Картотека русских народных игр
картотека по физкультуре (средняя группа) на тему
В этой картотеке вы найдёте игры для любого возраста, не требующие специального оборудования. Здесь представлены игры с бегом, прыжками и мячом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_podvizhnye_igry.doc | 165 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
Картотека русских народных игр.
Старший возраст
«Гори ясно» Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту. Ход игры: Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке. Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком. Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми. Играющие хором поют считалочку: «Гори, гори ясно, Чтобы не погасло, Раз, два, три!» На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его. |
«Ворон» Цель: двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения. Ход игры: Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребёнок, изображающий «ворона». (Он стоит в кругу вместе со всеми) Ой, ребята, та-ра-ра! На горе стоит гора, А на той горе дубок, А на дубе воронок. Ворон в красных сапогах, В позолоченных серьгах. Черный ворон на дубу, Он играет во трубу. Труба точеная, Позолоченная, Труба ладная, Песня складная. С окончание песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон» обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг. |
«Солнце» Цель: действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу. Ход игры: Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок. Гори солнце ярче, - Дети ходят Лето будет жарче. - по кругу. Я зима теплее, - Идут в центр. А весна милее - Из центра обратно. А зима теплее, - В центр. А весна милее. - Обратно. После слов «солнце» (ловишка) ловит детей. |
«Теремок» Цель: развивать у детей умение передавать в движении содержание музыкального произведения. Воспитывать выдержку, выразительность игровых образов. Ход игры: Дети стоят, взявшись за руки в кругу. Заранее выбранные «звери» - Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка и Медведь. Стоит в поле теремок, теремок. Дети («теремок») идут по Он не низок, не высок, не высок. кругу и поют. Вот по полю, полю мышка бежит, Мышка бежит за кругом. У дверей остановилась и стучит: Дети останавливаются. «Кто, кто в теремочке живёт? Мышка стучит, поёт, Кто, кто в не высоком живёт?» вбегает в круг. Стоит в поле теремок, теремок. Дети («теремок») идут по Он не низок, не высок, не высок. кругу и поют. Вот по полю лягушка бежит, Лягушка прыгает за кругом. У дверей остановилась и стучит: Дети останавливаются. «Кто, кто в теремочке живёт? Лягушка стучит и поёт. Кто, кто в не высоком живёт?» Мышка. «Я – Мышка – норушка, а ты кто?» Лягушка. «А я – Лягушка – квакушка» Мышка. «Иди ко мне жить!» Таким же образом входят в круг «Лисичка» и «Зайка». Когда к терему подходит «Медведь», он говорит: «Я Мишка – всех ловишка» - все звери разбегаются, а Медведь их ловит. |
«Сова» Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать выдержку, внимание. Проявлять творчество. Ход игры: Один из играющих изображает «сову», остальные –мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!» Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер1» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют: Ах ты, совушка - сова, Золотая голова. Что ты ночью не спишь, Всё на нас глядишь? Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает. |
«Чурилки» Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту. Ход игры: Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют: Колокольцы, бубенцы, Раззвонились удальцы. Диги-диги-диги-дон, Отгадай, откуда звон? После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается. |
«Баба - Яга» Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ. Ход игры: Играющие выбирают Баба – Яга. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют: Баба-Яга, костяная нога,, - Дети ходят по кругу С печки упала, ногу сломала. Пошла в огород, испугала народ. - Идут в центр. Побежала в баньку, - Из круга обратно. Испугала зайку. После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей. |
«У медведя во бору» Цель: развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей выдержку. Продолжать учить стремительному бегу. Ход игры: Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют: У медведя во бору, Грибы, ягоды беру. А медведь не спит, Всё на нас глядит. А потом как зарычит И за нами побежит. Медведь встает и начинает гоняться за детьми. |
«Угадай, кто зовёт?» Цель: развивать у детей тембровый слух. Упражнять в умении самостоятельно начинать движение и заканчивать его. Ход игры: Дети стоят в кругу. В центре водящий – «медведь». Дети идут по кругу и поют: Медведь, медведь, мы к тебе пришли, «Медведь» ходит вперевалочку Мы к тебе пришли, медку принесли. Дети протягивают руки вперёд, ладошками вверх, предлагают медведю мёд. Медведь, медведь, получай-ка мёд, «Медведь» кушает мёд Получай-ка мёд, угадай, кто зовёт? Медведь закрывает глаза. Взрослый предлагает (показывая на ребенка) позвать медведя. Ребенок, кого выбрали, говорит: «Медведь», «Медведь» старается угадать того, кто его позвал. |
«Репка» Цель: продолжать учить спокойному, хороводному шагу и легкому бегу. Воспитывать выдержку, выразительность игры Ход игры: Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют: У медведя во бору, Грибы, ягоды беру. А медведь не спит, Всё на нас глядит. А потом как зарычит И за нами побежит. Медведь встает и начинает гоняться за детьми. |
«Сороконожка» Цель: совершенствовать умение детей ходить пружинным шагом, высоко поднимая ноги, легко бегать, ходить топающим шагом. Движения передавать в характере музыки Ход игры: Дети встают друг с другом и поют: Шла сороконожка Идут «паровозиком» пружинным шагом По сухой дорожке. Вдруг закапал дождик: кап! Лёгкий бег - Ой, промокнут сорок лап! Насморк мне не нужен, Идут высоко поднимая ноги Обойду я лужи. Грязи в дом не принесу, Стоя трясут правой ногой Каждой лапкой потрясу. Левой ногой Шла сороконожка Идут «паровозиком» пружинным шагом По сухой дорожке И затопала потом, Идут, топая ногами - Ой, какой от лапок гром! |
«Ловушка» Цель: выразительно передавать содержание музыки. Самостоятельно начинать движение после вступления. Быстро реагировать на смену регистра, сменой движений. Упражнять в поскоке, легком беге и простом шаге. Воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам игры, укреплять дружеские, доброжелательные взаимоотношения. Ход игры: Играющие стоят в кругу, в разных местах которого выбирают 5-6 детей. Им дают цветные платочки. Все стоят в общем кругу. Дети идут по кругу и поют: Скок, скок, сапожок, Выходи-ка на лужок, То прыжком, то бочком, Топай, топай каблучком. Останавливаются. Дети с платочками выходят в середину круга, двигаются внутри него легким поскоком. Стоящие по кругу дети хлопают в ладоши. |
«Катай каравай» Ход игры: Одному из детей завязывают глаза, потом поворачивают его несколько раз вокруг оси и, продолжая поворачивать поют: Катай каравай, Поворачивай , давай, К лесу – куролесу, В огород залезу, Плетень изломаю, Гряды ископаю. Говори, слепой,- Куда головой? «Слепой» должен отгадать и назвать место, куда он повернут головой. Например, к стене, к окну и т.д. Если он отгадывает правильно, тот его место занимает другой участник. |
«Аисты и лягушки» Ход игры: Дети делятся на две группы: «аисты» и «лягушки» - и располагаются на противоположных сторонах площадки. Аисты стоят на одной ноге, а Лягушки прыгают к ним со словами: На одной ноге стоишь, На болото ты глядишь, А мы весело, прыг – скок, Догони – ка нас, дружок! Аисты догоняют Лягушек. На следующий раз дети меняются ролями. |
«Гори ясно» Ход игры: |
Дети стоят в кругу и держатся за руки. В середине – ребенок с платочком в руке (водящий). Сначала дети идут по кругу вправо, а водящий машет платочком. Затем дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий двигается поскоками внутри круга. С окончанием музыки останавливаются и поворачиваются лицом к двум стоящим в кругу детям. Затем играющие хором поют считалку: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Раз, два, три! На слова «Раз, два, три» дети три раза хлопают в ладоши, а водящий три раза взмахивает платочком. После этого двое ребят, напротив которых остановился водящий, поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, чтобы взять у водящего платок и поднять его вверх. Игра повторяется. |
«Краски» Ход игры: Играющие выбирают хозяина и покупателя– черта. Все остальные – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и так, чтобы не услышали покупатели, называет его хозяину. Потом хозяин приглашает покупателя. Подходит черт, стучит палочкой о землю и говорит с хозяином: - Тук, тук! - Кто пришел? - Я черт с рогами, с горячими порогами, С неба свалился, в горшок провалился! -Зачем пришел? - За краской. - За какой? - За красной. Если красной краски нет, хозяин говорит: - Нет такой. Ступай домой. По своей дорожке кривой. Если краска есть, хозяин говорит: Скачи на одной ножке по красной дорожке Найди красные сапожки. Поноси, поноси И назад принеси! В это время красная краска убегает. А черт пытается ее догнать. |
«Колечко» Ход игры: Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает: Я по горенке иду, колечко несу! Угадайте – ка, ребята, где золото упало?» Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова: Колечко, колечко, Выйди на крылечко! Кто с крылечка сойдет, Тот колечко найдет! Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру |
«Пчелы» Ход игры: Выбирается участник – изображающий цветок. Остальные ребята делятся на 2 группы – сторожей и пчел. Сторожа, взявшись за руки ходят вокруг цветка и поют: Пчелки яровые Крылья золотые Что вы сидите? В поле не летите? Аль вас дождиком сечет, Аль вас солнышком печет? Летите за горы высокие, За леса зеленые. На кругленький лужок, На лазоревый цветок. Пчелы стараются забежать в круг, а сторожа, то поднимая, то опуская руки мешают им. Как только одной из пчел удастся проникнуть в круг и коснуться цветка, сторожа не сумевшие уберечь цветка разбегаются. Пчелы бегут за ними стараясь ужалить и пожужжать в уши. |
«Молчанка» Ход игры: Играющие дети выбирают ведущего, садятся вокруг него и поют: Кони, кони, мои кони, Мы сидели на балконе, Чаю пили, чашки мыли, По-турецки говорили: -Чаб – чаляби, чаб – чаляби. Прилетели журавли И сказали нам: «Замри!» А кто первый отомрет, Тот получит шишку в лоб. Не смеяться, не болтать, А солдатиком стоять! Как только споют последнее слово, все замолкают. Водящий старается рассмешить каждого из детей – движениями, смешными гримасами. Если кто – то из игроков засмеется или скажет слово, то отдает водящему фант. В конце игры каждый из участников свой фант выкупает: по желанию водящего выполняют различные действия (поют, читают стих…) |
Средний возраст
«Подкиды» Один из играющих берет в руки мяч и напевает: Оля, Коля, дуб зеленый Ландыш белый, зайка серый Брось! Со словом «Брось!» сильно подбрасывает мяч вверх. Кто из игроков первым на лету его подхватит, тот поет тот же игровой припев и подбрасывает мяч. |
«Обеги круг» Цель: учить двигаться спокойным шагом по кругу. Воспитывать внимание, выдержку. Ход игры: Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Идут по кругу и поют народную считалку: Водица, водица, Студеная быстрица, Обеги вокруг, Напои наш луг! Воспитатель называет двух детей, стоящих рядом друг с другом. Дети поворачиваются спиной и бегут в разные стороны. Каждый старается прибежать на свое место первым. |
«Огуречик» Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед и легкого стремительного бега. Ход игры: Ребенок в шапочке мышки сидит на стуле в стороне. Напротив него группой стоят дети. Руки у играющих находятся на поясе. Дети исполняют потешку: Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик. Легкими прыжками продвигаются к «ловишке». Останавливаются, грозят пальчиком «ловишке» со словами: Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет. Мышка бежит за ребятами, стараясь их догнать. |
«Две тетери» Цель: Совершенствовать спокойный шаг по кругу, легкий бег, выразительность рук. Ход игры: Играющие дети стоят в кругу, взявшись за руки. За кругом двое детей, изображающих тетерев и ребенок – «охотник». Дети идут по кругу и поют: Как на нашем на лугу Стоит чашка творогу.. Останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх. «Взлетают» тетери на слова: Прилетели две тетери, Поклевали - Тетери клюют Улетели … - Улетают. Ш-ш-ш-ш - Дети имитируют движения веточек, шумящих на ветру деревьев. «Охотник» догоняет «тетерев». |
«Жучки» Ход игры: Дети – «жучки» стоят по кругу (врассыпную). В центре водящий – взрослый или ребенок. Водящий поет:
С окончанием песни взрослый, «ловит» жучков. Если «ловишка» ребенок, ему напоминают: «Оленька, лови жучков». |
«Васька - кот» Цель: Ход игры: Из числа играющих выбирается «Кот Васька» и несколько детей «мышат». Все дети становятся в круг. «Кот Васька» выходит на середину круга, а дети – «мышки» - за кругом. Ходит Васька серенький, Дети идут по кругу вправо. Хвост пушистый беленький, Васька - влево Ходит Васька кот. Сядет, умывается, Дети сужают круг, смотрят, как Васька умывается. Лапкой умывается, С окончанием куплета, расширяют круг. Песенки поет. Дом неслышно обойдет, Дети идут вправо, кот – влево. Притаится Васька кот, Серых мышек ждет. Дети делают «ворота». Дети «мышки» бегают через «ворота», то в круг, то из круга. «Кот Васька» старается их поймать. |
«Подними ладошки» Цель: развивать умение выполнять движения по тексту песни, передавать выразительные движения для рук; воспитывать внимание. Ход игры: Дети стоят по кругу и поют:
|
«Скок - поскок» Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед, мягкого пружинного шага, сужения и расширения круга. Ход игры:
Дети стоят по кругу, сложив за спиной руки ладошка к ладошке, имитируя «хвостик». |
«Зайка» Цель: закрепить умение выразительно передавать игровой образ, легко прыгать на 2-х ногах, легко, стремительно бегать. Ход игры:
Взрослый: Зайку кто-то испугал. Дети убегают на места. |
«Курочки и петушок» Цель: Ход игры:
Курочки встают и вместе с петушком уходят домой. С окончанием музыки садятся на насест. |
«Круги» Цель: закрепить умение ходить по кругу, узнавать своих товарищей, развивать внимание. Ход игры: Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Играющие ходят вокруг водящего, стоящего посередине и поют: Становися во кружок, Отгадай, чей голосок. До кого-нибудь коснись, Отгадать поторопись. Играющие останавливаются, а водящий ощупывает детей и старается кого-нибудь угадать и назвать. Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг, становится водящим. |
«Золотые ворота» Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость. Ход игры: Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному). Стоящие поют: Золотые ворота Пропускают не всегда: Первый раз прощается, Второй – запрещается, А на третий раз Не пропустим вас! «Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота». |
«Дедушка» Цель: совершенствовать ходьбу спокойным шагом по кругу, легкий стремительный бег. Ход игры: Выбирается «дедушка», он садится на стул в центре круга. Все играющие, ходят по кругу и поют: Уж ты дедушка седой, Что сидишь ты под водой? Выглянь на минуточку. Посмотри хоть чуточку. Мы пришли к тебе на час, Ну-ка, тронь попробуй нас. «Дедушка» встает с места и начинает ловить играющих, которые убегают на места. |
«Колпачок» (паучок) Ход игры: Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют: Колпачок, колпачок, Тоненькие ножки, Красные сапожки, Мы тебя поили, Мы тебя кормили, На ноги поставили, Танцевать заставили. Все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют: Танцуй, танцуй, Водящий кружится с закрытыми глазами. Сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь! Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами. |
«Огородник» Ход игры: В центре большого круга ставят «пенёк» (стульчик), в круге складывают колышки (либо игрушки, обозначающие овощи). Все играющие стоят за кругом. «Огородник» сидит на пенечке и «тешет колышки», при этом приговаривает: На пенечке я сижу, Мелки колышки тешу, Огород горожу. С окончанием слов играющие стараются быстро вбежать в огород и унести колышки («овощи»). Ребенок, до которого дотронулся «огородник», выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех наберет колышков. |
«Баба-Яга» Цель: закрепить умение ходить по кругу спокойным шагом. Подводить к умению выразительно передавать игровой образ. Закреплять стремительный легкий бег. Воспитывать выдержку. Ход игры: Дети образуют круг. В центре «Баба-Яга». Дети идут по кругу, поют: В тёмном лесе Движения по тексту песни Есть избушка, Стоит задом наперед. В этой маленькой избушке Бабушка – яга живет. Нос крючком, Глаза большие, Перекошена нога, Ах ты, Бабушка-Яга. Уходи, уходи, Больше к нам не приходи. Баба-Яга: Стрелка, стрелка, повернись. А потом остановись. Баба-Яга встает спиной с тем, на кого показала стрелка. По команде: 1,2,3. Беги! Обегают круг и возвращаются на место. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека русских народных игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Картотека русских народных игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста...
Картотека русских народных игр с мячом
Всё новое - это хорошо забытое старое. ...
КАРТОТЕКА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР.
Уважаемые коллеги! Когда вы работаете над темой "Патриотическое воспитание дошкольников", можете использовать данную картотеку. Скачивайте, распечатывайте и играйте. Можете предложить этот материал ро...
Картотека русских народных игр
картотека подвижных народных игр...
Картотека "Русских народных игр"
Русские народные игрыСалки Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков. Но у этой игры есть несколько усложняющи...
Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры. Картотека русских народных игр.
Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры ...
Картотека "Картотека русских народных игр Группа№ 9 (возраст 3-4 года)"
Красота в искусстве есть выражение игры человеческой сущности (Ф. Шиллер). ...Следовательно и игра, и искусство – это способ общения человека и человечества с миром.Сущность человеческой игры пр...