Речь и движение как основной ресурс развития ребенка
методическая разработка по физкультуре на тему
Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания движений и речи. Примерное тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_i_dvizhenie_.docx | 33.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь и движение как основной ресурс развития ребенка
Инструктор по физическому воспитанию
Фадеева О.В.
Учитель-логопед
Сёмина А.С.
Цель: Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания движений и речи.
Задачи:
1. Обеспечить расширение словарного запаса, слоговой структуры в стихотворной речи; воспитание интонационной стороны речи, речевого дыхания, голосовой функции, темпа речи
2. Развивать коммуникативные умения и навыки средствами синтеза слова и движения; психические процессы (внимания, памяти, восприятия и др.); чувства ритма, мимической и артикуляционной моторики
3. Создать условия для формирования двигательных умений и навыков, укрепление костно-мышечного аппарата, правильной осанки, походки, грации движений, развитие ловкости, силы, выносливости, координации движений, ориентировки в пространстве
4. Формировать речевые интересы и потребности дошкольников.
Движение и игра – это физиологическая потребность детей – дошкольников. Двигаясь, играя, дети запоминают намного больше и легче. Умения и навыки формируются как – бы непроизвольно. Как выяснилось, что двигательная активность нужна детям не только для хорошего физического, но нормального психического развития. Великий русский физиолог И.М.Сеченов первым высказал мысль о том, что мышечный, двигательный анализатор функционирует не сам по себе, а играет огромную роль в целостной деятельности мозга, и «мышечное чувство» не только усиливает все другие ощущения человека, но и объединяет их. Ведущую роль двигательной сферы и целостной деятельности мозга показал и В.М.Бехтерев, известный клиницист и основатель экспериментальной психологии в России.
В настоящее время многими исследователями установлено особое значение движения в формировании мозговых функций человека, а значит и речи. Изначально ребёнку присуща очень большая потребность в движениях, и они приносят ему огромную радость.
Родной язык, помогает людям, воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети с малого возраста впитывают в себя всё, что узнают от родителей, воспитателей и сверстников. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего развития детей. Дети, не получившие соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное.
Работая с детьми в детском саду, мы обратили внимание на то что, возросло число детей с различными проблемами речевого развития, которые характеризуются нарушением или отставанием от нормы основных компонентов речевой системы. Следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.
Детям с недоразвитием речи следует вовремя оказывать помощь, исправлять дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе. Успешное преодоление речевой недостаточности возможно лишь при условии использования всего комплекса разнообразных средств и методов, способствующих умственному, интеллектуальному, психическому развитию, воспитанию нравственно-волевых черт личности, а также полноценному физическому развитию ребенка. На наш взгляд, решение этой проблемы и достижение максимального эффекта в преодолении нарушения звукопроизношения происходит тогда, когда воспитатели, специалисты ДОУ, а также родители воспитанников, вступают в единый союз - это и даст наилучший результат в коррекционно – развивающей работе, который будет достигаться через сочетание движения и речи.
Как построить работу по звукопроизношению, чтобы дети успешно преодолевали свои дефекты? Учитель – логопед работает над исправлением произношения у детей, инструктору по физвоспитанию надо научить детей основным движениям. А что, если соединить эти задачи?
Соединение речи с движением способствует развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляторной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность, нечеткость звукопроизношения, заикание. Таким образом, регулярное использование игровых упражнений на основе соединения речи с движением показывает, что: - у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляторная моторика и координация движений; - улучшается фонематический слух; - нормализуется речевое дыхание; - формируется умение изменять силу и высоту голоса; - улучшается ритмико-интонационная сторона речи; - уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков; - повышается речевая активность детей. Следует помнить, что упражнения на координацию речи с движением можно включать в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логоритмические занятия и т.д.
Учителем-логопедом совместно с инструктором по физическому воспитанию было разработано планирование речевых игр: пальчиковой гимнастики, подвижных игр с речевым сопровождением и физминуток в соответствии с календарно-тематический планом ДОУ. Составлены картотеки пальчиковой гимнастики, подвижных игр с речевым сопровождением и физминуток.
Речевая игра - это стихи, в которых есть сюжет и действие, Важно, чтобы было, кого и что показывать. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребёнка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь богатой и выразительной, поддерживают интерес детей к занятию, поддерживают физиологическую потребность в движениях. Кроме того, в речевых играх есть возможность совершенствовать те основные движения, которые должны быть развиты у детей дошкольного возраста.
Таким образом, решаются следующие задачи:
- коррекция звукопроизношения;
- упражнение детей в основных движениях;
- становление координации общей моторики;
- умение согласовывать слово и жест;
- воспитание умения работать сообща.
Пальчиковая гимнастика это пассивные или активные движения пальцами рук. Она развивает речь. Развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в речь и ее понимать, повышает речевую активность, создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Развивает память, фантазию и воображение, мелкую моторику.
Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.
Подвижные игры с речевым сопровождением – игры на координацию речи и движений. Подвижные игры, соединенные с дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность детей, способствуют повышению в звукопроизношении.
Физминутки – это небольшой комплекс физических упражнений, сопровождаемых стишками или песенками. Физминутки снимают усталость и напряжение; эмоциональный заряд; совершенствуют общую моторику; вырабатывают четкие координированные действия по взаимосвязи с речью; тренируют скоростные навыки выполнения мыслительных операций.
Таким образом, сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей, так как они очень тесно связаны и дополняют друг друга. Артикулярный аппарат детей укрепляется, развивается фонематический слух, формируется культура речи. Дети учатся вслушиваться в слова, звуки, слышать составные части слова, развивается культура речи, умение контролировать свою речь. Развиваются детские эмоции, которые повышают интерес к занятиям и речи. Поэтому успешное преодоление речевого недоразвития возможно только при условии тесной взаимосвязи в работе учителя – логопеда и инструктора по физической культуре.
Тематическое планирование.
Месяц, тема месяца | Пальчиковая гимнастика | Физминутки | Подвижные игры (игровое упражнение, игра с речевым сопровождением) |
Сентябрь Осенний урожай | «Овощи» «Фрукты» «Фруктовая ладошка» «Осенние листья» | «Репка» «По грибы» «Урожай» «Овощи» | «Яблоки, груши и сливы» «Овощи» «Посади и собери урожай» «Съедобное и несъедобное» «Репка» |
Октябрь Осень, осень, в гости просим | «Соберу грибы» «Хлеб» «Поздняя осень» «Осень, осень» | «Ветер веет над полями» «Тополь пожелтел» «Золотая песенка» «Мы осенние листочки» | «Не намочи ног» «Осень в саду» «Ветер и жёлтые листочки» «Улетают журавли» «Деревья осенью» |
Ноябрь Россия – родина наша | «Люблю по городу гулять» «Российская семья» «Город чудный, город древний» «Моя страна» | «Дом» «Родина» «Поезжай за моря-океаны» « Строим, строим новый дом» | «Нива» «Прогулка» «Мы по городу гуляем» «На Неве» |
Декабрь Новый год у ворот | «Новогодние игрушки» «Подарки» «Зимние забавы» «Елочка» | «Мороз-Красный нос» «Наша елка велика» «Зимние забавы» «С новым годом! С новым годом!» | « К нам приходит Новый год» «Что висит на ёлке» «Дед Мороз» «Новогодние шары» |
Январь Зимушка-зима | «Зимние забавы» «Кто спит зимой?» «Мы во двор пошли гулять» «Снежок» | «Сосулька» «На дворе мороз и ветер» «С неба падают снежинки» «Солнце землю греет слабо» | «Мороз Красный нос» «Быстрые санки» «Лесная прогулка» «Пришла зима» «Нам в любой мороз тепло» |
Февраль В нашем городе родном мы здоровыми живём | «Наша армия» «Спортсмены» «Люблю по городу гулять» «Спортсмены» | «Будем прыгать и скакать» «Чтобы сильными стать и ловкими» «Армия» «Мы решили закаляться» | «Пограничник на границе» «Слава армии родной» «Дивный город Петербург» «Физкульт Ура» «Ловкие солдаты» |
Март К нам весна шагает | «Перелётные птицы» «Весна-красна» «Весна» «Капель» | «Снова нет ручьям покоя» «Весна, весна красная!» «По дорожке долго, долго» «На дворе стоит весна!» | «Приходи, весна» «Весна пришла» «Возвращаются певцы» «Весеннее солнце» |
Апрель Если с другом вышел путь… | «Братцы – молодцы» «Дружба» «Жили были в домике » «Дружные пальчики.» | «Друзья помогли» «Ты и я, ты и я» «Все мы дружные ребята» «Дружба» | «Добрый жук» «Вместе веселей» «Мы всегда играем дружно» «Мы мечтаем» «Ровным кругом друг за другом» «Мы веселые ребята» |
Май Вся семья вместе – душа на месте | «Семья» «Большая семья» «Как у нас семья » Дружная семья | «Три медведя» «Семья» «Устала наша бабушка» «Папа» | «Кто у нас живет в квартире» «Дедушка Рожок» «У дядюшки Трифона» |
Сентябрь. Осенний урожай.
Пальчиковая гимнастика.
Овощи. У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой». Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. Сгибают пальчики, начиная с большого. Наша Зина- молодец! Показывают большой палец. | Фрукты. Как у нашей Зины Фрукты в корзине: Дети делают ладошки «корзинкой». Яблоки и груши, Чтоб ребята кушали, Персики и сливы- До чего красивы! Посмотрите на ранет! Сгибают пальчики, начиная с мизинца. Вкуснее наших фруктов нет! Гладят живот. |
Фруктовая ладошка. Этот пальчик – апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик – ананас, Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого. Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя. | Осенние листья Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики, начиная с большого) Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки) Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. («Шагают» пальчики по столу). |
Физминутки
«Репка» Сами землю, землю мы копали, (наклоны вниз) Сами грядку, грядку насыпали. (стряхивающие движения кистями рук) Мы сажали, мы сажали репку.(прыжки с ноги на ногу по кругу) Сами зерна, зерна мы бросали, («пружинка») Сами всходы, всходы поливали. (повороты вправо-влево) Мы растили, мы растили репку. (прыжки с ноги на ногу по кругу) Вот поспела, вот поспела репка, (раскачивают руки над головой) Стала сочной, стала сладкой, крепкой. (ударяют кулачками друг о друга) Вкусной стала, вкусной стала репка. (прыжки на двух ногах по кругу) Всех мы в гости, в гости приглашаем, (наклон вперед, руки в стороны) Сладкой репкой, репкой угощаем. (хлопают в ладоши) Угощаем, угощаем репкой. (идут по кругу, взявшись за руки) | «По грибы» Осеннюю порою мы в лес с тобой придем, (шагают на месте) Грибов корзинку целую в лесу мы соберем! (приседания) Летает паутина и падает листва, (покачивают руками над головой) Шуршит под сапогами увядшая трава. («шуршат» ногами) По тонкому мосточку ручей мы перейдем, (идут на носочках) Семью лисичек рыженьких во мху с тобой найдем. (наклоны вниз) Раздвинем травку палочкой и там увидим вдруг - (скрестные движения прямых рук) Цветные сыроежки рассыпались вокруг. (кружатся на месте) А на полянке крепкие боровики стоят. («пружинка») Под лапы елок спрятались, в корзинку не хотят. (ставят руки «елочкой» над головой) Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли, (повороты вправо-влево) Грибов корзинку целую домой мы принесли! (хлопают в ладоши) |
«Урожай» В огород пойдем, (идут по кругу, взявшись за руки) Урожай соберем. Мы морковки натаскаем («таскают») И картошки накопаем, («копают») Срежем мы кочан капусты («срезают») Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками) Щавеля нарвем немножко («рвут») И вернемся по дорожке. (идут по кругу, взявшись за руки) | «Овощи» Осенью с мамой на рынок идем, (шагают по кругу друг за другом) Корзинку и сумки с собою несем. Овощи разные надо купить, (поскоки с ноги на ногу) В корзинку и в сумки потом положить. Свеклу купили и сладкий горох, (останавливаются, «пружинка») И чесночек оказался не плох! - Огурчик зеленый, а ну не зевай, (наклоны вниз, руки отводят назад) С морковкой в корзинку скорей полезай! Корзинку и сумки домой мы несем – (приседания) Все овощи на зиму мы запасем! Овощи солим и сушим, и крошим. (движения руками вверх-вниз) Овощи в банки храниться положим. С мамой вас в гости зимой пригласим, (повороты вправо-влево) Вкусным обедом мы вас угостим! С капустой мы пирогов напечем! («пекут») Гостей мы накормим горячим борщом! (хлопают в ладоши) |
Подвижные игры
(игровое упражнение, игра с речевым сопровождением)
«Яблоки, груши и сливы» (подвижная игра) Инвентарь: соломенная шляпа По считалке выбирается водящий-«садовник». Он надевает на голову соломенную шляпу и становится в центр игровой площадки. Остальные играющие – «фрукты». Дети произвольно, по желанию, разбиваются на тройки и встают в колонны по три вокруг «садовника» на расстоянии 2 метра от него. Расстояние между колоннами 2,5-3 метра. Дети, стоящие в колоннах первыми, - «яблоки», стоящие в колоннах вторыми - «фрукты», третьи игроки в колоннах – «сливы». Во время чтения педагогом текста: Садовнику осенью Много заботы, садовнику осенью Много работы: нужно с деревьев Все фрукты сорвать, Яблоки, груши И сливы убрать. все играющие хлопают в ладоши. Затем «садовник» идет по «саду» — внутри круга — и говорит: Я корзиночку возьму, А я фрукты соберу! Дети-«фрукты» хором ему отвечают: Мы в корзинку не хотим, от тебя мы убежим! После этого педагог произносит громко одно из названий фруктов, например «Яблоки!» «Яблоки» — дети, стоящие в колоннах первыми, — должны поменяться друг с другом местами, а «садовник» в это время старается занять одно из освободившихся мест в первом ряду детей. Если «садовник» успел занять свободное место, то оставшийся без места игрок становится новым водящим-«садовником»; в противном случае игра продолжается дальше и педагог произносит название следующего фрукта, например «Груши!» В этом случае местами меняются игроки, стоящие в колоннах вторыми. Если педагог говорит: «Сливы!», то выполняют перебежку третьи по счету игроки. Примечания. 1. Если «садовник» в течение длительного времени (4—6 смен мест игроками) не сумеет занять свободное место, по считалке выбирается новый водящий и игра продолжается. 2. После нескольких повторений игры педагог произносит названия фруктов не по порядку, а вразбивку. 3. В качестве усложнения игры, по мере ее освоения, можно выбирать не одного, а сразу двух водящих. | «Овощи» (подвижная игра с речевым сопровождением) Дети встают по кругу друг за другом на расстоянии вытянутых вперёд рук. Осенью с мамой на рынок идём, Шагают по кругу друг за другом. Корзинку и сумки с собою несём. Овощи разные надо купить, Выполняют поскоки с ноги на ногу. В корзинку и в сумки потом положить. Свёклу купили и сладкий горох, Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, И чесночок оказался неплох! выполняют «пружинку», руки на поясе. - Огурчик зелёный, Выполняют наклоны вниз, руки при наклоне отводят назад. а ну не зевай! С морковкой в корзинку скорей полезай! Корзинку и сумки домой мы несём - Выполняют приседания, во время приседания руки подняты к плечам. Все овощи на зиму мы запасём! Овощи солим, и сушим, и крошим. Выполняют поочерёдные движения руками вверх- вниз перед собой. Овощи в банки храниться положим. С мамой вас в гости зимой пригласим, Выполняют повороты вправо-влево, руки на поясе. Вкусным обедом мы вас угостим! Слегка наклоняются вперёд, руки вперёд- в стороны. С капустою мы пирогов напечём! «Пекут» руками изображаемые пироги. Гостей мы накормим горячим борщом! Хлопают в ладоши. |
.«Посади и собери урожай» (игровое упражнение) Инвентарь: 3 малых обруча, 3 небольших пластмассовых ведёрка (высота 15-18 см), 4-6 пластмассовых шариков жёлтого цвета – «репа», 4-6 пластмассовых шариков красного цвета – «помидоры», 4-6 пластмассовых шариков зелёного цвета – «огурцы», мел. На земле или мелом на асфальте чертой обозначают линию старта. Дети с помощью педагога строятся в 2-3 колонны перед линией старта (расстояние между колоннами 2-2,5 м). На расстоянии 5-6 м от линии старта напротив каждой из колонн кладут по обручу. Дети, стоящие в колоннах первыми, держат ведёрко, наполненное пластмассовыми шариками (одного из трёх цветов — желтого, красного или зеленого цвета) — «репой», «помидорами» или «огурцами». Педагог читает стихотворение: Мы сажали огород, Что там только не растет: Репа, брюква, огурцы — Вот такие молодцы! Помидоры и салат, Их отведать каждый рад! Весной грядки мы копали, В грядки семена сажали, Потом всходы поливали, Сорняки все вырывали! Вырос знатный урожай! Урожай ты собирай! Раз, два, три, беги! После слов педагога «раз, два, три, беги!» игроки, стоящие в колоннах первыми, бегут к своим обручам и выкладывают в них все «овощи» из ведерка, затем возвращаются обратно с пустыми ведерками и передают их следующим игрокам своей колонны. Те бегут к обручам, «собирают овощи» в ведерки, возвращаются к своим колоннам, передают ведерки следующим игрокам. Таким образом, одни игроки в колоннах «сажают овощи», другие — «овощи собирают». Выигрывает та команда, игроки которой быстро и без потерь выполнят задание. Примечания. 1. Игроки начинают выполнять упражнение четко из-за линии старта; переступать линию старта нельзя до тех пор, пока предыдущий игрок не передаст следующему за ним игроку в руки ведерко. 2. Игра начинается только после слов педагога «раз, два, три, беги!» | .«Съедобное и несъедобное» ( игра малой подвижности) Инвентарь: мяч резиновый или пластиковый. Дети, образуя круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Педагог находится в центре круга, в руках у него мяч. Он читает стихотворение:
Бывает трудно угадать, Что можно есть и что нельзя. Вам очень много нужно знать, Поверьте мне, друзья! Про овощи и фрукты Готовы вам задания. Должны все сами отгадать. Готовы все? Внимание! Закончив чтение, педагог кидает по очереди детям мяч, одновременно называя «съедобное» (по теме «Овощи» — лук, капуста, огурец, помидор, кабачок, горох, морковь и др.; по теме «Фрукты» — яблоко, груша, банан, апельсин, лимон и др.) или «несъедобное» (любой предмет, вещь — дом, подушка, стул, ложка, велосипед, машина и т.д.). Если педагог называет «съедобное», то игрок должен поймать мяч; если называет «несъедобное», то ребенок либо укорачивается от мяча, либо отбивает его от себя руками. Если игрок ошибается при выполнении задания, то он отходит в сторону от круга. Побеждают двое-трое самых внимательных игроков. Примечания. По мере освоения правил игры и накопления словарного запаса ведущим в игре может быть кто-либо из наиболее внимательных детей. По мере надобности педагог имеет право вмешаться в действия ведущего-ребенка, чтобы помочь ему. |
.«Репка» ( подвижная игра с речевым сопровождением) Дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. Сами землю, землю мы копали, Выполняют 3 наклона вниз, руки со сжатыми кулачками опускают при наклоне от груди вниз. Сами грядку, грядку насыпали Выполняют стряхивающие движения справа налево кистями вытянутых вперёд рук. Мы сажали, Выполняют прыжки с ноги на ногу, двигаясь по кругу друг за другом Мы сажали репку, в правую сторону. Мы сажали, Мы сажали репку. Сами зерна, зерна мы бросали, Выполняют «пружинку», руки на пояс. Сами всходы, всходы поливали Выполняют повороты вправо-влево, руки на пояс. Мы растили, Выполняют прыжки с ноги на ногу, двигаясь по кругу друг за другом, Мы растили репку. в левую сторону. Мы растили, Мы растили репку. Вот поспела, вот поспела репка. Раскачивают руки над головой вправо-влево. Стала сочной, стала сладкой, крепкой - Ударяют кулачками друг о друга. Вкусной стала, Выполняют прыжки на двух ногах, двигаясь к центру круга. Вкусной стала репка. То же в обратную сторону. Вкусной стала, Вкусной стала репка. Всех мы в гости приглашаем, Выполняют наклоны вперёд, руки вперёд – в стороны. Сладкой репкой угощаем- Хлопают в ладоши. Угощаем, угощаем репкой, Идут по кругу в правую сторону, взявшись за руки. Угощаем, угощаем репкой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА...
Овладение речью - основной фактор развития ребенка.
Овладение речью – основной фактор развития ребенка. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. Ребёнок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития ...
Речь — одна из основных линий развития ребенка.
Семинар-практикум...
Модульный семинар: «Особенности содержания и методики работы по основным направлениям развития ребенка в программе «Мир открытий». Область «Познавательное развитие»
Материал способствует интерактивному взаимодействию педагогов ДОО с целью повышения педагогической компетентности в вопросах реализации ФГОС ДО....
Диагностическая карта развития детей 2-3 лет. Основные показатели развития ребенка раннего возраста ( по программе «Тропинка»)
В данной таблице представлена диагностическая карта развития детей 2-3- лет....
Овладение речью – основной фактор развития ребенка.
Непременным условием для умственного развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можн...
Игры и упражнения на координацию речи с движением как важный фактор развития успешности ребенка
Игры и упражнения на координацию речи с движением как важный фактор развития успешности ребенка...