Картотека зрительной гимнастики
картотека по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Комплекс 1.
Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшение кровообращения (и.п. – сидя).
- Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек. (пять – шесть раз).
- Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы (три – четыре раза).
- Вращать глазами по кругу по 2 – 3 сек. (три – четыре раза).
- Быстро моргать (1 мин.).
- Смотреть вдаль, сидя перед окном (3 – 4 мин.).
Комплекс 2.
Способствует снятию утомления, улучшения кровообращения, расслаблению мышц глаза (и.п. – стоя).
- Смотреть прямо перед собой (2-3 сек.), поставив указательный палец на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек., опустить руку (четыре – пять раз).
- Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть вправый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (три – четыре раза).
- Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле; отыскать в небе птиц или самолёт и проследить за ним взглядом, назвать транспорт, проезжающей мимо или стоящий на обочине дороги.
Комплекс 3.
Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение (и.п. – сидя).
- Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко одноимённого глаза (1-2 сек.); отвести пальцы (три – пять раз).
- Смотреть на концы пальцев вытянутой вперёд руки (по средней линии лица); медленно приблизить указательный палец к лицу, не отводя от него взгляда (три раза).
- Отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону; медленно передвигать игрушку справа налево, следить за ней двумя глазами; тоже самое и в обратную сторону (четыре – пять раз).
Комплекс 4.
Способствует улучшению координации движений глаз и головы, развитию сложных движений, улучшению функций вестибулярного аппарата (и.п.- стоя).
- Поднять глаза вверх, опустить вниз; посмотреть вправо, влево, не поворачивая головы (три – четыре раза).
- Поднять голову вверх; совершать круговые движения глазами почасовой стрелке, против часовой стрелке (два – три раза).
- Посмотреть на левый носок ноги; поднять голову, посмотреть на люстру; опустить голову, посмотреть на правый носок; поднять голову, посмотреть на люстру (два – три раза).
Комплекс 5 .
Тренирует мышцы глаза, улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости.
- И.п. – сидя на полу. Ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади; повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные сзади (два раза).
- И.п. – стоя, руки на палке, расположенной вертикально. Отвести руки от палки в стороны и успеть удержать подающую палку; попеременно перехватывать палку двумя руками (повторить три – четыре раза).
- И.п. – стоя. «Спрячь глазки» (зажмуриться). «У кого глазки больше» (широко открыть глаза).
Комплекс 6.
- И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Поднять мяч до уровня лица, широко открытыми глазами посмотреть на него; опустить мяч; поднять мяч до уровня лица, прищурить глаза, посмотреть на мяч; опустить его.
- И.п. – стоя, мяч на вытянутых перед собой руках. Двигать руками влево и вправо, следить глазами за мячом (пять – шесть раз)
- И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Совершать медленные круговые вращения руками снизу вверх, вправо и влево, следить взглядом за мячом (четыре – пять раз).
- И.п. – стоя, мяч на вытянутых руках. Согнуть руки, поднести мяч к носу; вернуться ви.п., следить за мячом (четыре – пять раз).
Комплекс 7.
- Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
- Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Комплекс 8.
- На счет 1-4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
- Посмотреть на кончик носа, на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо.
Комплекс 9.
- -Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.
- -Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.
- -Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.
- -Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.
- -Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.
Комплекс10
Выполняется стоя, у каждого ребенка в руках игрушка (рисунок).
1. «Посмотрите, какая красивая … пришла к вам в гости. (2—-3 сек). Посмотрите, какая у меня … (2—3 сек).
А теперь опять посмотрите на свою … (2—3 сек)». Повторить 4 раза.
2. «… у нас веселые, любят бегать, прыгать. Внимательно следите глазами: … подпрыгнула вверх, присела, побежала вправо, влево». Повторить 4 раза.
3. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними». Повторить 4 раза.
4. «Моя … очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее». Повторить 4 раза
Комплекс 11.
"Дождик"
Дождик, дождик, пуще лей.
Смотрят вверх.
Капай, капель не жалей.
Смотрят вниз.
Только нас не замочи.
Делают круговые движения глазами.
Зря в окошко не стучи
Комплекс 12.
"Рисование носом"
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить объект (по теме занятия). Закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.
Комплекс 13.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Закрывают оба глаза,
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
Продолжают стоять с закрытыми глазами.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Открывают глаза, взглядом рисуют мост.
Нарисуем букву о, получается легко.
Глазами рисуют букву о.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Вправо, влево повернем,
Глаза смотрят вправо-влево.
Заниматься вновь начнем.
Комплекс 14.
"Снежинки"
Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели,
Дети влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…
Дети смотрят вверх и вниз.
Все на землю улеглись.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Комплекс 15.
Бег по дорожкам.
Выполняются движения по цветным полосам. На указку можно надеть любой предмет по теме и попросить детей следить глазами за ним. По черному кругу почасовой стрелке, по красному против часовой стрелки, по синей линии справа и влево, по желтой линии вверх вниз, а по зеленым кругам - движение «восьмерка». Каждое движение выполняется 4-6 раз.
«Самолёт» Сам, сам самолет. Тут и там самолет. (Круговые вращения глаз с опущенными и поднятыми веками) Летит самолёт близко, далеко (Выставляют палец перед собой, приближают к носу, отводят, прослеживая его движение взором ) Лети самолёт низко, высоко. (Выставляют палец перед собой, приближают к носу, отводят, прослеживая его движение взором) |
«Капает дождик» Капает дождик, капает дождик (Поднимают руки верх (пальцы направлены вниз). Вниз, вниз, вниз. (Постепенно опускают руки, пока не коснутся стола или пола). Продолжение игры: идет снег, идет град, падают листья и т.д. |
Мы топаем ногами
Мы топаем ногами: топ-топ. (Топают ногами, глаза опущены вниз) Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп. (Хлопают руками перед собой, взгляд фиксируется на руках) Мы руки поднимаем, (Пальцы, кроме указательных сжимают в кулаки, поднимают руки, фиксируя взгляд на кончиках указательных пальцев, и прослеживают их движение взглядом (голова неподвижна) Мы руки опускаем, (Опускают руки и следят за ними взглядом (голова неподвижна) Мы руки подаем (Ставят руки на пояс) И бегаем кругом. (Выполняют повороты кругом) |
Две птички
Летели две птички, (Поднимают руки, вытянув указательные пальцы, вверх до уровня глаз; прослеживают их движение глазами) Собой невелички. (Сведенные пальцы отводят вправо-влево, прослеживая их движение глазами) Как они летели, Все люди глядели. (Выполняют круговые движения пальцами Прослеживают их движение глазами ) Как они садились, (Опускают пальцы на стол, прослеживают их движение глазами ) Все люди дивились. (Широко раскрывают глаза) Пролетает самолёт Пролетает самолет, С ним собрался я в полет. (Смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим самолетом) Правое крыло отвел, посмотрел. Левое крыло отвел, посмотрел. (Отводят руки попеременно и прослеживают их движение взглядом) Я мотор завожу И внимательно гляжу. Делают вращательные движения руками перед грудью и прослеживают их движение взглядом Поднимаюсь ввысь, лечу. Возвращаться не хочу. (Встают на носочки и выполняют махи руками) |
Правила перехода Для пешеходов, знаем с ранних лет, (Ритмично закрывают глаза) Всегда горит зеленый свет. (Широко открывают глаза) А если светофора нет, (Зажмуривают крепко глаза) Тогда найдем мы «зебру», Окрашенную в белый цвет. (Широко открывают глаза) Идти по ней мы будем осторожно. Ответьте: как же это можно? (Кивают головой) Сначала мы глаза налево отведем И половину улицы с тобою пройдем (Отводят глаза влево, фиксируя взгляд на указке педагога) Затем посмотрим вправо мы, И, если нет машин, то Сможем мы дорогу перейти. (Отводят глаза вправо, фиксируя взгляд на указке педагога) |
Дождик
Капля первая упала - кап!
(Пальцем показывают траекторию ее движения сверху вниз, прослеживая глазами движение пальца)
И вторая прибежала - кап!
(То же самое)
Мы на небо посмотрели,
(Смотрят вверх)
Капельки кап- кап запели,
(Закрывают глаза)
Намочились лица.
Мы их вытирали.
(Поглаживают закрытые глаза подушечками пальцев)
Туфли - посмотрите -
Мокрыми стали.
(Показывают руками вниз и смотрят)
Плечами дружно поведем
(Движение плечами)
И все капельки встряхнем.
(Встряхивают кистями рук)
От дождя мы убежим,
(Пальчики рук «бегут» по парте в одну сторону, глазами прослеживается их путь)
Под кусточком посидим.
(Нагибают голову, прикрывая ее руками)
Кукушка
У леса на опушке
(Моргать глазами в такт)
Высоко на суку
(Поднять глаза вверх)
С утра поет кукушка:
(Зажмуривают глаза в такт)
Ку- ку! Ку-ку! Ку-ку!
(Моргать в такт.)
Внизу бежит речонка
(Глаза вниз)
По желтому песку.
(Глаза вправо)
Поет кукушка звонко:
(Глаза влево)
Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!
(Моргать в такт)
Весёлый жук
В нашу группу жук влетел,
Закружился и запел:
(Отводят одну руку в сторону, выполняют круговые движения рукой по часовой стрелке, прослеживая движение глазами)
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Очень весело кружу!»
(Отводят другую руку в сторону, выполняют круговые движения рукой против часовой стрелке, прослеживая движение глазами. Сводят руки вместе перед собой.)
Вот он вправо полетел –
Каждый вправо посмотрел.
(Отводят правую руку, прослеживают движение руки)
Вот он влево посмотрел –
Каждый влево посмотрел
(Отводят левую руку, прослеживают движение руки)
Жук кружится и хохочет,
К Кате на нос сесть он хочет.
(Сводят руки вместе перед собой. Пальцы обеих рук перемещают к носу)
Ты, жучишка, не шали!
Где мы скажем, там сиди.
(Грозят жуку)
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
(Отводят руку вправо ладошкой вверх, фиксируют взгляд на руке)
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
(Отводят руку влево ладошкой вверх, фиксируют взгляд на руке)
Жук с ладошки улетел
И на потолок присел.
(Переводят взгляд вверх, фиксируют его на потолке (рассматривают жука)
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
(Приподнимаются на носочках, вытягивают руки вверх, фиксируют взгляд на кончиках пальцев)
Хлопнем дружно: хлоп-хлоп-хлоп,
Улетай скорей, жучок.
(Хлопают в ладоши, переводят взгляд на окно, выполняют прощальный жест рукой)
В волшебном лесу
Куда тропинка нас, ребята, завела?
Быть может, все напутала Яга?
В лесу волшебном мы, ребята, очутились,
Когда с горы в долину опустились.
(Переведение взора вправо-влево при фиксированном положении головы)
Сначала мы осмотримся вокруг:
Глазами сделаем большущий круг.
(Круговые вращения глазами по часовой, против часовой стрелки)
Посмотрим вверх, посмотрим вниз,
Быть может, там вода живая – приз.
(Переведение взора вверх-вниз при фиксированном положении головы)
Зажмурим крепко глазки,
а потом откроем вдруг
И скажем: «Трудности, мы тут!»
(Крепко зажмуривают глаза на 3-5 сек, затем широко их раскрывают) (повторить 5-6 раз)
Сидит колдунья дуется
Сидит колдунья дуется
На целый белый свет.
Колдунье не колдуется.
И настроенья нет.
(Выполняют вращательные движения глазами по часовой и против часовой стрелки)
Она сидит, все дуется.
Вот ей и не колдуется.
(Движения газами влево-вправо с открытыми и закрытыми глазами)
Хорошее ей настроенье
Надо подарить.
А как, скажите, дети?
Конечно, рассмешить!
(Разогревают ладошки друг о друга и прикладывают их к закрытым глазам)
Давайте ей сначала
Дружно подмигнем
Сначала правым глазом,
Левым же потом.
(Дети поочередно подмигивают глазами)
Теперь двумя глазами вместе.
(Мигают двумя глазами вместе)
«Вы – молодцы», -
Скажу без лести.
(Закрывают глаза)
Теперь повторим все сначала.
(Поочередно закрывают глаза, затем оба глаза вместе)
Ой, что-то я уже устала.
(Закрывают глаза)
Прогулка в лесу
Дин – дон! Дин – дон!
Слева звон, справа звон!
Лето красное пришло,
Свет и радость принесло.
(Смотрят вправо-влево)
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
(Круговые движения глазами по и против часовой стрелки)
Вверх на небо посмотрели.
(Фиксируют взгляд на потолке)
Их глазки лучики согрели.
(Ладонями накрывают глаза, не надавливая на них)
Рядом бабочки летали,
Крылышками нежными махали.
(Закрывают, открывают глаза)
Прилетала к ним пчела.
На нос села она.
(Выставляют перед собой указательный палец, прослеживают его движение к носу. Фиксируют взгляд на носу на несколько секунд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека зрительной гимнастики
Зрительная гимнастика в стихах. Занимательный материал для детей. Формат карточек А6...
Картотека зрительной гимнастики в стихах.
Картотека зрительной гимнастики в стихах по лексическим темам....
КАРТОТЕКА ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также...
Картотека зрительной гимнастики для дошкольников
Картотека зрительной гимнастики для дошкольников....
Картотека зрительной гимнастики в стихах.
Очень интересно....
Картотека зрительной гимнастики. Профилактика зрительного утомления и близорукости.
Картотека зрительной гимнастики.Профилактика зрительного утомления и близорукости. Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредит...
Картотека зрительной гимнастики ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ В СТИХАХ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пятичувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром...