Фитбол-гимнастика, как форма работы по физическому развитию дошкольников.
методическая разработка по физкультуре
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор - этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями. Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во время занятий по - физическому воспитанию у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fitbol-gimnastika.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Фитбол-гимнастика, как форма работы по физическому развитию дошкольников.»
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор - этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями. Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во время занятий по - физическому воспитанию у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором.
За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Рождение здорового ребенка стало редкостью. Причин роста патологии множество. Это и плохая экология, и несбалансированное питание, и снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки. Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Организм ребенка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других.
В дошкольном возрасте завершается дифференциация центров ассоциативных зон, интенсивно созревает мозжечок, подкорковые образования, кора, улучшается механизм сопоставления слова с воспринимаемой действительностью, улучшается способность к анализу движений сверстников, самоанализу, самоконтролю, появляется стремление удовлетворить свою биологическую потребность в активных движениях.
Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в логопедических и оздоровительных группах, - одна из актуальных задач современной педагогики. Исследования показывают, что дети в последнее время отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти. Диспропорциональность развития, незрелость движений определяют различия во всех психомоторных актах и предопределяют недостаточный уровень качества их выполнения.
Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти программы должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Необходимо найти такие приемы и методы обучения, которые бы способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или фитболами, высокая эффективность которой была оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками в детских садах. Гимнастика с использованием фитболов относится к одному из видов фитнес-гимнастики. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса используются в спорте, педагогике и медицине.
Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость. Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение дает полноту ощущения формы. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий. Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Различные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека. Теплый цвет (красный, оранжевый) оказывает эрготропное влияние, повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы. Этот цвет обычно выбирают активные дети с холерическими чертами. Холодный цвет (синий, фиолетовый) оказывает трофотропный эффект, то есть успокаивает, его обычно выбирают дети с флегматичными чертами, спокойные, чуть заторможенные, инертные. Желтый и зеленый цвет способствует проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние ребенка. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма. Приоритет в разработке системы «цветов безопасности» принадлежит Ф. Биррену. Так, черная и коричневая окраска снарядов создает впечатление, что они тяжелее, чем предметы, которые окрашены в белый и желтый цвета. Теплые цвета усиливают восприятие высокой температуры окружающего воздуха, холодные цвета ослабляют ее восприятие.
Кроме цветового влияния на организм, мячи обладают еще и вибрационным воздействием.
Вибрация активизирует регенеративные процессы, что позволяет еще использовать мячи в период реабилитации после различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Вибрация вместе или с движением усиливает импульсацию из проприорецепторов, возбуждая двигательную зону коры головного мозга. Упражнения верхом на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения и т. д. Лечебный эффект обусловлен биомеханическими факторами - это прежде всего воздействие колебаний мяча на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие их ткани.
Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс, конкретно корригировать имеющиеся нарушения осанки без использования специальных валиков ц приспособлений. Правильная посадка на мяче предусматривает оптимальное взаиморасположение всех звеньев тела, при этом происходит наиболее экономная работа мышц по удержанию позы в правильном статическом положении. Упражнения на мяче могут выполняться в разных исходных положениях. Условия выполнения упражнений лежа на мяче гораздо тяжелее, чем на полужесткой устойчивой опоре, так как необходима постоянная балансировка, при этом работают самые мелкие и глубокие мышцы, необходимые для удержания туловища в заданном положении. Упражнения в исходном положении сидя на мяче, тренируют мышцы тазового дна, выравнивают «косое» положение таза, что также важно для коррекции сколиотических отклонений позвоночника в грудопоясничном отделе. Покачивания в положении сидя на мяче, как верховая езда, благотворно влияют на межпозвонковые диски, центрируя их и нормализуя в них обменные процессы, а также улучшая кровообращение, лимфоотток и ликвородинамику позвоночного столба. Занятая с мячом, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное - формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
«Золотые правила» фитбол-гимнастики
- Подбирать мяч каждому ребенку надо по росту, так чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная осанка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведенные плечи (для этого руки поддерживают мяч сзади ягодиц), ровное положение позвоночника, подтянутый живот. Для большей устойчивости; ноги в опоре стопами на полу расположены на ширине плеч.
- Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие-либо острые предметы, которые могут повредить мяч.
- Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и не скользкую обувь.
- Начинать с простых упражнений и облегченных исходных положений, постепенно переходя к более сложным.
- Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять
дискомфорт. - Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и
поясничном отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины. Резкие повороты, скручивания, нагрузка по оси могут повредить межпозвонковые диски, играющие роль буферов. - При выполнении упражнений лежа на мяче не задерживать дыхание.
- Выполняя на мяче упражнения лежа на животе и лежа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию. Не допускается запрокидывание головы вперед-назад, что связано с частой у детей проблемой нестабильности шейного отдела позвоночника. По этой же причине нельзя «увлекаться» прыжками на мячах.
- При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.
10. Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастными возможностями детей. - Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы
страховки и учить самостраховке на занятиях с мячами. - На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения. В связи с этим одним из эффективных средств является музыкальное сопровождение.
Возможно проведение комплексных занятий, когда одновременно с выполнением физических упражнений дети совершенствуют культуру речи, правильное произношение и выполняют другие логопедические задания. - Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей могут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях.
Этапы освоения упражнений с использованием фитболов
1 этап
Задачи этапа:
1.Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.
Рекомендуемые упражнения:
- различные прокатывания фитбола по полу, по скамейке, между
ориентирами «змейкой», вокруг ориентиров; - отбивание фитбола двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы;
- передача фитбола друг другу, броски фитбола;
- игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади мячом в Цель»,
«Вышибалы», «Докати мяч» (варианты: толкай ладонями, толкай развернутой ступней
- Обучить правильной посадке на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
- сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность
постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны
друг другу); - сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для
плечевого пояса.
Например:
- повороты головы вправо-влево;
- поочередное поднимание рук "вперед-вверх», в сторону;
- поднимание и опускание плеч;
- скольжение руками по поверхности фитбола:
- сгибание руки к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны;
- по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой.
- Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе).
Рекомендуемые упражнения:
- сидя на полу в приседе на носках лицом к фитболу, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая.
- Стоя лицом к мячу; 1-2 присели, проверили положение; 3-4 встали, руки в стороны.
2 этап
Задачи этапа:
- Тренировать способность удерживать равновесие при выполнении упражнений из разных исходных положений.
Рекомендуемые упражнения:
- Различные игровые задания с замиранием по команде «Займи свой мяч», «Кати - замри»;
- Выполнение упражнений по сигналам, по примеру, по словесному указанию «Стоп, хлоп, раз», «Славная осанка», «Играй, играй, мяч не теряй», «Эквилибристы»;
- Задания на статическое равновесие «Стойкие солдатики», «Удержи мяч».
- Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиванием на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
- Самостоятельные покачивания на фитболе; покачивания с одновременными движениями рук и ног «Танцуй сидя», «Веселые разминки» и т.п.
- Покачивания из исходных положений лежа и сидя «Удержи правильную осанку», «Качели».
- Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
- Сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его руками сзади. Расслабить мышцы шеи и спины, положив голову на фитбол и покачиваться влево - вправо.
- Сидя на полу с согнутыми ногами, боком к фитболу. Расслабить мышцы спины и шеи, положив голову на мяч и покачиваться.
3 этап.
Задачи этапа:
- Научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитболов в едином для всех темпе.
- Научить выполнению упражнений на растягивание. Данные упражнения в комплексах, разработанных для занятий.
4 этап.
Задачи этапа:
- Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.
- Совершенствовать и закреплять сформированный рефлекс позы, тренировать силу мышечного корсета, увеличивая объем упражнений на фитболе.
- Побуждать детей к проявлению творчества, самостоятельности в играх и упражнениях с фитболами.
Рекомендуемые игры.
- Додумывать сюжет фитбол - сказок с использованием разученных ранее
упражнениями;
Игры-соревнования с фитболами; - Фитбол-развлечения «Придумай сам», «Разные фигуры».
Примерный комплекс упражнений для закрепления упражнений дома.
Рекомендуемые упражнения:
сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);
сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса.
Например:
- повороты головы вправо – влево;
- поочередное поднимание рук вперед-вверх и в сторону;
- поднимание и опускание плеч;
- скольжение руками по поверхности фитбола;
- сгибание руки к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны;
- по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой.
- И.п. сидя в полуприседе на носках лицом к фитболу, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая. Выполняем из положения, стоя, лицом к мячу: 1-2 присели, проверили положение; 3-4 встали, руки в стороны.
- И. п.- упор, стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе: присесть на пятки, фитбол прижать к коленям; вернуться в исходное положение.
- И.п. – лежа на спине, на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки. Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Это упражнение можно делать вдвоем с одним фитболом, располагаясь зеркально.
- И.п. – лежа на спине, на полу, ноги прямые на фитболе. Приподнимать таз от пола. Можно выполнять одновременно вдвоем, располагаясь зеркально.
- И.п. – лежа на спине, на полу, ступни ног на фитболе. Делать маленькие шаги по поверхности фитбола вперед – назад.
- И.п. – сидя на полу. Переходы из положения сидя держим мяч на ступнях, катим фитбол по прямым ногам, прокатываем фитбол к груди, лежимся на спину. Обратным порядком вернуться в И.п.
- И.п. – лежа на спине, на полу, ногами обхватить фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол. То же в положении сидя.
- И.п – лежа на спине, на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе, руки за головой. Оторвать лопатки от пола, положить их обратно.
- И. п. – лежа на спине, на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, фитбол в руках. Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот.
- И.п. стоя на коленях на полу лицом к фитболу, разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на фитболе. Ноги и руки упираются в пол. Это упражнение лучше начинать с фитбола, диаметр, которого на один размер меньше необходимого для занимающихся.
- И.п. - лежа на спине, на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе. Напрягая мышцы ног, прижать фитбол к ягодицам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Фитбол-гимнастика, как форма работы по физическому развитию дошкольников.»
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского орга...
Фитбол-гимнастика, как форма работы по физическому развитию дошкольников.
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского орга...
Фитбол-гимнастика, как форма работы по физическому развитию дошкольников.
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского орга...
Фитбол-гимнастика, как форма работы по физическому развитию дошкольников
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского орга...
Фитбол-гимнастика, как форма работы по физическому развитию дошкольников.
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского орга...
Нетрадиционные формы работы по физическому развитию дошкольников.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойч...
"Фитбол-гимнастика, как форма работы по физическому развитию младших дошкольников»
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского орга...