительный компонент предусматривает:
- введение в меню кисломолочных продуктов, обогащенных бифидобактериями; йодированной соли, продуктов питания, обогащенных микронутриентами.
- обогащение меню натуральными соками, фруктами, свежей зеленью и овощами;
- С-витаминизация 3-го блюда;
- включаются продукты, улучшающие аппетит, повышающие иммунозащиту (петрушка, витаминные салаты)
Психологический компанент связан с комфортными условиями приема пищи: качество предлагаемых блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню, внешний вид столовых приборов и сервировка стола. Культура еды, культура общения, доброжелательность во время приема пищи создают условия для формирования хороших манер поведения за столом.
Основные принципы организации питания в ДОУ:
- выполнение режима дня;
- гигиена приема пищи;
- ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
- эстетика организации питания;
- индивидуальный подход к детям во время приема пищи;
- правильность сервировки стола и расстановки мебели.
Для того чтобы соблюдались физиологические интервалы между приемами пищи дети получают 4-х разовое питание: завтрак, 2-й завтрак, обед, уплотненный полдник.
При составлении цикличного меню учитывается возрастная дифференциация в питании. Масса пищи строго соответствует возрасту ребенка. Летом, в связи с увеличением энергозатрат, калорийность суточного рациона на 10% выше, чем зимой. В зимний период в меню увеличивается количество фруктов и овощей.
Учитывая ослабленное состояние здоровья детей, страдающих пищевой аллергией, реализуется особый подход к технологии приготовления блюд. Дети, из питания которых исключены определенные продукты, являющиеся индивидуальными аллергенами, получают адекватную замену по пищевым ингредиентам (белкам, жирам, углеводам). Питание детей, страдающих аллергией, избыточным весом индивидуализировано.
2 раза в год цикличное меню проходит процедуру согласования в органах Роспотребнадзора
2.4. Организация работы с семьей
Одним из основных направлений деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.
Задачи работы с родителями:
1. Повышение педагогической культуры родителей
2. Изучение, обобщение положительного опыта семейного воспитания.
3. Ознакомление родителей с основами психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
4. Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
5. Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
6. Обучение родителей принципам оздоровительных технологий
Формы работы с родителями
1.Проведение тематических родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций |
2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные, подгрупповые, по запросам) |
3. Дни открытых дверей |
4. Участие в разработке физкультурно-оздоровительных проектов и оформлении презентаций |
5. Совместные спортивные праздники и развлечения |
6. Оформление тематических фотостендов, семейных проектов |
7. Участие в организации и проведении дней Здоровья |
8. Обучение родителей принципам оздоровительных технологий |
9. Оформление «Уголков здоровья» в каждой возрастной группе |
III. Физкультурно-оздоровительная деятельность по направлению
«Физическое развитие»
3.1. Цели и Задачи работы по направлению «Физическое развитие»
Приобщение детей к физической культуре рассматривается в настоящее время как одно из самых важных средств, способствующих улучшению здоровья, повышению сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям, улучшению работы основных органов и систем организма, а также повышению самооценки.
В процессе выполнения физических упражнений закладывается фундамент здоровья детей, происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма. Адекватная постоянная физическая нагрузка детей способствует улучшению сердечной деятельности, тренирует сердце, улучшает работу органов дыхания, кроветворения, пищеварения, укрепляет нервную систему, улучшает соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Цель: организация работы по направлению «Физическое развитие» - сохранение и развитие физического и психического здоровья детей.
Задачи работы по направлению «Физическое развитие»
I. В области физического (двигательного) развития:
Развитие основных физических, двигательных качеств (ловкости, координации движений, гибкости, выносливости, силы, чувства равновесия и др.).
Формирование телесной идентификации и произвольной регуляции средствами
физического воспитания.
Укрепление мышечного корсета и сводов стопы, формирование рефлекса правильной осанки, коррекция нарушения физического развития ребѐнка.
Развитие рефлекса правильной походки.
Формирование умения выполнять перекрестные движения, способствующие развитию межполушарного взаимодействия, координированной работы правого и левого полушарий головного мозга.
Стимулирование и развитие кинетической и кинестетической основ движений средствами физического воспитания.
Развития ориентации в пространстве средствами физического воспитания.
Формирование культуры движений.
Система работы реализации задач физического (двигательного) развития:
1. Сентябрь – осуществление педагогической диагностики методом наблюдения для определения исходного уровня развития детей при выполнении определенных тестовых заданий.
2. Май – повторное проведение педагогической диагностики методом наблюдения для сравнения анализа результатов в начале и конце учебного года.
3. В течение учебного года осуществляется педагогическая работа, направленная на:
а) формирование основных сенсомоторных координаций:
Зрительно-моторной координации за счет выполнения слежения глазами за перемещающимся в пространстве предметом в разных направлениях;
Слухо-моторной координации в процессе выполнения задания с музыкальным сопровождением, когда, например, на одну музыкальную мелодию детям предлагается выполнить ползание с продвижением вперед, на вторую мелодию выполнить ходьбу на носках руки на поясе, а на третью мелодию выполнить хлопки в ладоши, стоя на месте. (Задания могут быть самыми разнообразными.);
Вестибуломоторной координации за счет выполнения упражнений, требующих сохранения равновесия, стоя на разных поверхностях (по устойчивости, размеру, площади опоры), на полу, на модуле, на балансировочной доске и др., а также при выполнении ходьбы и бега; формирование межполушарного взаимодействия
За счет стимулирования работы правого и левого полушарий головного мозга, что достигается выполнением сложно координированных движений. Например, таких, как пристанные шаги вправо с одновременным отведением левой руки с флажком влево, затем наоборот и др.;
Отработку первичных движений, «примитивных» рефлексов (ассиметрический шейный тонический, Галанта, сегментированный рефлекс поворот и пр.);
б) развитие основных двигательных, физических качеств:
Ловкости и координации движений за счет выполнения различных манипуляций с предметами – мячом, гимнастической палкой, обручем, скакалкой, лентой и др.;
Гибкости при выполнении упражнений на растяжку, на увеличение подвижности в суставах (различные наклоны, полу шпагаты, мостик из положения, лежа и др.);
Выносливости за счет выполнения продолжительной, малоинтенсивной работы, например удержание позы «рыбка» на определенный счет;
Силы при выполнении упражнений с отягощениями (маленькие гантели, набивные мячи и т.д.);
Быстроты при проведении эстафет, когда проявляется реакция на сигнал; или выполнение прыжков через скакалку как можно больше за определенный промежуток времени;
Целенаправленное формирование рефлекса правильной осанки, укрепление мышечного корсета за счет выполнения упражнений на растяжение, удержание определенной позы, напряжения и расслабления определенных мышечных групп;
в) воспитание культуры выполнения движений:
разучивание общеразвивающих упражнений, выполняемых из разных исходных положений; развития и закрепления умения и навыков выполнения различных заданий таких, как основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание и метание), упражнения без предметов и с предметами, танцевальные и др. упражнения;
г) формирование умения и навыков выполнения общеразвивающих упражнений без предметов, с разными предметами и на снарядах из разных исходных положений – это упражнения с мячами разного диаметра, скакалками, с обручем, гимнастической палкой, кеглями, мешочками с песком, лентами, а также на детских стульях, гимнастической скамейке, лесенке, набивных (сенсорных) мячах, балансировочных досках и др.
II. Задачи в области укрепления и развития нервной системы организма:
Развитие органов чувств (тактильных, слуховых, зрительных, вестибулярных, обонятельных, вкусовых стимулов);
За счет выполнения упражнений с разными предметами, слежением за перемещающимися в пространстве предметами, ходьбы, бега в разных направлениях и с уменьшенной площадью опоры; заданий, связанных с сохранением равновесия и др.;
Формирование кинетического, кинестетического, пространственного восприятия, произвольной регуляции.
Реализация данных факторов обусловлена необходимостью формировать образ предстоящего движения, возможностью перехода от одного движения к другому, постановкой цели, планированием предстоящего двигательного действия и осуществлением контроля за выполнением поставленной задачи, удержание внимания и развитием двигательной памяти.
Данные базальные факторы необходимы для реализации нормального онтогенеза на начальных этапах развития, которые определяют течение нейрофизиологических и нейропсихологических процессов в организме, и в дальнейшем – для формирования за счет специальных двигательных технологий полноценной деятельности ребенка, соответствующей сенситивным периодам развития.
III. Задачи в области социально-эмоционального развития:
Развитие групповой сплоченности, умения взаимодействовать в группе и подгруппах, оказывать взаимопомощь.
Развитие у детей способности понимать эмоциональное состояние свое и других детей.
Формирование у детей умения строить свое поведение в соответствии с групповыми нормами и правилами. Реализация данных задач происходит при создании условий для формирования навыков сотрудничества и социально-эмоционального взаимодействия за счет проведения подвижных игр, эстафет, выполнения упражнений в парах, подгруппах и т.д.
IV. Задачи в области когнитивного развития:
Развитие образных представлений на основе слухового восприятия способов выполнения двигательных заданий.
Ознакомление детей с разным спортивным оборудованием в совокупности его сенсорных свойств, качеств, признаков посредством двигательной деятельности.
Формирование образного представления на основе восприятия цвета, формы, фактуры, размера, веса предметов и связанных с осуществлением двигательной деятельности.
Развитие способности к творческому самовыражению в процессе выполнения различных двигательных заданий.
Развитие познавательной активности детей за счет разгадывания загадок, прослушивания стихов, пословиц, выполнения заданий с использованием счета, цвета, а также организация совместной образовательной деятельности с детьми по направлению «Физическое развитие».
3.2. Формы физкультурно-оздоровительной деятельности.
Особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях.
В каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
В раннем возрасте занятия должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки.
В среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу).
В старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т.д.
В детском саду используются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:
Занятия по традиционной схеме.
Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности.
Занятия-тренировки в основных видах движений.
Ритмическая гимнастика.
Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей.
Занятия-зачёты, во время которых, дети сдают физкультурные нормы.
Сюжетно-игровые занятия.
В ходе реализации образовательной деятельности с детьми по направлению «Физическое развитие» двигательная активность (нагрузка) ослабленных детей определяется медицинским персоналом
Непрерывная образовательная деятельность с ослабленными детьми организуются в учреждении в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13. Специально организованная образовательная деятельность детей со взрослыми по физическому развитию – это главная форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам.
В зависимости от группы состояния здоровья дети относятся к медицинским группам для занятий физической культурой: основная, подготовительная и специальная.
Определение медицинских групп для занятий детьми физической культурой с учетом состояния их здоровья осуществляется в целях оценки уровня физического развития и функциональных возможностей дошкольников, выбора оптимальной программы физического воспитания, выработки медицинских рекомендаций по планированию занятий физической культурой.
Медицинские группы для занятий физической культурой
с учетом состояния здоровья детей
Название группы для занятий ФК | Номер группы состояния здоровья | Оптимальная реализация образовательной программы |
Основная | I группа | Разрешаются занятия в полном объеме по образовательной программе с использованием технологий физического воспитания, а также подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности. |
Подготовительная | II группа | Разрешаются занятия по образовательным программам при условии постепенного освоения комплекса двигательных умений и навыков, осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений. Сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физкультурных мероприятиях не разрешаются без дополнительного медицинского осмотра. |
Специальная «А» | III группа | Дошкольникам специальной подгруппы «А» разрешаются занятия оздоровительной физической культурой. Должны учитываться характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей несовершеннолетнего, при этом резко ограничиваются скоростно-силовые, акробатические упражнения, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия адаптивной физической культурой. |
Специальная «Б» | IV группа | Детям специальной подгруппы «Б» рекомендуются в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре. |
Активно используемые формы физкультурно-оздоровительной деятельности.
1. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня
• Утренняя гимнастика. Проводится ежедневно в каждой группе.
Задачами утренней гимнастики являются: подготовка организма часто болеющих детей к предстоящей деятельности; умеренное, но разностороннее влияние на мышечную систему; активизация деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем; укрепление организма и закаливание; стимулирование работы внутренних органов и органов чувств; • формирование правильной осанки; предупреждение возникновения плоскостопия.
Для повышения двигательной активности, положительного воздействия утренняя гимнастика проводится под музыкальное сопровождение. Утренняя гимнастика состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
В содержание вводной части включаются разные виды самомассажа, ходьбы, бега, прыжков, ползания, дыхательная гимнастика, ритмические задания, а также упражнения на концентрацию внимания. В основную часть включаются общеразвивающие упражнения для разных мышечных групп, выполняемые из разных исходных положений. Это задания без предметов и с предметами, а также и на снарядах (детских стульях, гимнастической скамейке, лесенке и др.), танцевальные и выразительные упражнения, хорошо знакомые детям, или те, которые выполняются в процессе основных занятий. В заключительную часть могут входить игры на внимание, упражнения на большом ортопедическом мяче, стоя на балансировочной доске в сочетании с заданиями на дыхание и др.
• Подвижные игры и физические упражнения на воздухе. Способствуют развитию у детей: работы всех органов и систем организма: позитивного отношения к занятиям физическими упражнениями; уверенности в себе; внимания; двигательной памяти и, конечно, взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками. Обеспечивается процесс закаливания; повышается сопротивляемость организма простудным, инфекционным заболеваниям. Происходит формирование основных видов сенсомоторных координаций, пространственной ориентации, произвольной регуляции.
• Физкультминутки. Проводятся в виде кратковременных двигательных (игровых) заданий на занятиях статического характера с целью предупреждения и снятия утомления у детей данной группы. Длительность проведения 1,5 – 2 минуты. Формы проведения – выполнение знакомых общеразвивающих упражнений, подвижных игр, танцевальных движений, движений под стихотворный текст, которые не требуют у ослабленных детей большой траты сил. Особую группу упражнений составляют задания на развитие тонкой моторики кисти (пальчиковая гимнастика).
• Физические упражнения после дневного сна. Выполняются с целью пробуждения, активизации двигательной деятельности. В игровой форме выполняется несколько хорошо знакомых детям упражнений, двигательных действий, способствующих активизации мыслительной деятельности.
• Физкультурные (динамические) паузы. Проводятся между формами непрерывной образовательной деятельности (занятиями), во время совместной деятельности воспитателя с детьми. Эта форма двигательной деятельности детей снимает усталость, мобилизует внимание и восприятие, активизирует умственную деятельность. Выполнение знакомых двигательных действий формирует двигательную память детей.
2. Индивидуальные занятия и дифференцированная работа. Способствует оптимальному развитию ребенка, развитию внимания, двигательной памяти, активизации мыслительной деятельности, уверенности в себе за счет лучшего освоения техники выполнения физических упражнений ослабленных детей.
3. Самостоятельная двигательная деятельность ослабленных детей планируется, организуется и контролируется воспитателем, а также медицинскими работниками. Самостоятельная двигательная деятельность детей может проходить в формах: двигательных действий в режиме дня в группе; двигательной деятельности в физкультурном зале; физических и спортивных упражнений на прогулке.
4. Спортивные праздники и досуговые мероприятия. Участие детей в спортивных праздниках и досуговых мероприятиях необходимо для развития у них адекватного, уверенного поведения; позитивного отношения к процессу приобщения к физической культуре; четкости выполнения определенных двигательных заданий; выполнения позитивного отношения родителей к своим детям.
5. Мини-беседы проводятся с детьми в индивидуальной форме. Цель – выяснение отношения ребенка к процессу приобщения к физической культуре с последующим формированием у него более позитивного отношения к выполнению двигательных заданий, к закаливанию и к занятиям спортом.
6. Совместная деятельность детей с родителями в условиях семейного воспитания.
После индивидуального разучивания сложных двигательных заданий педагоги дают родителям рекомендации по выполнению и закреплению навыка разучиваемого движения дома. Это способствует лучшему освоению детьми техники выполнения упражнения и повышают желание заниматься двигательной деятельностью.
3.3. Учет особенностей детей
при организации физкультурно-оздоровительной работы.
− Работоспособность контингента воспитанников детского сада низкая и неустойчивая, в связи с этим необходимо тщательно корректировать нагрузку предстоящей двигательной активности.
− Признаки утомляемости у данной группы детей наступают быстрее, чем у здоровых детей, поэтому важно не пропустить момент наступления утомления, чтобы избежать физической нагрузки.
− Никогда нельзя сравнивать достижения выполненных действий ребенка с другими детьми.
− Предлагать быть ведущими только в знакомой подвижной игре.
− Для проведения эстафет подбирать для таких детей посильные двигательные действия, чтобы они были уверены в своих силах и не отказались от участия.
− При выполнении упражнений в парах подбирать детей: в паре с ослабленным ребенком обязательно должен быть более здоровый и физически развитый ребенок.
− Привлекать детей к участию в спортивных праздниках, заранее подбирая адекватные задания.
− Проводить с ослабленными детьми индивидуальную работу, предлагать индивидуальные развивающие задания по освоению техники разучиваемых упражнений.
Не рекомендуется давать двигательные задания типа «Кто быстрей?», «Кто больше?» и т.д.
− Содержание занятий и физическая нагрузка должны соответствовать возрасту и уровню подготовленности и состоянию здоровья детей, индивидуальным особенностям часто болеющих детей.
− Педагогу необходимо постоянно следить за состоянием здоровья детей, предъявляя оптимальные требования к результату двигательной деятельности в данное конкретное время.
3.4. Формирование здорового образа жизни.
Одной из целей физической культуры является «формирование здорового образа жизни» (Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», 2007).
Задача становления ценностей здорового образа жизни детей является прежде всего образовательной (обучение и воспитание) и реализуется в образовательной области «Физическое развитие».
Психолого-педагогическая работа по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) по образовательной программе предполагает формирование у детей следующих представлений:
о значении частей тела и органов для нормальной жизнедеятельности человека;
о полезной и вредной пище;
об оказании элементарной первой медицинской помощи;
о значении физических упражнений;
о гигиене и режиме дня;
о правилах техники безопасности;
о закаливании
IY. Предметно-развивающая среда оздоровительной направленности.
Предметно-развивающая среда оздоровительной направленности в группах соответствует требованиям ФГОС ДО − модульная, полифункциональная, подвижная, легкая, имеются зоны отдыха, спортивные уголки.
Для реализации Комплекса санитарно-гигиенических, оздоровительных и профилактических мероприятий созданы необходимые условия: медицинский кабинет, изолятор, физкультурный и музыкальный залы. Кабинеты оснащены необходимым оборудованием и инвентарем для проведения занятий физкультурой, мероприятий по диспансеризации, закаливающих процедур. В групповых помещениях исключено наличие уголка природы и мягких игрушек.
Y. Ожидаемые результаты реализации Комплекса
• Снижение уровня заболеваемости воспитанников.
• Положительная и соответствующая возрасту динамика антропометрических показателей.
• Устойчивая нормализация показателей функционального состояния организма (гемоглобин, пульс; параметры поведения: нормализация сна, аппетита, улучшение эмоционального состояния, хорошее самочувствие, отсутствие жалоб).
• Отсутствие осложненного течения острых заболеваний.
• Расширение представлений детей о «здоровье» и влияния здорового образа жизни на состояние здоровья.
• Умение самостоятельно использовать полученные знания для самооздоровления, формирование привычки к здоровому образу жизни, к занятиям физической культурой.
• Сформированная саморегуляция двигательной активности, связанной с заботой о теле и о физическом состоянии.
• Повышение уровня компетентности родителей в вопросах здорового образа жизни.
Методическое обеспечение реализации Комплекса:
- Программа – «Здоровье» В. Г. Алямовской;
- Программа танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи- Дансе», Авторы
Ж. Е.Фирилева .Е.Г.Сайкина; - «Психогимнастика», М. И. Чистяковой»;
- «Дыхательная гимнастика», В.М. Стрельниковой;
- «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Л.В. Гаврючиной;
- Технологии валеологического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Л.Г. Татарникова, Л.В. Симошина.
- Азбука физкультминуток для дошкольников Средняя, старшая, подготовительные группы. В.И. Ковалько.
- Игры, которые лечат. Для детей от 1 года до 3 лет. А.С. Галанов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по организации физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ
обобщён опыт работы, на базе опыта защищена выпускная квалификационная работа ВведениеГлава I. Теоретические основы проблемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреж...
Сообщение из опыта работы «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста»
Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общему ослаблению здоровья поступающих в детский сад воспитанников, снижение иммунитета. Поэтому сохранение и укреплени...
Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.
Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении....
Обобщение опыта работы по теме «Нетрадиционные формы организации физкультурно – оздоровительной работы с детьми и родителями»
В методическом материале представлен опыт работы по организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми и родителями. Для нормального физического, психического и интеллектуального развития...
Сообщение из опыта работы «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ «Брусничка» города Братска».
laquo;Человек – высший продукт земной природы.Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным, умным»....
Обобщённый опыт работы педагогического коллектива по организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками детского сада
Обобщённый опыт работы педагогического коллектива по организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками детского сада...
Доклад:"Организация физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО...