"Осанка - основа здоровья"
статья по физкультуре по теме

Булакова Елена Александровна

Автор статьи рассматривает проблему нарушений осанки у детей дошкольного возраста. Отвечает на вопрос: почему дети приходят в детский сад уже с нарушениями осанки. Дает рекомендации по профилактике и коррекции нарушений осанки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Осанка - основа здоровья22.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Осанка – основа здоровья»

Подготовила: инструктор по физической культуре ГБДОУ д/с № 69 Красносельского района Санкт – Петербурга Булакова Е.А.

Правильная осанка

Правильной осанкой считается привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего напряжения. Это наилучшее положение частей тела человека, при котором достигается сохранение равновесия и правильное функционирование всех органов и систем. Таким образом, хорошее физическое развитие и полноценное здоровье возможны только при правильной осанке. По сути же осанка – это рефлекс позы. Ведь она формируется в результате длительного пребывания тела в каком-то положении и в значительной степени зависит от изгибов позвоночника. Поэтому, если ребенок длительно находится в неудобной позе, неправильно лежит, сидит или ходит, может сформироваться и неправильный тип осанки. Чтобы этого не произошло, необходимо воспитывать у ребенкака принимать позу правильной осанки и сохранять ее длительное время при сидении, стоянии, ходьбе.

Признаки правильной осанки:

- расположение позвоночника посередине спины по прямой линии;

- голова и туловище расположены на одной вертикальной линии;

- голова расположена прямо, без наклона;

- углы лопаток располагаются на одной горизонтальной линии;

- сами лопатки находятся на одинаковом расстоянии от позвоночника;

- лопатки прижаты к туловищу;

- плечи расположены на одной горизонтальной линии;

- талия симметрична;

- грудная клетка симметрична;

- в профиль грудная клетка не имеет впадин и выпячиваний;

- соски располагаются на одном уровне;

- живот симметричен;

- передняя брюшная стенка расположена вертикально, живот не выпячивается;

- пупок расположен посередине туловища;

- ноги прямые, коленные и тазобедренные суставы разогнуты.

Нарушение осанки

Нарушение осанки – это отклонение от нормальной осанки. Еще эти нарушения называются дефектами. Хотя они и не являются заболеванием, но служат «первым звонком», сигналом о вероятности в будущем возникновения остеохондроза, патологических искривлений позвоночника, заболеваний внутренних органов.

По разным источникам, от 60 до 80% детей – в среднем 4 ребенка из 5 – имеют те или иные отклонения.

Почему же дети приходят в детский сад уже с нарушением осанки?

Несколько картинок из жизни:

- Ребенок только что родился, а его норовят уложить на подушку;

- Малыш едва держит голову, а его уже пытаются усадить;

- На прогулке его сажают в коляску с мягкими сиденьем и спинкой, где он провисает, скрючившись, как в гамаке, и раскачиваясь при каждом движении коляски;

- Карапуз еле-еле научился ползать, а его уже заставляют стоять и ходить;

- А как часто малыша из детской кроватки перекладывают на старый диван или кресло-кровать (родился второй ребенок или кроватка занимает много места в комнате);

- А у скольких малышей нет собственного стола и стульчика, подходящих по росту, и они свои первые рисунки делают либо на полу, причудливо изогнувшись, либо сидя на обычной табуретке за столом для взрослых, еле доставая до него подбородком;

- А скольким малышам приходится ходить в обуви, доставшейся по наследству от старших братьев и чужих детей, со стоптанными каблуками и выношенными стельками?

- А вспомним ли мы, в какой позе наши дети сидят за обеденным столом или выполняют домашние задания?

- Наверняка многие любят есть, сидя на диване возле телевизора;

- А уроки делают на кровати, умудряясь там и писать, и читать;

- А сколько времени без перерыва ребенок сидит у телевизора и компьютера?

Уйдя головой в бытовые проблемы, мы порой забываем о самом важном. А ведь проблему легче предупредить, чем решать.

Развитие нарушений осанки в дошкольном  возрасте обусловлено неправильной рабочей позой и слабым физическим развитием ребенка. А это напрямую связано с его образом жизни. Современные дошкольники двигаются значительно меньше, чем их родители, а тем более бабушки и дедушки в соответствующем возрасте. Телевизор, компьютер, игровые приставки, школы раннего интеллектуального развития вынуждают малыша долгие  часы проводить в сидячем положении. Двигательная же активность и адекватные физические нагрузки отступают на задний план. Чаще всего дефекты осанки формируются в период первого ростового скачка в возрасте(в 5-8 лет). Второй по частоте пик возникновения дефектов осанки – ростовой скачок в подростковом возрасте.

Встречаются следующие виды нарушения осанки:

- вялая осанка – характерна только для маленьких детей дошкольного возраста;

- сутулая спина;

- плоская спина;

- плосковогнутая спина;

- кругловогнутая спина.

Остановимся подробнее на первых двух видах нарушения осанки.

Вялая осанка

Неустойчивая, неряшливая осанка у детей дошкольного возраста называется вялой. Это еще не сформировавшийся и не закрепившийся дефект осанки. Если ребенок примет позу правильной осанки, то позвоночник будет полностью в правильной форме. Но в расслабленном состоянии осанка вновь становится вялой. Кажется, что малыш просто устал и поэтому обмяк. И родители не концентрируют на этом внимание. Но зачастую именно вялая осанка является первым признаком начинающего развиваться дефекта осанки. Основная причина вялой осанки – слабое развитие мускулатуры. А это происходит вследствие недостаточной двигательной активности малыша, частых и длительных заболеваний. Ребенок с вялой осанкой довольно тяжело переносит длительное нахождение в статической позе, все время пытается изменить положение тела (ерзает на стуле, сутулится). Из-за этого производит впечатление уставшего, ослабленного или заболевшего.

Характерен внешний вид ребенка с такой осанкой:

- увеличение шейного и грудного изгибов позвоночного столба;

- слегка опущенная голова;

- плечи сдвинуты вперед и опущены;

-лопатки крыловидно отстают от спины;

- живот выступает вперед и отвисает;

- ноги слегка согнуты в коленях.

Довольно часто сочетается с плоскостопием, искривлением костей голени и другими нарушениями.

Сутулая спина

Часто встречается у детей школьного и дошкольного возраста. Это самый распространенный дефект. Доминирующая причина – неправильная поза при работе за столом, сидении, лежании. При сутулой спине возникают затруднения в работе легких и сердца из-за уменьшения подвижности грудной клетки, а это сказывается на здоровье ребенка.

Признаки сутулой спины:

- спина в верхнем отделе выгнута назад;

- голова отклонена вперед;

- резко выступает 7-й шейный позвонок;

- плечи значительно выдвинуты вперед;

- углы лопаток крыловидно выступают;

- грудная клетка спереди запавшая;

 - живот выпячен вперед и отвисает.

Формирование правильной осанки у ребенка

2 вида факторов: 1 – внутренние (факторы самого организма ребенка); внешние (действующие на детский организм извне).

К разряду внутренних факторов относятся:

- наследственность (может передаться склонность к различным искривления, особенно сколиозу)

- тип телосложения (конституции) – худенький высокий малыш более склонен к развитию искривлений, чем коренастый крепыш

- темперамент – чем более активен и подвижен ребенок, тем лучше у него развивается опорно-двигательный аппарат. Тихий малоподвижный ребенок, часто сидящий ссутулившись в уголочке, более склонен к деформациям позвоночника.

- состояние костей, мышц и связок. При различных патологиях (травмы, рахит) возможно развитие искривления костей, в том числе и П.

- уровень физического развития ребенка – физическая сила, выносливость, ловкость, быстрота, гибкость, координация. Чем лучше физически развит ребенок, тем больше у него развит мышечный корсет, поддерживающий позвоночник.

- наличие навыка поддержания правильной осанки и уровень мотивации на ее удержание

- темпы роста ребенка – если ребенок растет быстрее своих сверстников, то часто мышечная масса не успевает за ростом костной ткани и возникает дисбаланс между развитием этих структур.

Внешние факторы:

- двигательный режим ребенка дома и в детском саду. Если день ребенка заполнен разнообразными интеллектуальными занятиями и времени на прогулки и подвижные игры не остается, то у него обязательно возникнут проблемы с осанкой

- частые заболевания, в том числе простудные. Малыш вынужден ограничивать физические нагрузки, нарушаются питание и развитие всех органов и систем.

- экологическая обстановка. Малое количество солнечных дней в году, невозможность много времени проводить на свежем воздухе приводят к нарушению обмена кальция и фосфора в организме (рахит, искривление костей).

- характер питания. Недостаточное количество продуктов, содержащих кальций и фосфор, несбалансированное питание.

- нерационально организованные условия быта и обучения. Не соответствующие росту и возрасту ребенка мебель, освещение, одежда способствуют формированию неправильных привычных поз, что в дальнейшем приводит к дефекту осанки.

Рекомендации по формированию правильной осанки у ребенка

Основным средством формирования правильной осанки, а также профилактикой ее нарушений являются специальные физические упражнения. Чтобы оздоровительные упражнения были эффективны, то есть могли обеспечить ребенку полноценную тренировку, подбирать и выполнять их надо правильно. Для занятия выбирают по 1-2 упражнения для укрепления различных мышечных групп (плечевого пояса, спины, груди, живота, нижних конечностей). Низкое исходное положение (лежа, сидя, стоя на четвереньках) способствует сохранению правильных изгибов позвоночника и уменьшению нагрузки на позвоночный столб. Для формирования навыка правильной осанки рекомендуется тренировать выпрямленное положение, прижавшись спиной к полу или стене. При этом сохраняется правильное положение головы, спины, таза, стоп. Мышечные ощущения при правильном положении тела ребенок должен почувствовать и запомнить. Формирование осанки – процесс продолжительный, требующий систематических занятий. Заниматься лучше ежедневно по 15-20 минут с детьми 3-5 лет и по 20-30 минут с детьми 5-7 лет. Перед каждым занятием необходимо выполнить несколько подготовительных общеразвивающих упражнений.

Примерный комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета

1. «Крылышки». И.п. – лежа на животе. Поднять голову и плечевой пояс, руки к плечам, ладони выпрямлены («крылышки»). Задержаться в этом положении на счет 2-4-6-8-10, вернуться в и.п. Повторить 2 раза.

2. «Кулачки». И.п. – лежа на животе. Поднять голову и плечевой пояс, вытянуть руки вперед. Сжимать и разжимать кулаки на счет 2-4-6-8-10, вернуться в и.п. Повторить 2-4 раза.

3. «Достань колено». И.п. – лежа на спине, руки вдоль тела. Поднять голову, носки ног на себя, согнутую ногу подтянуть к животу, обхватить руками, коснуться лбом колена, вернуться в и.п. То же другой ногой (2-4 раза).

4. «Ножницы». И.п. – полулежа на спине, опираясь на предплечья сзади. Согнуть ноги, выпрямить их на весу и выполнять скрестные движения прямыми ногами на счет 2-4-6-8, согнуть и опустить ноги. Повторить 2-4 раза. 

5. «Поочередное поднимание ног». И.п. – лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности кистей рук. Поднимать ноги поочередно, не отрывая туловища от пола (4-6 раз каждой ногой). 

6. «Лодочка». И.п. – лежа на животе. Поднять голову и плечевой пояс, руки вперед с одновременным подниманием ног – «лодочка», задержаться в этом положении на счет 2-4-6, вернуться в и.п. Повторить 2-4 раза.

Список использованной литературы

  1. Л.Ф. Асачева, О.В. Горбунова «Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2013
  2. Л.М. Савко «Правильная осанка. Как спасти ребенка от сколиоза.», Санкт-Петербург, «Питер», 2011
  3. Л.В. Останко «Оздоровительная гимнастика для дошкольников», Санкт-Петербург, «Литера», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей "Осанка - основа здоровья"

В дошкольном возрасте, когда формируется опорно-двигательный аппарат, чрезвычайно важно следить за этими процессами и при первых признаках нарушения давать им должную оценку. Предотвратить нарушения о...

Информация для родителей "Осанка - основа Здоровья!"

В толковом словаре В.И. Даля написано: «Под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту». Дополняя это определение, необходимо добавить и «основу здоровья»....

«Правильная осанка - основа здоровья»

Правильная осанка — основа здоровья«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жи...

«Правильная осанка - основа здоровья»

Правильная осанка — основа здоровья«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жи...

Памятка для родителей «Красивая осанка – основа здоровья!»

Отклонения в формировании правильной осанки негативно влияют на состояние внутренних органов. Кроме того, сгорбленная спина способствует развитию трудностей для нормальных движений грудной клетки во в...

Памятка для родителей «Красивая осанка – основа здоровья!»

Отклонения в формировании правильной осанки негативно влияют на состояние внутренних органов. Кроме того, сгорбленная спина способствует развитию трудностей для нормальных движений грудной клетки во в...

Памятка для родителей «Красивая осанка – основа здоровья!»

Отклонения в формировании правильной осанки негативно влияют на состояние внутренних органов. Кроме того, сгорбленная спина способствует развитию трудностей для нормальных движений грудной клетки во в...