Игры для формирования здорового образа жизни у детей
учебно-методический материал по физкультуре (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Игры для формирования здорового образа жизни у детей
Игры-ориентации. Направлены на формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в общественных явлениях и объектах окружающей среды на основе игровых действий в конкретной ситуации.
«Какой витамин живёт в овощах и фруктах».
Цель: закрепление представлений о витаминах, продуктах, содержащих необходимые витамины.
Игровая среда: иллюстрации сказочных героев (Карлсон, Незнайка, Винни-пух, Волк и другие с проблемами в здоровье), предметные картинки с изображением продуктов питания, модели витаминов (разноцветные круги).
Проектирование воображаемой ситуации: однажды так получилось, что сказочные герои ушли из своих произведений посмотреть мир. Они путешествовали, знакомились с природой, слушали пение птиц, но вскоре путешествие перестало их радовать.
Проблемно-поисковая ситуация: что помешало героям дальше путешествовать?
Поисковая задача: помочь героям найти необходимые продукты, чтобы стать здоровыми.
«Растения, которые лечат».
Цель: развитие у детей умения ориентироваться в объектах окружающей действительности, применять свои знания в жизни, уметь оказать первую помощь.
Игровая среда: звуковой дизайн («Вальс цветов» П.И. Чайковского), гербарий лекарственных растений, предметные картинки.
Проектирование воображаемой ситуации: на территории учреждения дошкольного образования выросли различные растения, дети, рассматривали их, спрашивали друг у друга названия. Никто не мог ответить, что это за растения, кто их посадил, откуда они взялись. И вот однажды мальчик упал и поранил ногу, пришла медсестра, посмотрела рану, промыла её и приложила лист какого-то растения.
Проблемно-поисковая ситуация: что это за растение, как оно поможет мальчику?
Поисковая задача: определить названия лекарственных растений, их целебные свойства, меры предосторожности.
Игры-моделирования. Содействуют развитию у ребёнка способности к ориентации в процессе моделирования путей перемещения предмета во времени и пространстве.
«Приключения Мухи-Цокотухи».
Цель: содействие ориентационному моделированию в построении поэтапного выполнения действий по приготовлению лекарственного отвара; формирование необходимых умений при выполнении данной деятельности, предвидения и избежание опасной для здоровья ситуации.
Игровая среда: звуковой дизайн (фонограмма с музыкой задорного характера), картина-схема с изображением лекарственных растений; модели деятельности по приготовлению отвара на каждого участника, стрелочки (счётные палочки); сосуд для приготовления отвара, чашки по числу участников.
Проектирование воображаемой ситуации: в царстве насекомых жила наша гостья Муха-Цокотуха, веселилась, перелетая с места на место. Любила играть, радовалась встрече с друзьями, знала все цветы, растущие неподалёку. Услыхала она, что растения бывают лекарственные, которые помогают быть здоровым. Решила она отправиться в путешествие в Страну лекарственных растений. «Что же это за страна? Далеко ли она от моего уютного дома в оконной щели? Что за чудо-растения там можно встретить? Кто и когда их собирает? Как приготовить полезные для здоровья отвары?» — задумчиво рассуждала Муха-цокотуха.
Проблемно-поисковая ситуация: что представляет собой Страна лекарственных растений? Как приготовить полезные отвары, настои?
Поисковая задача: сориентироваться во внешних особенностях лекарственных растений, определить последовательность приготовления отвара из шиповника и его пользу.
«Службы охраны здоровья человека».
Цель: формирование представлений о том, что человек в некоторых жизненных ситуациях подвергается опасностям, в связи с этим необходимо обращаться за помощью в экстренные службы (101, 102, 103, 104); создание модели правильного информирования представителей службы об опасности.
Игровая среда: сюжетные картины, модели поведения человека, игрушечный телефон, театральные костюмы для обыгрывания ситуаций.
Проектирование воображаемой ситуации:
По дороге в детский сад мы заметили пожар…
Заболел папа…
Чужой человек пытается открыть дверь соседа…
Незнакомый человек приглашает сесть в машину…
На улице человеку стало плохо…
Дома разбился градусник…
В квартире слышен запах газа, дыма…
На перекрёстке не работает светофор…
Во дворе бегает бродячая собака…
Подошёл маленький котёнок…
Во дворе стоит большой, подозрительный пакет…
Участок дороги закрыли на ремонт…
Друзья предлагают быстро перебежать дорогу…
Укусила пчела…
Наступил на острый предмет…
Поранил руку…
Нашёл опасный предмет…
Проблемно-поисковая ситуация: как поступить в этих ситуациях?
Поисковая задача: определить модель объяснения информации о случившейся опасности.
Игры-стратегии. Направлены на формирование у детей дошкольного возраста разнообразных способов действий, необходимых для решения конкретной ситуации на основе личного опыта.
«Наша прогулка».
Цель: стимулирование мыслительной активности, способности создавать вариативные способы выхода из практической ситуации (создание кратчайшего маршрута).
Игровая среда: звуковой дизайн, имитирующий всевозможные препятствия (шум реки, метель, движение транспорта и т.д.); игровое поле; индивидуальные карты-схемы, условные мерки; карты-символы; бумага, цветные карандаши.
Проектирование воображаемой ситуации: Давайте представим, что мы с вами пошли на экскурсию в парк. Нам было там очень интересно, весело. Время шло. и оказалось, что мы опаздываем на обед.
Проблемно-поисковая ситуация: что же делать?
Поисковая задача: определить кратчайший путь из парка в детский сад.
«Опасный предметный мир».
Цель: стимулирование мыслительной активности, способности определять логические действия по оказанию помощи и решению ситуации в виде наглядной схемы последовательного выполнения действий.
Игровая среда: игровое поле, индивидуальные карты игрового поля по количеству детей.
Проектирование воображаемой ситуации: ребята пришли в гости к своему другу Егору, папа которого слесарь. В коридоре, на табурете стоял интересный предмет — саквояж с инструментами. «Что это?» — спросили ребята. «Это рабочие инструменты моего папы, но их нельзя трогать» — ответил гордо малыш. «Покажи, покажи, папа не узнает!» – попросили ребята. «Ладно, — согласился Егор, — но это тяжёлые инструменты». Ребята не смогли поднять саквояж, и он упал на пол, на ногу Егору. «Ой!» — закричал мальчик…
Проблемно-поисковая ситуация: что же делать? Как помочь Егору?
Поисковая задача: определить правила поведения в данной ситуации.
Социально-адаптационные игры. Направлены на обогащение социального опыта детей путём развития способности к позитивной ориентации в отношениях между человеком и окружающим миром, а также формирование основ здорового, адекватного поведения в обществе.
«Чудо – гребешок».
Цель: совершенствование навыков пользования средствами личной гигиены — расчёска; побуждение детей правильно относиться к разным способам ухода за волосами, формирование основ здорового поведения.
Игровая среда: расчёски разной формы, куклы; музыкальное сопровождение.
Проектирование воображаемой ситуации: девочка Маша просыпалась утром, не причёсываясь, бежала к своим игрушкам. Играла с ними и на просьбы мамы причесаться не реагировала. Но вот однажды она прибежала в комнату с игрушками и не смогла найти свои любимые куклы. «Ау! Где вы?» — закричала она. Но никто ей не ответил…
Проблемно-поисковая ситуация: почему игрушки пропали?
Поисковая задача: найти выход из создавшейся ситуации, определить правила ухода за волосами (за короткими, за длинными).
«Мир дорожных знаков».
Цель: определение способов действия человека и поведения водителя в соответствии с информационными знаками и разметкой, встречающимися на дороге в конкретной игровой ситуации.
Игровая среда: информационные дорожные знаки, схемы-модели дорог, перекрёстков; машины по количеству детей, игровые правила.
Проектирование воображаемой ситуации: щенку Тузику купили машину. Он решил покататься на ней по улицам города. На первом же перекрёстке возле дома, где проживал Тузик, он заметил красивый голубой знак. Заглядевшись на него, щенок попал в дорожно-транспортное происшествие…
Проблемно-поисковая ситуация: почему произошла авария?
Поисковая задача: познакомьте героя с дорожными знаками.
«Как стать добрым?».
Цель: воспитание умения включаться в игру со сверстниками, побуждая детей к развитию игровых действий.
Игровая среда: звуковой дизайн нежной музыки, две картины: злая (тёмная), добрая (светлая); листы бумаги, кисти, стакан с водой.
Проектирование воображаемой ситуации: ребята присели на ковёр и взяли красивые цветные кубики. Они решили строить сказочный дворец из данного материала для маленького гномика. Дети старались, принося всё новые детали, сделали пристройки к сооружению. Но тут прибёжала сердитая Шурочка. Она без жалости разрушила несколько этажей дворца. Дети пытались защитить свою постройку, отчаянно боролись за каждую деталь. Но скоро от дворца ничего не осталось. От бессилия, обиды и разочарования у детей потекли слёзы.
Проблемно-поисковая ситуация: почему девочка разрушила постройку?
Поисковая задача: найти выход из ситуации.
«Мои зубки».
Цель: закрепление представлений воспитанников о режиме ухода за зубами.
Игровая среда: предметные картинки, схемы ухода за зубами; часы.
Проектирование воображаемой ситуации: Буратино на день рождения подарили новую зубную щётку. Он так обрадовался подарку, что стал чистить зубы несколько раз на день. Носил с собой пасту и зубную щётку в кармане. На все просьбы окружающих он не реагировал, утверждая, что чем чаще чистить зубы, тем здоровее они будут.
Проблемно-поисковая ситуация: почему герой сказки так поступает?
Поисковая задача: определить время и способы ухода за зубами.
«Одежда».
Цель: закрепление представлений воспитанников о способах поддержания одежды в чистом виде.
Игровая среда: сюжетные картинки, схемы действий человека по уходу за одеждой; предметы одежды кукол.
Проектирование воображаемой ситуации: мне кажется, что сегодня наши куклы грустные. Они не улыбались мальчикам, не играли с девочками. Вид у них уставший. Почему так случилось? Они во время нашего отсутствия тщательно убирали в комнате: протирали пыль, чистили окна, мыли полы, пылесосили ковры и испачкали одежду.
Проблемно-поисковая ситуация: как быть куклам?
Поисковая задача: составить план последовательных действий по уходу за предметами одежды.
Консультация для родителей
Тема: «Как одеть ребенка в детский сад, или чтобы самостоятельность была в радость».
Цель:
1. Повышение родительской компетентности в вопросах одежды детей.
2. Увеличение родительской активности в профилактике у детей простудных заболеваний и здоровьесбережения.
Задачи:
1. Рассказать об общих рекомендациях в выборе одежды детей;
2. Ознакомить с рекомендациями в выборе одежды для прогулок, в соответствии с температурой воздуха на улице;
3. Рассказать о правилах выбора детской обуви;
Как одеть ребенка в детский сад?
Сколько комплектов одежды необходимо?
Какие требования к одежде ребенка есть у воспитателя?
Это одни из немногих вопросов, которыми задаются родители при выборе гардероба для детского сада. Ваш ребенок может провести в детском саду до 12 часов. Вполне понятно, что одежда для него должна быть максимально комфортна, не должна стеснять движения. Только вы решаете, в чем будет одет ваш ребенок, все сугубо индивидуально. Однако существуют общие рекомендации.
Собирая ребенка в детский сад, подумайте о том, удобно ли будет ему одеваться самому, удобно ли это будет делать воспитателям, которые собирают на прогулку целую группу детей.
Вся одежда ребенка должна быть только из натуральных тканей! Это обусловлено состоянием личного комфорта кожи ребенка. Исключение составляет верхняя одежда для прогулок и синтетические носочки для мембранной прогулочной обуви!
Одежда для пребывания в группе должна быть максимально удобна, она не должна сковывать движения.
Одежда должна соответствовать возрасту, полу, росту и пропорциям тела ребенка. Надо внимательно следить, чтобы резинки и застежки на одежде были достаточно свободны и не пережимали кожные покровы и внутренние органы ребенка.
Всем хорошо известны детские «аварии»: промочил штанишки, пролил суп, вымочил рукава водой из-под крана, запачкался гуашью или акварелью и прочие неожиданности. По причине этого, у ребенка должна быть сменка: несколько пар запасного белья и групповой одежды.
Обращайте внимание на температуру воздуха в помещении группы детского сада. Здесь все очевидно: если в детском саду жарко подбирается легкий комплект одежды (например, футболка, шортики, юбочка, гольфы), если холодно – более теплый (кофта, свитер, колготы, брюки).
Одежда для прогулки должна быть, прежде всего, подобрана по сезону. Так как основное время посещения детского сада приходится на осенний, зимний и весенний периоды, то в качестве верхней одежды используют комбинезоны или курточки с теплыми штанами. Выбор между комбинезоном и раздельным комплектом зависит от вас. Кому-то удобней одевать малыша в комбинезон, потому что ребенок его может сам застегнуть одним движением, а также его спина всегда остается закрытой. Другие, наоборот, предпочитают куртку, считая ее более удобной.
Варежки удобны для малышей младшего возраста, перчатки для более взрослых детей. Для того чтобы варежки или перчатки не потерялись, их сшивают резинкой. Сегодня существует большой выбор варежек и перчаток из непромокаемой ткани, к тому же есть модели с высокими «манжетами», что не позволяет снегу или воде запачкать рукава.
Шапка должна быть удобной, из мягкой ткани и плотно прилегать к голове ребенка. Наиболее предпочтительны для этой цели шапки-шлемы, их легко и быстро одевать, завязки на них отсутствуют, так что путаться и развязываться на них будет нечему. Шарфы в детских садах не приветствуются, особенно «на выпуск». Прежде всего, это обусловлено требованиями безопасности – торчащий край шарфа может зацепиться, если, например, ребенок будет съезжать с горки. Поэтому сейчас наиболее популярны пелеринки или манишки, которые полностью закрывают шею малыша и удобны при надевании.
Для «тихого часа» хорошо подойдет одежда, в которой ребенок обычно спит дома: майка и трусики, пижама, ночная рубашка. Главное, чтоб малышу было комфортно отдыхать.
Правильная обувь
Как только ребенок начинает вставать на ножки и пытаться холить, ему нужно надевать ботиночки. По данным специалистов, до 60% плоскостопия и других нарушений формирования свода стоп связано с неправильно подобранной обувью. Поэтому родителям важно знать, чем руководствоваться при выборе детской обуви.
Следует покупать обувь известных фирм, имеющую сертификаты качества Обувь неизвестных производителей представляет большой риск для здоровья ребенка.
Верх обуви должен быть сделан из материалов, пропускающих воздух. —кожи, замши, текстиля. По возможности старайтесь избегать синтетических материалов. Перед покупкой проверьте внутреннюю поверхность туфель: гам не должно быть грубых швов и in неровностей.
Обращайте особое внимание на наличие супинатора — одного из главных элементов обуви, представляющего собой плотное возвышение на внутренней стороне стельки. Супинатор поддерживает своды стопы и способствует равномерному распределению нагрузки при ходьбе. В корректирующей ортопедической обуви супинатор может быть жестким и очень высоким. Но такую обувь нужно выбирать только по рекомендации врача.
Подошва обуви должна быть плотной, не гибкой, но податливой для амортизации при ходьбе. При абсолютно плоской подошве сложнее сохранять равновесие при ходьбе. Для нормальной осанки и правильного формирования свода стопы нужен небольшой каблучок Задник должен быть высоким ,плотным и сплошным, без швов и складок. Выбирайте обувь с широким круглым носом, чтобы пальцы ног могли двигаться свободно.
Тесная обувь может привести к изменению формы стопы, способствовать врастанию ногтей, образованию мозолей. Сдавливая кровеносные сосуды и нарушая кровообращение, тесная обувь в холодное время года способствует охлаждению ног. Стишком свободная обувь также нежелательна, так как она затрудняет движение, вызывает потертости ног. в обуви «на вырост» ребенок чаше падает, у него нарушается осанка. Обувь должна подходить по размеру — внутренняя длина ботинка должна на 1 см превышать длину стопы стоящего ребенка. Стопа и пальцы не должны быть сдавлены.
Общие рекомендации по выбору одежды и обуви для посещения детского сада:
1. Одежда малыша должна быть удобной, сшита из натуральных тканей.
2. Нужно отдавать предпочтение таким вещам, большинство из которых ребенок сможет одеть самостоятельно (это удобно не только ребенку, но и воспитателю, т.к. значительно облегчает процесс переодевания).
3. Пуговицы на одежде лучше исключить, отдать предпочтение липучкам и кнопкам.
4. Одежда должна быть, как можно меньше украшена различными бусинками и мелкими деталями, прежде всего, в целях безопасности
5. Обувь необходимо подбирать точно по размеру (она должна четко фиксировать стопу), избегать «сложных» застежек (лучше отдать предпочтение застежкам-липучкам). Наиболее популярны в детском саду – сандалии, также в качестве сменной обуви для группы можно использовать тапочки с закрытой пяткой.
Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему «Снегири»
Цели:
Формировать экологическую культуру у детей;
Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней. Задачи:
Образовательные:
Продолжать учить детей аккуратно наклеивать детали, пользоваться клеем и кисточкой;
Закреплять названия геометрических фигур;
Уточнить и расширить знание детей о птицах.
Развивающие:
Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира;
Учить вырезать части птиц и объединять их, соотнося по величине, окраске, для создания яркого образа;
Учить красиво располагать изображения на листе.
Совершенствовать умение согласовывать существительного с прилагательным.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
Вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций;
Чтение книг и рассказов;
Загадывание загадок;
Наблюдение за птицами на прогулке и во время кормления;
Беседы.
Оборудование к занятию:
Бумага цветная;
Ножницы;
Клей;
Кисть для клея;
Салфетки для каждого ребенка;
Иллюстрация с изображением снегиря;
Образец.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Поговорить с детьми о зиме, ее признаках.
- А каких птиц зимой на улице мы можем увидеть?
- Как одним словом можно назвать птиц, которые остались зимовать с нами?
- Молодцы! А теперь, угадайте загадки. Разгадав их, вы узнаете, кого мы сегодня будем мастерить.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…(Снегири)
-Молодцы!.
II. Основная часть
1) Рассматривание иллюстрации. Обсудить внешний вид птицы.
- Правильно, это снегирь, давайте посмотрит вот на эту иллюстрацию и расскажем и птице. Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом, и живет всю зиму. Снегирь - красивая, спокойная птица. Посмотрите внимательно, и запомните, как он выглядит. Верхняя часть головы, крылья и хвост у него черные. А грудка, брюшко и щеки красные. Клюв у снегиря короткий, толстый.
2) Рассматривание образца.
Определить относительную величину птицы. Форму и величину частей (тела, головы, хвоста) и более мелких частей.
3) Объяснение хода работы и показ выполнения аппликации.
Спросить о приемах вырезывания частей (из квадрата – круг, из прямоугольника – полуовал). Уточнить последовательность работы.
Напомнить, что бумагу надо поворачивать плавно, не сжимать ножницы.
III. Физминутка. «Снегири»
Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири. (Показывают грудки)
Распустили перышки, (Руки слегка в стороны)
Греются на солнышке. (Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели!
IV. Самостоятельная работа с использованием пальчиковой гимнастики.
Дети выполняют аппликацию.
1) Перед тем как приступить к работе, вспоминается, как правильно пользоваться ножницами. (Воспитатель напоминает детям технику безопасности пи работе с ножницами). Напомнить, что бумагу надо поворачивать плавно, не сжимать ножницы.
2) В процессе выполнения изображения следить за правильными приемами работы с ножницами.
3) Пальчиковая гимнастика
Мы кормушки смастерили
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник – снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Десять жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
V. Анализ работ.
Все работы поместить на стенд, рассмотреть с детьми получившихся птиц, вместе порадоваться общему результату. Предложить детям выбрать наиболее интересные, выразительные работы, самых красивых птиц, объяснить свой выбор. Вызвать чувство радости от создания ярких, нарядных, красивых птиц.
VI. Итог
Ребята, чем мы сегодня на занятии занимались? Что больше всего понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста совместно с родителями.Тема: «За здоровый образ жизни»
Здоровый образ жизни - залог нашего здоровья и хорошего настроения. В здоровом образе жизни есть три составляющие - соблюдение режима дня, правильное питание и физическая активность. В нашем про...
Дидактические игры по формированию здорового образа жизни для детей старшего возраста.
Данные игры способствуют формированию основ здорового образа жизни....
Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей здорового образа жизни"
Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе ...
Конспект занятия по формированию здорового образа жизни у детей подготовительной к школе группы №4 «Я выбираю здоровый образ жизни»
В данном конспекте представлены игровые ситуации с детьми старшего дошкольного возраста для понимания ЗОЖ в жизни каждого человека...
Интерактивная игра по формированию здорового образа жизни у детей 5-6 лет
Игра предназначена для формирования навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Выполнена в формате перзентации. Игру удобно включать в образовательный процесс....