Мастер класс по изготовлению дидактических игр и пособий по физической культуре
материал по физкультуре (старшая группа) на тему

Касьянова Лариса Анатольевна

     Основное назначение предлагаемых игр — усиление образовательной направленности в обучении детей движениям. Само движение остается основным и обязательным компонентом игр, но выступает уже не только как конкретное двигательное действие, где надо получить определенные результаты, а в качестве познавательного объекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx690.53 КБ
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx690.53 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс по изготовлению дидактических игр и пособий по физической культуре в детском саду.

Автор: Касьянова Л.А Картинки по запросу физкультура для детей картинки             http://2.bp.blogspot.com/-27bxOJk6jfc/VFVleBm3nCI/AAAAAAADJXE/4tQLEpCJhE4/s1600/101292319_large_14.png                               

     Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни. Во время игры, ребёнок, даже не подозревая об этом, может получать новые знания, умения, навыки, развивать способности. Любая игра – это, прежде всего, общение со сверстниками или взрослым. И именно в этот момент ребенок учится уважительно относиться к чужим победам и  достойно переносить свои неудачи. Из большого разнообразия игр хочется выделить дидактические игры, которые в руках педагога становятся интересным, захватывающим, эмоциональным и творческим средством воспитания гармонично развитой личности ребенка.

     В существующей практике обучения основным движениям детей в дошкольных учреждениях преобладают методы прямого обучения, которые не всегда эффективны. Внесение игрового компонента в обучение дает возможность ребенку посмотреть на движение с практической, т. е. игровой, позиции, учит его трансформировать двигательные умения в свою непосредственную деятельность.

     Основное назначение предлагаемых игр — усиление образовательной направленности в обучении детей движениям. Само движение остается основным и обязательным компонентом игр, но выступает уже не только как конкретное двигательное действие, где надо получить определенные результаты, а в качестве познавательного объекта.

     Через игры дети знакомятся с многообразием движений, их назначением; учатся дифференцировать движения по видам и способам выполнения; соотносить, сравнивать выполняемое движение с имеющимися мерками — двигательными эталонами; упражняются в применении движений в новой необычной обстановке.

     С помощью дидактической игры организуются дополнительное восприятие, различение движений, узнавание их не только по внешнему действию, но и по словесному описанию. Таким образом дети учатся делать первичные обобщения, группировать движения по определенным свойствам. Дидактические игры рекомендуются для использования на занятиях по физкультуре и в самостоятельной двигательной деятельности детей пяти-семи лет. Длительность игр — 7—10 минут, количество игроков — 6—10 человек.

     Представленные ниже дидактические игры по физическому воспитанию способствуют закреплению у детей знаний, полученных на тематических занятиях по физическому воспитанию. Основная их цель – формирование у детей устойчивого интереса к физкультуре и спорту. Все игры многофункциональны. Они не только развивают интерес к спорту, но и способствуют формированию и развитию психических процессов:
— развитию восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени;
— развитию зрительного и слухового внимания;
— формированию и развитию мыслительных операций (сравнения, сопоставления, обобщения, исключения, классификации), операций анализа и синтеза; формированию логического мышления детей;
— формированию общей и мелкой моторики рук.
Все игры я сделала своими руками. Для изготовления игр были использованы фотографии и символы видов спорта, а также картинки из настольных игр и раскрасок.

Методические рекомендации к использованию дидактических игр по физическому воспитанию

  • В дидактические игры следует играть во время самостоятельной или совместной деятельности детей и педагога.
  • Для игры в настольные игры следует выбирать стол, за которым смогут комфортно сидеть все участники игры.
  • Участие в играх педагога повышает интерес детей к играм, способствуют развитию дружеских отношений.
  • Для развития активности и самостоятельности целесообразно роль ведущего поручать кому-нибудь из ребят.
  • Новую игру следует четко, кратко объяснить, отдельные моменты можно показать.
  • Ход игры и ее правила объясняются перед началом. При необходимости воспитатель может показать и с помощью вопросов выяснить, как дети поняли игру.
  • Все указания по ходу игры нужно давать в спокойном тоне, отмечать правильное выполнение заданий, соблюдение правил.
  • Деятельность детей в игре оценивается всеми ее участниками; при этом важно отмечать соблюдение правил, качество ответов, самостоятельность в организации и проведении игр.
  • После игры необходимо дать объективный анализ поведения всех играющих, выполнения ими всех правил, что способствует формированию дружеских отношений и сознательного отношения каждого ребенка к своему поведению.

Описание дидактических игр.

«Гантели – конфетки»

Материал: пластиковые бутылки, деревянная палочка для соединения бутылок между собой, цветной скотч или изолента, горох (или другой материал для их наполнения).
Задачи: учить выполнять ОРУ с предметом, для развития силы рук, воспитывать любовь к спорту
«Мой режим»

Цели и задачи: формировать у детей стремление вести здоровый образ жизни; учить детей составлять правильный режим дня; развивать память, внимание, логику.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Ребенку предлагается рассмотреть режим дня в картинках, и определить какие моменты отсутствуют. На начальном этапе обучения отсутствует только одна картинка.

http://s020.radikal.ru/i716/1703/ed/d257535ef47a.png

При последующем усвоении темы «Режим дня», количество отсутствующих картинок становится больше. На завершающем этапе ребенок самостоятельно выкладывает режим

Спортивный инвентарь — карточки для детей

   

Карточка для изучения спортивного инвентаряСпортивный инвентарь — это огромное количество спортивных принадлежностей, составляющие общую картину каждого вида спорта.

Например, понятно, что футбольный мяч может говорить о таком виде спорта, как футбол, а теннисная ракетка непосредственно о теннисе.

Дошкольникам будет интересно изучать спортивный инвентарь через специальные карточки, где без лишних предметов в хорошем качестве обозначен каждый элемент в деталях.

Чтобы провести занятие, необходимо распечатать необходимые карточки на листах А4 или фотобумаге подобного размера. После формирования необходимого количества карточек, занятие с демонстрационным материалом проводится в виде демонстрации каждой карточки и рассказе об конкретном инвентаре. В каком виде спорта он используется, насколько популярен этот вид спорта.

«На зарядку становись»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей составлять упражнения для утренней гимнастики; развивать память, мышление, логику.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Игрок выбирает карточку с изображением для исходного положения. Затем подбирает движения для самого упражнения (на счет 1-2 или 1-4) так, чтобы промежуточные положения тела и конечностей сочетались. После составления упражнения ребенок должен его выполнить. Играющих может быть несколько человек. Они по очереди составляют упражнение, а остальные должны выполнить задание.

http://images.myshared.ru/19/1185327/slide_9.jpg

        

Игра-моталка «Снежинка»

Цели:

1. Развивать мелкую моторику рук детей, ловкость, внимание, быстроту, скоординированность движения пальцев и кистей рук, сосредоточенность.

2. Воспитывать интерес к играм соревновательного характера, умение доводить начатое дело до конца.

3. Повышать эмоциональное состояние детей.

Эту игру можно использовать в свободной деятельности, в играхсоревновательного характера. Дети берут в руки карандаш и по сигналу воспитателя наматывают шнур до кольца. Побеждает тот, кто спр авился первым с заданием.

«Эспандер детский» 

Цель: стимулирование и совершенствование развития двигательных способностей и физических качеств у детей посредством использования нестандартного оборудования.

Задачи:
1. Вызвать интерес детей к различным видам двигательной деятельности, желание заниматься спортом.
2. Увеличить двигательную активность детей.
3. Поднять эмоциональный настрой на занятиях и вне занятий.

Дидактическая игра «Виды спорта»

Цель: познакомить детей с видами спортаспортивным инвентарем; пополнить словарный запас ребенка новыми словами; создание у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом;

Задачи:

- знакомство детей с разными видами спорта;

- развитие положительной мотивации к занятиям спортом и приобщение к здоровому образу жизни;

- расширение двигательных возможностей ребенка, за счет освоения новых движений;

- обогащение знаниями в области физической культуры и спорта;

- формирование интереса к определенному виду спорта.

- обогатить и систематизировать знания детей о видах спорта;

- развивать логическое мышление;

- развивать речь дошкольников;

- формировать потребность в здоровом образе жизни.

Предполагаемый результат:

- научить ориентироваться в разных видах спорта;

- развитие положительных мотиваций к занятиям спортом;

- расширение двигательных возможностей детей за счёт освоения новых доступных движений;

- формирование интереса к определённым видам спорта;

- развитие уверенности в своих возможностях.

Ход игры.

Правильно подобрать картинки к каждому виду спорта. Называть, что на ней нарисовано. Объяснить, почему именно эта картинка.

ФУТБОЛ

Футбол - командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника.

•         Дидактическая игра «Подбери ключ к замку» 

Цели: научить соотносить форму и вкладыш; развить зрительно-двигательные координации, моторику; закрепить знание основных цветов; развить внимание, речь. найти раньше команды-соперника нужный  КЛЮЧ и положить его на замок.

: повысить интерес к физической культуре и здоровому образу жизни.

Задачи:

- Активизировать двигательную деятельность детей, развивать быстроту, ловкость, координацию движений, ориентировку в пространстве

- Прививать любовь к спорту и физической культуре;

- Развивать выдержку и внимание в играх и эстафетах;

- Создать радостное эмоциональное настроение.

Оборудование: картонные замки, набор вкладышей- ключей.



Предварительный просмотр:

Мастер – класс по изготовлению дидактических игр и пособий по физической культуре в детском саду.

Автор: Касьянова Л.А Картинки по запросу физкультура для детей картинки             http://2.bp.blogspot.com/-27bxOJk6jfc/VFVleBm3nCI/AAAAAAADJXE/4tQLEpCJhE4/s1600/101292319_large_14.png                               

     Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни. Во время игры, ребёнок, даже не подозревая об этом, может получать новые знания, умения, навыки, развивать способности. Любая игра – это, прежде всего, общение со сверстниками или взрослым. И именно в этот момент ребенок учится уважительно относиться к чужим победам и  достойно переносить свои неудачи. Из большого разнообразия игр хочется выделить дидактические игры, которые в руках педагога становятся интересным, захватывающим, эмоциональным и творческим средством воспитания гармонично развитой личности ребенка.

     В существующей практике обучения основным движениям детей в дошкольных учреждениях преобладают методы прямого обучения, которые не всегда эффективны. Внесение игрового компонента в обучение дает возможность ребенку посмотреть на движение с практической, т. е. игровой, позиции, учит его трансформировать двигательные умения в свою непосредственную деятельность.

     Основное назначение предлагаемых игр — усиление образовательной направленности в обучении детей движениям. Само движение остается основным и обязательным компонентом игр, но выступает уже не только как конкретное двигательное действие, где надо получить определенные результаты, а в качестве познавательного объекта.

     Через игры дети знакомятся с многообразием движений, их назначением; учатся дифференцировать движения по видам и способам выполнения; соотносить, сравнивать выполняемое движение с имеющимися мерками — двигательными эталонами; упражняются в применении движений в новой необычной обстановке.

     С помощью дидактической игры организуются дополнительное восприятие, различение движений, узнавание их не только по внешнему действию, но и по словесному описанию. Таким образом дети учатся делать первичные обобщения, группировать движения по определенным свойствам. Дидактические игры рекомендуются для использования на занятиях по физкультуре и в самостоятельной двигательной деятельности детей пяти-семи лет. Длительность игр — 7—10 минут, количество игроков — 6—10 человек.

     Представленные ниже дидактические игры по физическому воспитанию способствуют закреплению у детей знаний, полученных на тематических занятиях по физическому воспитанию. Основная их цель – формирование у детей устойчивого интереса к физкультуре и спорту. Все игры многофункциональны. Они не только развивают интерес к спорту, но и способствуют формированию и развитию психических процессов:
— развитию восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени;
— развитию зрительного и слухового внимания;
— формированию и развитию мыслительных операций (сравнения, сопоставления, обобщения, исключения, классификации), операций анализа и синтеза; формированию логического мышления детей;
— формированию общей и мелкой моторики рук.
Все игры я сделала своими руками. Для изготовления игр были использованы фотографии и символы видов спорта, а также картинки из настольных игр и раскрасок.

Методические рекомендации к использованию дидактических игр по физическому воспитанию

  • В дидактические игры следует играть во время самостоятельной или совместной деятельности детей и педагога.
  • Для игры в настольные игры следует выбирать стол, за которым смогут комфортно сидеть все участники игры.
  • Участие в играх педагога повышает интерес детей к играм, способствуют развитию дружеских отношений.
  • Для развития активности и самостоятельности целесообразно роль ведущего поручать кому-нибудь из ребят.
  • Новую игру следует четко, кратко объяснить, отдельные моменты можно показать.
  • Ход игры и ее правила объясняются перед началом. При необходимости воспитатель может показать и с помощью вопросов выяснить, как дети поняли игру.
  • Все указания по ходу игры нужно давать в спокойном тоне, отмечать правильное выполнение заданий, соблюдение правил.
  • Деятельность детей в игре оценивается всеми ее участниками; при этом важно отмечать соблюдение правил, качество ответов, самостоятельность в организации и проведении игр.
  • После игры необходимо дать объективный анализ поведения всех играющих, выполнения ими всех правил, что способствует формированию дружеских отношений и сознательного отношения каждого ребенка к своему поведению.

Описание дидактических игр.

«Гантели – конфетки»

Материал: пластиковые бутылки, деревянная палочка для соединения бутылок между собой, цветной скотч или изолента, горох (или другой материал для их наполнения).
Задачи: учить выполнять ОРУ с предметом, для развития силы рук, воспитывать любовь к спорту
«Мой режим»

Цели и задачи: формировать у детей стремление вести здоровый образ жизни; учить детей составлять правильный режим дня; развивать память, внимание, логику.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Ребенку предлагается рассмотреть режим дня в картинках, и определить какие моменты отсутствуют. На начальном этапе обучения отсутствует только одна картинка.

http://s020.radikal.ru/i716/1703/ed/d257535ef47a.png

При последующем усвоении темы «Режим дня», количество отсутствующих картинок становится больше. На завершающем этапе ребенок самостоятельно выкладывает режим

Спортивный инвентарь — карточки для детей

   

Карточка для изучения спортивного инвентаряСпортивный инвентарь — это огромное количество спортивных принадлежностей, составляющие общую картину каждого вида спорта.

Например, понятно, что футбольный мяч может говорить о таком виде спорта, как футбол, а теннисная ракетка непосредственно о теннисе.

Дошкольникам будет интересно изучать спортивный инвентарь через специальные карточки, где без лишних предметов в хорошем качестве обозначен каждый элемент в деталях.

Чтобы провести занятие, необходимо распечатать необходимые карточки на листах А4 или фотобумаге подобного размера. После формирования необходимого количества карточек, занятие с демонстрационным материалом проводится в виде демонстрации каждой карточки и рассказе об конкретном инвентаре. В каком виде спорта он используется, насколько популярен этот вид спорта.

«На зарядку становись»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей составлять упражнения для утренней гимнастики; развивать память, мышление, логику.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Игрок выбирает карточку с изображением для исходного положения. Затем подбирает движения для самого упражнения (на счет 1-2 или 1-4) так, чтобы промежуточные положения тела и конечностей сочетались. После составления упражнения ребенок должен его выполнить. Играющих может быть несколько человек. Они по очереди составляют упражнение, а остальные должны выполнить задание.

http://images.myshared.ru/19/1185327/slide_9.jpg

        

Игра-моталка «Снежинка»

Цели:

1. Развивать мелкую моторику рук детей, ловкость, внимание, быстроту, скоординированность движения пальцев и кистей рук, сосредоточенность.

2. Воспитывать интерес к играм соревновательного характера, умение доводить начатое дело до конца.

3. Повышать эмоциональное состояние детей.

Эту игру можно использовать в свободной деятельности, в играхсоревновательного характера. Дети берут в руки карандаш и по сигналу воспитателя наматывают шнур до кольца. Побеждает тот, кто спр авился первым с заданием.

«Эспандер детский» 

Цель: стимулирование и совершенствование развития двигательных способностей и физических качеств у детей посредством использования нестандартного оборудования.

Задачи:
1. Вызвать интерес детей к различным видам двигательной деятельности, желание заниматься спортом.
2. Увеличить двигательную активность детей.
3. Поднять эмоциональный настрой на занятиях и вне занятий.

Дидактическая игра «Виды спорта»

Цель: познакомить детей с видами спортаспортивным инвентарем; пополнить словарный запас ребенка новыми словами; создание у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом;

Задачи:

- знакомство детей с разными видами спорта;

- развитие положительной мотивации к занятиям спортом и приобщение к здоровому образу жизни;

- расширение двигательных возможностей ребенка, за счет освоения новых движений;

- обогащение знаниями в области физической культуры и спорта;

- формирование интереса к определенному виду спорта.

- обогатить и систематизировать знания детей о видах спорта;

- развивать логическое мышление;

- развивать речь дошкольников;

- формировать потребность в здоровом образе жизни.

Предполагаемый результат:

- научить ориентироваться в разных видах спорта;

- развитие положительных мотиваций к занятиям спортом;

- расширение двигательных возможностей детей за счёт освоения новых доступных движений;

- формирование интереса к определённым видам спорта;

- развитие уверенности в своих возможностях.

Ход игры.

Правильно подобрать картинки к каждому виду спорта. Называть, что на ней нарисовано. Объяснить, почему именно эта картинка.

ФУТБОЛ

Футбол - командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника.

•         Дидактическая игра «Подбери ключ к замку» 

Цели: научить соотносить форму и вкладыш; развить зрительно-двигательные координации, моторику; закрепить знание основных цветов; развить внимание, речь. найти раньше команды-соперника нужный  КЛЮЧ и положить его на замок.

: повысить интерес к физической культуре и здоровому образу жизни.

Задачи:

- Активизировать двигательную деятельность детей, развивать быстроту, ловкость, координацию движений, ориентировку в пространстве

- Прививать любовь к спорту и физической культуре;

- Развивать выдержку и внимание в играх и эстафетах;

- Создать радостное эмоциональное настроение.

Оборудование: картонные замки, набор вкладышей- ключей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия "Песочные чудеса"

Цель: вызвать интерес детей к созданию различных образов в нетрадиционной технике рисования....

Мастер - класс по изготовлению дидактического пособия "КАРТА МИРА"

Малыши  с удовольствием рассматривают карту, глобус, параллельно запоминая множество  полезных сведений. Давайте поможем ребенку научиться  хорошо ориентироваться в пространстве, ...

Мастерим игры своими руками. Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста

Предлагаю педагогам и родителям детей от 2 до 7 лет самостоятельно буквально за несколько минут изготовить вот такой яркий, забавный и полезный конструктор....

Конспект мастер класса по изготовлению нетрадиционного оборудования для занятий по физической культуре

Занятие  проводится во II полугодии. Для родителей старших и подготовительных групп...

Мастерим игры своими руками. Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста

Начиная с самого раннего возраста ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представ...

Мастер-класс по изготовлению дидактических игр своими руками "Сборник дидактических пособий Умные книжки-малышки"

Я работаю в группе с детьми раннего возраста. В этом возрасте у детей преобладают зрительно – эмоциональная память, наглядно – действенное мышление, они очень любознательны, любят все ярко...