Рабочая программа
рабочая программа по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Структура и содержание рабочей программы
№ | ||
1 | Пояснительная записка | |
1.1 | Общие положения | |
1.2 | Цели и задачи деятельности по реализации программы | |
1.3 | Принципы и подходы по формированию программы | |
1.4 | Общие приоритеты оздоровительной работы в ДОУ | |
1.5 | Формы работы по физическому воспитанию в режиме дня. Описание ежедневной организации жизни и деятельности воспитанников | |
2 | Национально-региональный компонент | |
2.1 | Содержание образовательной области «Физическая культура» | |
3 | Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста | |
4 | Годовые задачи по разделу «Физическая культура» | |
5 | Совместная деятельность родителей и инструктора по физкультуре в ДОУ | |
6 | План совместной работы со специалистами узкой направленности | |
7 | Мониторинг освоения детьми образовательной области «Физическая культура» | |
8 | Интегративное качество «Овладение необходимыми умениями и навыками» | |
8.1 | Содержание образовательной области “Физическая культура” интегрируется со следующими образовательными областями. | |
8.2 | Содержание образовательной области “Здоровье” интегрируется со следующими образовательными областями. | |
9 | Приложение «Комплекс утренней гимнастики» |
I. Пояснительная записка
Дошкольное воспитание играет значительную роль в жизни общества, создавая условия для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без воспитания.
Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, понятиями, представлениями.
Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физкультурные занятия - самая эффективная школа обучения движениям.
С целью укрепления здоровья ребенка и совершенствования организма средствами физической культуры особое внимание следует уделить физкультурно-оздоровительной работе с детьми, которая является одной из главных составляющих дошкольного образования.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования различных форм и средств физического воспитания.
За основу рабочей программы взяты методические рекомендации Л.И. Пензулаевой «Физкультурные занятия в детском саду». Она не противоречит с задачами образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, в которой прописан раздел по физическому воспитанию детей и приобщения их к здоровому образу жизни.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ № 2562 от 27.10 .2011г. "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.3049-13 № 26 от 15.05.2013 г.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Уставом МКДОУ д/с «Берёзка», локальными актами.
1.1. Общие положения.
Непосредственно образовательная деятельность по физическому воспитанию проводятся 2 раза в неделю в группе раннего возраста;в первой младшей; во второй младшей группах,3 раза в неделю в средней, старшей возрастной группах (2 занятия в зале, 1 на свежем воздухе для детей).
Что помогает строить работу в определенной системе, дает возможность соблюдать постепенное усложнение материала, устанавливать преемственность между занятиями и другими формами работы.
На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие»,
включающее образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье», занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
«Физическое развитие»;
«Социально-коммуникативное развитие»;
«Познавательное развитие»;
«Музыка».
Работа педагога по физической культуре проводится через все ведущие виды деятельности, соответствующие возрастным и психофизиологическим особенностям каждого ребенка, и основывается на ведущих принципах педагогики: гуманизации, индивидуализации, природосообразности, системности, взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых, успешности и др.
Согласно ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013 г. физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
1.2. Цели и задачи деятельности по реализации Программы
Цель данной программы предполагает создание условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, творчески активным, радостным, энергичным, деятельным.
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
• развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
• накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
• формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
• воспитание культурно - гигиенических навыков;
• формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Начинать решать эти задачи надо в дошкольном возрасте. Известно, что дошкольный возраст — решающий в становлении физического и психического здоровья. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей знания и навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом. Оздоровление детей ведется в ходе непосредственно образовательной деятельности, во время игр, режимных моментов, взаимодействия с семьей. Для повышения интереса к занятиям физическими упражнениями используют различные варианты занятий: традиционные, игровые, сюжетные, занятия тематические с использованием музыкально-ритмических движений, занятия-путешествия.
Традиционное, классическое занятие физической культурой состоит из трех частей:
• вводная часть, включает упражнения, подготавливающие организм к физической нагрузке — различные виды ходьбы, бег, прыжки, упражнения на развитие равновесия, на профилактику нарушений осанки и т.д.;
• основная часть, целью которой является обучение, закрепление и совершенствование навыков основных движений, развитие физических качеств; в основную часть входят: общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижная игра, способствующая закреплению двигательных навыков, дающая возможность повысить эмоциональный тонус детей;
• заключительная часть предполагает проведение упражнений, игр малой подвижности для приведения организма в спокойное состояние.
В работе используются нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузки, учитывая уровень двигательной активности и полуролевой принцип подбора движений. Нетрадиционность в данном случае предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия, оставив неизменным главное:
• на каждом занятии физической культурой должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребенка;
• обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;
• содержание и методика проведения занятия физической культурой должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.
В настоящее время в работе используются следующие варианты проведения занятий физической культурой:
Занятие по единому сюжету, построенному на сказочной или реальной основе. За основу берется классическая структура занятия физической культурой, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом.
Тренировочное занятие — закрепление определенных видов движений. Оно обеспечивает возможность многократно повторить движение, потренироваться в технике его выполнения. Традиционная структура занятия физической культурой может быть несколько нарушена за счет исключения общеразвивающих упражнений и увеличения времени работы над основными движениями, элементами спортивных игр при обязательном обеспечении разумной и правильной физиологической нагрузки. Как вариант тренировочного занятия может быть использовано занятие, построенное на
одном движении. Структура его построения аналогична предыдущему, но для упражнения в основных движениях отбирается только один из видов (например: лазанье), и дети упражняются в разных его видах: ползании по скамейке, лазании по гимнастической стенке, пролезании в обруч и т.д.
Круговая тренировка, принцип организации достаточно прост: вводная и заключительная часть занятия проводятся в традиционной форме. Во время, отведенное для общеразвивающих упражнений и основных движений, организуется собственно круговая тренировка. Для этого следует подготовить несколько групп с одинаковым спортивным инвентарем в каждой, чтобы дети одной группы могли упражняться на них одновременно, и расположить их по кругу. Каждый ребенок встает к какому-либо пособию и упражняется на нем в течение 2-х минут. Затем по сигналу педагога дети переходят по кругу к следующему пособию и так далее, пока не замкнётся круг. В зависимости от степени физической нагрузки, полученной детьми на круговой тренировке, выбирается подвижная игра. Такой способ организации занятия позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия, дает возможность детям проявить творчество и инициативу. В основной части круговой тренировки могут быть использованы тренажеры и массажеры. Этот вид занятий условно можно назвать занятие на тренажерах.
Занятие, построенное на подвижных играх, целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций.
Вводная часть такого занятия может быть недолгой, т.к. подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой и средней подвижности.
В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений.
Заключительная часть такого занятия должна обеспечить снижение нагрузки.
Занятия, построенные на музыкально-ритмических движениях, нравятся детям и успешно применяются для создания бодрого настроения у детей. Вводная часть такого занятия, как правило, состоит из разного вида ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, выполнения танцевальных движений.
Общеразвивающие упражнения проводятся в виде ритмической гимнастики. Контрольное обследование выполнения основных движений, которое проводится ежегодно в начале и в конце учебного года, проводится на диагностическом занятии. Оно построено в виде приема в школу космонавтов, спортивную школу и т. п., для чего дети проходят как бы проверку на силу, выносливость, умение выполнять основные движения. Благодаря широкому использованию циклических движений (различные виды ходьбы и бега, упражнения в прыжках и др.) практически на каждом занятии отмечается высокая моторность плотности (80-90 %).
Главное - научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.
Структурная модель реализации Программы
Триаду здоровья составляют рациональный режим, закаливание и движение.
Для обеспечения воспитания здорового ребенка, работа в ДОУ должна строиться в следующих направлениях:
-создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;
-повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей ДОУ;
-комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками;
-воспитание здорового ребенка усилиями детского сада и семьи.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности движения в ДОУ созданы условия организации предметно-пространственной среды, способствующей физическому развитию воспитанников.
Основными задачами детского сада по физическому развитию детей являются:
-охрана и укрепление здоровья детей; -формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
-создание условий в двигательной активности; -воспитание потребности в здоровом образе жизни;
-обеспечение физического и психического благополучия;
Для полноценного физического развития детей, реализации потребностей в движении в ДОУ созданы условия:
- гибкий двигательный режим дня в течение дня;
- обязательная утренняя гимнастика; - физкультминутки и динамопаузы (для снятия напряжения во время занятий);
- физкультурные занятия - 3 раза в неделю; в т.ч.1 раз на свежем воздухе с 5-ти лет;
- ежедневные прогулки на воздухе (включая подвижные и спортивные игры;
- гимнастика после сна;
- самостоятельные занятия детей;
Данный подход позволяет:
- осуществлять целостный подход к выявлению уровня развития детей;
- планомерно и целенаправленно отслеживать уровень каждого ребенка;
- своевременно выявлять проблемы в развитии отдельных детей; - способствовать укреплению здоровья детей.
Принципы физического воспитания
В физическом воспитании наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности, доступности и т.д.) имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания:
- всестороннее и гармоничное развитие личности;
- связь физической культуры с жизнью;
- оздоровительная направленность физического воспитания;
- непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;
- постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;
- цикличное построение занятий;
- возрастная адекватность направлений физического воспитания.
При работе используются следующие методы и приемы обучения:
Наглядные: - наглядно – зрительные приемы (показ техники выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий и физкультурного оборудования, зрительные ориентиры); - тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь инструктора); Словесные: - объяснения, пояснения, указания; - подача команд, распоряжений, сигналов; - вопросы к детям и поиск ответов; - образный сюжетный рассказ, беседа; - словесная инструкция. - слушание музыкальных произведений;
Практические: - выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями; - выполнение упражнений в игровой форме; - выполнение упражнений в соревновательной форме; - самостоятельное выполнение упражнений на детском спортивном оборудовании в свободной игре.
1.4. Общие приоритеты оздоровительной работы в МКДОУ д/c «Берёзка»
1. Осмысление собственного здоровья
2. Развитие физического и психического состояния детей
3. Воспитание стремления к самосозиданию, «творению» собственной телесной организации (красота и здоровье тела и движений)
4. Овладение детьми доступными навыками самомассажа, дыхательной гимнастики
5. Развитие познавательного интереса к телу, его функциональным возможностям
6. Развитие эмоционального сопереживания
7. Превращение здорового образа жизни в норму
8. Приобщение детей к занятиям по физической культуре. Как известно, степень развития движений ребенка зависит от состояния и развития центральной нервной системы; анатомо-физиологических особенностей; условий окружающей среды.
- Формирование основных движений
• ходьба, различные виды ходьбы
• бег, различные виды бега
• прыжки
• лазание, перелазание
• метание, ловля, броски
• равновесие, координация движений
- Упражнения для разных групп мышц
• упражнения на создание и сохранение позы
• упражнения на развитие мелкой моторики
• упражнения на развитие мышц лица и мимики
- Упражнения из различных видов спорта
• санки (катание на санках)
• лыжи (ходьба на лыжах)
- Коррекционные упражнения
• дыхательные и звуковые
• упражнения для формирования и корректировки осанки
• упражнения для профилактики плоскостопия
• закаливание
1.5. Формы работы по физическому воспитанию в режиме дня
Физкультурные занятия
• Образовательная форма работы с детьми проводится 2 раза в неделю в группе раннего возраста и в младших группа:
2 раза в неделю в зале и 1 раз на свежем воздухе для детей 5-7 лет
• Круговая тренировка
• Занятия по виду спорта
Физкультурно - оздоровительная работа в режиме дня
⋅ Утренняя гимнастика
⋅ Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
⋅ Физкультминутки
⋅ Динамические паузы
⋅ Физические упражнения после сна
⋅ Упражнения на релаксацию
Активный отдых
⋅ Физкультурный досуг
⋅ Физкультурные праздники
⋅ Дни здоровья
Коррекционная работа
⋅ Занятия коррекции по нарушению осанки
⋅ Профилактика плоскостопия
⋅ Дыхательная гимнастика
⋅ Самомасссаж
⋅ Релаксационные упражнения
Самостоятельная двигательная деятельность детей в детском саду
⋅ Проводится на прогулках
Структура организации образовательного процесса
Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю.
Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:
- в группе раннего возраста- 10 мин.;
- в 1 младшей группе – 10 мин.;
- во второй младшей группе – 15 мин.;
- в средней группе – 20 мин.;
- в старшей группе – 25 мин.
Один раз в неделю для детей 5-7 лет следует круглогодично организовываются занятия по физическому развитию на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
Два раза в год проводится мониторинг физической подготовленности, в течение двух недель.
В структуре организованной образовательной деятельности выделяются:
Вводная часть, которая направлена на улучшение эмоционального состояния, активацию внимания и подготовку детского организма к физическим нагрузкам основной части.
Основная часть (самая большая по объему и значимости), включающая в себя тренировку разных групп мышц, совершенствование всех физиологических функций организма детей и состоит из общеразвивающих упражнений и основных видов движений по теме.
Итогом основной части занятия является – тематическая подвижная игра высокой активности.
Заключительная часть, в ходе которой выравнивается функциональное состояние организма детей. В ней дети выполняют коррекционные и дыхательные упражнения, направленные на снижение двигательной активности, восстановление дыхания.
2.Национально-региональный компонент
В дошкольном образовании как первой ступени формирования и становления личности ребенка важным компонентом содержания обучения и воспитания является национально-региональный компонент. Дети, посещающие наше МБДОУ, воспитываются в среде с национальным колоритом, знакомятся с произведениями устного народного творчества, играют в народные игры. Это способствует пробуждению в детях национального самосознания, воспитанию чувства любви и уважения к Родине, обучению основным правилам поведения в обществе.
2.1 Содержание образовательной области «Физическая культура».
Задачи: - Формирование представлений о традиционных для Урала видах спорта, спортивных, подвижных (народных) играх. - Формирование интереса к спортивным событиям в своем селе, районе, знаменитым спортсменам, спортивным командам.
Содержание: |
Традиционные для Урала виды спорта, спортивные, подвижные (народные) игры. Особенности национальной одежды народов Урала. Способы обеспечения и укрепления, доступными средствами, физического здоровья в природных, климатических условиях конкретного места проживания, Среднего Урала. Спортивные события в своей местности, крае. Знаменитые спортсмены, спортивные команды |
Средства: |
Игры: «Городки», «Гуси лебеди», «Жмурки», «Классы», «Краски», «Лапта», «Ляпки», «Молчанка», «Палочкавыручалочка», «Пятнашки», «У медведя во бору», «Фанты», «Коршун и цыплята», «Кошки-мышки», «Ручеек», «Золотые ворота», «Прорываты», «Обыкновенные жмурки», «Кривой петух», «Горелки», «Казаки-разбойники», «Два мороза» и другие. Спортивные игры: «Городки», «Катание на лыжах», «Катание на санках» и др. Экскурсии, прогулки: Участие детей в целевых прогулках обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников. |
3. Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста
Младшая группе
В младшем дошкольном возрасте дети наиболее подвижны их движения хаотично и не координированы. Задача физического воспитания в этом возрасте - развить у детей интерес к процессу движения. Главным направлением работы является создание условий для творческого освоения эталонов движения детьми в различных ситуациях. Большинство занятий направлено на освоение основных движений: ходьба, бега, прыжков, лазания, ловли и броски мяча, равновесию. Основные движения тесно сочетаются с подвижными играми. Эффективным приемом является описание воображаемой ситуации, в которой задействован известный персонаж «Зайка серенький сидит». Широко используется в занятиях упражнения на подражания, птичка летает, зайчик скачет. Все это создает благоприятные условия для развития двигательных навыков и физических качеств. При обучении детей младшего дошкольного возраста плаванию большое внимание уделяется начальному этапу формирования правильных навыков. Это связано с тем, что первоначально созданные и закреплённые, они не разрушаются полностью и впоследствии могут снова проявиться. Обучение каждому новому плавательному упражнению (движению) требует от ребёнка определённой готовности, поэтому оно сводится к игре. Эмоциональная насыщенность игры позволяет ребёнку активно двигаться в воде, помогает проявлять свои подражательные способности. Для освоения сложных плавательных упражнений подбираются такие игры, в которых ребёнок подготавливается к более сложным подвижным играм.
Средняя группа
Этот возраст является периодом интенсивного роста и развития ребенка. В развитии основных движений детей происходят заметные качественные изменения: возрастает естественность и легкость их выполнения. На этом фоне особое внимание уделяется индивидуальным проявлением детей к окружающей их действительности.
Воспитывается устойчивый интерес к различным видам движений, к выполнению элементов выразительного образа двигательного действия. Формируется обобщенные представления о возможностях основного движения для включения его в различные виды деятельности. Особое значение приобретают совместные сюжетно - ролевые игры. Они становятся в этом возрасте ведущим видом деятельности. На пятом году жизни ребенок быстро ориентируется в новых ситуациях, в состоянии выполнять ритмически согласованные простые движения, делает большие успехи в прыжках, метании и беге, пытается осваивать более сложные движения. У детей 4-5 лет закрепляется умения и навыки плавания, приобретённые на занятиях в младшей группе. Упражнения в воде и игры выполняются детьми на глубине 70 см. без поддержки взрослого. Детей среднего возраста учат выполнять упражнения сначала на суше, а затем повторяют их в воде. Особенно важен показ упражнения в воде: дети воспринимают последовательность выполнения и понимают, что сделать его в воде вполне возможно. Краткое и доступное объяснение помогает ребёнку сознательно овладеть правильными движениями. В объяснении используются образные сравнения, так как мышление детей среднего возраста образное. Образ должен быть понятен детям. Большое значение уделяется воспитанию у детей организованности и дисциплинированности. В обучении используются разнообразные игровые упражнения и игры.
Старшая группа
В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейший рост и развитие всех органов и физиологических систем. Завершается процесс формирования скелетной мускулатуры, увеличивается длина верхних и нижних конечностей, происходит окостенение позвоночника. Детям шестого года жизни доступно овладение сложными видами движений, способами их выполнения, а также некоторыми элементами техники. Во время ходьбы у большинства детей наблюдаются согласованные движения рук и ног, уверенный широкий шаг и хорошая ориентировка в пространстве. На шестом году жизни у детей значительно улучшаются показатели ловкости. Они овладевают более сложными координационными движениями, быстро приспосабливаются к изменяющимся ситуациям, сохраняют устойчивое положение тела в
различных вариантах игр и упражнений. К шести годам дети владеют всеми способами катания, бросания и ловли, метания в цель и вдаль, совершенствуется техника выполнения ползания и лазания, бега, различных видов прыжков. В группах детей старшего дошкольного возраста начинается новый этап в обучении плаванию: осваиваются умения и навыки определённых способов плавания, разучивается их техника. В старшей группе овладение техникой плавания предполагает использование подготовительных и подводящих упражнений, в том числе и на суше. Новые движения рук. ног, дыхания и их согласование сначала выполняется на суше, а затем переносятся в воду. Дети продолжают разучивать скольжение на груди и на спине. В этом возрасте дети обращают больше внимания на качество движения рук и ног при плавании.
Содержание образовательной деятельности
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательной области «Физическое развитие»
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы образовательной области «Физическое развитие» составляют:
- Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
- Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Характеристика возрастных особенностей воспитанников
Период младенчества (первый год жизни ребенка) характеризуется возникновением следующих возрастных новообразований.
Развитие произвольности. Формируются движения, ведущие к достижению цели: перемещению тела в пространстве, схватыванию и удерживанию предметов.
Раннее детство (от 1 года до 3 лет) заключает в себе потенциал для возникновения следующих возрастных новообразований.
Развитие произвольности. Действуя с вещами, ребенок осваивает их физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения; на основе овладения речью появляются начала управления собственным поведением (в основном в ответ на указания взрослого).
В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего развития ребенка.
У детей дошкольного возраста отмечается быстрое развитие и совершенствование двигательного анализатора. Условные рефлексы у детей этого возраста вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу и навыки ребенка вначале непрочны и легко нарушаются. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко диградируют, поэтому внимание у детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер и дети быстро утомляются. Кроме того, у детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над торможением.
Следовательно, детям этого возраста нужно давать упражнения для развития основных двигательных умений, приучать их выполнять ритмичные движения, вырабатывать способность ориентироваться в пространстве, совершенствовать быстроту реакций и развивать активное торможение.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
В этом возрасте быстро развиваются и совершенствуются такие движения, как бег, ходьба, прыжки, лазание, метание и др.
Целевые ориентиры образовательного процесса
В соответствии с ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам образовательной области «Физическое развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:
целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);
целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Промежуточные планируемые результаты
1 – 3 года:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
- хорошо спит, активен во время бодрствования
- имеет хороший аппетит, регулярный стул.
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
- умеет правильно мыть руки и насухо их вытирать;
- умеет самостоятельно кушать и пользоваться салфеткой;
- употребляет слова «спасибо», «пожалуйста».
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
- имеет простейшие понятия о важности для здоровья соблюдений правил личной гигиены, занятий физическими упражнениями, прогулки (знает, что нужно мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе и т.д.);
- при небольшой помощи взрослых пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации):
- прыгает на месте и с продвижением вперед;
- может бежать непрерывно в течение 30–40 с;
- влезает на 2–3 перекладины гимнастической стенки (любым способом);
- берёт, держит, переносит, бросает и катает мяч.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
- легко ходит в разных направлениях и в различном темпе, ходит с перешагиванием через предметы (высота 10 см);
- бросает предметы в горизонтальную цель (расстояние 1 м), двумя руками, поочередно правой и левой рукой;
- может пробежать к указанной цели;
- воспроизводит простые движения по показу взрослого.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
- охотно выполняет движения имитационного характера, участвует в несложных сюжетных подвижных играх, организованных взрослым;
- получает удовольствие от участия в двигательной деятельности.
3 – 4 года:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
- легко и быстро засыпает, спокойно спит, с аппетитом ест;
- редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (2 раза в год).
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
- приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых);
- владеет навыками поведения во время еды, умывания, умеет пользоваться носовым платком, причёсываться, следит за своим внешним видом;
- охотно включается в выполнение режимных моментов и гигиенических процедур.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
- имеет простейшее представление о полезной и вредной для здоровья пище;
- владеет элементарными знаниями о правилах личной гигиены, важных для здоровья (мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе) о значении сна;
- умеет бережно относиться к своему здоровью, здоровью других детей;
- умеет сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуации, приносящих вред здоровью; осознает необходимость лечения;
- знает физические упражнения, укрепляющие разные органы, знает о необходимости закаливания;
- соблюдает навыки гигиены и опрятности в повседневной жизни.
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):
- энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см;
- проявляет ловкость в челночном беге;
- умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями педагога.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
- сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы;
- может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом;
- умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направлении;
- может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2–3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
- принимает участие в совместных играх и физических упражнениях;
- проявляет интерес к физическим упражнениям, умеет пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время;
- проявляет положительные эмоции, активность в самостоятельной и двигательной деятельности;
- проявляет самостоятельность в использовании спортивного оборудования (санки, лыжи, трехколесный велосипед);
- проявляет самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.
4 – 5 лет:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
- легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
- редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1–2 раза в год).
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
- проявляет привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;
- имеет элементарные представления о том, что полезно и вредно для здоровья;
- сформированы навыки культуры еды, культуры поведения, умеет следить за своим внешним видом.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
- знает, что надо одеваться по погоде, регулярно гулять, заниматься зарядкой;
- имеет представление о полезной и вредной для здоровья пище;
- знает части тела и органы чувств человека и их функциональное назначение;
- сформирована потребность в соблюдении режима питания, знает важность сна, гигиенических процедур для здоровья;
- умеет устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствия;
- имеет представление о составляющих здорового образа жизни.
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):
- прыгает в длину с места не менее 70 см;
- может пробежать по пересеченной местности в медленном темпе 200–240 м;
- бросает набивной мяч (0,5 кг), стоя из-за головы, на 1 м.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
- ходит свободно, держась прямо, не опуская головы;
- уверенно ходит по бревну (скамейке), удерживая равновесие;
- умеет лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чередующимся шагами;
- в прыжках в длину с места отталкивается двумя ногами и мягко приземляется, подпрыгивает на одной ноге;
- ловит мяч руками, многократно ударяет им об пол и ловит его;
- бросает предметы вверх, вдаль, в цель, через сетку;
- чувствует ритм, умеет ходить, бегать, подпрыгивать, изменять положение тела в такт музыке или под счет.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
- активен, с интересом участвует в подвижных играх;
- инициативен, радуется своим успехам в физических упражнениях;
- умеет самостоятельно и творчески использовать физкультурный инвентарь для подвижных игр.
5 – 6 лет:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
- легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
- редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1–2 раза в год).
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
- умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу;
- имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых);
- сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком);
- владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
- имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье;
- знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня;
- имеет представление о роли гигиены и режима дня для здоровья человека;
- имеет представление о правилах ухода за больным.
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):
- может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку;
- умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа;
- умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3–4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м). Владеет школой мяча.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
- умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;
- выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие;
- умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом;
- ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживает за лыжами;
- умеет кататься на самокате;
- умеет плавать (произвольно);
- участвует в спортивных играх и упражнениях, в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
- участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей;
- проявляет самостоятельность, творчество, выразительность и грациозность движений;
- умеет самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры;
- проявляет интерес к разным видам спорта.
6 – 7 лет:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
- легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
- редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1раз в год).
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
- усвоил основные культурно-гигиенические навыки: быстро и правильно умывается, насухо вытирается, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полощет рот после еды, моет ноги перед сном;
- правильно пользуется носовым платком и расческой;
- следит за своим внешним видом;
- быстро раздевается и одевается, вешает одежду в определенном порядке, следит за чистотой одежды и обуви.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: имеет сформированные представления о здоровом образе жизни: об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня, рациональном питании, значении двигательной активности в жизни человека, пользе и видах закаливающих процедур, роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):
– может прыгать на мягкое покрытие (с высоты до 40см);
– мягко приземляться;
– прыгать в длину с места (на расстояние не менее 100 см);
– с разбега (180 см);
– в высоту с разбега (не менее 50 см) – прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;
– может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг);
– бросать предметы в цель из разных исходных положений;
– попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4–5 м;
– метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–12 м;
– метать предметы в движущуюся цель;
– ходит на лыжах: переменным скользящим шагом на расстояние 3 км, поднимается на горку, спускается с горки, тормозит при спуске;
– проявляет статическое и динамическое равновесие, координацию движений при выполнении сложных упражнений.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
- выполняет правильно технику всех видов основных движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья;
- умеет перестраиваться: в 3–4 колонны, в 2–3 круга на ходу,
шеренги после расчета на первый-второй;
- соблюдать интервалы во время передвижения;
- выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;
- следит за правильной осанкой.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
- участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис):
- умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры;
- проявляет интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта;
- проявляет интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, теннис, хоккей, футбол).
Задачи рабочей программы
Общие:
Содействовать приобретению двигательного опыта детей, повышению уровня ежедневной двигательной активности, становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
Развивать двигательные качества и способности детей: ловкость, быстроту, гибкость, силу, общую выносливость;
Создавать условия для формирования опорно-двигательной системы организма, выполнения основных движений (ходьба, бег, прыжки), овладения подвижными играми с правилами;
Развивать интерес к спорту, расширять представления детей о некоторых видах спорта;
Способствовать становлению ценностей здорового образа жизни, овладению его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Развитие физических качеств:
1-3 года
Учить прыгать на месте и с продвижением вперед;
Развивать общую выносливость в ходе непрерывного бега (в течение 30–40 с);
Учить влезать на 2–3 перекладины гимнастической стенки (любым способом);
Обучать действиям с мячом (берёт, держит, переносит, бросает и катает мяч).
3-4 года
Учить энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 40 см;
Поощрять проявление ловкости в челночном беге;
Закреплять умение бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями педагога.
4-5 лет
Учить прыгать в длину с места не менее 70 см;
Развивать общую выносливость в ходе бега по пересеченной местности в медленном темпе 200–240 м;
Учить бросать набивной мяч (0,5 кг), стоя из-за головы, на 1 м.
5-6 лет
Учить прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку;
Учить лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа;
Учить метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3–4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м). Владеет школой мяча.
6-7 лет
Учить прыгать на мягкое покрытие (с высоты до 40см); мягко приземляться; прыгать в длину с места (на расстояние не менее 100 см); с разбега (180 см); в высоту с разбега (не менее 50 см) – прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;
Учить перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг); бросать предметы в цель из разных исходных положений; попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4–5 м; метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–12 м; метать предметы в движущуюся цель;
Учить ходить на лыжах: переменным скользящим шагом на расстояние 3 км, поднимается на горку, спускается с горки, тормозит при спуске;
Учить плавать произвольно на расстояние 15 м;
Способствовать проявлению статического и динамического равновесия, координации движений при выполнении сложных упражнений.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
1-3 года
Учить ходить в разных направлениях и в различном темпе, ходит с перешагиванием через предметы (высота 10 см);
Учить бросать предметы в горизонтальную цель (расстояние 1 м), двумя руками, поочередно правой и левой рукой;
Способствовать бегу к указанной цели;
Поощрять воспроизведение простые движений по показу взрослого.
3-4 года
Учить сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы;
Учить ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом;
Учить ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направлении;
Учить катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2–3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.
4-5 лет
Способствовать формированию правильной осанки при ходьбе, держась прямо, не опуская головы;
Закреплять умение уверенно ходить по бревну (скамейке), удерживая равновесие;
Развивать умение лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чередующимся шагами;
Учить прыжкам в длину с места отталкиваясь двумя ногами и мягко приземляется, подпрыгивая на одной ноге;
Учить ловить мяч руками( многократно ударяет им об пол и ловит его);
Учить бросать предметы вверх, вдаль, в цель, через сетку;
Развивать чувство ритма (умеет ходить, бегать, подпрыгивать, изменять положение тела в такт музыке или под счет).
5-6 лет
Способствовать развитию умения ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;
Привлекать к выполнению упражнений на статическое и динамическое равновесие;
Учить перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом;
Продолжать учить ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживает за лыжами;
Учить кататься на самокате;
Учить плавать (произвольно);
Привлекать к участию в спортивных играх и упражнениях, в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.
6-7 лет
Способствовать правильному выполнению техники всех видов основных движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья;
Закреплять умение перестраиваться: в 3–4 колонны, в 2–3 круга на ходу, шеренги после расчета на первый-второй; соблюдать интервалы во время передвижения;
Совершенствовать умение выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;
Способствовать формированию правильной осанки.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
1-3 года
Привлекать к выполнению движений имитационного характера, участию в несложных сюжетных подвижных играх, организованных взрослым;
Вызывать эмоциональный отклик от участия в двигательной деятельности
3-4 года
Привлекать к участию в совместных играх и физических упражнениях;
Способствовать проявлению интереса к физическим упражнениям, умеет пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время;
Создавать условия для проявления положительных эмоций, активности в самостоятельной и двигательной деятельности;
Поощрять проявление самостоятельности в использовании спортивного оборудования (санки, лыжи, трехколесный велосипед);
Поощрять проявление самостоятельности и творчества при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.
4-5 лет
Способствовать проявлению активности и инициативности ребёнка в подвижных играх;
Содействовать созданию эмоционально-положительного климата при проведении физических упражнений, создавать ситуацию успеха;
Поощрять самостоятельное и творческое использование физкультурного инвентаря для подвижных игр.
5-6 лет
Привлекать к участию в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей;
Способствовать проявлению самостоятельности, творчества, выразительности и грациозности движений;
Содействовать самостоятельной организации знакомых подвижных игр;
Стимулировать проявление интереса к разным видам спорта.
6-7 лет
Привлекать к участию в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис):
Содействовать самостоятельной организации знакомых подвижных игр, поощрять придумывание собственных игр
Поддерживать проявление интереса к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта;
Поощрять проявление интереса к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, теннис, хоккей, футбол).
Особенности организации образовательного процесса
Структура образовательного процесса включает следующие компоненты:
непосредственно образовательная деятельность (использование термина «непосредственно образовательная деятельность» обусловлено формулировками СанПиН);
образовательная деятельность в режимных моментах;
самостоятельная деятельность детей;
образовательная деятельность в семье.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в ходе познавательно-исследовательской деятельности, её интеграцию с другими видами детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, продуктивной, а также чтения художественной литературы).
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развития речи, математики, конструирования, контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; | Решение образовательных задач в ходе режимных моментов | Деятельность ребенка в разнообразной, гибко меняющейся предметно-развивающей и игровой среде | Решение образовательных задач в семье |
Ежедневный объём непосредственно образовательной деятельности определяется регламентом этой деятельности (расписание), которое ежегодно утверждается заведующим и согласовывается с Управлением образования.
Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН.
Начинать решать эти задачи надо в дошкольном возрасте. Известно, что дошкольный возраст — решающий в
становлении физического и психического здоровья. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей знания и
навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.
Оздоровление детей ведется в ходе непосредственно образовательной деятельности, во время игр, режимных
моментов, взаимодействия с семьей.
Для повышения интереса к занятиям физическими упражнениями используют различные варианты занятий:
традиционные, игровые, сюжетные, занятия тематические с использованием музыкально-ритмических движений,
занятия-путешествия.
4. Годовые задачи по разделу «Физическая культура»
(2 младшая группа)
• Формировать и совершенствовать умения и навыки в основных видах движений.
• Учить ходить и бегать со свободными, координированными движениями рук и ног, не шаркая ногами, не опуская головы, изменять темп ходьбы и бега, энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением. Принимать исходное положение, правильно приземляться в прыжках в длину и в высоту с места.
Учить принимать правильное исходное положение в метании предметов.
Учить хвату за перекладину во время лазанья, лазать, не пропуская реек.
• Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя и в ходьбе, правильное положение туловища, головы при выполнении упражнений в равновесии.
• Развивать глазомер, ловкость при выполнении упражнений, в подвижных играх.
• Приучать действовать совместно, в общем, для всех темпе.
Учить строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях.
• Закреплять умения ползать, энергично отталкивать предметы при катании, бросании.
• Продолжать учить ловить мяч двумя руками.
• Учить детей выполнять правила в подвижных играх, развивать интерес к ним, воспитывать желание заниматься физическими упражнениями.
(Средняя группа)
• Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.
• Формировать правильную осанку.
Закреплять умения ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног, ползать, пролезать, подлезать, перелезать, энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках, ориентироваться в пространстве.
• Учить бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком.
• Закреплять умения принимать правильное исходное положение при метании, в прыжках в длину и высоту с места, сохранять равновесие.
• Учить перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево); в прыжках с места сочетать отталкивание с взмахом рук.
Учить детей прыгать через короткую скакатку; отбивать мяч о землю правой и левой рукой; бросать и ловить его кистями рук (не прижимая его к груди ).
• Учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения.
• Развивать физические качества: быстроту, выносливость.
• Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры.
• Развивать у детей умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками, быть инициативными в подготовке и уборке мест занятий.
(Старшая группа)
• Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
• Формировать правильную осанку, умение выполнять движения осознанно, быстро, ловко, красиво.
• Закреплять умения детей легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры.
• Учить детей бегать наперегонки, с преодолением препятствий, лазать по гимнастической стенке одноименным и разноименным способами, меняя темп.
• Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие с места, через длинную скакалку, сохранять равновесие.
• Учить ориентироваться в пространстве.
• Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести в ходьбе.
• Развивать физические качества: быстроту, ловкость, общую выносливость, морально-волевые качества: выдержку, настойчивость.
• Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования.
• Воспитывать справедливость, честность, дружелюбие, организованность, самостоятельность.
• Поддерживать интерес к различным видам спорта. Знакомить детей с историей Олимпийского движения.
5. Совместная деятельность родителей и инструктора по физкультуре в ДОУ
Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед педагогами образовательного учреждения. Семья и детский сад – социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребенка. Поступая в ДОУ, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, слаборазвитые двигательные навыки (быстроту, ловкость, координацию движений). Наша задача – помочь родителям в приобретении необходимых теоретических и практических знаний (познакомить с упражнениями и подвижными играми, способствующими развитию у детей двигательных навыков, а также освоить приемы обучения этим упражнениям). Один из путей решения задач – совместная спортивная деятельность детей и взрослых, как в детском саду, так и в семье. В нашем дошкольном учреждении разработаны формы тесного взаимодействия детей и взрослых. В детском саду проводятся: Физкультурные занятия, развлечения и праздники, приобщение к здоровому образу жизни. В работе с семьей стараемся приобщить родителей проводить с детьми в домашних условиях: утреннюю гимнастику, подвижные игры, игровые упражнения, комплексы по профилактике нарушений осанки и развития плоскостопия, упражнения в домашней ванне, профилактику простудных заболеваний. В работе с родителями используются традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, открытые занятия). Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание здорового человека, как физически, так и духовно. Одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать, общеизвестно, что 80 % черт характера ребенка закладывается в семье.
6.ПЛАН СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ
УЗКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Месяц | Логопед | Музыкальный руководитель |
Сентябрь | Рекомендации в подборе упражнений для звуковой гимнастики старшей и подготовительной группах | Подготовка и проведение праздника «День знания» |
Октябрь | Работа под звуковой и дыхательной гимнастикой | Использование звуковой и дыхательной гимнастики на музыкальных занятиях |
Ноябрь | Работа под звуковой и дыхательной гимнастикой | Коррекционная работа по профилактике нарушений осанки на музыкальных занятиях |
Декабрь | Работа под звуковой и дыхательной гимнастикой | Подготовка и проведение новогодних праздников |
Январь | Использование логоритмики на физкультурных занятиях
| Использование на музыкальных занятиях построений и перестроений. Помощь в проведении зимнего спортивного праздника |
Февраль | Использование логоритмики на физкультурных занятиях | Помощь в проведении «Малых Олимпийских игр», дня Защитников Отечества |
Март | Использование логоритмики на физкультурных занятиях
| Подготовка в проведении «Масленицы» |
Апрель | Использование логоритмики на физкультурных занятиях
| Поиск новых форм совместной работы |
Май | Использование логоритмики на физкультурных занятиях
| Подготовка и проведения праздника «День победы», подготовка к летне-оздоровительной работе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...