Подвижные игры для малышей
консультация по физкультуре (младшая группа) на тему

Костырева Валентина Васильевна

Подвижные игры для детей 2-3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry_dlya_malyshey.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема:  «Подвижные игры для детей 2 – 3 лет»

Костырева Валентина Васильевна,

инструктор по физической культуре

МБДОУ № 31 ЗАТО г.Североморск

Мурманской области

Большая роль в воспитании здорового ребёнка принадлежит организации его двигательной деятельности, обеспечению возможности реализовать его естественную потребность в движении. Подвижная игра – это увлекательная эмоционально насыщенная деятельность ребенка с соблюдением определенных правил и  это один из любимых видов двигательной деятельности дошкольников; игры развивают координацию движений, быстроту реакции и внимание, тренируют силу и выносливость, снимают импульсивность.

 Средствами подвижных игр решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные, а в процессе игры создаются благоприятные условия для решения этих задач.

При выборе подвижных игр необходимо учитывать, что содержание игры должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них.  Также надо стремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Это могут быть уже знакомые образы (кот, птичка); с неизвестными персонажами малышей легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку, книжку (медведь, лиса, заяц и др.).

В работе с малышами рекомендуется использовать и игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила (“Зайка беленький сидит”, “По ровненькой дорожке”, “Поезд” и др.); это могут быть и народные потешки и небольшие авторские стихи.

 В начале года надо организовывать игровые упражнения для небольшого числа детей, а также подвижные игры, более простые по содержанию и не требующие четкого согласования движений играющих.

Очень важно, чтобы взрослый был в игре не только исполнителем ответственной роли, но и просто рядовым участником (птичкой, зайкой и т. п.). Малыши с удовольствием играют, когда взрослые проявляют интерес ко всем их действиям в играх и сами в них активно участвуют, показывая пример правильного выполнения движений. Веселый, ласковый тон взрослого подкупает малышей, им передается его радостное настроение. В таких случаях дети очень внимательно прислушиваются к каждому слову педагога, выполняют все его требования, охотно повторяют игры, хорошо их усваивают.

Ответственным моментом, влияющим на ход игры, является объяснение ее взрослым. Объяснять малышам игру надо эмоционально, выразительно, стараясь интонациями своего голоса охарактеризовать персонажей. Например, о зайчиках, птичках нужно говорить нежно, ласково, а о медведе, который пугает зайчиков, – низким голосом, несколько грубее. При объяснении необходимо обратить внимание на сигналы, по которым дети в ходе игры меняют свои действия. Произносить слова, сопровождающиеся теми или иными движениями нужно четко, не торопясь: несколько громче следует произнести последнюю фразу текста, если она служит сигналом к смене движений.

Объяснение подвижной игры детям младшего дошкольного возраста часто совпадает по времени (идет почти параллельно) с началом самой игры. Например, воспитатель говорит, что сейчас все будут играть в игру “Птички в гнездышках”, и тут же предлагает детям занять гнездышки (заранее нарисованные кружки или поставленные скамеечки). Затем, продолжая объяснение, он говорит, что по сигналу “Солнышко!” все птички вылетят из гнездышек и будут летать, при этом он показывает, как они будут летать, и предлагает детям-птичкам полетать вместе с ним. Через некоторое время воспитатель объявляет: “Дождик пошел, все птички прячутся в гнездышки”, – и поясняет, что все должны убежать и стать в свои кружки.   Цель: упражнять детей в беге в разных направлениях, в умении слышать сигнал воспитателя, ориентироваться в пространстве

Систематическое повторение подвижных игр, каждая из которых основана на каком-либо движении, способствует усвоению и совершенствованию этого движения, ведет к развитию у детей хорошей ориентации в игровой ситуации, формированию быстрой и осмысленной реакции на действия играющих. Повторение игр и упражнений содействует также развитию мыслительных способностей ребенка, воспитанию организованности, умения подчинять свои действия общим для коллектива правилам.

Маленькие дети довольно медленно усваивают необходимые навыки. Поэтому воспитатель может повторять знакомые им игры, не боясь, что они им наскучат. Постепенное усвоение содержания игры, ее правил и в результате возрастающая самостоятельность доставляют малышам радость, поддерживают интерес к игре. С детьми третьего года жизни целесообразно повторять новую игру 3-4 раза подряд, после чего переключаться на какую-либо другую из числа уже известных им, а затем следует снова вернуться к повторению разучиваемой игры.

Повторение одной и той же игры в течение года должно проходить в разных условиях: в групповой комнате, в зале, на групповой площадке, на полянке. Необходимо шире использовать природные условия. Это также способствует повышению эффективности воздействия подвижных игр на всестороннее развитие ребенка. Новые игры с малышами целесообразно повторять 2-3 дня подряд. В дальнейшем игры надо чередовать с другими, используя при повторении их различные варианты. Хорошо знакомые детям игры можно проводить повторно через 7-10 дней. В этом случае дети снова проявляют к ним интерес.

Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы малыши полюбили подвижные игры и проявляли желание играть в них самостоятельно.

  Предложенные игры  можно использовать как  индивидуально, так и с группой и подгруппой детей.

Задачи: Приучать детей слушать, понимать содержание и выполнять движения в соответствии с текстом. Вызывать подражание взрослому:

Солнышко-ведёрышко

Выгляни в окошко!

(  дети стоят свободно,  хлопают в ладоши)

Твои детки плачут, 
По камушкам скачут!                              

(Выполняют прыжки на месте на двух ногах)

Радуга-дуга, не давай дождя

Давай солнышка-колоколнышка.

(   Стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе, выполнять «качалочку» с одной ноги на другую)

Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки - 
Очень рады солнышку.

(соединить руки вверху над головой, выполнять повороты головы вправо-влево, потом хлопки в ладоши)

Чики-чики-чикалочки

Едет Ваня на палочке,

А Дуня в тележке

Щелкает орешки

Еду-еду 
К бабе, к деду
На лошадке,
В красной шапке.
По ровной дорожке
На одной ножке.
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам, 
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг... в яму! Бух!

Заинька

Задачи: Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать хлопать в ладоши,

 «Заинька, топни ножкой,                  Вот так, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой!          Вот так, топни ножкой!»

Дети, стоя по кругу, топают ножками, руки при этом держат на поясе.
«Заинька, бей в ладоши,                 Вот так, бей в ладоши,

Серенький, бей в ладоши!        Вот так, бей в ладоши!»

Дети хлопают в ладоши.

«Заинька, повернись,                 Вот так, повернись,

Серенький, повернись!              Вот так, повернись!»

Дети поворачиваются 1—2 раза, руки держат на поясе.
«Заинька, попляши,                      Вот так, попляши!»

Серенький, попляши!                Вот так, попляши,

Дети подпрыгивают на двух ногах, кто как может.

«Заинька, поклонись,                Вот так, поклонись,

Серенький, поклонись!             Вот так, поклонись!»

(Заинька походи, заинька, поскачи и т.д.)

Зайка 
Зайка серенький сидит 
И ушами шевелит 
Вот так, вот так 
Он ушами шевелит. 
(Присесть и руками над головой изображать ушки ) 
Зайке холодно сидеть 
Надо лапочки погреть 
Вот так, вот так 
Надо лапочки погреть (хлопаем в ладоши) 
Зайке холодно стоять 
Надо зайке поскакать 
Вот так, вот так 
надо зайке поскакать. ( Прыжки) 
Волк зайчишку  напугал 
Быстро зайка убежал (бег) 

По ровненькой дорожке

Задачи: Упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности. Развивать равновесие. Укреплять стопу. Учить действовать ритмично, согласуя действия с ритмом стихотворения. Поощрять самостоятельность. Поддерживать уверенность в своих действиях.

Материал. Дорожки разной длины (2,5—1 м) и ширины (15 см — 30 см — 60 см), мягкая, твердая, извилистая дорожки (длина 2 м, ширина 30—40 см).

Содержание игры. Взрослый произносит текст, а дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Слова взрослого:                          

1.«По ровненькой дорожке,           Идут по дорожке.
По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Раз-два, раз-два.

2.По камешкам, по камешкам,         Прыгают.
По камешкам, по камешкам.

Раз-два, раз-два.

3.По ровненькой дорожке,              Останавливаются.
По ровненькой дорожке,

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Вот наш дом — В нем мы живем.»        приседают.

Поезд

Задачи: упражнять детей идти вперед, небольшими группами. Сначала держась друг за друга, затем свободно двигая руками, согнутыми в локтях, начинать и заканчивать движение по сигналу.

Усложнение: Задачи:  Учить детей строиться и двигаться друг за другом, выполнять движения в соответствии с текстом, сохранять направление движения.

Вот поезд наш едет,  
колеса стучат, 
а в поезде этом 
ребята сидят. 
«Чу-чу-чу, чу-чу-чу», 
- бежит паровоз 
далеко, далеко, 
ребят он повез 
далеко-далеко. 
Но вот остановка: 
«Кто хочет слезать? 
Вставайте, ребята, 
пойдемте гулять!». 
              (А. Ануфриева)

Паровозик
(по стихотворениям Т. Волгиной, Э. Мошковской)

Цель: учить двигаться в разном темпе, менять направление, показывать предметы, передавать характерные движения животных, птиц;

Ход игры

Воспитатель рассказывает детям: «Всем надо встать друг за другом – мы будем вагончиками. В вагончиках подарки. Впереди – паровоз».Воспитатель выполняет роль паровоза: встает впереди детей лицом к ним и, медленно передвигаясь, произносит:

Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд

Во весь дух.

Дети передвигаются вслед за воспитателем и произносят: «Чух-чух!». Затем все вместе тянут протяжно: «У-у-у!». Воспитатель продолжает:

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Сто вагонов я тащу.

Все вместе: «У-у-у-у!»

Воспитатель поворачивает то в одну, то в другую сторону. Продолжает: «Приехали».

«Ш-ш-ш-ш!» – повторяют за ним дети.

Воспитатель.        Паровозик, паровоз,

                                    Что в подарок нам привез?

Дети.        Мячики!

Дети начинают прыгать, как мячики. Воспитатель говорит: «У-у-у-у! Всех зовет паровоз!» Дети выстраиваются друг за другом.

Загудел паровоз

И вагончики повез:

Чух-чу! Чух-чу!

Далеко я укачу!

Уууу! Чух-чу!

Дети повторяют за воспитателем: «Чух-чу! Чух-чу!»

Игра продолжается. Паровозик привозит детям в подарок зайчат, лягушат, медвежат. Каждый раз дети выполняют имитационные движения, упражняются в звукопроизнесении, характерном для того или иного «подарка».

«Подарки» в каждой игре можно разнообразить по усмотрению.

Поиграем?!
И. Токмакова

Задачи: Приучать детей слушать, понимать содержание и выполнять движения в соответствии с текстом, по показу взрослого. Развивать интерес к игре.

На лошадке ехали,
До угла доехали.

Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот.
На реке - пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.

Пароход не везёт,
Надо сесть в самолёт
Самолёт летит,
В нём мотор гудит:
У-у-у!

Как на горке снег, снег

И. Токмакова

Задачи: Приучать детей слушать, понимать содержание и выполнять движения в соответствии с текстом, по показу взрослого. Развивать интерес к игре.
Как на горке - снег, снег, 
(встаем с вытянутыми руками на носочки) 
И под горкой - снег, снег, 
(приседаем) 
И на елке - снег, снег, 
(встаем с вытянутыми руками на носочки) 
И под елкой - снег, снег. 
(приседаем) 
А под снегом спит медведь. 
(склоняем голову набок, подложив сложенные ладони под щеку) 
Тише, тише. Не шуметь! 
(прикладывает палец к губам). 

Цыплята
(по стихотворению Т. Волгиной «Цыплята»)

Цель: учить  детей выполнять имитационные движения

Ход игры

Взрослый произносит текст, дети выполняют движения. Дети идут гурьбой за воспитателем.

 Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней цыплята –

Желтые ребята.

– Ko-ко-ко! Ко-ко-ко!

Не ходите далеко.

Лапками гребите,

Зернышки ищите!

Дети выполняют имитационные движения в соответствии с текстом

Литература:

1. Степаненкова Э. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников // Дошкольное воспитание. 1995, № 12, с. 23-25.

2. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994. - 288 с.

3. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми. - М.: Просвещение, 1986. - 200 с.

4. Чернышенко Ю.К., Дворкин Л.С. Взрослым о физическом воспитании детей дошкольного возраста. - Краснодар, 1997. - 162 с.

5. Д.В.Хухлаева, "Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях", М., 1984 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры для малышей

Методическик рекомендации для родителей и воспитателей...

Рекомендации инструктора по физической культуре "Развивающие подвижные игры для малышей."

Ваш ребенок еще, возможно,  не понимает, что такое зарядка, физкультура, но он с удовольствием будет с вами играть и повторять ваши движения.Ведь научно доказано, что в младшем дошкольном возраст...

Подвижные игры для малышей

П. Ф. Лесгафт, считая подвижную игру упражнением высокого порядка, говорил, что она ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, чувства напряжены, действия организованы....

Подвижные игры для малышей

Проблема малоподвижного образа жизни .С каждым днем стоит все острее.Физическое развитие детей дошкольного возраста играет одну из важнейших ролей в развитии детей.Использование простых,но разнообразн...

Русские народные подвижные игры для малышей. Играйте вместе с нами.

Стремясь попасть в ногу со временем, мы начинаем забывать родные традиции. Многие родители, отдавая предпочтение компьютерам и иностранным языкам, совершенно не придают значения патриотическому воспит...