Методическая разработка утренняя гимнастика
методическая разработка по физкультуре
Тонкости проведения и важные моменты в методах проведения утреней гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_utrenney_gimnastiki.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
- Методика проведения утренней гимнастики в детском саду
- Утренняя гимнастика - комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных, настроить, "зарядить", человека на весь предстоящий день. Ее оздоровительная польза заключается в воздействии на организм с учетом анатомо - физиологических и психических особенностей детей.
- В детском саду утренняя гимнастика важна не как средство пробуждения, а как организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. При этом повышается эмоциональный тонус, являясь результатом "мышечной" радости от движений в коллективе сверстников, снимается психологическое напряжение от расставания с родителями, собирается внимание, дисциплинируется поведение.
- Во время утренней гимнастики решаются следующие задачи:
- 1) Оздоровительная:
- • «разбудить организм»;
- • настроить его на рабочий лад;
- • активизировать деятельность всех важных систем организма;
- • стимулировать работу всех внутренних органов, способствовать закаливанию, формированию правильной осанки, предупреждать возникновение плоскостопия.
- 2) Образовательная:
- • закрепление двигательных умений и навыков (ходьба, прыжки, лазание и т. д.);
- • развитие физических качеств (быстрота, ловкость, сила, гибкость, координация и т. д.).
- 3) Воспитательная:
- • развитие организованности, дисциплинированности, самостоятельности, «мышечной радости» от движений в коллективе сверстников.
- Существуют следующие варианты проведения утренней гимнастики.
- Традиционная (с включением ОРУ)
- Игрового характера. Построена на п\и разной интенсивности с разными образовательными задачами. В вводной части- мп\и, игра средней подвижности; в основной части -игра высокой подвижности, направленная на совершенствование различных основных движений; в заключительной части –мп\и, хороводы, упражнения на восстановления дыхания.
- С использованием полосы препятствий.
- С включением оздоровительных пробежек.
- Ритмическая гимнастика. В комплекс входят строевые упражнения, ОРУ, танцевальные движения, бег, прыжки. Уникальность ритмической гимнастикизаключается в более быстром темпе, интенсивности движений, в работе одновременно всех мышц и суставов. Веселая, ритмическая музыка создает положительные эмоции. Чаще всего такая утренняя гимнастика проводится в старших и подготовительных группах.
- Гимнастика с использованием карточек-заданий. На картинках схематически нарисовано выполнение упражнения. Педагог показывает карточку, ребенок самостоятельно выполняет. Используется в старшем дошкольном возрасте.
- В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.
- Физическая нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики. Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой, поэтому на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями. Она зависит и от общей продолжительности утренней гимнастики.
- Длительность утренней гимнастики.
- Млад гр. – 4 - 6 мин
- Сред. гр. – 6 - 8 мин
- Стар. гр. – 8 - 10 мин
- Под. гр. – 10 - 12 мин
- Утренняя гимнастика состоит из трёх частей, каждая имеет свою задачу.
- I. Вводная часть. Организует внимание детей, обучает согласованным действиям, подготавливает организм к выполнению более сложных упражнений, вырабатывает правильную осанку и предупреждает плоскостопие. В неё включают: построения (колонна, шеренга, круг, строевые упражнения (полуобороты, повороты, перестроения, смыкание и размыкание, разные виды ходьбы, бега, прыжков.
- В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений не строят: они ходят и бегают стайкой, врассыпную. В дальнейшем утренняя гимнастикаи в этой группе начинается с построения в колонну по одному или в одну шеренгу. Повороты направо, налево, кругом чаще используется в старших группах.
- Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании: обычная ходьба, на носках, пятках, краях стоп и т. д.
- При проведении ходьбы с высоким подниманием колен используется имитация («лошадки», «цапли», и др.).
- Нужно следить, чтобы дети при ходьбе не шаркали ногами, не раскачивались, голову держали прямо, ритмично размахивали руками, дышали через нос. Воспитатель соответствующими указаниями предупреждает ошибки, а если они все же возникают, исправляет их, не прекращая ходьбу.
- Бег на утренней гимнастике в младших группах сначала проводится стайкой, врассыпную, а потом в колонке по одному, как на месте, так и с продвижением в разных направлениях.
- Перед общеразвивающими упражнениями бег выполняется в среднем темпе и чередуется с ходьбой. Продолжительность бега без перерыва.
- Млад. гр. - 10-15сек
- Сред. гр. -15-20сек
- Стар. гр. - до 30сек
- Под. гр. -30-40сек.
- Бег вводной части после выполнения разных видов ходьбы дается в медленном или среднем темпе в чередовании с ходьбой.
- II. Основная часть. Укрепление основных мышечных групп организма, формирование правильной осанки. Входят ОРУ для мышц шеи, рук и плечевого пояса; мышц туловища, брюшного пресса, мышц ног и укрепление свода стопы (прыжки, бег). Обязательно ОРУ должны выполняться из разных и. п. (стоя, сидя, лежа). Выполняться могут парами, тройками, звеньями одновременно.
- Для выполнения общеразвивающих упражнений детей младшего возраста строят в круг, врассыпную, а со средней группы обычно перестраивают в колонну по два (через звеньевых, к концу года через центр парами. Со старшей группы обычно перестраивают в колонну по три, по четыре (через середину тройками, парами). При таком построении воспитателю легче наблюдать за качеством выполнения общеразвивающих упражнений всеми детьми, обращать внимание на правильную осанку.
- Общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности:
- 1) даются упражнения для мышц рук и плечевого пояса,
- 2) упражнения, укрепляющие мышцы туловища и ног.
- Количество ОРУ в комплексе
- Млад. гр. – 3 - 4
- Сред. гр. – 4 - 5
- Стар. гр. – 5 – 6
- Под. гр. – 6 – 8
- Упражнения для рук и плечевого пояса детьми младшего возраста выполняются из исходного положения узкая стойка ноги врозь, а старшего основная стойка, сомкнутая стоика.
- Упражнения для мышц туловища в младшем возрасте проводятся из исходного положения узкая стойка ноги врозь, стойка ноги врозь, а в старшем стойка ноги врозь, широкая стойка ноги врозь.
- В упражнениях для ног в младшем возрасте используется узкая стойка ноги врозь, а в старшем основная стойка.
- При проведении общеразвивающих упражнений с предметами нужно продумать порядок их раздачи и сбора, предусмотреть такое построение группы, чтобы дети не мешали друг другу.
- В старшем возрасте больший объем занимают общеразвивающие упражнения без предметов.
- В младших группах воспитатель выполняет общеразвивающие упражнения вместе с детьми.
- В средней группе он сначала называет упражнение, кратко объясняет его (если нужно, показывает, а затем подает команду для исходного положения и выполнения. При объяснении внимание детей фиксируется на наиболее трудных элементах упражнения. Если ошибки все же возникают, то указания к их исправлению даются в ходе выполнения упражнения. Указания должны быть направлены на уточнение представления об элементах упражнения и способствовать правильному их выполнению. Этому помогает сочетание счета со словами, обозначающими элементы техники, или даже замена счета конкретными словами (например, вместо «раз»воспитатель говорит: «Присели, спина прямая»).
- Воспитатель должен продумать, когда он при повторении упражнения будет применять счет, а когда заменит его словами, уточняющими представление о данном элементе техники. Целесообразное чередование счета, слов (указаний) и других сигналов (движение руки вниз «присели», вверх «выпрямились» в упражнении «приседание») способствует тому, что дети более правильно и с большим интересом выполняют движение.
- В старшем возрасте дети могут выполнять упражнение по названию, но иногда и в старшей группе воспитатель делает упражнение вместе с детьми. Это сокращает время на напоминание и увеличивает физическую нагрузку на организм. Следуя действиям воспитателя, дети уточняют представление о технике движения и стараются исправить ошибки. Но такое совместное выполнение упражнения целесообразно только в том случае, когда воспитатель видит всю группу и может наблюдать за действиями детей и их поведением (при наклонах в стороны, при приседаниях и др.). Иногда впереди группы ставят ребенка, который правильно делает упражнения.
- Во время утренней гимнастики воспитатель внимательно наблюдает за каждым ребенком и, если возникает необходимость, оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает (особенно детей младшего возраста).
- При выполнении общеразвивающих упражнений используется имитация во всех возрастных группах.
- Для детей младшего возраста комплексы построены в сюжетной форме и на одном образе («птички», «бабочки», «часики», «самолеты» и др.). Указания даются детям соответственно подобранному образу (например, «воробышки полетели»). Во второй младшей группе дети подражают разным образам в одном комплексе.
- В средней группе имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, в старшей для выполнения отдельных элементов упражнения.
- В процессе утренней гимнастики воспитатель следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки.
- При выполнении упражнений воспитатель закрепляет у детей навыки правильного дыхания.
- Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.
- В утреннюю гимнастику включаются разные виды прыжков:
- - прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях (вперед, назад, в стороны, и др.);
- - перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики).
- В младших группах при прыжках применяется имитация («зайчики», «мячики»).
- Дозировка прыжков (общее количество на утренней гимнастики).
- Млад. гр. - 5-10
- Сред. гр. -10-15
- Стар. гр. - 15-20
- Под. гр. - до 30
- Чередуются ОРУ без предметов и с предметами. Например I неделя без предметов, II с предметами, III гибкость, IV неделя полоса препятствия.
- Младшие группы - флажки, погремушки, кубики.
- Средний возраст - флажки, мячики, кубики, ленточки, веревочки.
- Старший дошкольный возраст - обручи, палки, мячи, скакалки.
- III. Заключительная часть. Восстановить сердечный и дыхательный ритм, успокоить организм после физической нагрузки. Входят разные виды ходьбы, мп\и, хороводы, дыхательные упражнения.
- Методы обучения физическим упражнениям.
- Практические:
- - повторение упражнений без изменений;
- - с изменениями;
- - обучение в игровой форме;
- - в соревновательной форме.
- Словесные:
- - название упражнения;
- - его описание;
- - объяснение, как правильно его выполнить;
- - указания, распоряжения, команды;
- - вопросы к детям;
- - рассказ, беседа.
- Наглядные:
- - показ;
- - использование наглядных пособий;
- - имитация;
- - звуковые сигналы;
- - зрительные ориентиры.
- Важнейшие элементы подготовки утренней гимнастики.
- - Выполнение гигиенических условий и время проведения.
- - Наличие трех частей утренней гимнастики.
- - Соответствие ОРУ возрасту детей.
- - Продолжительность утренней гимнастики.
- - Использование физкультурного инвентаря.
- - Дозировка упражнений.
- - Приемы регулирования дыхания.
- - Совершенствование ОРУ на второй неделе освоения детьми комплекса.
- - Использование музыкального сопровождения.
- - Самочувствие детей и их настроение.
- Требования к воспитателю.
- Гимнастика проводится каждым воспитателем в своей группе и требует определенной подготовки. Поэтому необходимо предварительно изучить упражнения, которые показывают детям; знать с какой целью дается каждое упражнение, в каком темпе и сколько раз его можно повторять; уметь правильно, точно и красиво выполнять упражнения; проводить их бодро, живо, интересно; видеть всех детей и следить за качеством выполнения упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие.Гимнастика для глаз.
Гимнастика для глаз в стихах....
Учебно-методический материал "Гимнастика мозга"
Учебно-методический материал "Гимнастика мозга". Адаптирование гимнастики мозга (для детей 5-6 лет), используемой на фронтальных логопедических занятиях в детском саду....
Программно-методический материал: "Гимнастика после дневного сна".
Я не боюсь ещё раз повторить:Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детейЗависит их духовная жизнь,Мировоззрение, умственное развитие,Прочность знаний, вера в с...
Методическая разработка . Гимнастика с массажным мячиком су-джок.
Гимнастика с массажным мячиком су-джок.В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су- Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп. В строении кис...
Методическая подборка «Гимнастика для глаз» в стихах
Зрительная гимнастика в стихах...
Методическое пособие "Гимнастика для глаз"
Методическое пособие "Гимнастика для глаз" во всех возрастных группах...
Методическая разработка "Гимнастика пробуждения после сна"
Методическая разработка "Гимнастика пробуждения после сна"...