Рабочая программа работы с родителями.
рабочая программа по физкультуре (старшая, подготовительная группа)
Программа рассчитана на повышение родительской компетентности в вопросах физического воспитания и развития своего ребенка; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка дошкольного возраста; объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_roditelyami_moya.docx | 236.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Дружба»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Разработала: Моторина А.В.
Реализация программы: 2016 – 2018 уч. год
Пояснительная записка
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).
Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам физического воспитания детей.
3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4.Формировать позитивные формы общения.
5.Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
В связи с этими особенностями необходимо предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия, право на участие в планировании и формировании содержания программы.
Раздел 1. Общие положения программы
Законодательно-нормативное обеспечение программы:
Закон РФ « Об образовании»,
Концепция дошкольного образования,
Семейный кодекс,
Ожидаемые результаты
Результатами реализации программы могут стать: повышение родительской компетентности в вопросах физического воспитания и развития своего ребенка; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка дошкольного возраста; объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; создание условий для успешной социализации детей в школе; повышение педагогической культуры родителей и воспитателей; рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению; выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.
Участники программы:
воспитанники
семьи детей, посещающих ДОУ,
педагогический коллектив
Раздел 2. Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;
Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
Принцип сотрудничества - общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;
Принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания;
Раздел 3. Структура программы
Реализация программы рассчитана для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного к школе возраста (дети 4 - 7 лет). Рассчитана на 2 года обучения. Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки педагогов по нескольким направлениям.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходим социально-педагогический мониторинг семьи. Научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в ДОУ и семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, так и полученных в ходе специально организованного исследования, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.). И на основе систематизированного сбора информации и полученных результатов выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
В группах знакомство с семьей, с ее традициями проходят через оформляемые стенды, где вывешиваются фотографии членов семей воспитанников. Дети очень гордятся своей семьей и с удовольствием рассказывают о своих родителях. А знакомство родителей с детским садом проходит с помощью визитных карточек групп и детского сада. Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, инструктору по физкультуре правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, узнать родословную, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.
Раздел 4. Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОО
а. Информационно – аналитическое направление.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
1. Сбор информации о семьях
2.Распространение информации о работе детского сада:
- сайт;
- публикации в печати;
-родительские собрания.
3. Анализ информации.
1. Сбор информации:
о ребенке:
- состояние здоровья: анамнез (медицинская карта);
- индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения);
- ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы;
- выявление одаренных детей;
- выявление детей, требующих повышенного внимания (дети детского дома, дети находящиеся в социально – неблагополучных семьях).
о семье:
- состав семьи;
- определение социального статуса семьи (социальная анкета);
- выявление семей группы «риска»;
- материально-бытовые условия;
- психологический микроклимат, стиль воспитания;
- семейные традиции, увлечения членов семьи;
- заказ на образовательные и оздоровительные услуги.
о потребностях педагогических кадров:
- проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников;
выявление стратегии взаимодействия с семьями.
2. Анализ информации.
б. Просветительская деятельность
Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах физического воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (педагог – психолог, педагог дополнительного образования, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).
1. Просветительская деятельность:
- вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей;
- вопросы воспитания детей дошкольного возраста;
-формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях.
2. Организационно-педагогическая деятельность:
- обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.);
- тренинги по обучению родителей общению.
Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы
1.Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами ДОУ.
2.Просветительская деятельность через наглядную информацию:
- информационные стенды;
- родительские уголки;
- методическая литература.
3.Просветительская деятельность через обучающую деятельность:
- беседы;
- консультации;
- круглые столы;
- родительские собрания.
1.Социально-нравственное и познавательное развитие:
- семья;
- родословная;
- семейные традиции;
- гендерное воспитание;
- формирование духовных ценностей.
1. Организация культурно-массовых мероприятий.
3. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.
1.Вовлечение родителей в педагогический процесс:
- участие в культурно-массовых мероприятиях;
- совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»;
- планирование и совместная работа на родительских собраниях;
- помощь в организации досуговой деятельности;
- совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги);
- оформление групп детского сада;
- участие в творческих выставках детско-родительских работ (конкурс фотографии «Мама, папа, я – спортивная семья» и т.д.);
- благоустройство спортивной площадки;
Формы работы при реализации программы
Традиционные:
Анкетирование родителей
Памятки
Буклеты
Родительское собрание.
День открытых дверей.
Консультации (тематические и индивидуальные).
Семейные праздники.
Занятия с участием родителей («Школа будущего первоклассника»).
Папки – передвижки.
Выставки совместного творчества.
Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа.
Раздел 5. реализации программы
- Перспективный план работы с родителями
Сентябрь | ||||
Мероприятия совместно с родителями | Задачи | Информация для родителей | ||
Сентябрь | ||||
Познакомить родителей с особенностями развития движений на каждом возрастном этапе, а также морально-волевых качеств. | Папка-ширма «Особенности развития движений у детей от 2до 6-го года жизни. Для всех возрастных групп. | |||
Участие в общем родительском собрании. | Познакомить родителей с задачами физического воспитания, системой физкультурно-оздоровительной работы детского сада, показать необходимость сотрудничества в воспитании и развитии детей. | «Задачи физического воспитания и развития детей дошкольного возраста» - Все возрастные группы. | ||
Повышение педагогической компетенции родителей по рациональной двигательной активности детей в дошкольном учреждении. | Шпаргалка «Требования к форме одежды детей на занятиях по физической культуре» - Все возрастные группы. | |||
Рекомендации для родителей | Расширять знания родителей о нетрадиционных методах закаливания в семье, способствовать формированию здорового образа жизни в семье. | «Какие пищевые продукты помогают стать закалёнными. Старший возраст. | ||
Октябрь | ||||
Спортивный досуг «Будь всегда в пути». | Формировать у детей и родителей мотивации к соблюдению здорового образа жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье детей в совместных играх; внести дух соперничества и веселья. Спортивный досуг для старших и подготовительных групп. | |||
«Игровая утренняя гимнастика: «Осень», «Космическое путешествие» | Способствовать укреплению детско-родительских отношений, через привлечение к совместному проведению утренней гимнастики в игровой форме. Средняя группа. | |||
Расширять знания родителей о средствах и содержании физического воспитания дошкольников; раскрыть необходимость семейного физического воспитания в семье; пропаганда здорового образа жизни. | Консультация «Средства и содержание физического воспитания дошкольников в семье». Все возрастные группы. | |||
Досуг «Поезда на олимпиаду» | Показать значимость спорта в физическом развитии детей дошкольного возраста, значение посещений спортивных секций; раскрыть основные правила выбора секции для ребёнка. | Оформление стенда «Олимпийские игры: прошлое и настоящее» | ||
Ноябрь | ||||
Раскрыть необходимость проведения утренней гимнастики дома; познакомить с игровыми комплексами утренней гимнастики; способствовать творческой инициативе в самостоятельном придумывании комплексов утренней гимнастики. | Спортивные картинки «Зачем заниматься утренней гимнастикой». Все возрастные группы. | |||
Систематизировать физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ, установить взаимодействие педагогов, специалистов ДОУ и родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей; расширить знания педагогов и родителей с учётом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни. | Круглый стол «Комплексный подход к организации физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ». Все возрастные группы. | |||
«Детский фитнесс дома» - обогащать представления родителей о понятии «фитнесс», раскрыть общие требования к проведению его в домашних условиях с учётом возрастных и половых особенностей детей и родителей. Спортивный калейдоскоп. Все возрастные группы. | Папка-ширма «Детский спорт». Старшие, подготовительные группы. | |||
Досуг «Мамин день» в средних, старших, подготовительных группах. | Способствовать укреплению детско-родительских отношений, раскрыть основные этапы привлечения ребёнка к спорту в совместных занятиях на разных возрастных этапах | |||
Способствовать укреплению детско-родительских отношений; воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни. | Консультация на тему «Комплекс упражнений по методике Бориса Никитина – физическое развитие детей дошкольников» | |||
Выступление на собрании на тему «Взрослые вопросы о детской йоге» в средних группах. Мини-лекция. | Обогатить знания и опыт родителей в использовании инновационных технологиях оздоровления детей и привлекать к самостоятельному проведению в повседневной жизни. Средняя группа. | |||
Декабрь | ||||
Привлечь родителей к совместной двигательной деятельности на прогулке в зимний период; дать советы по организации совместной двигательной деятельности на улице. | Консультация на тему «Зимние каникулы». Подготовительные группы. | |||
Расширять знания родителей о необходимости создании условий для полноценного двигательного развития детей 4-го года жизни; способствовать укреплению детско-родительских отношений. | «Когда следует начинать занятия физической культурой с ребёнком» | |||
«Учимся правильно дышать» - утренняя гимнастика совместно с родителями. | Познакомить с упражнениями на формирование правильного дыхания у детей дошкольного возраста, показать значение правильного дыхания в физическом развитии дошкольников. | |||
Январь | ||||
«Какой вид спорта подходит моему ребёнку» Рекомендации по подбору спортивной секции с учётом природных наклонностей, темперамента ребенка. Старшие группы, подготовительные группы. | ||||
Обогатить теоретические и практические знания и умения в организации совместной двигательной активности в зимние время года; способствовать укреплению детско-родительских отношений. | Рекомендации на тему «Идеи игр на свежем воздухе». Все возрастные группы. | |||
Способствовать формированию у родителей доверительного отношения к работе детского сада, показать необходимость единой системы воспитания и развития детей, посещающих детский сад, создать условия для осознания родителями необходимости некоторых факторов, способных пагубно влиять на здоровье дошкольников. | Консультация на тему: «Преемственность детского сада и семьи по физическому воспитанию». | |||
Содействовать сохранению и укреплению здоровья детей; дать рекомендации о формировании у детей здорового образа жизни. | Шпаргалка «Как приучить ребёнка заботится о своём здоровье». Средняя группа. | |||
Февраль | ||||
Собрание на тему: «Правила безопасности в зимнее время». Поход в лес со старшими и подготовительными группами совместно с родителями. | Привлекать родителей к воспитанию у детей безопасного поведения в зимнее время на улице; дать рекомендации по подбору методов и приёмов; содействовать сохранению и укреплению здоровья детей. Азбука безопасности. Старшие, подготовительные группы. | |||
Рекомендации по изготовлению спортивного оборудования своими руками. | ||||
Семейный час с родителями детей с нарушением свода стопы «Здоровье ребёнка в наших руках». | Познакомить с признаками плоскостопия, причинами его возникновения и мероприятиями, направленными на профилактику плоскостопия у детей. | Рекомендации «Обувь дошкольника и здоровье». | ||
Познакомить с основными факторами подбора рационального питания дошкольника, занимающегося спортом. | Памятка – рекомендация «Каким же должно быть питание для маленького спортсмена? » Старшие, подготовительные группы. | |||
Досуги, посвященные «Дню защитника отечества» в средних, старших и подготовительных группах. | Способствовать созданию благоприятной атмосферы, повышать интерес у родителей и детей к совместным занятиям физкультурой. | |||
Познакомить родителей с дидактическими играми и пособиями спортивной тематики, рекомендовать их для использования в организации семейного досуга. | Выставка «Спортивные дидактические игры» Все возрастные группы. | |||
Март | ||||
Раскрыть основные факторы влияния посещения спортивных секций на физическое и психологическое здоровье детей. | Консультация на тему: «Какой спортивный кружок выбрать для ребёнка». Старшие и подготовительные группы. | |||
Раскрыть основные факторы и методы закаливания, познакомить с многообразием технологий и методик закаливания детского организма. | Консультация на тему: «Закаляться каждый день всей семьей совсем не лень» Все возрастные группы. | |||
«Физкультура вместе с мамой и папой» - утренняя гимнастика совместно с родителями. Старшие группы | Показать значение и необходимость семейного физического воспитания; познакомить с упражнениями, выполняемыми в паре с ребёнком; способствовать укреплению детско-родительских отношений. | |||
«Путешествие в страну крепышей» - раскрыть необходимость проведения утренней гимнастики дома; способствовать творческой инициативе в самостоятельном придумывании комплексов утренней гимнастики. Папка-ширма. Средняя группа. | ||||
Дать рекомендации организации физического воспитания детей дошкольного возраста. | Шпаргалка «Десять советов родителям по укреплению физического здоровья детей». Все возрастные группы. | |||
Апрель | ||||
Оказать помощь в подборе метода формирования интереса у ребёнка к физической культуре. | «Если ребёнок не хочет заниматься спортом». Адресная рекомендация. | |||
Расширить знания и двигательный опыт родителей в организации прогулок в весенний период. | Рекомендация на тему: «Погуляем, поиграем». Все возрастные группы. | |||
Май | ||||
Досуги, посвященные 9 мая в средних, старших и подготовительных группах. | Формировать у детей и родителей мотивации к соблюдению здорового образа жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье детей в совместных играх; внести дух соперничества и веселья. | |||
Привлечь родителей к изготовлению и ремонту нестандартного оборудования для спортивных уголков группы, спортивного зала и площадки детского сада; организация продуктивного общения всех участников образовательного процесса; приобретение опыта доверия и доброжелательного отношения всех участников педагогического процесса. | «Акция добрых дел» Спортивный субботник. Все возрастные группы. | |||
Родительское собрание. «Наши достижения» | Познакомить родителей с результатами мониторинга физического развития, дать практические рекомендации по развитию основных движений и физических качеств детей. | Выпуск спортивных новостей. Все возрастные группы. | ||
Привлечь родителей к совместной двигательной деятельности с детьми: активному отдыху; показать и раскрыть условия позволяющие растить физически развитых детей; приобщение к здоровому образу жизни | «Условия воспитания детей в родном городе Ярцеве». Спортивный альманах. Все возрастные группы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста....
Рабочая программа работы с родителями по ЗОЖ "Зернышки здоровья"
ЗОЖ с родителями...
примерные рабочие программы работы с детьми дошкольного возраста по программе "От рождения до школы"
Примерные рабочие программы для дошкольников в первой младшей группе, во второй младшей группе, в средней групе, в старшей группе, в подготовительной группе по пограмме "От рождения до школ...
Рабочая программа. Работа с родителями в разновозрастной группе
Планирование раздела работы с родителями...
Рабочая программа. Работа с родителями в первой младшей группе
Планирование работы с родителями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Работа с родителями»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Работа с родителями»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ на учебный год 2018-2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ на учебный год 2018-2020...