Программа "Ловкачи"
рабочая программа по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
«Ловкачи»
Дополнительная общеобразовательная программа
«Спортивная секция
по развитию физических качеств у дошкольников
для детей от 6 до 7 лет»
Направленность: физкультурно-спортивная
Уровень программы: стартовый
Возраст воспитанников: 6-7 лет
Срок реализации: 2016-2017учебный год
Автор - составитель: Жижина Мария Егоровна, инструктор по физической культуре высшая квалификационная категория
|
Содержание | ||
1 | Целевой раздел…………………………………………………………… | 3 |
1.1 | Пояснительная записка…………………………………………………….. | 3 |
1.2 | Цель, задачи, принципы реализации программы………………………… | 3 |
1.3 | Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Формы подведения итогов………………………………………………… | 4 |
2 | Содержательный раздел………………………………………………… | 4 |
2.1 | Содержание программы, структура занятий, методы и приёмы……….. | 4 |
2.2 | Календарно-тематическое планирование………………………………… | 7 |
3 | Организационный раздел……………………………………………… | 14 |
3.1 | Организация пребывания детей. Календарный учебный график……….. | 14 |
3.2 | Предметно - развивающая среда………………………………………….. | 14 |
3.3 | Обеспеченность методическими материалами , средствами обучения… | 15 |
3.4 | Список используемой литературы………………………………………... | 15 |
Приложение 1………………………………………………………………. | 16 | |
1. Целевой раздел.
- Пояснительная записка.
Актуальность. Тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальной во все время. Высокий уровень развития физических качеств позволяет в значительной степени повысить адаптационные возможности функциональных систем организма, создать благоприятные условия и предпосылки для гармоничного физического и психического развития ребенка и, таким образом, заложить фундамент крепкого здоровья.
Необходимость использования достижений спортивной науки для решения методологических проблем развития физических качеств детей дошкольного возраста неоднократно отмечалось многими авторами.
Быстроразвивающиеся технологии, современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности, особенно в период подготовки к школьному обучению. В связи с этим активизируется поиск новых эффективных подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры.
При разработке программы опирались на «Программу дополнительного физического образования» автора Ю. А. Кирилловой (г. Санкт – Петербург, 2009г.), технологию К. К. Утробиной «Занимательная физкультура» (г. Москва, 2005г.).
Направленность дополнительной общеобразовательной программы: физкультурно-спортивная.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней используется эффективная и современная форма физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении - занятия с использованием тренажеров.
Отличительной особенностью данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ является использование на каждом занятии комплекса ритмической и креативной гимнастики, стетчинг гимнастики, обязательное использование игрового самомассажа и дыхательной гимнастики, занятий на тренажёрах.
Программа соответствует основным требованиям процесса обучения и воспитания: соответствие физических упражнений возрастным особенностям и физической подготовленности дошкольников; применение упражнений согласно научному пониманию физиологии детского организма; рациональный подбор форм, средств и методов, рациональная организация занятий.
Программа рассчитана для детей с 6 до 7 лет, склонных к занятиям физической культурой. В 2016-2017учебном году набор в секцию по развитию физических качеств обеспечивался в соответствии с запросами родителей (законных представителей) и состоянием физического развития воспитанников по возрастной категории 6-7 лет.
Форма обучения: очная.
Вид занятий: практические занятия.
Срок реализации программы: октябрь 2016 – май 2017 год.
- Цель программы: целенаправленное и эффективное развитие физических качеств дошкольников 6-7 лет.
Задачи программы:
- Развитие физических качеств детей: гибкости, выносливости, скоростно-силовых качеств, быстроты, координационных способностей, функции равновесия.
- Обеспечение повышения уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребёнка.
- Устранение отставания в развитии физических качеств, обеспечение позитивной динамики в соответствующих показателях.
- Охрана и укрепление здоровья детей, содействие гармоничному физическому развитию организма.
- Воспитание интереса к физическим упражнениям и подвижным играм.
Принципы реализации дополнительной общеобразовательной программы:
- Актуальность
- Реалистичность;
- Систематичность;
- Активность;
- Воспитывающий характер обучения;
- Построение программного материала от простого к сложному;
- Доступность материала;
- Повторность материала;
- Совместная деятельность;
- Контролируемость.
- Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Практическое применение разработанной программы комплексного развития физических качеств у детей в существующем режиме детского сада приведёт к тому, что:
- Дети достигнут высокого уровня развития физических качеств: гибкости, выносливости, скоростно-силовых качеств, быстроты, координационных способностей, функции равновесия.
- Программа будет содействовать гармоничному физическому развитию, сохранять и укреплять здоровье.
- Обеспечит высокие адаптационные возможности к физическим нагрузкам, что позволяет достичь более высокого уровня работоспособности.
- Сформирует широкий круг игровых действий, способствующих воспитанию интереса к игровым упражнениям и подвижным играм.
Мониторинг.
Методика обследования уровня развития физических качеств (критерии и показатели оценки). Оценка физической подготовленности дошкольников 6-7 лет.
Диагностические тесты подобраны с учетом:
- Степени овладения детьми базовыми двигательными умениями и навыками, уровня освоения техники основных движений;
- Развития основных физических качеств – силы, быстроты, гибкости, выносливости, координационных способностей;
- Способности детей к использованию уже известного объёма двигательных умений и навыков в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.
Содержание диагностических тестов (см. приложение 1).
Формы подведения итогов: открытое занятие для родителей «Весёлые соревнования», спортивный праздник «Мы – сильные и ловкие!».
- Содержательный раздел.
- Содержание программы, структура занятий, методы и приёмы.
Программа включает цикл занятий по обучению физическим упражнениям, различные виды гимнастик, занятия на тренажёрах и развитию физических качеств.
Форма и тип занятия по программе соответствует занятию классического типа. Способ организации детей на занятии зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На занятиях используются три основных способа организации детей: фронтальный, групповой и индивидуальный.
В содержании работы секции представлена оздоровительная и развивающая гимнастика, работа на тренажёрах.
Главное назначение оздоровительной гимнастики состоит в укреплении здоровья воспитанников, в поддержании физической и умственной работоспособности и активности. Включает следующие разделы: «Ритмическая гимнастика», «Стретчинг-гимнастика».
- «Ритмическая гимнастика» - танцевальные упражнения, направленные на работу и развитие всех мышц и суставов.
Её содержанием являются разнообразные, простые по технике исполнения физические упражнения (строевые, танцевальные и общеразвивающие упражнения). Они выполняются под эмоционально-ритмическую музыку.
Цель: способствовать обогащению двигательного и эмоционального опыта воспитанников, улучшению функционального состояния организма ребёнка, повышению двигательной активности через систему занятий.
Задачи: создать условия для обучения правильному выполнению упражнений как по форме (направление движений, амплитуда), так и по характеру усилий (ритм, темп, дозировка); способствовать формированию правильной осанки воспитанников, развитию общей выносливости, координации движений, подвижности в суставах, элементарных двигательных качеств (пластичности, ловкости, пружинных плавных движений), воображения, воспитанию трудолюбия
- «Стретчинг-гимнастика» - комплекс статических растяжек, предназначенный для укрепления мышц и гибкости суставов.
Цель: содействовать укреплению здоровья детей; способствовать обогащению их двигательного опыта.
Задачи: способствовать развитию физических качеств: гибкости, ловкости, подвижности, суставов, чувства владения своим телом, умения расслабляться; совершенствовать координационные способности воспитанников.
Развивающая гимнастика направлена на раскрытие творческого потенциала детей, реализация возможностей физических упражнений в интеллектуальном развитии воспитанников. Включает пальчиковую и креативную гимнастику.
В креативную гимнастику входят творческие игры, сказкотерапия по методике В.А.Овчинникова, А.А.Потапчук «Двигательный игротренинг для дошкольников»)
Цель: способствовать раскрытию творческого потенциала детей, развитию их творческих способностей.
Задачи: способствовать формированию творческой и познавательной активности детей, осмысленной моторики ребёнка-дошкольника, развитию творческого воображения, навыков самовыражения через движение, воспитанию личностных качеств, активности, любознательности.
- Занятия на тренажёрах - одна из эффективных и современных форм физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
В дошкольном учреждении используются тренажёры от простейших до тренажёров сложного устройства: мячи-фитболы, диски здоровья, скамья для пресса, беговая дорожка, тренажер «Ходунки», «Бегущая по волнам», тренажёры Калибри «Велотренажер». Условно к тренажёрам можно отнести также гантели пластмассовые, шведскую стенку, массажные коврики. Эти пособия также используются в работе спортивной секции.
Все разделы спортивной секции объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
Структура занятия состоит из 3 частей:
І. Вводная часть.
Разминка, целью которой является подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия. Ее содержание соответствует содержанию традиционного физкультурного занятия: различные виды ходьбы, бега, корригирующие упражнения и т.д. Ей отводится до 3-5 минут.
ІІ. Основная часть.
Основная часть включает ритмическую гимнастику (комплекс общеразвивающих упражнений), упражнения на тренажерах, креативную гимнастику и подвижную игру.
После выполнения общеразвивающих упражнений дошкольники приступают к выполнению упражнений непосредственно на тренажерах. Способ организации детей – круговая тренировка, которая достаточно эффективна для данного вида занятий.
Для проведения круговой тренировки организуются так называемые станции – несколько групп тренажеров в количестве от 4-х до 8 и общим количеством тренажеров на них в соответствии с количеством детей в группе. Сущность круговой тренировки заключается в том, что каждый ребенок упражняется последовательно на каждом виде тренажеров, причем сложность движений и степень нагрузки предлагается каждому ребенку в зависимости от его индивидуальных особенностей и физических возможностей, т.е. предлагается выполнить определенное количество повторений упражнения или дается временной коридор для выполнения данного задания. От занятия к занятию число повторений увеличивается, а временной коридор удлиняется. Так, на первом занятии дети выполняют упражнение минимальное количество раз и минимальное время – 1 минута, а на каждом последующем занятии время выполнения увеличивается и доводится до 2 минут на каждой «станции» – тренажере.
По сигналу дети одновременно приступают к упражнениям на своих местах. По истечении определенного времени по сигналу дети переходят к смене «станций», тем самым определяя временную продолжительность выполняемого упражнения.
По окончании выполнения каждого задания на «станциях», во избежание переутомления, все дети выполняют дыхательные упражнения, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, психогимнастические этюды, а также упражнения на релаксацию, которые разучивались на предыдущих занятиях и поэтому уже хорошо знакомы детям и могут проводиться ими самостоятельно.
Дети продолжают переходить от одного упражнения на тренажерах («станциях») к другому, передвигаются по кругу, выполняя, таким образом, все предложенные педагогом упражнения.
После завершения круговой тренировки организуется подвижная игра, которая подбирается с учетом степени нагрузки, полученной детьми, а также с учетом их пожеланий .
ІІІ. Заключительная часть.
Третьей, заключительной части занятия на тренажерах отводится не более 3-4 минут. Она включает элементы дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнения-релаксации, игровые упражнения для формирования правильной осанки, укрепления свода стопы, креативную гимнастику.
Ведущие методы и приемы.
Для успешного решения задач программы используются следующие методы и приёмы:
Наглядный метод – помогает создать зрительное, слуховое, мышечное представление о движении. Обеспечивает яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребёнка.
Наглядно – зрительные приёмы:
- Показ физических упражнений;
- Имитация;
- Зрительные ориентиры;
- Использование наглядных пособий (рисунков, фотографий).
Наглядно – слуховые приёмы: музыка.
Тактильно – мышечные приёмы: непосредственная помощь инструктора.
Словесный метод – обращён к сознанию детей, помогает осмысленно поставить перед ребёнком двигательную задачу, раскрывает содержание и структуру движения:
- Объяснения; пояснения;
- Указания;
- Подача команд, распоряжений, сигналов;
- Вопросы к детям;
- Беседа; словесные инструкции.
Практический метод – закрепляет на практике знания, умения и навыки движений, способствует созданию мышечных представлений о движении.
- Повторение упражнений без изменения и с изменениями;
- Проведение упражнений в игровой форме;
- Проведение упражнений в соревновательной форме.
2.2 Календарно-тематическое планирование.
Неде- ли | Ритмичес- кая гимнастика | Стретчинг гимнастика | Занятия на тренажёрах | Креативная гимнастика | Игровой самомассаж, дыхательные упражнения | Подвижная игра | Кол-во часов |
Октябрь | |||||||
1 неделя | Комплекс «Вспомним лето» | Упражнение «Волшебные деревца» | Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Творческая игра «Кто я?» | Игровой массаж «Чтобы горло не болело» Дыхательное упражнение «Воздушный шар» | «Вышибалы» | 1 |
2 неделя | Комплекс «Вспомним лето» | Упражнение «Мягкие и твёрдые карандаши» | Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Музыкаль- но-творчес- кая игра «Мы осенние листочки» | Игровой массаж «Чтобы горло не болело» Дыхательное упражнение «Хлопушка» | «Найди свой цвет» | 1 |
3 неделя | Комплекс «Волшебные хлопки» | Упражнение: «Коробка с карандаша- ми». | Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Психоги мнастический этюд «Слоники в городе» | Игровой массаж «Похлопаем ладошками по ручкам немножко» Дыхательное упражнение «Поднимаем выше груз» | «Собери мячи» | 1 |
4 неделя | Комплекс «Волшебные хлопки» | Упражнение: «Молодые и старые карандаши» | Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Релаксационное упражнение «Шишки» | Игровой массаж «Похлопаем ладошками по ручкам немножко» | «Мы весёлые ребята» | 1 |
Ноябрь | |||||||
1 неделя | Комплекс: «Русские богатыри». | Упражнение: «Ящерица»
| Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Творческая игра «Поздняя осень» | Дыхательное упражнение «Великан и карлик». | «Колдун» | 1 |
2 неделя | Комплекс: «Русские богатыри». | Упражнение: «Змея». | Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Сказкоте- рапия «Обещание» | Дыхательные упражнения «Дыхание», «Губы трубкой». Массаж «Шла купаться черепаха» | «Вороны и гнёзда» | 1 |
3 неделя | Комплекс «Зверобика» | Упражнение: «Кошечка» | Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Релаксационное упражнение «Макароны» | Массаж «Шла купаться черепаха» | «Ловишки с ленточками» | |
4 неделя | Комплекс «Зверобика» | Упражнение: «Собачка». | Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Релаксационное упражнение «Солнышко и тучка» | Игровой самомассаж «Как на пишущей машинке» | «Дискотека с фитболом» | 1 |
Декабрь | |||||||
1 неделя | Комплекс: «Новогодние игрушки» | Упражнение: «Кобра» | Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Творческая игра: «Зимний лес» | Игровой самомассаж «Как на пишущей машинке» | «Хитрая лиса» | 1 |
2 неделя | Комплекс: «Новогодние игрушки» | Упражнение: «Летучая мышь» | Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Релаксационное упражнение «Медвежата в лесу» | Дыхательное упражнение «Погреемся» | «Салки с мячом» | 1 |
3 неделя | Комплекс: «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» | Упражнение: «Носорог» | Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Психогимнастический этюд «Тишина» | Дыхательное упражнение «Пловец кролем». | «Рыбаки и рыбки» | 1 |
4 неделя | Комплекс: «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» | Упражнение: «Улыбка» | Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Релаксацион-ное упражнение «Тепло и холодно» | Самомассаж ног «Скатаем снежок» Дыхательное упражнение «Погреемся» | «Эстафета с обручами» | 1 |
Открытое занятие для родителей «Весёлые соревнования» | 1 | ||||||
Январь | |||||||
1 неделя | Комплекс: «Пингвины» | Упражнение: «Аист» | Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Психогимнастический этюд «Лисичка подслушивает» Энергетический массаж. | Дыхательное упражнение «Вырастем большими» | «Мороз -Красный нос» | 1 |
2 неделя | Комплекс: «Пингвины» | Упражнение: «Бабочка» | Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Упражнение на релаксацию «Стрекоза» Игра - имитация: «Лепим снежную бабу» | Дыхательное упражнение «Поедем на автомобиле» | «Хитрая лиса» | 1 |
3 неделя | Комплекс: «Весёлый ёжик» | Упражнение: «Слон» | Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Упражнение на укрепление мышц спины. Творческая игра «Весёлые зверята» | Упражнения с массажными мячами «Лепим снежную бабу» Дыхательное упражнение «Роза распускается» | «Салки с мячом» | 1 |
Февраль | |||||||
1 неделя | Комплекс: «Гантели» | Упражнение: «Гора» | Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Психогимнастический этюд «Винт». | Дыхательное упражнение «Ныряние» | «Стоп, хлоп, раз!» | 1 |
2 неделя | Комплекс: «Гантели» | Упражнение: «Рыба» | Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Упражнение на релаксацию «Качели». | Дыхательное упражнение «Лес шумит» | «Найди себе пару» | 1 |
3 неделя | Комплекс: «Солдаты» | Упражнение: «Лягушка» | Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Этюд «Не расплескай воду» | Игровой самомассаж «Поиграем с ушками» | «Волк во рву» | 1 |
4 неделя | Комплекс: «Солдаты» | Упражнение: «Полуверблюд» | Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Упражнение на релаксацию «Лентяи» | Дыхательное упражнение «Пловцы» | «Самолёты» | 1 |
Март | |||||||
1 неделя | Комплекс: «В ритме самбо» | Упражнение: «Лягушка» | Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Игровое упражнение «Нос, пол, потолок» Упражнение на снятие напряжения и усталости «Червячок» | Дыхательное упражнение «Понюхаем цветы» | «Мяч капитану» | 1 |
2 неделя | Комплекс: «В ритме самбо» | Упражнение: «Страус» | Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Творческая игра «Покажи цифру» | Дыхательное упражнение «Пожарные» | «Быстро возьми!» | 1 |
3 неделя | Комплекс: «Мишка Гуми Бер» | Упражнение: «Водомерка» | Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Этюд «Злой и добрый Мишка» | Дыхательное упражнение «В зоопарке» | «Птицелов» | 1 |
4 неделя | Комплекс: «Мишка Гуми Бер» | Упражнение: «Гора» | Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Психологический этюд «Карлсон» | Дыхательное упражнение «Хлопушка» | «Успей выбежать» | 1 |
Апрель | |||||||
1 неделя | Комплекс: «Руки вверх!» | Упражнение: «Черепашка» | Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Упражнение на снятие напряжения и усталости «Дерево» | Дыхательное упражнение «Поднимаем выше груз» | «Воробьи и вороны» | 1 |
2 неделя | Комплекс: «Руки вверх!» | Упражнение: «Улитка» | Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Сказкотерапия «Подарок Лесовичка» | Самомассаж «Поиграем ручками» | «Разверни круг» | 1 |
3 неделя | Комплекс: «Весёлые мартышки» | Упражнение: «Саранча» | Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Творческая игра «Обезьянки» | Самомассаж «Поиграем ножками» | «Ракета» | 1 |
4 неделя | Комплекс: «Весёлые мартышки» | Упражнение: «Червячок» | Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Упражнение на релаксацию «Качели». | Дыхательные упражнения «Дыхание» | «Смешные обезьянки» | 1 |
Май | |||||||
1 неделя | Комплекс: «Тусовка зайцев» | Упражнение: «Стойкий оловянный солдатик» | Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Релаксационное упражнение «Посадили семечко в землю» | Дыхательные упражнения «Губы трубкой». | «Тритий лишний» | 1 |
2 неделя | Комплекс: «Тусовка зайцев» | Упражнение: «Качели» | Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Психогимнастический этюд «Тишина» | Дыхательное упражнение «Поедем на автомобиле» | «Караси и щуки» | 1 |
3 неделя | Комплекс: «Ковбойская» | Упражнение: «Ах, ладошки, вы, ладошки» | Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Творческая игра «Спортсмены» | Самомассаж «Мы в ладоши хлопам» | «Перелёт птиц» | 1 |
4 неделя | Комплекс: «Ковбойская» | Упражнение: «Мостик» | Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Силовой», «Ходунки», эспандер, фит-бол, диск «Здоровья». | Релаксационное упражнение «Дерево» | Дыхательное упражнение «Вода кипит». | «Наездники» | 1 |
Спортивный праздник «Мы – сильные и ловкие!» | 1 | ||||||
31 |
- Организационный раздел.
- Организация пребывания детей.
В соответствии с разделом ХII п. 12.5 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций» длительность занятий по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей 6-7 лет – 30 мин.
Периодичность занятий: 1 раза в неделю .
График работы секции:
Среда - 16.30.– 17.00
- Предметно-развивающая среда.
Насыщенная развивающая предметно - пространственная среда спортивного зала обеспечивает реализацию дополнительной образовательной программы. Образовательное пространство содержательно насыщено, легко трансформируется, является полуфункциональным, вариативным, доступным и безопасным. Спортивный зал оснащён всеми необходимыми материалами, оборудованием и инвентарём. В спортивном зале выделены зоны для развития силовой выносливости, ловкости (гимнастическая стенка), оборудована зона тренажёров (развитие быстроты, силы, равновесия), зона для прыжков.бега. уражнений. Все зоны легко трансформируются и являются полуфункциональными.
- Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения
Обеспеченность дополнительной общеобразовательной программы методическими материалами и средствами обучения представлена в таблице.
№ п/п | Наименование оборудования, средств обучения | Количество |
1 | Музыкальный центр | 1 |
2 | CD – диски с комплексами ритмической гимнастики, зарядки | 10 |
3 | Дидактические игры | 5 |
4 | Плакаты с видами спорта. -наборры. | 6 |
Спортивный инвентарь | ||
3 | Тренажёры: Беговая дорожка, «Велотренажер», «Калибри», «Бегущая по волнам», «Ходунки», ,Массажеры. Фит-болы Диск «Здоровье» | 1 1 5 1 1 2 1 |
4 | Обручи | 20 |
5 | Гантели | 50 |
6 | Мячи | 20 |
7 | Скакалки | 20 |
8 | Скамейки | 6 |
9 | Мешочки для метания | 20 |
10 | Спортивный комплекс «Калибри. | 5 |
11 | Бадминтон (комплект) | 2 |
12 | Кегли | 20 |
|
- Список используемой литературы.
- К.К. Утробина «Занимательная физкультура в детском саду» Москва «ГНОМ и Д» 2005г.
- Н. А. Ноткина «Диагностика физического развития дошкольника» Москва «Линка – пресс» 2000г.
- А.Р. Куаншкалиева «Физкультурные праздники для дошкольников» Москва «Владос» 2008г.
- Е.Н. Вавилова «Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость». Москва «Просвещение» 1998г.
- Н. И. Дворкина «Физическое воспитание детей 5-6 лет» Москва «Советский спорт» 2007г.
- Н.Н. Кожухова «Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях» Москва «Академия» 2002г.
Приложение 1.
Методика обследования уровня развития физических качеств (критерии и показатели оценки).
Обследование проводится по методике Ноткиной Н.А.
Оценка физической подготовленности дошкольников 6-7 лет.
Диагностику уровня физической подготовленности рекомендуется осуществлять 2 раза в год (в октябре и мае). Диагностические тесты подобраны с учетом:
- Степени овладения детьми базовыми двигательными умениями и навыками, уровня освоения техники основных движений;
- Развития основных физических качеств – силы, быстроты, гибкости, выносливости, координационных способностей;
- Способности детей к использованию уже известного объёма двигательных умений и навыков в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.
Содержание диагностических тестов.
Для оценки уровня сформированности двигательных навыков используются качественные показатели бега, прыжков в длину с места, метания набивного мяча.
Высокий уровень.
Ребёнок правильно выполняет все элементы техники.
Средний уровень.
Ребёнок справляется с большей частью элементов техники.
Низкий уровень.
Ребёнок допускает значительные ошибки.
Определение уровня сформированности быстроты.
Бег на 30 метров.
Предварительная работа.
На беговой дорожке (ширина – 3м, длина – 30м) отмечают линию старта и финиша. На расстоянии 3м от финиша устанавливают яркий ориентир, чтобы дети не снижали скорость задолго до финишной линии. Готовят флажок, секундомер.
Методика обследования.
Проводятся несколько разогревающих упражнений, подготавливающих мышцы рук, туловища и ног – комплекс ОРУ «Рисуем шары».
- «Рисуем головой». И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые вращения головой в разные стороны (по 4 раза).
- «Рисуем локтями». И.п. – ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1-2 – круговые вращения локтями вперёд; 3-4 – круговые вращения локтями назад (по 4 раза).
- «Русеем туловищем». И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые вращения туловищем сначала влево, потом вправо (по 3 раза).
- «Рисуем коленом». И.п. – одна нога, согнутая в колене, поднята и отведена в сторону, руки на поясе. 1-3 – круговое вращение коленом левой (правой) ноги; 4 – вернуться в и.п. (по 3 раза).
- «Рисуем стопой». И.п. – одна нога согнута в колене и поднята, руки на поясе. Вращательные движения стопой в разные стороны (по 8 раз).
После разминки предлагаем детям добежать до яркой стойки как можно быстрее («Представьте себе, что вы самое быстрое животное»).. Затем инструктор с секундомером и протоколом занимает позицию на финише и фиксирует количественные и качественные показатели. Воспитатель вызывает на старт двух детей. На старте дети принимают удобную для них позу. Воспитатель подаёт команды: «Внимание» (поднимает флажок), «Марш» (опускает его). Во время бега дети подбадривают друг друга, называют по имени. На старт возвращаются шагом и делают вторую попытку.
Количественный показатель: время бега (в мин).
Качественные показатели.
- Небольшой наклон туловища, голова прямо.
- Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперёд - внутрь.
- Быстрый вынос бедра маховой ноги (под углом примерно 60-70 градусов).
- Прямолинейность, ритмичность бега.
Высокий уровень – соответствие всем показателям.
Средний уровень – соответствие трём показателям.
Низкий уровень – соответствие двум показателям.
Определение уровня сформированности скоростно – силовых качеств.
1.Прыжок в длину с места.
Предварительная работа.
В зале кладут мат и сбоку мелом наносят разметку (через каждые 10см на дистанции 2м).
Методика обследования.
С целью предупреждения травм сначала проводится разминка, которая позволяет разогреть мышцы стоп, голени, бедра. Дети выполняют имитационное упражнение «Лыжник». «Надели одну лыжу, другую (стопы поставили параллельно на расстоянии 15см), взяли в руки одну, вторую палку (руки согнуты в локтях), поехали (ноги полусогнуты, движения согнутых рук вперёд, назад), приготовились к прыжку с трамплина (ноги параллельны, полусогнуты, руки отведены назад, туловище наклонено вперёд), прыгают (полёт, приземление: ноги на ширине плеч, руки впереди).
После разминки инструктор предлагает детям встать около черты допрыгнуть до яркой стойки. Инструктор, стоя рядом с разметкой, фиксирует расстояние от черты до места приземления пятками (количественные показатели), а также качественные показатели. Каждый ребёнок делает по 3 попытки.
Количественный показатель: длина прыжка (в см).
Качественные показатели.
- И.п.: ноги параллельно, на ширине ступни друг от друга; полуприседание с наклоном туловища; руки слегка отведены назад.
- Толчок: двумя ногами одновременно; выпрямление ног; резкий мах руками вверх – вперёд.
- Полёт: руки вперёд – вверх; туловище согнуто, голова вперёд; полусогнутые ноги вперёд.
- Приземление: одновременно на обе ноги, вынесенные вперёд, с перекатом с пятки на всю ступню; колени полусогнуты, туловище слегка наклонено; руки движутся свободно вперёд– в стороны; сохранение равновесия при приземлении.
Высокий уровень – соответствие всем показателям.
Средний уровень – соответствие трём показателям.
Низкий уровень – соответствие двум показателям.
Бросок набивного мяча.
Предварительная работа.
В зале делают разметку от линии, обозначенной вдоль мата (через 50см на расстоянии 5м). Готовят 3 набивных мяча весом 1000г.
Методика обследования.
В вводной части включают отжимание от пола (для мальчиков – на прямых ногах, для девочек – на согнутых в коленях).
Ребёнок подходит к контрольной линии, инструктор предлагает ему добросить мяч до яркой стойки. Бросок выполняется из и.п.: ноги врозь, мяч отведён за голову как можно дальше. Ребёнок совершает три броска. Лучший результат фиксируется в протоколе.
Количественный показатель: дальность броска (в см).
Тесты для определения ловкости и координационных способностей
- Челночный бег 3 раза по 10 м (определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющей обстановки).
Ребёнок встаёт у контрольной линии, по сигналу «марш» (в этот момент воспитатель включает секундомер) трёхкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 шт.). ребёнок обегает каждый кубик, не задевая его. Фиксируется общее время бега.
- Статическое равновесие (тест выделяет и тренирует координационные возможности детей).
Ребёнок встает в стойку – носок сзади стоящеё ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги – и пытается при этом сохранить равновесие. Ребёнок выполняет задание с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером.
Из двух попыток фиксируется лучший результат.
- Гибкость (тест характеризует подвижность всех звеньев опорно-двигательного аппарата, эластичность мышц и связок).
Тест проводится двумя воспитателями. Ребёнок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметки). Задание: наклонится вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придерживать один из воспитателей). Второй воспитатель по линейке, установленной перпендикулярно скамье, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребёнок кончиками пальцев. Если ребёнок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент «достань игрушку».
Тесты для определения силы и силовой выносливости
- Подъём из положения лёжа на спине (тест для определения силовой выносливости).
Ребёнок лежит на гимнастическом мате на спине, скрестив руки на груди. По команде «начали» ребёнок поднимается, не сгибая колен (воспитатель слегка придерживает колени ребёнка, сидя на мате рядом с ним), садится и вновь ложится. Воспитатель считает количество подъёмов. Тест считается правильно выполненным, если ребёнок при подъёме не коснулся локтями мата, а спина и колени оставались прямыми.
Из двух попыток засчитывается лучший результат.
Ориентировочные нормативы физической подготовленности детей.
№ | Наименование показателя | Пол | 5-6 лет | 6-7 лет |
1. | Время бега на 30м со старта (сек.) | Мал. Дев. | 8.0 – 6.5 8.1 – 6.5 | 7.2 – 6.0 7.2 – 6.1 |
2. | Время челночного бега (3x10м) (сек.) | Мал. Дев. | 11.2 – 9.9 11.3 – 10.0 | 9.8 – 9.5 10.0 – 9.9 |
3. | Длина прыжка с места | Мал. Дев. | 100 - 150 90 - 140 | 130 – 155 125 - 150 |
4. | Дальность броска набивного мяча весом 1кг из-за головы, стоя (см) | Мал. Дев. | 175 – 300 170 - 280 | 220 – 350 190 - 330 |
5. | Статическое равновесие (сек.) | Мал. Дев. | 25 – 35 30 - 40 | 35 – 42 45 - 60 |
6. | Подъём из положения лёжа на спине (кол-во) | Мал. Дев. | 12 – 25 11 - 20 | 15 – 30 14 28 |
7. | Наклон вперёд из положения стоя (см) | Мал. Дев. | 4 – 7 7 - 10 | 5 – 8 8 - 12 |