Физкультминутки и их место в режиме дня
консультация по физкультуре на тему
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkultminutki_i_ih_mesto_v_rezhime_dnya.docx | 95.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Консультация для воспитателей
«Физкультминутки и их место в режиме дня»
Подготовила:
инструктор по ФИЗО
Семенова Л.А.
г.Туймазы
Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям активный отдых, умственную работоспособность на занятии.
Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха. Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Их цель – поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Утомление детей обычно наступает после 10-12 минуты. Оно сказывается на их поведении: ребята отвлекаются, шумят, переговариваются. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что дети устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив на другой активный вид деятельности. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин.
Ребята выполняют физические упражнения, стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полу приседания, подпрыгивания, ходьба).Физкультминутка может сопровождаться текстом связанным или не связанным с содержанием занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей - глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным. Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением. Дети могут выполнять под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть 1-2 куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями (кружение, наклоны, приседания и т.п.). Если на занятиях у детей не наблюдается признаков утомления физкультминутку можно не проводить.
Основные требования к проведению физкультминуток:
- проводятся на начальном этапе утомления 8-13-15-я минута занятия (в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.);
-подбираются хорошо знакомые детям, простые, занимательные упражнения;
- отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;
-комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и его содержания;
- подбираются разные по содержанию и по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, результативность.
Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнение движений под стихотворный текст, а также в виде любого двигательного действия и задания.
Общеразвивающие упражнения для физкультминуток подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно подбирать 3-4 упражнения, закончить физкультминутки можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах занятий, но лучше всего там, где чётко выделены структурные части.
Подвижные игры в качестве физкультминуток могут использоваться на всех видах занятий. Следует подбирать игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия, так как они могут быть проведены в любой его части и в любое, по усмотрению воспитателя время.
Например, на занятиях по ознакомлению с животным миром полезными будут игры «Мышеловка», «Котята и щенята», «Зайцы и волк» и т. п.
Дидактические игры в движении – физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, по математике: «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам», «Вершки и корешки», «Где мы были – мы не скажем, а что делали - покажем» и т. д.
Танцевальные движения можно использовать между структурными частями занятий под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Танцевальные движения под музыку создают у детей хорошее настроение, развивают творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, не громкие, иногда плавные, лирические.
Физкультминутки под стихотворный текст в практике дошкольных учреждений используются чаще всего. При подборе их к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее:
- стихотворный текст должен быть высокохудожественным. Могут быть использованы стихи известных поэтов, потешки, загадки, считалки;
- преимущество следует отдавать стихам с чётким ритмом, так как они дают возможность использовать разнообразные движения;
- содержание текста стихотворения должны сочетаться с темой занятия, его программной задачей.
В качестве физкультминуток могут быть использованы любые двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия. Так, например, отгадывать загадки ребята, могут не словами, а движениями (изобразить зайчика, медведя, лягушку, ёлку, гриб и т. д.). Ценность таких отгадок в том, что ребёнок ищет образ отгадки в движении, что заставляет его более активно вспомнить, думать, находить наиболее выразительные движения.
Можно использовать различные имитационные движения: изображения спортсменов (лыжник, гимнаст, боксёр), отдельные трудовые действия (рубим дрова, заводим мотор и т. д.), повадки животных (лиса крадётся, заяц прыгает).
Воспитатель наблюдает за самочувствием и поведением детей, как во время физкультминутки, так и после неё. Данные наблюдения используются для боле рационального подбора упражнений и совершенствования методики.
Комплексы физкультминуток.
1.Приплыли тучи, дождевые- руки вытянуты, ладоши вниз.
Лей дождик - лей! - потряхивают руками, топают.
Дождинки как живые, пляшут, ногами.
Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт
А тёплый дождик неугомонный
Льёт, льёт, льёт! - наклоняются, садятся.
2.Зайки, где вы пропадали?
-Мы в капусте отдыхали,- трясутся от страха
А капусту вы не ели?
-Только носиком задели.
Вас бы надо наказать.
-Так попробуй нас догнать!- убегают.
3.Сначала буду маленьким, - присесть, обнять колени руками,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим, - встать,
До неба дотянусь, - поднять руки вверх, встать на носочки.
4.Ветер дует нам в лицо - машут руками на лицо.
Закачалось деревцо - качаются из стороны в сторону.
Ветер тише, тише, тише - приседая, машут руками вверх- вниз.
Деревцо всё выше, выше - тянутся вверх.
5.Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни.
Хочешь эдак, хочешь так ─
Не обидятся никак.
(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха).
6.Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Выполнять согласованные со словами действия).
7.Гриша шел-шел-шел,
Белый гриб нашел.
Раз - грибок,
Два - грибок,
Три - грибок,
Положил их в кузовок.
(Выполнять согласованные со словами действия).
8.Эй, кузнец, молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
- Отчего-ж не подковать?
Вот гвоздь, вот подкова –
Раз, два и готово.
(Выполнять согласованные со словами действия).
9.Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
10.Дождь
Капля - раз, капля – два - хлопки руками на каждое слово.
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом –
Все бегом, бегом, бегом - бег.
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять - хлопки руками на каждое слово.
Кап-кап, кап-кап - свободные движения пальчиками.
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем - соединить руки над головой.
11.Листопад
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад - взмахи руками.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят - повороты вокруг себя.
12.Обуваемся
Я умею обуваться,
Топать ногами - если только захочу,
Я и маленького братца - руки перед грудью,
Обуваться научу - называют "маленького братца".
Вот они, сапожки - наклон вперед.
Этот с правой ножки – погладить правую ногу.
Этот с левой ножки - погладить левую ногу.
13.Снегопад
Белый снег, пушистый - взмахи руками.
В воздухе кружится - повороты вокруг себя.
И на землю тихо
Падает, ложится - опуститься на корточки.
14.Машина- 1
Шла по улице машина - двигаться в заданном
Шла машина без бензина - направлении, вращая
Шла машина без шофера - воображаемый руль.
Без сигнала светофора,
Шла, сама, куда не зная,
Шла машина заводная.
15.Машина - 2
Завели машину: ш-ш-ш - вращения руками перед грудью
Накачали шину: ш-ш-ш. "Насос" - вращение воображаемого
Улыбнулись веселей, и поехали скорей - руля.
16.Хлоп - топ
Мы ручками похлопаем:
Хлоп, хлоп, хлоп.
Мы ножками потопаем:
Топ, топ, топ.
17.Весенний дождь
Поутру надел на ножки - пробегать" пальчиками одной руки по другой
Дождь хрустальные сапожки - от предплечья к кисти.
Где наступит сапожок - похлопывать руки ладонями.
Там раскроется цветок.
От дождя травинки
Распрямляют спинки - поглаживать руки ладонями.
18.Солнышко
На носочки встанем,
Солнышко достанем.
До пяти считаем,
Руки поднимаем.
19.Радуга
В небе радуга висит – в воздухе "нарисовать" радугу.
Детвору веселит - потянуться вверх и помахать кистями рук.
С нее, как с горки - опустить руки вниз.
Едут Егорка, петух, кот, свинья и я - загибать пальцы на руке.
20. Пароход
От зеленого причала
Оттолкнулся пароход
Он назад шагнул сначала.
А потом шагнул вперед.
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.
.
21.Прогулка
С тобой гуляем весело,по улице идем.
И по дороге песенку
Веселую поем - шагать на месте.
Ля-ля-ля-ля - 4 хлопка.
По улице идем - шаги на месте.
Ля-ля-ля-ля - 4хлопка.
Мы песенку поем - шаги на месте.
22.Фрукты
Будем мы варить компот - маршировать на месте.
Фруктов нужно много.
Вот - показать руками - "много".
Будем яблоки крошить - имитировать, как крошат,
Грушу будем мы рубить - рубят,
Отожмем лимонный сок - отжимают
Слив положим и песок - кладут, насыпают песок.
Варим, варим мы компот - повернуться вокруг себя.
Угостим честной народ - хлопать в ладоши.
23.Птички
Птички прыгают, летают,
Птички весело поют,
Птички крошки собирают,
Птички зернышки клюют.
Перышки почистили,
Клювики почистили,
Дальше полетели
И на место сели.
(Выполнять согласованные со словами действия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Физкультминутки и их место в режиме дня»
Материал предназначен для воспитателей ДОУ. Содержание включает в себя особенности проведения физкультминуток в режиме дня....
Физкультминутки и их место в режиме дня
Научными исследованиями установлено , что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления....
Консультации для воспитателей «Физкультминутки и их место в режиме дня»
Основные требования к проведению физкультминуток....
Консультация для педагогов на тему: "Физкультминутки и их место в режиме дня"
Консультация для педагогов на тему: "Физкультминутки и их место в режиме дня"...
Консультация для педагогов На тему:«Физкультминутки и их место в режиме дня»
Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям активный отдых, умственную работоспособность на занятии. Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в...
Консультация для педагогов по теме: «Физкультминутки и их место в режиме дня».
Консультация для педагогов по теме:«Физкультминутки и их место в режиме дня»....
Физкультминутки и их место в режиме дня
Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям активный отдых, умственную работоспособность на занятии.Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в в...