Картотека подвижных игр Дальнего востока
картотека по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Дошкольное детство – первая ступень образования, на которой закладываются основы личности. Природный ландшафт Хабаровского края, красота и разнообразие растительного и животного мира, этнографические и исторические особенности Дальнего Востока – богатейший материал для воспитания в детях нравственности, развития чувства прекрасного, познавательного интереса, воспитание активной гражданской позиции. Картотека подвижных игр - материал в помощь воспитателю, начинающему инструктору по физической культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека подвижных игр Дальнего востока | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Центр развития ребенка – детский сад № 83»
Данная разработка является приложением к Рабочей программе инструктора по физической культуре МАДОУ № 83,
в части формируемой участниками образовательных отношений
Дошкольное детство – первая ступень образования, на которой закладываются основы личности, происходит формирование патриотических чувств, развивается художественно – эстетический вкус. Природный ландшафт Хабаровского края, красота и разнообразие растительного и животного мира, этнографические и исторические особенности Дальнего Востока – богатейший материал для воспитания в детях нравственности, развития чувства прекрасного, познавательного интереса, воспитание активной гражданской позиции.
С целью обновления содержания системы дошкольного образования МАДОУ № 83 внедряет программу Кондратьевой Л.А. «Маленькие дальневосточники».
Перспективный план обучения детей играм народов Дальнего Востока
2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
«Полярная сова и евражки» «Охота на куропаток» «Рыбаки и рыбки» | «Хейро» (солнце) «Каюр и собаки» «Ловкий оленевод» «Здравствуй – догони» «Важенка и оленята» «Ручейки и озера» | «Олени и пастухи» «Ручейки и озера» «Льдинки, ветер и мороз» «Охота на волка» «Борьба на палке» «Белый шаман» «Рыбаки» «Волк и олени» | «Успей поймать» «Тройной прыжок» «На новое стойбище» «Оленьи упряжки» |
«СОЛНЦЕ (ХЕЙРО)» | «КАЮР И СОБАКИ» |
Основной вид движения: ходьба, бег | Основной вид движения: бег |
Физическое качество: ловкость | Физическое качество: ловкость, быстрота |
Возрастная группа: средняя | Возрастная группа: средняя, старшая |
Цель: развивать наблюдательность и умение действовать по правилам Ход: Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны). Правила игры: Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три — в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг. | Цель: упражнять в умении бегать, держась за руки (тройками) Ход: На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них — собаки, третий — каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого. Правила игры: Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Вариант: Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия. |
«ВОЛКИ И ОЛЕНИ» (« ИРГИЧИ – ДА ОРОИ») | «ТРОЙНОЙ ПРЫЖОК» («ИЛАН МИКИТЧАН») |
Основной вид движения: бег | Основной вид движения: прыжки |
Физическое качество: выносливость, ловкость | Физическое качество: ловкость, сила |
Возрастная группа: старшая, подготов. | Возрастная группа: старшая, подготовительная |
Цель: закрепление способов преодоления препятствий, упражнять в выборе способа преодоления. Оборудование: веревки или мел Ход: Делают два круга - «озера». Между «озерами» 30-50 метров. Игроки «олени» должны преодолеть площадку между «озерами», а «волк» их пытается догнать Правила игры: «Волк» должен поймать «оленей». «Олени» убегают и должны войти в «озеро». Пойманный водит. | Цель: закрепление навыка прыжка в длину с места /упражнять в умении энергично отталкиваться двумя ногами, правильно приземляться, сохранять равновесие, делать взмах руками во время отталкивания, выносить ноги вперед при полете/. Ход: На площадке проводится черта, игроки выстраиваются вдоль нее. По очереди каждый прыгает двумя ногами три раза. Правила игры: Выигрывает тот, кто прыгнул дальше. Вариант: Игру можно проводить и по командам. Одновременно выходят к черте по одному ребенку от каждой команды и начинают прыжки по сигналу ведущего. Выигрывает команда, участники которой прыгнули дальше. В этом варианте игры у детей воспитывается чувство коллективизма, стремление не подвести своих товарищей. |
«ЛЬДИНКИ, ВЕТЕР И МОРОЗ» | «ОЛЕНИ И ПАСТУХИ» |
Основной вид движения: бег | Основной вид движения: бег, метание |
Физическое качество: ловкость, скорость | Физическое качество: ловкость |
Возрастная группа: старшая | Возрастная группа: старшая, подготовительная |
Цель: упражнять в разных видах бега Ход: Игроки встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая: Холодные льдинки, прозрачные льдинки, Сверкают, звенят- дзинь, дзинь... Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают и говорят до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг — большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки. Правила игры: Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Вариант: В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д. | Цель: закрепление навыка броска кольца от груди вперед Оборудование: картонное кольцо 10 штук, «рога», макет Ход: Все игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих — пастухи они стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках. Правила игры: Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута. Вариант: играть можно с макетом оленя. Тогда игра будет проходить как серсо. Макет можно сделать подвижным, как в игре «Охота на волка» |
«ОХОТА НА КУРОПАТОК» «КУРОПАТКИ И ОХОТНИКИ» | «РЫБАКИ И РЫБКИ» |
Основной вид движения: бег, метание | Основной вид движения: бег |
Физическое качество: ловкость | Физическое качество: ловкость, скорость |
Возрастная группа: средняя, старшая | Возрастная группа: младшая, средняя |
Цель: Упражнять в метании малого мяча, развивать способность уворачиваться от мяча ХОД: Все играющие — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают. Правила игры: Убегать и «стрелять» можно только по сигналу. «Стрелять» следует только в ноги убегающих. | Цель: закрепление навыка бега Правила игры: На полу лежит шнур в форме круга - это сеть. В центре круга трое детей - рыбаков, остальные - «рыбки». «Рыбки» бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их. Правила игры: Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак. |
«ОЛЕНЬИ УПРЯЖКИ» | «ВАЖЕНКА И ОЛЕНЯТА» |
Основной вид движения: бег | Основной вид движения: бег, ходьба |
Физическое качество: ловкость, быстрота | Физическое качество: ловкость, быстрота |
Возрастная группа: подготовительная | Возрастная группа: средняя, старшая |
Цель: совершенствование навыка бега, увертывания Ход: Играющие стоят вдоль одной из сторон площадки по двое (изображая запряженного оленя и каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, и т.д. Доехав до стойбища (до противоположной стороны площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару. Правила игры: Каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил. Вариант: Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки». Этот вид характерен для береговых чукчей. | Цель: совершенствование навыка бега Ход: На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего: Бродит в тундре важенка, с нею — оленята, Объясняет каждому все, что непонятно... Топают по лужам оленята малые. Терпеливо слушая наставления мамины. Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой. Правила игры: Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика. |
«БОРЬБА НА ПАЛКЕ» | «УСПЕЙ ПОЙМАТЬ!» |
Упражнение на развитие силовых способностей | Основной вид движения: метание |
Физическое качество: сила | Физическое качество: ловкость, выносливость |
Возрастная группа: старшая, подготовительная | Возрастная группа: подготовительная |
Цель: развитие силовых способностей Ход: Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту. Правила игры: Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положения ступней ног. | Цель: закрепление умения выполнять броски мяча друг другу разными способами Ход: На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч. Правила игры: Передавая мяч, нельзя касаться руками игрока и долго задерживать мяч в руках. |
«ЗДРАВСТВУЙ, ДОГОНИ!» | «НА НОВОЕ СТОЙБИЩЕ» |
Основной вид движения: бег, ходьба | Основной вид движения: бег |
Физическое качество: быстрота | Физическое качество: ловкость, быстрота |
Возрастная группа: средняя, старшая, подготовительная | Возрастная группа: старшая, подготовительная |
Цель: совершенствование навыка бега Ход: Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстояние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур — это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» — и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Правила игры: Дети по очереди ходят в гости. Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. Вариант: В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д. | Цель: упражнять в беге парами, соблюдая дистанцию и очередность Ход: Игроки становятся парами: один - олень, другой - каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов-тундровиков звук «кхх-кхх». Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построиться в прежней последовательности. Правила игры: Начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала. |
«БЕЛЫЙ ШАМАН» | «РЫБАКИ» |
Игра низкой двигательной активности | Игра низкой двигательной активности |
Возрастная группа: старшая, подготовительная | Возрастная группа: старшая, подготовительная |
Цель: развитие чувства ритма Ход: Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга — водящий. Это белый шаман — добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила игры: Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры | Цель: Ход: Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами. Правила игры: Кто из игроков повторит движения неправильно, тот выходит из игры |
«ЛОВКИЙ ОЛЕНЕВОД» | «ОХОТА НА ВОЛКА» (ТИГРА) |
Основной вид движения: метание | Основной вид движения: метание |
Физическое качество: ловкость, сила | Физическое качество: ловкость, сила |
Возрастная группа: средняя, старшая | Возрастная группа: старшая, подготов. |
Цель: закрепление навыка метания. Оборудование: мячи (снежки) d=9 см, плоскостная фигура оленя, флажки или фишки Ход: В стороне площадки ставится фигура оленя на расстоянии 3-4 м. проводится линия. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю. В порядке очередности бросают мяч правой (левой) рукой. Правила игры: За каждый удачный бросок даётся флажок. У кого больше флажков, тот считается выигравшим. | Цель: совершенствование навыка метания Оборудование: мячи (снежки) d=9 см, плоскостная фигура волка (тигра). Ход: охотник встает в 4-5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он должен попасть мячом в бегущего волка. Двое игроков держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо. Правила игры: Кидать мяч в волка следует с заданного расстояния. |
«ПОЛЯРНАЯ СОВА И ЕВРАЖКИ» | «РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА» |
Основной вид движения: бег | Основной вид движения: бег |
Физическое качество: ловкость | Физическое качество: ловкость, быстрота |
Возрастная группа: младшая, средняя | Возрастная группа: средняя, старшая |
Цель: развивать скоростные умения, воспитывать ловкость, выдержку. Ход: Полярная сова находится в углу площадки. Остальные играющие – евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна - становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает игроков и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после 3-4 повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой. Правила игры: Того, кто пошевелится или стоит не столбиком выводят из игры на один кон. Громкие удары не должны звучать длительное время. ***Евражка - народное название берингийского суслика, который обитает на Дальнем Востоке | Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. Ход: Игроки стоят в пяти-семи колоннах, с одинаковым количеством играющих в разных концах зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг. Правила игры: Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу. Вариант: играя с детьми средней группы держаться за руки и делать только два «озера», в каждом должен быть взрослый |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры детей коренных народов Приамурья и Дальнего Востока
Практическое пособие для педагогов ДОУ....
Картотека подвижных игр народов Сибири и Дальнего Востока. Региональный компонент.
Игры коренных народов Сибири и Дальнего Востока являются важнейшей частью национальной культуры. Они связаны с конкретными историческими событиями. Дети очень любят играть в них....
подвижные игры Дальнего Востока и Сибири
картотека, консультации, отчет по самообразованию...
Картотека подвижных игр народов Сибири и Дальнего Востока
Для реализации проекта самообразования была собрана картотека подвижных игр коренных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока....
Картотека подвижных игр детей коренных народов Приамурья и Дальнего Востока
Географическая природная среда территории Приамурья с разнообразием флоры и фауны, водными просторами бассейна реки Амура, во многом предопределило своеобразие исторического развит...
Подвижные игры народов Севера и Дальнего Востока
В материале представлена подборка подвижных игр народов Севера и кореных народов Дальнего Востока для детей старшего дошкольного возраста....
Подвижные игры Дальнего Востока "Игры с правилами"
игры с правилами...