Оптимизация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в современных условиях ДОУ в рамках ФГОС
методическая разработка по физкультуре
Презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
optimizatsiya_dvigatelnoy_aktivnosti_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_v.ppt | 638.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы Двигательная активность представляет собой естественную биологическую потребность человека, от степени реализации которой зависит развитие организма в целом. Организованная двигательная активность в детских дошкольных учреждениях исполняет роль своеобразного регулятора роста и развития и должна быть необходимым условием для совершенствования всех функций и систем организма детей и создавать реальные возможности для его нормальной жизнедеятельности.
Возрастные и индивидуальные особенности ДА детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной деятельностью детей, воспитывающихся в старших возрастных группах детского сада. Это обусловлено тем, что к старшему дошкольному возрасту дети, имея высокую потребность в ДА, не всегда могут ее реализовать на должном уровне. При этом надо учитывать, что самостоятельная двигательная активность детей на шестом-седьмом году жизни все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз), а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач и т.д.). В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Следует также помнить, что старшие дошкольники еще не умеют соотносить свои желания со своими истинными возможностями, что может привести к переоценке своих сил и привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам). Все это свидетельствует о том, что необходимо обеспечить рациональным уровнем ДА детей, который может быть достигнут путем совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении.
Согласно современным данным за время пребывания в детском саду воспитанники свободно двигаются и играют менее 40-50% времени бодрствования. При таких условиях дети по количеству движений реализуют меньше половины возрастной нормы.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, в физическом воспитании дошкольников должен отдаваться приоритет: - охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональному благополучию; - формированию общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитию их физических качеств, инициативности, самостоятельности; - обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышению компетентности родителей в вопросах развития, охраны и укрепления здоровья детей.
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в которых заложены следующие основные принципы: 1. поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; 2. личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей(законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; 3. уважение личности ребенка; 4. реализация программы в формах, специфических для данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
1.4. Основные принципы дошкольного образования: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности ; 5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды 1. Полифункциональность развивающей предметно-пространственной среды, которая открывает множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, а значит многофункциональна. 2. Трансформируемость среды, – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. 3. Вариативность. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивается многообразием материалов, художественно образным или конструктивным решением, мобильностью его компонентов. Цель РППС : • Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни. • Активизация двигательной деятельности.
2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Содержание образовательной программы ДОО не должно быть заранее расписано по конкретным образовательным областям, поскольку оно определяется конкретной ситуацией в группе, а именно: индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями развития. Педагоги, работающие по программам, ориентированным на ребенка, обычно формируют содержание по ходу образовательной деятельности, решая задачи развития детей в зависимости от сложившейся образовательной ситуации, опираясь на интересы отдельного ребенка или группы детей. Это означает, что конкретное содержание образовательной программы выполняет роль средства развития, подбирается по мере постановки и решения развивающих задач и не всегда может быть задано заранее (пояснение к пункту 2.7.)
Отправной точкой при организации двигательного режима детей должна стать естественная потребность организма в движении. Она составляет в среднем от 10 до 15 тысяч локомоций в сутки для детей 6-7 лет; 10-12 тысяч - для детей 5-6 лет; 8-10 тысяч - для детей 3-4 лет; 6-8 тысяч - для детей 2-3 лет. Около 60-70% этого количества движений должно приходиться на период пребывания ребенка в образовательном учреждении.
Пути оптимизации двигательной активности детей - соотношение покоя и двигательной деятельности составляет 30% к 70%; - в течение дня у детей не наблюдается признаков рассеянности внимания или явно выраженного утомления; - имеет место положительная динамика физической работоспособности детей; - артериальное давление детей в течение всего дня соответствует возрастной норме. при организации двигательного режима должна быть учтена степень моторности каждого ребенка возрастной группы.
Необходимо первое место в двигательном режиме дошкольников отводить физкультурно-оздоровительным мероприятиям, которые, как правило, проводятся ежедневно в малых формах неурочных занятий. К таким формам относятся: утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения во время прогулок, физкультминутки, динамические паузы и т.д.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре, которые выступают как основная форма обучения двигательным навыкам и умениям, а так же способствуют формированию оптимального уровня двигательной активности детей. Рекомендовано проводить занятия по физической культуре не менее 3 раз в неделю (одно на воздухе). Для поддержания стойкого интереса к занятиям, и, как следствие, повышения двигательной активности детей, возможно проводить не только традиционные физкультурные занятия, но и занятия с элементами аэробики, ритмической гимнастики, йоги, сюжетно-ролевые, игровые.
Методы, способствующие развитию двигательной активности дошкольников: Сказка-беседа, чтение стихотворений или отрывков из детской художественной литературы, использование пословиц, поговорок, потешек, помогающих осмысливанию поставленных перед детьми задач и сознательному выполнению двигательных упражнений, самостоятельному их применению в различных ситуациях. Рассматривание иллюстраций или репродукций картин по теме Игровые задания на придумывание дальнейшего плана действий и подвижных игр по тематике занятия Практический метод, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движений в образной форме или с использованием элементов соревнования
Виды педагогической помощи - стимулирующая помощь (воздействие взрослого, направленное на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления затруднений); - эмоционально-регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого, одобряющие действия ребенка); - направляющая помощь (такая организация деятельности ребенка, при которой все компоненты осуществляются им самостоятельно, взрослый лишь направляет ориентировку ребенка); - организующая помощь (исполнительская часть деятельности осуществляется ребенком, а планирование и контроль - взрослым, причем планирование и контроль со стороны взрослого лишь указывают последовательность действий, а содержание каждого этапа работы, оценка правильности выполнения производятся самим ребенком); - обучающая помощь (т.е. обучение ребенка новому для него способу действия, показ или непосредственное указание, что и как надо делать).
Третье место по повышению двигательной активности отводится самостоятельной двигательной активности. Она дает широкий спектр для проявления их индивидуальных двигательных возможностей, а так же является важным источником активности ребенка.
Таким образом, в детских дошкольных учреждениях организация процесса физического воспитания детей дошкольного возраста должна быть направлена на решение одной из важнейших задач этого возраста - укрепление и сохранение здоровья ребенка непосредственно через активизацию двигательного потенциала каждого из них. И это возможно благодаря рациональному применению различных форм организаций двигательной активности детей в режиме дня детского дошкольного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Оптимизация двигательной активности детей раннего дошкольного возраста посредством физкультурно – игровой пространственной среды»
Через двигательную активность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы. Чем большим количеством разнообразных движений овл...
Семинар для воспитателей "Обеспечение дифференцированного подхода на физкультурных занятиях, как условие оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Данным материалом могут воспользоваться как воспитатели, так и старшие воспитатели при организации работы по здоровьесбережению детей в условиях детского сада....
Обеспечение дифференцированного подхода на физкультурных занятиях как условие оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста .
На современном этапе развития педагогической науки реализация дифференцированного подхода считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе старших дошкольников к обучени...
Кружковая работа Тема: «Степ - аэробика, как одно из оптимальных условий физического совершенствования ребенка и ее значение в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Дошкольный возраст - это период, когда закладывается фундамент здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребёнка, какие условия созданы ...
Консультация для родителей в рамках семейного клуба «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Подвижная игра оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. При проведении их на свежем воздухе оздоровительный эффект подвижных игр усиливается. В игре дети упражняются в самых ра...
Оптимизация двигательной активности детей среднего дошкольного возраста через реализацию проекта «Мой веселый звонкий мяч».
В настоящее время все чаще дети стали проводить свободное время около телевизора или компьютера. необходимо мотивировать детей заниматься физическими упражнениями, спортом. Самым доступным спортивным ...
Авторская педагогическая разработка, направленная на создание условий для физического развития и повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста «Вместе весело шагать!»
Серия целевых прогулок, походов и тематических экскурсий в природу для детей старшего дошкольного возраста...