Речь и движение как основной ресурс развития ребенка
методическая разработка по физкультуре на тему

Фадеева Оксана Владимировна

Коррекция  и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии ребёнка посредством сочетания движений и речи. Примерное  тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_dvizhenie_.docx33.65 КБ

Предварительный просмотр:

Речь и движение как основной ресурс развития ребенка

Инструктор по физическому воспитанию

Фадеева О.В.

Учитель-логопед

Сёмина А.С.

Цель: Коррекция  и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии ребёнка посредством сочетания движений и речи.

Задачи:

1.  Обеспечить расширение словарного запаса, слоговой структуры в стихотворной речи; воспитание интонационной стороны речи, речевого дыхания, голосовой функции, темпа речи

2.  Развивать коммуникативные умения и навыки средствами синтеза слова и движения; психические процессы (внимания, памяти, восприятия и др.);  чувства ритма, мимической и артикуляционной моторики

 3. Создать условия для  формирования двигательных умений и навыков, укрепление костно-мышечного аппарата, правильной осанки, походки, грации движений, развитие ловкости, силы, выносливости, координации движений, ориентировки в пространстве 

4.  Формировать речевые интересы и потребности дошкольников.





Движение и игра – это физиологическая потребность детей – дошкольников. Двигаясь, играя, дети запоминают намного больше и легче. Умения и навыки формируются как – бы непроизвольно. Как выяснилось, что двигательная активность нужна детям не только для хорошего физического, но нормального психического  развития. Великий русский физиолог И.М.Сеченов первым высказал мысль о том, что мышечный, двигательный анализатор функционирует не сам по себе, а играет огромную роль в целостной деятельности мозга, и «мышечное чувство» не только усиливает все другие ощущения человека, но и объединяет их. Ведущую роль двигательной сферы и целостной деятельности мозга показал и В.М.Бехтерев, известный клиницист и основатель экспериментальной психологии в России.

В настоящее время многими исследователями установлено особое значение движения в формировании мозговых функций человека, а значит и речи. Изначально ребёнку присуща очень большая потребность в движениях, и они приносят ему огромную радость.

Родной язык, помогает людям, воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети с малого возраста впитывают в себя всё, что узнают от родителей, воспитателей и сверстников. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего развития детей. Дети, не получившие соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное.

Работая с детьми в детском саду, мы обратили внимание на то что, возросло число детей с различными проблемами речевого развития, которые характеризуются нарушением или отставанием от нормы основных компонентов  речевой системы. Следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие. 

Детям с недоразвитием речи следует вовремя оказывать помощь, исправлять дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.  Успешное преодоление речевой недостаточности возможно лишь при условии использования всего комплекса разнообразных средств и методов, способствующих умственному, интеллектуальному, психическому развитию, воспитанию нравственно-волевых черт личности, а также полноценному физическому развитию ребенка. На наш взгляд, решение этой проблемы и достижение максимального эффекта в преодолении нарушения звукопроизношения происходит тогда, когда воспитатели, специалисты ДОУ, а также  родители  воспитанников, вступают в единый союз -  это и даст наилучший результат в коррекционно – развивающей работе, который будет  достигаться  через  сочетание движения и речи. 

Как построить работу по звукопроизношению, чтобы дети успешно преодолевали свои дефекты? Учитель – логопед работает над исправлением произношения у детей, инструктору по физвоспитанию надо научить детей основным движениям. А что, если соединить эти задачи?  

Соединение речи с движением способствует развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляторной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность, нечеткость звукопроизношения, заикание. Таким образом, регулярное использование игровых упражнений на основе соединения речи с движением показывает, что: - у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляторная моторика и координация движений; - улучшается фонематический слух; - нормализуется речевое дыхание; - формируется умение изменять силу и высоту голоса; - улучшается ритмико-интонационная сторона речи; - уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков; - повышается речевая активность детей. Следует помнить, что упражнения на координацию речи с движением можно включать в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логоритмические занятия и т.д.

Учителем-логопедом совместно с инструктором по физическому  воспитанию  было  разработано планирование речевых игр: пальчиковой гимнастики,  подвижных игр с речевым сопровождением и физминуток в соответствии с календарно-тематический  планом  ДОУ. Составлены картотеки пальчиковой гимнастики,  подвижных игр с речевым сопровождением и физминуток.

Речевая игра - это стихи, в которых есть сюжет и действие, Важно, чтобы было, кого и что показывать. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребёнка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь богатой и выразительной, поддерживают интерес детей к занятию, поддерживают физиологическую потребность в движениях. Кроме того, в речевых играх есть возможность совершенствовать те основные движения, которые должны быть развиты у детей дошкольного возраста.

Таким образом, решаются следующие задачи:

  • коррекция звукопроизношения;
  • упражнение детей в основных движениях;
  • становление координации общей моторики;
  • умение согласовывать слово и жест;
  • воспитание умения работать сообща.

Пальчиковая гимнастика это пассивные или активные движения пальцами рук. Она  развивает речь.  Развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в  речь и ее пониматьповышает речевую активность,  создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Развивает память,  фантазию и воображение, мелкую моторику.

Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.

Подвижные игры с речевым сопровождением – игры на координацию речи и движений. Подвижные игры, соединенные с дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность детей, способствуют повышению в звукопроизношении.

Физминутки – это небольшой комплекс физических упражнений, сопровождаемых стишками или песенками. Физминутки снимают усталость и напряжение;  эмоциональный заряд; совершенствуют общую моторику; вырабатывают четкие координированные действия по взаимосвязи с речью; тренируют скоростные навыки выполнения мыслительных операций.

Таким образом,  сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей, так как они очень тесно связаны и дополняют друг друга. Артикулярный аппарат детей укрепляется, развивается фонематический слух, формируется культура речи. Дети учатся вслушиваться в слова, звуки, слышать составные части слова, развивается культура речи, умение контролировать свою речь. Развиваются детские эмоции, которые повышают интерес к занятиям и речи. Поэтому успешное преодоление речевого недоразвития возможно только при условии тесной взаимосвязи в работе учителя – логопеда и инструктора по физической культуре.


Тематическое планирование.

Месяц, тема месяца

Пальчиковая гимнастика

Физминутки

Подвижные игры

(игровое упражнение, игра с речевым сопровождением)

Сентябрь

Осенний урожай

 «Овощи»

 «Фрукты»

«Фруктовая ладошка»

«Осенние листья»

«Репка»

«По грибы»

 «Урожай»

«Овощи»

«Яблоки, груши и сливы»

«Овощи»

«Посади и собери урожай»

«Съедобное и несъедобное»

«Репка»

Октябрь

Осень, осень, в гости просим

«Соберу грибы»

«Хлеб»

«Поздняя осень»

«Осень, осень»

«Ветер веет над полями»

«Тополь пожелтел»

«Золотая песенка»

«Мы осенние листочки»

«Не намочи ног»

«Осень в саду»

«Ветер и жёлтые листочки»

«Улетают журавли»

«Деревья осенью»

Ноябрь

Россия – родина наша

«Люблю по городу гулять»

«Российская семья»

«Город чудный, город древний»

«Моя страна»

«Дом»

«Родина»

 «Поезжай за моря-океаны»

« Строим, строим новый дом»

«Нива»

«Прогулка»

«Мы по городу гуляем»

«На Неве»

Декабрь

Новый год у ворот

«Новогодние игрушки»

«Подарки»

«Зимние забавы»

«Елочка»

«Мороз-Красный нос»

«Наша елка велика»

«Зимние забавы» 

«С новым годом! С новым годом!»

« К нам приходит Новый год»

«Что висит на ёлке»

«Дед Мороз»

«Новогодние шары»

Январь

Зимушка-зима

«Зимние забавы»

«Кто спит зимой?»

«Мы во двор пошли гулять»

«Снежок»

«Сосулька»

«На дворе мороз и ветер»

«С неба падают снежинки»

«Солнце землю греет слабо»

«Мороз Красный нос»

«Быстрые санки»

«Лесная прогулка»

«Пришла зима»

«Нам в любой мороз тепло»

Февраль

В нашем городе родном мы здоровыми живём

«Наша армия»

«Спортсмены»

«Люблю по городу гулять»

«Спортсмены»

«Будем прыгать и скакать»

«Чтобы сильными стать и ловкими»

«Армия»

«Мы решили закаляться»

«Пограничник на границе»

 «Слава армии родной»

«Дивный город Петербург»

«Физкульт Ура»

«Ловкие солдаты»

Март

К нам весна шагает

«Перелётные птицы»

«Весна-красна»

«Весна»

«Капель»

«Снова нет ручьям покоя»

«Весна, весна красная!»

 «По дорожке долго, долго»

«На дворе стоит весна!»

«Приходи, весна»

«Весна пришла»

«Возвращаются певцы»

«Весеннее солнце»

Апрель

Если с другом вышел путь…

«Братцы – молодцы»

«Дружба» 

«Жили были в домике »

«Дружные пальчики.»

«Друзья помогли»

«Ты и я, ты и я»

«Все мы дружные ребята»

«Дружба»

«Добрый жук»

«Вместе веселей»

«Мы всегда играем дружно»

«Мы мечтаем»

«Ровным кругом друг за другом»

«Мы веселые ребята»

Май

 Вся семья вместе – душа на месте

 «Семья»

«Большая семья»

«Как у нас семья »

Дружная семья

«Три медведя»

«Семья»

«Устала наша бабушка»

«Папа»

«Кто у нас живет в квартире»

«Дедушка Рожок»

«У дядюшки Трифона»


Сентябрь. Осенний урожай.

Пальчиковая гимнастика.

Овощи.

 У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

Дети делают ладошки «корзинкой».

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Сгибают пальчики, начиная с большого.

Наша Зина- молодец!

Показывают большой палец.

Фрукты.

 Как у нашей Зины

Фрукты в корзине:

Дети делают ладошки «корзинкой».

Яблоки и груши,

Чтоб ребята кушали,

Персики и сливы-

До чего красивы!

Посмотрите на ранет!

Сгибают пальчики, начиная с мизинца.

Вкуснее наших фруктов нет!

Гладят живот.

Фруктовая ладошка.

Этот пальчик – апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.

Фрукт для вас и для нас.

Показывают ладошками вокруг и на себя.

Осенние листья

Раз, два, три, четыре, пять.

(Загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(Сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

(«Шагают» пальчики по столу).

Физминутки

«Репка»

Сами землю, землю мы копали, (наклоны вниз)

Сами грядку, грядку насыпали. (стряхивающие движения кистями рук)

Мы сажали, мы сажали репку.(прыжки с ноги на ногу по кругу)

Сами зерна, зерна мы бросали, («пружинка»)

Сами всходы, всходы поливали. (повороты вправо-влево)

Мы растили, мы растили репку. (прыжки с ноги на ногу по кругу)

Вот поспела, вот поспела репка, (раскачивают руки над головой)

Стала сочной, стала сладкой, крепкой. (ударяют кулачками друг о друга)

Вкусной стала, вкусной стала репка. (прыжки на двух ногах по кругу)

Всех мы в гости, в гости приглашаем, (наклон вперед, руки в стороны)

Сладкой репкой, репкой угощаем. (хлопают в ладоши)

Угощаем, угощаем репкой. (идут по кругу, взявшись за руки)

«По грибы»

Осеннюю порою мы в лес с тобой придем, (шагают на месте)

Грибов корзинку целую в лесу мы соберем! (приседания)

Летает паутина и падает листва, (покачивают руками над головой)

Шуршит под сапогами увядшая трава. («шуршат» ногами)

По тонкому мосточку ручей мы перейдем, (идут на носочках)

Семью лисичек рыженьких во мху с тобой найдем. (наклоны вниз)

Раздвинем травку палочкой и там увидим вдруг - (скрестные движения прямых рук)

Цветные сыроежки рассыпались вокруг. (кружатся на месте)

А на полянке крепкие боровики стоят. («пружинка»)

Под лапы елок спрятались, в корзинку не хотят. (ставят руки «елочкой» над головой)

Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли, (повороты вправо-влево)

Грибов корзинку целую домой мы принесли! (хлопают в ладоши)

«Урожай»

В огород пойдем, (идут по кругу, взявшись за руки)

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем («таскают»)

И картошки накопаем, («копают»)

Срежем мы кочан капусты («срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками)

Щавеля нарвем немножко («рвут»)

И вернемся по дорожке. (идут по кругу, взявшись за руки)

«Овощи»

Осенью с мамой на рынок идем, (шагают по кругу друг за другом)

Корзинку и сумки с собою несем.

Овощи разные надо купить, (поскоки с ноги на ногу)

В корзинку и в сумки потом положить.

Свеклу купили и сладкий горох, (останавливаются, «пружинка»)

И чесночек оказался не плох!

- Огурчик зеленый, а ну не зевай, (наклоны вниз, руки отводят назад)

С морковкой в корзинку скорей полезай!

Корзинку и сумки домой мы несем – (приседания)

Все овощи на зиму мы запасем!

Овощи солим и сушим, и крошим. (движения руками вверх-вниз)

Овощи в банки храниться положим.

С мамой вас в гости зимой пригласим, (повороты вправо-влево)

Вкусным обедом мы вас угостим!

С капустой мы пирогов напечем! («пекут»)

Гостей мы накормим горячим борщом! (хлопают в ладоши)

Подвижные игры

(игровое упражнение, игра с речевым сопровождением)

«Яблоки, груши и сливы»   (подвижная игра)

Инвентарь: соломенная шляпа

По считалке выбирается водящий-«садовник». Он надевает на голову соломенную шляпу и становится в центр игровой площадки. Остальные играющие – «фрукты». Дети произвольно, по желанию, разбиваются на тройки и встают в колонны по три вокруг «садовника» на расстоянии 2 метра от него. Расстояние между колоннами 2,5-3 метра. Дети, стоящие в колоннах первыми, - «яблоки», стоящие в колоннах вторыми - «фрукты», третьи игроки в колоннах – «сливы».

Во время чтения педагогом текста:  

Садовнику осенью

  Много заботы, садовнику осенью

 Много работы: нужно с деревьев

 Все фрукты сорвать, Яблоки, груши

И сливы убрать.

все играющие хлопают в ладоши. Затем «садовник» идет по «саду» — внутри круга — и     говорит:

Я корзиночку возьму,   А я фрукты соберу!    

Дети-«фрукты» хором ему отвечают:

Мы в корзинку не хотим, от тебя мы убежим!

После этого педагог произносит громко одно из названий фруктов, например «Яблоки!» «Яблоки» — дети, стоящие в колоннах первыми, — должны поменяться друг с другом местами, а «садовник» в это время старается занять одно из освободившихся мест в первом ряду детей. Если «садовник» успел занять свободное место, то оставшийся без места игрок становится новым водящим-«садовником»; в противном случае игра продолжается дальше и педагог произносит название следующего фрукта, например «Груши!» В этом случае местами меняются игроки, стоящие в колоннах вторыми. Если педагог говорит: «Сливы!», то выполняют перебежку третьи по счету игроки.

Примечания. 1. Если «садовник» в течение длительного времени (4—6 смен мест игроками) не сумеет занять свободное место, по считалке выбирается новый водящий и игра продолжается. 2. После нескольких повторений игры педагог произносит названия фруктов не по порядку, а вразбивку. 3. В качестве усложнения игры, по мере ее освоения, можно выбирать не одного, а сразу двух водящих.

 «Овощи» (подвижная игра с речевым сопровождением)

Дети встают по кругу друг за другом на расстоянии вытянутых вперёд рук.

Осенью с мамой на рынок идём,                        Шагают по кругу друг за другом.

Корзинку и сумки с собою несём.

Овощи разные надо купить,                                Выполняют поскоки с ноги на ногу.

В корзинку и в сумки потом положить.

Свёклу купили и сладкий горох,                        Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга,

 И чесночок оказался неплох!                             выполняют «пружинку», руки на поясе.

- Огурчик зелёный,                                              Выполняют наклоны вниз, руки при наклоне отводят назад.

                     а ну не зевай!

С морковкой в корзинку скорей полезай!

Корзинку и сумки домой мы несём -                 Выполняют приседания, во время приседания руки подняты к плечам.

Все овощи на зиму мы запасём!

Овощи солим, и сушим, и крошим.                   Выполняют поочерёдные движения руками вверх- вниз перед собой.

Овощи в банки храниться положим.

С мамой вас в гости зимой пригласим,             Выполняют повороты вправо-влево, руки на поясе.

Вкусным обедом мы вас угостим!                     Слегка наклоняются вперёд, руки вперёд- в стороны.

С капустою мы пирогов напечём!                     «Пекут» руками изображаемые пироги.

Гостей мы накормим горячим борщом!           Хлопают в ладоши.

.«Посади и собери урожай» (игровое упражнение)

Инвентарь: 3 малых обруча, 3 небольших пластмассовых ведёрка (высота 15-18 см), 4-6 пластмассовых шариков жёлтого цвета – «репа», 4-6 пластмассовых шариков красного цвета – «помидоры», 4-6 пластмассовых шариков зелёного цвета – «огурцы», мел.

На земле или мелом на асфальте чертой обозначают линию старта. Дети с помощью педагога строятся в 2-3 колонны перед линией старта (расстояние между колоннами 2-2,5 м). На расстоянии 5-6 м от линии старта напротив каждой из колонн кладут по обручу. Дети, стоящие в колоннах первыми, держат ведёрко, наполненное пластмассовыми шариками (одного из трёх цветов  — желтого, красного или зеленого цвета) — «репой», «помидорами» или «огурцами».

Педагог читает стихотворение:

Мы сажали огород,

                                                  Что там только не растет:                  

Репа, брюква, огурцы —        

Вот такие молодцы!

Помидоры и салат,

Их отведать каждый рад!

Весной грядки мы копали,

В грядки семена сажали,

Потом всходы поливали,

Сорняки все вырывали!

Вырос знатный урожай!

Урожай ты собирай!

Раз, два, три, беги!        

После слов педагога «раз, два, три, беги!» игроки, стоящие в колоннах первыми, бегут к своим обручам и выкладывают в них все «овощи» из ведерка, затем возвращаются обратно с пустыми ведерками и передают их следующим игрокам своей колонны. Те бегут к обручам, «собирают овощи» в ведерки, возвращаются к своим колоннам, передают ведерки следующим игрокам. Таким образом, одни игроки в колоннах «сажают овощи», другие — «овощи собирают». Выигрывает та команда, игроки которой быстро и без потерь выполнят задание.

Примечания. 1. Игроки начинают выполнять упражнение четко из-за линии старта; переступать линию старта нельзя до тех пор, пока предыдущий игрок не передаст следующему за ним игроку в руки ведерко. 2. Игра начинается только после слов педагога «раз, два, три, беги!»

.«Съедобное и несъедобное» ( игра малой подвижности)

Инвентарь: мяч резиновый или пластиковый.

Дети, образуя круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Педагог находится в центре круга, в руках у него мяч. Он читает стихотворение:  

                     

                               Бывает трудно угадать,

                             Что можно есть и что нельзя.

                             Вам очень много нужно знать,

                             Поверьте мне, друзья!

                             Про овощи и  фрукты              

                               Готовы вам задания.

                               Должны все сами отгадать.

                               Готовы все? Внимание!

Закончив чтение, педагог кидает по очереди детям мяч, одновременно называя «съедобное» (по теме «Овощи» — лук, капуста, огурец, помидор, кабачок, горох, морковь и др.; по теме «Фрукты» — яблоко, груша, банан, апельсин, лимон и др.) или «несъедобное» (любой предмет, вещь — дом, подушка, стул, ложка, велосипед, машина и т.д.). Если педагог называет «съедобное», то игрок должен поймать мяч; если называет «несъедобное», то ребенок либо укорачивается от мяча, либо отбивает его от себя руками. Если игрок ошибается при выполнении задания, то он отходит в сторону от круга. Побеждают двое-трое самых внимательных игроков.

Примечания. По мере освоения правил игры и накопления словарного запаса ведущим в игре может быть кто-либо из наиболее внимательных детей. По мере надобности педагог имеет право вмешаться в действия ведущего-ребенка, чтобы помочь ему.

.«Репка»  ( подвижная игра с речевым сопровождением)

Дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга.

Сами землю, землю мы копали,                          Выполняют 3 наклона вниз, руки со сжатыми кулачками опускают при

                                                                                наклоне от груди вниз.

Сами грядку, грядку насыпали                           Выполняют стряхивающие движения справа налево кистями вытянутых

                                                                                вперёд рук.

Мы сажали,                                                          Выполняют прыжки с ноги на ногу, двигаясь по кругу друг за другом

Мы сажали репку,                                                в правую сторону.

Мы сажали,

Мы сажали репку.

Сами зерна, зерна мы бросали,                          Выполняют «пружинку», руки на пояс.

Сами всходы, всходы поливали                         Выполняют повороты вправо-влево, руки на пояс.

Мы растили,                                                         Выполняют прыжки с ноги на ногу, двигаясь по кругу друг за другом,

Мы растили репку.                                              в левую сторону.

Мы растили,

Мы растили репку.

Вот поспела, вот поспела репка.                         Раскачивают руки над головой вправо-влево.

Стала сочной, стала сладкой, крепкой -             Ударяют кулачками друг о друга.

Вкусной стала,                                                       Выполняют прыжки на двух ногах, двигаясь к центру круга.

Вкусной стала репка.                                            То же в обратную сторону.

Вкусной стала,

Вкусной стала репка.

Всех мы в гости приглашаем,                               Выполняют наклоны вперёд, руки вперёд – в стороны.

Сладкой репкой угощаем-                                     Хлопают в ладоши.

Угощаем,

угощаем репкой,                                                     Идут по кругу в правую сторону, взявшись за руки.

Угощаем,

угощаем репкой.                    



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Овладение речью - основной фактор развития ребенка.

Овладение речью – основной фактор развития ребенка. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. Ребёнок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития ...

Модульный семинар: «Особенности содержания и методики работы по основным направлениям развития ребенка в программе «Мир открытий». Область «Познавательное развитие»

Материал способствует интерактивному взаимодействию педагогов ДОО с целью повышения педагогической компетентности в вопросах реализации ФГОС ДО....

Овладение речью – основной фактор развития ребенка.

Непременным условием для умственного развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можн...

Игры и упражнения на координацию речи с движением как важный фактор развития успешности ребенка

Игры и упражнения на координацию речи с движением как важный фактор развития успешности ребенка...