Хатха-Йога для дошколят
рабочая программа по физкультуре (подготовительная группа)

Миршавка Инна Ниязовна

Программа кружка по Хатха-Йоге для детей подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yoga_novaya.doc372 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Морозкинская ООШ»

Хатха – йога  для дошколят

Программа кружка для работы с детьми

дошкольного возраста.

Срок реализации программы – 2 года.

Автор: Миршавка И.Н.

воспитатель

 

Троицкий р-он

п. Морозкино

2015

Пояснительная записка.

Все лучшее, что есть  в нашем обществе оно стремиться отдать детям.  Сегодня  они  составляют  почти треть  населения Земли, и забота  об  их  будущем является  одной  из основных  задач  государства.

        Здоровье детей – это будущее страны. Однако здоровья не существует  само по себе,  его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать. В современном мире,  при  такой экологии и социальных условиях  неуклонно  уменьшается  число  здоровых детей,  растет число детей,  страдающих заболеванием  сердечно сосудистой системы,  органов  чувств и опорно-двигательного  аппарата.

        Проведя в нашем  детском саду  медицинский  осмотр  и выявив большое количество  детей, имеющих нарушение  осанки,  уплощение стопы, плоскостопие (количество  детей с этим  диагнозом увеличивалось  год от года). Мы искали  пути работы по профилактике  и коррекции осанки  и плоскостопия и решили обратиться  к Хатха-йоге.

Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. 

Что такое детская йога?
Йога - древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем организма, повышает тонус, стабилизирует пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум. 

Хатха-йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.
Детская йога - это комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного роста и развития детей. 
Большинство упражнений, выполняемых детьми, лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы.
Асаны - позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости.
Пранаямы - дыхательные упражнения.

                  Занятие хатха-йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.

         Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей.  Улучшается кровообращение,  нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается  усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается  гибкость, улучшается осанка.

         Большинство упражнений в хатха-йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).

 Хатха-йога проводится на основе взаимного доверия, понимания и интереса, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей.

         Главная задача оздоровительной гимнастики: формирование навыков здорового образа жизни и  укрепления здоровья детей.

Цель программы: Научить детей заботиться о своём здоровье с помощью специальных упражнений и правил индивидуального поведения, направленных на поддержание чистоты тела. Формировать потребность в ЗОЖ.

Задачи программы:

  1. Совершенствование психических процессов.
  2. Познание своего характера, укрепление воли.
  3. Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами.
  4. Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.
  5. Духовное обогащение: учить быть чистоплотным внешне и внутренне, терпеливым, спокойным, весёлым, не причинять вреда другим.
  6. Формирование осанки.
  7. Развитие  потребности в здоровом образе жизни.  
  8. Создание эмоционального благополучия.

Прогнозируемые результаты

1. Повышение уровня физического, психического здоровья детей.

 2. Снижение количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни.

3. Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия.

4. Усвоение программы.

5. Нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики.

6. Положительный результат темпов прироста физических качеств.

7. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.

Краткая характеристика структуры программы.

         

         Программа составлена для работы с детьми старшего и подготовительного к школе дошкольного возраста (с сентября по май месяц).

         Курс хатха-йоги рассчитан на девять месяцев и включает пятнадцать сменяющихся учебных комплексов, а так же беседы о здоровом образе жизни. Занятия проводятся два раза в неделю от 15 до 45 минут. Общее количество 74 часа в год.

Требования к условиям проведения занятий.

         1. Место 

         Для занятий нужно выбрать ровную, твёрдую поверхность, лучше на полу, застеленном ковриком. Место занятия должно быть хорошо проветренным, температура не ниже + 17.

         2. Одежда 

         Должна быть лёгкой, не стеснять движений и хорошо пропускать воздух. Можно заниматься без майки и босиком.

         3. Время 

         Гимнастикой хатха-йога можно заниматься утром перед завтраком, вечером или днём перед едой. Занятия увеличивать постепенно по времени от 15  до 45 минут.

         

Структура занятий с детьми.

         Основу занятий составили комплексы из статических упражнений и упражнений на растяжку. Каждое занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.

 Подготовительная часть: Подготовить организм к занятию, настроить детей на хорошее, доброе. Разогреть  суставы.

         В подготовительную часть включаются разминки с упражнениями на растяжку, подвижность суставов, само массажи. В разминку включаются динамические упражнения. Разминка выполняется с умеренной нагрузкой. После разминки  - отдых, настрой на хорошее. Необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание. Настраиваться на дальнейшую работу нужную и полезную для здоровья.

Основная часть: Вначале разучивается комплекс статистических упражнений, в котором уделяется внимание каждому движению, при выполнении позы. Выполнять позу правильно, но без напряжения. Позу держать рекомендованное время. Дыхание свободное, спокойное, ровное. Предложить ребёнку представить мысленно, на кого похожа поза – на животное,  птицу или предмет. Это придаёт эмоциональный настрой и поможет ребёнку быстрей освоить позу.

Заключительная часть: Основная задача части научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние. Поэтому последние физические упражнения (поза) в хатха-йоге –  упражнения на расслабление. Самое удобное положение для расслабления – лёжа на спине. Можно расслабляться и сидя (поза кучера). Чтобы достичь полного отдыха, мышечного расслабления, необходимо концентрировать внимание на спокойном дыхании. На  медленном выдохе, расслаблять мышцы всего тела. Важен этап выхода из расслабления: спокойно сделать вдох и выдох полным дыханием, пальцы соединить в замок и поднять над головой, хорошо потянуться всем телом, опустить руки, спокойно сесть, вытянув ноги и снова потянуться. Улыбнуться, мысленно пожелать всем здоровья, хорошего настроения, добра и радости.

Методическое обеспечение программы:        

Занятия по данной программе состоят из практической деятельности детей.

Работа с родителями:

1. Установка на совместную работу родителей с воспитателем.

2. Консультации, круглые столы, инд. беседы, семинары, мастер-классы.

3. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

4. День открытых дверей, организация совместных дел.

5. Повышение внимания родителей к вопросам здоровья, питания, рациональной двигательной активности.

     

Учебный план.

Первый год обучения.

Цель: Знакомство с историей йоги, возможностями своего тела. Развитие интереса детей к йоге и желания заботиться о своем теле. Знакомство с возможностями тела. Формирование правильной осанки, гибкости тела и развитие мышечной силы, координации и пластики движения тела. Воспитание осмысленного отношения к собственному здоровью.

  1.     Научить детей заботиться о своем здоровье, правильно и красиво выполнять упражнения  комплексов.

2.     Совершенствовать основные виды движения.

3.     Выработать правильную осанку, развивать опорно-двигательный аппарат.

4.     Учить правильному дыханию, уметь расслабляться, сосредотачиваться, контролировать свои эмоции.

5.     Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание заниматься физическими упражнениями.

Ожидаемый результат.

По окончании 1-го года обучения дети должны знать:  

-значение гимнастики в укреплении здоровья,

-принципы правильного дыхания при выполнении упражнений;

Уметь:

-  сохранять положение правильной осанки в детском саду и дома с напоминаниями взрослых,  

-выполнять асаны в исходном положении сидя, лёжа ,стоя на координацию движений, профилактику плоскостопия,  

-соблюдать правила безопасности на занятии,

-  проверять осанку у стены.

Основные разделы:

  1. Знакомство с йогой

-Мониторинг

- Что такое йога

-Йога и наше тело

  1. Йога в сказках

-Знакомство с асанами йоги

-Гармонизирующие комплексы

  1. Йога и мир вокруг нас

-Гармония вокруг нас

-Я и природа

-Я и мои друзья

Второй год обучения.

Цель: Учить правильно выполнять дыхательные упражнения и упражнения на расслабление, самомассаж; Самостоятельно выполнять игры-тренинги на приобретение навыков общения, наблюдательности, внимания, самостоятельности, фантазии, активности

       Научить детей осознанно заботиться о своем здоровье, терпеливо и добросовестно выполнять все упражнения  комплексов.

2.       Развивать мышечный корсет, укрепить опорно-двигательный аппарат.

3.       Дать знания о сердечнососудистой системе человека. Адаптация к физическим нагрузкам с учетом пола и возраста ребенка.

4.       Воспитывать любовь к физической культуре, самостоятельно выполнять упражнения дома, умение радоваться успехам.

5.       Формирование новых двигательных навыков.

Ожидаемый результат:

Основные разделы:

  1. Будь здоров!

-Возможности нашего организма.

-Асаны в движении.

  1. Правильное дыхание йогов.

-Нос наш «пылесос».

-Глубокое дыхание.

  1. Мудры.

-Что такое мудры?

-Игры в «Пиктограммы»

Воспитательная работа:

- Экскурсии в лес

- Показательные выступления перед родителями

- Пока презентации о здоровье.

Учебно-тематический план

Название тем, разделов

Общее кол-во часов

Формы аттестации/ контроля

1

Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б.

2

Беседа

2

Диагностика

4

Педнаблюдение

3

Комплекс 1

3

Педнаблюдение

4

Классическое.

2

Педнаблюдение

5

Двигательный рассказ «В лесу».

2

Педнаблюдение

6

Комплекс №2

3

Педнаблюдение

7

Сюжетно-игровое «Котята».

2

Педнаблюдение

8

Классическое.

2

Педнаблюдение

9

Комплекс №3

3

Педнаблюдение

10

Сюжетно-игровое «Морское царство».

2

Педнаблюдение

11

Классическое.

2

Педнаблюдение

12

Комплекс №4

3

Педнаблюдение

13

Образно – игровое занятие

2

Педнаблюдение

14

Сюжетно-игровое занятие «В цирке»

2

Педнаблюдение

15

Комплекс №5

3

Педнаблюдение

16

Двигательный рассказ «У всех своя зарядка

2

Педнаблюдение

17

Классическое занятие

2

Педнаблюдение

18

Образно – игровое «Военные на  учении»

2

Педнаблюдение

19

Комплекс №6

3

Педнаблюдение

20

Сюжетно – игровое «Мамины помощники»

2

Педнаблюдение

21

Сюжетно – игровое «Кто-то в гости к нам спешит»

2

Педнаблюдение

22

Комплекс №7

3

Педнаблюдение

23

Путешествие по весеннему лесу.

2

Педнаблюдение

24

Комплекс №8

3

Педнаблюдение

25

«Будь здоров»

2

Педнаблюдение

26

Комплекс №9

3

Педнаблюдение

27

«Прогулка в джунглях».

2

Педнаблюдение

28

Классическое

2

Педнаблюдение

29

Культурно-воспитательные мероприятия

7

Беседа, викторины, выступления на родительских собраниях, экскурсии в лес

Итого

74

Содержание изучаемого курса

№ п/п

Тема, задачи

Краткое содержание

1

Комплекс 1

Развивать у детей двигательные умения и навыки; сохранять и сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов; развивать у детей умения чувствовать свое тело во время движений; развивать умение быть организованными,

Встреча «Круг дружбы»

Настройтесь на занятие.

Разминка.

Комплекс статических упражнений:

- Поза зародыша

- Поза угла

- Поза мостика

- Поза ребенка

-Поза кошки (доброй, сердитой, ласковой)

- Поза бриллианта (вариант 1)

- Поза горы

Массаж «Взяли ушки за макушки.»

Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц)

- асан кобра

- голова к ногам

- асан всадник

- поза дерево (равновесие)

Дыхательные упражнения «Задержка дыхания», Гимнастика для глаз «Вращение глаз»

Релаксационная гимнастика «Надуй шарик».

Игры - «Пустое место»

2

Классическое.

 Знакомить детей с упражнениями-асанами Хатха-йоги: тадасана, пальма, дерево, почечный насос,мельница, алмаз, гора, ребенок, газовая поза, мостик, змея, крокодил. Формировать и развивать резервные возможности организма, укреплять иммунитет, развивать мышцы, обеспечивать эмоциональную разрядку.

Оборудование. Камушки, мешочки с песком, индивидуальные коврики.

Разминка.

-Ходьба по камушкам;

-Бег с поднятием колен, с захлестыванием ног назад;

-Ходьба с подъемом рук на вдохе («радуга»);

-Ходьба на наружных и внутренних краях стоп.

Дыхательная гимнастика.

(На горку – вдох, спуск – выдох)

Гармонизирующий комплекс.

Диафрагмальное дыхание.

-Тадасана;

-Пальма;

-Дерево;

-Почечный насос;

-Мельница;

-Алмаз;

-Гора;

-Ребенок;

-Газовая поза;

-Мостик;

-Змея;        

-Крокодил;

Релаксация «Шарик»

Слушание мелодии Поля Мориа «Токата»

3

Двигательный рассказ «В лесу».

Знакомить детей с упражнениями-асанами Хатха-йоги: бабочка, полуберезка, змея, озеро, рыба. Формировать правильную осанку. Сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов. Учить детей чувствовать свое тело во время движений. Развивать умение  быть организованным, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Оборудование. Аудиозапись «Звуки леса». Следы, массажные коврики, ребристая доска, гимнастическая скамья, камушки, индивидуальные коврики.  

Разминка.

Психогимнастика «Туристы»

-Корригирующая ходьба по следам, массажному коврику, ребристой доске, камешкам, веточкам, по гимнастической скамье.

Гармонизирующий комплекс.

-Гимнастика для глаз «Жук»;

-Дерево;

-Бабочка;

-Полуберезка;

-Змея;

-Озеро;

-Рыба;        

-Релаксация «Лентяй»;

-Подвижная игра «У медведя»

 Дыхательная гимнастика «Ежик».

-Релаксация  «Звуки леса».

Чтение и обсуждение рассказа «Лесная сказка».

        

4

Комплекс №2

Закреплять название основных асанов,  умение детей выполнять асаны на равновесие. Совершенствовать навык правильно дышать, сочетая дыхание и движение.

Встреча «Круг дружбы»

«Настройтесь на занятие». Разминка.

Самомассаж «Разминаем шею»

Комплекс статических упражнений:

- Поза дерева (вариант 1)

- Поза бриллианта (вариант 1)

- Поза льва

- Божественная поза

- Головоколенная поза (вариант 1)

- Поза змеи

- Поза прямого угла

Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц)

- асан мостик

- асан крокодил

- асан бабочка

- асаан благого война

Дыхательные упражнения животом.

Гимнастика для глаз - Перемещения глаз вправо-влево, вниз - вверх и по диагоналям

Релаксационная гимнастика - Движение руками «Лыжник»

Йога – игра «Прыгающие кролики»

5

Сюжетно-игровое «Котята».

Цель. Продолжать знакомить детей с упражнениями-асанами Хатха-йоги: тадасана, алмаз, гора, ребенок, газовая поза. Познакомить с новыми асанами: кошечка добрая, кошечка сердитая, кошечка ласковая, божественная поза. Формировать первичные навыки здорового образа жизни – соблюдение режима дня. Закрепить выполнение циклических упражнений: бег, ходьба, прыжки, ползание на четвереньках, спрыгивание с высоты, подлезание в группировке под дугу, лазанье по гимнастической стенке. Вызвать у детей положительный настрой.

 Оборудование. Красочные мячи, дуги, гимнастические скамейки, индивидуальные коврики.  

Загадывание загадки о кошке.

Разминка в стихах.

- Ребенок;

-Палки;

Гармонизирующий комплекс.

-Кошечка добрая;

-Кошечка сердитая;

-Кошечка ласковая;

-Газовая поза (в динамике);

-Божественная поза;

-Тадасана;

-Алмаз;

-Самомассаж.

-Игра «Кошки-мышки»(2-3 раза)

-Дыхательная гимнастика.

-Расслабление «Стульчик»

Рассматривание иллюстраций о кошке.

        

6

Классическое.

 Закреплять асаны: тадасана, пальма, дерево, почечный насос, мельница, гора, ребенок, алмаз, кошечка добрая, кошечка сердитая, кошечка ласковая, мостик. Познакомить с новыми асанами: солнечная поза, вирасана, уголок, велосипед, ножницы, трость, кобра, лук. Развивать гибкость позвоночника,б подвижность суставов, эластичность связок, сухожилий, укреплять мышечный корсет. Развивать положительные эмоции.

Оборудование. Индивидуальные коврики.  

Разминка.

1.Ходьба на носках, пятках, внутренних и внешних  сторонах стоп.

2.Бег с изменением направления: змейкой, по диагонали.

3.Ходьба с подъемом рук на вдохе.

Гармонизирующий комплекс.

-Тадасана;

-Активизация ладоней.

-Солнечная поза;

-Энергетический массаж.

-Пальма;

-Дерево;

-Тадасана;

-Махи кистями;

-Почечный насос;

-Мельница;

-Дерево 2;

-Гора;

-Ребенок;

-Божественная поза;

-Поза герой 1;

-Кошечка добрая;

-Кошечка сердитая;

-Кошечка ласковая;

-Уголок;

Динамические упражнения «Велосипед» и «Ножницы».

- Мостик;

-Трость;

-Змея;

-Кобра;

-Лук;

Расслабление: «Шавасана

Слушание сказки «О дочери Грома и Тучи».

7

Комплекс №3

Закреплять названия основных асан. Развивать выносливость, привычку сохранять правильную осанку.

Встреча «Круг дружбы»

«Настройтесь на занятие». Разминка.

Комплекс статических упражнений:

- Поза дерева (вариант 1)

- Поза бриллианта (вариант 1)

- Поза льва

- Божественная поза

- Головоколенная поза (вариант 1)

- Поза змеи

- Поза прямого угла

Энергетический массаж. Помассировать ладонями голову, шею, руки, спину и ноги.

Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц)

- асан мах

- сан рыбка

- асан голова к ногам

- асан всадник

Дыхательные упражнения и игры - Расширение грудной клетки

Гимнастика для глаз - «Рисуем» восьмерки»

Релаксационная гимнастика - Наклоны головы к плечам.

Игры - «Изобрази позу по имени»

Дыхание очистительное – «царапание»

8

Сюжетно-игровое «Морское царство».

Цель. Знакомить детей с упражнениями-асанами Хатха-йоги: винт, герой, звезда, лодка, гребец. Закрепить асаны: озеро, рыба, бабочка. Учить выполнять конкретные движения; укреплять мышечный корсет. Учить детей дышать через нос, осуществляя профилактику верхних дыхательных путей, улучшать функции дыхательной системы.

Оборудование. Набивные цилиндры, палочки, камушки, дощечки, 2-3 гимнастические скамейки, массажным коврикам, канат,  индивидуальные коврики.  

Закрепить: «Озеро», «Рыба», «Бабочка».

Познакомить «Винт», «Герой», «Звезда», «Лодка», «Гребец».

Укреплять мышечный корсет.

Дышать через нос, осуществляя профилактику верхних дыхательных путей.

Улучшать функции дыхательной системы.

Разминка.

Дыхательное упражнение с задержкой дыхания.

Путешествие по морскому дну;

 -Ходьба по камушкам, палочкам, массажным коврикам;

-Перешагивание через набивные цилиндры, с дощечки на дощечку приставным шагом.

Гармонизирующий комплекс.

Релаксация «Кораблик».

- Лодка;

-Винт;

-Солнечная поза;

-Герой;

-Игра «Зеркало»;

-Морская звезда;

-Озеро;

-Гребец;

-Бабочка;

-Золотая рыбка;

Подвижная игра «Рыбаки и сети».

Релаксация «Сон на берегу моря»

Слушание симфонической поэмы «Море» К. Дебюсси.

9

Классическое.

продолжать знакомить детей с осаннами хатхи – йоги: уголок,                  головоколенная поза, Ашвини Мудра, рыба, Супта – Вирасана, полусвеча, свеча, плуг, рыба II вариант, мостик, кузнечик.

Закреплять знакомые позы: Тадасана, поза молитва, солнечная поза,пальма, поза сеятель, почечный насос, поза мельница, дерево, бабочка.   Развивать гибкость позвоночника, улучшать координацию движений,

пространственные представления, активизировать работу внутренних органов, тренировать вестибулярный аппарат.

 Продолжать обучать правильному дыханию, навыкам релаксации.

Материал: индивидуальные подстилки – коврики, ребристая доска, камушки, мокрый песок.

Разминка.

1.Ходьба по ребристой доске, камушкам, мокрому песку, бег с захлестыванием ног назад, с поднятием колен, с подъемом рук на вдохе.

2.Вис на гимнастической стенке спиной к стене с поднятием ног.

3.Дыхательные упражнения для укрепления нервной системы.

Гармонизирующий комплекс.

-Молитва;

Активизация ладоней.

- Солнечная поза;

Энергетический массаж.

-Пальма;

-Сеятель;

-Махи кистями.;

-Наклоны туловища;

- Почечный насос;

-Мельница;

-Дерево;

-Дадасана;

-Гребец;

-Бабочка;

-Уголок;

-Головоприклонная;

-Ашвини мудра;

-Рыба;

-Супта –вирасана;

-Полусвеча;

-Плуг;

-Рыба 2;

-Мостик;

-Кузнечик

 Расслабление: «Шавасана»

  Слушание произведения Францика Гойя «Ностальгия».        

10

Комплекс №4

Развивать умение выполнять движения осознанно, ловко, красиво;

Сохранять правильную осанку; Развивать координацию движений, выдержку, настойчивость в достижении результатов.

Приветствие «Улыбнитесь, потянитесь»

«Настройтесь на занятие». Разминка.

Самомассаж - Растирание ладони

Комплекс статических упражнений:

- Упражнение в позе лотоса:

удобная поза;

поза полулотоса;

поза лотоса.

Переменное дыхание, или раздельное продувание - Раздельно продувание (пранаям) «Окно и дверь»

Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц)

- поза солнца в положении стоя

- черепашья растяжка

- поза младенца

Дыхательные упражнения - Дыхание животом

Гимнастика для глаз - «Мой веселый звонкий мяч»

Релаксационная гимнастика - 1. «Потянулись».

2. «Растишка».

Беседа на тему «Свежий воздух»

Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания - «Противоположности»

11

Образно – игровое занятие. Закреплять асаны:  «Верблюд», «Заяц», «Крокодил», «Кобра», «Рыбка», «Бабочка».

Познакомить: «Кузнечик», «Орел», «Аист».

Развивать внимание, воображение, мимику, жесты, пантомимику, тренировать вестибулярный аппарат

Разминка в стихах.

Гармонизирующий комплекс.

Выполнение асан после загадывания загадок:

-Заяц;

-Верблюд;

-Черепаха;

-Бабочка;

-Кузнечик;

-Крокодил;

-Рыбка;

-Орел;

-Аист;

Очищающее дыхание: имитация звуков животных.

Релаксация «Лентяй».

Игра «Зоопарк».

Просмотр иллюстраций о животных.

12

Сюжетно-игровое занятие «В цирке» Способствовать выполнению знакомых упражнений легко, с равномерным дыханием, сосредоточить внимание  на выполнении конкретных движений. Воспитывать привычку сохранять правильную осанку. Продолжать учить детей дышать через нос.

Разминка в стихах.

Гармонизирующий комплекс.

-Кошечка добрая;

-Кошечка сердитая;

-Кошечка ласковая;

-Солнечная поза;

-Березка;

-Мостик;

-Кувырок вперед.;

-Кобра;

-Тадасана;

-Дерево-1;

-Воин;

-Алмаз-2;

Расслабление «Любопытная Варвара».

Подвижная игра «Острова»

Инсценировка стихотворения «Подарки».

13

Комплекс №5

Познакомить с новыми вариантами выполнения основных асанов.

Развивать мелкую моторику рук. Закреплять навыки массажа.

Развивать гибкость

Встреча «Улыбнитесь, потянитесь»

«Настройтесь на занятие». Разминка.

Самомассаж «Человечки»

Комплекс статических упражнений:

-Поза дерева (вариант 1)

- Поза дерева (вариант 2)

- Поза бегуна        

- Поза аиста

- Поза бриллианта (вариант 2)

- Поза ребенка

- Поза верблюда

- Совершенная поза

- Головоколенная поза

Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц)

- асан стул

- Продольный силовой выпад стоя

- асан лягушка

- асан бабочка (сидя)

- асан тюлень

Дыхательные упражнения - Одна ноздря

Гимнастика для глаз - Елка

Релаксационная гимнастика

Беседа «Полезная пища», «Расскажи, что ты ешь»

Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания – «Не зевай»

14

Двигательный рассказ «У всех своя зарядка Учить детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки и асаны в игровых ситуациях, уметь изображать ситуацию, описанную в тексте.

Разминка в стихах Гармонизирующий комплекс.

-Ласточка;

-Кролик;

-Солнечная поза;

-Кошечка добра;

-Кошечка сердитая;

-Кошечка ласковая;

-Поза орла.

-Расслабление «Мишка».

-Самомассаж «Хомка».

-Подвижная игра «День и ночь».

- Дыхательное упражнение «Часики»

- Расслабление: поза покоя.

15

Классическое занятие. Познакомить детей с новыми позами: «Благородного человека», «Замок», «Трость». Закрепить выполнение знакомых асан: «Солнечная поза», «Пальма», «Алмаз», «Божественная поза», «Гора», «Ребенок», «Полуверблюд», «Черепаха», «Кошечка добрая», «Кошечка сердитая», «Лодочка», «Газовая поза», «Рыба», «Мостик», «Змея», «Кобра», «Крокодил».

Развивать морально – волевые качества, выдержку, настойчивость в достижении результатов; учить сохранять правильную осанку; выполнять движения осознанно, ловко, красиво.

Разминка.

Релаксация «Здравствуй солнце»

Гармонизирующий комплекс.

-Поза  «Тадасана»;  

-Божественная поза;

-Солнечная;

-Поза аист;

-Поза благородного человека;

-Алмаз;

-Ребенок;

-Кошечка добрая;

-Кошечка сердитая;

-Газовая;

-Мостик;

-Крокодил;

-Алмаз;

-Гора;

-Замок;

-Трость;

-Полуверблюд;

-Пальма;

-Черепаха;

Расслабление: поза «Шавасана» с полным дыхание йогов

Слушание сказки «Про кляксу»

16

Образно – игровое «Военные на  учении» В игровой форме закреплять умение правильно выполнять знакомые асаны «Тадасана», «Дерево», «Пальма», «Газовая поза» в динамике, «Мостик», «Крокодил», «Дерево 2», «Герой», «Лук», «Уголок», «Головоколенная»,

Познакомить с асанами «Треугольник», «Бегун», «Воин».

Продолжать работу по развитию физических качеств; способствовать выработке выносливости и силы во время выполнения упражнений, особое внимание обратить на дыхание.

Разминка в стихах

-Ходьба приставным шагом, перешагивание лесенки положенной на пол;

-Игра «Переправа»

-Ходьба по скамейке с мешочком на голове;

-Ползание с мешочком на спине

Гармонизирующий комплекс.

-Лодка;

-Гребец;

-Крокодил;

-Бегун;

-Воин;

-Герой;

-Мостик;

-Газовая;

-Лук;        

-Тадасана;

-Дерево;

-Пальма;

-Треугольник.

Дыхательное упражнение «Ныряние под воду».

Релаксация «Штанга»

Рассматривание иллюстраций «Наши защитники Отечества»

17

Комплекс №6

Развивать гибкость  позвоночника, приводить в тонус мышцы.

Познакомить с новым упражнением на дыхание.

Развивать равновесие.

Встреча «Улыбнитесь, потянитесь!»

«Настройтесь на занятие». Разминка.

Самомассаж лица для детей в стихах «Нос, умойся!»

Комплекс статических упражнений:

- Поза дерева (вариант 1)

- Поза дерева (вариант 2)

- Поза скручивания

- Поза березки

- Поза мостика

- Поза бумеранга

- Головоколенная поза

- Поза лотоса

Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц)

- асан кобра

- поза свернутого листа

- поза саранчи

- асан лук

- поза дерева (равновесие)

Дыхательные упражнения - «Сильные руки»

Гимнастика для глаз - Бабочка

Релаксационная гимнастика - Аист

Беседа «Что делать, когда начинается насморк?»

Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания - «Изобрази позу по имени»

18

Сюжетно – игровое «Мамины помощники» Продолжать совершенствовать движения по Хатха– йоге, учить детей при этом выражать свои эмоции, управлять своим телом, воспитывать согласие с миром и природой; умение желать добра, здоровья не только родителям, но и своим друзьям т.е. быть здоровыми как физически так и духовно; развивать выразительность движения.

Воспитывать положительные эмоции и высшие чувства .

Разминка.

Психогимнастика «Поливаем цветы»

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Гармонизирующий комплекс.

-Тадасана;

-Пальма;

-Ребенок;

-Газовая;

-Солнечная;

-Крокодил;

-Алмаз;

-Лотос.

Упражнения по профилактике плоскостопия «Юные художники».

Игра «Блинчики».

 Релаксация «Волшебный цветок».

Расслабление«Пылинки и пылесос»

Слушание и обсуждение рассказа «Трудный вечер»

19

Сюжетно – игровое «Кто-то в гости к нам спешит» Закреплять асаны:

«Верблюд», «Черепашка», «Бабочка», «Заяц», «Кошка»,

«Кузнечик». Учить выполнять позы в динамике: «Велосипед», «Ножницы», «Кобра».

Развивать потребность в ежедневной двигательной деятельности, вырабатывать равновесие, координацию движений

Разминка.

-Ходьба противоходом, на носках, пятках, полуприсяди, по массажным коврикам, с остановкой у стула, присесть, держась за опору.

Гармонизирующий комплекс

-Черепаха;

-Кошечка добрая;

-Кошечка сердитая;

-Кошечка ласковая;

-Бабочка;

-Кузнечик;

-Верблюд;

-Кролик;

-Велосипед в динамике;

-Ножницы в динамике;

Дыхательная гимнастика «Толстый, тонкий».

Подвижная игра «Тише едешь – дальше будешь», «Пустое место»

-Расслабление под шум моря

Слушание музыки «Шум моря»

20

Комплекс №7

Развивать двигательную активность. Приводить в тонус мышцы.

Закреплять названия основных асанов.

Формировать умение следить за дыханием

Встреча «Улыбнитесь, потянитесь!»

«Настройтесь на занятие». Разминка.

Самомассаж "Мытье головы"

Комплекс статических упражнений:

- Поза дерева (вариант 2)

- Поза кривого дерева

- Солнечная поза

- Поза аиста

- Поза орла

- Поза полулотоса

- Поза лука

- Поза березки

- Поза плуга

Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц)

- асан на гибкость

- поза стола

- «Балансирующая поза «Стола»

-поза всадника

- поза пирамиды

- Поза Откинутого Большого Пальца Ноги

- асан лягушка

- асан на равновесие

Дыхательные упражнения – Ладошки, Кошка

Гимнастика для глаз - Перемещения глаз вправо-влево, вниз-вверх и по диагоналям

Релаксационная гимнастика - Игра «Любопытная Варвара» (имитация движений )

Беседа о зарядке

Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания – Полоса препятствий

21

Природная игра Закреплять умения детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки и позы в игровых ситуациях, уметь изображать ситуацию, описанную в тексте, учить детей ощущать свое тело во время движений, направлять свои мысли на выполнение конкретного движения; продолжить учить правильно дышать.

Разминка в стихах.

Гармонизирующий комплекс

-Солнечная;

-Кошка добрая;

-Лук;

-Змея;

-Лягушка;

-Кролик;

-Бабочка;

-Рыба;

-Дельфин;

-Ребенок;

-Орел;

-Лотос;

-Дерево;

-Мостик;

-Змея;

Массаж

Слушание сказки о птицах.

22

Сказка «Иван Царевич и волшебник»

Способствовать выполнению знакомых упражнений легко, с равномерным дыханием, сосредоточить внимание  на выполнении конкретных движений. Воспитывать привычку сохранять правильную осанку. Продолжать учить детей дышать через нос.

Разминка в стихах.

Гармонизирующий комплекс

Башня 

Гора

Зонтик

Аист 

Дерево 

Свобода 

Всадник 

Кошка 

Зарядка 

Собака 

Мельник молол муку 

Ролик 

Бревнышко 

Овраги Горка 

Рыбка 

Бабочка 

Верблюд 

Воин 

23

Комплекс №7

Продолжать работу по развитию ловкости; способствовать выработке выносливости и силы во время выполнения упражнений.

Развивать навык следить за своим дыханием.

Встреча «Улыбнитесь, потянитесь!»

«Настройтесь на занятие». Разминка.

Самомассаж "Мытье головы"

Комплекс статических упражнений:

- Поза дерева (вариант 2)

- Поза кривого дерева

- Солнечная поза

- Поза аиста

- Поза орла

- Поза полулотоса

- Поза лука

- Поза березки

- Поза плуга

Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц)

- асан на гибкость

- поза стола

- «Балансирующая поза «Стола»

-поза всадника

- поза пирамиды

- Поза Откинутого Большого Пальца Ноги

- асан лягушка

- асан на равновесие

Дыхательные упражнения – Ладошки, Кошка

Гимнастика для глаз - Перемещения глаз вправо-влево, вниз-вверх и по диагоналям

Релаксационная гимнастика - Игра «Любопытная Варвара» (имитация движений )

Беседа «Что я знаю о себе и о своем здоровье»

Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания – Полоса препятствий

24

Путешествие по весеннему лесу. Совершенствовать координацию движений и двигательные навыки. Развивать чувство ритма и умение согласовывать движения с музыкой. Способствовать выполнению упражнений легко, с равномерным дыханием, с задержкой позы и восстановлению дыхания. Развивать произвольную память, творческое воображение. Воспитывать активность, находчивость

Разминка в стихах.

Разминка.

-Ходьба противоходом, на носках, пятках, в полуприсяди, по массирующим коврикам, с остановкой у стула, приседание держась за опору.

 Гармонизирующий комплекс.

-Дерево;

-Солнечная;

-Гимнастика для глаз «Дождик»

-Пальчиковый тренинг «Сказка про зайчиков».

-Подвижная игра «Поймай солнечного зайчика».

-Дыхательная гимнастика в стихах.

-Релаксация в стихах.

Инсценировка «лесной сказки».

25

Комплекс №8

Продолжать развивать гибкость, координацию движений.

Развивать умение правильно дышать.

Встреча «Улыбнитесь, потянитесь!»

«Настройтесь на занятие». Разминка.

Самомассаж - Ушки

Комплекс статических упражнений:

- Поза дерева (вариант 2)

- Солнечная поза

- Поза аиста

- Поза цапли

- Поза кобры

- Поза лебедя

- Поза ребенка

- Тронная поза

- Поза кузнечика

Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц)

- поза собаки

- асан мах

- асан рыбка

- поза крокодил

- асан бабочка

Дыхательные упражнения – Большой маятник

Гимнастика для глаз - Вращение глаз по часовой и против часовой стрелки

Релаксационная гимнастика – Танец плеч, Мельница

Беседа «Заповеди здорового образа жизни» 

Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания - «Раз – два – три – четыре – пять, в йога позу надо встать»

26

«Будь здоров»Сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов.Учить дышать через нос, выполнять упражнения с задержкой дыхания.Развивать морально-волевые качества, настойчивость в достижении результата. Воспитывать привычку формировать правильную осанку. Учитывать возрастные особенности детей.

комплекс дыхательной гимнастики:

«Ладошки» 

динамическая разминка «Белые снежинки»

Комплекс суставной гимнастики

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЫТЯГИВАНИЯ ХРЕБТА

«РОЛИК»

«ЗМЕЯ»

«ЛУК»

«КОРАБЛИК

ТАНЕЦ РЫБАКА

ТАНЕЦ ПОЛУПРИСЯДКА

Инсценировка сказки «ГУСИ – ЛЕБЕДИ»

Релаксация.

27

Комплекс №9

Развивать гибкость позвоночника и подвижность суставов. Познакомить детей с первой помощья при травмах.

Закрепить названия асанов. закреплять умение осознанно  дышать.

Встреча «Улыбнитесь, потянитесь!»

«Настройтесь на занятие». Разминка.

Самомассаж «Расслабленное лицо», Теплые ручки

Комплекс статических упражнений

- Поза дерева

(вариант 2)

- Солнечная поза

- Поза аиста

- Поза цапли

- Поза лебедя

- Поза полулотоса

- Поза лука

- Поза ребенка

- Тронная поза

Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц)

- поза младенца

- асан всадник

- асан бабочка (сидя)

- асан тюлень

Дыхательные упражнения – Обними плечи

Гимнастика для глаз - Зажмуривание

Релаксационная гимнастика - Марионетки

Беседа «Скорая помощь при травмах»

Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания – Горелки с платочком

28

«Прогулка в джунглях».Развивать гибкость позвоночника, улучшать координацию движений, пространственные представления, активизировать работу внутренних органов, тренировать вестибулярный аппарат.

Дыхательное упражнение

 дерево

 выпад правой ногой вперед

выпад левой ногой вперед

 поза кошки

 поза кошки, прогибы спины

 поза горы

 поза отдыха

 имитация рычания льва, сидя на пятках

 поза лотоса

 поза рыбки

поза лодки (уголок, ноги согнуты в коленях)

 поза змеи

 шавасана

Релаксация

29

Классическое.

Укрепить мышцы спины у детей, живота; увеличить гибкость позвоночника; улучшить кровообращение; снять переутомление; предотвратить появление сколиоза; улучшить подвижность плечевых суставов; упражнять в правильном дыхании.

Разминка

Комплекс статических упражнений

Поза зародыша

Поза угла

Поза мостика

Поза ребенка

Поза бриллианта, 1 вариант

Поза горы

Расслабление

Форма подведения итогов: 

Для определения динамики эффективности АФК и уровня физического развития воспитанников необходимо использовать мониторинговые исследования, а, именно, методы педагогического наблюдения, медицинский контроль. При педагогических наблюдениях, которые осуществляются в течение всего курса, отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретённые ребятами в период обучения. При повторении и закреплении материала используются следующие формы контроля: устные ответы, показ упражнений, беседы с родителями, осуществление самоконтроля и взаимного контроля. Эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья занимающихся помогает определить медицинский контроль, который осуществляет врач два раза в год, он же даёт рекомендации преподавателю и родителям ребёнка.

Литература

   1. Белов В.И. Йога для всех М. «КСП» 1997.

   2.Латохина Л.И. Хатха-йога для детей М., Просвещение. 1993.

 3.Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. СПб,1997.

 4.В.Осипова. Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду». Ж. Обруч №3-1997.

 5.Рашосорока Хатха – йога Научно-издательский центр «Альфа» Санкт-Петербург 1991.

6. Панда К.Н. Простая йога для крепкого здоровья / Пер. с англ. – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2010. – 104с.
7. Шифферс М.Е. Айенгар – йога для всех / Мария Шифферс. – М.: Эксмо, 2011. – 176с.: ил.
8. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – М.: Метафора. – 2003.

9. http://kladraz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие кружка «Хатха-йога» для детей 6-7 лет Тема: сказка-йога «Терешечка»

Задачи:Образовательные:- продолжать формировать правильную осанку и равномерное дыхание;-закрепить умение детей чувствовать свое тело (во время выполнения упражнений хатха-йоги);Развивающие:- продолжа...

План-конспект физкультурного занятия с элементами хатха-йоги «Путешествие в страну Йоги»

План-конспектфизкультурного занятия с элементами хатха-йоги «Путешествие в страну Йоги»...

Консультация для родителей "Детская йога" (хатха йога)

Хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста.В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяетсястатическому поддержанию по...

Серая звездочка – сказка-йога о жабе - конспект оздоровительного занятия с детьми 4 - 5 лет с элементами хатха-йоги

Актуальность занятий с элементами хатха-йоги для детей дошкольного возраста   Сохранение и укрепление здоровья детей в дошкольном возрасте – всегда было и остается ведущим направл...

НОД с использованием нетрадиционной гимнастики – хатха-йоги Сказка-йога «Три медведя» для детей средней группы

Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей о содержании сказки «Три медведя»,Развивающие:- развивать умение правильно дышать, расслабляться;- продолжать укреплять слабые мышцы;Воспита...

Сказка-йога «Муха-цокотуха» Конспект оздоровительного занятия с использованием нетрадиционной формы хатха – йога для детей 4-5 лет

Цель: развитие физических качеств детей 4-5 лет через нетрадиционную гимнастику хатха-йогу.Задачи:- закреплять и обобщать представление детей о насекомых, их основных признаков;- формировать дальнейше...