"Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству».
материал по физкультуре
Опыт работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству». | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Бурейшина Оксана Михайловна – воспитатель первой квалифицированной категории МБДОУ№16, Красноярский край, г. Канск
"Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству».
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребенка. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
В.А. Сухомлинский
Игра - ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в семье и детском саду. Игра позволяет малышу ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих предметов, подражать взрослым в их поступках, речи, мимике. Играя, малыш как бы ставит себя в положение взрослого, которому подражает. Многократно повторяя один и тот же сюжет (например кормление куклы), ребенок закрепляет формы поведения и отношений между близкими, приобретает первые трудовые навыки.
Все это происходит только в том случае, если игры находятся под наблюдением взрослого, если не руководить игрой малыша с ранних лет, то и у четырехлетнего будет отсутствовать умение играть как самостоятельно, так и с партнером. Игры таких детей часто сводятся к бесцельному катанию машины или укачиванию куклы. Не находя игрушкам другого применения, дети быстро бросают игру, требуют новых игрушек.
В играх с близкими, родными, а затем и в самостоятельной игре ребенка реализуется его нравственный опыт, накопленный в семье и детском саду. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.
Тема самообразования "Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству» выбрана мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, то самообразование по этой теме для меня очень важно.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я пришла к выводу , что сюжетно - ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально - нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевые игры - бесконечно разнообразные по сюжету, характеру ролевых взаимоотношений и степени обобщённости отображаемых событий - наиболее значимы для социального развития ребёнка, понимания им жизни общества и своего места в нём. Но сюжетно-ролевые игры не могут возникнуть спонтанно, ни на чём не основываясь. Определённо существует преемственность стадий развития игровой деятельности ребёнка, постепенное совершенствование способов игрового отображения действительности. Через сюжетно ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру готовится к социуму, примеряя на себя взрослую жизнь.
В настоящее время замечается некоторое снижение уровня сюжетно-ролевой игры дошкольников. Игра дошкольников всё чаще по различным причинам не достигает высокого уровня развития - сюжетно-ролевой игры, и всё реже отображает те или иные социальные отношения между людьми. Развитие игровой деятельности нередко задерживается на стадии сюжетно-отобразительной игры, свойственной концу раннего возраста. Игровая деятельность при этом остаётся в достаточной мере предметной, лишь количественно отличаясь от игры детей третьего года жизни, и представляет собой часто просто "возню" с игрушками и предметами оборудования. Такая деятельность порою лишь формально подчинена какому-то социальному сюжету, а на первый план для ребёнка выступают действия с предметами.
Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей. Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:
• За основу в своей работе я взяла Основную общеобразовательную программу дошкольного образования "От рождения до школы" (Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.)
• «Воспитание детей в игре» А.К.Бондаренко, (данное пособие помогло мне освоить методику вовлечения детей в игру, помогая им понять нравственные нормы и представления).
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, я сформулировала цель своей работы: расширить знания о стадиях развития игровой деятельности детей.
Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:
- создание предметно - игровую среду, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности;
- освоение современных технологий и методов организации игры;
- разработать перспективное планирование и проведение сюжетно - ролевых игр во второй младшей группе. Для проведения сюжетно – ролевых игр в группе создана предметно - развивающая среда. Работая по теме, я разработала перспективный план сюжетно-ролевых игр с учётом возраста. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Также я изготовила картотеку сюжетно - ролевых игр. В процессе работы были оформлены центры для игр «Салон красоты «Фея», «Супермаркет» «Дочки матери», «Уголок ряженья», «Больница» «Шоферы». «Спортивный уголок», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей. Родители помогали при создании центра игры и в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Также дети помогали в изготовлении атрибутов. Оформлены для родителей итоговая фотовыставка «Играя учимся-играя познаем», где можно увидеть детей в разной игровой деятельности и консультации по данной теме. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
В процессе своей работы, я большое внимание уделяю формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, считая, что много здесь зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.
Беседы с детьми, в которых я использовала создавшиеся в игре ситуации, формировали у детей представления о честном, справедливом отношении друг к другу. Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах. Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения.
В дошкольном возрасте сюжетно - ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но все же решали эти проблемы мирно.
В своей работе использую три принципа организации игры в детском саду:
• Для того чтобы дети учились, овладели игровыми умениями, я сама играю с детьми.
• В игре с детьми принимаю позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо - плохо, правильно - неправильно, ибо к игре они не применимы.
• В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускаю принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.
Как можно чаще хвалю и поощряю каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре. В своей работе стараюсь, чтобы каждый ребёнок самореализовался в игре, проявил своё неповторимое творчество.
Важно подчеркнуть: ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре - непременное условие работы. Таким образом, сюжетно - ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. В заключении хочу отметить, что работа, которая проводилась в течение года, будет продолжаться в дальнейшем.
Литература:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" (Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.)
- «Воспитание детей в игре». ( А.К.Бондаренко)
(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Консультация для родителей:
«Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»
Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Общение ребенка это способность не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.
Какие качества развиваются у ребенка по сюжетно-ролевой игры?
Игра является характерной формой деятельности детей дошкольного возраста. Становление ребенка как личность происходит в играх. В ролевых играх между детьми складываются отношения сотрудничества взаимопомощи, заботы и внимания друг к другу. В дошкольном возрасте общение детей становится более регулярными и продолжительными, а игры разнообразны. В них на более строгой основе распределяются роли, получают разработку сюжетная основа игры. Переход на новую игровую форму общения, которая характеризуется в самостоятельности ребенка. В играх ребенок учиться воспринимать и передавать информацию, следить за реакцией собеседника. В этом возрасте расширяется круг общения ребенка. Дети в совместных играх присматриваются друг к другу, оценивают друг друга, в зависимости таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии.
При создании детского коллектива, какие индивидуальные качества необходимо учитывать?
При организации детского коллектива особенно важно учитывать индивидуальные особенности ребят. Систематическое наблюдение за играми детей позволяет определить степень общительности или замкнутости каждого ребенка, выявит его умение согласовывать свои активные действия с действиями товарищей. Дети замкнутые молчаливые, требует особое внимание и заботы со стороны взрослого, так как они долгое время не могут вступит в контакт. Обычно в детской группе выделяется 2-3 ребенка, обладающих наибольшей привлекательностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом, охотно выполнять их просьбы. Обычно таких детей называют лидерами. А непопулярные их не принимают в игры, мало общаются, не хотят уступать им игрушки. Остальная часть детей располагается между этими двумя полюсами.
В структуре игры выделяют следующие компоненты:
- Роль: с момента ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем взрослого человека (я космонавт, я мама, я доктор, а что является самым главным действует как взрослый человек. Через выполнения игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребенка с миром взрослых. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни.
- Игровые действия по реализации роли: при анализе игры необходимо различать ее сюжет и содержание. Действительность, в которых живет ребенок, может быть условно разделена на две взаимосвязанные, но вместе с теми различные сферы:
- первая сфера предметов, вещей как природных так и создаваемых руками человека;
- вторая сфера деятельности людей и их отношений. Данные результаты свидетельствуют о том, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношения между ними, что содержание является именно та реальность. В ролевой игре дети отражают, окружают их многообразие действительности. Отражаются в детских играх.
- Игровое замещение предметов. Немало важную роль для развития детей имеет использование предметов. Если их больше, тем интереснее. На первом этапе в младшей группе воспитатель учит детей использовать предметы и заменять их, а в старшей группе дети самостоятельно заменяют.
- Реальные отношения между играющими детьми. В игре существует два вида взаимоотношений:
- игровые;
- реальные.
Игровые взаимоотношения – это отношения по сюжету и роли. Если ребенок взял на себя роль, то он будет в соответствии с сюжетом.
Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнера, товарищей, выполняющих общее дело. Дети договариваются о сюжете, распределяют роли, обсуждают ход игры.
Вывод: таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:
- усиление целенаправленности, а значит и последовательности, связности изображаемого;
- постепенный переход развернутой игрой ситуацией к свернутой, обобщение изображаемого в игре.
Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре со звучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания их игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности деятельности и взаимоотношений взрослых. Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечали, что игра является свободной. В игре он делает только то, что сам хочет.
Сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, поскольку способствует развитию личностной сферы ребенка и отвечает его основы, мотиву, стремление войти в мир взрослого человека, которая является предметом игры как носитель определенных функций, вступающие в определенные отношения с другими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству (картотека)
"Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству" (картотека)...
Презентация "Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству".
Овладение игровыми умениями в раннем возрасте (1,5-3 года). Дети 1,5 – 3 лет овладевают азами сюжетной игры – условным игровым действием, замещающим реальное действие с «настоящими» вещами. Условное д...
«Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству».
Ознакомление с предметным миром, со свойствами и качествами предметов, овладение способами действий с ними, способность целенаправленно действовать с предметами в соответствии с их назначением - основ...
План работы по теме самообразования "Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству."
консультации по теме самообразования...
Самообразование "Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству".
Самообразование....
"Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству."
quot;Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству."...
Перспективный план "Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству».
Перспективный план по сюжетно-ролевым играм во 2 младшей группе ....