Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников
учебно-методическое пособие по физкультуре на тему
Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни. Во время игры, ребёнок, даже не подозревая об этом, может получать новые знания, умения, навыки, развивать способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников
Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни. Во время игры, ребёнок, даже не подозревая об этом, может получать новые знания, умения, навыки, развивать способности. Любая игра – это, прежде всего, общение со сверстниками или взрослым. И именно в этот момент ребенок учится уважительно относиться к чужим победам и достойно переносить свои неудачи. Из большого разнообразия игр хочется выделить дидактические игры, которые в руках педагога становятся интересным, захватывающим, эмоциональным и творческим средством воспитания гармонично развитой личности ребенка.
Представленные ниже дидактические игры по физическому воспитанию способствуют закреплению у детей знаний, полученных на тематических занятиях по физическому воспитанию. Основная их цель – формирование у детей устойчивого интереса к физкультуре и спорту. Все игры многофункциональны. Они не только развивают интерес к спорту, но и способствуют формированию и развитию психических процессов:
- развитию восприятия цвет, формы, величины, пространства, времени;
- развитию зрительного и слухового внимания;
- формированию и развитию мыслительных операций (сравнение, сопоставление, общение, исключения, классификации), операций анализа и синтеза; формированию логического мышления детей;
- формированию общей и мелкой моторики рук.
Для изготовления игр были использованы фотографии и символы видов спорта, а также картинки из настольных игр и раскрасок.
Методические рекомендации к использованию дидактических игр по физическому воспитанию.
- В дидактические игры следует играть во время самостоятельной или совместной деятельности детей и педагога.
- Для игры в настольные игры следует выбирать стол, за которым смогут сидеть все участники игр.
- Участие в играх педагога повышает интерес детей к играм, способствуют развитию дружеских отношений.
- Для развития активности и самостоятельности целесообразно роль ведущего поручать кому-нибудь из ребят.
- Новую игру следует чётко объяснить, отдельные моменты можно показать.
- Ход игры и её правила объясняются перед началом. При необходимости воспитатель может показать и с помощью вопросов выяснить, как дети поняли игру.
- Все указания по ходу игры нужно давать в спокойном тоне, отмечать правильно выполнение заданий, соблюдение правил.
- деятельность детей в игре оценивается всеми её участниками; при этом важно отметить соблюдение правил, качество ответов. самостоятельность в организации и проведении игр.
- После игры необходимо дать объективный анализ поведения всех играющих, выполнения ими всех правил, что способствует формированию дружеских отношений каждого ребёнка к своему поведению.
«Спортивный инвентарь» для детей 3-4 года
Цели и задачи: формировать у детей интерес к физической культуре и спорту; знакомить детей со спортивным инвентарём; учить узнавать и называть спортивный инвентарь; определять его значение; развивать мышление, внимание, память, логику.
Правила: В комплект входят карточки с чёрно - белым изображением спортивного инвентаря и к ним цветные части этих картинок (от 3 до 12 частей). Ребёнок выбирает чёрно-белую картинку и на неё накладывает цветные части этой картинки. После того, как ребёнок соберёт картинку, он должен назвать спортивный инвентарь, который на ней изображён.
Усложнение: Собрать картинку, не опираясь на чёрно-белое изображение.
рассказать, как можно использовать инвентарь.
«Сложи картинку» для детей 5 лет
Картинки с изображением видов спорта, инвентаря разрезаны на различные геометрические фигуры.
Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать воображение, мышление, логику.
Правила: игрок собирает картинку из частей. Собрав, ребёнок рассказывает, что изображено на картинке.
«Найди пару» для детей 3-5 лет
Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить узнавать и называть спортивны инвентарь и оборудование, определять к какому виду спорта он относится; развивать умение анализировать и обобщать; развивать творческое мышление и воображение.
Правила:
1 вариант: играют от 2 до 4 человек. Ведущий сортирует карточки по парам и делит их поровну между игроками. По команде игроки должны подобрать парные карточки и сложить их. побеждает тот, кто первым справился с заданием и правильно назвал спортивный инвентарь.
2 вариант: играют от 2 до 4 человек и ведущий. Ведущий сортирует карточки: в одну стопку кладёт одну карточку из пары, а в другую вторую карточку. Одну он раздаёт игрокам, а вторую кладёт на стол картинками вниз. Ведущий берёт карточку и показывает её игрокам. Тот игрок, у которого находится пара от этой карточки, называет, что изображено на карточке, и в каком виде спорта это используется. Если ответ верен. то игрок забирает карточку себе, если нет , то ведущий оставляет карточку себе. Побеждает тот, у кого больше собранных пар.
«Две половинки» для детей 2-3 лет
карточки с изображением спортивного инвентаря и основных видов движений инвентаря разрезаны на две половинки.
Цели и задачи: учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, основных видов движения; развивать мышление и память; формировать интерес к физкультуре.
Правила:
1 вариант: Ребёнок складывает две половинке, чтобы получилась картинка.
2 вариант: ребёнок ищет в стопке нужную половинку. Собрав картинку, ребёнок должен назвать то, что на ней изображено.
3 вариант: Собрав картинку, ребёнок должен назвать то, что на ней изображено. Но если это движение, то ребёнок должен его показать. Если это инвентарь, то ребёнок должен его найти и показать, какие упражнения можно с ним выполнить.
«Хорошо и плохо» для детей 3-6 лет
Цели и задачи: приучать детей к здоровому образу жизни; учить детей сравнивать хорошее и плохое. полезное и вредное; прививать желание вести здоровый образ жизни; развивать мышление, логику, память.
Правила: детям раздаются карточки, на которых изображены ситуации вредных для здоровья. Игроки должны определить, почему это вредно и найти парную карточку с изображением ситуации полезной для здоровья.
«Отдыхай активно» кубики для детей 3- 6 лет
Цели и задачи: формировать интерес к двигательной деятельности, учить узнавать и называть виды активного отдыха; развивать память. мышление, логику.
Правила: собрать кубики так чтобы получилась целое изображение, опираясь на готовую картинку.
Усложнение1: собрав изображение, ребёнок должен назвать, что изображено на картинке.
Усложнение 2: собрать изображение по памяти, не опираясь на изображение.
«Спортивное домино» для детей 4-6 лет
Цели и задачи: учить узнавать и называть виды спорта; развивать память, логику, мышление.
Правила: на игральных костях изображены символы видов спорта. Играют 2-4 человека. Перед началом игры кости выкладываются на стол рубашками вверх и перемешиваются. Каждый игрок выбирает себе любые 7 костей. Остальные кости остаются лежать на столе – это «базар» . Первый ходит игрок, у которого есть кость с двойной картинкой. Если у нескольких игроков есть кость с двойной картинкой, то первый игрок выбирается считалочкой. Далее игроки ходят поочерёдно, стая кости справа и слева от первой. приставляя к картинке одной кости такую же другой. Если у игрока (чей ход) нет кости с нуждой картинкой, то он берёт кость на «базаре». выигрывает тот, у кого не останется ни одной кости (или будет меньше всего).
«Спортлото» для детей 5-7 лет
Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить узнавать и называть виды спорта; развивать внимание, память.
Правила: играют 2-6 человек. Каждый игрок берёт 2-3 игральные карты, на которых вместо цифр изображены символы видов спорта.
Водящий достаёт из мешочка фишку с символом, называет вид спорта и показывает её игрокам. тот, у кого на игровой карте есть такой символ, закрывает её жетоном. Выигрывает игрок, который быстрее закроет все символы жетонами.
«Спортмеморина» для детей 5-7 лет
Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить узнавать и называть виды спорта; развивать внимание, память.
Правила: Играют 2-6 человек . На столе рубашкой вверх раскладываются парные корточки с символами спорта в произвольном порядке. Поочерёдно игроки переворачивают по две карточки. если символы на карточках одинаковые, то игрок забирает их себе и делает следующий ход. Если символы разные, то карточки переворачиваются обратно и ход передаётся следующему игроку. Игра заканчивается , когда все карточки находятся у игроков. Побеждает тот, кто собрал больше пар.
«Спорт зимой и летом» для детей 5-7 лет
Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить узнавать виды спорта; развивать логику, память, мышление, умение классифицировать и сортировать виды.
Правила: Игроку предлагают выбрать символы (изображения) только зимних или только летних видов спорта. Затем он называет данные виды спорта; почему они летние или зимние: рассказывает, как определяется победитель.
«Спортивная угадай-ка» для детей 4-7 лет
Цели и задачи: пополнить и закрепить знания детей о спорте; развивать мышление, память.
Правила: ведущий перемешивает игровые поля (на каждом изображено 6 разных видов спорта) и распределяет их между детьми. Затем ведущий показывает карточку с изображением вида спорта и называет его. Игрок, на чьём поле есть такой же вид спорта, берёт её, и кладёт поверх своего поля, повторяет название. Выигрывает тот игрок, кто быстрее закроет свои игровые поля карточками.
«Четвёртый лишний» для детей 4-7 лет
Цели и задачи: формировать интерес к физкультуре и спорту; закреплять знания детей о спорте, физкультуре, гигиене и здоровье; развивать логику, мышление, память.
Правила: Игрок берёт одну карточку, на которой изображены четыре картинки. Игрок называет, что изображено на карточке, затем закрывает лишнюю картинку, Объясняя, почему она лишняя.
«Что к чему» для детей 5-7 лет
Цели и задачи: формировать интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; учить и называть необходимый инвентарь, оборудование, экипировку для данного спорта; развивать мышление, память, логику.
Правила: Игрок выбирает карточку (инвентарь) с видом спорта. Далее он подбирает к ней символ данного вида спорта (оборудование).
Играть можно одновременно несколько человек: кто быстрее соберёт ряд.
«Собери символ» для детей 5-7 лет
Цели и задачи: формировать интерес к физкультуре и спорту; знакомить с символами видов спорта; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать мышление, внимание, память.
Правила: Из разрезанных частей игрок собирает символ вида спорта.
Затем он называет данный вид спорта и рассказывает о нём.
«Я и моя тень» 5-7 лет
Цели и задачи: формировать интерес к физкультуре и спорту; учить узнавать исходное положения; развивать внимание, память.
Правила: Каждый игрок берёт 2-3 карты, на которых изображены силуэты исходного положений и движений. Водящий достаёт из мешочка фишку с цветными изображением и показывает её игрокам. Тот, у кого на игровой карте есть силуэт этого изображения, берёт фишку и закрывает ею силуэт. Выигрывает игрок, который быстрее закроет все силуэты изображениями.
«Загадай - отгадай» для детей 5-7 лет
Цели и задачи: формировать интерес к физкультуре и спорту; учить узнавать виды спорта по признакам и определениям; учить детей загадывать вид спорта по признакам и определениям; развивать память, мышление, логику.
Правила: Играть могут 2 и более человек. Ведущий (взрослый или ребёнок), с помощью карточек –« определений и признаков» , называет вид спорта.
Игроки пытаются отгадать вид спорта. Тот, кто угадал, становится водящим.
Карточки определений и признаков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/23/picture-267161-1371957523.jpg)
Консультация для педагогов "Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников"
Любая игра – это, прежде всего, общение со сверстниками или взрослым. Основная цель дидактических игр по физическому воспитанию – это, прежде всего, формирование у детей устойчивого интереса к ф...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/20/picture-713018-1448047412.jpg)
Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников. (в методическую копилку)
Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников.(в методическую копилку)Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дал...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/12/picture-549375-1418370149.jpg)
Консультации для воспитателей. Тема: Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников.
Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни. Во время игры, ребёнок, даже не подозревая об этом, может получать новые...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/02/picture-896199-1609612543.jpg)
Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников
Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни. Во время игры, ребёнок, даже не подозревая об этом, может получать новые...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/16/picture-905654-1489674442.jpg)
Консультация для воспитателей "Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников"
Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/18/picture-961045-1508343941.jpg)
Мастер класс "Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников"
Спортивные игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребёнка, обладающие великой воспитательной силой....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/25/picture-986837-1516868756.jpg)
Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников.
Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников....
- Мне нравится (1)