программа по плаванию
рабочая программа по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Татаринова Екатерина Геннадьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа по плаванию102.07 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА № 1987

Принята на заседании

педагогического совета

от «29» августа 2018 г.

Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ

Директор

__________________ Е.В. Швец

«____»_________________20__ г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ПЛАВАНИЮ

Направленность программы: физкультурно-спортивная

 Уровень программы:  ознакомительный

Возраст: 3-7 лет

Срок реализации: 4года

Составила: Татаринова Е.Г.

Инструктор по физической культуре

г. Москва 2018

                                          Пояснительная записка

Значительные перемены в жизни нашего общества повлекли за собой большие изменения в сфере общественной жизни, в ценностных установках. Возрастание ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества.

Формирование здоровья ребенка, полноценное развития его организма одна из основных проблем современного общества. Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии такова концепция дошкольного образования. Для решения этой задачи необходимо еще с самых юных лет формировать здоровый образ жизни, используя все средства физического воспитания, формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки.

Плавание является уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Это одна из эффективнейших форм закаливания и профилактика многих заболеваний. Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для формирования личности. А также приобщают детей к спортивному плаванию и другим видам спорта, ориентируют на выбор профессии, хобби.

Одно из важнейших значений массового обучения плаванию детей дошкольного возраста – это залог безопасности на воде, осознанного безопасного поведения, а значит уменьшение несчастных случаев, потому что именно большой процент погибших на воде это дети. И для взрослых очень важно  и социально значимо сохранить эти маленькие жизни, сохранить будущих преобразователей нашей страны. Только взрослые в ответе за своевременное обучение плаванию детей.

Ведь умение плавать приобретенное в детстве сохраняется на всю жизнь. И от того насколько будет эффективней процесс обучения, зависит сознательное отношение подрастающего поколения к себе, к своему здоровью. Обеспечение начального обучения плаванию представляет одну из самых важных и благородных целей в области физического воспитания, особенно среди подрастающего поколения.

Нормативно-правовые документы

  - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.13г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

-    Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655);

- СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г.;

 Рабочая программа по плаванию составлена на основе программ:

«Обучение плаванию в детском саду» Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой.

Направленность программы:  физкультурно-спортивная.

Уровень – ознакомительный.

Актуальность программы    в том, что она формирует прочный навык плавания у детей, который является жизненно необходимым и способствует укреплению здоровья подрастающего поколения.

Цель:  обучение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего физического развития.

 Задачи:

Обучающие:

• сформировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;

• освоить технические элементы плавания;

• обучить основному способу плавания «Кроль»;

• познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на воде (на открытых водоемах, в бассейне).

Развивающие:

• развивать двигательную активность детей;

• способствовать развитию навыков личной гигиены;

• способствовать развитию костно-мышечного корсета;

• развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке;

• формировать представление о водных видах спорта.

Воспитательные:

• воспитывать морально-волевые качества;

• воспитывать самостоятельность и организованность;

• воспитывать бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию;

• воспитывать интерес к занятиям физической культуры;

Отличительные  особенности

Особенностью данной рабочей программы является использование инновационной эффективной технологии - одновременной методики обучения сначала облегченным, неспортивным, а затем и спортивным способам плавания, начиная с освоения движений руками уже в младших группах и продолжая их совершенствование в старших группах.

Возраст детей  от 3 до 7 лет.

Срок реализации программы  4 года.

Особенности набора детей.

     В группу набираются дети, желающие заниматься плаванием и посещающие ГБОУ, не имеющие противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача).

     Для распределения детей на группы проводится предварительный опрос родителей и проверка плавательной подготовленности детей. Группы формируются на один год, исходя из плавательной подготовленности детей.

     В одной подгруппе может обучаться не более  6-8 человек, в связи со спецификой занятий.

II.Содержание программы:  (учебно- тематический план).

I год обучения

       Общее количество занятий в год –32 занятия с октября по май (включительно). 
       Количество минут и занятий в неделю: 1 занятие – по 45 минут
       Педагогический анализ проводится 2 раза в год (вводный – в октябре, итоговый – в апреле). 

Задачи:

  • ознакомить детей и родителей с условиями и правилами поведения в бассейне;
  • прививать детям желание научиться плавать; входить в воду без боязни, погружаться в воду с помощью взрослого;
  • играть в воде, используя игрушки;
  • учить детей движениям руками, ногами, туловищем различными на воде при помощи мамы.
  • знания правила поведения в бассейне;
  • игровые, вспомогательные, подводящие упражнения к движениям в воде;
  • простейшие специальные упражнения «пловца», комплексы упражнений для занятий утренней гимнастики и других форм двигательной деятельности для заданий родителям;
  • входить в воду, держась за руки взрослого и самостоятельно. Ходить, бегать по дну, держась за руки и самостоятельно, помогая себе движениями рук на мелком месте.
  • подпрыгивать, хлопая руками по воде, приседать, погружаться в воду, подпрыгивать при помощи мамы;
  • переходя на глубокую часть бассейна, погружаться по грудь, по шею, до уровня носа, до уровня глаз, с головой на задержке дыхания, с выдохом в воду;
  • поливать воду себе на голову, умывать лицо;
  • присев, расположив губы на уровне поверхности воды, дуть на воду, образуя волну;
  • выполнять «самолетик»- И.п.- ноги вместе сзади, руки в стороны в нарукавниках, в надувном круге;
  • игровые упражнения в воде, элементы игр с предметами (игрушки, мячи и др.), веселые игры в воде.

Содержание

Количество занятий

Теоретические занятия

1

Знакомство с бассейном. Правила поведения.

1

Практические занятия

1

Ознакомление со свойствами воды

1

2

Подготовительные упражнения в воде

1

3

Освоение с водой

3

4

Лежание на воде

3

5

Скольжение с доской и игрушкой

3

6

Погружение в воду у опоры

10

7

Погружение в воду без опоры

10

8

Итого

32

Содержание учебной программы  

Средства, методы и методические приёмы обучения плаванию детей 
1. Создание благоприятных условий адаптации и функциональных возможностей детского организма на занятиях в бассейне по обучению плаванию, и закаливанию.

 Наглядный показ инструктора по плаванию с куклой, зрительные ориентиры, словесные объяснения, помощь педагога в каждом действии ребёнка. Попытки самостоятельного выполнения ребёнком упражнения, поощряются словесными действиями педагога. 
Использование практического приёма: повторение упражнений в различной игровой форме. Сопровождение действий игры под стихи А. Барто. 
Форма организации: 

помощь;

под наблюдением;

фронтальная;

индивидуальная 
2.  Укрепление мышечного корсета 
Наглядный показ инструктора по плаванию с куклой
Упражнения на воде  для различных мышечных групп:  

- плечевого пояса «Ракеты»;

- для рук («Крокодильчик», «Люди в лодках», и др.);

 - ног («Маленькие и большие ножки» «Заводные утята» и др.);

- спины («Мостик» и др.);

- живота («Бабочка» и др).

3.Профилактика плоскостопия: 
-  упражнения, направленные на укрепление мышц стопы и голени («Барабан», «Фонтан», «Кисточка и карандашик» и др.);

-  плавание в ластах, в кругах, удержание колючих мячиков стопами ног, лёжа на спине в нарукавниках и др. 

Месяц

Задачи

Октябрь

Проведение диагностики физического развития детей.
Развивать интерес к занятиям в бассейне.
Провести беседу о правилах поведения и безопасности в плавательном бассейне.

Ознакомить со свойствами воды.
Учить детей не боятся брызг,
преодолеть страх перед водой.

Ноябрь

Учить погружаться в воду с опорой, открывать в ней глаза, совершенствовать передвижение и умение ориентироваться в воде.
Приучать детей играть самостоятельно с игрушками.

Декабрь

Учить дуть перед собой, перегоняя предметы до противоположного бортика бассейна.
Учить выдоху в воду, воспитывать уверенность передвижения в воде.

Январь

Приучать принимать горизонтальное положение в воде: всплывание, лежание на груди и на спине.
Воспитывать смелость.

Февраль

Совершенствовать полный вдох и выдох в воду.
Закреплять умение всплывать, лежать на воде, работать руками брассом кроле без выноса рук из воды.

Март

Учить скольжению в воде (постепенное увеличение глубины) с использованием вспомогательных снарядов и игрушек.
Добиваться активности и самостоятельности.

Апрель

Проведение диагностики физического развития, познакомить детей с правилами поведения на открытых водоёмах.

Методический прием 
I
. Задача: Учить не бояться входить в воду, научить плескаться в ней 
1.1. Организованный вход в воду (индивидуально)

Наглядный: показ, помощь педагога.

Словесный: объяснения, указания;

Практический: повторение упражнении;

Формы организации: с помощью инструктора при словесном поощрении; Образные сравнения. 
1.2. Игры, связанные с привыканием к воде и взаимодействием с ней 
Наглядный: показ, помощь педагога;

Словесный: объяснения, указания;

Практический: повторение упражнений;

Формы организации: с помощью инструктора при словесном поощрении; Образные сравнения.
II. Задача:  учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой. 
Погружения в воду (с опорой);

 Наглядный: показ, имитация, зрительные и звуковые ориентиры, помощь педагога;

 Словесный: указания, пояснения, распоряжения;

 Практический: повторение упражнений, игровой метод с опорой, держась за педагога.

 Погружение с постепенным увеличением глубины, с закрытыми, открытыми глазами.

 Использование образных сравнений. 
Погружения с рассматриванием предметов.

 Наглядный: показ, имитация, зрительные и звуковые ориентиры, помощь педагога;

 Словесный: объяснения, пояснения, указания;

 Практический: повторение упражнений, игровой метод с открыванием глаз на различной глубине, рассматривание предметов, доставание их со дна, на ограниченном и свободном пространстве с постепенным увеличением глубины. Использование вспомогательных снарядов, игрушек;

 Формы организации: индивидуальная.
Ныряние

 Наглядный: показ, имитация, зрительные и звуковые ориентиры, помощь педагога;

 Словесный: объяснения, указания, команды и распоряжения;

 Практический: упражнения, игровой метод с окрыванием глаз на различной глубине с постепенным ее увеличением. Попытки ныряния в длину и глубину. Ориентирование под водой, использование игрушек и другого инвентаря.

Формы организации: только индивидуальная 
III. Задача:  научить выдоху в воду 
Выдох перед собой в воздух.

Наглядный: показ, имитация;

Словесный: рассказ, указания, распоряжения, название упражнений; Практический: повторение упражнений, игровой метод находясь в воде, образные сравнения. 
Выдох на воду.

 Наглядный: показ, имитация;

 Словесный: объяснения, указания, распоряжения, название упражнений Практический: повторение упражнений, игровой метод выдох через рот: на игрушку, непосредственно в воду в ограниченное пространство (обруч), просто на воду;

 Образные сравнения;

 Форма организации: фронтальная. 
V. Задача Научить лежать в воде на груди и спине 
Лежание на спине.

 Наглядный: показ, имитация, зрительные и звуковые ориентиры, помощь педагога;

Словесный: объяснения, распоряжения, указания, название упражнений; Практический: повторение упражнений, игровой и контрольный методы, постепенное усложнение при различных положениях рук, ног (вытянуты, врозь, в стороны);

Образные сравнения и ориентиры;

Формы организации: совместно с педагогом.
Лежание на груди.
Наглядный: показ, имитация, зрительные и звуковые ориентиры, помощь педагога;

Словесный: объяснения, распоряжения, указания, название упражнений; Практический: повторение упражнений, игровой и контрольный методы постепенное усложнение, при различных положениях рук, ног (вытянуты, врозь, в стороны);

 Образные сравнения и ориентиры;

Формы организации: совместно с педагогом.

  1. Формы аттестации (оценки)
           Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно социализировался и адаптировался к условиям детского сада и к воде.
     Результативность:

- посещение занятий в бассейне, позволяет легко и безболезненно пройти процесс социализации и адаптации к условиям дошкольного учреждения;
- дети приучаются общаться и взаимодействовать друг с другом, развивается их предметная деятельность, они с удовольствием приходят на занятия по плаванию;
- дети активнее взаимодействуют друг с другом, развивается игровая деятельность;
- повышается компетентность родителей в вопросах закаливания и оздоровления ребёнка.


Диагностика уровня адаптивности ребёнка Условные обозначения:
Общий эмоциональный фон поведения:
а) положительный
б) неустойчивый
в) отрицательный
Познавательная и игровая деятельность:
а) активен
б) активен при поддержке взрослого
в) пассивен или реакция протеста
Взаимоотношения со взрослыми:
а) инициативен
б) вступает в контакт при поддержке взрослого
в) пассивен или реакция протеста
Взаимоотношения с детьми:
а)инициативен
б)вступает в контакт при поддержке взрослого
в)пассивен или реакция протеста
Реакция на изменение привычной ситуации:
а)принятие
б)тревожность
в)неприятие


Баллы, набранные ребенком, суммируются. Данные суммы делится на 5 (количество критериев). Число, полученное в результате деления, соотносится со следующими показателями:
2,6 — 3 балла — высокий уровень адаптированности.
У ребенка преобладает радостное или устойчиво — спокойное эмоцоинальное состояние. Он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый, взрослый, новой помещение, общение с группой сверстников).

1,6 — 2,5 баллов — средний уровень адаптированности.        
Эмоцоинальное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечёт возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации.
1-1,5 баллов — низкий уровень адаптированности.
У ребенка преобладают агрессивно — разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныкание, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

                          УРОВНИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 
НИЗКИЙ: Ребенок напряжен, неуверенно выполняет большинство упражнений, движения скованные, координация движений низкая (в плавании). Не активен и не заинтересован в играх.
СРЕДНИЙ: Ребенок уверенно выполняет основные движения, общеразвивающие упражнения, соблюдает направление, основную форму и последовательность действий, действует в соответствии с указаниями в общем ритме и темпе, с желанием включается и осваивает новые разнообразные движения.
ВЫСОКИЙ: Ребенок уверенно, самостоятельно и точно выполняет задания, действует, в общем, для всех темпе, быстро реагирует на сигнал, переключается с одного движения на другое, с большим удовольствием участвует в играх.

Ожидаемые результаты освоения программы:

- снижение заболеваемости детей и укрепление организма;

- адаптация ребёнка к условиям водной среды;
- сформированное эмоциональное отношение ребенка к занятиям по плаванию;

- сформированный навык подготовительных и специальных упражнений по плаванию.

Учебно–  тематический план

для детей средней группы (4 – 5 лет)

Учебно - тематический план

II год обучения.

Средняя группа (4-5 лет)

 

Тема

Часы

Техника безопасности

1

Теория

2

Практика.

29

Итого:

32

 

Содержание программы

Задачи

-  расширять знания о значении плавания, о влиянии плавания на организм учить названиям способов и их особенностям;

- учить ориентироваться под водой, доставая со дна различные предметы: игрушки, геометрические фигурки и др.;

- совершенствовать навык в выполнении выдохов в воду;

- учить скольжению на груди и на спине без поддерживающих средств с задержкой дыхания и выдохом в воду;

- учить выполнять упражнения всплывания и лежания на воде без поддерживающих средств;

- учить выполнять движения руками и ногами различными способами на суше и в воде без поддерживающих средств;

- совершенствовать плавание удобным для себя способом, увеличивая при этом проплываемые расстояния;

- учить различным спускам в воду с бортика бассейна: спадам вводу, сидя на бортике, вниз ногами; прыжкам вниз ногами из положения приседа на бортике; спадам в воду вниз головой, из положения сидя на бортике.

Знания

- Сведения о значении занятий плаванием для здоровья и развития организма, названия способов плавания и их значении, о свойствах воды.

- Уметь выполнять задания по связи плавания общеобразовательными предметами.

- Правила поведения в бассейне, в т.ч. во время занятия, при пользовании душем и т.д.

- Одежда для плавания, оценка своей плавательной подготовленности.

Умения

Упражнения на суше

- Общеразвивающие упражнения, в т.ч. на гибкость, подвижность суставов, координацию, специальные упражнения на дыхание.

- Выполнять движения руками, ногами всеми способами плавания в положении сидя, лежа, а также различными сочетаниями руками и ногами спортивными, облегченными и неспортивными способами.

- Игровые, вспомогательные, подводящие упражнения к движениям в воде.

- Простейшие специальные упражнения «пловца», комплексы упражнений

для занятий утренней гимнастики и других форм двигательной деятельности в режиме детского сада;

- Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения руками брассом, дельфином, кролем на груди, кролем на спине.

- Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения ногами кролем на груди, кролем на спине, дельфином, брассом.

- Стоя, сидя на бортике, выполнять согласование движений руками и ногами разными способами в различных сочетаниях.

Упражнения для освоения с водой

- Входить в воду самостоятельно, окунаться приседая; ходить по дну друг за другом, держась за руки и самостоятельно; ходить, бегать, прыгать, помогая себе гребковыми движениями рук.

- Выпрыгивать из воды как можно выше, выполнять различные движения руками - поочередно, вместе, вперед, назад. Открывать глаза в воде, узнавать игрушки на дне. В парах и самостоятельно выполнять упражнения «медуза», «поплавок», «звездочка» со вспомогательными средствами и без них.

- Осваивать вдох и выдох на поверхности воды, в воду. Выполнять скольжение на груди и на спине с помощью партнера и самостоятельно.

- Игры, эстафеты, развлечения на воде.

Упражнения в воде

- Ходьба по дну с выполнением движений руками брассом, дельфином, кролем на груди и  кролем  на спине.

- Движения руками брассом, дельфином, кролем на груди и кролем на спине в скольжении со вспомогательными средствами и без них.

- Движения ногами с плавательной доской, со вспомогательными средствами и без них кролем, дельфином, брассом с задержкой дыхания, выдохом в воду,

произвольным дыханием.

- Плавание облегченными, неспортивными спортивными способов с задержкой дыхания, произвольным дыханием, выдохом в воду.

- Плавание удобным для себя способом, со вспомогательными средствами и без них, постоянно увеличивая расстояние; контрольное плавание на максимально возможное расстояние.

- Спады в воду из различных положений с бортика бассейна: сидя, лежа

на бортике, прыжок в воду вниз ногами; прыжок вниз ногами из положения приседа на бортике.

Требования

- Уметь выполнять требования программы предыдущих возрастных групп.

- Знать названия способов плавания.

Уметь:

- выполнять «звездочку» на груди и на спине;

- «отдых на воде»  - 5-10 сек.;

- выполнять скольжения на груди и на спине на максимально

возможное расстояние;

- выполнять, спад в воду из любого положения;

- выполнять 5-8 выдохов в воду;

- доставать предметы со дна;

- плавать на одних руках и на одних ногах со вспомогательными

средствами различными способами;

- «плавать неспортивными и спортивными способами со вспомогательными средствами и без них.

Стандарты

- Плавание любыми способами со вспомогательными средствами 10 м и  более.

- Плавание любым удобным способом с произвольным дыханием 5-7-9 м без вспомогательных средств

Техника безопасности

- Закрепление правил поведения в бассейне (через игровые ситуации). Посещение занятий детей старшей группы.

- Изучение схем, моделей, картинок, обозначающих правила поведения в бассейне.

- Просмотр видеофильма.

Теория

- Использование художественного слова: загадки, стихи, сказки.

- Закрепление представлений о купании и плавании через рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий, энциклопедий; беседы, просмотр мультфильмов «Русалочка», «Приключение рыбки Немо» «Уроки тетушки Совы» и др.

- Изготовление вместе с воспитателями и родителями игрушек и атрибутов для занятий плаванием, выполнения ОРУ на суше и в воде.

- Ознакомление со спортивными способами плавания (демонстрация картинок, открыток, картин, кинофильмов, диафильмов) .

- Экскурсия во «Дворец спорта «Нептун», посещение занятий.

- Реализация проекта в группе: «Приключение капельки».

Практика

- Упражнения для специальной подготовки.

- Спуск в воду с последующим погружением, с выполнением заданий («крокодил», «лягушата», «рыбки плещутся») .

- Упражнения для ОФП (строевые упражнения, ОРУ, направленные на укрепление всех групп мышц) в зале сухого плавания.

- Передвижения в воде шагом: на носках, с высоким подниманием колена, в полуприседе, с поворотами, с заданиями (например: руки к плечам) и т. д.

- Передвижения бегом: парами, «змейкой», со сменой темпа, чередуя с ходьбой.

- Передвижения прыжками: на двух ногах, на одной, с поворотом, прыжки вверх из воды и др.

- Погружения под воду до уровня шеи, подбородка, глаз; с головой; задерживая дыхание, делать выдох в воду (однократный и многократный) .

- Открывание глаз в воде: «Кто спрятался в пруду? », «Достань игрушку» и др. игры и упражнения.

- Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания: «Насос», «Ракета – самолет», «Сердитый еж» и др.

- Упражнения на дыхание в воде: «Насос», «Качели», «Раз, два, три – пузыри» и др.

- Обучение техники выполнения упражнений в зале сухого плавания (положение туловища, движение рук и ног) .

- Упражнения на освоение с водой: «поплавок», «медуза», «стрелка», «запятая», «звездочка» (на груди и спине, выполняя у опоры; самостоятельно, лежа свободно на воде) .

- Движения ног кролем: сидя в воде, руки упор сзади, в упоре лежа на животе (с выдохом в воду, держась за поручень, за плавательную доску, свободно.

- Движения рук как при плавании способом кроль: у опоры, в движении (при ходьбе, беге, стоя на месте («Мельница», «Пропеллер», «Лодка с веслами» и др.).

- Скольжение на груди и спине с опорой на плательную доску, свободно; скольжение на груди с работой ног как при плавании способом кроль, с выдохом в воду, с задержкой дыхания.

- Техника плавания облегченным кролем на груди с работой рук (без выноса рук из воды) .

- Игры для освоения передвижений в воде: «Невод», «Водолазы», «Торпеда», «Качалки», «Караси и щука», «Охотники и утки», «Море волнуется», «Жучок – паучок» и др.

- Акваэробика: ОРУ под музыку в воде (движения имитационного характера, подражание разным животным, комплексы упражнений: «Два пингвина», «Танец маленьких утят», «Веселые лягушки» и др.

Тестирование (контрольное упражнение) .

Тема занятия

Кол-во

часов

1

Правила поведения в бассейне. Меры безопасности в бассейне

1

2

Игры в воде, связанные с передвижением по дну бассейна различными способами

1

3

Выдох перед собой в воздух

1

4

Выдох на воду

1

5

Выдох на границе воды и воздуха

3

6

Выдох в воду

1

7

Игры с использованием выдоха в воду

1

8

Упражнение на всплывание

2

9

Лежание на груди

3

10

Лежание на спине

2

11

Игры, связанные с лежанием на груди и спине с помощью инструктора

2

12

Упражнения на скольжение в воде со вспомогательными снарядами

2

13

Выполнение скольжения на груди, отталкиваясь от дна

2

14

Выполнение скольжения на груди, отталкиваясь от стенки бассейна

2

15

Выполнение скольжения в сочетании с выдохом в воду

2

16

Выполнение скольжения в сочетании с движениями рук

2

17

Скольжение на спине, отталкиваясь от дна

1

18

Скольжение на спине, отталкиваясь от стенки

2

19

Контрольные занятия

1

 

Итого:

32

Учебно – тематический план

III год обучения

Старшая группа (5-6 лет)

Тема

Часы

Техника безопасности

1

Теория

4

Практика.

27

Итого:

32

 Содержание программы

Задачи

- знать об оздоровительном и прикладном значении плавания;

- учить детей переходить из положения «звездочка» в положение «поплавок» и наоборот;

- выполнять скольжение на груди и на спине на дальность (метры);

- доставать игрушки со дна при нырянии на дальность;

- совершенствовать плавание неспортивными и спортивнымиспособами; приучать детей стараться проплывать, постоянно увеличивая расстояния;

- учить выполнять повороты при плавании на груди;

- учить делать выдохи в воду во время плавания по элементам и в

полной координации всеми способами.

Знания

- Особенности способов плавания (какой самый быстрый, как лучше плыть на дальность).

Знать:

-  связь плавания с общеобразовательными предметами (чтение, математика, изобразительное искусство, музыка и др.);

- гигиену, правила поведения в бассейне, оценку своих умений и  др.;

- простейшие сведения из истории плавания.

Умения

Упражнения на суше

- Общеразвивающие упражнения, в т. на гибкость, подвижность суставов, координацию, специальные упражнения на дыхание.

- Комплексы специальных упражнений пловца для различных способов плавания.

- Простейшие комплексы упражнений (4-6) для включения в занятия утренней гимнастики и в другие формы двигательной деятельности режима детского сада;

- Игровые, вспомогательные, подводящие упражнения к движениям в воде.

- Простейшие специальные упражнения «пловца», комплексы упражнений для занятий утренней гимнастики и других форм двигательной деятельности в режиме детского сада;

- Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения руками брассом, дельфином, кролем на груди, кролем на спине.

- Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения ногами кролем на груди, кролем на спине, дельфином, брассом.

- Стоя, сидя на бортике, выполнять согласование движений руками и ногами разными способами в различных сочетаниях.

Упражнения для освоения с водой

- Повторить упражнения предыдущей возрастной группы. Выполнять «звездочку» на груди и на спине - отдых на воде с максимально возможной продолжительностью.

- Выполнять скольжение на груди на дальность.

-Ныряние на дальность с доставанием игрушек со дна.

-Эстафеты, игры, различные развлечения на воде.

Упражнения в воде

-Выполнять спады в воду из различных положений: сидя, в глубоком наклоне.

-Упражнения «по элементам» и в отдельных сочетаниях на овладение спортивной техникой плавания, в т.ч. со вспомогательными средствами.

-Плавание при помощи движений руками брассом, дельфином, кролем с выдохом в воду, в т.ч. со вспомогательными средствами.

- Движения ногами кролем, дельфином брассом с выдохом в воду, в т.ч. со вспомогательными средствами.

- Плавание различными способами с выдохами в воду, с выполнением поворотов, в т.ч. со вспомогательными средствами.

- Максимальное проплывание расстояний, в т.ч. с переворотами из положения на груди в положение на спине и наоборот.

- Плавание в одежде.

Требования

- Уметь выполнять программы предыдущих возрастных групп.

- Выполнять упражнение «отдых на воде» в течение 10 -15 сек.

- Выполнять скольжение на груди и на спине 3-4-5 м.

-Доставать игрушки со дна при нырянии на дальность.

Уметь:

- выполнять 9-12-15 выдохов в воду;

-выполнять упражнение «отдых на воде» в течение 9-12-15 сек.;

-выполнять скольжение на груди и на спине -3-4-5 м;

-при нырянии в длину (2-3 м) собирать игрушки со дна;

-плавание со сменой способов, не касаясь дна и стенок бассейна;

-оценивать свою плавательную подготовленность и рассказывать о занятиях по плаванию.

Стандарты

- Плавание любым способом со вспомогательными средствами более 15 м.

- Плавание любым способом 7-9-12 м.

Техника безопасности

- Закрепление правил поведения в бассейне через создание игровых и проблемных ситуаций.

- Посещение занятий детской спортивной школы, беседа с тренером. Основы правильного поведения на воде (на открытых водоемах, использование схем, моделей, картинок, знаков, просмотр видеофильма.

Теория

- Расширение знаний об оздоровительном и прикладном значении плавания через беседы, просмотр и обсуждение картин, фотографий, диафильмов.

- Формирование представления о водных видах спорта. Просмотр записей спортивных соревнований по водным видам спорта (телеканал «Спорт»): плавание разными стилями, прыжки в воду, синхронное плавание.

- Посещение занятий спортивных групп («Дворец спорта «Нептун») .

- Реализация проекта в группе «Волшебница вода». Опыты, эксперименты с водой, изготовление атрибутов и игрушек для занятий в бассейне.

- Получение наглядного представления о правильных движениях плавания спортивными способами: использование схем упражнений (карточки с изображением отдельных элементов) ; графические изображения подвижных игр; показ упражнений преподавателем, заранее подготовленного ребенка (формирование у детей психологической установки: доступность упражнения).

Практика

- Упражнения для специальной подготовки.

- Спуск в воду с погружением, с подныриванием под нудолс, со скольжением в обруч и т. д.

- Упражнения для ОФП в зале сухого плавания: строевые упражнения; ОРУ, направленные на развитие и укрепление всех групп мышц.

- Передвижения в воде шагом: гимнастический, приставной, противоходом, «змейкой», в полуприседе и др.

- Передвижения бегом: челночный, в разном темпе, галопом, выполняя гребковые движения руками.

- Передвижения прыжками: выпрыгивая из воды, с ноги на ногу, из обруча в обруч, которые лежат на воде и др.

- Погружение под воду: с головой (задержка дыхания на 2, 4, 8, 16, ныряние за игрушками «Водолазы»; ныряние («Тоннель», «Дельфины на охоте») .

- Открывание глаз в воде: «Кто спрятался под водой? », «Раз, два, три – что увидел, расскажи» и др.

- Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания: «Парус», «Гуси летят», «Пчелы» и др.

Упражнения на дыхание в воде: «Веселая игра», «Дровосек», «Трубач» и др.

- Обучение техники выполнения упражнений по частям и целиком в зале сухого плавания и в воде.

- Движения рук и ног, выполняемые в зале и воде как при плавании способом кроль и брасс (из разных исходных положений, на месте, у опоры, в движении, в согласовании с дыханием).

- Скольжение на груди: с опорой на плавательную доску, поручень и без опоры; с работой ног как при плавании способом кроль и без работы ног; с круговыми движениями рук (отдельно каждой, попеременно, разнонаправленные и однонаправленные движения рук, с задержкой дыхания и поворотом головы для вдоха.

- Скольжение на спине: лежать на спине руки вдоль туловища, руки вверх; с опорой на плавательную доску и без; с работой ног; отталкиваясь от дна двумя ногами; скользить, сочетая движения рук и ног.

- Плавание кролем на груди и спине: при помощи одних ног; без выноса рук из воды; облегченный кроль на груди с выдохом в воду; согласование работы рук и ног у неподвижной опоры, с опорой на плавательную доску, в скольжении.

- Прыжки в воду: из положения стоя («солдатик», «падающая звезда», «бабочка») ; в группировке («мячик», «рыба – шар») ; прыжки в воду головой вперед из положения сидя на бортике бассейна.

- Игры со скольжением и плаванием: «Буксир», «Караси и карпы», «Кто лучше? », «Торпеда», «Прыжок дельфина», «Зеркало», «Море волнуется». Игры – эстафеты: «Быстрая стрела», «Перевези игрушку», «Гонка катеров».

Игры с элементами водных видов спорта: «Раз, два, три – за мной повтори», «Озорные лягушата», «Веселая игра» и др.

- Акваэробика: комплексы упражнений в воде под музыку: «Волшебный цветок», «Белые кораблики», на муз. А. Петрова «Утро», «Голубая вода» и др.

- Комплексы упражнений в воде под музыку с элементами синхронного плавания: «Рыбки», «Неваляшки», «Капельки», «Ручейки» и др. (элементы: «танцую не один», «воротики», «звездочка, цветок», «на кого похож? »…

Тестирование (контрольное упражнение).

Праздник на воде.

Учебно – тематический план

IV год обучения

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Тема

Кол – во  часов

Техника  безопасности

1

Теория

2

Практика

29

ИТОГО

32

Содержание программы:

Задачи

-перед поступлением в школу научить плавать на расстояние до15-25 метров;

-закрепить знания о правилах безопасности на воде;

-учить знанием способов помощи уставшему на воде товарищу и транспортировки пострадавшего;

- учить простейшим знаниям о реакции организма на нагрузку (частота сердечных сокращений)

- ЧСС;

- учить самостоятельному подсчету ЧСС;

- учить дыханию с поворотом головы вправо и влево, удалять попавшую воду изо рта и носа, не прекращая дыхания;

- совершенствовать технику отдельных элементов способов плавания: плавание на одних руках с предметом (доской, кругом, «поплавком») и без них; плавание на одних ногах с предметом в руках (доской, игрушкой, мячом и т.д.) и без них;

- совершенствовать согласование движений рук, ног с различными вариантами дыхания при плавании различными способами;

- совершенствовать спады в воду из разных положений;

- совершенствовать повороты, при плавании на груди и на спине;

- учить использованию элементов прикладного плавания.

Знания

- Сведения об организме, гигиене, санитарии; физических качествах, частоте сердечных сокращений.

Знать:

- правила безопасности на воде; при катании на лодках, при передвижении по осеннему и весеннему льду;

- простейшие способы транспортировки пострадавшего;

- связь плавания с общеобразовательными предметами (чтение, математика, родная природа, знания о своем организме и др.);

- температуру воды и воздуха, правила поведения при физкультурных занятиях.

Умения

- Упражнения на суше

- Общеразвивающие упражнения, в т. на гибкость, подвижность суставов, координацию, специальные упражнения на дыхание.

- Комплексы специальных упражнений пловца для различных способов плавания.

- Простейшие комплексы упражнений (4-6) для включения в занятия утренней гимнастики и в другие формы двигательной деятельности режима детского сада.

- Игровые, вспомогательные, подводящие упражнения к движениям в воде.

- Простейшие специальные упражнения «пловца», комплексы упражнений для занятий утренней гимнастики и других форм двигательной деятельности в режиме детского сада.

- Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения руками брассом, дельфином, кролем на груди, кролем на спине.

- Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения ногами кролем на груди, кролем на спине, дельфином, брассом.

- Стоя, сидя на бортике, выполнять согласование движений руками и ногами разными способами в различных сочетаниях.

Упражнения для освоения с водой

- Лежать на воде в положении «звездочка» на груди и на спине с максимальной продолжительностью.

- Скольжение на груди с переворотом на спину и наоборот.

- Кувырки вперед, назад в воде на месте и при плавании.

- Эстафеты, игры в воде.

Упражнения в воде

- Плавание по «элементам» и в отдельных сочетаниях на овладение техники спортивных способов плавания.

- Совершенствование движений руками, ногами всеми способами плавания.

- Совершенствование различных вариантов дыхания.

- Совершенствование согласования движений рук, ног, дыхания при плавании различными способами.

- Плавание в одежде.

- Выполнение способов транспортировки, буксировки, переноса груза над водой.

- Совершенствование спадов в воду, поворотов при плавании на груди и на спине.

Примечание. Все упражнения выполняются с использованием

вспомогательных средств и без них.

Требования

- Уметь выполнять требования программ предыдущих возрастных групп.

Уметь:

- выполнять 15 – 20 -25 выдохов в воду;

- выполнять упражнение «отдых на воде» в течение 15-17-20 сек;

- выполнять скольжение на груди 4 – 5 -6 м;

- при нырянии в длину (3-4 м) доставать со дна игрушки;

- плавать на скорость на одних ногах на груди и на спине различными способами, в т.ч. со вспомогательными средствами (доска, ласты) 15 -20-25 м;

-плавать со сменой способов -10-15-25м;

-плавать в одежде -5-7 м;

-буксировать предметы на воде -3-4-5 м.

Стандарты

Проплывать любым способом без остановки 15-20-25 и более метров.

Техника безопасности

-Закрепление правил поведения на воде: в бассейне и на открытых водоемах через рассматривание картин, знаков, схем; просмотр фильмов, слайдов, мультфильмов.

- Моделирование знаков «Правила поведения на воде».

Теория

- Закрепление знаний об оздоровительном и прикладном значении плавания через беседы, рассматривание картин, иллюстраций, обсуждение видеофильмов, фотографий.

- Расширение представления о водных видах спорта: плавание разными стилями, прыжки в воду с трамплина, синхронное плавание, ватерполо.

- Посещение соревнований по плаванию спортивных групп «Дворца спорта».

- Обзор и обсуждение соревнований по плаванию (телеканал «Спорт») .

- Получение наглядного представления о правильных движениях спортивными способами: использование схем упражнений, графическое изображение подвижных игр; показ упражнений детьми, наиболее успешно владеющими навыками плавания.

- Реализация проекта в группе: «По морям, по волнам… ».

Практика

- Упражнения для специальной подготовки

- Спуск в воду: уходя под воду с головой; со скольжением в обруч, в тоннель; с прыжком в воду, с перепрыгиванием через нудолс и др.

- Упражнения для ОФП в зале сухого плавания: строевые упражнения, ОРУ, направленные на развитие и укрепление всех групп мышц; развития координации; упражнения с отягощением для мышц рук и ног.

- Передвижения в воде шагом: на носках, пятках; приставным шагом, на коленях; с мешочком на голове, с приседанием, с продольной и поперечной «змейкой».

- Передвижения в воде бегом: чередуя с ходьбой, в разных построениях, спиной вперед, высоко поднимая колени, помогая руками.

- Передвижения в воде прыжками: выбрасывая ноги вперед, с подныриванием; с выпрыгиванием из воды, доставая подвешенный предмет;

отталкиваясь от воды руками.

- Погружение под воду: собирать предметы со дна, с задержкой дыхания (на 8, 16, 20, 32 счета); с открытыми глазами собирать части целого («Собери картинку») ; проходить в тоннель и др.

- Открывание глаз в воде: «Самый внимательный», «Собери все красного цвета», «Найди ракушку», «Сосчитай все игрушки» и др.

Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания: «Маятник», «Змея», «Хлопок» и др.

- Упражнения на дыхание в воде: «Насос», «Качели», «Пароход», «Мотор».

Обучение и закрепление техники выполнения упражнений целиком и по частям в зале и в воде.

- Отработка движений рук и ног как при плавании способом кроль и брасс: в зале, на воде; из разных положений, на месте, в движении, с опорой, в разном темпе, в согласовании с дыханием.

- Скольжение на груди: с опорой на плавательную доску, свободное скольжение; только с работой рук или ног как при плавании способом кроль; с поворотом головы для вдоха; с многократным вдохом и выдохом, отталкиваясь одной ногой от бортика.

- Скольжение на спине: с опорой на плавательную доску и без опоры; с работой ног, сочетая движение рук и ног; отталкиваясь ногой от бортика, отталкиваясь двумя ногами от бортика бассейна, взявшись руками за поручень (старт в воде) .

- Плавание кролем на груди и спине: при помощи одних ног или рук; с опорой на плавательную доску, на бортик бассейна; облегченным кролем, без выноса рук из воды; сочетая работу рук и ног; в согласовании работы рук, ног и дыхания.

- Плавание брассом: при помощи ног (с опорой на бортик, плавательную доску) ; в свободном плавании, при помощи работы рук; сочетая работу рук и ног; в полной координации работы рук, ног и дыхания.

- Прыжки в воду: из положения сидя и стоя; выполнять прыжок вперед – вверх, в длину (войти ногами в воду) ; сидя на бортике бассейна, руками вперед; спиной, обхватив голени руками, медленного заваливаясь назад («сесть в воду) .

- Игры со скольжением и плаванием: «Тюлени», «Винт», «Чье звено скорее соберется? », «Катера», «Пятнашки – стрела», «Карасик и щука» и др.

- Игры – эстафеты: «Байдарки», «Передай мяч», «Быстрые лягушки», «Кто дольше? », «Самый ловкий».

- Игры с элементами водных видов спорта: «Пушбол», «Забавные упражнения», «Циркачи», «Фонтаны», «Утки – нырки» и др.

- Акваэробика (в воде под музыку) : комплексы «Морячка», «Аквариум», «Воздушная кукуруза», «Большая стирка» (муз. в стиле «диско», и др.

- Комплексы упражнений в воде с элементами синхронного плавания: «Морские коньки», «Русалочки», «Вальс цветов», «Дельфины» (элементы: «звездочка в кругу», «чехарда», «Осьминожки»).

Тестирование (контрольное упражнение).

- Праздник на воде.

Планирование занятий по обучению плаванию

воспитанников  старшей и подготовительной

групп (5 -7 лет) в течение года

Месяц

Количество занятий

Содержание занятий

Октябрь – ноябрь –

декабрь

12

В бассейне детского сада:

- одновременное обучение сначала облеченным, неспортивным, а затем спортивным способам плавания по элементам тех-

ники и с полным согласованием движений

руками, дыханием;

- обучение спадам, прыжкам в воду, поворотам;

-2-3 раза в каждом месяце

– тестирование

плавательной подготовленности с проплыванием максимально возможных дистанций избранным способом и со сменой способов.

Январь – февраль –март – апрель

16

В бассейне на средней воде:

-совершенствование плавания спортивными способами;

- совершенствование соскоков, спадов,

прыжков в оду, поворотов;

- обучение элементам прикладного плавания;

- 2-3 раза в каждом месяце

–тестирование

плавательной подготовленности с проплыванием максимально возможных дистанций избранным способом и со сменой способов.

Декабрь –январь –

февраль

 12

- совершенствование плавания облегченными, неспортивными, спортивными способами;

-совершенствование соскоков, спадов,

прыжков в воду, поворотов;

- тестирование плавательной подготовленности

Февраль – март

2 - 3

Прикладное плавание

Март  – апрель

Закрепление пройденного материала, контрольное занятие

III.Формы аттестации (оценки)

Нормативы плавательной подготовленности

воспитанников всех возрастных групп

Условия

проплывания

Вторая

младшая

(3-4 года)

Средняя

(4-5 лет)

Старшая

(5-6 лет)

Подгото-

вительная

(6-7 лет)

Со вспомогательн

ыми средствами

5 - 9

10 и более

Без вспомогательных

средств

3 – 5  

и более

5 – 9 и более

7 -12 и более

15 – 25 и более

Оценка плавательной подготовленности дошкольников по мере решения конкретной задачи.

Возрастная группа

Задача

II младшая

То же, что и в первой младшей группе, а также делать попытки лежать на воде, делать выдох на границе воды и воздуха.

Средняя

То же, что и в младшей группе, а также научить кратковременно, держаться и скользить на воде, выполнять плавательные движения ногами, пытаться делать выдох в воду.

Старшая

То же и в средней группе, а также более уверенно держаться на воде, скользить по ней, научить выдоху в воду, пытаться плавать способами кроль на груди и на спине.

Подготовительная     к школе

Тоже, что и в старшей группе, а также уверенно держаться на воде более продолжительное время, скользить на ней, выполнять плавательные движения ногами и руками, пытаться плавать способами кроль на груди и на спине.

Контрольное тестирование (младший возраст)

Навык плавания

Контрольное упражнение

Ныряние

Погружение лица в воду.

Погружение головы в воду.

Продвижение  в воде

Ходьба вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или до груди с помощью рук.

Бег (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»).

Упражнение «Крокодильчик».

Выдох в воду

Вдох над водой и выдох в воду.

Прыжки в воду

Выпрыгнуть вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.

Лежание

Лежать на воде вытянувшись в положении на груди   и на спине.

Скользить по поверхности воды.

Контрольное тестирование (средний возраст)

Навык плавания

Контрольное упражнение

Ныряние

Пытаться проплыть тоннель.

Подныривание под гимнастическую палку.

Пытаться доставать предметы со дна.

Продвижение  в воде

Упражнения в паре «на буксире».

Бег парами.

Скольжение на груди.

Выдох в воду

Упражнение на дыхание «Ветерок».

Вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.

Прыжки в воду

Выполнение серии прыжков с продвижением вперед.

Прыжок ногами вперед.

Лежание

Лежать на воде вытянувшись в положении на груди   и на спине.

Контрольное тестирование (старший возраст)

Навык плавания

Контрольное упражнение

Ныряние

Ныряние в обруч.

Проплывание тоннеля.

Подныривание под мост.

Игровое упражнение «Ловец».

Продвижение  в воде

Скольжение на груди с работой ног, с работой рук.

Скольжение на спине.

Продвижение с плавательной дощечкой с работой ног на груди.

Выдох в воду

Выполнение серии выдохов в воду.

Упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».

Прыжки

в воду

Прыжок ногами вперед.

Соскок головой вперед.

Лежание

Упражнение «Поплавок».

Упражнение «Звездочка» на груди, на спине.

Лежание на спине с плавательной дощечкой.

Контрольное тестирование (подготовительный к школе  возраст)

Навык плавания

Контрольное упражнение

Ныряние

Проплывание «под мостом» (несколько звеньев).

Поднимание со дна предметов с открыванием глаз под водой.

Продвижение  в воде

Плавание на груди с работой рук, с работой ног.

Продвижение с плавательной доской на спине с работой ног.

Выдох в воду

Ритмичный вдох - выдох в сочетании с движениями ног.

Дыхание в положении лежа на груди с поворотом головы  в сторону с неподвижной опорой.

Прыжки в воду

Прыжок головой вперед.

Прыжок ногами вперед в глубокую воду.

Лежание

Упражнение «Осьминожка» на длительность лежания.

Упражнение «Звездочка» на груди, на спине в глубокой воде.

При оценке двигательных навыков детей, вводятся следующие обозначения.

  • Высокий уровень – означает правильное выполнение, т. е. навык сформирован, автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение.
  • Средний уровень  – говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью.
  • Низкий уровень – указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет упражнение

Ожидаемые результаты освоения программы:

Дети должны знать:

- основные правила безопасности поведения на воде;

- правила личной гигиены;

- основы здорового образа жизни.

Дети должны иметь представление:

- о разных стилях плавания («кроль», «брасс», «дельфин») ;

- о водных видах спорта.

Дети должны уметь:

- погружаться в воду с головой, выполнять выдох в воду;

- выполнять скольжение на груди и спине с опорой и без, с работой рук, с работой ног;

- плавать способом «кроль» («брасс»- индивидуально, на груди и спине с полной координацией движений.

IV. Организация  пед.условий

Методическое обеспечение рабочей программы

Обеспечение программы методическими видами продукции: 

  1. Методы и приемы: показ, разучивание, имитация упражнений; использование средств наглядности; исправление ошибок; подвижные игры на суше и в воде и другие игровые приемы; индивидуальная страховка и помощь; круговая тренировка; оценка (самооценка) двигательных действий; соревновательный эффект; контрольные задания.
  2. Плакат «Правила поведения на воде», «Правила поведения в бассейне».
  3. Иллюстрации с изображением водных видов спорта.
  4. Картинки с изображением морских животных.
  5. Картинки, схемы, фотографии, иллюстрирующие различные способы и стили плавания.
  6. Картотека видеоматериалов для теоретических занятий.
  7. Фонотека записей музыкальных произведений для проведения комплексов упражнений в воде и в зале «сухого плавания».
  8. Картотека игр и упражнений на воде для каждой возрастной группы.
  9. Комплексы дыхательных упражнений.
  10. Комплексы упражнений с элементами акваэробики и синхронного плавания.
  11. Подборка стихов, потешек, загадок о воде, плавании.

Материально-техническое обеспечение программы.

  1. Плавательные доски.
  2. Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров.
  3. Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров.
  4. Надувные круги разных размеров.
  5. Нарукавники.
  6. Очки для плавания.
  7. Поролоновые палки (нудолсы) .
  8. Мячи разных размеров.
  9. Обручи плавающие и с грузом.
  10. Шест.
  11. Поплавки цветные (флажки).
  12. Нестандартное оборудование для ОРУ и игр с водой.
  13. Музыкальный центр.
  14. Диски с музыкальными композициями.

 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора – общественника / Н.Ж.Булгакова.- М.: Физкультура и спорт, 1984.-160 с.
  2. Волошина Л.Н.Воспитание двигательной культуры  дошкольников: Учебно-методическое пособие/Л.Н.Волошина. –  М.:АРКТИ, 2005.-108 с. (Развитие и воспитание).
  3. Галицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультуры в дошкольном образовательном учреждении / Н.С. Галицина.- М.:, 2005.-143с.
  4. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д.Глазырина.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2004.-143 с.
  5. Козлов А.В. Плавание: Учебная программа/А.В.Козлов. - М.: Просвещение, 1993
  6. Левин Г. Плавание для малышей / Пер. с нем. Л.Е. Микулин. – М.: Физкультура и спорт,1974.-95 с.- ( Азбука спорта ).
  7. Макаренко Л.П. Юный пловец./Л.П.Макаренко. - М.:Физкультура и спорт, 1983.-288с.
  8. Осокина Т.И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада / Т.И.Осокина. - М.: Просвещение, 1985.-80 с.
  9. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей/Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991.-158 с.
  10. Плавание-крепость здоровья /// Журнал Дошкольное воспитание. -2001.- № 6, 7.  
  11. Сажина С.Д.Составление рабочих учебных программ для ДОУ: Методическое рекомендации / С.Д.Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 112 с.- ( Библиотека руководителя ДОУ).
  12. Тарасова Т.А.Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов  ДОУ / Т.А. Тарасова. - М.:ТЦ Сфера, 2005.-176 с.-(Приложение к журналу  «Управление ДОУ»).
  13. Маханева М.Д., Баранова Г.В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. – (Синяя птица).
  14. Петрова Н.Л., Баранов В. А. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста / Н.Л. Петрова, В.А. Баранов. – М.: «Издательство ФАИР», 2008.-120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по плаванию к программе Т.И. Осокиной

Обучение плаванию в дошкольном учреждении осуществляется на основе программы Т.И. Осокиной «Обучение  плаванию в детском саду». Эта одна из базовых программ, в которой представлена система работы...

программа по плаванию Осьминожки

Программа по плаванию для детей дошкольного позраста....

Рабочая программа по плаванию к программе Т.И. Осокиной

Обучение плаванию в дошкольном учреждении осуществляется на основе программы Т.И. Осокиной «Обучение  плаванию в детском саду». Эта одна из базовых программ, в которой представлена система работы...

Рабочая программа по плаванию

Рабочая программа по физическому развитию (плавание) детей 3-7 лет разработана в соответствии с ООП МДОУ № 123, в соответствии с введением в действие ФГОС.Рабочая программа по плаванию обеспечива...

программа "Обучение плаванию детей от 2 до 7" авторы: Т.А.Протченко, Ю.А.Семенов

Особенностью данной программы является использование современной эффективной технологии - одновременной методики обучения всем облегченным, неспортивным и спортивным способам плавания, начиная уже в м...

Рабочая программа по плаванию с включением здоровье сберегающих технологий

Рабочя программа по оздоровлению и обучению началным навыкам плавания в детском саду, на основе примерной основной программы дошкольного образования "От рождения до школы", с включением в образователь...