программа "Веселый тренажер"
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему
программа "Веселый тренажер" воспитатель Токарева Н.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_na_trenazhyorah.docx | 62.43 КБ |
Предварительный просмотр:
- Целевой раздел
Пояснительная записка
Одним из актуальных социальных вопросов в настоящее время является охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения. Как для отдельного человека, так и для общества в целом самое дорогое богатство – здоровье. В основе здоровья лежит способность организма приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. Фундамент здоровья и формирования тела закладывается уже в дошкольном возрасте. Целенаправленное развитие функциональных возможностей детского организма обеспечивает повышение его устойчивости к неблагоприятным воздействиям.
Общеизвестно, что основы здоровья человека закладываются в детстве, поэтому сущность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ состоит в том, чтобы для каждого ребенка дошкольного возраста выбрать подходящую форму двигательной активности. Ведь именно она является основным фактором, определяющим уровень обменных процессов в организме и, соответственно, состояние мышечной и сердечно-сосудистой систем.
Занятия физическими упражнениями на детских тренажерах, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, - это наиболее рациональный способ преодоления гиподинамии (недостаточность двигательной активности) и на этой основе формирования у детей необходимой скелетной мускулатуры, препятствующей нарушению осанки, появлению плоскостопия и других отклонений в состоянии здоровья. Поэтому, забота о физической культуре ребенка, направленная на гармоничное развитие и познание радости движения - есть причина создания программы: «Весёлый тренажёр».
Актуальность программы
Актуальность данной программы заключается в воспитании физически и психически здорового человека. Игровая деятельность вызывает активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, о физических качествах своего тела, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Во время игровой деятельности ребенок акцентирует свое внимание на движение своего тела, что и как работает, от чего это происходит и зависит. Занятия на тренажерах закрепляют внимание ребенка на тех группах мышц, которые были затронуты на конкретном занятии во время игры, а это в свою очередь способствует укреплению мышечного корсета растущего организма.
Главной целью физического воспитания в дошкольном учреждении является удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, достижение оптимального уровня здоровья и всестороннего двигательного развития. А достижение этой цели невозможно без постоянного поиска новых эффективных и разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия на тренажёрах рассматривается как наиболее эффективное средство воспитания подрастающего поколения, привлечения его к занятиям спортом, гармонично развитой личности не только физически, но и духовно.
Цель данной программы – сохранение и укрепление здоровья детей путем использования детских тренажеров, создание условий для удовлетворения их естественной потребности в движении и дозирование физической нагрузки с учётом состояния здоровья и функциональных возможностей организма ребёнка.
Задачи:
1) Оздоровительные
- Повышать резистентность (устойчивость к заболеваниям) детского организма методом выполнения тренировочных упражнений на оздоровительных тренажёрах.
- Способствовать развитию функциональных систем организма в сочетании напряжения и расслабления.
- Способствовать развитию вестибулярного аппарата при выполнении различных поворотов на оздоровительных тренажёрах.
- Активизировать функциональные системы организма при выполнении циклических упражнений.
- Способствовать развитию мышечной активности плечевого пояса, мышечного корсета, мышц верхних и нижних конечностей, мышц свода стопы.
2) Образовательные
- Знакомить с правилами техники безопасности при выполнении физических упражнений на оздоровительных тренажёрах.
- Тренировать в выполнении движений по заданной схеме.
- Знакомить с техникой выполнения физических упражнений и основных движений, используя оздоровительные тренажёры.
- Активизировать индивидуальные способности детей при выборе и выполнении основных видов движений на тренажёрах.
3) Воспитательные
- Развивать чувство устойчивости и целеустремлённости при выполнении сложных двигательных действий на оздоровительных тренажёрах.
- Способствовать развитию формирования субъектной позиции по отношению к собственному здоровью.
Быстроразвивающиеся технологии, современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности, особенно в период подготовки к школьному обучению. В связи с этим активизируется поиск новых эффективных подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные познавательные способности. Поэтому в качестве одной из эффективных и современных форм физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении являются занятия с использованием тренажеров.
Самостоятельная двигательная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Поэтому на занятиях отводится специальное время для самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе детей. Процесс обучения не разрушается, а становится более доступным и увлекательным.
Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию воображения, творческих двигательных способностей ребенка. Программа в своей основе гибка и рассчитана на то, чтобы не утомлять ребенка скучной одинаковостью занятий.
Предлагаемая программа использования детских тренажеров является попыткой обобщения и реализации в условиях малого тренажерного зала детского сада имеющихся методических пособий.
Применение тренажеров наиболее целесообразно в старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет). Этот возраст наиболее благоприятен для развития координационных и скоростно-силовых качеств, выносливости и гибкости. Дети этого возраста уже способны анализировать свои движения и действия, контролируя, таким образом, свое самочувствие. Двигательная активность (ДА) к 6 годам становится более целенаправленной, отвечающей индивидуальному опыту, интересам и желаниям. Во время занятий с тренажерами старшие дошкольники стремятся не только поддерживать высокий уровень ДА, но и проявлять физические возможности – силу, ловкость, выносливость.
В настоящее время в дошкольном учреждении МБДОУ ДС № 28 используются тренажеры, укрепляющие разные группы мышц.
Простейшие тренажёры
Наименование | Назначение | Количество |
Гантели | Для укрепления мышц рук | 10 |
Кистевые эспандеры | Для развития и укрепления кистей рук | 5 |
Гимнастические дорожки | Для укрепления мышц стопы, для профилактики плоскостопия | 3 |
Массажные мячи | Для массажа рефлексогенных зон | 10 |
Фитбол | Повышает мышечный тонус | 3 |
Диск «Здоровье» | Для укрепления мышц туловища и ног, тренировки вестибулярного аппарата | 2 |
Детские балансиры | Тренировка вестибулярного аппарата | 1 |
Гимнастический ролик | Для укрепления мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса, развитию координации | 5 |
Сложные тренажёры
Наименование | Назначение | Количество |
«Бегущая по волнам» | Для укрепления мышц спины и ног | 1 |
Велотренажёр «Велосипед» | Для укрепления мышц ног, развития выносливости | 1 |
«Наездник» | Для развития и укрепления мышц ног и туловища | 1 |
«Мульти-ровер» | Для развития и укрепления мышц спины, ног, плечевого пояса и пресса | 1 |
«Степпер с ручкой» | Для укрепления мышц ног и развития выносливости | 1 |
Данные тренажеры отвечают основным педагогическим требованиям:
• имеют привлекательный вид, а значит, вызывают у детей интерес, побуждают их к разнообразной ДА;
• учитывают особенности психофизического развития и образного восприятия дошкольников;
• позволяют создавать игровые ситуации с использованием разных сюжетов;
• доступны всем детям, независимо от их физической подготовленности (высокий, средний, низкий);
• моделируют такие движения как бег, прыжки, подлезания и др.;
• соответствуют ростовым характеристикам детей и их функциональным возможностям.
Конструкции тренажеров соответствуют условиям эксплуатации в закрытых помещениях, а размещать их можно в соответствии с той методикой, которой придерживается педагог на физкультурных занятиях. Непременное условие – соблюдение мер, предупреждающих травматизм детей. При организации занятий с тренажерами должен быть использован дифференцированный подход к детям. Для его реализации следует распределить детей на 2 подгруппы на основе трех основных критериев:
1) состояние здоровья;
2) уровень физической подготовленности;
3)уровень двигательной активности.
Первую подгруппу составляют дети практически здоровые, имеющие средний и высокий уровень ДА и хорошую физическую подготовленность.
Во вторую подгруппу могут быть включены дети II и III групп здоровья (часто болеющие, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения) с низким уровнем ДА и слабой физической подготовкой.
Расстановка тренажеров в зале производится так, чтобы обеспечить чередование нагрузок на различные мышечные группы. После выполнения упражнения, на отдых (1 мин.), на переход к следующей станции дается 30сек.
Основные принципы программы:
-Учёт индивидуальных особенностей детей, показатели их развития, уровня развития физических качеств, рекомендации врачей;
-Занятия строятся с постепенным увеличением нагрузки за счёт увеличения дозировки и интенсивности работы на тренажёрах;
-Занятия носят систематический характер (проводятся раз в неделю);
-Тренажёры регулируются, что позволяет использовать их в работе с детьми разной физической подготовки.
Сроки реализации программы
Образовательная программа дополнительного образования детей «Весёлый тренажёр» предназначена для работы с детьми 5-7 лет. Срок реализации программы – 2 года. Занятия проводятся по подгруппам (по 6-8 человек). Периодичность проведения занятий 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 25-30 мин.
Планируемые результаты.
Таким образом, использование тренажеров в физическом развитии и оздоровлении детей доказало эффективность и необходимость организации дополнительного образования в ДОУ, которое предоставляет неоценимые возможности для реализации поставленных задач. Применение тренажеров позволяет обеспечить развитие двигательных качеств и двигательных способностей у детей оптимальным способом, интересным и доступным им, дает возможность для формирования у детей правильных представлений о технике сложных двигательных действий.
Использование спортивных тренажёров:
- Сыграет роль в обновлении содержания физкультурно-оздоровительной работы, к оптимизации двигательной активности дошкольников.
- Поможет удовлетворить естественные потребности детей в движении, позволит детям овладеть комплексом упражнений, способствующих укреплению: мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног.
- Разовьют и улучшат: выносливость, быстроту движений, координацию, гибкость.
- Значительно повысят эмоциональный тонус, активизируют познавательную деятельность.
- Воспитают выдержку, решительность, смелость, любознательность, воображение.
- Сформируют стремление к физическому самосовершенствованию, стойкую привычку к занятиям физкультурой и спортом.
К концу года:
• у детей отмечается устойчивый интерес к знаниям, интерес и потребность в выполнении физических упражнений;
• снижен показатель низкого уровня физической подготовленности;
• увеличен уровень физической подготовленности детей в два раза;
• у детей сформированы нравственно-волевые качества – дисциплинированность, честность, настойчивость, решительность;
• у детей, постоянно занимающихся в тренажерном зале, крепкое здоровье, они инициативны, отзывчивы.
Педагогический мониторинг (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.
В качестве показателей физической подготовленности выступают определенные двигательные качества и способности ребенка, такие как ловкость (координационные способности), гибкость, силовые качества. Уровень развития двигательных качеств оценивается с помощью диагностических тестов на физическую подготовленность.
2 раздел. Содержательный
Программа рассчитана на одно занятие в неделю (32 - в год), для детей 5-7 лет, продолжительностью 25-30 мин. В основу физкультурных занятий с тренажерами положен индивидуально-дифференцированный подход. Занятия проводятся по подгруппам. В первую и вторую неделю сентября, в третью и четвёртую неделю мая во время мониторинга работа с тренажерами не планируется.
Методы и приёмы обучения:
Словесный метод
– беседа, рассказ, описание (используется при ознакомлении детей с техникой новых упражнений и тактикой использования тренажёров);
- объяснение (разъяснение чего-либо, ответ на вопрос «почему?»);
- сопровождающие объяснения – это комментарии и замечания, которые сопровождают демонстрацию упражнения или его выполнение по ходу действий;
- разбор (помогает подвести итог проделанной работы);
- указания, словесная инструкция (подача команд, сигналов).
Наглядный метод
- показ физических упражнений, использование наглядных пособий (картины, рисунки);
- имитация (подражание животным);
- зрительные ориентиры (предметы, разметка поля);
- музыка и песни.
Тактильно - мышечные приемы. Непосредственная помощь инструктора (страховка, поддержка).
Практический метод
- к этому методу относится расчлененный показ двигательного действия в более медленном темпе;
- самостоятельное выполнение действия во время слушания указаний инструктора:
- повторение упражнений без изменений и с изменениями;
- проведение упражнений в игровой форме;
- подвижные игры.
Методика проведения занятий с тренажерами
Занятия по физической культуре с простейшими и со сложными тренажерами состоит из трех частей:
Первая часть – разминка (5-7 минут). Включает ходьбу в разном темпе, легкий непрерывный бег (1,5-3 минуты), подскоки, прыжки, дыхательные и игровые упражнения на внимание и ориентировку в пространстве. Заканчивается разминка построением в колонну по два, в шеренгу, в несколько колонн, кругов, произвольно. Дозировка физической нагрузки подбирается с учетом функциональных возможностей детей. Разминка направлена на психологическую и физиологическую подготовку.
Основная часть – (18-20 минут) начинается с выполнения с детьми комплекса общеразвивающих упражнений с тренажерами, которые требуют силы, ловкости, выносливости, быстроты действий. На этапе разучивания комплекса упражнений с тренажерами не следует концентрировать внимание на согласованности действий и четкости их выполнения. Музыкальное сопровождение не дается. Дети выполняют упражнения по показу в среднем темпе. Упражнения предусматривают постепенную физическую нагрузку на разные группы мышц рук, плечевого пояса, ног, живота, спины. Амплитуда движений не должна быть слишком большой: достаточно высокая нагрузка приходится на суставы, связки, мышцы, а они у детей еще недостаточно крепкие.
В процессе выполнения общеразвивающих упражнений с тренажерами у детей постепенно вырабатывается общая выносливость. К 6 годам они способны выполнять упражнения не только по показу педагога, но и на основе его объяснений и указаний. Потому что уже осознают двигательную задачу, имеют достаточно четкие представления о направлении движений (в стороны, вправо, влево, вверх, вниз), способны контролировать свои действия и добиваться их четкого выполнения.
На занятиях следует планировать не более 7-10 упражнений с простейшими тренажерами из разных исходных положений. Каждое повторяется 3-7 раз в зависимости от его сложности и подготовленности детей. В каждое занятие можно включать не более двух новых упражнений.
При выполнении упражнений на сложных тренажерах особое внимание следует обращать на осанку и дыхание детей, контролируя сочетание вдоха и выдоха с определенными моментами движения.
Для каждого упражнения важно предусмотреть название, а также смену исходных положений. В процессе обучения необходимо использовать разные методы и приемы: показ воспитателем или ребенком, словесное объяснение, звуковое сопровождение (счет, удары, звуки и т.д.). Следует помнить: частота и глубина дыхания связаны с интенсивностью и характером физической и эмоциональной нагрузки. Важно не забывать о поощрениях детей: слишком строгая оценка может способствовать появлению негативного отношения к занятиям. В течение учебного года следует постепенно добиваться от детей качественного выполнения упражнений с тренажерами. Освоенный комплекс может проводиться под музыку.
Основная часть занятия предусматривает индивидуальное обучение детей основным видам движений. После выполнения комплекса упражнений с простейшими тренажерами даются упражнения в основных видах движений и одно игровое, подобранное с учетом уровня двигательной активности детей.
Детям первой подгруппы (с высокой двигательной активностью и хорошей физической подготовленностью) предлагаются достаточно сложные задания: продолжительность непрерывного бега составляет 2-3 минуты. Полоса препятствий преодолевается 3-4 раза в прямом и обратном порядке. Можно предложить детям несколько вариантов полосы препятствий с использованием разных модулей и физкультурных пособий (кольца, кубы, конусы, гимнастическая стенка, наклонные бумы, дуги разной высоты, игровой лабиринт и т.д.). К детям предъявляют достаточно высокие требования с точки зрения качества выполнения движений. Им предлагаются игровые упражнения на развитие внимания, координации движений, ловкости и точности выполнения действий.
Детям второй подгруппы (с низким уровнем двигательной активности и слабой физической подготовленностью) дают простые двигательные задания: длительность бега составляет 1-2 минуты, упражнения на полосе препятствий повторяются 1-3 раза в одном направлении. Дети выполняют произвольные движения под музыку, а также игровые упражнения на развитие быстроты движений, переключения с одного вида деятельности на другой, ловкости. К качеству выполнения движений предъявляются менее высокие требования по сравнению с первой подгруппой.
Заключительная часть - занятия (3-4 минуты) направлена на обеспечение плавного снижения физической нагрузки, на снятие возбужденности у детей. В эту часть занятия, как правило, включают спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями или малоподвижную игру.
План работы на тренажёрах в старшей группе
Месяц | Содержание занятия | ||
Сентябрь | 1 часть ( Разминка – 5-7 мин) | 2 часть (основная – 15-20 мин) | 3 часть (заключительная 3-4 мин) |
1 неделя | Мониторинг | ||
2 неделя | Мониторинг | ||
3 неделя | Разновидности ходьбы и бега. | Работа на простейших тренажёрах (гантели). Ползание по гимн. скамейке; упр. на равновесие; броски и ловля мяча. Подвижная игра «Удочка». | Игра «Угадай, чей голосок». |
4 неделя | Разновидности ходьбы и бега. | Работа на простейших тренажёрах (диск «Здоровье»). Пролезание в обруч; упр. на равновесие; прыжки. Подвижная игра «Мы весёлые ребята». | Ходьба по залу с заданиями для рук. Упражнения на коррекцию осанки. |
Октябрь 1 неделя | Разновидности ходьбы и бега. | Работа на простейших тренажёрах (гимнастический ролик). Упр. на равновесие; прыжки; броски мяча в шеренгах. Подвижная игра «Перелёт птиц». | Игра малой подвижности «Найди и промолчи». |
2 неделя | Разновидности ходьбы и бега. | Работа на простейших тренажёрах (массажные мячи). Прыжки; броски мяча друг другу; ползание. Подвижная игра «Не оставайся на полу». | Игра малой подвижности «У кого мяч?». |
3 неделя | Разновидности ходьбы и бега. | Работа на простейших тренажёрах (кистевые эспандеры). Метание; лазание; равновесие. Подвижная игра «Удочка». | Медленный бег. Ходьба. |
4 неделя | Разновидности ходьбы и бега. | Работа на простейших тренажёрах (фитбол). Ползание; равновесие; прыжки. Подвижная игра «Гуси – лебеди». | Игра малой подвижности «Летает – не летает». |
Ноябрь 1 неделя | Разновидности ходьбы и бега. | Работа на простейших тренажёрах (балансир). Равновесие; прыжки; переброска мяча в шеренгах. Подвижная игра «Пожарные на учении». | Игра малой подвижности «Найди и промолчи». |
2 неделя | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение | Работа на простейших тренажёрах (гантели). Прыжки; переползание; ведение мяча. Подвижная игра «Не оставайся на полу». | Ходьба по залу. |
3 неделя | Разновидности ходьбы и бега. | Работа на простейших тренажёрах (диск «Здоровье»). Ведение мяча; пролезание в обруч; равновесие. Подвижная игра «Удочка». | Ходьба по залу. Упражнения на расслабление |
4 неделя | Разновидности ходьбы. Игровое упр. «Фигуры». | Работа на простейших тренажёрах (гимнастический ролик). Лазанье; равновесие; прыжки. Подвижная игра «Пожарные на учении». | Ходьба по залу. Игра малой подвижности «У кого мяч?». |
Декабрь 1 неделя | Разновидности ходьбы и бега. | Работа на простейших тренажёрах (массажные мячи). Равновесие; прыжки; броски мяча. Подвижная игра «Ловишки с ленточками». | Игра «сделай фигуру». |
2 неделя | Разновидности ходьбы и бега. | Работа на простейших тренажёрах (кистевые эспандеры). Прыжки; броски мяча; ползание. Подвижная игра «Не оставайся на полу». | Ходьба обычная. Игра малой подвижности «У кого мяч?». |
3 неделя | Игровое упражнение «Сделай фигуру». Дыхательное упражнение | Работа на простейших тренажёрах (фитбол). Подвижная игра «Охотник и зайцы». | Игра малой подвижности «Летает – не летает». |
4 неделя | Разновидности ходьбы и бега. | Работа на простейших тренажёрах (балансир). Лазанье; равновесие; прыжки. Подвижная игра «Хитрая лиса». | Разновидности ходьбы и бега |
Январь 1 неделя | Разновидности ходьбы и бега. | Работа на простейших тренажёрах (гантели). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Медведи и пчёлы». | Ходьба по залу. |
2 неделя | Разновидности ходьбы и бега. | Работа на простейших тренажёрах (диск «Здоровье»). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Совушка». | Ходьба по залу. |
3 неделя | Разновидности ходьбы и бега. | Работа на простейших тренажёрах (гимнастический ролик). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Не оставайся на полу». | Игра малой подвижности по выбору детей. |
4 неделя | Разновидности ходьбы и бега. | Работа на простейших тренажёрах (массажные мячи). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Хитрая лиса». | Ходьба по залу. |
Февраль 1 неделя | Разновидности ходьбы и бега. | Работа на простейших тренажёрах (кистевые эспандеры). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «охотники и зайцы». | Упражнение для снятия напряжения и усталости |
2 неделя | Разновидности ходьбы и бега. | Работа на простейших тренажёрах (фитбол). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Не оставайся на полу». | Упражнение на расслабление. Игровое упражнение «Нос – пол – потолок» |
3 неделя | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение | Работа на простейших тренажёрах (балансир). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Мышеловка». | Ходьба по залу. |
4 неделя | Разновидности ходьбы и бега | Работа на простейших тренажёрах (гантели). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Гуси - лебеди». | Ходьба обычная. Самомассаж ног |
Март 1 неделя | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение | Работа на простейших тренажёрах (диск «Здоровье». Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Пожарные на учении». | Упражнение для снятия напряжения и усталости «Котята отправляются путешествовать» |
2 неделя | Ходьба, бег между кубиками. | Работа на простейших тренажёрах (гимнастический ролик). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Медведи и пчёлы». | Упражнение для снятия напряжения и усталости |
3 неделя | Разновидности ходьбы и бега. | Работа на простейших тренажёрах (массажные мячи). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Стоп». | Игра малой подвижности «Воротца» |
4 неделя | Разновидности ходьбы и бега. | Работа на простейших тренажёрах (кистевые эспандеры). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Не оставайся на полу». | Игровое упражнение «Балерина» |
Апрель 1 неделя | Разновидности ходьбы и бега. | Работа на простейших тренажёрах (фитбол). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Медведь и пчёлы». | Упражнение «Черепашка» для снятия напряжения и усталости |
2 неделя | Разновидности ходьбы и бега. | Работа на простейших тренажёрах (балансир). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Стой». | Игра малой подвижности «Гномы – великаны». |
3 неделя | Разновидности ходьбы и бега. | Работа на простейших тренажёрах (гантели). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Удочка». | Упражнение на расслабление мышц. |
4 неделя | Разновидности ходьбы и бега. | Работа на простейших тренажёрах (диск «Здоровье»). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Горелки». | Игра малой подвижности «Угадай, чей голосок». |
Май 1 неделя | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение | Работа на простейших тренажёрах (гимнастический ролик). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Мышеловка». | Игра малой подвижности «Что изменилось?». |
2 неделя | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение | Работа на простейших тренажёрах (массажные мячи). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Не оставайся на полу». | Игра малой подвижности «Найди и промолчи». |
3 неделя | Мониторинг | ||
4 неделя | Мониторинг |
План работы на тренажёрах в подготовительной группе
Месяц | Содержание занятия | ||
Сентябрь | 1 часть ( Разминка – 5-7 мин) | 2 часть (основная – 15-20 мин) | 3 часть (заключительная 3-4 мин) |
1 неделя | Мониторинг | ||
2 неделя | Мониторинг | ||
3 неделя | Разновидности ходьбы и бега. Прыжки на двух ногах через препятствия | Работа на простейших тренажёрах (гантели) Работа на сложных тренажерах. Эстафета с мячом | Игра «Угадай, чей голосок». Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» |
4 неделя | Разновидности ходьбы и бега. Прыжки через шнур на двух ногах вправо-влево. | Работа на простейших тренажёрах (диск «Здоровье»). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Рыбаки и рыбки» | Ходьба по залу. Упражнения на коррекцию осанки |
Октябрь 1 неделя | Разновидности ходьбы и бега. Прыжки на двух ногах через набивные мячи | Работа на простейших тренажёрах (гимнастический ролик). Работа на сложных тренажёрах. Подвижная игра «Цапля и лягушки» | Игра малой подвижности «Фигуры» |
2 неделя | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение | Работа на простейших тренажёрах (массажные мячи). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Найди свой цвет» | Ходьба по залу. Упражнения на расслабление |
3 неделя | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Паровозик» | Работа на простейших тренажёрах (кистевые эспандеры). Работа на сложных тренажерах. Эстафета с обручами | Медленный бег. Ходьба. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» |
4 неделя | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Пловец кролем» | Работа на простейших тренажёрах (фитбол). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Вороны и гнезда» | Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» |
Ноябрь 1 неделя | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Заблудился» | Работа на простейших тренажёрах (балансир). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Вороны и гнезда» | Ходьба по залу. Упражнения на коррекцию осанки |
2 неделя | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение | Работа на простейших тренажёрах (гантели). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «У медведя во бору» | Ходьба по залу. Упражнения в расслаблении мышц на фитболе |
3 неделя | Разновидности ходьбы и бега. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед: мелкие (Зайчики) и длинные (Кенгуру). Дыхательное упражнение | Работа на простейших тренажёрах (диск «Здоровье»). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Зайцы и медведь» | Ходьба по залу. Упражнения на расслабление |
4 неделя | Разновидности ходьбы. Подвижная игра «Карусель». Дыхательное упражнение | Работа на простейших тренажёрах (гимнастический ролик). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Ловишка с ленточками» | Ходьба по залу. Легкий бег. |
Декабрь 1 неделя | Разновидности ходьбы и бега. Прыжки через шнур на двух ногах вправо-влево. Дыхательное упражнение | Работа на простейших тренажёрах (массажные мячи). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Дискотека с фитболом» | Ходьба по залу между фитболами. Упражнение для расслабления мышц на фитболе |
2 неделя | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Шарик» | Работа на простейших тренажёрах (кистевые эспандеры). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Салки с мячом» | Ходьба обычная. Самомассаж ног |
3 неделя | Игровое упражнение «Катушка». Дыхательное упражнение | Работа на простейших тренажёрах (фитбол). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Рыбаки и рыбки» | Игра-упражнение «Ходим в шляпах». Самомассаж ног |
4 неделя | Разновидности ходьбы и бега. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Дыхательное упражнение | Работа на простейших тренажёрах (балансир). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Мороз Красный нос» | Разновидности ходьбы и бега |
Январь 1 неделя | Разновидности ходьбы и бега. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед. Дыхательное упражнение | Работа на простейших тренажёрах (гантели). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Фитбол – задорная игра» | Ходьба по залу. Вис на гимнастической стенке. Ходьба. |
2 неделя | Разновидности ходьбы и бега. Задания с мячом. Дыхательное упражнение | Работа на простейших тренажёрах (диск «Здоровье»). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Два Мороза» | Ходьба по залу. Вис на гимнастической стенке. Ходьба. |
3 неделя | Разновидности ходьбы и бега. Прыжки на одной ноге. Дыхательное упражнение | Работа на простейших тренажёрах (гимнастический ролик). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Удочка» | Игровое упражнение «Два и три» |
4 неделя | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение | Работа на простейших тренажёрах (массажные мячи). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Хитрая лиса» | Игровое упражнение «Жучок на спине» |
Февраль | Игровое задание «Пауки и мухи». Игра «Узнай по голосу» | Работа на простейших тренажёрах (кистевые эспандеры). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Волк во рву» | Упражнение «Червячок» для снятия напряжения и усталости |
Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Пловцы» | Работа на простейших тренажёрах (фитбол). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Найди себе пару» | Упражнение на расслабление. Игровое упражнение «Нос – пол – потолок» | |
Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение | Работа на простейших тренажёрах (балансир). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Рыбаки и рыбки» | Ходьба по залу между фитболами. Упражнение для расслабления мышц на фитболе | |
Разновидности ходьбы и бега | Работа на простейших тренажёрах (гантели). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Самолеты» | Ходьба обычная. Самомассаж ног | |
Март | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение | Работа на простейших тренажёрах (диск «Здоровье»). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Ловишка с ленточками» | Упражнение для снятия напряжения и усталости «Котята отправляются путешествовать» |
Ходьба, бег. Дыхательное упражнение «Пловец кролем». Распределение детей по тренажерам | Работа на простейших тренажёрах (гимнастический ролик). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Найди себе пару» | Упражнение «Дерево» для снятия напряжения и усталости | |
Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Заблудился» | Работа на простейших тренажёрах (массажные мячи). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Мы – веселые ребята» | Игра малой подвижности «Воротца» | |
Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Котик хочет с нами поиграть» | Работа на простейших тренажёрах (кистевые эспандеры). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Не оставайся на полу» | Игровое упражнение «Балерина» | |
Апрель | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Вырастим большими». Распределение детей по тренажерам | Работа на простейших тренажёрах (фитбол). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Мы – веселые ребята» | Упражнение «Черепашка» для снятия напряжения и усталости |
Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Поедем на автомобиле» | Работа на простейших тренажёрах (балансир). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Перелет птиц» | Упражнение «Астры» для снятия напряжения и усталости | |
Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Каша кипит» | Работа на простейших тренажёрах (гантели). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Водяной, водяной» | Релаксация «Встреча с Дюймовочкой» | |
Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Роза распускается» | Работа на простейших тренажёрах (диск «Здоровье»). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Караси и щука» | Упражнение для снятия напряжения и усталости | |
Май 1 неделя | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение | Работа на простейших тренажёрах (гимнастический ролик). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Найди себе пару» | Ходьба по залу между фитболами. Упражнение для расслабления мышц на фитболе |
2 неделя | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение | Работа на простейших тренажёрах (массажные мячи). Работа на сложных тренажерах. Подвижная игра «Мы – веселые ребята» | Работа на тренажерах. Подвижная игра «Удочка» |
3 неделя | Мониторинг | ||
4 неделя | Мониторинг |
3раздел. Организационный
Занятия с использованием тренажеров проводятся в музыкально/спортивном зале, в первую половину дня, по подгруппам. В физкультурном центре зала имеется спортивное оборудование:
1 Скамейка гимнастическая-2
2 Банкетка-1
3 Гимнастическая стенка ФКС «Юниор» четырёх опорный (3,55) -1
4 Баскетбольное кольцо-1
5 Мяч в/б-4
6 Мяч ф/б-2
7 Мяч резиновый -20
8 Мяч гимнастический -3
9 Кегли-3 набора
10 Бадминтон- 3
11 Дорожка массажная-3
12 Дорожка «Бум»-1
13 Гимнастический коврик-20
14 Мешочек с песком-20
15 Мяч массажный-5
16 Палка гимнастическая-20
17 Обруч -18
18 Щит для метания -2
19 Кольцебросс-2
20 Медицинбол-2
21 Флажки-20
22 Скакалка-20
23 Мячи для метания 150 грамм-14
24 Косички -20
35 Тоннели -2
26 Мешки для бега-2
27 Наклонная лестница деревянная-1
28 Канат -1
29 Игра «Ловушка»- 4
30 Кубики деревянные-40
31 Ленточки-20
32 Султанчики -20
33 Платочки цветные-20
34 Погремушки-15
35 Мягкие модули-1 набор
36 Дуги-6
37 Ребристая доска-1
38 Секундомер-2
39 Набор физкультурного оборудования с тележкой-1
40 Городки (дерево) -1
41 Городки (пластик)-1
42 Мат «Прыгун»-1
43 Мяч прыгун (гирька)-3
44 Доска наклонная навесная-1
45 Балансир из дерева прямоугольный-1
Простейшие тренажеры:
- гантели
- кистевые эспандеры
- гимнастические палки
- массажные мячи
- массажные дорожки
- диск здоровья;
Сложные тренажеры:
- тренажер «Бегущая по волнам»;
- тренажер «Наездник»;
- велотренажер «Велосипед»;
- тренажер «Степпер с ручкой»;
- тренажер «Мульти-ровер».
Информационно-методическое обеспечение:
Власенко Н.Э Фитнес в детском саду – Пралеска, 2006, №7.
Власенко Н.Э С физкультурой в дружбе – Пралеска, 2008, №3.
Власенко Н.Э. Фитнес для дошкольников – Содействие, 2008.
Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении – «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
Ермак Н.Н. Физкультурные занятия в детском саду: творческая школа для дошколят – Феникс, 2004.
Железняк Н.Ч. Физкультура для старших дошкольников: играем, тренируемся, развиваемся: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования – ООО «ИД «Белый ветер», 2008.
Жукова Л. Занятия с тренажерами – Дошкольное воспитание, 2007, №1.
Рунова М.А. Тренажер – мой друг. – Дошкольное воспитание, 2008, № 8.
Рунова М.А. Использование тренажеров в детском саду (методическое пособие), 2005.
Общероссийский общественный Фонд «Социальное развитие России».
Чечета М.В. Фитбол – гимнастика в детском саду, 2003.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Тесты для определения скоростно-силовых качеств
Прыжок в длину с места
Этот тест можно проводить в физкультурном зале на поролоновом мате, на котором нанесена разметка через каждые 10 см. Тестирование проводят два человека. Первый объясняет задание и следит за тем, чтобы ребенок принял исходное положение для прыжка, дает команду «прыжок»; второй с помощью сантиметровой ленты замеряет длину прыжка.
Ребенок встает у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Педагог измеряет расстояние от линии старта до пятки «ближней ноги» с точностью до 1 см. Делаются две попытки, в протокол заносится лучший результат. Следует давать качественную оценку прыжка по основным элементам движения: исходное положение, энергичное отталкивание ногами, взмах руками при отталкивании, группировка во время полета, мягкое приземление с перекатом с пятки на всю стопу. Если ребенок после приземления упал или сделал шаг назад, то засчитывается попытка и фиксируется тот результат, который отмечается в момент постановки ног на опору.
Бросок набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками стоя
По данному тесту также можно оценить уровень физического развития детей, их ориентировочные реакции и координационные способности.
Ребенок встает у контрольной линии, берет мяч и бросает его из-за головы как можно дальше. При этом одна нога - впереди, другая - сзади. При броске мяча ступни ног ребенка не должны отрываться от пола. Делаются два броска подряд, фиксируется лучший результат.
Тесты для определения ловкости и координационных способностей
Челночный бег 3 раза по 10 м
Данный тест помогает определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «марш» (в этот момент педагог включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 штук). Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его. Фиксируется общее время бега.
Тест на координационные способности
Сохранение равновесия
Ребенок встает в стойку (носок сзади стоящей ноги примыкает к пятке впереди стоящей ноги) и пытается при этом сохранить равновесие. Ребенок выполняет задание с открытыми глазами.
Тест на гибкость
Наклон вперед из положения стоя
Тест характеризует подвижность всех звеньев опорно-двигательного аппарата, эластичность мышц и связок.
Ребенок встает на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметке). Дается задание наклониться вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придержать педагог). Второй педагог по линейке, установленной перпендикулярно скамье, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если ребенок не дотянулся до нулевой отметки (поверхность скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент «достань игрушку».
Задачи для каждого номера любого блока:
1-е занятие:
- познакомить с первыми упражнениями определённого комплекса;
-познакомить с техникой выполнения упражнений на определённых тренажёрах, используя метод круговой тренировки.
2-е занятие:
- познакомить со следующими упражнениями комплекса;
- разучить упражнения на тренажёрах, с которыми работали на предыдущем занятии.
3-е занятие:
- закреплять навыки выполнения всего комплекса упражнений;
- закреплять навык выполнения упражнений на тренажёрах.
4-е занятие:
- совершенствовать умение выполнять комплекс упражнений;
- совершенствовать навык выполнения упражнений на тренажёрах.
Помимо этого на каждом занятии реализуются и общие задачи, такие как совершенствование опорно-двигательного аппарата, функциональных возможностей всех органов и систем, развитие мышления, воображения, воспитание положительных моральных качеств и взаимоотношений.
Велико значение тренажеров на групповых занятиях и в индивидуальной работе с отстающими детьми, имеющими определенные проблемы в физическом развитии и здоровье, а также для повышения двигательной активности детей в их самостоятельной деятельности.
Таким образом, использование тренажеров в физическом развитии и оздоровлении детей доказало эффективность и необходимость организации дополнительного образования в ДОУ, которое предоставляет неоценимые возможности для реализации поставленных задач. Применение тренажеров позволяет обеспечить развитие двигательных качеств и двигательных способностей у детей оптимальным способом, интересным и доступным им, дает возможность для формирования у детей правильных представлений о технике сложных двигательных действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Тренажер - мой друг"
Консультация "Тренажер мой друг " предназначена для родителей. Целью данного материала является осуществление разностороннего педагогического просвещения родителей в вопросах физического развития дете...
Тренажер для развития речи и моторики рук.
С помощью этого простого тренажера сделанного из бросового материала можно развивать моторику рук ребенка.Также все картинки здесь имеют имя существительноен.Поэтому можно спросить ребенка: Что...
Программа работы на тренажерах со старшими дошкольниками
Программа работы на тренажерах...
Авторская программа занятий на тренажерах в ДОУ "Крепыши"
Вашему вниманию представлена авторская программа занятий на тренажерах "Крепыши",новая эффективная форма физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ...
Работа на специальных тренажерах для повышения остроты зрения.
Тренажёр "Видеоазимут"Этот тренажёр нужен для укрепления глазодвигательных мышц, которые помогают глазу следить за передвигающимися предметами в горизонтальной плоскости перед человеком. Укрепив эти м...
Развивающие игры-тренажеры из бросового материала
В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии детей. У детей раннего возраста в настоящее время слабое развитие кисти и пальцев, дети плохо запоминают цвет, размер, формы. Это нато...
Статья: " Тренажеры в системе физического воспитания старших дошкольгников"
Статья по физическому развитию, о применении тренажеров в дошкольных учреждениях....