Содержание и методика работы по воспитанию полезных привычек у детей дошкольного возраста на занятиях по физкультуре.
консультация по физкультуре по теме

Комарова Наталья Сергеевна

Из опыта работы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument.docx35.48 КБ

Предварительный просмотр:

Программа Основы Здорового Образа Жизни-это региональная программа, которая присутствует в воспитательно-образовательном  программе  во всех садах нашего города, как компонент, формируемый участниками образовательного процесса.

Целью этой программы является:  формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Программа предусматривает формирование навыков здорового образа жизни, а следовательно в дальнейшем формирование привычки заботиться о своем здоровье.

Что такое привычка- Привычка (англ. habit) - хорошо усвоенное действие, в выполнении которого человек испытывает постоянную потребность. Это действие осуществляется всегда в определенных условиях (зарядка по утрам, выпить чай в 17:00 и т.д.)

Привычка возникает после многократного повторения одного и того же действия - когда оно перестает требовать волевых и познавательных усилий.

При этом важен становится не столько результат, сколько сам процесс, вызывающий какие-либо положительные переживания.

От поведения родителей напрямую зависит формирования привычек поведения у детей, так как многие привычки начинают формироваться в раннем детстве, во многом благодаря подражанию. Привычки возникают во всех сферах деятельности человека, охватывают различные стороны и аспекты поведения человека. Различают полезные и вредные привычки, а также привычки жизненно-важные и общественно-ценные.

Какие же привычки формирует ЗОЖ? Укрепление здоровья ребенка, формирование у ребенка представлений о себе, строении своего тела, о чувствах и мыслях; обучение знаниям, умениям, навыкам ведения здорового образа жизни; обучение ребенка объективно оценивать положительные и отрицательные явления нашей жизни действовать в зависимости от ситуации; закаливание детского организма; формирование правильной осанки, жизненно-необходимых двигательных действий и культурно-гигиенических навыков и умений, достижение полноценного физического развития.

В региональной программе большое внимание уделяется формированию полезных привычек.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как в них дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений.

Целью физического воспитания в нашем детском саду является формирование у детей основ здорового образа жизни. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средство передвижения.

Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений развивается способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений. Дети также овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения (устройство ямы с песком для прыжков в длину, заливка катка и т.д.).

В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим.

Рассмотрим данную связь на примере  занятия по физкультуре.

Вводная часть решает психологическую задачу: организовать детей, собрать и активизировать внимание у детей, вызвать у них интерес к занятию, создать бодрое настроение.  Я приучаю детей быть дисциплинированными и организованными. В обязательном порядке перед началом  знакомлю детей с правилами поведения на занятии и контролирую их выполнение. При использовании в водной части строевых упражнений, различных видов ходьбы и бега, я воспитываю умение у детей сохранять правильную осанку, а также обращаю их внимание на правильное дыхание. В этой части мною используются в основном словесные методы обучения(объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение и др.).

Основная часть решает воспитательно-образовательные задачи. В основной части занятия формируются двигательные навыки и умения, развиваются физические качества. Многочисленные исследования доказали особую роль движений для жизнедеятельности организма, совершенствования основных его функций. Чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое, умственное развитие, крепче здоровье.

В этой части я обращаю внимание на  воспитание таких качеств, как ловкость, смелость, сила воли, стремление к преодолению трудностей, чувство товарищества, взаимопомощи. Образовательные задачи связаны с формированием у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. Здесь ведущими становятся такие средства, как образец взрослого, собственная деятельность детей. Таким образом, психические процессы, такие как память, мышление, восприятие, воображение и речь помогают развитию физических навыков. С помощью психических процессов дети запоминают последовательность движений и двигательных операций, умеют выполнять движения по словесной инструкции, проводят анализ движений по качеству его выполнения. В сложных действиях проявляется воля ребенка - преодоление препятствий при достижении поставленной цели. Действенными факторами воспитания воли дошкольника могут служить условия, побуждающие к преодолению трудностей. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении требуется выполнять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего, она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий.

В процессе занятия я стараюсь показать зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доброго и справедливого отношения к товарищам (помочь товарищу, если он не может выполнить правила игры, использовать вежливые формы предложения услуг, замечаний). Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего невозможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества.

Таким образом, занятия физическими упражнениями - важный фактор формирования личности ребенка дошкольника.

На занятиях прослеживается тесная взаимосвязь физического воспитания с умственным. В процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей детей. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и пр. (как выполнить движения точнее, выразительнее и т.д.).

Я  намеренно создаю на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной степени сложности. Дети должны сами принимать решения, действовать активно и творчески подходить к решению поставленных перед ними задач. Разнообразные новые знания в области физической культуры, приобретаемые детьми, служат их духовному обогащению и способствуют развитию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать средства физического воспитания в жизни. Здесь я использую такие методы воспитания как: опрос, беседа, наблюдение и сравнение, анализ и оценка двигательных действий.

Взаимосвязь физического воспитания с нравственным представляет собой целенаправленное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств и выработку навыков и привычек поведения человека в обществе. В общей системе воспитания нравственное воспитание имеет ведущее значение. В процессе моего занятия задачами нравственного воспитания являются:

  • формирование нравственного сознания (т.е. нравственных понятий, взглядов, суждений, оценок).
  • формирование нравственных чувств (любви к Родине, гуманизма, чувства коллективизма, дружбы).
  • формирование нравственных качеств, привычек соблюдения этических норм, навыков общественно оправданного поведения (уважения к результатам труда, уважения к старшим, честности, скромности, добросовестности и др.);
  • воспитание волевых черт и качеств личности (смелости, решительности, мужества, воли к победе, самообладания и др.).

Методы нравственного воспитания включают в себя:

  • убеждение в форме разъяснения установленных норм поведения, сложившихся традиций;
  • беседы при совершении ребенком какого-либо проступка;
  • наглядный пример (прежде всего, достойный пример самого педагога);
  • практические приучения (суть: постоянно, настойчиво упражнять детей в дисциплинированном, культурном поведении, в точном соблюдении спортивных правил,  традиций, пока эти нормы не станут привычными);
  • поощрение: одобрение, похвала,  награждение грамотой и др.;

Эстетическое воспитание призвано формировать у детей предельно широкие эстетические потребности. Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.

При этом я стремлюсь не только сформировать у детей способности наслаждаться, понимать красоту в ее многообразных проявлениях, но и главным образом воспитать способность воплотить ее в реальных действиях и поступках. Занятия физической культурой  представляют исключительно широкие возможности для этого.

Перед эстетическим воспитанием в процессе моих занятий стоят следующие специфические задачи:

  • воспитание эстетических чувств и вкусов в области физической культуры;
  • воспитание эстетической оценки тела и движений человека;
  • воспитание умений находить и оценивать прекрасное в поведении товарищей и в окружающей обстановке.

К средствам эстетического воспитания в процессе занятий относятся прежде всего разнообразные виды самого физического воспитания. В каждом из них я указываю детям на моменты прекрасного. Средствами эстетического воспитания являются также праздники и выступления, природные и гигиенические условия, а также обстановка занятий, специальные средства художественного воспитания в процессе занятий ( например использование музыки) и т.п.

Эстетическое воспитание в процессе моего занятия по физической культуре характеризуется следующими методами:

  • эмоционально-выразительное объяснение физических упражнений, образное слово;
  • эмоционально-выразительный показ упражнения, который бы вызвал чувство восхищения прекрасным;
  • вдохновляющий пример в действиях и поступках;
  • практическое приучение к творческим проявлениям красоты в двигательной деятельности в процессе занятия.

Взаимосвязь физического воспитания с трудовым выражается в том, что, систематические занятия физическими упражнениями формируют организованность, настойчивость, способность преодолевать трудности, собственное нежелание или неумение и в конечном итоге воспитывают трудолюбие. Кроме того, выполнение детьми различных поручений педагога по самообслуживанию, уборке спортивного инвентаря, оборудованию простейших спортивных площадок и пр. содействует формированию элементарных трудовых навыков.

Результаты трудового воспитания по формированию определенных качеств личности непосредственно положительно отражаются и на эффективности процесса физического воспитания.

Перед трудовым воспитанием в процессе занятий мною ставятся следующие задачи:

  • воспитание трудолюбия;
  • формирование сознательного отношения к труду;
  • овладение элементарными трудовыми умениями и навыками.

К средствам трудового воспитания относят:  выполнение практических обязанностей по самообслуживанию и обслуживанию группы (подготовка и уборка мест занятий, инвентаря, уход за спортивным оборудованием и пр.), общественно полезный труд в связи с занятиями по физической культуре  и др.

В процессе занятий по физической культуре я применяю следующие методы трудового воспитания:

  • практическое приучение к труду;
  • беседа;
  • оценка результатов труда;
  • пример образцового труда .

Подвижная игра представляет собой наиболее заметную, эмоционально-насыщенную и запоминающую часть занятия. Большое значение имеют подвижные игры для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставит участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.

Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное их выполнение формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети- организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других. Умелое, вдумчивое руководство игрой способствует воспитанию активной творческой личности.

В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, образность, у них развивается чувство ритма. Играя и реализуя различные формы активности, дети познают себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети делают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. А.С. Макаренко утверждал, что как ведет себя ребенок в игре, так позже он будет вести себя на работе.

Подводя итог, я считаю, что основная, самая главная полезная привычка, которая формируется на занятиях по физкультуре – это потребность в двигательной активности. На своих занятиях я объясняю детям, что человек – это живой организм, чтобы жить, необходимо активно двигаться, для этого и предназначены органы человека: ноги, руки, туловище, голова.

Двигательные навыки, сформированные у детей дошкольного возраста, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции).

Среди полезных и нужных привычек, закладываемых с детства, несомненно, является привитая любовь к спорту.

Значительная часть самоохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется.

Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.

В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становления у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста на занятиях по физкультуре.

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста на занятиях по физкультуре....

Консультация для родителей "Как сформировать полезные привычки у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Как сформировать полезные привычки у детей дошкольного возраста"...

Памятка для педагогов ДОУ "Содержание воспитательно-образовательной работы по направлениям развития и образования детей дошкольного возраста (образовательным областям) в соответствии с ФГОС ДО"

Содержание воспитательно-образовательной работы по направлениям развития и образования детей дошкольного возраста (образовательным областям) в соответствии с ФГОС ДО...

Консультация для родителей «Как сформировать полезные привычки у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Как сформировать полезные привычки у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей "Как сформировать полезные привычки у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Как сформировать полезные привычки у детей дошкольного возраста"...

Презентация "Формирование полезных привычек у детей дошкольного возраста"

Презентация "Формирование полезных  привычек  у детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей «Как сформировать полезные привычки у детей дошкольного возраста»

Процесс формирования привычек имеет некоторые особенности. В основе любой привычки лежит навык. Показывайте, как правильно выполнять то или иное действие медленно, чтобы ребенок понимал кажд...