Ленточный эспандер-терабенд.
проект по физкультуре (старшая группа)
Ленты эспандер (терабэнд) – спортивный тренажер, предназначенный для упражнений на развитие небольших групп мышц. Внешне очень схожа со скакалкой, но работает абсолютно по другому принципу. Основной целью данного оборудования является изменение самого принципа работы, усложнение повседневных упражнений, изменение работы мускулатуры, укрепление мышц всего тела, их глубокая проработка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lentochnyy_espander.docx | 45.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В ФГОС ДО сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, здоровья дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения является одной из важнейших задач. Физическое воспитание особенно важно в дошкольном возрасте, это один из ответственных этапов жизни ребёнка. Именно в этот период закладываются основы здоровья: умственного, нравственного и физического развития, формируется личность человека. В это время ребенок интенсивно растет, движения становятся его основной потребностью.
В нашем дошкольном учреждении одним из приоритетных направлений является физкультурно – оздоровительная работа с детьми, в которую входит: стимулирование двигательной активности детей в соответствии с индивидуальными возможностями здоровья,улучшение показателей физического развития, для подготовки к выполнению нормативов первой ступени ГТО, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Проблемы, с которыми сталкиваются сейчас педагоги, это резкое сокращение двигательной активности детей. Современный ребёнок, по мнению академика Амосова Н. М, сталкивается с тремя недугами цивилизации: накоплением отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием, гиподинамией.
Выявлено, что дети нашего региона испытывают «двигательный дефицит». Не секрет, что из-за плохой погоды, продолжительных морозов, короткого светового дня, дети вынуждены большую часть времени находится дома в связи, с чем возрастает потребность и интерес детей к просмотру телепередач, к компьютерным играм и др. Поэтому, дети много времени проводят в статичном положении. Это вызывает утомление определенных мышц, нарушение обмена веществ и энергии, ведёт к снижению сопротивляемости организма к изменяющимся внешним условиям, ухудшению здоровья. В связи с этим, именно у детей старшего дошкольного возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни.
Перед педагогами нашего ДОУ возникли вопросы: как найти интересное и эффективное средство (атрибут), которое позволит развить двигательную активность детей без существенных изменений образовательного пространства, будет легким в использовании при организации педагогами любых видов активной детской деятельности.
Особую значимость для ДОУ приобретает проведение альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности, которые учитывают особенности мотивов и потребностей дошкольников.
Ленты эспандер (терабэнд) – спортивный тренажер, предназначенный для упражнений на развитие небольших групп мышц. Внешне очень схожа со скакалкой, но работает абсолютно по другому принципу. Основной целью данного оборудования является изменение самого принципа работы, усложнение повседневных упражнений, изменение работы мускулатуры, укрепление мышц всего тела, их глубокая проработка. В результате таких занятий формируется мышечный корсет и повышается выносливость организма. Таким образом, в рамках данного направления мною разработан и реализуется проект на тему: «Ленточный эспандер как оптимальное средство развития физических качеств у старших дошкольников, способствующих, в том числе, к подготовке выполнения нормативов первой ступени ГТО»
Тема образовательного проекта | «Ленточный эспандер как оптимальное средство развития физических качеств у старших дошкольников, способствующих, в том числе, к подготовке выполнения нормативов первой ступени ГТО» |
Цель | Цель: разработка вариантов использования ленточного эспандера (терабэнд) как эффективного средства развитие физических качеств у старших дошкольников в специально организованной, совместной и самостоятельной деятельности детей, в том числе, для подготовки к сдаче норм ГТО |
Задачи | Образовательные
Развивающие
Воспитывающие
|
Принципы и подходы к формированию проекта | Принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками; тесную связь физического воспитания с формированием установок, навыков, способов и приёмов, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей; Принцип коммуникативности предполагает атмосферу доброжелательности и взаимопонимания, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья; создание условий для наиболее полного раскрытия личности ребёнка, максимального развития его способностей; Принцип концентрического (спиралевидного) обучения заключается в повторяемости выполнения усвоенных физических упражнений и познание нового на следующем этапе развития, т.к. в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы; Принцип систематичности эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм, во многом определяется системой и последовательностью, воздействующих нагрузочных требований; Принцип постепенности выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований; Принцип доступности предполагает, что нагрузочные требования соответствуют возможностям детей старшего дошкольного возраста, учитывается возраст, пол и уровень общей физической подготовки. |
Преимущество использования ленточного эспандера | Безопасность во время выполнения упражнений с эластичной лентой идет одновременно статическая и динамическая нагрузка по всей амплитуде движений. Поэтому тренировки с эспандером оказывают низкое воздействие на суставы и связки, что снижает вероятность травм и растяжений. Многофункциональность легка в применении и обеспечивает тренировку всему телу – это развитие мышечной силы, развитие гибкости, выносливости и растяжка всего тела. Адаптивность самостоятельная регулировка интенсивности сопротивления, усиливая или наоборот ослабевая натяжение. Доступность ленту - терабэнд можно отнести к одним из самых недорогих спортивных атрибутов. Легкость эластичная лента практически ничего не весит и легко переносится, ее можно взять с собой, если занятия проводятся на свежем воздухе. Компактность лента занимает мало места. Практичность эспандер легко обрабатывается. |
Механизм реализации проекта | Реализация проекта предполагается в течение одного года. 1.Подготовительный этап (сентябрь 2017г). - изучение нормативно-правовой документации, о необходимости укрепления и сохранения здоровья дошкольников, государственных требований к уровню физической подготовленности при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»; - изучение методической и специальной литературы по проблеме физического развития детей дошкольного возраста, использования инновационных фитнес методик в образовательной деятельности; - разработка системы физического развития старших дошкольников с целью развития физических качеств эластичной лентой эспандером (терабэнд); - анализ условий реализации проекта; - определение критериев оценки и способов мониторинга. 2. Диагностический этап (сентябрь 2017 г.) - изучение уровня физического развития детей старшего дошкольного возраста; - анализ индекса здоровья воспитанников дошкольного образовательного учреждения. 3.Проектная деятельность (сентябрь – октябрь 2017 г.) - отбор содержания игр и упражнений с использованием эластичной ленты эспандером (терабэнд); - систематизация и классификация игр и упражнений (5-го - 7-го года жизни) по акцентным задачам развития; 4. Внедрение педагогического проекта (октябрь – май 2017-2018 г.г.) - организация работы по реализации проекта; - организация преемственности в работе с воспитателями; 5. Аналитический (апрель – май 2018 г.) - мониторинг результатов реализации хода проекта; - анализ полученных данных, их систематизация, сопоставление с прогностическими результатами. |
Основания разработки проекта (документы и программно-методические материалы) | Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ); Приказ МС РФ №575 от 08.07.2014 "Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)"; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155) |
Участники проекта | Дети старшего дошкольного возраста, инструктор по физической культуре, воспитатели, родители. |
Срок реализации проекта | 2017– 2018 учебный год |
Планируемые результаты освоения проектной деятельности
- Увеличение количества воспитанников с высоким и средним уровнем физической подготовленности по основным физическим качествам: сила, выносливость, координация, равновесие, гибкость.
- Снижение заболеваемости.
- Повышение интереса к занятиям спортом.
- Высокий уровень развития физических качеств у детей составит 75 %.
- Будет обеспечено стабильное участие детей не менее 45% в городских спортивно-массовых мероприятиях.
Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по проекту
Педагогическая диагностика проводится два раза в год (в сентябре и мае).
Нормативы для сдачи ГТО.
Испытания (тесты) | Нормативы для сдачи ГТО | |||||
Пол | бронза | серебро | золото | |||
Прыжок в длину с места толчком двух ног (см) | М | 110 | 120 | 140 | ||
Д | 105 | 115 | 135 | |||
Бег челночный-3*10м (сек) | М | 10.3 | 10.0 | 9.2 | ||
Д | 10.6 | 10.4 | 9.5 | |||
Сгибание и разгибание в упоре лежа на полу | М | 7 | 10 | 17 | ||
Д | 4 | 6 | 11 | |||
Поднимание туловища из положения, лёжа на спине | М | 21 | 24 | 35 | ||
Д | 18 | 21 | 30 | |||
Наклон вперед из положения стоя | М | 1 | 3 | 7 | ||
Д | 3 | 5 | 9 |
Педагогический мониторинг определение качества развития физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.
Физические качества | Средства определения физических качеств | Нормативы | ||
Пол | 5- 6 лет | 6-7 лет | ||
Скорость | Бег на 30 м с низкого старта (сек) | М Д | 7,6 – 7,5 8,2 – 7,8 | 6,4 – 6,8 6,5 – 7,0 |
Выносливость | Бег на 300м с высокого старта | М Д | 1мин 55с 2мин | 1мин 40с 1мин 50с |
Скоростно-силовые качества | Прыжки в длину с места (см) | М Д | 101 - 140 100 - 130 | 113 - 150 114 - 140 |
Прыжки в длину с разбега (см) | М Д | 140 -167 135 - 153 | 225 - 240 203 - 220 | |
Прыжки в высоту с прямого разбега | М Д | 60 - 65 55 - 60 | 65 - 70 58 - 65 | |
Сила | Подтягивание на гимнастической перекладине (и.п. вис на руках, упор ногами в пол) | М Д | 6 - 8 5-7 | 10 – 15 раз 8 – 12 раз |
Подъём туловища из и.п. лёжа на спине | М Д | 15 - 25 10 - 20 | 26 - 30 25 - 28 | |
Ловкость | Бег челночный-3*10м (сек) | М Д | 11,0 - 10,4 11,1 - 10,5 | 9,6 - 9,0 9,7 - 9,0 |
Гибкость | Наклон туловища вперед из положения сидя | М Д | 10 - 8 12 - 10 | 12 - 10 15 - 11 |
Диагностические тесты подобраны с учетом:
- степени овладения детьми двигательными умениями и навыками, уровня освоения техники основных движений;
- развития основных физических качеств – силы, быстроты, гибкости, выносливости, координационных способностей;
Используется методика: Г. Лескова, Н. Ноткина (Ленинградский педагогический институт им. Герцена)
Схема образовательной деятельности
Проект состоит из трех взаимосвязанных модулей: целевого, процессуально - деятельностного и диагностико - результативного.
В основу проекта легли методические рекомендации Л.В. Яковлевой, Р.А. Юдиной, которые определяют развитие физических качеств у старших дошкольников, через использование игровых упражнений с элементами спорта. Для развития гибкости - игровые подражательные упражнения, для развития силовой выносливости – физические упражнения с различными атрибутами (скакалка, лента, фитбол мяч, набивные мячи, степ - платформы и др.)
При реализации проекта используются следующие технологии:
- Технология компетентностного и деятельностного подхода (Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев).
- Здоровьесберегающие технологии:
- физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, закаливания, организация прогулок и т.д)
- физкультминутки, динамические паузы
- дыхательная гимнастика
Проект предполагает использование следующих методов и приемов:
- Наглядно - зрительные: показ физических упражнений, использование наглядных пособий, компьютерных презентаций.
- Словесные: объяснение, пояснение о новом спортивном снаряде, беседа, вопросы к детям, словесная инструкция.
- Практические: повторение упражнения без изменения и с усложнением, проведение упражнений в игровой и соревновательной форме, применение сюжетных комплексов.
- Игровые: организация двигательной деятельности в соответствии с игровым сюжетом.
- Соревновательные: в играх, состязаниях для сопоставления сил участников, для высоких качественных и количественных показателей.
Модуль | Содержание модуля |
Целевой модуль | Развитие физических качеств у старших дошкольников, с использованием нетрадиционных средств (атрибутов) лентой эспандером (терабенд) |
Процессуально-деятельностный модуль | Этапы работы 1. Подготовительный этап – повышение интереса у старших дошкольников к ленте эспандер. Методы: вопросы теоретического и практического характера: ознакомления детей с правилами поведения в спортивном зале, а также с правилами безопасного использования спортивных снарядов, тренажеров и физкультурных пособий; наглядно-словесные (беседа, объяснение, рассматривание иллюстраций, демонстрация ленты (терабенд)). Способствовать адаптации оборудования: знакомство с ленточным эспандером (рассматривание, ощупывание, растягивание эспандера, прижимание ленты эспандера к полу стопой ноги, приемам завязывания ленты эспандера) 2.Основной этап – направлен на закрепление и активное применение приобретенных ранее двигательных умений и навыков, обучение старших дошкольников упражнений с лентой эспандер, как средство развития физических качеств: силы, гибкости, быстроты, активизацию двигательной деятельности детей, создание положительно –эмоционального настроя детей при проведении физкультурных занятий. Методы: подводящие упражнения со скакалкой, игровые, составление комплекса упражнений с лентой терабэнд, проблемно-поисковые, разработка подвижных игр с лентой эспандером, продуктивные (игровые и проблемные ситуации, широкое использование применение нестандартных заданий и игр), формирование устойчивого навыка выполнения различных действий с нестандартным оборудованием: ленточным эспандерам плавное сжатие резинового эспандера в различных положениях рук, ног, корпуса. Работа с родителями: домашнее задание, презентации, рекомендации, советы, индивидуальные беседы, мастер класс «Сделай сам!», спортивные праздники, развлечения и т.д. 3. Заключительный этап - участие старших дошкольников в соревнованиях между сверстниками других групп внутри ДОУ «Сдай ГТО». Последовательность: поэтапная реализация данного модуля. |
Диагностико-результативный модуль | Результат: умение владеть лентой эспандером, совершенствовать навык выполнения упражнений с лентой интереса к конкретной деятельности, а также перенос этой способности на другие виды деятельности. Диагностические методы: диагностические задания и упражнения. |
Проект состоит из трех взаимосвязанных блоков: работа с детьми, воспитателями и родителями.
- Блок. Взаимодействие с детьми:
- приобщение к здоровому образу жизни
- подготовка старших дошкольников к сдаче ГТО
- организация образовательной, совместной, самостоятельной деятельности в игровой форме с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей;
- организация и проведение утренних гимнастик, динамических пауз, подвижных игр с использованием лент – эспандера (терабэнд);
- проведение физкультурных досугов, спортивных праздников, развлечений с использованием лент – эспандера (терабэнд).
2 блок. Взаимодействие с родителями
- повышение педагогической компетентности по вопросам физического развития детей через организацию разнообразных форм работы;
- приобщение к здоровому образу жизни;
- организация практических семинаров по работе с новым атрибутом лентой – эспандером (терабэнд) и возможностями применения эспандера в домашних условиях.
3 блок. Работа с педагогами
- взаимодействие воспитателя с инструктором по физической культуре при проведении образовательной деятельности, организация утренних гимнастик, динамических пауз с использованием нестандартного оборудования;
- организации совместной, самостоятельной двигательной деятельности детей;
- планирование индивидуальной работы.
Взаимодействие педагога с воспитанниками старшего дошкольного возраста
Работа по реализации проекта осуществлялась в специально организованной, совместной и самостоятельной деятельности.
Во время выполнения упражнений с ленточными эспандерами (терабэнд) соблюдаются следующие правила:
- Необходимо следить за правильным положением тела, при выполнении движений и после завершения. Выполнять упражнение плавно и следить за техникой движений.
- В исходном положении, перед началом каждого упражнения, лента должна быть натянута. Это в первую очередь, необходимо для защиты суставов.
- При занятии с лентой не должно быть болевых ощущений.
На первом этапе повышали интерес к ленточному экспандеру через рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, видео, практические действия. Знакомство с ленточным эспандером: рассматривание, ощупывание, растягивание эспандера, прижимание ленты эспандера к полу стопой ноги, приемам завязывания ленты эспандера, использование дидактических игр: «Чудо лента», «Физкультурное оборудование», «Четвертый лишний» и др.
На этом этапе включаем ленточный эспандер в ОРУ (основные развивающие упражнения) постепенно повышая нагрузку с 3 до 6 упражнений. На всем протяжении занятия нагрузка не должна восприниматься как тяжелая, все движения должны выполняться с удовольствием.
На втором этапе выполняли упражнения с лентой эспандером во время утренних гимнастик, включали в водную часть образовательной деятельности, затем в основную и заключительную. В группах проводились динамические паузы с облегченной моделью ленты, адоптировали подвижные игры с применением терабэнда и т.д. Использовали ленты в различных спортивных мероприятиях (игры - эстафеты «Золотая осень», «Веселые старты», игры - забавы, подвижные игры, спортивные игры, соревновательные командные игры и др.), включали ленты в режимные моменты: гимнастику после сна, самостоятельную игровую деятельность детей.
На третьем этапе придумывание детьми своих физических упражнений с лентой для овладения основными движениями, проведение физкультурных развлечений: «Мы со спортом дружим», «В здоровом теле, здоровый дух», спортивных праздников: «Как царь горох себе дружину собирал», организация массовых музыкальных утренних гимнастик в рамках проведения «Нескучной недели здоровья».
ыкально-физкультурный
праздник мужественности и отваги
с участие пап «Как царь Горох
себе дружину собирал
Музыкально-физкультурный
праздник мужественности и отваги
с участие пап «Как царь Горох
себе дружину собирал
Музыкально-физкультурный
праздник мужественности и отваги
с участие пап «Как царь Горох
себе дружину собирал
Список литературы
№ п/п | Перечень используемой литературы |
1 | «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155. |
2 | Борисова, М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения / М.М. Борисова. – М.: Мозаика – Пресс, 2016. - 48 с. |
3 | Вареник, Е.Н. Физкультурно - оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет / Е.Н. Вареник. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с. |
4 | Муравьев, В.А., Воспитание физических качеств детей дошкольного возраста / В.А. Муравьев, Н.Н. Назарова. – М.: Айрис-пресс, 2004. -112 с. |
5 | Пензулаева, Л.И. Физическая культура в детском саду саду: средняя группа/ Л.И. Пензулаева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016. – 112 с. |
6 | Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду/ М.А. Рунова. - М.: Мозаика – Синтез, 2000. – 256 с. |
7 | Сайкина, Е.Г. Физкульт - привет минуткам и паузам / Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005. – 122 с. |
8 | Яковлева, Л.Я. Оценка уровня развития физических качеств у старших дошкольников /Л.В.Яковлева, Р.А.Юдина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 320 с. |
9 | Сайт Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Северяночка» с. Горки Шурышкарского района [электронный ресурс]. – Ресурс доступа: URL: http://горки-северяночка.рф/gto-dlya-doshkolnikov |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Ленточный театр на запястье"
В презентации показана последовательность создания кукол из атласных лент на запястье. ...
Ленточный планшет
Цель: развитие мелкой мускулатуры рук...
Ленточный эспандер как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации образовательной области «Физическое развитие» .
Творческая работа : Ленточный эспандер как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации образовательной области «Физическое развитие» ....
Конспект интегрированного занятия по лепке «Корзина с грибами» (лепка корзины из пластилина ленточным способом).
Конспект интегрированного занятия по лепке«Корзина с грибами».(лепка корзины из пластилина ленточным способом)Ход занятияВоспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на прогулк...
Сценарий образовательной деятельности по лепке "Кружка ленточным способом" (Старшая группа,5-6 лет )
Цель: Использование ленточного способа лепки в процессе создания посуды.Программное содержание:Обучающие задачи: 1. Учить создавать из пластилина конструкцию цилиндрической формы, ленточным способом.2...
Ленточное шоу
7 февраля девочки и мальчики повеселились на "Ленточном шоу".Весёлая Розочка поиграла с ребятами в игры с разноцветными лентами, волшебным парашютом и разноцветным дождиком....
Мастер - класс по вязанию на спицах из ленточной пряжи "Фантазийный шарфик"
Вязание на спицах распространенный вид прикладного исскуства, актуального и в наши дни. В нашем детском саду был проведен мастер - класс для родителей и воспитателей....