Закаливание детей раннего возраста через систему игр
статья по физкультуре (младшая группа) на тему
Здоровье ребенка является базой его развития. Насколько здоров ребенок - настолько он и развит. Раннее детство считается стартовым периодом развития нравственности, здоровья, духовности, интеллекта. Одна из самых эффективных форм укрепления здоровья – это закаливание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakalivanie_detey_rannego_tvozrasta_cherez_sistemu_igr.docx | 32.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Закаливание детей раннего возраста через систему игр
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
Современные дети уже с рождения ослаблены и склонны к частым болезням. Поэтому сегодня им как никогда прежде необходимы общеукрепляющие процедуры, в частности закаливание. И, к сожалению, именно сегодня о нем начинают забывать во многих детских садах. А ведь очень жаль.
Здоровье ребенка является базой его развития. Насколько здоров ребенок - настолько он и развит. Раннее детство считается стартовым периодом развития нравственности, здоровья, духовности, интеллекта.
Одна из самых эффективных форм укрепления здоровья – это закаливание.
Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости механизмов защиты и приспособления организма ребенка ко многим факторам внешней среды, чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли не вызывали у детей резких изменений в растущем организме.
Благодаря исследованиям ученых (Брехман, Амосов, Аршавский) в современном мире сформировался новый подход к пониманию здоровья: не пытаться обеспечить здоровье, борясь с болезнями, а укреплять изначально, не допуская их возникновения.
Систематическое закаливание укрепляет не только нервную систему, тренирует безболезненное восприятие организмом к переменам холода и тепла, но и укрепляет сердце, легкие, улучшает обмен веществ, то есть улучшает работу всех органов.
Закаливание в дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, вода, солнце, хождение босиком, гимнастики, массажа, рефлексотерапия.
Воздушные процедуры
Свежий воздух должен всегда присутствовать в помещении. Поэтому к воздушным процедурам относят следующие виды закаливания:
- прогулки на свежем воздухе;
- воздушные ванны;
- хождение босиком;
Это наиболее доступные процедуры для детей раннего возраста. Их продолжительность увеличивают с 2 минут до 15. После сна дети выполняют несложные упражнения, лежа в кроватке.
Воздействие холодным воздухом (ниже 15°) проводят при подвижных играх, например, хождение босиком по массажным коврикам. Летом используется естественная поверхность – земля, песок, трава, мелкие камушки.
Водные закаливания
Вода оказывает возбуждающее действие на нервную систему ребенка. Поэтому их выполняют в первой половине дня или после дневного отдыха. Этот эффективный метод включает в себя:
- растирания рук рукавичкой;
- ванночки для ног;
- Обливание ног – голень, стопа ребенка, начинают с теплой воды.
Солнечные ванны
Солнце благотворно действует на ребенка. Малыши получают солнечные ванны во время обычных прогулок. Важно не допустить перегрева. Летом голова малыша должна быть защищена, необходимо пить достаточное количество воды, не допускать вредного воздействия солнца. Прогулки способствуют повышению аппетита, нормализации сна.
Необходимо отметить, что осуществляя закаливание, необходимо соблюдать следующие условия:
- Первое условие закаливания – регулярность. Только это может обеспечить определенный успех. При этом начать нужно с беседы с родителями – они должны поддерживать эффект и в домашних условиях. Весь комплекс закаляющих мероприятий должен гармонично переходить из сада в дом, и из дома в сад.
- Второе условие – продолжительность и интенсивность процедур увеличивается постепенно. То есть время от времени нужно увеличивать зону воздействия закаливающего фактора, его «агрессивность» (например, более высокая или низкая температура) и время воздействия. К примеру, температуру воды и воздуха для здоровых детей рекомендуется понижать на 2-3 градуса каждые 2-3 дня. Так же плавно увеличивается количество и разновидность закаляющих факторов.
- Третье условие – обязательно учитывается состояние здоровья и эмоциональное состояние ребенка. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, не бояться, не плакать (во избежание негативной реакции закаливающие процедуры для детей должны проходить в форме игры) и при этом быть здоровым.
Основной целью закаливания является повысить стойкость детского организма в борьбе с заболеваниями.
Коррекционно- образовательные задачи:
- Формирование познавательной деятельности детей.
Коррекционно- развивающие задачи:
- Развитие мелкой и общей моторики;
- Развитие зрительного и слухового внимания;
- Развитие тактильной чувствительности;
- Развитие психических процессов;
- Развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности;
- Упражнения в умении выражать свое эмоциональное состояние;
Коррекционно- воспитательные задачи:
- Создание положительного фона, радости;
- Создание у детей эмоционально- приподнятого настроения;
- Воспитание внимания к обращенной речи.
Методы закаливания.
1.Самый традиционный – метод постепенного увеличения силы раздражителя. Средство может быть любое – воздух, вода, солнце и т д. Постепенное увеличение силы раздражителя выражено либо в увеличении продолжительности его действия, либо в постепенном увеличении силы воздействия. Метод постепенного увеличения силы раздражителя обязательно приведет к хорошим результатам, но не сразу.
2. Метод – контрастный. У детей раннего возраста используется тепло -холод- тепло.
3.Метод снижения температуры. В данном методе мы используем все принципы закаливания: систематичность, постоянство, учет индивидуальных особенностей ребенка, положительный эмоциональный настрой и др.
4.Метод интенсивного закаливания. Интенсивное закаливание подразумевает под собой методы закаливания, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела ребенка или части его тела (обычно закрытой одеждой) с интенсивными холодовыми (снег, вода, холодный воздух), тепловыми (вода, теплый воздух) факторами и факторами окружающей среды контрастной температуры (чередующиеся интенсивные холодовые и тепловые воздействия).
Инновационной формой в работе с детьми раннего возраста является «Оздоровительно-игровой час», который планируется в группе ежедневно во 2 половине дня и состоит из 2 блоков.
I блок: «Здоровячок» имеет следующую структуру:
1. Гимнастика пробуждения или «Потягушки» (в кроватке): включающее постепенное пробуждение ребенка и упражнения для различных групп мышц. Гимнастику начинаю проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Дети выполняют 3-4 упражнения. Так создается постепенный щадящий переход от сна к бодрствованию. Длительность гимнастики в постели 2–3 минуты.
2. Ходьба по дорожкам здоровья – действенный способ по укреплению стопы и её связок, а также является хороший профилактикой плоскостопия.
3. Игры малой подвижности, которые успокаивают нервную систему малышей, создают психо-эмоциональный настрой. Очень важно, чтобы игры были хорошо знакомы.
I блок Оздоровительно-игрового часа в сочетании с воздушными ваннами, помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушения осанки и плоскостопия, что на данный момент очень актуально.
II блок «Закаляемся в игре» имеет следующую структуру:
Гигиенические процедуры в туалетной комнате с последующим умыванием и обливанием рук теплой водой. Вода подготавливается заранее нужной температуры, и обливание происходит из леечки. В самом начале освоения этого метода мы омываем лишь кисти и лицо. По мере привыкания руки омывают по локоть. После процедуры умывания необходимо только вытереть воду.
Начинаем с воды температурой 30–32° и снижаем ее каждые 2–3 дня на 2–3°. Уже через 10–15 дней доходим до комнатной температуры, затем до16–18°. Это обеспечивает прекрасный закаливающий эффект и не создает опасности простуды.
Игровой массаж с предметами (тактильные планшеты, панно, мех, мягкая щетка, ворсистая щетка, карандаши, , игры с прищепками)
Психика малыша устроена так, что его практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнений, даже самые полезные, если они ему неинтересны. А вот такие игры с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям.
Необходимо отметить, что игровой массаж проходит в совместной деятельности и это приносит детям много радости. Общение в процессе выполнения разных движений складывается значительно быстрее, бывает более продолжительным, приобщая малыша к деятельности вместе. Действия сообща богаче по содержанию, в них всегда есть новизна.
Во второй блок оздоровительно-игрового часа могут также включаться игры с водой в центре «Песок-вода». Это зависит от психоэмоционального состояния детей, от состояния здоровья. Вода первый и любимый всеми детьми объект для игр и исследований. Игры с водой создают радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний.
На ладонях и пальцах рук расположены рефлекторные точки, которые связывают пальцы рук с внутренними органами, а действия с водой сохраняют и укрепляют организм ребенка.
Необходимо отметить, что в течение всего оздоровительно-игрового часа происходит воздушное закаливание. Встав с постели, ребенок получает контрастную воздушную ванну, так как температура под одеялом приблизительно +38 градусов , температура воздуха в спальной +19-20 градусов, температура в группе + 22-24 градуса. Процесс перемещения ребенка из спальни в группу, в туалетную комнату, обратно в группу. Таким образом, происходит смена температурного режима, что также является закаливающим фактором.
Продолжительность закаливающих процедур не более 20 минут. Эффективна повторность воздействий, при этом очень полезна смена факторов, например: воздушная ванна – закаливание водой–игровой массаж с предметами.
Таким образом, можно с уверенностью сказать о том, что внедрение оздоровительно-игрового часа в режим дня детей раннего дошкольного возраста способствует развитию двигательной активности, формирует культуру движений, повышает эмоциональный тонус и укрепляет здоровье ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Восприятие цвета детьми раннего возраста через систему дидактических игр"
Окружающий мир порожает цветовым многообразием и изменчивостью цвета, предметов и явлений. Цвета имеют свойства по разному воздействовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоции. У каждого челов...
Перспективное планирование по теме:«Развитие конструктивных навыков детей раннего возраста через систему развивающих игр»
Перспективное планирование по теме: "Развитие конструктивных навыков через систему развивающих игр"...
Перспективное планирование по теме:«Развитие конструктивных навыков детей раннего возраста через систему развивающих игр»
Перспективное планирование по теме: "Развитие конструктивных навыков через систему развивающих игр"...
Семинар-практикум "Восприятие цвета детьми раннего возраста через систему дидактических игр"
Окружающий мир поражает цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлений. Цвета имеют свойства по-разному воздействовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоции. У каждого челове...
Закаливание детей раннего возраста. Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста
Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья детей раннего возраста.Задачи: Познакомить родителей с комплексом мероприятий по закаливанию детей раннего возраста.По...
Закаливание детей раннего возраста. Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста
Рекомекндации родителям по закаливанию детей раннего дошкольного возраста...
Закаливание детей раннего возраста Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста .
Закаливание детей раннего возрастаРекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возрастаЦель: Повышение компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья детей раннего...