Рабочая программа по реализации образовательной программы группа общеразвивающей направленности детей 5-6 лет, образовательная область "Физическое развитие"
рабочая программа по физкультуре (старшая группа) на тему

Серегина Ксения Юрьевна

Рабочая программа по реализации образовательной программы группа общеразвивающей направленности детей 5-6 лет, образовательная область "Физическое развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_starshaya_gruppa.docx83.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 «Радуга»

Утверждаю

 Заведующего МБДОУ №11

________________ О.А. Ротарь

Приказ №146

от «29» августа 2018г.

Принята на педагогическом совете Протокол № 1

от «29» августа 2018 г.

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 Группы общеразвивающей направленности детей 5-6 лет

Образовательная область «Физическое развитие»

        2018-2019 учебный год        

Серегина Ксения Юрьевна

(ФИО педагога(ов), составляющего(их) рабочую программу)

Ханты-Мансийск, 2018 г

Содержание

  1. Целевой раздел

             1.1.Пояснительная записка ………………………………………………………………………………………………………………3

             1.2. Цели и задачи реализации программы……………………………………………………………………………………………...3

1.3.Принципы и подходы к формированию программы……………………………………………………………………………….5

1.4.Отличительные особенности программы…………………………………………………………………………………………...5

1.5.Возрастные особенности……………………………………………………………………………………………………………..5

1.6.Планируемые результаты освоения программы……………………………………………………………………………………8

1.7.Целевые ориентиры…………………………………………………………………………………………………………………...9

1.8.Система оценки результатов освоения программы…………………………………………………………………………….....11

  1. Содержательный раздел

2.1.Перспективный план…………………………………………………………………………………………………………………14

2.2.Образовательная деятельность «Физическое развитие»…………………………………………………………………………..31

2.3.Описание форм, способов, методов и средств реализации программы…………………………………………………………..35

2.3.Психолого-педагогические условия реализации программы……………………………………………………………………...36

  1. Организационный раздел

3.1.Условия реализации программы……………………………………………………………………………………………………..37

3.2.Объём и срок освоения программы………………………………………………………………………………………………….39

3.3Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития………………………………..…...40

  1. Список литературы………………………………………………………………………………………………………………….41

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении осуществляется в соответствии с учебным планом, разработанным на основании нормативных документов:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
  • Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, в соответствии с ФГОС ДО;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013г.;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
  • Письмо «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014г.№08-249.

Содержание рабочей программы отражает реальные возрастные и индивидуальные особенности развития воспитанников.

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Развивающая предметно – пространственная среда спортивного зала и участка обеспечивает полноценное физическое развитие детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.

Занятия проводятся в игровой форме по авторским методикам Пензулаева Л.И., Бондаренко Т.М., Ноткина Н.А.

  1. Цели и задачи реализации программы

Цель: формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Задачи:

  • Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма.
  • Акцентировать внимание детей на особенностях их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины – у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»)
  • Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье.
  • Формировать представление о зависимости здоровья человека от правильного питания.
  • Умение определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.
  • Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.
  • Формировать представления о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения)
  • Воспитывать самочувствие к болеющим.
  • Формировать умение характеризовать свое самочувствие.
  • Знакомить детей с возможностями здорового человека.
  • Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
  • Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом.
  • Знакомит с доступными сведениями из истории олимпийского движения.
  • Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.

Физическая культура:  

Цели:

  • Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления
  • Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движения, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.
  • Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движения.
  • Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

Задачи:

  • Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения.
  • Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
  • Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость.
  • Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры.
  • Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий.
  • Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп.
  • Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении.
  • Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе.
  • Учить ходить на лыжах скользящим шагом, подниматься на склон, спускаться с горы, кататься на двухколесном велосипеде, кататься на самокате, отталкиваясь одной ногой (правой и левой).
  • Учить ориентироваться в пространстве.
  • Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играм-эстафетам.
  • Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь к занятиям физическими упражнениями, убирать его на место.
  • Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.

В подвижный играх:

  • Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.
  • Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.

Учить спортивным играм и упражнениям.

  1. Принципы и подходы к формированию программы

Принцип непрерывности – выражает основные закономерности построения занятий в физическом воспитании.

Принцип постепенного наращивания развивающе – тренирующего воздействия – постепенное увеличение нагрузок.

Принцип адаптивного сбалансирования динамики нагрузок – нормирование нагрузки.

Принцип цикличности – упорядочение процесса физического воспитания.

Принцип возрастной адекватности – учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности – содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребенка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка.

1.4.Отличительные особенности программы

Одной из главных задач, которую ставит Программа перед инструктором, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образу жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.

1.5.Возрастные особенности

Ушинский К.  Д. Сочинения, т.  8.  М.,  Изд – во АПН  РСФСР, 1950, с. 23.

Организм детей непрерывно развивается. Уровень и темпы его роста в разные периоды жизни неодинаковы. На протяжении первых семи лет жизни у ребенка не только интенсивно увеличиваются все внутренние органы (легкие, сердце, печень, почки), но и совершенствуются их функции. Укрепляется опорно – двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной, значительно возрастают масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной систем создает все предпосылки для успешного усвоения разнообразных движений.

Большое значение для физического развития ребенка имеет опорно – двигательный аппарат. Он состоит из костей, связок и мышц. От правильного и своевременного его развития зависит успешное овладение разнообразными движениями.

Костная система. Скелет человека выполняет опорную функцию, защищает внутренние органы от различных сотрясений и ударов. Эту же функцию выполняет череп относительно мозга. В костной ткани ребенка содержится значительное количество воды и только 13% минеральных солей. Это придает костям эластичность и предохраняет их от переломов при частых падениях и ушибах.

Позвоночный столб дошкольника состоит в основном из хрящевой ткани. Поэтому он очень податлив и может легко подвергаться искривлениям, например при неправильном положении тела во время сидения за столом, если мебель не соответствует росту ребенка.

Умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения, стимулируют рост костей, способствуют их укреплению. Особенно полезны упражнения в лазании, беге, прыжках и различные подвижные игры.

Мышечная система. У детей дошкольного возраста мышечная система развита еще очень слабо. Прежде всего у них развиваются и начинают функционировать крупные мышечные группы. Причем мышцы – сгибатели развиты несколько больше, чем разгибатели. Поэтому дети 3—4 лет довольно часто принимают неправильные позы — голова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая.

К пяти годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса (особенно нижних конечностей), возрастают сила и работоспособность мышц. Однако дети еще не способны к значительному мышечному напряжению и длительной физической работе.

Работа с попеременным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет ребенка по сравнению с той, которая требует статических усилий (удержание тела или отдельных его частей в определенном фиксированном положении).

Динамическая работа способствует активному притоку крови не только к мышцам, но и костям, что обеспечивает их интенсивный рост. Дети, которые достаточно двигаются, как правило, лучше физически развиты по сравнению с малоподвижными.

Нормальное физическое развитие организма невозможно без всестороннего развития мускулатуры. Однако наряду с систематической тренировкой мышечного аппарата ребенка следует ограничивать для него мышечные напряжения, связанные с длительным сохранением неподвижного положения туловища. Учитывая быструю утомляемость мышц у дошкольников, нужно избегать чрезмерных физических усилий при выполнении упражнений и во время подвижных игр.

Дыхательная система. Отличительной особенностью детей в этом возрасте является преобладание поверхностного дыхания. К седьмому году жизни в основном заканчивается процесс формирования тканей легких и дыхательных путей.

Однако развитие легких в этом возрасте еще полностью не закончено: носовые ходы, трахеи и бронхи сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие, грудная клетка ребенка как бы приподнята, и ребра не могут опускаться на выдохе так низко, как у взрослого. Поэтому дети не в состоянии делать глубоких вдохов. Вот почему частота их дыхания значительно превышает частоту дыхания взрослых.

Частота дыхания за минуту
(количество раз)

3 года

4   года

5 лет

6 лет

7 лет

30—20

30—20

30—20

25—20

20—18

У дошкольников через легкие протекает значительно большее количество крови, чем у взрослых. Это позволяет удовлетворить потребность детского организма в кислороде, вызываемую интенсивным обменом веществ. Повышенная потребность детского организма в кислороде при физической нагрузке удовлетворяется в основном за счет частоты дыхания и в меньшей мере — изменения его глубины.

С трехлетнего возраста ребенка следует приучать дышать через нос. При таком дыхании воздух, прежде чем попасть в легкие, проходит через узкие носовые ходы, где очищается от пыли, микробов, а также согревается и увлажняется. Этого не происходит при дыхании через рот.

Учитывая особенности дыхательной системы дошкольников, необходимо, чтобы они как можно больше находились на свежем воздухе. Полезны также упражнения, способствующие развитию дыхательного аппарата: ходьба, бег, прыжки, передвижение на лыжах и коньках, плавание и др.

Сердечно – сосудистая система.  Сердечно – сосудистая система у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма. Сосуды у ребенка шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет значительно быстрее. Детское сердце обладает большей жизнеспособностью, потому что оно еще не перенесло различных болезней и лучше питается, благодаря широкому просвету сосудов.

В младшем дошкольном возрасте частота сердечных сокращений колеблется в пределах 85—105 уд. в 1 мин. Пульс изменяется в зависимости от физиологического состояния организма: во время сна уменьшается, а в период бодрствования (особенно при эмоциональном возбуждении) учащается. В старшем дошкольном возрасте (6—7 лет) пульс становится более устойчивым и достигает 78 – 99 уд. в 1 мин. Причем у девочек на 5—7 ударов больше, чем у мальчиков.

С целью контроля за физической нагрузкой во время гимнастических упражнений, подвижных игр, упражнений спортивного характера необходимо периодически фиксировать частоту сердечных сокращений сразу же после выполнения двигательных действий. Для этого на лучевую артерию (верхняя часть кисти) накладывают пальцы и по колебаниям ее стенки подсчитывают пульс в течение 10 с (время фиксируется по секундной стрелке часов). Затем полученную цифру умножают на 6 и узнают количество сокращений сердца за 1 мин.

Нагрузка считается оптимальной, если частота пульса не превышает 150—180% по сравнению с исходными данными. В том случае, когда показатели пульса выше указанной нормы, физическую нагрузку следует снизить (уменьшить количество повторений упражнений, продолжительность подвижных игр и т. п.).

Артериальное давление у детей до 7 лет почти не изменяется: в 3—4 года оно составляет 96/58 мм рт. ст. в 5—6 лет — 98/60 мм рт. ст.

Сердце у дошкольников очень возбудимо. С одной стороны, оно обладает способностью быстро приспосабливаться к физической нагрузке и восстанавливать свою работоспособность, с другой — деятельность его неустойчива. Под влиянием многих незначительных причин ритм сердечных сокращений может нарушаться (резкие колебания пульса, понижение кровяного давления). Под влиянием различных эмоций (положительных и отрицательных) изменяются тонус сосудов, артериальное давление, частота и сила сердечных сокращений. Все это объясняется несовершенством регуляторного аппарата, несформированным механизмом условно - рефлекторных влияний на сердечно – сосудистую систему.

Продолжительные физические и психические напряжения могут отрицательно сказаться на деятельности сердца и привести к нарушению сердечной деятельности. Поэтому необходимо соблюдать большую осторожность при дозировании физической нагрузки на организм ребенка. Систематические занятия физическими упражнениями, правильно организованные и проведенные подвижные игры, посильная физическая нагрузка способствуют тренировке сердечно – сосудистой системы и укрепляют её.

Нервная система. Все процессы в организме направляются и контролируются центральной нервной системой. Головной мозг – высший отдел центральной нервной системы — руководит работой всех органов и систем организма человека, благодаря чему осуществляется связь с внешней средой.

Основная дифференцировка нервных клеток происходит до 3 лет и к концу дошкольного возраста почти заканчивается. В соответствии с физиологическим учением И.П. Павлова процесс сложного приспособления организма к внешней среде осуществляется корой головного мозга, прежде всего через условнорефлекторную деятельность.

Основной формой проявления деятельности высшей нервной системы является рефлекс – ответная реакция на раздражитель. Первую группу рефлекторных реакций составляют безусловные (врожденные) рефлексы. У детей это прежде всего пищевой, защитный и ориентировочный. Они обеспечивают ребенку примитивное приспособление к окружающей среде.

На основе безусловных рефлексов формируются более совершенные реакции – так называемые условные рефлексы. В процессе взаимодействия с внешней средой у ребенка вырабатываются умения и навыки, которые являются звеньями условных рефлексов. Поэтому формирование у детей новых двигательных навыков рассматривается как создание более сложных условных рефлексов на основе уже имеющихся.

1.6.Планируемые результаты освоения программы

К концу года дети могут:

  1. Ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя праильную осанку, направление и темп.
  2. Лазать по гимнастической стенке 2,5 м с изменением темпа.
  3. Прыгать на мягкое покрытие 20 см, прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места не менее 80 см, с разбега не менее 100 см; в высоту не менее 40 см; прыгать через короткую и длинную скакалку.
  4. Метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетая замах с броском, бросать мячч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе расстояние 6м, владеть школой мяча.
  5. Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
  6. Перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.
  7. Знать и.п., последовательность выполнения общеразвивающих упражнений, понимать их оздоровительное значение.
  8. Скользить по ледяным дорожкам, выполняя задание.
  9. Ходить на лыжах скользящим шагом на расстоянии 2 км; ухаживать за лыжами.
  10. Кататься на самокате.
  11. Участвовать  в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей.
  12. Плавать  произвольно.
  13. Выполнять элементы гидроаэробики; самостоятельно организовывать знакомые п/и, придумывать с помощью воспитателя игры на заданные сюжеты.
  14. Продолжать развивать творчество в двигательной деятельности, формировать умение варьировать упражнения  и игры, придумывать и выполнять имитационные и неимитационные упражнения, демонстрируя осознанность, красоту, грациозность, выразительность, пластичность движений.

1.7.Целевые ориентиры

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, рассматриваются как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

  •  Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
  •  Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  •  Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
  • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
  •  Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
  •  Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.
  •  Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
  • Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность

Показатели физической подготовленности детей 3-7 лет

Показатели

Пол

Возраст

3 года

4 года

5 лет

6 лет

7 лет

Скорость бега на 10 м

М

3.5-2.8

3.3-2.4

2.5-2.1

2.4-1.9

2.2-1.8

Д

3.8-2.7

3.4-2.6

2.7-2.2

2.5-2.0

2.4-1.8

Длина прыжка с места (см)

М

47.0-67.6

53.5-76.6

81.2-102.4

86.3-108.7

94.0-122.4

Д

38.2-64.0

51.1-73.9

66.0-94.0

77.7-99.6

80.0-123.0

Дальность метания (м)

М

1.8-3.6

2.5-4.1

3.9-5.7

4.4-7.9

6.0-10.0

Д

1.5-2.3

2.4-3.4

3.0-4.4

3.3-5.4

4.0-6.8

Скорость бега (с): 300м

__

Без учета времени

Гибкость наклона

 из и.п. сед н.вм

М

__

2-3

3-6

4-8

Д

4-6

5-7

5-10

Мешочек с песком ср., ст.-150гр; подг.-200гр.

1.8.Система оценки результатов освоения программы

Педагогическая диагностика проводиться на основе диагностики педагогических процессов в старшей группе автор составитель

Верещагина Н.В.

Диагностика позволяет сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребенка и определить общегрупповую тенденцию развития детей 5-6- лет, что регламентировано п.3.2.2 ФГОС ДО

Образовательная область «Физическое развитие»

ФИО

ребенка

Умеет лазать по гимнастической стенке, прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку

Умеет перестраиваться в колонну по твое, четверо, равняться, размыкаться, выполнять повороты в колонне.

Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, отбивает и ловит мяч

Итоговый показатель по каждому ребенку

(среднее значение)

октябрь

апрель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Основа диагностической методики: наблюдение (пробная диагностическая ситуация, игровая ситуация, например задание: пройди по дорожке не замочив ножки)

Форма проведения: групповые, подгрупповые, индивидуальные.

Образовательная область «Физическое развитие»

1.умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, отбивает и ловит мяч.

Методы: проблемная ситуация, наблюдения в быту и организационной деятельности

Материал: мяч, корзина, стойка-цель.

Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.

Задание: «Попади в корзину мячом правой рукой, потом левой рукой. Теперь попробуем попасть в стойку-цель. Теперь играем в игру «Лови мяч м отбивай».

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования//Приказ Министерства образования и науки №1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 1 января 2014 года).
  2. Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов! – СПб., 2001.
  3. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М., 2005.
  4. Ноткина Н.А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. – СПб., 2003
  5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 2001.

Диагностика проводиться 2 раза в год октябрь и для сравнительного анализа апрель

Оценка педагогического процесса связанна с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно

Система мониторинга по физическому развитию позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания программы по физическому развитию.


2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Перспективный план по физической культуре для детей от 5 до 6 лет.

СЕНТЯБРЬ

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Примечание

Занятия 1-3

Занятия 4–6

Занятие 7-8

Занятие 10-12

1-2 группы здоровья

3-4 группы здоровья, ОВЗ

Задача

Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному, в беге врассыпную, в равновесии, в прыжках с продвижением вперед и перебрасывании мяча.

Упражнять детей в построении в колонны; повторить упр. в равновесии и прыжках.

Повторить ходьбу и бег между предметами; упражнять в ходьбе на носках, прыжках в высоту, бросках мяча в верх.

Повторить ходьбу и бег между предметами, врассыпную, с остановкой по сигналу, упражнения в прыжках. Разучить игровые упражнения с мячом.

Цели выполняются в соответствии медицинским показаниям ребенка.

Водная часть

Ходьба на носках, пятках. Бег с подниманием бедра.

1.Построение. Игра «Быстро в колонну».

Ходьба между предметами. Бег змейкой.

Ходьба и бег по сигналу.

Бег 1 мин медленном темпе.

ОРУ

 ОРУ без предметов.

ОРУ с ленточками.

ОРУ с мячами.

ОРУ с обручем.

ОРУ 1-2 повторения

 ОВД

1.Равновесие – ходьба по гимнастической скамейке, перешагивая через кубики, руки на пояс.

2.Прыжки на двух ногах вперед.

3.Перебрасывание мяча друг другу. (расстояние 2м).

1. Упражнение «Пингвины»;

2. «Не промахнись»,

3. «По мостику».

Упражнение

 «Достань до предмета» прыжки вверх.

2.Броски малого мяча вверх двумя руками.

Упражнение

 «Передай мяч».

2. «Не задень».

При выполнении прыжков, нагрузка минимальная

Подвижная игра

«Мышеловка».

«Ловишки с ленточками»

«Фигуры»;

«Мы весёлые ребята»

«Удочка»;

«Быстро возьми»

 «Найди свой цвет»

Выполнять упражнения в умеренном темпе.

Здоровье сберегающие технологии

Дыхательная гимнастика.  Комплекс 1

Пальчиковая гимнастика.

Комплекс 2

Зрительная гимнастика. Комплекс 3

Упражнения на профилактику плоскостопия и самомассаж.

Комплекс 4

1-2 повторения

ОКТЯБРЬ

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Примечание

Занятия 1-2

Занятие 3-4

Занятие 5-6

Занятие 7-8

1-2 группы здоровья

3-4 группы здоровья, ОВЗ

Задачи

Упражнять детей в ходьбе и беге с высоким поднимание колен, в непрерывном беге до 1 мин., в ползании по гимнастической скамейке с опорой на колени и ладони, в подбрасывании мяча вверх.

Повторить бег 1 мин., упражнение в прыжках.

Разучить ходьбу и бег с изменением темпа движения по сигналу воспитателя, пролезание в обруч боком, упражнение в равновесии и прыжках.

Упражнять в беге на длинную дистанцию, в прыжках. Повторить задание с мячом.

Цели выполняются в соответствии медицинским показаниям ребенка.

Водная часть

Ходьба и бег с подниманием бедра.

Бег по кругу 1 мин. Прыжки на двух ногах.

Ходьба и бег по сигналу с изменением темпа движения. Эстафеты с препятствием.

Бег в течении 1 минуты. Отработать прыжки на двух ногах.

Бег 1 мин медленном темпе.

ОРУ

 ОРУ с летами.

ОРУ с малыми мячами.

ОРУ с гимнастической палкой.

ОРУ без предметов

ОРУ 1-2 повторения

 ОВД

1.Ползание по гимнастической скамейке с опорой на ладони и колени.

2.Равновесие - ходьба по канату, боком приставным шагом с мешочком на голове.

3.Броски мяча вверх и ловля его двумя руками.

Игровые упражнения:

1. «Не попадись».

2. «Мяч о стенку»,

1. Пролезание в обруч боком, не задевая за верхний край в плотной группировке.

2. Равновесие – ходьба, перешагивая через препятствие – бруски или кубики.

3. Прыжки на двух ногах с мешочком, зажатым между колен.

Игровые упражнения:

«Поймай мяч»

в тройках – «как в собачку»,

- «будь ловким».

При выполнении прыжков, нагрузка минимальная

Подвижная игра

«Перелёт птиц»;

«Не попадись»

 «Не останься на полу»;

«Удочка»

«Гуси-Лебеди»;

«Ловишки с ленточками»

.

Мониторинг.

«Затейники»

Выполнять упражнения при минимальной нагрузке

Здоровье сберегающие технологии

Дыхательная гимнастика.  Комплекс 1

Пальчиковая гимнастика.

Комплекс 2

Зрительная гимнастика. Комплекс 3

Упражнения на профилактику плоскостопия и самомассаж.

Комплекс 4

1-2 повторения

НОЯБРЬ

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Примечание

Занятия 1–2

Занятия 3-4

Занятие 5-6

Занятие 7-8

1-2 группы здоровья

3-4 группы здоровья, ОВЗ

Задачи

Упражнять в беге 1 м, в ходьбе приставным шагом по гимнастической скамейке; в прыжках и перебрасывании мяча.

Повторить ходьбу с высоким подниманием бедра; знакомить с ведением мяча в баскетболе, упражнять в прыжках.

Разучить поворот по сигналу во время ходьбы в колонне по одному; повторить бег с преодолением препятствий; упражнять в прыжках с высоты.

Повторить ходьбу с изменением темпа движения; метание в цель, упражнять в равновесии.

Цели выполняются в соответствии медицинским показаниям ребенка.

Водная часть

Ходьба на носках, пятках. Бег с подниманием бедра,

захлёст голени

Ходьба на внешней стороне ступни, с высоким поднимание бедра

Ходьба с поворотом по сигналу

Ходьба с изменением темпа по сигналу.

Бег 1 мин медленном темпе.

ОРУ

 ОРУ без предметов

ОРУ без предметов

ОРУ с гимнастическими палками.

ОРУ с малыми мячами.

ОРУ 1-2 повторения

 ОВД

1.Ходьба по гимнастическому бревну боком пристанным шагом, руки на пояс.

2.Прыжки на двух ногах через короткие шнуры.

3.Броски мяча в парах способом от груди.

1.Ведение мяча на месте.

2. В движении по кругу.

1.Прыжки на полусогнутые ноги.

2. Броски мяча в парах из - за головы.

3.Ползание по гимнастической скамейке на четвереньках.

1.Метание мяча в горизонтальную цель правой и левой рукой с расстояния 2 м.

2.Лазание –подлезание под дугу прямо и боком в группировке, не касаясь руками пола.

3. Равновесие – ходьба с перешагиванием через набивные мячи.

При выполнении прыжков, нагрузка минимальная

Подвижная игра

 «Мышеловка».

 «Не останься на полу»

«Ловишки с ленточками».

 «Удочка»

Выполнять движения с минимальной нагрузкой

Здоровье сберегающие технологии

 Дыхательная гимнастика.  Комплекс 1

Пальчиковая гимнастика.

Комплекс 2

Зрительная гимнастика. Комплекс 3

Упражнения на профилактику плоскостопия и самомассаж.

Комплекс 4

1-2 повторения

ДЕКАБРЬ

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Примечание

Занятия 1-2

      Занятия 3-4

Занятия 5-6

Занятия 7-8

1-2 группы здоровья

3-4 группы здоровья, ОВЗ

Задача

Упражнять в ходьбе и беге с перешагиванием через препятствия; непрерывном беге продолжительностью до 1 мин; продолжить элементы баскетбола – бросок в баскетбольное кольцо. Прыжки на двух ногах.

Упражнять в ходьбе парами; повторить лазанье под дугой; упражнять в равновесии и прыжках.

Повторить ходьбу с высоким подниманием колен; упражнения в равновесии; перебрасывание мячей в парах.

Повторить бег; игровые упражнения с мячом, в равновесии и прыжках.

Цели выполняются в соответствии медицинским показаниям ребенка.

Водная часть

Ходьба на носках, пятках.

 Бег 1 мин.

Ходьба на внутренней стороне ступни. Парами.

Ходьба на пятках, руки на поясе. Ходьба с высоким подниманием колен. Бег приставным шагом.

Ходьба на носках.

«Бег змейкой».

Бег 1 мин медленном темпе.

ОРУ

 ОРУ без предметов

ОРУ с косичками

ОРУ с малым мячом.

ОРУ без предметов

ОРУ 1-2 повторения

ОВД

Ходьба по гимнастическому  бревну, перешагивая через кубики.

2. Прыжки из обруча в обруч.

3. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди.

1.Ползание – пролезание под дугой боком, не касаясь руками пола.

2. Ходьба по гимнастическому бревну, на середине присесть, хлопнуть в ладоши, встать и пройти дальше.

3. Прыжки на двух ногах на препятствие (мат)

1.Равновесие – ходьба по гимнастическому бревну, на каждый шаг вперед передавая мяч перед собой и за спиной.

2. Прыжки на правой и левой ноге, продвигаясь вперед, по прямой. Сначала на правой потом на левой.

3. Переброска мячей в парах двумя руками снизу

Игровые упражнения:

1. «Мяч о стену»,

2. «Поймай мяч»;

3. «Не задень».

При выполнении прыжков, нагрузка минимальная

Подвижная игра

 «Ловишки с ленточками»;

«Мороз красный нос»

 «Не останься на полу»;

«Охотники и зайцы»

 «Смелые воробушки»;

«Хитрая лиса»

«Мы веселые ребята»

При игре легкий бег

Здоровье сберегающие технологии

 Дыхательная гимнастика.  Комплекс 1

Пальчиковая гимнастика.

Комплекс 2

Зрительная гимнастика. Комплекс 3

Упражнения на профилактику плоскостопия и самомассаж.

Комплекс 4

1-2 повторения

ЯНВАРЬ

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Примечание

Тема

Занятия 1-2

Занятия 3-4

Занятие 5-6 

1-2 группы здоровья

3-4 группы здоровья, ОВЗ

Задачи

Упражнять в ходьбе с изменением направления, беге между предметами, повторить прыжки попеременно на правой и левой ноге с продвижением вперед; упражнять в ползании по гимнастической скамейке и ведении мяча между предметами.

Повторить бег с перешагиванием через предметы, развивая координацию движения; развивать ловкость в игровом задании с мячом, упражнять в беге.

Упражнять в ходьбе с изменением темпа движения, в равновесии. В беге между предметами. Повторить упражнения с мячом.

Цели выполняются в соответствии медицинским показаниям ребенка.

Водная часть

 Ходьба с изменением направления по сигналу,

бег «змейкой» между предметами

Бег с перешагиванием через предметы. Бег «змейкой»

Ходьба и бег по сигналу с изменением темпа движения.

Бег между предметами

Бег 1 мин медленном темпе.

ОРУ

ОРУ без предметов.

ОРУ с мячом.

ОРУ с большим мячом.

ОРУ 1-2 повторения

   ОВД

1.Прыжки с продвижением вперед на правой и левой ноге попеременно, на расстоянии 4-5 метров.

2. Переползание на животе по гимнастической скамейке, подтягивание двумя руками.

3.Ведение мяча, продвигаясь вперед шагом.

Игровые упражнения:

1. «Мяч водящему».

2. «По мостику».

1. Ведение мяча одной рукой в ходьбе.

2. Пролезание под дугу прямо и боком в группировке.

3.Равновесие – ходьба по гимнастической скамейке боком приставным шагом.

При выполнении прыжков, нагрузка минимальная

Подвижная игра

«Медведи и пчёлы»;

«Совушка»

 

 «Не останься на полу»;

«Мороз красный нос»

«Хитрая лисица».

Выполнять упражнения в минимальном темпе

Здоровье сберегающие технологии

Дыхательная гимнастика.  Комплекс 1

Пальчиковая гимнастика.

Комплекс 2

Зрительная гимнастика. Комплекс 3

1-2 повторения

ФЕВРАЛЬ

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Примечание

Занятия 1-2

Занятие 3-4

Занятие 5-6

Занятие 7-8

1-2 группы здоровья

3-4 группы здоровья, ОВЗ

Задачи

Упражнять в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки, с поворотом в другую сторону, повторить прыжки попеременно на правой и левой ноге, продвигаясь вперед, упражнять в ползании и переброске мяча.

Упражнять детей в ходьбе и беге врассыпную; закреплять умение ловить мяч, повторить ползание по гимнастическому бревну.

Упражнять в лазании на гимнастическую стенку, в равновесии и прыжках.

Упражнять детей в беге между предметами, не задевая их, формировать устойчивое равновесие при ходьбе и беге по наклонной доске; упражнять в прыжках с ноги на ногу. В забрасывании мяча в кольцо.

Цели выполняются в соответствии медицинским показаниям ребенка.

Водная часть

Ходьба на носках, на пятках. Ходьба и бег взявшись за руки по кругу.

Ходьба и бег врассыпную

Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне ступни. Бег приставным шагом.

Ходьба по наклонной доске.

Бег «змейкой».

Бег 1 мин медленном темпе.

ОРУ

 ОРУ с флажками.

ОРУ с мячами.

 ОРУ без предметов.

ОРУ с гимнастическими палками

ОРУ 1-2 повторения

   ОВД

1.Прыжки с ноги на ногу, продвигаясь вперед на правой и левой ноге.

2.Броски мяча вверх и ловля его двумя руками.

3.Ползание на четвереньках между предметами.

1.Перебрасывание мяча в парах двумя руками снизу.

2.Ползание по гимнастической скамейке на животе.

3.Равновесие- ходьба по гимнастическому бревну с мешочком на голове.

1.Лазание на гимнастическую стенку, не пропуская реек.

2. Равновесие – ходьба по гимнастической скамейке, перешагивая через предметы.

3.Прыжки на двух ногах    

между предметами.

1.Равновесие – ходьба и бег по наклонной доске.

2. Прыжки на правой и левой ноге между кубиками.

3. Броски в баскетбольное кольцо

При выполнении прыжков, нагрузка минимальная

Подвижная игра

«Охотники и зайцы»

 

«Мороз красный нос»

«Не останься на полу».

«Мышеловка»;

«Гуси-Лебеди»

Выполнять упражнения при минимальном темпе

Здоровье сберегающие технологии

Дыхательная гимнастика.  Комплекс 1

Пальчиковая гимнастика.

Комплекс 2

Зрительная гимнастика. Комплекс 3

Упражнения на профилактику плоскостопия и самомассаж.

Комплекс 4

1-2 повторения

МАРТ

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Примечание

 Занятия 1–2

Занятия 3-4

Занятие 5-6

Занятие 7-8

1-2 группы здоровья

3-4 группы здоровья, ОВЗ

Задача

Повторить ходьбу и бег по кругу; разучить прыжок в длину с места; упражнять в ползании на четвереньках и прокатывании мяча головой.

Повторить ходьбу и бег по кругу; упражнения в равновесии и прыжках, упражнять в лазании на гимнастической стенке.

Упражнять детей в ходьбе и беге врассыпную; в беге продолжит до 1 мин; в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе на повышенной опоре; повторить упражнения в прыжках и забрасывании мяча в корзину.

Повторить ходьбу и бег по кругу, взявшись за руки; ходьбу и бег врассыпную. Закреплять навык энергичного отталкивания и приземления на полусогнутые ноги в прыжках, упражнять в лазанье под дугу и отбивание мяча о землю.

Цели выполняются в соответствии медицинским показаниям ребенка.

Водная часть

Ходьба на носках, пятках. Бег с подниманием бедра.

Ходьба с наклоном на каждый шаг.

 Бег «змейкой»

Ходьба и бег по команде врассыпную.

Ходьба и бег взявшись за руки

Бег 1 мин медленном темпе.

ОРУ

ОРУ с веревкой.

ОРУ без предметов

 ОРУ с гимнастическими палками

ОРУ с мячом

ОРУ 1-2 повторения

 ОВД

1.Прыжки в длину с места.

2.Проползание под дугами на четвереньках, подталкивая мяч.

3.Броски мяча вверх.

1.Лазание на гимнастическую стенку одноименным способом. Спуск тем же способом.

2.Ходьба по гимнастической скамейке.

3. Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед прыжком ноги врозь, затем прыжком ноги вместе.

4. Ведение мяча в прямом направлении.

1. Ходьба по гимнастической скамейке, руки в стороны.

2. Прыжки через бруски.

3. Бросание мячей в кольцо от груди одной рукой.

1. Прыжки в длину с места;

2.Отбивание мяча о пол одной рукой, продвигаясь вперед шагом.

3. Лазанье – подлезание по дугу, не касаясь руками пола.

При выполнении прыжков, нагрузка минимальная

Подвижная игра

«Горелки».

«Медведи и пчёлы».

 «Не останься на полу»

 «Удочка».

Выполнять упражнения при умеренном темпе.

Здоровье сберегающие технологии

 Дыхательная гимнастика.  Комплекс 1

Пальчиковая гимнастика.

Комплекс 2

Зрительная гимнастика. Комплекс 3

Упражнения на профилактику плоскостопия и самомассаж.

Комплекс 4

1-2 повторения

АПРЕЛЬ

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Примечание

Занятие 1-2

Занятия 3-4

Занятие 5-6

Занятие 7-8

1-2 группы здоровья

3-4 группы здоровья, ОВЗ

Задачи

Упражнять детей в

ходьбе и беге между предметами; метании в вертикальную цель; в лазанье под палку и перешагивании через нее

Упражнять детей в непрерывном беге; в лазанье на гимнастическую стенку, повторить задание в прыжках и с мячом.

Упражнять детей менять направление по сигналу, ходить по канату с мешочком на голове, в прыжках и перебрасывании мяча

Повторить ходьбу и бег по кругу с изменением направления движения; разучить прыжок в высоту с разбега, упражнять в метании мешочков в цель. В ползании между предметами.

Цели выполняются в соответствии медицинским показаниям ребенка.

Водная часть

Ходьба и бег «змейкой»

Ходьба на внутренней части стопы. Бег в среднем темпе 1 мин.

Ходьба на носках, пятках. Бег с изменением направления по сигналу.

Ходьба и бег с изменением направления движения.

Бег 1 мин медленном темпе.

ОРУ

ОРУ на гимнастической скамейке.

ОРУ с мячом.

 ОРУ с лентами.

Без предметов

ОРУ 1-2 повторения

   ОВД

1.Метание мешочков в вертикальную цель правой и левой рукой с расстояние 3 м.

2.Подлезание под палку (шнур).

3. Перешагивание через шнур.

1.Лазанье на гимнастическую стенку разноименным способом.

2. Равновесие – ходьба по гимнастической скамейке, руки на пояс, приставляя пятку одной ноги к носку другой в среднем темпе.

3. Прыжки с ноги на ногу, продвигаясь вперед до обозначенного места.

4. Ведение мяча в баскетболе.

1.Равновесие – ходьба по канату боком приставным шагом с мешочком на голове.

2. Прыжки из обруча в обруч.

3.Передачи мяча в парах с отскоком от пола».

1.Прыжки в высоту с разбега.

2. Метание мешочков в вертикальную цель правой и левой рукой, от плеча.

3. Ползание на четвереньках между предметами.

При выполнении прыжков, нагрузка минимальная

Подвижная игра

 «Медведи и пчёлы».

 «Удочка».

 «Карусель».

Мониторинг

«Горелки»

Здоровье сберегающие технологии

Дыхательная гимнастика.  Комплекс 1

Пальчиковая гимнастика.

Комплекс 2

 Зрительная гимнастика. Комплекс 3

Упражнения на профилактику плоскостопия и самомассаж.

Комплекс 4

1-2 повторения

МАЙ

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Примечание

Занятия 1–2

Занятия 3-4

Занятие 5-6

Занятие 7-8

1-2 группы здоровья

3-4 группы здоровья, ОВЗ

Цель

Повторить ходьбу и бег между предметами; разучить прыжки с короткой скакалкой; упражнять в прокатывании обручей.

Упражнять в ходьбе и беге между предметами. Закреплять навыки лазанья на гимнастическую стенку; в сохранении равновесия и прыжках.

Упражнять в беге на скорость; повторить игровые упражнения с мячом, в прыжках, в равновесии

Упражнять в прыжках в длину с разбега, броске в кольцо, лазании под дугу.

Цели выполняются в соответствии медицинским показаниям ребенка.

Разминка

Ходьба и бег между предметами

Ходьба и бег между предметами

Ходьба на носках, пятках.

Бег на скорость

 Бег «змейкой»

Бег 1 мин медленном темпе.

ОРУ

ОРУ с гимнастическими палками

ОРУ без предметов

 ОРУ с мячом.

ОРУ с флажками.

ОРУ 1-2 повторения

 ОВД

1. Прыжки через короткую скакалку на месте, вращая ее вперед.

2. Прокатывание обручей друг другу.

3.Пролезание в обруч прямо и боком.

1.Лазание на гимнастическую стенку произвольным способом и спуск вниз.

2.Прыжки через короткую скакалку продвигаясь вперед.

3.Равновесие – ходьба по канату боком приставным шагом, руки на пояс.

1. «Сбей кеглю»,

2. «Пробеги – не задень».

3. «С кочки на кочку».

1.Прыжки в длину с разбега;

2. Броски в кольцо одной рукой от груди.

3. Лазание под дугу.

При выполнении прыжков, нагрузка минимальная

Подвижная игра

«Мышеловка».

«Гуси-лебеди».

«Совушка»

«Не останься на полу»

«Караси и щука»

Выполнять упражнения при минимальной нагрузке

Здоровье сберегающие технологии

Дыхательная гимнастика.  Комплекс 1

 Пальчиковая гимнастика.

Комплекс 2

Зрительная гимнастика. Комплекс 3

Упражнения на профилактику плоскостопия и самомассаж.

Комплекс 4

1-2 повторения

2.2. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития, образовательная область «Физическое развитие»

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными  играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление   ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами ( в питании, двигательном режиме, при формировании полезных привычек и др.).

Занятия могут проводится в форме соревнований, круговых тренировок, комплексных занятий.

Примерный перечень основных движений, спортивных игр и упражнений

Основные движения

Ходьба. Ходьба обычная, на носках (руки за голову), на пятках, на наружных сторонах стопы, с высоким подниманием колена (бедра), перекатом с пятки на носок, приставным шагом вправо и влево. Ходьба в колонне по одному, по двое, по трое, вдоль стен зала с поворотом, с выполнением различных заданий воспитателя.

Упражнения в равновесии. Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки, веревке (диаметр 1,5 – 3 см), по наклонной доске прямо и боком, на носках. Ходьба по гимнастической скамейке, с перешагиванием через набивные мячи, приседанием на середине, раскладыванием и собиранием предметов, прокатыванием перед собой мяча двумя руками, боком (приставным шагом). Кружение парами, держась за руки.

Бег. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колена (бедра), мелким и широким шагом, в колонне по одному, по двое; змейкой, врассыпную, с препятствиями. Непрерывный бег в течение 1,5 – 2 минут в медленном темпе, бег в среднем темпе на 80 – 120 м (2 – 3 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3 раза по 10 м. Бег на скорость: 20 м примерно за 5 – 5,5 секунды (к концу года – 30 м за 7,5 – 8,5 в секунду). Бег по наклонной доске вверх и вниз на носках, боком, приставным шагом. Кружение парами, держась за руки.

Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках змейкой между предметами в чередовании с ходьбой, бегом переползанием через препятствия; ползание на четвереньках (расстояние 3 – 4 м), толкая головой мяч; ползание по гимнастической скамейке, опираясь на предплечья и колени, на животе, подтягиваясь руками. Перелезание через несколько предметов подряд, пролезание в обруч разными способами, лазанье по гимнастической стенке (высота 2,5) с изменением темпа, перелезание с одного пролета на другой, пролезанием между рейками.

Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (по 30 – 40 прыжков 2 – 3 раза) в чередовании с ходьбой, разными способами (ноги скрестно. Ноги врозь, одна нога вперед – другая назад), продвигаясь вперед (на расстояние 3-4 м). Прыжки на одной ноге (правой и левой) на месте и продвигаясь вперед, в высоту с места прямо и боком через 5 – 6 предметов – поочередно через каждые (высота 15 – 20 см). Прыжки на мягкое покрытие высотой 20 см, прыжки с высоты 30 см в обозначенное место, прыжки в длину с места (не менее 80 см), в длину с разбега (примерно 100 см), в высоту с разбега (30 – 40 см). Прыжки через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад, через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся).

Бросание, ловля, метание. Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (не менее 10 раз подряд); одной рукой (правой, левой не менее 4 – 6 раз); бросание мяча вверх и ловля его с хлопками. Перебрасывание мяча из одной руки в другую, друг другу из разных исходных положений и построений, различными способами (снизу, из-за головы, от груди, с отскоком от земли). Отбивание мяча о землю на месте с продвижением шагом вперед (на расстояние 5 – 6 м), прокатывание набивных мячей (вес 1 кг). Метание предметов на дальность (не менее 5 – 9 м), в горизонтальную и вертикальную цель (центр мишени на высоте 1 м) с расстояния 3 – 4 м.

Групповые упражнения с переходами. Построение в колонну по одному, в шеренгу, круг; перестроение в колонну по двое, по трое; равнение в затылок, в колонне, в шеренге. Размыкание в колонне – на втянутые руки вперед, в шеренге – на вытянутые руки в стороны. Повороты направо, налево, кругом переступанием, прыжком.

Ритмическая гимнастика. Красивое, грациозное выполнение знакомых физических упражнений под музыку. Согласование ритма движений с музыкальным сопровождением.

Общеразвивающие упражнения

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Разводить руки в стороны из положения руки перед грудью; поднимать руки вверх и разводить в стороны ладонями вверх из положения руки за голову. Поднимать руки сцепленными в замок пальцами (кисти повернуты тыльной стороной внутрь) вперед – верх; поднимать руки вверх – назад попеременно, одновременно. Поднимать и опускать кисти; сжимать и разжимать пальцы.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Поднимать руки вверх и опускать вниз, стоя у стены и касаясь ее затылком. Плечами, спиной, ягодицами и пятками. Поочередно поднимать согнутые прямые ноги, прижавшись к гимнастической стенке и взявшись руками за рейку на уровне пояса. Поворачиваться, разводя руки в стороны, из положений руки перед

грудью, руки за голову. Поочередно отводить ноги в стороны из упора, присев; двигать ногами, скрещивая их из исходного положения лежа на спине. Подтягивать голову и ноги к груди (группироваться).

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Переступать на месте. Не отрывая носки ног от пола. Приседать (с каждым разом все ниже). Поднимая руки вперед, вверх, отводя их за спину. Поднимать прямые ноги вперед (махом); выполнять выпад вперед, в сторону (держа руки на поясе, совершая руками движения вперед, в сторону, вверх). Захватывать предметы пальцами ног, приподнимать и опускать их; перекладывать, передвигать их с места на место. Переступать приставным шагом в сторону на пятках, опираясь носками ног о палку (канат).

Статические упражнения. Сохранять равновесие, стоя на гимнастической скамейке на носках, приседая на носках; сохранять равновесие после бега и прыжков (приседая на носках, руки в стороны), стоя на одной ноге, руки на пояс.

Спортивные упражнения

Катание на санках. Катать на санках друг друга; кататься с горки по двое. Выполнять повороты при спуске.

Скольжение. Скользить по ледяным дорожкам с разбега, приседая и вставая во время скольжения.

Ходьба на лыжах. Ходить на лыжах скользящим шагом. Выполнять повороты на месте и в движении. подниматься на горку лесенкой, спускаться с нее в низкой стойке. Проходить на лыжах в медленном темпе дистанцию 1 – 2 км.

Игры на лыжах. «Кто первый повернется?», «Слалом», «Подними», «Догонялки».

Катание на велосипеде и самокате. Самостоятельно кататься на двухколесном велосипеде по прямой, выполнять повороты налево и направо. Кататься на самокате, отталкиваясь правой и левой ногой.

Плавание. Двигаясь ногами вверх – вниз, сидя в воде на мелком месте, и лежа, опираясь руками. Выполнять разнообразные движения руками в воде. Скользить на груди и на спине, выполнять выдох в воду. Плавать произвольным способом.

Игры на воде. «Фонтан», «Коробочка», «Море волнуется», «Качели», «Поезд в тоннеле», «Поймай воду», «Волны на море».

Гиброаэробика. Двигаться в воде, выполнять повороты, прыжки.

Спортивные игры

Городки. Бросать биты сбоку, занимая правильное исходное положение. Знать 3 – 4 фигуры. Выбирать городки с полукона (2 – 3 м) и кона (5 – 6 м)

Элементы баскетбола. Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди, вести мяч правой, левой рукой. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди.

Бадминтон. Отбивать волан ракеткой, направляя его в определенную сторону. Играть в паре с воспитателем.

Элементы футбола. Прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении. Обводить мяч вокруг предметов; закатывать в лунки, ворота; передавать ногой друг другу в парах, отбивать о стенку несколько раз подряд.

Элементы хоккея. Прокатывать шайбу клюшкой в заданном направлении, закатывать ее в ворота. Прокатывать шайбу друг другу в парах.

Подвижные игры

С бегом. «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «Караси и щука», «Перебежки» «Хитрая лиса», «Встречные перебежки», «Пустое место», «Затейники», «Бездомный заяц».

С прыжками. «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?», «Удочка», «С кочки на кочку», «Кто сделает меньше прыжков?», «Классы».

С подлезанием и лазаньем. «Кто скорее доберется до флажка?», «Медведь и пчелы», «Пожарные на ученье».

 С метанием. «Охотники и зайцы», «Брось флажок», «Попади в обруч», «Сбей мяч», «Сбей кеглю», «Мяч водящему», «Школа мяча», «Серсо».

Эстафеты. «Эстафета парами», «Пронеси мяч, не задев кеглю», «Забрось мяч в кольцо», «Дорожка препятствий».

С элементами соревнований. «Кто скорее пролезет через обруч к флажку?», «Кто быстрее?», «Кто выше?».

Народные игры. «Гори, гори ясно!» и др.

2.3.Описание форм, способов, методов и средств реализации программы.

Содержание

Совместная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность

1.Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Интегрированная деятельность

Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования

Упражнения

Игры (дидактические, развивающие подвижные)

Рассматривание

Чтение

Упражнения

Беседы

Рассказ

Показ презентаций

Игры –экспериментирования

Досуг

Игровые упражнения

Объяснение

Показ

Сюжетно-ролевая игра

Беседы

Чтение

Напоминание

Игры (дидактические, развивающие, подвижные)

Сюжетно-ролевая игра

2. Физическая культура

Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования

Игровые упражнения

Игры подвижные

Показ

Беседа

Рассказ

Игровые упражнения

Напоминание

Объяснение

Подвижные игры

Беседы

Игры подвижные

2.4.Психолого-педагогические условия реализации программы

Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовать их врожденное стремление к движению. Становление детской идентичности, образа Я тесно связано с физическим развитием ребенка, с его ловкостью, подвижностью, активностью.

Для того, чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно:

  • Ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;
  • Обучать детей правилам безопасности;
  • Создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей ( в том числе и менее активных) в двигательной сфере;
  • Использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Информационное обеспечение

Кадровое обеспечение

 Спортивный зал

Презентации, видеофильмы, фотографии, интернет-источники.

Педагог, имеющий высшее образование, и диплом о профессиональной переподготовке по программе: «Дошкольная педагогика и психология: инструктор по физической культуре».

Спортивное оборудование:

Стенка гимнастическая 6 шт;

Гимнастические скамейки 3 шт;

Стеллаж -3 шт;

Теллежка -1 шт;

Оборудование:

Гимнастическое бревно – 1 шт;

Корзинка для спортинвентаря -2шт;

Кольца плоские малые-10 шт;

Кольца малые – 13шт;

Обруч – 15 шт;

Палка гимнастическая – 28 шт;

Палка гимнастическая короткая – 66 шт;

Мяч большие гладкий -22шт;

Мяч большие ёжики- 22шт;

Мяч маленький 8 см -34 шт;

Мяч ёжик маленькие – 43 шт;

Ленты -  67 шт;

Гантели – 71 шт;

Коврик гимнастический – 20 шт;

Коврик ребристый -2 шт;

Набор мягких модулей -22 шт;

Степ-платформа- 26 шт;

Фитболы – 27 шт;

Баскетбольное кольцо- 2 шт;

Кегли – 26 шт;

Набивные мячи – 2 шт;

Кольцеброс – 2 шт;

Мешочки -36 шт;

Косички – 29 шт;

Массажные ролики -10 шт;

Бубны – 2 шт;

Платочки -19 шт;

Городки – 6 шт;

Кубики (конструктор пластмассовый) – 30 шт;

Напольный диск – 7 шт;

Фишки разметочные – 9 шт;

Фишки квадратные – 4 шт;

Ленты гимнастические -14 шт;

Флажки – 25 шт;

Мешочки для плоскостопия – 11 шт;

Канат 3 м – 1 шт;

Канат 5 м – 1 шт;

Эспандеры – 17 шт;

Кирпичики пластмассовые – 14 шт;

Корзины – 25 шт;

Конусы – 30 шт;

Игровой набор островок 6 шт;

Ходули – 4 шт;

Скакалки – 40 шт;

Ракетки для бадбинтона – 12 шт;

Мячи каучуковые – 6 шт;

Валанчики -22 шт;

Мат гармошка -2 шт;

Модульный коврик 1 шт;

Мешки для прыжков – 2 шт;

Сетка воллейбольная 2 шт;

Дорожка ребристая – 2 шт;

Мостик для лазания – 4 шт;

Мат – 3 шт;

Пазлы напольные – 9 шт;

Наклонная доска 4 шт;

Мишень 2 шт;

Перекладина 1 шт;

Палки пластмассовые длинные – 15 шт;

Клюшки 12 шт;

Ворота пластмассовые 3 шт;

Стойки регулируемые 4 шт;

Мячи баскетбольные – 4 шт;

Мячи футбольные – 7 шт;

Мячи воллейбольные -3 шт;

Кочки мягкие модульные – 31 шт;

Пазлы пластмассовые – 6 шт;

«Змейка» дорожка – 8 шт;

Палатка 2 шт;

Тоннель – 3 шт;

Мячи маленькие пласмассовые 172 шт;

Насос – 2 шт;

Самокаты – 2 шт;

Сетка для бадминтона 1 шт;

Мультимедийная установка.

Музыкальный репертуар;

Музыкальный центр;

3.2. Объём и срок освоения программы

Количество и продолжительность непрерывной непосредственной образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.3048-13):

Продолжительность непосредственной образовательной деятельности: для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня: в старшей группе не превышает 45 минут.

В летний период НОД не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др.

НОД по физической культуре проводятся 3 раза в неделю (3 занятия в зале, одно из них как комплекс подвижных игр различной направленности)

По физической культуре по учебному плану составляет 108 занятий в группе.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными  играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление   ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами ( в питании, двигательном режиме, при формировании полезных привычек и др.).

Занятия проводятся в игровой форме по авторским методикам Пензулаева Л.И., Бондаренко Т.М., Ноткина Н.А.

Занятия могут проводится в форме соревнований, круговых тренировок, комплексных занятий.

3.3.Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития.

Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики. Игровое пространство ( как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым ( меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).


Список литературы:

Нормативные документы:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
  • Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, в соответствии с ФГОС ДО;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013г.;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
  • Письмо «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014г.№08-249.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.

Дополнительная литература.

  1. «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования Москва, 2016 г, под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Каморовой, М.А. Васильевой.
  2. Пензулаева Л.И.,  «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет». – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.
  3. «Физкультурные занятия в детском саду» Москва, 2009г. Л.И. Пензулаева.
  4. Кандала Т.И., Осина И.А, Горюнова Е.В., Павлова М.Н., «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса» по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, изд. «Учитель», Волгоград (2 младшая, средняя, старшая группа)
  5. Степаненкова Э.Я., «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка», Москва, 2001 г.
  6. Степаненкова Э.Я., «Сборник подвижных игр», Москва 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации образовательной программы МБОУ «Избердеевская НШДС» в группе общеразвивающей направленности №2 ( детей 3 – 4 лет)

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы НРМДОБУ ЦРР «Детский сад «Улыбка» общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Данная учебная  рабочая программа разработана с целью : планирование, организация и управление образовательным процессом по основной общеобразовательной программе.Задачи учебной ра...

Рабочая программа по реализации образовательной программы группа общеразвивающей направленности детей 3-4 лет, образовательная область "Физическое развитие"

Рабочая программа по реализации образовательной программы группа общеразвивающей направленности детей 3-4 лет, образовательная область "Физическое развитие"...

Рабочая программа по реализации образовательной программы группа общеразвивающей направленности детей 4-5 лет, образовательная область "Физическое развитие"

Рабочая программа по реализации образовательной программы группа общеразвивающей направленности детей 4-5 лет, образовательная область "Физическое развитие"...

Рабочая программа по реализации образовательной программы группа общеразвивающей направленности детей 6-7 лет, образовательная область "Физическое развитие"

Рабочая программа по реализации образовательной программы группа общеразвивающей направленности детей 6-7 лет, образовательная область "Физическое развитие"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Спортивный кружок «Физкультошка», для групп общеразвивающей направленности детей дошкольного возраста (5 - 8 лет)

Подвижные игры с элементами спорта как вид деятельности, предполагает изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связанно с проявленияем двигательных способностей: скорос...