Консультация для родителей " Профилактика Плоскостопия у детей дошкольного возраста"
консультация по физкультуре на тему

Плоскостопие у детей - нередкое явление. Этот дефект строения стопы встречается чаще, чем любой другой. При плоскостопии свод стопы недостаточно прочен и не образует правильного изгиба, в результате вся поверхность стопы прилегает к полу, когда ребенок стоит. Уменьшение высоты сводов стопы и называется плоскостопием. В зависимости от того, какой свод стопы уплощается, различают продольное, поперечное и комбинированное плоскостопие. По степени выраженности выделяют 1-ю,2-ю и 3-ю степени. Также существует состояние противоположное плоскостопию - это сводчатая стопа, т. е. стопа выгнута слишком сильно по сравнению с нормальной. Этот недостаток проявляется в 7-8 лет. Признаки таковы: на подошве образуются мозоли, пальцы ног как бы вдавливаются в стопу, а пятка кажется ненормально большой. Существует еще недостаток строения стопы — косолапость. При ходьбе ребенок заводит носки ног внутрь и ставит пятки врозь. Это происходит в результате нарушения строения ног или тазобедренных суставов. Однако у большинства детей косолапость не связана с серьезными нарушениями в строении костей, единственное что требуется для исправления недостатка — ортопедические ботинки. Причины плоскостопия Основными причинами плоскостопия являются наследственные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ploskostopie_u_detey.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Профилактика плоскостопия

у детей дошкольного возраста»

                                                  Подготовил

                                                 инструктор по физической

                                           культуре

Лайкова М.Б.

        2018

Плоскостопие у детей - нередкое явление. Этот дефект  строения  стопы встречается чаще, чем любой другой. При плоскостопии свод стопы недостаточно прочен и не образует правильного изгиба, в результате вся поверхность стопы прилегает к полу, когда ребенок стоит. Уменьшение высоты сводов стопы и называется плоскостопием. В зависимости от того, какой свод стопы уплощается, различают продольное, поперечное и комбинированное плоскостопие. По степени выраженности выделяют 1-ю,2-ю и 3-ю степени.                  

      Также существует состояние противоположное плоскостопию - это сводчатая стопа, т. е. стопа выгнута слишком сильно по сравнению с нормальной. Этот недостаток проявляется в 7-8 лет. Признаки таковы: на подошве образуются мозоли, пальцы ног как бы вдавливаются в стопу, а пятка кажется ненормально большой.

     Существует еще недостаток строения стопы — косолапость. При ходьбе ребенок заводит носки ног внутрь и ставит пятки врозь. Это происходит в результате нарушения строения ног или тазобедренных суставов. Однако у большинства детей косолапость не связана с серьезными нарушениями в строении костей, единственное что требуется для исправления недостатка — ортопедические ботинки.  

       Причины плоскостопия

Основными причинами плоскостопия являются наследственные факторы, системные нарушения соединительной ткани, слабость мышц ног и связок стопы, ослабление мышцы, отводящей большой палец,  нерациональный двигательный режим и неправильный подбор обуви.

       Осложнения и последствия

Плоскостопие влечет за собой ряд последствий, нарушающих функцию опорно-двигательного аппарата. Это повышенная утомляемость мышц ног, боли в области позвоночника, в тазобедренных  суставах, коленях и ступнях . Происходит нарушение совокупности скелетной структуры, что приводит к изменению положения таза и искривлению позвоночника. Такие нарушения осанки ведут к раннему остеохондрозу со всеми вытекающими отсюда последствиями: функциональной недостаточности кровообращения мозга и вегетативным нарушениям.

     Указанные изменения развиваются постепенно, в течении  ряда лет, по мере истощения компенсаторных возможностей организма. Но       всех этих неприятностей можно избежать активной профилактикой плоскостопия в детские годы. Болезнь легче предупредить, чем лечить.

    Профилактика

Профилактику следует начинать с раннего возраста, когда стопы еще

формируются. Ношение неподходящей  обуви ухудшает состояние стопы

Всем родителям необходимо запомнить несколько правил, приобретая обувь для детей:

1.Покупая обувь, мерить ее следует стоя, так как при нагрузке размер стопы увеличивается в длину и ширину на 0,5-1 см. Стопа должна не только входить в обувь, но также иметь в ней соответствующую свободу и пространство.

2.Не рекомендуется покупать подержанную обувь.

3.Обувь должна соответствовать времени года и образу жизни ребенка, его возрасту и индивидуальной форме стопы.

4.Продольная ось обуви должна проходить по второму пальцу, ее подошва не  должна быть искривлена.

5.Обувь не должна изменять естественной установки крайних пальцев (мизинца и большого), занимаемой ими при нагрузке босой стопы. Внутренний край стопы должен составлять одну прямую линию.

6. Ботинок должен иметь закрытый и твердый задник, небольшой  каблучок (4-8 мм). В области возвышения пальцев подошва должна быть эластичной. Для детей совершенно не пригодна обувь с твердой, негнущейся подошвой.

7. Для исправления плоскостопия врачи-ортопеды советуют носить стельки-супинаторы или специальную ортопедическую обувь.

Профилактикой плоскостопия необходимо заниматься не только  в  детском саду, но и дома.

Гигиенические правила и рациональный режим нагрузки на        нижние конечности

1. Выработка походки без лишнего разведения стоп (ежедневная ходьба с параллельными стопами) - ходьба вдоль палки или веревки, лежащей на полу.

2. Ежедневное мытье ног прохладной водой. После вытирания ног «собрать» полотенце ногами.

3. Ходьба босиком по песку, гравию, рыхлой почве траве.

4. Не ходить в помещении в утепленной обуви.

5. На занятиях физкультурой не использовать обувь с твердой стелькой.

6. Не ходить длительное время босиком или в мягкой обуви по утоптанной поверхности.

7. Сидя на стульчике, собирать ногами мелкие предметы или катать деревянную скалку. Последнее рекомендуется восточными медиками как метод рефлексотерапии (стопотерапия) для повышения активности всех органов.

     Прекрасным профилактическим средством являются ванночки дляног.Их следует делать ежедневно в воде (36-37 градусов) в течении  1-1,5 мин.,хорошо применять и гидромассажные ванночки для ног.

      Для предупреждения и устранения плоскостопия можно использовать массажную роликовую дорожку. Движения по ней должны быть ритмичными, медленными,с давлением и чередоваться с паузами для отдыха.

     Массаж голеней и стоп снимает боли, устраняет застойные явления, улучшает питание тканей, нормализует тонус и стимулирует биологически активные точки.

Массаж голеней и стоп. Поглаживание и растирание (основанием ладони, полусогнутыми пальцами) стопы от пальцев к пяточной области. Массируются также голени - от стопы к коленному суставу.       И. п. Ребенок лежит на спине ногами к взрослому. Левой рукой надо взять левую ногу ребенка так, чтобы голень легла между большим и указательным пальцами. Большим пальцем правой руки круговыми движениями энергично растираем ступни (указательный и средний пальцы лежат  на наружной поверхности стопы)(2-4 мин). Затем то же, но правой рукой правую ногу.

      Но главным методом предупреждения плоскостопия является активная физическая нагрузка. Все упражнения следует выполнять только босиком. Попробуйте заниматься вместе с детьми.

Упражнения для профилактики плоскостопия:

    И. п. - лежа

Поднимать и опускать ногу, не касаясь пяткой пола, носок оттягивать на себя, стопа удерживается вертикально.( 4-6 раз каждой ногой)

«Маятник часов». Стопы касаются стены или стоп родителей. Выполнять одновременные повороты стоп вправо-влево, держать их строго вертикально. (6-8 раз)

«Танец жука, лежащего на спине». Ноги согнуть в коленях, руки - в локтях. Попеременно сгибать и разгибать кисти и стопы.(3-4 раза).

«Паровоз». Лежа на боку, сгибать разгибать ноги, носки оттягивая на себя.(6-8 раз на каждом боку, ускоряя и замедляя темп).

«Строим норку». Лежа на животе, пальцы рук сложить под подбородком, стопы поставить на носки. Слегка сгибая колени, пальцами ног «отгребать назад песок». (8 раз).

« Я на солнышке лежу. Лежа на животе, ноги согнуть в коленях, руки сложить под подбородком. Попеременно сгибать и разгибать стопы.  (8-10раз).

«Веселые качели». Упражнение аналогично предыдущему, только выполняется двумя ногами одновременно. (10 раз).

«Моторчик». Лежа на спине, круговые движения стоп в одну и другую сторону. Усложнение упр-я — те же движения стопы, но в положении согнутой в колене ноги на колене другой полусогнутой ног. (по 8-10 раз).

«Моем ножки». Лежа на спине, скользящие движения стопой по голени другой ноги . (по 8-10 раз).

  И. п. - сидя на стуле

-   Руки на пояс. Выполнять перекаты с пятки на носок.(10 раз).

-    Одна нога выпрямлена вперед, другая под стулом. Менять положение ног. (6 раз).

-    Стопы на полу. Развести пятки в стороны, вернуться в и. п. (6 раз).

-    Стопы на полу. «Сгребать песок» всеми пятью пальцами. (10 раз каждой ногой). По тому же принципу «отгребать песок».

-    Ноги параллельны друг другу. Поднять пуговицу пальцами правой ноги , и положить влево. (Можно перекладывать и другие мелкие предметы, разложенные на полу ).

-    Одна нога на массажном мячике. Выполнять круговые движения стопой, массируя ее, надавливая на мяч. Также катать мяч от носка к пятке и наоборот. Поменять положение ног. (12 раз).

-    Разложить на полу в линию десять колец , а перед кольцами положить по шарику. Ребенок опускает пальцами ног шарики в кольца, по 5 шариков каждой ногой, затем  руками вынимает шарики из колец и кладет перед ними. Потом пальцами ног берет кольца и кладет их на шарик.

-    На полу положить платочек. Выдвинув вперед одну ногу и распрямив пальцы, ребенок должен ухватить платок и пальцами ног собрать весь его под стопу.

-   Ноги поставить на гимнастическую палку. Положить кисти рук на колени, тем самым создавая давление. Перекат палки вперед-назад.(12 раз).

 И. п. Сидя на полу

-    Ребенок карандашом, зажатым пальцами ноги , рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой.(30-50 сек).

-    Руки в упоре сзади, пальцы стоп широко расставлены. Сжимать и раздвигать пальцы ног. (12 раз).

-    На полу – шарф, один конец которого держит родитель. Захватить пальцами ног шарф и тянуть его на себя, пятками пола не касаться. (6-8 раз).

   И. п. Стоя и в ходьбе

-    Руки на поясе, перекаты с пятки на носок.

-    Стопы параллельно, руки на поясе. Поднимание на носки вместе и попеременно. Приподнимание пальцев стоп с опорой на пятки вместе и попеременно.

-    Полуприседание и приседание на носках.

-    Стоя на гимнастической палке, стопы параллельно, приседания и полуприседания, а также ходьба по ней приставным шагом, наступать на палку нужно средним отделом стопы  

-    То же упр-е , но стоя на рейке гимнастической стенки с хватом рук на уровне груди.

-    Стоя на рейке гимнастической стенки на пальцах стоп – приподнимание на носках и возврат в  и. п..

-    Ходьба на носках, пятках, на наружных краях стоп, по ребристой доске, по наклонной плоскости.

-    Ходьба на носках в полуприседе, с высоким подниманием коленей.

-    Ходьба на пятках . Захватить пальцами ног любые мелкие предметы и идти с ними на пятках.

Очень полезны всевозможные игры с мячом.(Массажные, теннисные или среднего размера мячи).Упражнения с мячом сводятся к тому, что его перекладывают или приподнимают одной или двумя ногами, катают или бросают.

«Играйте в мяч ногами». Два ребенка (ребенок и родитель)  садятся на пол напротив друг друга и, слегка откинувшись назад ,опираются на руки .Потом берут ногами теннисные мячи начинают перебрасывать их. Ловить мяч руками нельзя.

    Для коррекции плоскостопия  полезно лазанье по гимнастической стенке, лазанье по скамье и по полу на четвереньках, а также рекомендуется  больше бегать и прыгать.

   Для профилактики плоскостопия большую роль играют занятия спортивными играми: футбол, езда на велосипеде, прыжки через скакалку, волейбол, баскетбол и другие игры с мячом.

     Достичь желаемого эффекта в коррекции и профилактики плоскостопия невозможно без вашего участия, уважаемые родители. Играйте, занимайтесь вместе с вашим ребенком,и вскоре вы увидите положительный результат.

          Успехов вам, в оздоровлении ваших детей !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Профилактика и предупреждение плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания"

​Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок.Стопа является опорой, фундаментом т...

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»

Чтобы ваш ребенок не приобрел плоскостопие, нужно тщательно подбирать обувь, которую будет носить ребенок. Ребенок не должен донашивать чужую обувь: разношенная колодка чужой обуви неправильно р...

Консультация для родителей "Профилактика сколиоза и плоскостопия у детей дошкольного возраста"

Консультации содержат необходимую информацию для родителей о профилактике сколиоза и плоскостопия...

Консультация для родителей: «Плоскостопие у детей дошкольного возраста»

В данной консультации идёт речь о формировании детской стопы и вида нарушений....

консультации для родителей "Плоскостопие у детей дошкольного возраста".

Причины, лечение и профилактика плоскостопия у дошкольников....