Конференция 2017 года
статья по физкультуре на тему
В этой статье можно найти интересный материал по экологии и культуре для детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_dlya_konferentsii.docx | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
1 сл. Валентина Александровна Рейз
г. Усолье – Сибирское МБДОУ «Детский сад № 5»
«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста на занятиях по плаванию»
2 сл. «Человек, конечно, хозяин природы,
но не в смысле её эксплуататора,
а как её понимающий и несущий
нравственную ответственность
за сохранение и совершенствование
в ней всего живого и прекрасного»
А. Арсеньев.
В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности. Дошкольный возраст - начальная ступень экологического образования, поскольку именно в этот период жизни ребенок приобретает основы личностной культуры, формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Поскольку у ребёнка до 7 лет создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе, идёт накопление ярких эмоций, непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко.
3 сл. Экологическое образование имеет мировоззренческое значение, в связи с этим, необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса в дошкольном учреждении. Вся система физического воспитания должна быть направлена, наряду с решением оздоровительных задач, и на чрезвычайно важные задачи: формирование знаний дошкольников в области физической культуры и экологического образования.
Специфической чертой методики физкультурно-экологического воспитания дошкольников в бассейне являются непосредственный контакт ребенка с объектом природы – водой. Опосредованное же познание природы, по нашему мнению (через художественную литературу, картины, беседы и т.д.), имеет второстепенное значение, поскольку ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
4 сл. Основная цель такого подхода – воспитание здорового, жизнерадостного ребенка, гармонически и физически развитого, воспитание у него экологической образованности и культуры, формирование нравственно-эмоциональных установок и принципов, необходимого запаса знаний в процессе занятий физической культуры.
Для достижения цели нами были выделены следующие задачи:
Задачи физического развития | Задачи экологического образования |
1.Формирование осознанного отношения к физической культуре на основе знаний и представлений о физкультуре. | 1.Осуществление систематической работы с детьми по повышению уровня экологической грамотности. |
2.Повышение уровня функционального состояния и физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, развитие двигательных качеств и способностей. | 2.Формирование потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений. |
3.Воспитание потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями. | 3.Воспитание гуменного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. |
4. Интеграция физической культуры и экологического образования на основе сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. |
Важно подчеркнуть, что указанные образовательные и воспитательные задачи решаются на фоне высокого уровня двигательной активности.
Основной формой физкультурно-экологической работы являются интегрированные занятия.
6 сл. Наряду с выполнением физических упражнений в процессе занятий проводим наблюдения, создаем игровые ситуации, организуем несложные опыты, знакомящие детей с экологией, используем рассказы и беседы о природе.
Нами были выделены следующие требования к организации беседы с детьми. Ход беседы строится:
- на рассказе педагога, с целью сообщения детям новых, неизвестных им ранее фактов экологического содержания;
- на вопросах, помогающих выяснить интересы детей, их знания, по обсуждаемой проблеме, степень усвоения этих знаний.
Как отмечает Л.А.Каменева, Н.Н Кондратьева, рассказ требует от педагога определенных знаний о природе, наблюдательности, выразительности речи. Он должен быть эмоциональным, красочным, образным, привлекать внимание детей, будить их воображение, чувства. В конце беседы всегда обращаюсь к детям с призывом, с просьбой любить природу, беречь ее, помогать ей.
Использование художественного слова (чтение стихотворений, рассказов) не только способствует развитию речи и мыслительной деятельности, но и формирует умение чувствовать красоту природного мира, испытывать радость от восприятия поэтического образа, эмоционально откликаться на него, делает понятным смысл образных выражений.
7 сл. Также, взаимодействие с природной средой осуществляем через игры, наблюдения, проблемные экологические ситуации, экологические спектакли на воде, опытно-экспериментальную деятельность.
Экологические спектакли на воде способствуют привлечению внимания дошкольников к экологическим проблемам через театрализованную деятельность, где дети не зрители, а непосредственные участники экспедиции по спасению погибающей природы. В таких мероприятиях интегрируются не только экологическая и театральная деятельность, но и физическое развитие, а также музыкальная и опытно-экспериментальная.
Экологические спектакли - одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.
Организация опытно – экспериментальной деятельности проводим в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
8 сл. Задачи опытно – экспериментальной деятельности в бассейне:
- Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
- Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
- Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
- Активизировать природоведческий словарь ребенка.
- Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.
С детьми младшего возраста мы выявляем свойства и качество воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть холодной и теплой. Знакомим с процессом превращения воды в лед, льда и снега – в воду.
Дети средней группы продолжают закреплять и расширять знания, полученные в младшем возрасте: устанавливают свойства и качества воды, снега и льда, сравнивают их. Мы даем им представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды (интенсивность окраски, вкус, запах). Так – же подводим к пониманию того, что температура воды влияет на ее свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества, тем медленнее она замерзает). Раскрываем значение воды для жизни растений, животных и человека (среда обитания; без воды растения засыхают и гибнут.) Вода нужна человеку для сохранения чистоты тела и жилья, для приготовления пищи и т. д. Даем представление о разнообразии агрегатных состояний воды в природе (снег, иней, изморозь, град, дождь, туман и т.д.).
У детей старшего дошкольного возраста формируем представление о воде, как среде обитания растений, животных, человека. Учим устанавливать сходства и различия свойств воды в разных агрегатных состояниях. Даем представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, о процессе конденсации. Расширяем представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни).
С детьми подготовительной к школе группе проводится работа по изучению и пониманию круговорота воды в природе, механизма конденсации. Даем представление о некоторых жидкостях, об упругости, давлении, выталкивающей силе жидкости. Раскрываем понятие о водной системе на нашей планете, об отрицательной и положительной роли человека. Даем представление о природных катаклизмах (наводнение, засуха). Учим разным способам очистки воды. Рассказываем о некоторых особенностях водной среды обитания: рек, озер, морей, океанов. Рассматриваем воду как источник энергии (ТЭЦ, двигатели), показываем ее народно – хозяйственное значение (водопровод, канализация, система орошения полей, рыбоводческие хозяйства и т.д.). Способствуем формированию представления о приспособленности человека к пребыванию в водной среде (дыхание, передвижение, погружение на глубину).
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах воды. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.
В процессе организации поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений природы, установление аналогий, понимание все более общих закономерностей.
Осуществляя руководство поисковой деятельностью детей, важно создавать условия для решения каждой задачи, возникающей по их инициативе. В процессе обучения поисковая деятельность детей совершенствуется. Динамика ее проявляется в переходе от принятия познавательных задач, поставленных воспитателем, и решения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению.
В заключение, следует отметить, что воздействуя на деятельную сферу личности ребенка, мы повышаем уровень физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей; формируем практические умения и навыки в природоохранительной деятельности на основе усвоения норм и правил взаимодействия с окружающим миром.
Поэтому интеграция физкультурной деятельности и экологического образования позваляет решить не только проблему осмысления ценностей экологии, но и становления у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и своему здоровью.
Список литературы:
1. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы» -2-е изд.//-Волгоград: Учитель,2008. - 286 с.
2. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1983. -207 с.
3. Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий / -М.: Айрис-пресс, 2008.- 160 с.
4. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду – М.: Издательство «Мозайка - Синтез» 1993. - 35 с.
5. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников: пособие для специалистов дошкольного воспитания – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. - 82 с.
6. Сидорова Т.В. Физкультурно-экологическая работа в дошкольных учреждениях: Методическое пособие / АГПИ им. А.П.Гайдара – Арзамас: АГПИ, 2006. - 138 с.
7. Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения //Дошкольное воспитание. 1996, № 6. – 214 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет «Животный мир ХМАО-Югры» приобщенный к 2017 году- ГОДУ ЭКОЛОГИИ В РОССИИ
Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их в...
Интегрированное занятие "Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей", в рамках проекта « Времена года» прошло во второй младшей группе «Ягодки» в январе 2017 года. Воспитатель МБДОУ Новосёловского детского сада «Малышок» Юнг Л. А.
Образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие...
Мастер-класс 21.01.2017 Символ 2017 года – Петух
*Создавать условия для развития творческих способностей.*Учить изготавливать поделку из бумаги, правильно передавать форму петушка, соблюдая пропорции, развивать образное, эстетическое восприятие.*Под...
диагностика детей на начало года (2017 года в старшей группе)
выявить уровень знаний детей на начало учебного года...
Доклад к августовской учительской конференции 2017 года.
Тема доклада "Методические особенности эмоционального развития младших дошкольников средствами малых форм фольклорного жанра"....
материалы конференции 2021 года
СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПЕДАГОГИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ» ТОМ 2 от 7 ДЕКАБРЯ – ...