Картотека подвижных игр для детей второй младшей, средней групп и старшего дошкольного возраста
картотека по физкультуре на тему
Игра представляет главную для дошкольников форму деятельности. Подвижная игра же предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений, направлена на решение двигательных задач и основана на наличие правил. Использование подвижных игр как средства и формы организации физического воспитания обеспечивает гармоничное – личностное, физическое и психическое – развитие дошкольника, а также создаёт условия для гуманизации педагогического процесса. Зачастую педагог затрудняется в выборе новых подвижных игр для дошкольников. Эта картотека облегчит труд инструктора по физической культуре и воспитателя в их повседневной педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_podvizhnyh_igr.doc | 216 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КОТ И МЫШИ (II младшая группа)
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.
Описание: Дети – «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» - воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.
Правила:
- Воспитатель следит за тем, чтобы все дети выбегали из норок.
- Воспитатель может использовать в игре – кошку – игрушку.
Варианты: Мышки перепрыгивают через ручеек, преодолевают препятствия, идут по мостику.
Художественное слово: Котик мышек не нашел и поспать к себе пошел,
Только котик засыпает, все мышата выбегают!
ПТИЧКИ И КОШКА (II младшая группа)
Задачи: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.
Описание: На земле чертится круг (диаметр – 7 м.) или кладется шнур, концы которого связаны. Воспитатель выбирает одного играющего, который становится в центре круга. Это – кошка. Остальные дети – птички, находятся за кругом. Кошка спит. Птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички спешат вылететь из круга, тот, кого коснулась кошка в то время, когда он находился в кругу, считается пойманным, идет на середину круга. Когда кошка поймает 2-3 птичек, воспитатель выбирает новую кошку. Пойманные ранее птички присоединяются к играющим.
Правила:
- Кошка ловит птичек только в кругу.
- Кошка может только касаться птичек, но не хватать их.
Варианты: Птички влетают на гимнастическую стенку; вводится вторая кошка, кошка подлезает под воротики, дугу.
НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА (II младшая группа)
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и в подлезании.
Описание: Дети изображают цыплят, а воспитатель – наседку. На одной стороне площадки огорожено место – дом, где находятся цыплята с наседкой (натягивается веревка между стойками на высоте 50 см. от пола). Сбоку, в стороне, помещается «большая птица». Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Она зовет цыплят – «ко-ко-ко». По сигналу все цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют пол площадке. Воспитатель говорит – «большая птица», все цыплята бегут домой.
Правила:
- По зову наседки все цыплята выбегают из дома, подлезая под веревку.
- По сигналу «большая птица» цыплята должны возвращаться домой
Варианты: Цыплята взбираются на насест – скамейку, натягиваются 2 шнура на расстоянии друг от друга, роль наседки поручается самим детям.
ПОЙМАЙ КОМАРА (II младшая группа)
Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом, упражнять детей в прыжках (подпрыгивание на месте).
Описание: Играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках прут длиной – 1- 1,2 метра с привязанным на шнуре картонным комаром. Длина шнура – 50 см. Воспитатель обводит прутом, «кружит комара», немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, ребенок подпрыгивает, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит «Я поймал!». Затем воспитатель снова обводит прутом круг.
Правила:
- Ловить комара можно только обеими руками и подпрыгивая на двух ногах.
- Ловить комара нужно не сходя с места.
Варианты: Можно бежать впереди, держа в руках прут с комариком, дети бегут его догонять.
ПРИНЕСИ МЯЧ (II младшая группа)
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу (по слову воспитателя), наблюдательность, сообразительность (выбрать тот мяч, который удобнее взять). Упражнять детей в беге по определенному направлению.
Описание: Дети сидят на стульях вдоль стены. На расстоянии 3-4 шагов от сидящих проводится черта, за которой по назначению воспитателя становятся 5-6 детей спиной к сидящим. Рядом с ними стоит воспитатель. В руках у него ящичек с небольшими мячами, по количеству стоящих детей. «Раз, два, три – беги!» - говорит воспитатель и выбрасывает вперед все мячи из ящика. Стоящие дети бегут за мячами, каждый догоняет какой-нибудь из мячей, бежит с ним к воспитателю и кладет его в ящичек. Затем дети садятся на свои мест, а за чертой становится другая группа. Игра заканчивается, когда все дети пробегут за мячом.
Правила:
- Бежать за мячом можно только после слова «беги».
- Поднимать и класть в ящик нужно только один мяч.
Варианты: Кто быстрее принесет мяч, преодоление преграды через набивное бревно.
МЫШИ В КЛАДОВОЙ (II младшая группа)
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в подлезании, в беге.
Описание: Дети – мыши сидят в норках, на скамеечках. На противоположной стороне площадки натянута веревка на высоте 50 см. Это кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка – воспитатель. Кошка засыпает, мыши бегут в кладовую. Проникая в нее они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются и как будто грызут сухарики или другие продукты. Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки. Возвратившись на место, кошка засыпает и игра возобновляется.
Правила:
- Мыши могут бежать в кладовую только тогда, когда кошка заснет.
- Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснется и замяукает.
Варианты: Мышки подлезают под дугу, убегая в норки, вводится вторая кошка.
ВОРОБЫШКИ И АВТОМОБИЛЬ (II младшая группа)
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.
Описание: Границы площадки отмечаются флажками. На одном конце площадки на скамейках воробушки. На другом конце обозначается место для автомобиля – гараж. Автомобиль – воспитатель. «Воробушки вылетают из гнезда!» - говорит воспитатель, и дети начинают бегать в разных направлениях, подняв руки в стороны. Появляется автомобиль. Воробушки пугаются и улетают в гнезда. Автомобиль возвращается в гараж.
Правила:
- Нельзя убегать за границы площадки
- Вылетать из гнезда только по сигналу воспитателя.
- Возвращаться в гнезда при появлении автомобиля.
Варианты: Детям, изображающим в игре автомобили, дать в руки руль или флажки. Воробушки могут помещаться в гнездышках - кружочках, начерченных на земле. Воробушки могут стоять на скамеечках и спрыгивать с них.
МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ (II младшая группа)
Задачи: Развивать у детей умение прыгать ритмично, в соответствии с текстом стихотворения, выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, в подпрыгивании на 2 ногах.
Описание: Дети сидят на стульях, поставленных в разных местах комнаты. Воспитатель находится в центре. Берет большой мяч и начинает отбивать его рукой о землю, говоря: «Мой веселый, звонкий мяч…». Воспитатель подзывает к себе детей и предлагает им попрыгать как мячики. Дети прыгают в том же темпе. Воспитатель кладет мяч и повторяет стихотворение, делая движение рукой, так, как будто отбивает мяч, а дети прыгают. Закончив стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню!». Дети убегают.
Правила:
- Убегать можно только после слов: «Догоню!»
Варианты: Воспитатель имитирует отбивание движение мяча, показывая на детях (они мячики, затем они катятся, бегут в разных направлениях). Можно поставить рядом с собой несколько детей, которые будут вместе с ним отбивать свои мячи, затем ловить убегающих.
УГАДАЙ, КТО КРИЧИТ (II младшая группа)
Задачи: Развивать у детей наблюдательность, внимание, активность.
Описание: Дети сидят полукругом на стульях, перед ними на расстоянии нескольких шагов ставится ширма. Воспитатель называет кого-нибудь по имени, и тот идет за ширму, договориться, какое животное или птицу ребенок будет изображать. За ширмой раздается мычание коровы, лай собаки и т.д. Воспитатель предлагает одному из детей отгадать, кто кричит.
Правила:
- Отгадывать животных или птицу может только тот ребенок, на которого укажет воспитатель.
Художественное слово: Вот какой красивый дом.
Кто же в домике живет?
Тук-тук, кто же в домике живет?
Варианты: Включить запись голосов животных.
НАЙДИ ФЛАЖОК (II младшая группа)
Задачи: Развивать у детей наблюдательность, выдержку (не открывать глаза до сигнала «пора»).
Описание: Дети сидят на стульях, по слову воспитателя дети встают и поворачиваются лицом к стене, воспитатель прячет флажки по числу детей. «Пора!» - говорит воспитатель. Дети поворачиваются к нему лицом и идут искать флажки. Тот, кто нашел флажок, садится на свое место. Когда все флажки найдены. Дети идут вдоль площадки. Держа флажок в руке. Впереди колонны идет тот, кто первый нашел флажок. По сигналу «На места!» дети садятся на стулья и игра начинается снова.
Правила:
- Поворачиваться лицом к воспитателю можно только после слова «пора!».
Варианты: Вместо словесного указания использовать колокольчик. Кто первый найдет флажок, тот его и прячет. Летом прячут флажок в кустах, за деревьями.
БЕГИТЕ КО МНЕ (II младшая группа)
Задачи: Учить детей действовать по сигналу. Упражнять в ходьбе и беге в прямом направлении.
Описание: Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты. Воспитатель отходит к противоположной стене и говорит «бегите ко мне!». Дети бегут к воспитателю. Воспитатель приветливо их встречает. Затем он переходит на другую сторону площадки и говорит «бегите ко мне!» На слова воспитателя «Бегите домой!» дети садятся на стульчики и отдыхают.
Правила:
- Бежать к воспитателю только после слов «Бегите ко мне!»
- Дети бегут к стульям и садятся только после слов «Бегите домой!»
Варианты: Вначале дети могут занимать любой стул, а затем находить свое место. Внести колокольчик. Позвонить, сигнал «Побежали!».
ПО РОВНЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ (II младшая группа)
Задачи: Развивать у детей умение двигаться ритмично, согласовывать движения со словами, находить свое место. Упражнять в ходьбе, прыжках, приседаниях, беге.
Описание: Дети сидят на стульях, воспитатель предлагает им пойти гулять. Они встают с места, свободно группируются или строятся в колонну. Воспитатель говорит «по ровненькой дорожке, шагают наши ножки, раз-два, раз-два, по камушкам, по камушкам, в яму - бух». При словах «По ровненькой дорожке..» дети идут шагом. «По камешкам» прыгают на двух ногах слегка продвигаясь вперед. «В яму бух» - присаживаются на корточки. Вылезли из ямы – дети поднимаются. После 2-3 повторов воспитатель произносит «по ровненькой дорожке устали наши ножки, вот наш дом – там мы живем».
Правила:
- Движения должны соответствовать тексту.
- Вставать с корточек после слов «Вылезли из ямы».
- Убегать домой только после слов «там мы живем».
Варианты: Пройти по скамейкам, поставленным вдоль стены. Спрыгивание в глубину на мягкую дорожку.
ЗАЙКА (II младшая группа)
Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движение со словами. Упражнять в беге. В подпрыгивании на двух ногах, нахождении своего места. Способствовать развитию речи.
Описание: На одной стороне площадки отмечаются места зайцев. Каждый становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого назначает воспитатель, становится в середину. Дети с воспитателем произносят стихи и выполняют движения под текст:
Зайка беленький сидит и ушами шевелит, - дети стоят в кругу,
Вот так, вот так он ушами шевелит! – шевелят кистями рук, подняв их к голове.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть – хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать
Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать – прыгают на 2 ногах на месте.
Кто-то зайку испугал, зайка прыг и ускакал! – воспитатель хлопает в ладоши, дети разбегаются по своим домам.
Правила:
- Дети убегают только после слов « И ускакал!», а собираются в круг после слов «Бегите в круг!»
Варианты: На полу выложить шнур со связанными концами. По сигналу перепрыгивают шнур. В середину можно поставить нескольких зайцев.
ПУЗЫРЬ (II младшая группа)
Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично. Упражнять детей в приседании и построении в круг, в беге по разным направлениям.
Описание: Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят: «Раздувайся пузырь! Раздувайся большой! Оставайся такой, да не лопайся». Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет – «Пузырь лопнул», все дети опускают руки, и хором говорят «Хлоп!» и присаживаются на корточки. Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг, игра возобновляется.
Правила:
Говорить хором «Хлоп!» и приседать на корточки только после слов «Пузырь лопнул».
Варианты: Выполнять маховые движения руками, сначала шарик маленький, затем большой – широкие взмахи руками. После слов «Да не лопайся!» воспитатель говорит «Полетели пузыри!», дети разбегаются кто куда хочет.
БЕГИТЕ К ФЛАЖКУ (II младшая группа)
Задачи: Развивать у детей внимание, умение различать цвета. Учить действовать по зрительному сигналу. Упражнять в беге и ходьбе.
Описание: Дети получают флажки двух цветов – одни красные, другие синие. Воспитатель встает на одной стороне площадки и держит в одной руке синий, в другой красный флажок. Дети с синими флажками группируются около синего, с красными – около красного. Затем воспитатель предлагает детям погулять. Дети ходят и бегают по площадке. Воспитатель переходит на другую сторону и говорит: «Раз, два, три – сюда скорей беги!». Он протягивает руки в стороны, дети бегут к воспитателю и группируются около флажка соответствующего цвета. Когда все дети соберутся, он предлагает помахать флажками.
Правила:
- Расходиться по площадке можно только по слову воспитателя «Идите гулять!».
- Собираться около воспитателя можно только после слов «Раз, два, три – сюда скорей беги!».
Варианты: Взять вместо флажка ленточку или платочек, затем поплясать с ним. Ввести по 2 красных и синих флажка. Воспитатель может менять флажки, перекладывая их из одной руки в другую. Включить добавочный сигнал «Стоп!» (все закрывают глаза).
СОЛНЫШКО И ДОЖДИК (II младшая группа)
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке. Упражнять в ходьбе и беге.
Описание: Дети сидят на стульях вдоль комнаты, это их «дом». Воспитатель смотрит в окно и говорит «Какая хорошая погода, идите гулять!». Дети встают и идут в любом направлении. «Дождь пошел, бегите домой!» - говорит воспитатель. Дети бегут к стульям и занимают свои места. Воспитатель приговаривает «Кап – кап – кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит «Идите гулять. Дождь перестал!».
Правила:
- Дети уходят из дома по сигналу «Идите гулять!».
- Бегут домой на сигнал «дождь пошел!».
Варианты: Дети вначале занимают любой стул, затем только свой. Вместо домика устроить переносной навес – прятаться от дождя. Во время прогулки могут собирать «грибы и ягоды». Ходьбу можно заменить пляской.
ПОЕЗД (II младшая группа)
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.
Описание: Дети строятся в колонну по одной стороне площадки. Первый – паровоз, остальные вагоны. Воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем – быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу – чу – чу!». «Поезд подъезжает к станции» - говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.
Правила:
- Двигаться можно только после гудка, т.е. по сигналу воспитателя.
Варианты: Ввести остановку. Дети выбегают на полянку. Собирают «грибы и ягоды», танцуют.
ВОРОБУШКИ И КОТ (II младшая группа)
Задачи: Развивать у детей умение размещаться в пространстве и двигаться в коллективе, не задевая друг друга. Действовать по сигналу, упражнять в прыжках в глубину, с места в длину, в быстром беге.
Описание: Дети вдоль стен: на скамейках, на больших кубах или в обручах. Это воробушки на крыше или в гнездышках. Поодаль сидит кошка – воспитатель. «Воробушки полетели!» - говорит воспитатель. Воробушки спрыгивают с крыши, расправив крылья – руки в стороны. Бегают в рассыпную по всей комнате. «Кошка спит». Просыпается, произносит «мяу – мяу!», бежит догонять воробушков, которые прячутся, заняв свои места. Пойманных воробушков кошка отводит к себе в дом.
Правила:
- Воробушки спрыгивают по сигналу воспитателя «Воробушки, полетели!».
- Воробушки возвращаются на места. Когда кошка произносит «Мяу!».
Варианты: Ввести второго кота. Воробушки клюют зернышки.
ДОГОНИТЕ МЕНЯ (II младшая группа)
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, двигаться в коллективе, не толкаясь. Упражнять детей в беге в прямом направлении.
Описание: Дети сидят на стульях на одной стороне площадки. «Догоните меня!» - предлагает воспитатель и бежит к противоположной стороне площадки. Дети бегут за воспитателем, стараясь его поймать. Затем воспитатель говорит «догоните меня!», и бежит в противоположную сторону. Дети снова его догоняют. После двух раз дети садятся на стулья и отдыхают, затем продолжают игру.
Правила:
- Бежать за воспитателем только после сигнала «Догоните меня!».
Варианты: Внести мягкую игрушку и догонять ее. Убегать от игрушки.
ЧТО СПРЯТАНО? (II младшая группа)
Задачи: Развивать у детей зрительную память, внимание.
Описание: Дети сидят на стульях, на полу, по одной линии. Воспитатель кладет в центре круга три – пять предметов и предлагает их запомнить. Затем играющие встают и поворачиваются спиной к центру или к стене и закрывают глаза. Воспитатель прячет один предмет, лежащий в центре круга и говорит «Посмотрите». Дети открывают глаза, поворачиваются лицом к центу и вспоминают, какого предмета нет. Воспитатель подходит к детям и каждый из них на ухо говорит ему, что спрятано. Когда большинство играющих даст правильный ответ, воспитатель громко называет спрятанный предмет. После этого игра возобновляется.
Правила:
- Когда воспитатель прячет предмет, играющие поворачиваются спиной и закрывают глаза
- По сигналу «Посмотрите!», играющие открывают глаза и снова поворачиваются лицом к центру круга.
Варианты: Закрепить знания основных цветов, взять кубики или флажки. Вызывать одного играющего. Убирать по 2 предмета.
ПТИЧКИ И ПТЕНЧИКИ (II младшая группа)
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, запоминать свое место, упражнять в беге в разных направлениях, не задевая друг друга.
Описание: Дети делятся на 3-4 группы по 5-6 человек, каждая группа имеет свой домик – гнездо. Дети изображают птенчиков. У каждой группы есть птичка – мать. По слову воспитателя «Полетели!» - птенчики вылетают из гнезда. Летают около дома, помахивая руками – крыльями. Птички – матери улетают подальше, за кормом. По слову воспитателя «Домой!» - птички – матери возвращаются и зовут птенчиков домой. В гнезде птенчики усаживаются в кружок и птичка – мать кормит их воображаемыми червячками.
Правила:
- Птички и птенчики вылетают по слову воспитателя «Полетели!».
- Птенчики возвращаются домой по зову птички – матери.
- Птички – матери возвращаются домой по слову воспитателя «Домой!».
Варианты: Предложить птичкам взлетать на возвышенность. У каждой птички свой цвет домика – гнезда. Можно менять домики местами.
НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТ (II младшая группа)
Задачи: Развивать у детей внимание, умение различать цвета, действовать по сигналу. Упражнять в беге, ходьбе.
Описание: Дети получают флажки 3-4 цветов и группируются по 4-6 человек в разных углах комнаты, в каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флажок. По сигналу воспитателя «Идите гулять!» дети расходятся по площадке. На слова «Найди свой цвет!» - дети собираются возле флага соответствующего цвета. Воспитатель отмечает, какая группа быстрей собралась.
Правила:
- Выходить из домиков можно по сигналу воспитателя «Идите гулять!».
- Бежать и собираться возле флажка соответствующего цвета только после слов «Найдите свой цвет!»
Варианты: Предложить закрыть глаза, переставить флажки, стоящие в углах комнаты.
ТРОЛЛЕЙБУС (II младшая группа)
Задачи: Развивать у детей умение различать цвета светофора и действовать по зрительному сигналу. Упражнять в беге и ходьбе колонной. Знакомить с ПДД.
Описание: Дети стоят вдоль стены в колонне парами, держа друг друга за руки, свободными руками держатся за шнур, концы которого связаны. Воспитатель в одном из углов комнаты, в руке три цветных флажка (красный, желтый, зеленый). Поднимает зеленый флажок – дети бегут (троллейбус двигается). Добежав до воспитателя – дети смотрят, не сменился ли цвет флажка. Если зеленый – движение продолжается, желтый или красный – дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый.
Правила:
Бежать можно только на зеленый флажок.
При появлении желтого или красного колонна останавливается.
Варианты: Устроить остановку, на которой дети сидят и ждут прибытия троллейбуса. Когда троллейбус подъезжает к остановке, то замедляет ход, одни пассажиры выходят, другие заходят.
КАРТОТЕКА
ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЛИСА В КУРЯТНИКЕ (средняя группа)
Задачи: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.
Описание: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.
Правила:
Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!».
Варианты: Увеличить число ловишек – 2 лисы. Курам взбираться на гимнастическую стенку.
ЗАЙЦЫ И ВОЛК (средняя группа)
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.
Описание: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.
Правила:
Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут.
Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!».
Варианты: Нельзя ловить тех зайцев, которым подала лапу зайчиха - мать. На пути поставить кубы – пенечки, зайцы оббегают их. Выбрать 2 волков. Волку перепрыгнуть через преграду – ручей.
У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ (средняя группа)
Задачи: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.
Описание: На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель назначает медведя, остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять!». Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и хором говорят: «У медведя во бору, грибы ягоды беру. А медведь сидит и на нас рычит». Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Пойманного медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных выбирается новый медведь.
Правила:
Медведь имеет право вставать и ловить, а играющие – убегать домой только после слова «рычит!».
Медведь не может ловить детей за линией дома.
Варианты: Ввести 2 медведей. Поставить на пути преграды.
ПТИЧКИ И КОШКА (средняя группа)
Задачи: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.
Описание: На земле чертится круг или кладется шнур со связанными концами. Воспитатель выбирает ловишку который становится в центре круга. Это кошка. Остальные – птички, находятся за кругом. Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга. Когда поймают 2-3 птичек – выбирается новая кошка.
Правила:
Кошка ловит птичек только в кругу.
Кошка может касаться птичек, но не хватать их.
Варианты: Если кошка долго не может никого поймать, добавить еще одну кошку.
ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК (средняя группа)
Задачи: Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.
Описание: Все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «Пошли!» 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей.
Правила:
Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек.
Перебираться можно только по сигналу.
Варианты: Увеличить расстояние между шнурами, обходить предметы, перебираясь на другой берег. Прыгать на одной ноге.
КОШКА И МЫШКА (средняя группа)
Задачи: Развивать у детей умение быстро действовать по сигналу, ходить, сохраняя форму круга. Упражнять в беге с ловлей.
Описание: Все играющие, кроме 2, становятся в круг, на расстоянии вытянутых рук, и берутся за руки. В одном месте круг не замыкается. Этот проход – называется воротами. Двое играющих, находятся за кругом, изображают мышку и кошку. Мышка бегает вне круга и в кругу, кошка – за ней, стараясь поймать ее. Мышка может вбегать в круг через ворота и подлезать под руки стоящих в кругу. Кошка – только в ворота. Дети идут по кругу и говорят: «Ходит Васька серенький, хвост пушистый – беленький. Ходит Васька – кот. Сядет, умывается, лапкой вытирается, песенки поет. Дом неслышно обойдет, притаится Васька – кот. Серых мышек ждет». После слов кошка начинает ловить мышку.
Правила:
Стоящие в кругу не должны пропускать кошку под сцепленные руки.
Кошка может ловить мышку за кругом и в кругу.
Кошка может ловить, а мышка убегать после слова «ждет».
Варианты: Устроить дополнительные ворота, ввести 2 мышек, увеличить количество кошек.
ЛОШАДКИ (средняя группа)
Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом, упражнять в беге, ходьбе.
Описание: Дети делятся на 2 равные группы. Одна группа изображает конюхов, другая – лошадей. На одной стороне отчерчивается конюшня. На другой – помещение для конюхов, между ними луг. Воспитатель говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей!». Конюхи с вожжами в руках, бегут к конюшне и запрягают лошадей. Когда все лошади запряжены, они выстраиваются друг за другом и по указанию воспитателя идут шагом или бегут. По слову воспитателя «Приехали!» конюхи останавливают лошадей. Воспитатель говорит «Идите отдыхать!». Конюхи распрягают лошадей и отпускают их пастись на луг. Сами возвращаются на свои места отдохнуть. Лошади спокойно ходят по площадке, пасутся, щиплют траву. По сигналу воспитателя «Конюхи, запрягайте лошадей!» конюх ловит свою лошадь, которая убегает от него. Когда все лошади пойманы и запряжены, все выстраиваются друг за другом. После 2-3 повторений воспитатель говорит: «Отведите лошадей в конюшню!». Конюхи отводят лошадей в конюшню, распрягают их и отдают вожжи воспитателю.
Правила:
Играющие меняют движения по сигналу воспитателя. По сигналу «Идите отдыхать» - конюхи возвращаются на места.
Варианты: Включить ходьбу по мостику – доске, положенной горизонтально или наклонно, предложить разные цели поездки.
КРОЛИКИ (средняя группа)
Задачи: Развивать у детей умение двигаться в коллективе, находить свое место на площадке. Упражнять в подлезании, в беге, в прыжках на 2 ногах.
Описание: На одной стороне площадки отчерчиваются круги – клетки кроликов. Перед ними ставятся стульчики, к ним вертикально привязываются обручи или протягивается шнур. На противоположной стороне ставится стул – дом сторожа. Между домом и клетками кроликов – луг. Воспитатель делит детей на маленькие группы по 3-4 человека. Каждая группа становится в очерченный круг. «Кролики сидят в клетках!» - говорит воспитатель. Дети присаживаются на корточки – это кролики в клетках. Воспитатель поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов на травку. Кролики пролезают в обруч и начинают бегать и прыгать. Воспитатель говорит «Бегите в клетки!». Кролики бегут домой и возвращаются в свою клетку, пролезая снова в обруч. Затем сторож снова их выпускает.
Правила:
Кролики не выбегают, пока сторож не откроет клеток.
Кролики возвращаются после сигнала воспитателя «Скорей в клетки!».
Варианты: В каждую клетку поставить скамеечку или стульчик по числу кроликов.
ГДЕ ПОЗВОНИЛИ (средняя группа)
Задачи: Развивать у детей слух, внимание и выдержку.
Описание: Дети сидят по кругу или вдоль стены. Один из играющих по назначению воспитателя становится в центре круга или перед сидящими. По сигналу воспитателя он закрывает глаза. Воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Ребенок, находящийся в центре круга, должен не открывая глаз, указать рукой направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, воспитатель говорит «Пора!», играющий открывает глаза. А тот, кто позвонил – поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он снова закрывает глаза и отгадывает еще раз. Затем воспитатель назначает другого водящего.
Правила:
Водящий открывает глаза только после слова воспитателя «Пора!»
Варианты: Раскрутить водящего; вместо звоночка ввести дудочку или другой музыкальный инструмент.
ПОПАДИ МЕШОЧКОМ В КРУГ (средняя группа)
Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании правой и левой рукой.
Описание: Дети стоят по кругу. В центре круга выложен из веревки кружок, концы веревки связаны, круг можно начертить. Диаметр круга – 2 метра. Дети находятся на расстоянии 1-2 шагов от круга. В руках мешочки с песком. По слову воспитателя «Бросай!», все бросают свои мешочки в круг. «Поднимите мешочки!» - говорит воспитатель. Дети поднимают мешочки, становятся на место. Воспитатель отмечает, чей мешочек не попал в круг, игра продолжается. Дети бросают другой рукой.
Правила:
Бросать мешочек нужно по слову воспитателя «Бросай!»
Поднимать по сигналу «Поднимите!».
Варианты: Вместо мешочков бросать шишки; разделить детей на подгруппы, каждая бросает в свой круг; увеличить расстояние.
КТО БРОСИТ ДАЛЬШЕ МЕШОЧЕК (средняя группа)
Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании в даль правой и левой рукой, в беге, в распознавании цвета.
Описание: Дети стоят вдоль стены. Несколько детей, названных воспитателем, становятся на одной линии перед положенной на пол веревкой. Дети получают мешочки 3 разных цветов. По слову воспитателя «Бросай!» дети бросают мешочек вдаль. Воспитатель обращает внимание детей на то, чей мешочек упал дальше и говорит: «Поднимите мешочки!». Дети бегут за своими мешочками, поднимают их и садятся на места. Воспитатель называет других детей, которые занимают места бросавших мешочки. Игра заканчивается, когда все дети бросят мешочки.
Правила:
Бросать и поднимать мешочки можно только по слову воспитателя.
Варианты: Поставить ориентиры – кто дальше. Бросать шишки, мячики, копья.
САМОЛЕТЫ (средняя группа)
Задачи: Развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну. Упражнять в беге.
Описание: Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков на самолетах. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя «К полету готовься!» дети кружат согнутыми в локтях руками – заводят мотор. «Летите!» - говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную, в разных направлениях. По сигналу воспитателя «На посадку!» - самолеты находят свои места и приземляются, строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.
Правила:
Играющие должны вылетать после сигнала воспитателя «Летите!».
По сигналу воспитателя «На посадку!» - играющие должны возвратиться в свои колонны, на те места, где выложен их знак (поставлен флажок).
Варианты: Пока самолеты летают, поменять местами флажки, унести на противоположную сторону. Менять ведущих в колоннах.
НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ (средняя группа)
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.
Описание: Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!», дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай!».
Правила:
Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя.
Каждый раз играющие должны иметь пару.
Варианты: Вместо флажков использовать платочки. Чтобы дети не бегали парами, ввести ограничитель – узкую дорожку, перепрыгнуть через ручеек.
ЦВЕТНЫЕ АВТОМОБИЛИ (средняя группа)
Задачи: Развивать у детей ВНИМАНИЕ, УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА И ДЕЙСТВОВАТЬ ПО ЗРИТЕЛЬНОМУ СИГНАЛУ. Упражнять детей в беге, ходьбе.
Описание: Дети сидят вдоль стены, они автомобили. Каждому дается флажок какого – либо цвета. Воспитатель стоит лицом к играющим, в центре. В руке – 3 цветных флажка, по цветам светофора. Поднимает флажок, дети, имеющие флажок этого цвета бегут по площадке в любом направлении, на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются, и по сигналу «Автомобили возвращаются!» - направляются шагом в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, но может поднять и 2 , и все 3 флажка вместе, тогда все машины выезжают из гаража.
Правила:
Выезжать из гаражей можно только по сигналу воспитателя, возвращаться в гараж тоже по сигналу.
Если флажок опущен, автомобили не двигаются.
Варианты: Разложить по углам ориентиры разного цвета. На сигнал «Автомобили выезжают», в это время поменять местами ориентиры. Предложить детям вспомнить разные марки автомобилей.
ЛОХМАТЫЙ ПЕС (средняя группа)
Задачи: Приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал.
Описание: Ребенок изображает собаку, он сидит на стуле в одном конце площадки, и делает вид что спит. Остальные дети находятся в другом конце помещения за чертой – это дом. Они тихо подходят к собаке, воспитатель говорит: «Вот лежит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит – не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим, и посмотрим – что же будет?». Собака просыпается, встает и начинает лаять. Дети убегают в дом (встают за черту). Роль передается другому ребенку. Игра повторяется.
Варианты: Поставить преграду – скамеечки на пути детей; на пути собаки.
КАРТОТЕКА
ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ХИТРАЯ ЛИСА (старшая группа)
Задачи: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.
Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.
Правила:
Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»
Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.
Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.
Варианты: Выбираются 2 лисы.
МЫШЕЛОВКА (старшая группа)
Задачи: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге, приседании, построении в круг, ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи.
Описание: Играющие делятся на 2 неравные группы. Меньшая, образует круг – мышеловку. Остальные – мыши, они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая «Ах как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же плутовки, доберемся мы до вас, вот поставим мышеловку – переловим всех сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее, по слову воспитателя «Хлоп» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают – мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.
Правила:
Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!».
Варианты: Увеличить число ловишек – 2 лисы. Курам взбираться на гимнастическую стенку.
Передай – встань
Задачи: Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание. Укрепляются мышцы плеч и спины.
Описание: Играющие строятся в две колонны, на расстоянии двух шагов одна от другой. В каждой стоят друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Перед колоннами проводится черта. На нее кладутся два мяча. По сигналу «сесть» все садятся, скрестив ноги. По сигналу «передай» первые в колоннах берут мячи и передают их через голову позади сидящим, затем они встают и поворачиваются лицом к колонне. Получивший мяч передает его назад через голову, затем встает и тоже поворачивается лицом к колонне и т.д. Выигрывает колонна, которая правильно передала и не роняла мяч.
Правила: Передавать мяч только через голову и сидя. Вставать только после передачи мяча позади сидящему. Не сумевший принять мяч бежит за ним, садится и продолжает игру.
Варианты: Передавать мяч вправо или влево, поворачивая корпус.
Найди мяч
Задачи: Развивать у детей наблюдательность, ловкость.
Описание: Все играющие становятся в круг вплотную, лицом к центру. Один играющий становится в центр, это говорящий. Играющие держат руки за спиной. Одному дают в руки мяч. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать у кого мяч. Он может попросить каждого из играющих показать свои руки, сказав «руки». Играющий протягивает обе руки вперед, ладонями к верху. Тот у кого оказался мяч или кто уронил его, становится в середину, а водящий на его место.
Правила: Мяч передают в любом направлении. Мяч передают только соседу. Нельзя передавать мяч соседу после требования водящего показать руки.
Варианты: Ввести в игру два мяча. Увеличить число водящих. Тому у кого оказался мяч дать задание: попрыгать, станцевать и т.п.
Два мороза
Задачи: Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу (по слову). Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи.
Описание: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям. Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу воспитателя «Начинайте», оба Мороза говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я - Мороз Красный Нос. Я - Мороз Синий Нос. Кто из вас решиться, в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до окончания перебежки всех остальных. Замороженных подсчитывают, после они присоединяются к играющим.
Правила: Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз». Кто выбежит раньше и кто останется в доме, считаются замороженными. Тот, кого коснулся Мороз, тотчас же останавливается. Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки.
Варианты: За одной чертой находятся дети Синего Мороза, за другой дети Красного. На сигнал «синие», бегут синие, а Красный Мороз ловит и наоборот. Кто больше поймает.
Карусель
Задачи: Развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами. Упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.
Описание: Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение: «Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели. А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом». В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу, сначала медленно, потом быстрее, затем бегут. Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли». Дети бегут 2 раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой и бегут в другую сторону. Затем воспитатель продолжает вместе с детьми: «Тише, тише, не спишите, карусель остановите. Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!». Движения карусели становятся все медленней. При словах «вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся.
Правила: Занимать места на карусели можно только по звонку. Не успевший занять место до третьего звонка, не принимает участия в катании. Делать движения надо согласно тексту, соблюдая ритм.
Варианты: Каждый должен занять свое место. Шнур положить на пол, бегая по кругу за ним.
Мышеловка
Задачи: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи.
Описание: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг- «мышеловку», остальные «мыши»- они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая: «Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас. Вам поставим мышеловки, переловим всех сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По слову воспитателя: «хлоп», дети стоящие по кругу, опускают руки и приседают- мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.
Правила: Опускать сцепленные руки по слову «хлоп». После того, как мышеловка захлопнулась, нельзя подлезать под руки
Варианты: Если в группе много детей, то можно организовать две мышеловки и дети будут бегать в двух.
Угадай, кого поймали
Задачи: Развивать наблюдательность, активность, инициативу. Упражнять в беге, в прыжках.
Описание: Дети сидят на стульчиках, воспитатель предлагает пойти погулять в лес или на полянку. Там можно увидеть птичек, жучков, пчел, лягушек, кузнечиков, зайчика, ежика. Их можно поймать и принести в живой уголок. Играющие идут за воспитателем, а затем разбегаются в разные стороны и делают вид, что ловят в воздухе или присев на землю. «Пора домой»- говорит воспитатель и все дети, держа живность в ладошах, бегут домой и занимают каждый свой стульчик. Воспитатель называет кого-нибудь из детей и предлагает показать, кого он поймал в лесу. Ребенок имитирует движения пойманного зверька. Дети отгадывают, кого поймали. После они снова идут гулять в лес.
Правила: Возвращаться по сигналу «Пора домой».
Варианты: Поездка на поезде (сидят на стульчиках, имитируют руками и ногами движения и стук колес).
Мы веселые ребята
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи.
Описание: Дети стоят на одной стороне площадки. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне также проводится черта. Сбоку от детей, на середине, между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем. Дети хором произносят: «Мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три- лови!» После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, кого ловишка дотронулся, прежде чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки. После 2-3 перебежек производится пересчет пойманных и выбирается новый ловишка.
Правила: Перебегать на другую сторону можно только после слова «лови». Тот, до кого дотронулся ловишка отходит в сторону. Того, кто перебежал на другую сторону, за черту, ловить нельзя.
Варианты: Ввести второго ловишку. На пути убегающих- преграда- бег между предметами.
Стадо и волк
Задачи: Развивать умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в ходьбе и быстром беге.
Описание: На одной стороне площадки очерчиваются кружки, квадраты. Это постройки: телятник, конюшня. Остальная часть занята «лугом». В одном из углов на противоположной стороне находится «логово волка» (в кружке). Воспитатель назначает одного из играющих «пастухом», другого- «волком», который находится в логове. Остальные дети изображают лошадей, телят, которые находятся на скотном дворе, в соответствующих помещениях. По знаку воспитателя «пастух» по очереди подходит к «дверям» телятника, конюшни и как бы открывает их. Наигрывая на дудочке, он выводит все стадо на луг. Сам он идет позади. Играющие, подражая домашним животным щиплют траву, бегают, переходят с одного места на другое, приближаясь к логову волка. «Волк»- говорит воспитатель, все бегут к пастуху и становятся позади него. Тех, кто не успел добежать до пастуха, волк ловит и отводит в логово. Пастух отводит стадо на скотный двор, где все размещаются по своим местам.
Правила: Волк выбегает из логова только после слова «волк». Одновременно с выбегающим волком все играющие должны бежать к пастуху. Не успевших встать позади пастуха, волк уводит к себе.
Варианты: В игру включить «водопой», нагибаются и как бы пьют воду.
Гуси – Лебеди
Задачи: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием. Содействовать развитию речи.
Описание: На одном конце площадки проводится черта-«дом», где находятся гуси, на противоположном конце стоит пастух. Сбоку от дома- «логово волка». Остальное место- «луг». Одного воспитатель назначает пастухом, другого волком, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Пастух зовет их «Гуси, гуси». Гуси отвечают: «Га-га-га». «Есть хотите?». «Да-да-да». «Так летите». «Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает нас домой». «Так летите как хотите, только крылья берегите». Гуси расправив крылья, летят через луг домой, а волк выбегает, пресекает им дорогу, стараясь поймать побольше гусей (коснуться рукой). Пойманных гусей волк уводит к себе. После 3-4 перебежек подсчитывается число пойманных, затем назначается новый волк и пастух.
Правила: Гуси могут лететь домой, а волк ловить их только после слов «Так летите, как хотите, только крылья берегите». Волк может ловить гусей на лугу до границы дома.
Варианты: Увеличить расстояние. Ввести второго волка. На пути волка преграда- ров, который надо перепрыгнуть.
Кто скорей снимет ленту
Задачи: Развивать у детей выдержку, умение действовать по сигналу. Дети упражняются в быстром беге, прыжках.
Описание: На площадке проводится черта, за которой дети строятся в несколько колонн по 4-5 человек. На расстоянии 10-15 шагов, напротив колонн натягивается веревка, высота на 15 см. выше поднятых вверх рук детей. Против каждой колонны на эту веревку накидывается лента. По сигналу «беги» все стоящие первыми в колоннах бегут к своей ленте, подпрыгивают и сдергивают ее с веревки. Снявший ленту первым, считается выигравшим. Ленты снова вешаются, те, кто были в колонне первыми, становятся в конец, а остальные подвигаются к черте. По сигналу бегут следующие дети. И т.д. Подсчитываются выигрыши в каждой колонне.
Правила: Бежать можно только после слова «беги». Сдергивать ленту только напротив своей колонны.
Варианты: Поставить на пути бега препятствия. Протянуть веревку на расстоянии 40 см., под которую нужно подлезть, не задев ее. Провести две линии на расстоянии 30 см., через которые надо перепрыгнуть.
Быстрей по местам
Задачи: Развивать ориентировку в пространстве, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в быстром беге, ходьбе, подпрыгивании.
Описание: Дети стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук, место каждого отмечается предметом. По слову «бегите», дети выходят из круга, ходят, бегают или прыгают по всей площадке. Воспитатель убирает один предмет. После слов «по местам», все дети бегут в круг и занимают свободные места. Оставшемуся дети хором говорят « Ваня, Ваня, не зевай, быстро место занимай!»
Правила: Место в кругу можно занимать только после слов «По местам». Нельзя оставаться на месте после слова «бегите».
Варианты: В начале игры не прятать кубик, чтобы никто не оставался без места. Убрать 2 или 3 кубика. Зимой втыкают в снег флажки.
Ловишка, бери ленту
Задачи: Развивать у детей ловкость, сообразительность. Упражнять в беге с увертыванием, в ловле и в построении в круг.
Описание: Играющие строятся по кругу, каждый получает ленточку, которую он закладывает сзади за пояс или за ворот. В центре круга- ловишка. По сигналу «беги» дети разбегаются, а ловишка стремится вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки отходит в сторону. По сигналу «Раз, два, три, в круг скорей беги», дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество ленточек и возвращает их детям. Игра начинается с новым ловишкой.
Правила: Ловишка должен брать только ленту, не задерживая играющего. Играющий, лишившийся ленты, отходит в сторону.
Варианты: Выбрать двух ловишек. У присевшего играющего нельзя брать ленту. Играющие пробегают по «дорожке», «мостику», перепрыгивая через «кочки».
Караси и щука
Задачи: способствовать развитию координационных способностей, внимания, развивать умения действовать по сигналу.
Инвентарь: не требуется.
Место проведения: спортивный зал, улица.
Описание: Одного ребенка выбирают щукой. Остальные играющие распределяются на две группы: одна из них образует круг – это камешки, другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом. По сигналу воспитателя «Щука!» ребенок, изображающий ее, вбегает в круг и старается поймать карасей. Караси прячутся за камешки – приседая за кем-нибудь из играющих, стоящих по кругу.
Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться, и уводит их за круг. После 2 – 3 повторений подсчитывают количество пойманных. Выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра продолжается.
Правила: Щука должна выбегать по сигналу. Следить, чтобы раньше времени дети не выбегали из круга.
Во время бега игроки не должны задевать друг друга.
Море волнуется
Задачи: Воспитание творчества.
Инвентарь: не требуется.
Место проведения: спортивный зал, улица.
Описание: Игроки стоят на площадке и говорят:
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
Морская фигура на месте – замри!»
С последними словами останавливаются и замирают, приняв различные позы.
Правила: Отмечаются самые интересные фигуры. У кого лучшая фигура, становится ведущим.
Можно придумывать фигуры в парах или тройках.
Спрячь руки за спину (Ловишка)
Цель: развивать у детей быстроту реакции на сигнал (приближение ловишки),упражнять в беге, в ловле, закреплять правильную осанку.
Описание игры:
Воспитатель назначает одного из играющих «ловишкой» или его выбирают путем считалки. Он стоит в середине площадки. Остальные играющие стоят в разных местах площадки и держат руки за спиной. По слову воспитателя «начинай», играющие опускают руки и начинают бегать в любом направлении, но только в пределах границ площадки, обозначенной флажками. Задача ловишки — поймать (коснуться) кого-либо из играющих, но касаться можно только тех у кого руки опущены. Если играющий успел заложить руки за спину и сказать «не боюсь», ловишка не может его трогать. Если в течение 30—40 сек. ловишка не сумел поймать никого из играющих, его сменяет новый, которого назначает воспитатель.
Продолжительность игры 5—7 минут.
Правила игры: Нельзя ловить тех, у кого руки заложены за спину.Выбежавший за пределы площадки считается пойманным. Руки закладываются за спину только в тот момент, когда ловишка близко подходит к играющему.
Указания к проведению игры: Нужно следить за тем, чтобы играющие закладывали руки за спину только при приближении ловишки и хорошо выпрямляли при этом спину. Это обеспечивает хорошую осанку.
Вариант игры: Ловишка не может касаться тех убегающих, которые успели присесть или встать на одну ногу.
Быстро возьми предмет
Цель:
Описание: Дети парами (или тройками) бегут на противоположную сторону (15—20 м), чтобы взять предметы.
Правила: Взявший первым возвращается в свою колонну с предметом, а другие дети кладут предметы обратно
Цветные автомобили
Задачи: способствовать развитию координационных способностей в пространстве, воспитывать внимательность.
Инвентарь: разноцветные кольца по количеству игроков.
Описание: Игроки – «автомобили» держат в руках цветные «рули»-кольца. «Автомобили» распределяются по разным «гаражам» в зависимости от цвета «руля». Кода поднимают «руль» зеленого цвета – из «гаража» выезжают зеленые «автомобили» и бегают врассыпную. Если «руль» опускают – зеленые «автомобили» бегут в свой гараж. Затем руководитель поднимает руль другого цвета и игра повторяется. Отмечаются самые внимательные.
Правила: Можно поднимать одновременно несколько цветов или быстро менять цвета. Следить чтобы дети не толкались.
Варианты игры: Автомобили выезжают из гаражей, на зеленый флажок бегут врассыпную, не наталкиваясь, на красный останавливаются, на желтый идут на месте
Волк во рву
Цель: При помощи этой игры воспитатель развивает смелость, ловкость, умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках в длину с разбегу.
Описание: По середине площадки проводятся две параллельные черты на расстоянии 80—100 см одна от другой — это «ров». По краям площадки на расстоянии одного - двух шагов от ее границы очерчивается «дом коз». Воспитатель назначает одного играющего «волком»; остальные изображают «коз».
Все козы располагаются на одной стороне площадки (дом). Волк становится в ров.
По сигналу воспитателя «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк в это время старается их поймать (коснуться). Пойманных он отводит (вправо или влево) в угол рва. Затем воспитатель снова говорит: «Волк во рву», козы перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров.
После трех-четырех перебежек (согласно условию) все пойманные козы возвращаются в свой дом и назначается (выбирается) другой волк (но не из числа пойманных коз).
Продолжительность игры 5—7 минут.
Правила игры: Козы выбегают из дома по сигналу «волк во рву».
Волк может ловить коз только во рву.
Коза считается пойманной в том случае, если волк ее коснулся в тот момент, когда она перепрыгивает ров, или если она попала в ров хотя бы одной ногой.
Указания к проведению игры: 1) Продолжительность игры устанавливается в зависимости от числа перебежек (т. е. числа прыжков, сделанных козами, примерно 12—16 прыжков).
2) Линии, образующие ров, могут быть не параллельными, т. е. же с одной стороны, чтобы дети, затрудняющиеся в прыжках, все же могли перепрыгнуть.
3) Для усложнения игры вместо одного волка можно выбрать двух.
Так можно, так нельзя (Запрещенное движение)
Цель: развивать внимание (не повторять запрещенное движение) и наблюдательность, упражнять в различных движениях (гимнастических, плясовых и др.
Описание игры: Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук. Вместе с детьми в кругу стоит воспитатель: он показывает те или иные движения (в определенном темпе), которые дети повторяют. Воспитатель заранее уславливается с детьми, какое движение нельзя повторять, например. «поднимать руки вверх». Повторившие запрещенное движение делают шаг из круга, но продолжают участвовать в игре. Если играющий повторит ошибку, он отступает еще на один шаг. Если играющий при следующем показе не ошибется, т. е. не поднимет руки вверх, то делает шаг к центру круга.
Игра кончается, когда за кругом (вне круга) окажутся 3—5 играющих.
Общая продолжительность игры 4—6 минут.
Правила игры:
- Сделавший запрещенное движение делает шаг из круга.
- Выигрывают те, кто ни разу не ошибся.
Указания к проведению игры:
- Запрещенное движение не следует вводить чаще чем через каждые 3—4 движения.
- Каждое движение должно повторяться по нескольку раз. Если то или иное движение у детей не удается, надо добиться, чтобы дети выполняли его правильно, а затем чаще включать в игру.
3) Следует выбирать те движения, которые входят в комплекс утренней гимнастики, а также плясовые движения, прыжки на месте и др.
4) Некоторые упражнения для рук, ног можно постепенно ускорять. Например, прыжки ноги вместе, ноги в стороны (врозь), качание рук, полуприседание и др.
5) Если играющие удачно повторяют движения воспитателя, то показ движений можно поручить одному из играющих.
6) Вместо показа движений можно ввести движения по слову воспитателя, т. е. называть движения (простейшие), не производя их (например, присесть, руки в стороны и т. д.)
7) Долго играть нельзя, надо делать остановку, потому что внимание у детей рассеивается.
Зайцы и волк
Описание: Играющие изображают зайцев, кто-то из детей - волк. На одной стороне площадки для зайцев отмечают домики или один общий дом. Волк прячется в овраге. Взрослый произносит:
Зайки скачут скок, скок, скок
На зеленый на лужок,
Травку щиплют, слушают,
Не идет ли волк.
В соответствии с текстом зайцы выпрыгивают из домиков, разбегаются по площадке, то прыгают на двух ногах, то присаживаются и щиплют травку. Как только взрослый произнесет слово "волк" ,волк выскакивает из оврага и бежит за зайцами, стараясь поймать их (коснуться). Зайцы убегают в свои домики, где волк их уже не может ловить.
Правила: Пойманных зверюшек волк уводит к себе в овраг. Игра возобновляется. В зависимости от предварительной договоренности, после того как волк поймает 2-3 зайца, на роль волка выбирается другой ребенок. Игра повторяется.
Варианты игры: В обручах, расположенных по краям площадки, живут зайцы. По команде«Волк!» волк, вылезая из логова (подлезая под дугу), догоняет зайцев. В зависимости от умения водящего высоту для подлезания можно изменять. Зайцы убегают только прыжками на двух ногах в любой свободный домик
Кот и мыши
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге по разным направлениям.
Описание игры:
Дети — «мыши» сидят в норках — на стульях или на скамейках, поставленных вдоль стен комнаты или по сторонам площадки.
В одном из углов площадки сидит «кошка», роль которой исполняет воспитатель.
Кошка засыпает, и мыши разбегаются по комнате. Но вот кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места на стульях. (Воспитатель только делает вид, что хочет поймать кого-либо.) После того как все мыши вернутся в норки, кошка еще раз проходит по комнате, а затем возвращается на свое место и засыпает.
Игра повторяется 4—5 раз.
Правила игры:
- Мыши могут выбегать из норок только тогда, когда кошка заснет.
- Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснется и мяукает.
Указания к проведению игры:
- Воспитатель следит за тем, чтобы все дети выбегали из норок.
- Воспитатель может использовать в игре кошку — игрушку или такую, которая надевается на руку.
Парные перебежки
Задачи: Приучать детей быстро набирать скорость
Указания к проведению игры: Дети сначала выбирают себе пару, затем выбирают пару целенаправленно по силам, а воспитатель помогает подобрать детям пары примерно с одинаковыми возможностями
Змея
Задачи: Способствовать развитию ловкости, быстроты реакции, согласованности движений.
Описание игры: Пять-шесть детей строятся в колонну друг за другом и держатся руками за впередистоящего. Вся колонна — это «змея»; первый ребенок — «голова», последний — «хвост». По сигналу воспитателя (хлопок, свисток, удар в бубен) «голова» должна поймать «хвост», который от нее убегает. Когда первый ребенок поймает последнего, то переходит в конец колонны, и игра продолжается.
Правила: Дети должны крепко держаться друг за друга; если «хвост» или «голова» оторвутся, то они выбывают из игры. Не наталкиваться друг на друга. Держаться прямыми руками друг за друга. Удерживать равновесие.
Перемени предмет
Задачи: Упражнять детей в выполнении ускорения.
Указания к проведению игры: В одной руке у детей кубики, которые они меняют на погремушки. («Как быстрее поменять предмет: если класть и брать одной рукой или одной брать, а другой класть?»)
Кто быстрее пробежит к флажку?
Задачи: Упражнять детей в умении выполнять подлезание на ступнях без опоры на руки в быстром темпе.
Описание игры: Дети делятся на три колонны. Дистанция для бега 20 м, на расстоянии 10 м (в середине) (высота препятствия 70 см), затем продолжить бег к флажку.
Правила: Следует преодолеть препятствие с помощью подлезания на ступнях без опоры на руки
Заморозка
Задачи: способствовать развитию скоростных и координационных способностей.
Описание: Игроки находятся на площадке, водящий – «Заморозка» – в стороне от игроков. По команде игроки разбегаются по площадке, а «заморозка» старается их догнать и запятнать. Тот, кого коснулся водящий, превращается в «льдинку» и остается на месте. Кого не поймали могут «оттаивать» «льдинки». Когда всех поймают игра повторяется и выбирается самый ловкий водящим.
Правила: Следить за тем, чтобы дети не толкались. Пятнать только ладошкой.
Салки парами
Задачи: способствовать развитию скоростных способностей, воспитывать самостоятельность и активность.
Описание игры: Дети делятся на две команды, которые строятся в две шеренги на расстоянии трех шагов одна от другой. Каждый игрок выбирает себе пару. По сигналу: «Беги!» - игроки первой шеренги убегают, а игроки второй догоняют и пятнают свою пару. Потом команды меняются ролями. Расстояние до линии финиша – 8 – 9 метров.
Правила: Догонять игроков только своей пары. Нельзя пятнать игроков, которые пересекли линию финиша. Следить за тем, чтобы дети не толкались.
Охотники и зайцы
Задачи: закрепить умение метания в цель, способствовать развитию координационных способностей и внимания.
Инвентарь: мяч
Описание игры: Чертят или выкладывают шнуром круг. Дети распределяются на две подгруппы. Одна становится в круг – это зайцы. Другая равномерно распределяется за кругом – это охотники. У одного из охотников мяч. Он бросает мяч, старается попасть в зайца. Тот в кого попали мячом, выходит из круга. Затем дети меняются ролями. Когда дети усвоят правила игры, можно охотникам дать 2 – 3 мяча. Диаметр круга 5 – 6 м.
Правила: Бросать мяч в туловище или ноги. Следить за правилами выполнения.
Бездомный заяц
Задачи: Упражнять в беге в быстром темпе.
Правила: Дети находятся на одной стороне площадки; на противоположной стороне они заранее нарисовали небольшие домики. Игра начинается, дети бегают по площадке, а по сигналу должны занять любой домик. Домиков на один меньше, чем участвующих в игре детей. Один из зайцев остается без домика.
Не оставайся на полу
Выбирается ловишка, который вместе с детьми бегает по всему залу. Как только воспитатель произносет: «Лови!» - все убегают от ловишки и взбираются на предметы (скамейки, кубы, и т.д.). ловишка старается осалить убегающих. Дети, до которых ловишка дотронулся, отходят в сторону. По окончании подсчитывают количество пойманных и выбирают ловишку. Игра возобновляется.
«Медведи и пчелы»
Задачи: способствовать развитию ловкости и быстроты.
Инвентарь: не требуется.
Место проведения: спортивный зал.
Построение Содержание Правила ОМУ
- медведь
- пчелы Две команды. Одна команда – «медведи», вторая – «пчелы». «Пчелы» стоят в «доме» - на возвышении. На расстоянии 3м. отмечается «дом медведей» - «лес». На противоположной стороне – «луг». По сигналу «пчелы» выбегают на «луг». В это время медведи залазят в «улей» и лакомятся медом. По сигналу: «Медведи!» - «пчелы» летят в «улей» и «жалят» «медведей», которые не успели убежать.
Пойманные «медведи» остаются в игре. При повторении игры дети меняются ролями.
Следить, чтобы дети не толкались и выполняли правила игры.
Выбегать только по сигналу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка - "Картотека подвижных игр для детей второй младшей группы"
Картотека создана на основе книг, знакомых всем воспитателям. Удобна в употреблении, так как заменяет несколько книг на рабочем столе педагога....
Картотека подвижных игр для детей второй младшей группы
Картотека подвижных игр в ДОУ для детей второй младшей группы.Удобна в применении. Сама создавала....
Картотека подвижных игр для детей второй младшей группы.
Картотека подвижных игр для детей второй младшей группы....
Картотека подвижных игр по экологии (вторая младшая, средняя группа)
Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях. ...
Картотека подвижных игр для детей второй младшей группы (3-4 лет)
quot;ПУЗЫРЬ"Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вм...
Картотека дидактических игр для детей второй младшей – средней групп. Словесные игры.
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ ПОКАЖЕМ'Дидактическая задача. Учить детей называть действие словом; правильно употреблять глаголы (время, лицо); развивать творческ...
«Картотека дидактических игр для детей второй младшей – средней групп. Настольно - печатные игры»
Настольно-печатные игры ПАРНЫЕ КАРТИНКИ Дидактическая задача. Воспитывать у детей наблюдательность; умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие; активизи...