Спортивный праздник "Игры Нартов"
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Засеева Алена Варденовна

Цель; знакомить с культурой , традициями ,играми и спотривными состязаниями Осетинского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_nartov.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

 

        

                       

(Для детей среднего, старшего, подготовительного возраста - (с коррекцией на  нагрузку.))

        


                                                                 Физинструктор.  Д/С №5 »Березка»

                                                        Засеева. Алена. Варденовна.

                                   Февраль – 2015г.


                                                         Задачи:

                              ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ

  1.  Развивать двигательные функции организма.
  2. Укреплять здоровье.
  3. Развивать гибкость.
  4. Развивать скорость двигательной реакции, скорость мыслительных процессов.
  5. Развивать все системы и функции организма.

                                     ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

  1. Воспитывать нравственно-патриотические чувства.
  2. Любовь  и интерес к спорту.
  3. Чувство  коллективизма.
  4. Чувство взаимопомощи.
  5.  Коммуникативные качества.
  6.  Смелость.
  7.  Решительность.

       8             Силу воли, стремление к победе.

                                        ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.

  1. Дать представление об «Осетинских подвижных играх»
  2. Ознакомить с  традиционными  атрибутами  к играм.
  3. Закрепить значение названий народных гр..
  4. Расширить представление детей  о народных  видах спорта.
  5. Дать представление о морально нравственном значении  кодекса правил  народных игр..

6.              Продолжать обогащать знания детей о героическом прошлом Нартских племен.

                                       РАЗВИВАЮЩАЯ

  1.            Упражнять  в умении прыгать в высоту  через препятствие, длину  из обруча обруч;
  2.            Прыгать на одной ноге с продвижением вперед.
  3.            Бегать на скорость на короткие дистанции.
  4.            Принимать правильный упор, сохраняя равновесие  для сопротивления.                                 воздействию противника.
  5.             Действовать сообща.
  6.             Строится в затылок.
  7.             Шагать, сохраняя дистанцию.
  8.             Быстроту реакции.

                                         

                                                     Оборудование.

1.Маски: - 1.Журавл  , 1.Волк.                                              2.Костюм Батраза.

3.Гимнастические палки 6. Шт.                              4.Слайды –» Эпос Нартов».

5.Кольца или круги мелом по  6-шт.                      6.Периметр  крута –пересеченный.

7.Пирога и  Эфсин.

        8.Обручи 6-шт.


                                           1-ая часть.

(Дети под национальную мелодию симд парами  входят в празднично украшенный зал.)

ДЕТИ; (перекличкой)                              

                                                             « Походная песня»

                                                                              (  КОСТА  ХЕТАГУРОВ.)

                                                                                       Дети Осетии,

  1.   Ребенок.        Братьями станем

В нашем едином

И дружеском стане.

С нами высокое

        2-           Ребенок.                 Знамя народа.

К свету, с победою

Песней похода!

К правде сверкающей

        3-        Ребенок.        Смело шагайте!

Трусы, бездельники,

Прочь! Не мешайте!

        ВЕДУЩАЯ; -  дети вам понравились эти стихи? Скажите вы догадались  кто автор этих стихов ?

К кому обращается  в этом стихотворении  Коста. Хетагуров?  К чему он призывает?

Правильно вот и наш сегодняшний праздник  посвящен  смелости ,силе, ловкости и дружба которую мы проявим  в осетинских играх.

Но с начало посмотрим интересные слайды  о древних предках Осетин –Нартах.

 Слайды: «Нардский эпос». (Обсуждение по слайдам)                                                            

         

                                              2-ая часть.

                                             

      Игровой момент.- БАТРАЗ

(Под круговую национальную мелодию пританцовывая  вбегает персонаж  эпоса - Батраз.)

 Я Нарт Батраз- мужчина - воин.

И сила, не знавшая границ,

        Я презираю хитрость и уловки.

           Батраз.          В боях с врагом не уязвим- стальным я телом.

                     Одерживал победы и защищал народ

Спешил на праздник осетинских игр .

Чтоб в доблести сразиться .

И в танцах закружиться.

                       Разминка:- Батраза.(используя народную игру- танец; «Чепена»)                       .                                                                                                                                          

 

                         ИГРА №-1.(детям среднего и старших  возрастов.)

               

 «ЧЕПЕНА» – игра с речитативом.

Цель: - Развивать ритмичность движений, согласованность слов с   движениями;

          - Учить выполнять движения в заданном темпе;

          - Воспитывать у детей желание играть в национальные игры.

Материал и оборудование: любой элемент национального костюма (черкеска, папаха, мужской пояс с «кинжалом»).

Содержание игры. Игроки стоят по кругу. Считалкой выбирается Чепена. Он становится в круг и начинает игру словами и одновременно делает какое-то движение, играющие произносят свой речитатив и выполняют движения водящего:

      Чепена:- Левой ногой,чепена (подпрыгивает на левой ноге.)

Дети:- Ой, Ой, чепена (отзываются дети и повторяют движения водящего).

Чепена:- Правой ногой, чепена (подпрыгивает на правой ноге.)

Дети:- Ой, Ой, чепена (дети повторяют то же движение).

Чепена: - Пойдем вперед, чепена (идет вперед, подняв вверх руки).

Дети:- Ой, Ой, чепена (дети идут мелкими шагами вперед, подняв вверх руки).

Чепена:- Пойдем назад, чепена (мелкими шагами идет назад с опущенными руками.

Дети: - Ой, Ой, чепена (дети повторяют то же движение).

Чепена:- Давай сядем, чепена (приседает).

Дети: - Ой,ой, чепена (дети повторяют то же движение).

Чепена: - Давайте встанем, чепена (встает).

Дети:- Ой, ой, чепена (дети тоже встают).

Чепена: - Все мы  спляшем, чепена (исполняет элементы национального танца).

Дети: Ой, ой, чепена (дети повторяют тот же элемент танца).

Игра начинается медленно, затем темп постепенно увеличивается.

Игра может проводиться в сопровождении любой народной мелодии, от которой будет зависеть темп игры.

Возможные варианты:

1.Дети  стоят в шеренге (движение и слова те же).

2.Дети располагаются свободно на площадке с таким расчетом, чтобы лица их были обращены к водящему (движение и слова те же).

3.Дети стоят в кругу с палками (все вышеперечисленные движения выполнятся с палками. С помощью палки чепена задает ритм и темп игры).

      Примечание: Игра является подражанием древнему осетинскому танцу «ЧЕПЕНА». Она может быть использована как игра - аттракцион или как выступление детей на  народных праздниках.

ИГРА- № 2.(детям среднего и ст. возрастов.)

« ЯМОЧКИ» -  (ДЗЫХЪЫТАЙ ХЪАЗТ)

Цель: -  Развивать быстроту реакции, ловкость;

- Совершенствовать умение оказывать сопротивление противнику,  сохранять равновесие;

          - Воспитывать находчивость.

Оборудование: деревянные палки по количеству детей диаметром 25мм.

Содержание игры: Игроки образуют круг. В руках у них палки, возле каждого игрока небольшая ямочка, в которую они упираются одним концом палки. Ямки должны быть расположены так, чтобы игроки соприкасались плечами. Водящий становиться в центре круга. По сигналу воспитателя каждый игрок толкает соседа плечом, стараясь заставить убрать палку  из ямки. Водящий должен воспользоваться моментом и занять свободную ямку. Тот,  кто останется без ямочки становиться водящим. Каждый должен ухитриться толкнуть другого, чтобы сохранить равновесие и не быть вытесненным самому.

Правила игры: Игрок,  толкнувший соседа, не отрывает в этот момент конец своей палки от ямки. Участники не подставляли подножек. Участники не выставляют палки на набегающего водящего.

Примечание: Игра проводиться в основном для мальчиков. Проводить её можно на площадке или в спортивном зале. При проведении игры в зале, вместо ямочек чертятся мелом небольшие круги диаметром 15см.

                                         ИГРА- №3. (детям старших возрастов)    

                       

« ГАККАРИС»  

Цель: - Совершенствовать умение прыгать на одной ноге с продвижение вперед;

       - Развивать у детей ловкость, выносливость;

       - Воспитывать умение радоваться успехам своим и товарищей.

Оборудование: обручи по количеству детей.

Содержание игры: Дети становятся  по кругу в кружочки, которые заранее чертятся на расстоянии 40-50 см друг от друга (или в обручи, если игра проводится в зале). Игроки приседают в них на корточки лицом в круг. Водящий, прыгая на одной ноге за кругом, старается столкнуть кого-нибудь из игроков с места. Игрок считается сбитым, если хотя бы одна его нога сместилась и ступня оказалась за чертой круга. Тот, кого столкнет он первым и становится водящим, а другой занимает его место в кругу.

Правила игры:

-сидящим не разрешается поддерживать друг друга, вскакивать, поворачиваться лицом к водящему;

- игрокам разрешается время от времени касаться руками пола;

- если водящий устал подпрыгивать на одной ноге, воспитатель может разрешить поменять ногу;

- водящему не разрешается толкать ногой, достаточно коснуться игрока и происходит смена.

Варианты игры:

1.Если участников игры много, можно выбрать двух водящих, один проходит за кругом, а другой внутри круга. В этом случае смена водящего происходит быстрее.

2.Из игры выбывают те дети, которых водящий сбил с места.

Примечание: игру можно проводить на местности или в спортивном зале.

Если игра проводится на местности, то возможны 2 варианта организации игры:

1.Роются маленькие лунки  на расстоянии 40 см по кругу, дети садятся в эти лунки.

2.На асфальте рисуются круги на расстоянии 40 см по кругу, дети садятся в кружочки.

        Если же игра проводится в спортивном зале, то вместо кружочков можно использовать обручи.

           ИГРА- №4.(детям среднего и старших возрастов)

           

« ЖУРАВЛИ» (ХЪРИКЪУППЫТАЙ ХЪАЗТ)

Цель: - Развивать быструю ориентировку в обстановке, наблюдательность, быстроту реакции;

- Воспитывать чувство взаимной выручки и помощи.

Оборудование: шапочка журавля для вожака и шапочка  волка.

Содержание игры: Дети выбирают «вожака» и «волка» по считалке. Играющие становятся в колонну по одному за «вожаком» - журавлем. Каждый ребенок обхватывает талию впереди стоящего. «Вожак» стоит во главе колонны, как у журавлей в перелете, волк – в 5 шагах от «вожака» лицом к колонне. По сигналу воспитателя «волк» бросается к колонне со словом «журавль», стремясь захватить одного из журавлей. «Вожак» защищает своих журавлей, причем он должен всегда оказываться лицом к «волку», колонна за «вожаком» должна быстро перемещаться, не допуская захвата. «Волк» имеет право нападать на любого участника игры,  кроме «вожака». Как только «волку» удается захватить журавля, «вожак» становиться журавлем, «волк» - «вожаком», а пойманный журавль становится «волком». Если «волк» за 1-2 минуты не поймает не одного журавля,  выбирается новый «волк».

В данной игре могут участвовать 10-12 детей. Игра для мальчиков и девочек.

Действия журавлей должны быть четкими и согласованными. Каждый игрок должен стараться не попасть в лапы «волку» и одновременно помочь товарищу.

Вариант игры: при большом количестве участников можно образовать две колонны, которые играют самостоятельно.

        

           

                                   ИГРА- №5.( детям старшего  возраста)

 «ВЫТОЛКНИ ПЛЕЧОМ» (УАХСКАЙ КЪУЫРЫН)

Цель: - Развивать опорно-двигательный аппарат ребёнка, особенно мышцы ног и корпуса;

- Совершенствовать умение удерживать равновесие тела, стоя на одной ноге;

         - Воспитывать честность, справедливость.

Содержание игры: Чертиться круг радиусом полтора метра. Двое игроков становятся в центре круга так, чтобы их плечи касались друг друга.

Руки заложены за спину. По команде воспитателя игроки поднимают одну из ног,  сгибая ее в коленном суставе. Подскакивая на одной ноге,  начинают выталкивать плечом друг друга за пределы круга. Победителем становится тот, которому это удается.

Правила игры: Запрещается наклонять корпус ниже пояса, выставлять голову вперед, менять ногу. Если игрок сменил ногу или наступил на линию круга, он считается побежденным. Если игроки  за полторы минуты не смогли вытолкнуть друг друга, воспитатель должен сменить их.

Примечание: в игру входят такие элементы, как подскоки, толчки, обманные действия, применение силы, сопротивление. Все эти элементы нужны в условиях борьбы стоя на одной ноге.

В игре участвуют только мальчики, по возможности одного роста и веса.

                                         

                           ИГРА- №6.(  старшего возраста.)

«ПЕРЕТЯГИВАНИЕ ПАЛКОЙ» (КЪАБАЛАЙ ИСЫН)

Цель: - Развивать силу мышц рук и ног;

           - Упражнять в умении действовать по сигналу;

           - Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, умению противостоять силе противника.

Оборудование:  деревянная палка диаметром 25мм, длиной один метр.

Содержание игры: Через середину круга диаметром  три метра проводиться прямая, делящая его на две равные части. Двое играющих садятся по обе стороны линии лицом друг к другу так, чтобы их выставленные вперед ноги плотно упирались ступнями друг в друга. Играющие наклоняют свой корпус и вытягивают руки вперед, обхватив кистями обеих рук деревянную палку,  и по команде воспитателя стараются перетянуть противника на свою сторону. Тот, кому это удается, становиться победителем.

Правила игры: во время игры ноги должны быть вытянуты строго вперед и плотно прижаты друг к другу.

Тянуть разрешается только за счет силы рук и разгибания корпуса. Ложиться на бок во время единоборства запрещается.

Вариант игры: одновременно могут состязаться несколько пар.

Примечание: детям нельзя давать долго находиться в напряженном состоянии, если никто никого за полторы минуты не перетянет, то воспитатель производит замену играющих.

     

                                     

                                     3-ья часть

 

 Выступление - «Национальный танец».

   

        Сюрпризный - момент «Пир Нартов»

           (Входит девочка в национальном, костюме с тремя пирогами, приглашая на пир.)

 Дети:- ( Под  мелодию  Симд – пританцовывая,  сделав круг за направляющим - направляются   к выходу)

        Конец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нартский эпос. Путешествие по земле нартов

Воспитатель ГКУ Республиканского реабилитационного центра "Намыс" Гугова З.Х.Путешествие по земле нартов Цели:   Расширение, углубление и систематизация знаний детей о нартском эпосе....

"Путешествие в страну Нартов"

Музыкальное развлечение...

Технологическая нарта НОД аппликация из ниток "Улитка" с детьми младшего возраста

Данная методическая разработка используется мною для реализации кружковой деятельности "Волшебшые пальчики"...

Технологическая нарта совместной деятельности с детьми с ОВЗ "Снеговик" (рисование)

Материал представляет собой конспект занятия по изодеятельности (рисованию) для детей с ОВЗ  по теме "Снеговик". Предполагает обучение изображению снеговика, украшенного дополнительными...

Технологическая нарта совместной деятельности с детьми с ОВЗ "Танк" лепка

Занятия лепкой дают простор детской фантазии. В ней ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он не просто рассматривает его, а осязает своими руками со всех сторон. А чем больше количество...

Технологическая нарта совместной деятельности с детьми с ОВЗ по развитию мелкой моторики рук "Шнуровочки"

Методическая разработка для индивидуальных и групповых занятий с детьми. Возможно для учащихся ОВЗ и коррекционно - развивающих занятий...

Спортивное развлечение «СИЛА НАРТОВ»

Спортивное развлечение«СИЛА НАРТОВ»...