«Физкультурно-оздоровительная работа в образовательном учреждении – создание оптимальных условий для реализации двигательной активности детей».
учебно-методический материал по физкультуре на тему
Опыт работы инструктора по физической культуре МБОУ "Центр образования № 46" Скриповой Светланы Владимировны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 72.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровью научить нельзя —
надо воспитывать потребность быть здоровым».
Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.
Цель физической культуры — положительное воздействие на жизненно важные функции организма человека. В этом одна из основных причин того, что наши отдаленные предки пришли к пониманию следующего: совершенствуя свои двигательные возможности, можно не только успешнее трудиться, охотиться, воевать и пр., но и физически развивать самого себя. Данное обстоятельство было существенным толчком к возникновению физической культуры.
В зарождении физических упражнений важную роль сыграла и объективная биологическая предпосылка — двигательная деятельность является естественной потребностью человека.
Здоровье детей Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. В рамках реализации программы «Образование и здоровье» особую значимость приобретает внедрение наиболее эффективных форм оздоровления детей в системе дошкольного образования.
Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Авторы Лищук В. А и Мосткова Е. В (1994 г) определяют здоровье как способность жизни сохранять и развивать у себя и среду своего" обитания. Щедрина А. Г., (1989 г) указывает на то, что здоровье это: уровень и гармоничность физического развития, функциональное состояние организма, резервные возможности основных функциональных систем, уровень иммунной защиты, личностные качества человека. С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим увеличению адаптации не только к мышечной активности, но и к холоду, гипоксии.
Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности.
И. Д. Маханева, С. Н. Дышаль, М. Н. Кузнецова указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.
В работах И. И. Мастюковой, С. Н. Попова, С. С. Бычковой, Т. И. Богиной, Е. А. Сагайдачной указывается, что дозированные физические нагрузки обладают общетонизирующим воздействием на растущий организм, что приводит к стимуляции деятельности жизненно важных систем и улучшению показателей физической подготовленности.
Идеи П. Ф. Лесграфта и В. В. Гориневского в области дошкольного физического воспи-тания продолжил Е. А. Аркин (1873–1948, профессор, действительный член Академии педагогических наук, доктор педагогических наук, врач – гигиенист. Е. А. Аркин в доступной форме знакомил дошкольных работников с основными закономерностями высшей нервной деятельности, выявленными И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, режимом дня, организацией жизни ребенка, указывал на важность взаимодействия детского сада и семьи. Его фундаментальный труд «Дошкольный возраст» не утратил своего значения до настоящего времени.
Е. Г. Леви-Гориневская, продолжая разработки предшественников, создала ряд работ по развитию навыков основных движений у детей дошкольного возраста.
А. И. Быкова разработала методику развития движений ребенка, определила ее значение, содержание, организацию.
Особую роль в развитии физического воспитания дошкольников сыграл Н. А. Метлов. Им написано свыше 130 работ по физическому воспитанию. Среди важнейших его публикаций следует отметить «Утреннюю гимнастику в детском саду». Написал учебник для педагогических училищ «Методика физического воспитания», а также книга для воспитателей и музыкальных руководителей «Утренняя гимнастика под музыку».
Особое место среди специалистов в области физического воспитания детей дошкольного возраста занимает выдающийся педагог А. В. Кенеман (1896–1987). Разработала научную основу и значительно углубляет методические подходы к физическому воспитанию. Большое место в трудах А. В. Кенеман отводилось обучению двигательным действиям.
Особо следует отметить заслугу А. В. Кенеман в создании учебника «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», изданного в соавторстве Д. В. Хухлаевой.
Значительный вклад в теорию и практику физического воспитания внесла Д. В. Хухлаева. Её работы по формированию двигательных навыков у детей, разработка методов и приемов обучения метанию, создание программ и методических пособий.
Значительную роль в разработке методики физического воспитания ребёнка сыграли методисты М. Ф. Литвинова, Т. Ф. Саулина и др.
На здоровье ребёнка дошкольного возраста влияют множество факторов, один из них – это уровень двигательной активности. Чтобы понять всю значимость создания необходимых условий для осуществления оптимального уровня двигательной активности в дошкольном образовательном учреждении, необходимо понять в целом, как влияют движения на организм ребёнка и на его развитие.
Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности.
Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических их культурных факторов. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками.
Хорошо известно, что правильно организованная двигательная активность – важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Это тем более справедливо по отношению к детям, для которых процессы роста и развития являются основными, а воздействие соответствующей возрасту двигательной активности особенно значимо.
Дети различаются по уровню двигательной активности: одни – очень подвижные, другие – спокойные. В целом, дети с высокой двигательной активностью значительно лучше развиты. В процессе активной двигательной деятельности дети познают себя, свое тело, знакомятся с его строением, свойствами, возможностями, изучают способы перемещения в пространственно-временной среде. У малышей значительно выше показатели ловкости: они овладевают более сложными координационными движениями (прыжки на батуте, ходьба и бег по наклонным бумам и т. д., быстро приспосабливаются к изменяющимся ситуациям, сохраняют устойчивое положение тела в различных вариантах игр и упражнений). На основе совершенствования всех видов движений и развития физических свойств, происходит качественное преобразование моторной сферы детей. Они стремятся достичь положительного результата, осознанно выбрать наиболее подходящий способ решения двигательной задачи. При этом дети получают «мышечную радость». Ограничение самостоятельной двигательной активности детей, как в семье, так и в детском саду вызвано возрастающими познавательными интересами (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач, видео и т. д.)
В пятилетнем возрасте наиболее заметна разница в показателях двигательной активности во время самостоятельной деятельности мальчиков и девочек, что обусловлено разным содержанием их игр. У мальчиков доминируют игры подвижного характера (с мячом, ракеткой и т. д.). Девочки предпочитают спокойные игры с преобладанием ста-тических поз (сюжетно-ролевые: «Семья», «Больница», и т. д.)
Наиболее важной особенностью двигательной активности детей является ее зависимость от времени года. Отмечается тенденция к повышению двигательной активности в весенне-летний период и снижению ее в осенне-зимний.
Можно выделить три периода двигательной активности по распределению ее в течение дня:
• утренний - с 8 до 9 часов
• дневной - с 10.30 до 12 часов
• вечерний - с 16.30 до 19 часов.
Скорее всего, это обусловлено не столько биологическими факторами, сколько режимом дня детского сада. Изменения происходят и в зависимости от дня недели, двигательная активность увеличивается от вторника к четвергу и резко падает к пятнице, что можно объяснить общим утомлением детей.
Право на индивидуальную реакцию есть и у взрослого человека, и у младенца. Природа создала нас непохожими друг на друга.
В своё время Гиппократ разделил людей по темпераменту на четыре типа: «кровь» - тёплое начало - сангвиники, «слизь» – холодное начало - флегматики, «желчь» – влажное начало - холерики и «черная желчь» - сухое начало - меланхолики.
Сангвиник - жизнелюб и оптимист, охотно рискует и идет на компромиссы, деловит и собран. Сангвиник прекрасно сходится со сверстниками, быстро адаптируется в незнакомом месте, мгновенно усваивает новую информацию. Он любит подвижные игры, очень любознателен. Это вообще самый "удобный" для воспитания темперамент. Однако, воспитывая сангвиника, необходимо учить его терпению и упорству и следить, чтобы его оптимизм и жизнерадостность не переросли в легкомыслие и непостоянство.
Холерик - это неутомимый, бесстрашный, задиристый ребенок. К замечаниям от-носится спокойно, а вот физическим наказания сопротивляется. Предпочитает шумные игры, баловство, постоянно нуждается в зрителях и новых впечатлениях. Поэтому необходимо снижать скорость его порхания по жизни, организуя остановки и паузы, тогда фонтан его бурной энергии будет использован в познавательных целях. Такому ребёнку необходимы спокойные игры, совершенствующие внимание и наблюдательность. Его необходимо учить обдумывать решения, рассчитывать силы, всегда быть сдержанным и настойчивым.
Флегматик - очень спокойный, медлительный, обстоятельный, сдержанный, даже мало эмоциональный, не любит рисковать. Этот ребенок любит спокойные игры. В таком малыше необходимо развить любознательность и инициативность, ускоряйте его черепашьи темпы (в этом вам помогут любые игры на скорость, и ловкость). Ему необходим пример ярко выраженного, эмоционального поведения.
Меланхолик - робкий, замкнутый и нерешительный, тревожится по мелочам, очень мнителен и сентиментален. Двигается неуверенно, говорит тихо, но выразительно. Как правило, выдает реакцию, неадекватную силе раздражителя. Меланхолику нужно учиться самостоятельности и смелости, ему нельзя приказывать, категоричные обращения и отрицательные оценки и без того вялые действия. С таким малышом надо обсуждать увиденное и услышанное, акцентирую внимание на положительных сторонах.
Двигательная активность связана тесно с тремя аспектами здоровья:
- физическим,
- психическим
- и социальным
и в течение жизни человека играет разную роль.
Двигательная активность детей дошкольного возраста зависит от возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, от уровня организации двигательного режима и постановки физического воспитания в условиях детского сада.
Все методы и приёмы обучения играют важнейшую роль в формировании двигатель-ных навыков и должны применяться в комплексе.
Что главное в воспитании детей? Ребёнок должен расти здоровым. Здорового ребёнка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.
Цель физической культуры — положительное воздействие на жизненно важные функции организма человека. В этом одна из основных причин того, что наши отдаленные предки пришли к пониманию следующего: совершенствуя свои двигательные возможности, можно не только успешнее трудиться, охотиться, воевать и прочее, но и физически развивать самого себя. Данное обстоятельство было существенным толчком к возникновению физической культуры.
В зарождении физических упражнений важную роль сыграла и объективная биологическая предпосылка — двигательная деятельность является естественной потребностью человека.
Физические упражнения древнего человека входили в магический церемониал, обрядовые танцы, посвящения, игры, имитируя трудовые, военные и другие действия. Через них осуществлялась передача опыта в выполнении тех или иных движений (а это уже зарождение элементов физического воспитания, кроме того, выполняемые движения можно характеризовать как физические упражнения, так как они не являлись собственно трудом и военным делом).
Двигательная активность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поэтому я, как педагог, стараюсь заботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию.
Так, как степень моторности каждого ребёнка делится на три группы (нормальные, моторные, малоподвижные, то в начале работы мною было проведено обследование детей, в результате которого дети были распределены по группам со своей двигательной активностью.
- Первую группу составили дети с нормальной двигательной активностью, соответствующей биологической потребности организма. Им присуща деятельность, насыщенная разными играми, движениями и правильным их чередованием. Они широко используют разнообразные физкультурные пособия, сами уверенно организуют подвижные игры. У этой группы наблюдается уравновешенное поведение, жизнерадостное настроение.
- Вторую группу составили дети малоактивные, малоподвижные. Им присуща одно-образная деятельность. Они длительное время затрудняются в выборе игры, предпочитая наблюдать за своими сверстниками или играть в малоподвижные игры. У них отмечается недостаточное развитие двигательной функции, неумение использовать имеющийся двигательный опыт, а это в свою очередь отрицательно сказывается на психическом развитии. Для них также характерна нерешительность, застенчивость, замкнутость, обидчивость, плаксивость.
- Третью группу составили дети с повышенной двигательной активностью. Им присуща деятельность, насыщенная бесцельной беготней. Такие дети отличаются неумением и нежеланием выполнять движения в умеренном темпе, играть в игры, требующие точно-го выполнения правил. У них устойчивый интерес к играм военной тематики, но эти игры носят затяжной и однообразный характер. Чрезмерно подвижные дети не умеют считаться с замыслами товарищей, действовать так, чтобы не нарушать устойчивых правил, не умеют надолго сосредоточить внимание.
Таким образом, определение степени двигательной активности детей даёт возможность проводить дифференцированное педагогическое руководство подвижными играми, уделяя особое внимание малоподвижным и чрезмерно активным детям.
По результатам обследования мною были сделаны следующие выводы о том, что необходимо:
- прививать с детства любовь к движению, приносящему пользу для здоровья;
- гармонично развивать все части опорно-двигательного аппарата и личности ребёнка;
- воспитывать привычку к здоровому образу жизни;
- формировать правильную осанку и эмоциональную стабильность.
В начале своей работы по данной проблеме мною были поставлены следующие задачи:
- продолжать знакомить со здоровым образом жизни;
- усовершенствовать знания детей об оздоровлении всего организма;
- создать систему двигательной активности в течение всего дня;
- содействовать сохранению и укреплению здоровья детей;
- воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни;
- содействовать формированию положительных эмоций, активной двигательной деятельности;
- продолжать работу по формированию умений и навыков правильного выполнения движений в различных формах организации двигательной деятельности детей;
- вовлекать родителей в совместную работу по привитию здорового образа жизни.
Согласно поставленным задачам мною был разработан перспективный план работы по формированию двигательной активности у детей среднего и старшего дошкольного возраста. (Приложение № 1)
При составлении плана я стремилась решить следующие задачи:
- обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
- формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
- реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
- формировать основы безопасности жизнедеятельности;
- оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Анализ созданных условий показал, что в нашем образовательном учреждении имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.
Актуальность данной темы проявляется в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Исходя из актуальности данной темы сформировалась проблема оздоровления детей – это целенаправленная систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.
Объектом данной темы является организация физкультурно-оздоровительной работы в детском образовательном учреждении.
Предмет данной темы: особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в детском образовательном учреждении.
Гипотеза: Создание эффективной педагогической системы в детском образовательном учреждении, направленной на организацию здоровьесберегающих технологий, позволяет своевременно предупредить нарушения в состоянии здоровья.
Задачи:
1. изучить состояние проблемы в научно-методической литературе;
2. определить цели и задачи физического воспитания;
3. изучить особенности организации системы физического воспитания в детском образовательном учреждении;
4. ознакомиться с основными формами организации и поведения физкультурно - оздоровительной работы в детском оздоровительном учреждении.
Методы:
Теоретические:
• Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
• Обобщение, сравнение, конкретизация исследуемых явлений.
Эмпирические:
• Изучение практической документации.
• Разработка системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
• Метод математической обработки данных.
Основным направлением в работе с детьми старшего дошкольного возраста в нашем образовательном учреждении является развитие психофизических качеств (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость, формирование наиболее важных двигательных умений и навыков, в соответствии с биологическими ритмами года.
Формы физкультурно-оздоровительной работы:
- физкультурные занятия;
- утренняя гимнастика;
- физкультминутки;
- гимнастика пробуждения после дневного сна (бодрящая гимнастика; корригирующая гимнастика);
- самостоятельная двигательная деятельность детей в группе;
- стретчинг;
- организованная и самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке;
- физкультурные досуги, развлечения, праздники, неделя Здоровья, Олимпийская не-деля;
- физкультурные досуги, развлечения, праздники совместно с родителями, студентами педагогического колледжа.
- Физкультурное занятие.
Физкультурное занятие - основная форма физического воспитания, направленная на ознакомление детей с основными, общеразвивающими движениями, играми.
При организации двигательного режима я учитываю степень моторности каждого ребёнка возрастной группы.
По степени активности детей я разделяю на три группы:
- нормальные,
- моторные,
- мало-подвижные.
Дети с нормальной двигательной активностью имеют лучшие показатели в (развитии, нежели дети второй и третьей групп. У них более устойчивы психика и настроение).
Методы, используемые на физкультурных занятиях:
Метод строго регламентированного упражнения я реализую с возможно полной регламентацией, которая предполагает соблюдение следующих условий:
- наличие твердо предписанной программы движений (техника движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);
- точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упражнения, а также нормирование интервалов отдыха и чередование его с нагрузками;
- создание внешних условий, облегчающих управление действиями ребёнка (распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов, способствующих выполнению учебных заданий, дозирование нагрузки, контроль над её воздействием и т. д.).
Метод регламентации направлен на обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств.
- Метод круговой тренировки заключается в том, что ребёнок передвигается по заданному кругу, выполняя определенные упражнения или задания, позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, различные органы и системы организма.
Цель метода — достижение оздоровительного эффекта от упражнений, повышение работоспособности организма. Упражнения выполняются одно за другим, отдых я предусматриваю по окончании всего круга. Используя метод круговой тренировки, рекомендуется:
- начинать с нагрузки не более 50 % от максимально возможной для каждого ребенка (повышение нагрузки осуществляется путем увеличения количества упражнений, времени их выполнения, скорости, а также укорочения отдыха между кругами);
- оптимальное количество упражнений 6—8 (они выполняются в быстром темпе и подбираются в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, их содержание может оставаться постоянным);
- постепенно повышать скорость преодоления кругов.
Выделяются три способа упражнений с интервалами в круговой тренировке:
- воздействие на разные группы мышц или системы жизнедеятельности организма и выполнение этих упражнений на каждом из снарядов, расположенных в определенной последовательности;
- подбор упражнений в соответствии с целями и задачами физической подготовки;
- использование упражнений с различными предметами, в том числе с мячами.
Используя интервальный метод круговой тренировки, я учитываю следующие факторы:
- тренировочную нагрузку целесообразно повышать постепенно в ходе занятий - от 50 - 60% до максимальной на каждой «станции». Повышать нагрузку можно за счёт увеличения количества упражнений на каждой «станции» или интенсивности их выполнения;
- оптимальное количество «станций» от 6 до 8—10, необходимо постепенно повышать темп выполнения упражнений с учетом индивидуальных способностей ребёнка до максимального;
- после выполнения упражнений, перед переходом на очередную «станцию» необходимо отдыхать примерно в течение одной минуты.
- Игровой метод отражает методические особенности игры и игровых упражнений, которые широко используются в физическом воспитании. Он близок к ведущей деятельности ребёнка, даёт возможность совершенствования двигательных навыков. В работе с детьми я использую сюжетные и несюжетные, а также спортивные игры. Игровой метод даёт возможность совершенствования двигательных навыков, самостоятельных действий, проявления самостоятельности и творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение ребёнка.
- Соревновательный метод в относительно элементарных формах широко применяется в работе с детьми дошкольного возраста.
Он эффективно способствует практическому освоению действий физических упражнений и используется во всех возрастных группах. Перед малышами ставится задача: кто быстрей принесёт флажок, кто дальше бросит мяч. В старших группах этот метод позволяет совершенствовать движения, эффективно развивать творчество.
На всех занятиях я использую обще дидактические методы: наглядный (вербальный), словесный, практический.
Наглядные методы формируют представления о движении, яркость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, развивают сенсорные способности; вербальные (словесные) методы активизируют сознание ребёнка, способствуют осмыслению поставленных задач, их содержания, структуры, осознанному выполнению физических упражнений, самостоятельному и творческому применению их в различных ситуациях; практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребёнка, правильность их восприятия, моторные ощущения. Практические методы жестко регламентированы. Выбор методов зависит от стоящих перед воспитателем задач, содержания воспитательно-образовательной работы, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Приёмы обучения ребёнка движениям:
Все методы обучения движениям взаимосвязаны. Каждый включает в себя систему приёмов, которые объединяются для решения обучающих задач.
Методический приём — составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. При обучении используются разнообразные приёмы. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие ребёнка.
Методические приёмы я выбираю в соответствии с программным содержанием двигательного материала, возрастными и типологическими особенностями, степенью владения движениями, общим развитием ребёнка. Целесообразный подбор приёмов позволяет мне воздействовать на все анализаторные системы ребёнка, активизировать его сознание, самостоятельность и творчество при выполнении двигательных заданий. В теории и методике физического воспитания используются обще дидактические приёмы. Я использую разнообразные приёмы наглядного метода. Так, наглядно-зрительные приёмы обеспечивают: правильный, чёткий показ образца движения или отдельных его элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров для формирования ориентировки в пространстве; использование видеофильмов, фотографий, графиков, рисунков и т. д.
Приёмы, предполагающие тактильно-мышечную наглядность, основаны на непосредственной помощи педагога, который прикосновением к ребёнку уточняет и направляет положение отдельных частей тела. Например, чтобы ребёнок перестал сутулиться и принял правильное физиологичное положение тела, я провожу рукой по спине; или если ребёнок затрудняется сделать наклон вперёд, я помогаю ребёнку наклониться пониже. Использование этого приёма должно быть кратковременным. В противном случае ребёнок привыкает к помощи взрослого и не стремится к самостоятельному качественному выполнению движения.
Предметная наглядность включает использование предметов, пособий для формирования представлений о выполнении движения. Этот приём способствует контролю и коррекции положения тела при выполнении упражнений. Так, для формирования правильной осанки я использую ходьбу с мешочком на голове, общеразвивающие упражнения с палкой и т. д. Наглядно-слуховые приёмы способствуют звуковой регуляции движений. Они осуществляются под музыку, песни, ритм бубна, сопровождаются прибаутками, чтением стихотворений. Например, ребёнок с удовольствием ходит под ритмичные стихотворения типа:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Топ, топ, топ, топ —
Шагают наши ножки.
Использование слуховой наглядности не только улучшает качество движений, регулирует темп и ритм, но и вызывает у ребенка эмоциональный подъем, желание выполнять движения.
Приёмы вербального (словесного) метода играют важную роль в обучении ребёнка движению. Я даю краткое одновременное описание и объяснение физических упражнений, которое опирается на двигательный и жизненный опыт ребёнка, его представления. Свои пояснения я сопровождаю конкретным показом движений и его отдельных элементов. К вербальным приёмам относятся также указания о выполнении движения, беседа, предваряющая введение новых физических упражнений и подвижных игр; уточнение сюжета подвижной игры или последовательности двигательных действий и т. п. ; вопросы, которые" я задаю ребёнку до начала выполнения физических упражнений для выяснения осознанности последовательного выполнения двигательных действий или проверки имеющихся представлений об игровых действиях, образах сюжетной подвижной игры, уточнении игровых правил.
На занятиях я использую команды, распоряжения, сигналы. Они требуют различной ин-тонации, динамики и выразительности. Например, команда: «Равняйсь!» - или сигнал: «Раз, два, три — беги!» и т. д. Для определения ведущего или распределения ролей в игре я использую разнообразные считалки. Считалками (народные названия: счет, читки, пересчет, говорушки) принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми. Считалка не знает сословных барьеров, перешагивает границы разных стран, была в обиходе детей многих народов.
О значении считалок А. П. Усова, выдающийся специалист по дошкольному воспитанию, писала, что они как бы вводят в игру, помогают распределению ролей, служат само-организацией детей, подобно присказке, которая вводит в сказку.
Считалка способствует выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества (фактор этический). Следовательно, считалка несёт познавательную, эстетическую и этическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.
Во время соревнований, я иногда использую жеребьёвку. Жеребьёвка - относится к игровому зачину и предназначена чаще всего для того, чтобы разделиться на две команды.
Один из вариантов жеребьёвки - в виде игры. Двое, условившись, кто из них будет как называться, берутся за руки, остальные по одному проходят в образованные таким образом воротца и отвечают на вопрос, становясь на сторону того, чье название выбрал.
Например:
Конь вороной
Остался под горой.
Какого коня,
Сивого или золотогривого?
или
Наливное яблочко
Или золотое блюдечко?
Анализируя содержание текстов жеребьёвных скороговорок, мы погружаемся в мир разнообразных детских интересов, увлечений, забав.
Результативность обучения при формировании двигательных навыков у ребёнка во многом зависит от степени осознанности им содержания и структуры упражнения, последовательности его выполнения. Важную роль в этом играет активизация идеомоторных представлений. При выполнении упражнений у ребёнка вырабатываются условно-рефлекторные связи, при их повторении, в том числе и мысленном, происходит уточнение этих связей, а в результате и практическое улучшение выполнения упражнений (А. И. Пуни). Поэтому я в процессе формирования двигательных навыков использую разнообразные приёмы активизации идеомоторных представлений. Так, при достижении стабилизации навыка ребёнку предлагается вспомнить и рассказать последовательность выполнения упражнения. Для облегчения задачи ему я предлагаю план-схему — «Вспомни и расскажи, как выполняется упражнение хлопок о колено, какое исходное положение ног, рук, с чего начинается и как заканчивается упражнение». Ребёнок говорит: «Исходное положение — ноги на ширине плеч, руки внизу" Поднимаю руки вверх, опускаю на поднятое правое колено, потом поднимаю руки вверх и опускаю вниз». Иногда он пытается сопровождать объяснение упражнения выполнением его. Слова и одновременное движение являются выражением зрительно-двигательного представления и облегчают ответную реакцию на задание. Предлагая ребенку выполнить движение, педагог может попросить вспомнить его, молча, а затем сделать.
Такие приёмы обучения обеспечивают самоконтроль ребёнка за правильностью выполняемого им движения, заинтересовывают, повышают эмоциональное состояние, собранность и устойчивость внимания я применяю самостоятельное проведение занятий детьми (Приложение - фото).
Практические методы побуждают ребёнка к воспроизведению упражнений, их вариативному использованию, выполнению игровых ролей, участию в соревнованиях, выполнению роли судей при проведении соревновательных игр, выполнению роли капитанов команды, повышают интерес к самосовершенствованию, побуждают к целенаправленному, заинтересованному упражнению в круговой тренировке.
II. Утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, её организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Её назначение и методика проведения общеизвестны.
В нашем образовательном учреждении я провожу утреннюю гимнастику ежедневно в средних и старших группах до завтрака в течение 6–12 мин на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий).
При составлении комплексов утренней гимнастики в течение года я соблюдаю вариативность содержания и характера. В своей практике, наряду с традиционной утренней гимнастикой я использую разные её типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения. Составлена картотека комплексов утренней гимнастики для всех возрастных групп (Приложение №2).
Варианты утренней гимнастики:
Утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игры или 5–7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.
Упражнения на полосе препятствий – детям предлагаются упражнения с посте-пенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий.
Комплекс музыкально-ритмических упражнений, (состоящих из разминки, 5–6 основных развивающих упражнений в танцевальных движениях.)
В водной и заключительной части утренней гимнастики я включаю различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Предлагаю упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения.
Комплекс утренней гимнастики я повторяю в течение двух недель.
Активизация функциональной деятельности организма детей 5–7 лет происходит за счёт увеличения продолжительности утренней гимнастики – 10–12 мин., длительность непрерывного бега – 2-З мин., увеличение количества подскоков – 30–50 и их усложнение, увеличение темпа и их повторение. Каждое упражнение повторяется от 3 до 8 раз из разных исходных положений (стоя, стоя на коленях, сидя, лёжа на спине и животе, с предметами и без предметов).
III. Физкультминутки.
Физкультминутки проводятся воспитателями по мере необходимости (в течение 3–5 мин.) в зависимости от вида и содержания непосредственно-образовательной деятельности по речевому, познавательному, художественно-эстетическому развитию, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей.
Физкультминутки применяются с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двига-тельное беспокойство (как правило, на 12–15 мин., наступает утомление, можно предложить несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Это упражнения общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба.
Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с движением занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. После физкультминутки дыхание у ребёнка остается спокойным.
Можно проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения (кружения, полуприседания, наклоны и т. д.).
Так же в нашем образовательном учреждении специалисты и воспитатели используют со-временные образовательные технологии (компьютер, где в виде слайдов представлены комплексы тематических физкультминуток (насекомые, посуда, зима и т. п.) с музыкальным сопровождением.
В старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно воспроизводят весь комплекс целиком после 2–3 повторений. Во время организации применяется музыкальное сопровож-дение.
IV. Гимнастика после сна.
В гимнастику после сна я включаю щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений в сочетании с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушения осанки, плоскостопия, упражнения для глаз, пальчиковой гимнастикой, самомассажа, аутотренинга.
Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна выглядит так: гимнастика в постели, упражнения направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки, дыхательная гимнастика, индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа, водные процедуры.
Методика проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна.
Пока дети спят, педагог готовит условия для контрастного закаливания детей: готовит холодную комнату, температура в ней снижается с помощью проветривания.
Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медлен-но нарастает.
Гимнастика в постели включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.
Затем дети переходят в холодную комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют ходьбу (на носках, пятках, с высоким поднятием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты.
Обязательно должны быть включены упражнения на развитие дыхания.
Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут (для старших дошкольников).
Таким образом, такая форма двигательной активности помогает ребёнку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус. Проводится такая гимнастика при открытых фрамугах. В течение года используются разные варианты гимнастики. Примерные комплексы и схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна (Приложение №3).
V. Организация самостоятельной двигательной деятельности детей в группе.
Известно, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность.
Особую роль для укрепления здоровья ребёнка, его всестороннего психического и физического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет по-строение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая, по Л. С. Выготскому, должна соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и "зоне ближайшего развития" самого сильного ребёнка в группе.
Наряду с заводскими пособиями в нашем дошкольном учреждении используется оборудование из бросового материала (разные массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спор-тивным инвентарём, способствующим развитию игры.
- Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе, на игровых участках созданы так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель);
- на полу яркой изолентой сделаны разметки зигзаги, ломаные кривые;
- пространство организованно таким образом, чтобы появилась возможность для много-вариативных игр. (Приложение фото).
VI. Игровой стретчинг.
Игровой стретчинг – это методика комплексного физического развития и оздоровления дошкольников. Cтретчинг – это система естественных статических растяжек мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, способствующая укреплению позвоночника и позволяющая предотвратить нарушения осанки и исправить ее. Так же растяжка способствует развитию гибкости, раскрепощённости и уверенности в себе.
Занятия стретчингом очень полезны для организма человека, улучшают самочувствие, его внешний вид и здоровье в целом. Регулярные занятия стретчингом решают многие проблемы.
Медленные движения воздействуют на мышцы и суставы по всей их глубине.
Занятия приводят к улучшению настроения, повышают самооценку, создают спокойствие и ощущение психологического комфорта!
Методика игрового стретчинга направлена на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом и психоэнергетической саморегуляции, на развитие и высвобождение творческих и оздоровительных возможностей подсознания.
Структура занятий:
- Игровой стретчинг (20-30 мин.).
- Интегрированное обучение (20-30 мин.):
- обучающие игры, знакомство с окружающим миром;
- развитие эмоциональной и познавательной сферы;
- развитие творческих способностей;
- расширение кругозора;
- развитие образного и ассоциативного мышления;
- развитие памяти и внимания;
- развитие речи, расширение словарного запаса.
Каждое упражнение повторяется 4-6 раз (в зависимости от возраста). Я подбираю инструментальную музыку с ярко выраженным ритмом. Начинаю рассказывать сказку, одно-временно разыгрывая её, или читаю четверостишие. Игра состоит из нескольких фрагментов, в которое вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания, и длится 20 минут со старшим дошкольным возрастом. Я разработала методическое пособие по организации и проведению физкультурно-оздоровительной работы в ОУ – «Игровой стретчинг» (Приложение №4).
VII. Организация самостоятельной двигательной деятельности детей
на прогулке.
Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней).
При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании предметно-развивающей среды, выделить в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей. Для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по-разному группировать их. Это позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей. Педагоги нашего детского сада учитывают все рекомендации, требования, соблюдают все правила в укреплении здоровья детей.
В течение прогулки рекомендуется проводить три подвижных игры. Подбирая игры для дневной прогулки, воспитатели учитывают предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить они их со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий проводятся игры средней подвижности - в середине или конце прогулки.
Кроме этого организуются игры: (Приложение №5)
• забавы
• аттракционы
• игры-эстафеты
• сюжетные подвижные игры
• игры с элементами спорта
• сюжетные подвижные игры
• бессюжетные подвижные игры
• народные игры
• хороводные
• спортивные упражнения.
Углублению знаний о физической культуре и спорте способствует показ на компьютере слайдов с изображением знакомого вида спорта, спортивного инвентаря.
Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала. (Приложение фото).
VIII. Физкультурные праздники.
Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей. Практика дошкольных учреждений показала значимость праздников в активном приобщении каждого ребёнка к занятиям физической культурой.
В нашем образовательном учреждении на физкультурные праздники приглашаются родители, сестры, братья, студенты педагогического колледжа.
В течение учебного года со старшими дошкольниками проводится 2–3 праздника на воздухе, длительностью не более 45 минут. Темы праздников самые разнообразные «Семья-это счастье, семья-это дом», «Олимпийские игры», «Весёлые старты», «Путешествие в снежную страну», «Слава Армии родной в день её рожденья!» и т. д. (Приложение №6).
Совместная деятельность детей, преодоление в команде различных трудностей, достижение общего командного результата – все это сплачивает детский коллектив. Дети сопереживают успехам и неудачам своих товарищей, радуются достижениям, поддерживают хорошие отношения между собой, проявляют заботу к застенчивым и неловким детям, учатся стремиться не только к индивидуальным, но и к командным победам.
Успешность проведения физкультурного праздника во многом зависит от того, насколько подробно и четко спланирована его программа.
При любой форме организации физкультурного праздника для дошкольников необходимо помнить следующее:
- недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых (особенно это касается праздников с элементами состязаний, организуемых по инициативе спортивных организаций);
- недопустим отбор участников – детей, дающих только лучшие результаты. Желательно, чтобы участвовали все дети;
- при подготовке к празднику важно поддерживать живой интерес детей к мероприятию. Не следует увлекаться чрезмерным количеством повторов, тренировок, отдельных заданий-выступлений, особенно игр соревновательного характера;
- необходимо рациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности (с учетом уровня развития ДА и физической подготовленности детей).
Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.
Физкультурный досуг не требует специальной подготовки, он строится на хорошо знакомом детям материале и проводится несколькими группами, близкими по возрастному составу (старшие и подготовительные группы). Такое мероприятие в нашем образовательном учреждении организовывается 1–2 раза в месяц, длительностью по 30–50 минут. При проведении досуга необходимо активное участие воспитателя. Он даёт команды, подводит итоги, является судьей в соревнованиях. Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя детей играет музыка, которая благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет умение ритмично двигаться, согласовывая свои движения с музыкальным сопровождением.
День (неделя) здоровья.
Проводится 1 раз в месяц во всех возрастных группах в течение учебного года. В проведении этого дня принимает участие весь коллектив ОУ. В этот день с детьми проводятся спортивные досуги, физкультурные занятия, спортивные соревнования, театрализованные представления, нод по художественно-эстетической деятельности (рисование мелками, фломастерами, лепка; составление композиции из осенних листьев, цветов и разнообразных материалов и т. д.). День здоровья может быть посвящен игре. В этом случае во всех видах работ используется только игра: дидактическая, словесная, подвижная, спортивная, театрализованная.
Неделя здоровья - это такая форма активного отдыха детей, когда отменяются все виды занятий, режим дня наполняется разными играми, упражнениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе. Совместно со всеми педагогами ОУ мы тщательно продумываем план проведения каждого дня в течение всей недели здоровья, учитывая время года и погодные условия.
Мы организовываем игры и игровые упражнения во время прихода в дошкольное учреждение и на прогулках, несложные спортивные соревнования, познавательные занятия. В течение недели здоровья мы проводим один физкультурный праздник или организовываем физкультурный досуг. В театрализованной или игровой форме легче усваиваются двигательные навыки и гигиенические знания (сценарий «Здоровым быть приятно», «Большие гонки»). (Приложение №7).
При организации активного отдыха для повышения эмоционального фона мы, вместе с детьми красочно оформляем места проведения (групповую комнату, спортивную площадку) в соответствии с намеченным содержанием мероприятий. Используем музыкальное сопровождение. Стараемся соблюдать определенные ритуалы (например, приветствия команд, зрителей, показательных выступлений участников, торжественных церемоний открытия и закрытия праздника и др.).
Деятельность наших детей не ограничиваться только участием в подвижных играх и физическими упражнениями, дети могут и должны участвовать и в различных видах трудо-вой (уборка территории дошкольного учреждения, уход за растениями) и творческой (конкурсы танцоров, гимнастов, певцов, художников) деятельности. Подготовка к проведению недели здоровья должна осуществляться в процессе всей учебно-воспитательной работы с детьми, которая включает чтение книг, просмотры иллюстраций, видеофильмов о спорте, спортсменах; разучивание подвижных игр, эстафет. Но некоторые игры, аттракционы и простые двигательные задания мы используем как сюрпризный момент, без предварительного ознакомления.
В подготовке недели здоровья в нашем коллективе участвует весь педагогический коллектив.
Олимпийская неделя:
Олимпийские игры вошли в историю человечества как крупнейшее международное комплексное спортивное мероприятие.
Священный огонь факела и сегодня символизирует собой мир и дружбу всех народов земли. Олимпийское движение — важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека.
Формирование представлений об олимпизме может стать частью не только физического, но и эстетического и нравственного воспитания ребёнка. Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах. Именно по-этому мы ввели в план неделю по олимпийскому образованию дошкольников, который опирается на традиционные ритуалы и символы Олимпийских игр, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку.
Мною разработаны занятия, беседы, прогулки, игры, досуги, праздники, спортивные упражнения. (Приложение №8).
Чем активнее вовлечение ребёнка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье.
На занятиях я применяю дифференцированный подход к детям с учётом особенностей физического, психического и эмоционального состояния ребёнка. Для реализации задач физического воспитания я большое внимание уделяю повышению двигательной активности детей и правильному ее регулированию. С этой целью я разработала и совершенствую двигательный режим для воспитанников ОУ.
Для решения оздоровительной, коррекционно-образовательной и воспитательной за-дач использую гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Всё это помогает создать оптимальный двигательный режим, который способствует повышению функциональных возможностей ребёнка, улучшению его работоспособности и закалённости, является эффективным средством всестороннего развития и воспитания.
При составлении планов активного отдыха я большое место отвожу подвижным и спортивным играм, эстафетам. Разработала перспективное планирование Олимпийской недели, Недели здоровья, спортивных досугов, праздников (для детей и для сотрудников ОУ, (Приложение №9), стретчинг). Провожу консультации для педагогов и родителей по организации физкультурно-оздоровительной, двигательной деятельности ребёнка в детском саду и дома. Принимаю активное участие в общеродительских собраниях «Круглый стол», «В помощь молодым родителям». Подготовила консультации на тему: «Здоровьесберегающие технологии», «Нужно ли развивать у ребёнка мышечную силу?» и др. (Приложение №10).
Контроль физического развития детей я провожу на основе мониторинга физического развития детей, который позволяет не только проанализировать динамику индивидуального развития ребенка, но и проследить обусловленность физического развития и динамику общего процента заболеваемости. Проведя качественный и количественный анализ, обобщив результаты обследования по методике Г. Лесковой и Н. А. Ноткиной, полученные данные были представлены в виде таблицы и составлен мониторинг результативности (Приложение №12).
Согласно годовому плану осуществляется медико-педагогический контроль, результаты которого находят свое отражение в схематическом и графическом анализе. (Приложение №11). Так же согласно годовому плану проводятся тематические проверки занятий физической культуры .
Проводится анкетирование родителей на тему: «Какое место занимает физкультура в вашей семье?», «Здоровый образ жизни» (Приложение №12).
Так же в нашем детском саду ведутся закаливающие процедуры.
Закаливание воздухом – наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребёнка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями.
Эффективным средством закаливания является хождение босиком в летнее время по хорошо очищенному грунту (трава, песок). Наши воспитанники начинают ходить босиком в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения с 2–3 минут до 10–12 минут и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, – 20–22 С.
Оздоровляющее воздействие воздуха необходимо также использовать при организации дневного сна и прогулок.
Солнечные ванны оказывают благотворное влияние на организм только при правильном их использовании, иначе они могут причинить вред: вызвать тяжелые ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней (туберкулез легких, желудочно-кишечные расстройства и др.).
В наших дошкольных группах закаливание солнцем, осуществляется на прогулке и в ходе повседневной деятельности детей. Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечны-ми лучами вначале составляет 5 минут, постепенно его доводят до 10 минут. В течение дня общая продолжительность солнечных ванн может достигать 40 -50 минут.
Вода является весьма эффективным фактором оздоровления и закаливания. Водные процедуры могут быть местными (умывания, ножные ванны, обтирания) и общими (обтирание и обливание всего тела, купание в бассейне).
Температура воды - 28–36 0С. При этом тело ребёнка не должно быть переохлаждено или перегрето.
При купании в бассейне на организм оказывают влияние не только температура воды, но и её давление. Обтирание после любой водной процедуры сухим полотенцем является одновременно массаж, что способствует лучшему кровенаполнению кожи, а следовательно, и её питанию. Водные процедуры – возбуждающие и тонизирующее средство, поэтому мы проводим их после утреннего и дневного сна.
Закаливание осуществляется в процессе различных водных процедур: умывания (ежедневно проводится не только с гигиенической, но и с оздоравливающей целью, купания в бассейне). (Приложение 13).
Закаливающие мероприятия проводятся под руководством медицинского работника, который с учетом состояния здоровья детей и местных условий определяет вид и дозировку закаливающих процедур.
Для реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в нашем образовательном учреждении имеются необходимые условия. Физкультурный зал оборудован пособиями: разнообразными гимнастическими стенками с наборами приставных досок и лестниц, разновысотными скамейками, дугами для подлезания, мягкими модулями, многофункциональным набором «Кузнечик», подвесными канатами, веревочными лестницами, волейбольным и баскетбольным набором, мелким спортивным инвентарем и игрушками. Изготовлены и приобретены другие физкультурные пособия, которые с успехом используются в работе.
Все это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные физические качества, увеличивает плотность занятий и позволяет упражнять во всех видах основных движений.
Анализируя результативность реализации здоровьесберегающих технологий при осуществлении учебно-воспитательного процесса, наметилась тенденция к улучшению.
Проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период. Поэтому мы - педагоги и специалисты ОУ - будем и в дальнейшем расширять применение здоровьесберегающих технологий, современных оздоровительных программ и методик.
Заключение
Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка.
В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.
Для развития двигательной деятельности ребенка очень важен творческий подход. Он способствует раскрытию потенциальных возможностей организма ребенка, создает условия для реализации свободы действий, обеспечивает гармонию ребенка с самим собой, окружающей природой и социальной средой.
Методическое обеспечение
1. Парциальная программа Л. Д. Глазыриной «Физическая культура – дошкольникам»,М.: Владос, 1999 г.
2. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка, М.: 2000 г.
3. Сюжетные физкультурные занятия с элементами корригирующей гимнастики// Дошкольное воспитание, 2016 г, № 8.
4. А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева, Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста – М.: Просвещение, 1972 г.
5. В.Д.Казьмин, Дыхательные гимнастики, Ростов, Феникс, 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Создание условий для оптимизации двигательной активности детей и физической готовности к школе через систему физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ ЦРР дс №5."
Ведущая педагогическая идея предполагает создание целостного образовательного пространства на основе здоровьесберегающих технологий с целью оптимизации двигательной активности детей в ДОУ. Опыт м...
«Создание условий для организации двигательной активности детей в совместной и самостоятельной деятельности в условиях ограниченного пространства"
Самая главная проблема – несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространств...
Создание условий для повышения двигательной активности детей в образовательной деятельности в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями.
Выступление на педсовете...
Создание оптимальных условий как реализации двигательной активности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования
На здоровье ребёнка дошкольного возраста влияет множество факторов, один из них - это уровень двигательной активности. В современном мире у детей дошкольного возраста преобладает низкий уровень органи...
Статья Совершенствование информационно-образовательной среды дошкольного учреждения: Создание оптимальных условий для организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
В современном обществе развитие коммуникационных и информационных технологий идёт огромными темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными техн...
Создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка в разновозрастной группе с 3 до 7 лет по системе Марии Монтессори.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования во многом созвучен основам педагогической системы М. Монтессори....
Поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личн...