Проект "Здоровячок"
проект по физкультуре на тему
Детско-родительский проект с использованием физкультурно-оздоровительной технологии «Са-Фи-Дансе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 267.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровячок»
(Детско-родительский проект с использованием физкультурно-оздоровительной технологии «Са-Фи-Дансе»)
СОДЕРЖАНИЕ
- Паспорт проекта
- Актуальность проекта
- Цели и задачи проекта
- Сетевая паутина проекта
- Работа с родителями
- Ожидаемые результаты
- Приложение
- Примерный комплекс осанн- хатки -йоги
- Гимнастика «маленьких волшебников»
- Вводные медитации
- Паспорт детско-родительского проекта
«ЗДОРОВЯЧОК»
Вид проекта: творческий, практический.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп, воспитатели, инструктор физического воспитания, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Образовательная область: физическое развитие и оздоровление.
Девиз проекта:
«Здоровье свыше нам дано,
Учись малыш, беречь его»
Эмблема проекта:
2. Актуальность проекта
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последнее десятилетие, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно в период дошкольного детства происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе - создание прочного фундамента здоровья.
С ХХI веком в нашу жизнь стремительно вошли новые методы и технологии, которые далеко не всегда положительно сказываются на здоровье людей. Привычными стали тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста.
Работая в детском саду, я поняла, что показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Но как это сделать, какими средствами и путями? Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что родители мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди"), даже от здорового соперничества в подвижных играх.
Первое, с чем я столкнулась - это слабое физическое развитие детей. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки. Поэтому, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.
Одним из путей решения этой проблемы в нашем ДОУ является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.
Поэтому я решила использовать технологию «СА-ФИ-ДАНСЕ». Данная технология направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей. Основной целью технологии является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. Обучение по этой технологии создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень знаний. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.
3. Цели и задачи проекта
Цель: укрепление здоровья детей, улучшение их физического развития.
Задачи:
- Повышать интерес к физкультурным занятиям.
- Увеличивать уровень физической подготовленности детей.
- Развивать физические качества: мышечную силу, ловкость, выносливость, гибкость.
- Формировать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.
- Воспитывать нравственные качества, коммуникабельность.
- Укреплять костно-мышечную систему, повышать функциональную деятельность органов и систем организма.
- Создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей.
4. Сетевая паутинка
«ЗДОРОВЯЧОК»
Формы работы по технологии «Са–Фи–Дансе»
Занятия проходят два раза в месяц по 25-30 минут в старшей и подготовительной группе. Все занятия сопровождается музыкой. На каждый вид деятельности занятия подобрана своя музыка.
5. Работа с родителями
Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересен каждого, его прав и обязанностей.
Совместную работу с семьей я строю на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учёта их интересов и способностей.
В соответствии с этими основными положениями система работы с семьёй включает:
I)ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
2)ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
3)обучение конкретным приёмам и методам оздоровления , дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания.
4)ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.
Перспективное планирование работы с родителями
№ | Мероприятия | Дата | Ответственные |
1. | Анкетирование «Состояние здоровья вашего ребенка» | Сентябрь | Инструктор физ. воспитания |
2. | Рисуночная методика «Здоровье и болезнь» | Октябрь | Инструктор физ. воспитания, педагог-психолог |
3. | Анкетирование с целью определения их компетенции в области физического оздоровления | Октябрь | Инструктор физ. воспитания, воспитатели |
4. | Знакомство с технологией «СА-ФИ-ДАНСЕ» | Ноябрь | Инструктор физ. воспитания |
5. | Анкетирование «Эмоциональный контакт родителя и ребенка» | Ноябрь | Инструктор физ. воспитания, воспитатели |
6. | День открытых дверей. Показ занятия с применением технологии «СА-ФИ-ДАНСЕ» | Ноябрь | Инструктор физ. воспитания, воспитатели |
7. | Консультация «Гимнастика маленьких волшебников» | Декабрь | Инструктор физ. воспитания |
8. | Домашнее задание | Декабрь | Родители |
9. | Мастер-класс «Простуды отступают» (дыхательные гимнастики) | Январь | Инструктор физ. воспитания, медсестра |
10. | Консультация «Игры на свежем воздухе» | Февраль | Инструктор физ. воспитания |
11. | Фотовыставка «Мы играем» | Февраль | Родители |
12. | Выпуск биллютений для родителей: (дыхание, сон, безобидные сладости, бабушкины рецепты) | В течение года | Инструктор физ. воспитания, медсестра |
13. | Видеопрезентация «СА-ФИ-ДАНСЕ» и здоровье наших детей» | Март | Инструктор физ. воспитания, медсестра, педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель |
14. | «День спортивного творчества» совместный физкультурный досуг | Апрель | Инструктор физ. воспитания, родители |
15. | Фотовыставка «Мы здоровячки!» | Май | Инструктор физ. воспитания, воспитатели |
16. | Консультация «Здравствуй, лето!» | Июнь | Инструктор физ. воспитания, медсестра |
17. | Домашнее задание | Июнь | Родители |
18. | Спортивный праздник | Июнь | Инструктор физ. воспитания, медсестра, родители. |
6. Ожидаемые результаты
Внедряя в работу сочетание программы и технологии «СА-ФИ-ДАНСЕ» в системе занятий физической культуры, я хочу добиться следующих результатов:
1. У детей повышается интерес к таким занятиям.
2. Увеличивается уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости;
3.Развиваются психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.
4.Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.
5.Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
6.Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.
«Примерный комплекс осанн-хатки-йоги»
№ | Название | Описание |
1. | «Поза горы (Тадасана)» | Стоя прямо, пятки и носки соединены вместе, руки опущены. Выпрямить спину, слегка сблизив лопатки и подтянув живот. Вес тела распределяется равномерно на обе ноги. Руки начинают самопроизвольно подниматься вверх. Представить себя в образе горы с прочным основанием и вершиной, далеко уходящей в облака. |
2. | «Поза дерева (Врикшасана)» | Принять Тадасану. Поднять правую ногу, прижав ее подошвой к внутренней поверхности левого бедра. С вдохом поднять руки вверх, соединив ладони. Дыхание глубокое. Удерживать равновесие, стоя на левой ноге. Представить себя в образе дерева: ноги как корни, глубоко уходящие в землю; руки и ладони как ветки и листья дерева. |
3. | «Поза кошки (Видаласана)» | Стоя на четвереньках, ладонями упереться в пол возле груди, опустить голову между рук и выгнуть спину вверх, вдохнуть через рот. Колени и носки прижаты к полу. Вдохнув, прогнуть позвоночник как можно глубже, поднять голову и посмотреть вверх. |
4. | «Поза саранчи (Ардха Салябхасана)» | Лежа на животе, руки вытянуть вдоль тела, ладони на полу. Поднять правую ногу, стараясь не сгибать в колене, затем опустить. Поднять левую ногу, опустить. Поднять обе ноги вместе, опираясь о пол руками, опустить ноги и расслабить мышцы тела. |
5. | «Наклон к коленям (Падахастасана)» | Принять Тадасану, с выдохом наклониться вперед, коснуться пальцами рук пола перед ногами (постараться положить ладони на пол), не сгибая коленей. |
6. | «Поза лука (Дханурасана)» | Лежа на животе, согнуть ноги в коленях, захватить пальцами лодыжки, оторвать бедра от пола, стараясь прогнуться в спине. В этом положении задержаться несколько секунд, покачиваясь вперед-назад. |
7. | «Поза кобры (Бхуджангасана)» | Лежа на животе, руки поставить около плеч ладонями на пол, очень медленно поднять голову и, отрывая грудную клетку от пола, прогнуться, смотря вверх. Задерживаясь в конечном положении, можно пошипеть. Медленно вернуться в исходное положение. |
8. | «Ролик» | Сидя на ягодицах, согнуть ноги в коленях и обхватить их руками, опустить голову как можно ближе к коленям, откинуться назад и покачаться на округленной спине. |
9. | «Поза льва (Симхасана)» | Сидя на пятках, колени развести в стороны, ладони положить на колени, пальцы широко расставить (как когти льва). Как можно шире открыть рот, вдохнуть; высунув язык вперед, шумно выдохнуть, ощущая напряжение в области мышц глотки. |
10. | «Поза Крокодила (Макарасана)» | Лежа на животе, поставить локти на пол впереди головы, положить подбородок на ладони и расслабить мышцы тела. |
11. | «Половинная поза черепахи (Ардха Курмасана)» | Сидя на пятках, раздвинуть колени наклонить корпус вперед, положить лоб и вытянутые вперед со сложенными ладонями руки на пол. Представить себя в образе отдыхающей черепахи. |
«Вводные медитации»
№ | Название | Описание |
1. | «Сердце» | Предложить детям найти свое сердце, прижав обе руки к груди, и прислушаться, как оно стучит: «тук-тук-тук». Затем каждый должен представить, что у него в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по всему телу. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте это тепло подарим всей планете. Руки вынести вперед. |
2. | «Выливание из кувшинчика» | Все, сидя на пятках, медленно наклоняют голову к полу и выливают из головы то, чего там сейчас не должно быть: боль, обиду, злобу. Дети представляют свою голову расписным кувшинчиком с ручками, из которого нужно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой. |
3. | «Цветы» | Дети изображают цветы на полянке. Каждый цветок распространяет свой аромат, привлекая к себе насекомых, и радует своей красотой все живые существа вокруг. |
4. | «Солнышко» | Дети встают в круг, тянуться к солнцу руками, щедро солнце дарит каждому ребенку по солнечному зайчику, которые поселяются в сердцах детей. затем дети из груди посылают солнечный свет всем существам вокруг. |
5. | «Солнечные лучики» | Воспитатель и дети вытягивают руки вперед и соединяют их над изображением солнца. Дети почувствуйте себя теплыми солнечными лучиками и поделись теплом с друзьями. Первый лучик, нежный лучик, Заглянул он к нам в оконце И принес в своих ладонях Теплоту, частицу солнца. |
6. | «Дружные ладошки» | Дети образуют круг. Воспитатель предлагает поздороваться друг с другом с помощью ладоней, показывая, как это можно сделать. Мы ладонь к ладони приложили И всем дружбу свою предложили. (Соединяют руки) Будем дружно мы играть, Чтобы добрыми, умными стать! (Поднимают руки вверх) Мы друг друга обижаем? Нет, нет, нет. Мы друг друга уважаем? Да, да, да. (Размыкают руки). |
7. | «Круг друзей» | Дети стоят в кругу и хором читают стихотворение. Собрались все дети в круг, Я – твой друг, и ты мой – друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Улыбаясь берутся за руки, поднимают их вверх и произносят: «Один за всех, и все за одного!» |
8. | «Наши руки» | Дети стоят в кругу, воспитатель читает стихотворение. Что за чудо-чудеса? Раз – рука и два – рука! Вот ладошка левая, Вот ладошка правая! И скажу вам, не тая: Руки всем нужны, друзья! |
9. | «Приветствие» | Дети стоят в кругу. По команде здороваются друг с другом разными частями тела: правая рука с правой рукой, нос с носом и т.д. и наоборот. |
10. | «Чудесный день» | Дети стоят в кругу. Воспитатель пропевает строчки из песенки Мышонка из одноименного мультфильма. Какой чудесный день, Трудится мне не лень! Со мной мои друзья И песенка моя! Дети берутся за руки, поднимают их и хором поют слова: «Со мной мои друзья и песенка моя!» |
11. | «Костер» | Дети стоят вокруг свечи. Воспитатель зажигает свечу и говорит: «Посмотрите на огонь. Представьте, что это огонь наших сердец. Он никогда не погаснет, если мы возьмем его с собой. Протяните руку к огню и возьмите частичку его тепла». Дети выполняют движения, затем берутся за руки. Хорошо, когда все вместе. Вместе дышится легко. Все заботы и печали Улетают далеко. |
12. | «Эстафета дружбы» | Дети стоят в кругу и передают рукопожатие как эстафету. Воспитатель говорит: «Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к (имя ребенка), от (имя ребенка) к (имя ребенка) и наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, эта дружба стала большой пребольшой, так как каждый добавил к ней частичку своей дружбы. Пусть же она вас никогда не покидает». Затем дети берутся за руки и произносят: «Вместе мы – сила!» |
13. | «Дружные ребята» | Дети стоят в кругу, берутся за руки и, покачивая ими, произносят речевку. Мы веселые ребята, Мы ребята-дошколята. Никогда в беде не бросим, Не отнимем, а попросим. Всем нам будет хорошо, Вместе радостно, легко! |
14. | «Ручеек» | Дети встают за воспитателем и кладут руки на плечи впереди стоящего. Двигаются друг за другом со словами: Бежит, преграды обходя, Веселый ручеек. Прохладу в жаркий день несет. Зверь из него воды попьет, Цветы и травы расцветут, Его везде и всюду ждут. Он добротой наполнен весь, А остановится он здесь! |
15. | «Здравствуй» | Дети встают в круг. Воспитатель садиться перед ребенком, соединяет поднятые вверх ладони с его ладонями и, глядя ему в глаза, говорит: «Здравствуй, Саша!». Ребенок отвечает на приветствие и так же здоровается со стоящим рядом сверстником, называя его по имени. |
16. | «Настал новый день» | Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня Кате, …А что вы можете пожелать мне? Глубоко вдохните, выдохните и забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Вдохните и почувствуйте свежесть воздуха, восхититесь красотой белого снега, ощутите тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения. Бережно относитесь друг к другу. |
17. | «Давайте говорить друг другу комплименты» | Милые дети, я хочу сказать вам комплимент. У вас такие красивые лица и улыбки. В ваших глазах столько тепла и света, что при встрече с вами я забываю о грусти, радуюсь и улыбаюсь. Я люблю вас! |
18. | «Улыбка» | Я хочу поделится с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день и на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу. |
19. | «Да здравствуют смелость, азарт, быстрота!» | Игру во дворе начинают опять. Мальчишку в игру не хотят принимать. Запомни, драчун-забияка, Что это игра, а не драка. Хорошее дело - футбол и хоккей, Соседей они превращают в друзей. А в играх с друзьями мы сами Должны оставаться друзьями. Да здравствует смелость, азарт, быстрота, Да здравствует вежливость и доброта! Да здравствуют добрые лица! И пусть тот, кто злиться, стыдиться! |
20. | «Утром ранним» | Утром ранним кто-то странный Заглянул в мое окно. На ладони появилось Ярко-рыжее пятно. Это солнце заглянуло: Будто руку, протянуло Тонкий лучик золотой. И, как с первым лучшим другом, Поздоровалось со мной. Давайте обнимемся и поприветствуем друг друга. Доброе утро, мои дорогие! Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть много интересного и удивиться красоте, которая нас окружает. Дети приветствуют друг друга и говорят добрые пожелания. |
21. | «Запах солнца» | Запах солнца? Что за вздор! Нет, не вздор! В солнце звуки и мечты, Ароматы и цветы – Все слились в согласный хор, Все сплелись в один узор. Солнце пахнет травами, Свежими купавами, Пробужденною весной И смолистою сосной. Солнце светит звонами, Листьями зелеными, Дышит внешним пеньем птиц, Дышит смехом юных лиц. |
22. | «Одинокая сосна» | На хладной и голой вершине Стоит одиноко сосна. И дремлет под снегом сыпучим, Качаяся, дремлет она. Какие чувства вызывает у вас картина? |
23. | «Давайте поздороваемся» | Дети по сигналу ведущего начинают двигаться по комнате и здороваться со сверстниками, кто встречается на пути. При этом надо соблюдать правила: один хлопок ведущего – здороваются за руку, два хлопка – здороваются плечами, три хлопка – здороваются спинами. |
24. | «Общий круг» | «Давайте садим так, чтобы каждый из вас видел всех детей и меня и чтобы я могла видеть каждого из вас». Дети принимают решение, что надо образовать круг. Затем взрослый предлагает каждому поздороваться глазами со всеми по кругу. |
25. | «Солнечные лучики» | Ведущий предлагает детям вытянуть руки и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком. |
«ГИМНАСТИКА МАЛЕНЬКИХ
ВОЛШЕБНИКОВ»
Гимнастика маленьких волшебников
Массаж живота (скульптор замешивает глину) Поглаживание животика по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулачком. Цель: улучшить работу кишечника |
Массаж области груди Поглаживаем область грудной клетки со словами «Я милая, чудесная, красивая». Цель: воспитываем бережное отношение к своему телу, учим любить себя. |
Заводим машину Выполняется сидя. Ставим пальчики на середину грудины от вилочковой железы вниз и вращательными движениями по часовой стрелке заводим машину со звуком. Ж-Ж-Ж. Затем то же против часовой стрелки. Воздействуем на точку между грудными отделами со звуком ПИ… |
Шея жирафа Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку, вытягиваем шею, похлопываем по подбородку, любуемся длинной, красивой шеей жирафа. |
Покачай малышку Сидя прижимаем к груди стопу ноги, укачиваем малышку, касаемся лбом колена и стопы ноги. Поднимаем малышку выше головы, делаем вращательные движения вокруг лица. Это упражнение развивает гибкость суставов ног, дает чувство радости от гармоничного движения ног. |
Качалочка Лежа на спине, подтянув за колени ноги к животу. Раскачиваясь вдоль позвоночника, затем сбоку на бок. Происходит улучшение работы позвоночных дисков. |
Птица перед взлетом Стоя подышать спокойно, затем наклон вперед, ноги не сгибаем, голова вперед, руки за спиной, подтянуты вверх с напряжением, как крылья… Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно. Это упражнение позволяет научить детей напрягать и расслаблять мышцы спины. |
Велосипед Лежа на спине, крутим педали велосипеда со звуковым сопровождением (ж-ж-ж-ж). Упражнение улучшает кровообращение в ногах, восстанавливает работу кишечника. |
Рука-Мочалка Трем рукой-мочалкой всю руку до плеча, сильно нажимаем на мышцы плеча, предплечья, «смываем водичкой мыло» - ведем одной рукой вдоль второй руки вверх и затем ладошкой вниз, стряхиваем воду. При этом происходит возбуждение мышц рук. |
Игра «Буратино» Лепим красивый нос для Буратино. Буратино рисует носом «солнышко», «морковку». При этом у детей появляется радостное ощущение от медленных и плавных движений шеи. Упражнение дает терапевтический эффект для шейного отдела. |
Массаж головы Проработать активные точки на голове сильным нажатием пальчиков (моем голову). Как граблями, ведем к середине головы, затем расчесываем пальчиками волосы, спиральными движениями ведем от висков к затылку. |
Лепим красивое лицо Поглаживаем лоб, щеки, крылья носа, чтобы кожа была упругой. Надавливаем пальчиками на активные точки переносицы, середину бровей, разглаживаем брови, глаза, похлопываем по щекам, подергаем нос. |