Спортивная секция "Маленькие Лыжники"
рабочая программа по физкультуре на тему
Лыжи – это одно из самых массовых и доступных видов спорта. Чистый морозный воздух закаляет организм, придаёт бодрость, повышает работоспособность и выносливость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sektsii_lyzhniki.docx | 39.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Физическое воспитание дошкольников направлено на своевременное формирование у них двигательных навыков и умений. Потребность в движениях у ребенка физиологически обоснована, двигательная активность вызывает положительные изменения в его физическом и психическом развитии, способствует совершенствованию всех функциональных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, иммунной и мышечной).
Лыжи – это одно из самых массовых и доступных видов спорта. Чистый морозный воздух закаляет организм, придаёт бодрость, повышает работоспособность и выносливость. При передвижении на лыжах работают все основные группы мышц, усиливается дыхание и кровообращение. Природа создаёт хорошее настроение, положительно влияет на нервную систему. Дети овладевают такими ощущениями для этого вида движений, как «чувство лыж», «чувство снега». Большая динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить плоскостопие. Катание на лыжах способствует развитие пространственных ориентировок, координации движений. Благодаря занятиям на свежем воздухе дети меньше болеют простудными заболеваниями. Во время занятий ребята скользят по лыжне, делают повороты, спускаются и поднимаются с горки определённым способом: «ёлочкой». Это способствует у них воспитанию морально-волевых качеств: смелости, решительности, формирует выдержку, возникает чувство дружбы, взаимопомощи.
Двигательные умения взаимосвязаны с двигательными качествами, основные из которых – ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость. Чем шире и богаче арсенал движений, тем легче ребенку добиться успеха в двигательной деятельности. Катание на лыжах стимулирует ее, улучшает состояние здоровья дошкольников, способствует общему закаливанию организма. Систематически выполняемые упражнения на воздухе приводят к благоприятным изменениям в развитии органов дыхания и дыхательной мускулатуре. При передвижении на лыжах многократно повторяются одни и те же движения, постоянно чередуются напряжение и расслабление мышц ног при скольжении, что благоприятно влияет на укрепление свода стоп. Катание на лыжах – это сложный вид движений, состоящий из различных элементов: положения туловища, отталкивания, правильной постановке лыж при передвижении, сохранения равновесия. Эта сложность обуславливается взаимосвязью и общим ритмом двигательного акта при скольжении по лыжне на ограниченной площади опоры.
А приобщение к спорту с раннего детства даёт ребенку физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма.
Из вышеизложенного, назрела острая необходимость поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.
С этой целью была разработана программа дополнительного образования «Лыжники», которая составлена на основе программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и «Методических рекомендаций» к программе.
Направленность программы: работа по улучшению физического развития, физической подготовленности детей, развитию выносливости, ловкости, координации, согласованности движений, воспитанию морально-волевых качеств.
Новизна и актуальность: программа гуманистически ориентирована, так как предлагаемая система разработана с учетом особенностей психомоторного развития старших дошкольников, реального уровня их физической подготовленности. Занятия по обучению ходьбе на лыжах дают возможность каждому ребенку познакомиться с элементами спорта, укрепляют здоровье и закаляют ребенка, т.к. занятия проводятся на свежем воздухе, воспитывают целеустремленность и вызывают только положительный настрой.
Возраст детей: программа составлена для детей старшего дошкольного возраста.
Сроки реализации программы: 2 года (старшая и подготовительная к школе группа).
Формы работы с детьми и режим занятий: занятия в зале и на спортивной площадке.
Длительность занятий зависит от возраста детей и составляет 25 минут в старшей группе, 30 минут в подготовительной к школе группе, с периодичностью проведения 1 раз в неделю.
Занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть включает в себя проверку одежды, лыжного инвентаря, построение, объяснение, передвижение с лыжами в руках к спортивной площадке.
На месте проведения занятия выполняется комплекс ОРУ без лыж, которые должны в это время лежать скользящей поверхностью вверх («остывать»). Затем дети одевают лыжи. В начале сезона детям помогает инструктор по физкультуре, а к концу сезона дети надевают лыжи самостоятельно. Далее выполняются упражнения на лыжах для более быстрого овладения «чувством лыж» и «чувством снега» и подготовительные упражнения для более легкого освоения детьми техники передвижения на лыжах.
Основная часть – обучение элементам техники передвижения на лыжах. Для отработки того или иного элемента дети ходят по учебной лыжне, на которой могут быть расставлены различные препятствия, в зависимости от поставленных задач.
Так же в этой части выполняются спуски со склонов и подъемы на них. Используются разнообразные игровые упражнения, игры и эстафеты.
От занятия к занятию задания усложняются. Дети работают над качеством движений и скоростью. Постепенно неловкость и неуклюжесть проходят и движения становятся более координированными, непринужденными, быстрыми.
В процессе катания у детей развивается и выносливость. Все занятие они находятся в движении: скользят по лыжне, выполняют определенное упражнение или катаются произвольно. Другими словами ребенок поддерживает заданную интенсивность двигательной деятельности.
Заключительная часть включает прохождение со всеми детьми малого круга, дыхательные упражнения, снятия лыж, очищение лыж от снега, выражение «благодарности» лыжам, возвращение с лыжами в детский сад, размещение их в стойках.
Итоги занятия подводятся в раздевалке, где отмечаются успехи каждого ребенка.
Используемые термины:
«Чувство лыж»- непривычная тяжесть на ногах, тормозящая свободное передвижение вперед
«Чувство снега» - способность определения состояния скользящей поверхности, качества снега.
«Стойка лыжника» – стойка, при которой масса тела равномерно распределена на обе лыжи, ноги слегка согнуты в коленях, туловище чуть наклонено вперед, руки опущены.
«Средняя (основная) стойка лыжника» характеризуется несколько большим сгибанием ног в коленных суставах и наклоном туловища почти параллельно склону. При этом руки согнуты в локтевых суставах, немного вытянуты вперед.
Направления работы:
- Теоретическое: знакомство детей с историей возникновения лыж и лыжного спорта, знакомство с правилами поведения и техники безопасности на занятиях.
- Практическое: обучение детей технике передвижения на лыжах: ступающий и скользящий шаг; повороты на месте способом переступанием; спуску со склона; подъему «лесенкой» и «елочкой».
Цель программы: Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития детей дошкольного возраста, воспитание спортивного резерва для занятия лыжными видами спорта.
Задачи обучения:
- Прививать любовь к лыжам и желание детей выходить на лыжню.
- Формировать первоначальное представление о технике катания.
- Научить детей технике передвижения на лыжах, поворотам на месте способом переступанием; спуску со склона; подъему на склон различными способами.
- Учить детей правильной переноске лыж до места занятий, ориентироваться на площадке.
- Воспитывать умение действовать коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
- Развивать координацию, ритмичность, согласованность движений.
- Развивать физические качества ребёнка: быстроту, ловкость, выносливость, силу.
- Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма.
Задачи первого года обучения
- Заинтересовать предстоящими лыжными занятиями.
- Знакомить с лыжным инвентарем.
- Учить правильно нести лыжи до спортивного участка.
- Учить выполнять ступающий и скользящий шаги, повороты на лыжах на месте способом переступания.
- Разучить стойку лыжника.
- Знакомить со способами спуска со склонов в низкой стойке и подъема на склон «лесенкой».
К концу года дети:
- С желанием ходят на лыжах ступающим шагом, обходят предметы, встречающиеся на пути.
- Выполняют повороты на месте способом переступания.
- Самостоятельно переносят лыжи к месту занятия и очищают их от снега.
- Самостоятельно встают после падения.
- Пытаются скатываться со склона в низкой стойке.
- Выполняют подъем «лесенкой» на ровной площадке и очень пологом склоне.
Задачи второго года обучения
- Развивать чувство ритмичной ходьбы на лыжах.
- Учить спуску в средней стойке и низкой стойке.
- Согласовывать работу рук и ног при ходьбе на лыжах.
- Закреплять повороты на лыжах на месте способом переступания.
- Продолжить обучение скользящему шагу, добиваясь правильной посадки лыжника с одновременным переносом тела с одной ноги на другую, удлиняя шаг.
- Знакомить с торможением при спуске со склонов способом «плуг» и подъема на склон «полуелочкой» и «елочкой».
К концу года дети:
- Овладевают правильной техникой передвижения на лыжах. Движения становятся более координированными и более плавными.
- Свободно поднимаются на склон «лесенкой», «полуелочкой» и «елочкой».
- Спускаются со склона в разных стойках (высокой, средней, низкой).
- При спуске тормозят «плугом».
- Свободно выполняют повороты на месте способом переступания.
- Участвуют в различных лыжных гонках и соревнованиях.
Предполагаемые результаты по реализации программы:
- Укрепление здоровья детей, повышение уровня двигательной активности.
- Формирование двигательных умений и навыков, укрепление уверенности детей в своих силах и возможностях.
- Умение чувствовать себя комфортно в большом коллективе.
- Умение владеть лыжами на достаточно высоком уровне.
Учебно – тематический план
Первый год обучения
Месяц | Неделя | Количество часов | Содержание деятельности |
Сентябрь | 4 | Диагностика физической подготовленности детей | |
Октябрь | 1 – 2-я | 2 | Беседы с детьми о возникновении лыж и лыжного спорта, о правилах поведения и техники безопасности на занятиях. |
3 – 4-я | 2 | Беседы с детьми о правилах поведения и техники безопасности на занятиях, ознакомление с лыжами со ступающим шагом (в физкультурном зале), игровые упражнения на лыжах. | |
Ноябрь | 1-2-я | 2 | Ознакомление с тем, как правильно необходимо брать лыжи и переносить их на спортивную площадку, обучение ступающему шагу. |
3 – 4-я | 2 | Обучение переноске лыж на спортивную площадку, обучение ступающему шагу (иговые упражнения и игры) | |
декабрь | 1 – 2-я | 2 | Продолжение обучение ступающему шагу, игровые упражнения на развитие «чувства лыж» |
3 – 4-я | 2 | Ознакомление со стойкой лыжника, продолжение обучению ступающему шагу, игровые упражнения на развитие «чувства лыж» | |
январь | 1 – 2-я | 2 | Обучение поворотам на месте способом переступания, игровые упражнения и игры на развитие ступающего шага с активной работой рук |
3 – 4-я | 2 | Ознакомление с подъемом на склон «лесенкой», обучение подъему на ровной площадке, закрепление ступающего шага с активной работой рук | |
февраль | 1 – 2-я | 2 | Ознакомление и обучение со скользящим шагом (обратить внимание на перенос массы тела на опорную ногу), закрепление поворотов на месте способом переступания, обучение подъему «лесенкой» на ровной площадке. |
3 – 4-я | 2 | Обучение скользящему шагу, упражнения и игры на развитие «чувства лыж», обучение подъему «лесенкой» на очень пологом склоне, ознакомление со спуском со склона в низкой стойке. | |
март | 1 – 2-я | 2 | Продолжать обучение скользящему шагу с активной работой рук, обучение спуску со склона в низкой стойке. |
3 – 4-я | 2 | Закрепление в играх и игровых упражнениях выполнение поворотов на месте способом переступания, спуска со скола и подъема на него. | |
итого | 28 |
Учебно – тематический план
Второй год обучения
Месяц | Неделя | Количество часов | Содержание деятельности |
Сентябрь | 4 | Диагностика физической подготовленности детей | |
Октябрь | 1 – 2-я | 2 | Беседы с детьми о возникновении лыж и лыжного спорта, о том как мы ходили на лыжах в прошлом году, о правилах поведения и техники безопасности на занятиях. |
3 – 4-я | 2 | Беседы с детьми о правилах поведения и техники безопасности на занятиях, ознакомление с лыжами со ступающим шагом (в физкультурном зале), игровые упражнения на лыжах. | |
Ноябрь | 1-2-я | 2 | Ознакомление с тем, как правильно необходимо брать лыжи и переносить их, восстановление навыка ходьбы на лыжах ступающим шагом в физкультурном зале. |
3 – 4-я | 2 | Обучение переноске лыж на спортивную площадку, обучение ступающему шагу (иговые упражнения и игры) | |
декабрь | 1 – 2-я | 2 | Закрепление навыка ходьбы на лыжах ступающим и скользящим шагом на спортивной площадке, ознакомление со стойкой лыжника, восстановление навыка поворотов на месте способом переступания (вокруг пяток лыж) |
3 – 4-я | 2 | Восстановление навыка ходьбы на лыжах ступающим и скользящим шагом, обучение быстрому подъему после падения на снег, закрепление в игровых упражнениях и играх поворотов на месте способом переступания в разные стороны. | |
январь | 1 – 2-я | 2 | Восстановление навыка подъема на склон способом «лесенка» и закрепление скользящего шага в играх. |
3 – 4-я | 2 | Обучение спуску со склона в низкой стойке с различным положением рук, закрепление навыка широкого скользящего шага в играх, упражнение в быстром подъеме «лесенкой» | |
февраль | 1 – 2-я | 2 | Закрепить навык ходьбы на лыжах, спусков, подъемов, поворотов на месте в игровых упражнениях и играх |
3 – 4-я | 2 | Ознакомление со спуском со склона в средней стойке, развитие навыка ритмичной ходьбы на лыжах | |
март | 1 – 2-я | 2 | Ознакомление со спуском со склона в высокой стойке, повторение спуска со склона в средней и низкой стойках, развитие навыка ритмичной ходьбы на лыжах |
3 – 4-я | 2 | Закрепление навыка скользящего шага, навыка спусков со склона в средней и низкой стойках, поворотов на месте способом переступания в разные стороны (вокруг пяток и носков лыж), подъемов «лесенкой» в играх и эстафетах, ознакомление с торможением со склона способом «плуг». | |
итого | 28 |
Содержание программы
Разделы программы |
|
Стойки лыжника | «Стойка лыжника» – стойка, при которой масса тела равномерно распределена на обе лыжи, ноги слегка согнуты в коленях, туловище чуть наклонено вперед, руки опущены. |
«Средняя (основная) стойка лыжника» характеризуется несколько большим сгибанием ног в коленных суставах и наклоном туловища почти параллельно склону. При этом руки согнуты в локтевых суставах, немного вытянуты вперед. | |
Шаги | Скользящий шаг. Дети передвигаются по лыжне широким накатистым шагом, поочередно скользя то на одной ноге, то на другой, перенося массу тела то на одну, то на другую ногу. Туловище при ходьбе на лыжах без палок подается вперед, руками совершаются широкие взмахи вперед и назад. Движения рук и ног сочетаются в перекрестной координации. Детей приучают ногами поочередно энергично отталкиваться назад. После толка нога расслабляется в колене, пятка лыжи приподнимается немного вверх. Затем маховым движением нога выносится вперед, масса тела переносится на нее, происходит скольжение и начинается отталкивание другой ногой. Отталкивание и скольжение наслаивается друг на друга, создавая равномерное продвижение вперед. |
Ступающий шаг. На пологих склонах применяется подъем ступающим шагом. Он напоминает обычный ход на лыжах, но совершается с небольшим наклоном туловища вперед. Отсутствует также момент скольжения – лыжа опускается на снег с прихлопыванием. Благодаря этому она не скользит назад, т.к. при такой плотной постановке увеличивается сцепление ее со снегом. | |
Повороты на лыжах | Выполняются на месте и во время движения. При повороте переступанием на месте влево вокруг пяток лыж слегка приподнимается носок левой лыжи и отводится в сторону приблизительно на 25 – 30 градусов. Затем приподнимается правая лыжа и располагается рядом с левой, при этом пятки лыж остаются на месте. Продолжая переступать мелкими шажками ребенок поворачивается в нужном направлении. При правильном выполнении поворота переступанием на снегу остается четкий след «звездочка». Поворот переступанием в движении. Надо перенести массу тела на ногу, противоположную стороне поворота. Затем приподнять внутреннюю ногу (т.е. ногу, одноименную стороне поворота), отвести носок лыжи в сторону и , резко отталкиваясь опорной ногой, поставить лыжу в новое положение. Перенести массу тела и приставить к ней наружную ногу. Повороты переступанием в движении сначала разучивают на равной лыжне, а потом при спуске с ологой горки. |
Торможения | Торможение «плугом» применяется не только для полной остановки, но и замедления движения. Используется на некрутых склонах. Для торможения носки сводятся вместе, лыжи ставятся на внутренние ребра, колени несколько сведены внутрь, основная опора распределяется на обе лыжи равномерно, ближе к каблукам ботинок, руки немного вынесены вперед и сближены кистями. |
Торможение «полуплугом». Очень удобно при спуске с гор наискось. Для торможения этим способом в сторону отставляется пятка одной лыжи, а другая продолжает скользить в прежнем направлении. Отведенную лыжу ставят на ребро и упираются ее в снег. Отводится, как правило, лыжа, расположенная ниже по склону. В момент отведения тяжесть тела в большей мере переносится на лыжу, скользящую в направлении движения; вторая нога немного сгибается в колене. Колени несколько сближаются, сведенными придерживаются и носки лыж. Предварительно ребенка учат принимать положение упора на ровном месте. При этом надо следить, чтобы он не очень сгибал в колене отведенную в сторону ногу и не выпрямлял опорную ногу. | |
Спуск с горы | Спускаясь в основной стойке, лыжи нужно расставить примерно на ширину ступни, слегка сгибая ноги в коленях (полуприседе) и подать туловище вперед, не напрягая его. Руки свободно согнуты в локтях, опущены вниз и держатся перед собой. Для достижения большей устойчивости можно одну лыжу слегка выдвинуть вперед |
Подъемы | Подъем «елочка». Этот подъем производится с широким разведением носков лыж в разные стороны. Пятки лыж при шаге переносятся одна через другую, а лыжи ставятся на снег внутренними ребрами; задний конец перенесенной вперед лыжи опускается на склон против ботинка стоящей на снегу ноги. |
Подъем «полуелочка». Этот способ подъема удобен для восхождения на горку наискось. Подъем тоже фактически выполняется ступающим шагом: лыжа, находящаяся по склону выше, переставляется в линии движения, а другая, нижняя – с разворотом носка поперек склона, под некоторым углом к верхней лыже; обе лыжи, особенно нижняя, опираются на ребро. | |
Подъем «лесенка». Ребенок становится боком к склону и располагает лыжи поперек склона в горизонтальном положении параллельно одна другой. Переставляет вверх по склону лыжу, стоящую выше, делая шаг в сторону подъема и опуская лыжу резким движением на внешнее ребро так, чтобы она не проскальзывала; следующим движением приставляет к ней другую лыжу, опираясь на ее внутреннее ребро. В такой последовательности повторяются все остальные движения, до тех пор, пока не будет преодолен весь подъем. |
Список литературы
- Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвящение, 1986. – 304 с., ил. – (Б-ка воспитателя дет.сада).
- Степененкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 96с.
- Журнал Инструктор по физкультуре №7/2011. Статья обучение детей 3 – 7 лет ходьбе на лыжах. Анисимова М.С. Хабаров Т.В. стр 6 – 24
- № 2/2011 Железнова И.В. Коньки в детском саду. Стр120 – 122.
- № 8/ 2011 Вялых С.Н. Подвижные игры зимой на свежем воздухе. Стр 46 – 53.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект физкультурного занятия по обучению детей подготовительной группы ходьбе на лыжах «Юные лыжники»
В занятии идет обучение детей ходьбе на лыжах (скользящий шаг, спуски со склонов, развитие скорости)...
НОД по художественно-эстетическому развитию "Лыжники" (Предшкола нового поколения)
Это конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию.http://letitbit.net/download/60162.6f4df801a623e1fe7d80074ac8c1/Конспект_непосредственно_образовательн...
конспект занятия по рисованию в средней группе "Олимпийский мишка - лыжник".
конспект занятия по рисованию в средней группе "Олимпийский мишка - лыжник"....
Рабочая программа спортивной секции "Юный лыжник"
Данная программа составлена с учетом СанПиНа и Требований к содержанию и оформлению дополнительных образовательных программ. Программа составлена на основе развернутого перспективного тема...
Рабочая программа спортивной секции "Юный лыжник"
Данная программа составлена с учетом СанПиНа и Требований к содержанию и оформлению дополнительных образовательных программ. Программа составлена на основе развернутого перспективного тема...
Рабочая программа спортивной секции "Юный лыжник"
Данная программа составлена с учетом СанПиНа и Требований к содержанию и оформлению дополнительных образовательных программ. Программа составлена на основе развернутого перспективного тема...
Спортивный праздник «День лыжника» (Для детей старшей группы)
Цель:Формировать у детей интерес к зимним видам спорта через игру, веселые эстафеты, продемонстрировать, как можно больше развлечений в зимнее время года.Задачи:Закрепить приобретённые умения и навыки...