Классификация подвижных игр
консультация по физкультуре
Косультация для педагогов ДОО
Цель: ознакомление педагогов ДОУ с разнообразными классификациями подвижных игр для детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_klassifikatsiya.docx | 633.12 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 7 города Свободного
(МДОАУ д/с № 7 г. Свободного)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
Тема «Классификация подвижных игр для детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Холодная Анастасия Александровна,
инструктор по физической культуре
МДОАУ д/с № 7 г. Свободного,
высшая квалификационная категория
г. Свободный
2018
СОДЕРЖАНИЕ
1 Классификация подвижных игр по «Теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста» (Н.Н. Кожухова) 4
2 Классификация подвижных игр по методическому пособию «Методика проведения подвижных игр» и «Методика физического воспитания» (Э.Я. Степаненкова) 7
3 Классификация подвижных игр от П.Ф. Лесгафта 8
4 Коллективно-творческое задание для педагогов 9
ВВЕДЕНИЕ
Цель: ознакомление педагогов ДОУ с разнообразными классификациями подвижных игр для детей дошкольного возраста.
Уважаемые коллеги давайте вспомним, что такое подвижная игра?
Подвижная игра – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка дошкольного возраста, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами[1].
По определению Покровского Георгия Арсеньевича (врач-педиатр, педагог и теоретик физического воспитания), подвижные игры вносят в душу ребёнка веселье и радость и одновременно содействуют укреплению его организма. Данные игры приучают ребенка к дисциплине, согласованию своих желаний с желаниями других.
В вашем понятии классификация означает?
Классификация – понятие в науку, обозначающее разновидность деления объёма по определённому основанию (признаку, критерию), при котором объём делится на виды, а виды в свою очередь делятся на подвиды и так далее[2].
Следуя требованиям педагогики, впервые сделал попытку классифицировать подвижные игры на «пригодные» и «непригодные» для воспитания детей, опытный педагог-практик - Славинецкий Епифаний (воспитание в Древней Руси). К «пригодным» он относил игры с мячом, бег, прыжки, а к «непригодным» - игры в кости, карты, которые развивают ложь, корысть, лукавство и другие пороки[3].
1 Классификация подвижных игр по «Теории и методики физического воспитания
детей дошкольного возраста» (Н.Н. Кожухова)
Данная классификация делится: по сложности; по двигательному содержанию; по степени физической нагрузки; по использованию пособий и снарядов; по содержанию народных подвижных игр; по преимуществу формированию психофизических качеств.
Классификация по сложности
Классификация подвижных игр по двигательному содержанию:
- игры с ходьбой;
- игры с бегом;
- игры с лазанием;
- игры с прыжками;
- игры с метанием.
Классификация подвижных игр по степени физической нагрузки:
Игры большой подвижности | Игры средней подвижности | Игры малой подвижности |
Одновременно участвует вся группа детей; построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. | Активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами | Движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна (игры с ходьбой, игры на внимание) |
Классификация подвижных игр по использованию пособий и снарядов:
- подвижные игры с предметами (флажки, ленточки, мячи, обручи, скакалки, шнуры и другие);
- подвижные игры с крупными гимнастическими пособиями (гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, кубы, гимнастическая лестница, доски, длинные рейки и так далее).
Классификация подвижных игр по преимущественному формированию физических качеств:
- игры на формирование ловкости;
- игры на формирование быстроты;
- игры на формирование выносливости;
- игры на формирование силы.
По содержанию русских народных подвижных игр:
2 Классификация подвижных игр по методическому пособию
«Методика проведения подвижных игр» и «Методика физического воспитания» (Э.Я. Степаненкова)
Степаненкова Эмма Яковлевна - кандидат педагогических наук, профессор. Её публикации: автор учебных пособий и программы по вопросам физической культуры для студентов педагогических колледжей и высших учебных заведений, соавтор программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А. Соавтор программы воспитания и обучения в детском саду нового поколения «От рождения до школы».
Подвижные игры классифицируются:
- по возрасту;
- по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижности);
- по видам движений (игры с бегом, метание и так далее);
- по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).
Другая классификация подвижных игр:
- подвижные игры с правилами (сюжетные и несюжетные);
- спортивные игры (баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и другие);
- игры-забавы для маленьких («Ладушки», «Коза рогатая» и другие);
- народные подвижные игры.
Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и так далее. Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа:
- перебежек, ловишек;
- игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т.п.);
- игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»);
- игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и другие).
3 Классификация подвижных игр от П.Ф. Лесгафта
Пётр Фра́нцевич Ле́сгафт (21 сентября (3 октября) 1837 года, Санкт-Петербург - 28 ноября (11 декабря) 1909 года) - биолог, анатом, антрополог, врач, педагог. Также известен как создатель теоретической функциональной анатомии в палеонтологии, научной системы физического воспитания, и прогрессивный общественный деятель России.
Наиболее простая и доступная квалификация была составлена П.Ф. Лесгафтом:
- по сложности, двигательному содержанию;
- по степени физической нагрузки;
- по использованию пособий и снарядов;
- по преимущественному формированию физических качеств.
4 Коллективно-творческое задание для педагогов
Задача: закрепить полученные знания педагогов по классификации подвижных игр в ДОУ.
Инструкция:
- слушателям консультации надо разделиться на 2-3 малые группы;
- консультант предлагает выбрать полоски с заданиями (текст должен быть перевёрнут);
- раздается материал для выполнения задания (лист А3, фломастеры, маркеры, линейка и так далее);
- заглавие задания оформляется по примеру (Классификация подвижных игр для детей дошкольного возраста по «Теории и методики….» - Н.Н. Кожухова);
- каждая группа защищает свой проект-схему (пример оформления см. ниже).
Пример оформления проекта-схемы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев несколько видов классификаций подвижных игр для детей дошкольного возраста, можно отметить, что:
- любая классификация отталкивается от степени сложности и двигательному содержанию игр;
- все классификации строятся на основе основных движений;
- любая классификация подвижных игр отдает преимущество формированию психофизических качеств ребенка.
Таким образом, классификация подвижных игр имеет огромное значение для физического воспитания детей дошкольного возраста. Данные деления подвижных игр, возможно, использовать в образовательной работе с детьми и в научно-исследовательской деятельности педагога.
Литература
- Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. - Изд. 2-е испр. и доп. - М.: Просвещение, 1978. - 272 с.
- Кожухова, Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: схемы и таблицы / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова. – Изд.: Владос, 2003. – 192 с.
- Лесгафт, П. Ф. Избранные труды / П.Ф. Лесгафт. - Издательство «ФИС», 1987. - 360 с.
- Степаненкова, Э.Я. Методика проведения подвижных игр / Э.Я Степаненкова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 64 с.
- Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания / Э.Я. Степаненкова. – 2-е изд. испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
[1] - определение из методического пособия для педагогов ДОУ «Методика проведения подвижных игр» Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – 2009. – стр. 3-4
[2] - определение из интернет-энциклопедии ВИКИПЕДИЯ
[3] - Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: схемы / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова. – Изд.: Владос. – 2003. – стр.15-16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классификация подвижных игр
С данной статье дается классификация подвижных игр и краткая характеристика каждого типа....
Мастер-класс для педагогов "Классификация подвижных игр"
1. Классификация подвижных игр.2. Проведение подвижных игр в разных возрастных группах.3. Организация и практическое прове...
Классификация подвижных игр и их применение в режимных моментах.
В данном материале вы узнаете о классификации подвижных игр и их применении в течение дня с детьми дошкольного возраста...
Классификация подвижных игр.
/Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры....
"Классификация подвижных игр"
В материале представлена классификация подвижных игр...
Классификация подвижных игр
статья...
Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место в режиме дня) - подсказки для инструктора
Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место ...