"Организация подвижных игр на прогулке"
консультация по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
«Организация подвижных игр на прогулке»
Цель: расширить знания у педагогов о повышении двигательной активности детей на прогулке за счет проведения подвижных игр.
Структурным компонентом каждой прогулки являются организованные взрослым подвижные игры и игровые упражнения. У детей дошкольного возраста еще мал опыт самостоятельной двигательной активности, многие движения находятся в стадии формирования.
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
Подвижные игры и игровые упражнения проводятся ежедневно с целью всестороннего развития детей для тренировки и закрепления двигательных навыков.
С их помощью на прогулке успешно решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
- Охрана и укрепление здоровья детей;
- Повышение умственной и физической работоспособности;
- Дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;
- Совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
- Развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;
- Воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.
Подвижные игры на прогулке проводятся ежедневно продолжительностью от 6 до 10 минут. В летнее время планируется по одной игре в утренний и вечерний отрезок времени. Зимой, чтобы создать у детей бодрое настроение пребывание на свежем воздухе лучше начинать с подвижной игры.
Подвижные игры делятся на 2 группы:
Элементарные игры
- Сюжетные подвижные игры преимущественно проводятся коллективно. Действия детей в них тесно взаимосвязаны. Обычно основная группа изображает, например птичек, зайчиков, а один ребенок становиться исполнителем ответственной роли - волка, лисы, кота. Активность ребенка, исполняющего роль волка, побуждает всех участников игры двигаться быстрее, энергичнее. При проведении сюжетных подвижных игр с детьми можно использовать шапочки, элементы костюмов, сами костюмы, подчеркивающие особенности персонажей: кота, медведя, волка, петуха и др. Для остальных детей, принимающих участие в игре в качестве мышек, птичек, цыплят, шапочки не обязательны
-Бессюжетные подвижные игры основаны на простых движениях, в них нет образов, игровые действия связаны с выполнением конкретного двигательного задания.
Бессюжетные игры типа «ловишек», перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают; все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственны ролей, взаимосвязанных игровых действий всех участников.
.
-Игры-забавы, народные игры и аттракционы можно использовать в праздниках, развлечениях или просто поиграть в течении дня. Цель этих игр - создание веселого, радостного настроения.
К сложным подвижным играм относятся разнообразные спортивные игры: футбол, баскетбол, хоккей и т. д. Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста.
Подвижные игры так же различаются по степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий. Игры бывают:
- большой подвижности
«Пятнашки», «Мы веселые ребята», «Мыши и кот», «Рыбаки и рыбки», «Бездомный заяц» и др.
- средней подвижности
«Море волнуется раз… », «Ручеек», «Я садовником родился», «Пустое место», «Заинька, выходи», «Светофор» и др.
- малой подвижности
«Чего не стало? », «Кто позвал? », «Съедобное - несъедобное», «Тишина», «Медведь» и др.
Рекомендуется проводить три подвижные игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности либо можно ограничиться лишь игровыми упражнениями. Проводить их нужно в середине или конце прогулки.
Существуют различные варианты подвижных игр. Вариативность, позволяет использовать их боле целесообразно, с учетом подготовки детей.
Подвижные игры можно усложнять, но изменения должны быть обоснованными. Можно усложнить двигательные задания (увеличить расстояние для бега, прыжков); ввести новые движения («Поезд», «Чье звено скорее передаст флажок»); изменить форму построения игры (просто бегут, обойти обруч). Можно изменить темп движения, увеличить число ловящих, усложнить правила (бежать только в определенном направлении). Или роль выполняет воспитатель, потом ребенок. Можно ограничить площадь, увеличить расстояние. К составлению новых вариантов игр, можно привлекать детей.
Подвижные игры на прогулке активизируют движения детей, обогащают их новыми яркими впечатлениями
Методика проведения подвижных игр.
1. Выбор игры.
-Игры подбираются в соответствии с программными задачами данного возраста.
-Учитывается время года и погодные условия.
-Место в режиме дня (динамичные в 1-ю половину дня, во 2-ю разные игры, но учитывать усталость и физическую нагрузку в течении дня.
- По желанию детей
-По желанию именинника.
- По желанию тех, кто отличился чем-то хорошим
2. Сбор детей на игру.
-Сделать разметку на игровой площадке, подготовить пособия и оборудование.
-Сбор на игру 1-2мин.
Старший возраст:
-зазывалочки («Раз, два, три, играть скорей беги! »)
-загадывание загадки
-показ яркой картинки
- слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком, свисток.
-поручить отдельным детям собрать остальных, пока вращается юла
или звучит музыка
- «Играть будут те, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой
Младший возраст: -пение песни, рассказывание стихотворения, демонстративно сопровождая движение «Мой веселый звонкий мяч… ».
-позвонить в колокольчик
-собрать детей с помощью показа яркой игрушки.
-одеть маску-шапочку
3. Объяснение игры.
-Должно быть кратким понятным, интересным и эмоциональным.
-В млад. гр. педагог размещает детей по кругу. Объяснение делается в ходе самой игры.
Сам педагог размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать, сопровождается показом («как прыгает зайчик, «выезжает автомобиль»). Разучивать текст специально не надо, дети его выучат в ходе игры. Педагог на себя берет исполнение главной роли, а потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям.
В старших группах дети размещаются в шеренгу, полукругом, стайкой. Последовательность объяснения: название игры, содержание, подчеркнуть правила, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих, начать игровые действия.
Если игра сложная- не нужно давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить самое главное, а потом в процессе игры, дополнить основной рассказ конкретными деталями. При повторном проведении правила уточняются.
Если игра знакомая- можно привлекать самих детей к объяснению или вспомнить отдельные важные моменты.
4. Распределение ролей
-считалкой (они предупреждают конфликты)
-при помощи всевозможных вертушек (юла, кегля)
-по желанию
-по выбору именинника
5. Руководство в ходе игры.
В целом, контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Всей игровой деятельностью руководит педагог. Он дает команды, сигнал к началу игры, указания в ходе игры, оценивает действия и поведение детей, поощряет удачное исполнение, подсказывает, как целесообразно выполнить движение, делает замечания в доброжелательной форме, регулирует физическую нагрузку.
Игры большой подвижности повторяются 2-4 раза, более спокойные 3-5 раз. Общая продолжительность игры в младшей группе -5-7 мин., в старшей группе -до 15мин.
6. Окончание игры, подведение итогов.
Подведение итогов игры должно проходить в интересной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. В младшей группе педагог заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера.
В старших группах подводится итог: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявляя ловкость, быстроту, смекалку, соблюдал правила, выручал товарищей, называет тех, кто нарушал правила, анализирует, как удалось достичь успеха. К обсуждению можно привлекать детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.
Когда педагог хорошо знает схему организации и методику проведения подвижной игры, соблюдает ее, использует интересный речевой материал, то тогда у детей появляется интерес к играм, потребность в них. Формируются навыки самоорганизации, ответственности и дисциплины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Организация подвижных игр на прогулке"
Консультация для воспитателей...
Буклет "Организация подвижных игр на прогулке"
Ориентация системы образования на разностороннее развитие дошкольников, необходимость подготовки его к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях ставят перед педагогами и родителям...
Организация подвижных игр на прогулке в летний оздоровительный период
Организация подвижных игр на прогулке в летний оздоровительный период...
"Организация подвижной активности на прогулке"
Статья предназначена для педагогов ДОУ...
Организация подвижных игр на прогулке.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ по физизеской культуре....
Семинар-практикум для педагогов ДОУ по физкультуре «Организация подвижных игр на прогулке»
В семинаре-практикуме описывается методика проведения подвижных игр на прогулке, классификация подвижных игр, вариативность усложнения игр....
Семинар-практикум для воспитателей "Организация подвижных игр на прогулке"
Методическая разработка проведения семинара-практикума для воспитателей "Организация подвижных игр на прогулке"....