ПРОЕКТ «РАСТИ ЗДОРОВЫМ, МАЛЫШ!»
проект по физкультуре ( группа) на тему
ПРОЕКТ
ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Муниципального дошкольного образовательного
автономного учреждения мдоау дс № 2 «Золотой ключик»
«РАСТИ ЗДОРОВЫМ, МАЛЫШ!»
образовательная область: физическое развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alymova.doc | 278.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МДОАУ ДС № 2 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
«РАСТИ ЗДОРОВЫМ, МАЛЫШ!»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | ||
I. | Целевой раздел | 4 |
Пояснительная записка | 4 | |
1.1. | Актуальность парциальной образовательной программы | 4 |
1.2. | Цель и задачи парциальной образовательной программы | 6 |
1.3 | Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы | 8 |
1.4 | Возрастные характеристики развития детей | 10 |
1.5 | Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы | 11 |
II. | Содержательный раздел | 13 |
2.1 | Тематическое планирование образовательной деятельности | 13 |
2.2 | Содержание парциальной образовательной программы | 20 |
III. | Организационный раздел | 23 |
3.1 | Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы | 23 |
3.2 | Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания | 24 |
3.3 | Время и сроки реализации парциальной образовательной программы | 24 |
3.4 | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 24 |
IV. | Литература | 27 |
V. | Приложение | 29 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Актуальность парциальной образовательной программы
Дошкольный возраст является одним из наиболее важных периодов в жизни человека. В этом возрасте у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия и всесторонней двигательной подготовленности (И.Ю. Горская, Н.А. Крестовников, В.М. Немеровский и др.). Одним из средств гармоничного физического развития дошкольника, формирования начальных представлений о здоровом образе жизни является плавание.
Плавание - это физическое действие, основу которого составляет удержание и перемещение человека в воде в необходимом направлении.
Специфические особенности воздействия плавания на детский организм связаны с активными движениями в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны - физических упражнений, с другой - уникальных свойств водной среды, в которой выполняются эти упражнения.
Плавание является замечательным стимулом к активному развитию ребенка, воздействует практически на все органы и системы детского организма: оказывает благотворное влияние на сердечнососудистую систему, процессы терморегуляции, способствует улучшению газообмена, благотворно воздействует на нервную систему, «снимая» утомление, улучшая сон и повышая работоспособность. Плавание является таким же необходимым жизненным навыком, как умение ходить, бегать, прыгать.
Кроме того, плавание благотворно влияет на формирование личностных качеств ребенка: настойчивости и решительности, смелости и дисциплинированности. На занятиях по обучению плаванию у ребенка воспитывается самостоятельность и целеустремленность, поэтому неслучаен интерес к обучению плаванию детей уже с самого раннего возраста. (Т.Л.Богина, Л.П. Макаренко, Т.И. Осокина, Е.А.Тимофеева, Е.С.Черник).
Программа реализуется в рамках образовательной области «физическое развитие» и обеспечивает учет специфики условий осуществления образовательной деятельности и потребностей и интересов детей.
1.2 Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой в процессе обучения плаванию.
Задачи:
- сформировать у воспитанников начальные представления о здоровом образе жизни;
- сформировать у детей устойчивый интерес и ценностное отношение к занятиям плаванием;
- развивать у детей умения плавать разными стилями.
1.3 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено в соответствии с принципами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Содержание образовательной программы в соответствии с подходами:
- личностно-ориентированного взаимодействия, что позволяет обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, условия для развития личности ребенка, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, а также обеспечить открытое образовательное пространство ДОУ, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение ребенка и семьи в образовательном процессе.
-деятельностный подход предусматривает организацию целенаправленной воспитательной деятельностью воспитанника в общем контексте образовательного процесса, обращая внимание на следующие позиции: структуру деятельности, которая включает в себя мотивы, цели, содержание, операционно-деятельностный компонент, предполагаемый результат и отношения субъектов; взаимосвязь мотивов и целей воспитательного процесса; виды деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие) и их влияние на процесс воспитания; формы и методы воспитания; возрастные особенности ребенка при включении в воспитательную деятельность и другие вопросы.
- компетентностного подхода. Основным результатом образовательной деятельности становится формирование компетентностей как постоянно развивающейся способности воспитанников самостоятельно действовать при решении актуальных проблем
- средовой подход предусматривает использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.
1.4 Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет). К 6 -7 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья (здоров он или болен), а также состояние здоровья окружающих; может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган; владеет культурой приёма пищи; одевается в соответствии с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно. Старший дошкольник уже может объяснить ребёнку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы (алгоритм действий), и готов оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть ранку, обработать её, обратиться к взрослому за помощью) в подобных ситуациях.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками. В этом возрасте они овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега при скоординированности движений рук и ног (зрительно-моторная координация девочек более совершенна); могут выполнять разнообразные сложные упражнения на равновесие на месте и в движении, способны чётко метать различные предметы в цель. В силу накопленного двигательного опыта и достаточно развитых физических качеств дошкольник этого возраста часто переоценивает свои возможности, совершает необдуманные физические действия.
Сила мышц увеличивается до 13 — 15 кг к 7 годам. Становая сила — сила мышц туловища увеличивается к 7 годам до 32—34 кг. Масса сердца увеличивается до 92,3 г. Увеличивается сила сердечных сокращений, повышается работоспособность сердца. Поднимается артериальное давление: в возрасте 3—7 лет оно уже в пределах 80/50—110/70 мм рт.ст. Сердечнососудистая система ребенка хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Объем крови у ребенка (на 1 кг массы) относительно больше, чем у взрослого, но пути передвижения ее по сосудам короче и скорость кровообращения выше. Сосуды относительно широкие, и ток крови по ним от сердца не затруднен. Ток крови по направлению к сердцу облегчается большой подвижностью ребенка: мышцы во время движения проталкивают венозную кровь по сосудам. Но надо иметь в виду, что сердце ребенка быстро утомляется при напряжении, легко возбуждается и не сразу приспосабливается к изменившейся нагрузке, ритмичность его сокращений легко нарушается. Отсюда необходимость частого отдыха для детского организма. Эти особенности сердечнососудистой системы ребенка надо учитывать при выборе физических упражнений.
У детей до 7 лет свойства центральной нервной системы таковы, что они быстро устают, но и быстро отдыхают, поэтому большие кратковременные нагрузки с частыми перерывами допустимы в обучении плаванию дошкольников. Детей больше утомляет однообразная деятельность, требующая большой точности движений.
1.5 Планируемые результаты
Личностные качества:
- проявляет устойчивый интерес к занятиям плаванием;
- активно пропагандирует здоровый образ жизни;
- способен привлечь родных к организации спортивных соревнований.
Интеллектуальные качества:
- способен совершать интеллектуальные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение)
- способен уверенно действовать по инструкции (команде, распоряжению) педагога в процессе изучения плавательного приема;
- способен разработать план действий по отработке плавательных движений;
Физические качества:
- владеет основными элементами техники большинства упражнений, способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа;
- проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям, самостоятельно делает освоенные упражнения на суше и в воде;
- имеет сформированные представления о здоровом образе жизни.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: показательные выступления, начиная со второго полугодия, спортивные праздники и развлечения: «Неделя здоровья», «Морское путешествие», «Плавайте на здоровье», «День Нептуна».
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Таблицу необходимо переделать в соответствии с предложенной в макете
модуль | № занятия | Тема | Развернутое содержание работы | Игровой материал | Количество занятий |
1 | 1 | «Здравствуй, детский сад. Первое знакомство» | Познакомить детей с бассейном, с правилами личной гигиены и поведения в бассейне, познакомить со свойствами воды, воспитывать безбоязненное отношение к воде | «Жуки», «Большие и маленькие ноги», «Фонтан», «Мост», «Веселые брызги» Худ.слово: А.Барто «Кораблик» | 1 |
2 | Воспитывать безбоязненное отношение к воде; учить самостоятельно, без помощи взрослого, передвигаться по дну бассейна. Учить бросать мяч из-за головы двумя руками. | «Водяные жуки», «Матросская шапка», «Принеси игрушку», «Фонтан», «Наша Таня» (А.Барто), «Веселые брызги» | 1 | ||
3 | Продолжать учить самостоятельно передвигаться по дну бассейна в различных положениях; воспитывать безбоязненное отношение к воде; развивать координацию движений, развивать словарный запас детей | «Маленькие и большие ноги», «Утка и утята», «Фонтан», «Матросская шапка», «Наша Таня» | 1 | ||
4 | Учить детей делать вдох и задерживать дыхание; продолжать учить самостоятельно передвигаться по дну бассейна в различных положениях, учить работать ногами, как при плавании кролем. | «Водяные жуки», «Фонтан», «Принеси игрушку», «Надуй шарик», «Матросская шапка», «Наша Таня» | 1 | ||
2 | 5 | «Мы веселые ребята» | Познакомить с правилами поведения в бассейне (не бегать по бортику, торопиться, толкать друг друга, не кричать и др.), познакомить со свойствами воды, продолжать учить задерживать дыхание, погружаться в воду с головой, открывать глаза в воде | «Задержка дыхания», «Погружение», «Цапля», «Дровосек», «Карусель», контрольное игровое упражнение «Погружение» Свободное плавание | 1 |
6 | Продолжать учить детей всплывать на воде, задерживать дыхание, продолжать учить движениям ног, как при плавании кролем, преодолевать сопротивление воды | «Поплавок», «Футбол в воде», «Веселые ребята», «Погружение», «Всплывание» Контрольное упражнение: «Поплавок» Свободное плавание, индивидуальная работа | 1 | ||
7 | Продолжать учить детей сохранять статическое состояние тела на воде, продолжать учить детей отталкиваться ногами от дна, погружаться в воду с головой закрепить движениям ног, как при плавании кролем | «Мяч», «Погружение», «Звездочка», «Большие и маленькие ноги», «Фонтан», свободное плавание, индивидуальная работа | 1 | ||
8 | Упражнять в скольжении на груди, учить делать выдох в воду, отрабатывать навык движения ногами как при плавании кролем, преодолевать сопротивление воды, погружения в воду с головой и задержки дыхания | «Задержка дыхания», «Мяч», «Звездочка», Поплавок», «Бегом за мячом», «Караси и щука», «Рыбак и рыбка», «Стрела» Контрольное упражнение «Стрела» Свободное плавание, индивидуальная работа | 1 | ||
3 | 9 | «Водолазы» | Продолжать учить скользить на спине, продолжать учить опускать лицо в воду с открытыми глазами, отрабатывать выдох в воду, преодолевать сопротивления воды, закреплять движения ногами как при кроле, лежа на спине, передвижение по бассейну, лежа на спине с передвижной опорой | «Переправа», «Байдарки», «Хоровод», «Рыбак и рыбки», «Звездочка», «Мяч», «Стрела» Контрольное упражнение – скольжение на спине Свободное плавание и индивидуальная работа | 1 |
10 | Контрольное занятие за 1 этап обучения | Выявить уровень освоения двигательными навыками на воде: скольжение на груди, задержка дыхания и выдох в воду, всплывание, удержание тела на воде в положение лежа на груди и спине | «Поплавок», «Звездочка», «Мяч», «Стрела», «Байдарки», «Переправа», «Пролезь в круг», «Покажи пятки», «Невод» | 1 | |
11 | Спортивное развлечение на воде «Плавайте на здоровье» | Закрепление пройденного материала, индивидуальная работа с детьми | Игры по желанию детей и педагога, свободное плавание | 1 | |
12 | 2 этап обучения | Обучать элементам спортивного плавания. Учить детей движению ног при плавании способом «брасс» на груди, продолжать упражнять в скольжении по поверхности воды на груди и на спине с выдохом в воду | «Поплавок», «Звезда», «Стрела», «Невод», «Охотники и утки», «На буксире» Контрольное упражнение – скольжение на спине, движение ногами «брассом» Свободное плавание, индивидуальная работа | 1 | |
4 | 13-14 | «Подводная рыбалка» | Учить движению ног при плавании на спине, упражнять выдоху в воду с поворотом головы, скольжению на груди, на спине, принимать безопорное положение на воде, погружению в воду | «Дельфин», «Достань игрушку», «Торпеда», «Караси и карпы» Контрольное упражнение – движение ногами способом брасс Свободное плавание, индивидуальная работа | 2 |
15 | Обучение движению ног при плавании способом брасс с выдохом в воду, упражнять в преодолении сопротивления воды, задерживать дыхание с последующим выдохом в воду | «Пятнашки», «Рыбаки и рыбки», «Охотники и утки», «Поплавок», «Звездочка», «Кипит каша» Контрольное упражнение-движение ногами способом брасс с выдохом в воду Свободное плавание, индивидуальная работа | 1 | ||
16 | Диагностика по результатам наблюдения | Выявить уровень освоения двигательными навыками: выдох в воду, скольжение на груди и спине, движения ногами способом кроль, всплывание | «Мяч», «Кипит каша», «Стрела», «Звезда», «Фонтан» Свободное плавание | 1 | |
Каникулярный период | |||||
5 | 20-21 | 3 этап обучения «Морской бой» | Учить плаванию способом брасс, упражнять в скольжении на спине, движение ногами брассом, кролем на спине, преодоление сопротивления, погружения в воду с головой, учить спрыгивать с бортика в воду | «Звезда», «Мельница», «Торпеда», «Лягушка», Контрольное упражнение «Лягушка», свободное плавание, индивидуальная работа | 2 |
22-23 | «На рубежах Родины» | Учить плаванию способом кроль на спине, упражнять детей в согласовании движений рук и ног, движениям ногами при плавании брассом с выдохом в воду, спрыгивать с бортика в воду | «Мельница», «Лягушка», «Фонтан», «Торпеда», «Переправа», «Буксир» Контрольное упражнение – кроль на спине (с опорой или без нее) | 2 | |
6 | 24-25 | Подготовка и проведение спортивного развлечения «Морское путешествие» | Учить плаванию способом кроль на груди, упражнять скольжению на груди, движениям ногами способом кроль на спине, продолжать обучать плаванию способом брасс, спрыгивать с бортика в воду | «Стрела», «Моторная лодка», «Плавцы», «Дельфин», «Торпеда», «Лягушка» Контрольное упражнение – брасс или кроль на спине Свободное плавание и индивидуальная работа | 2 |
25-27 | Закреплять представление детей о водоемах, и его обитателях, о водных видах транспорта; упражнять в задержки дыхания и выдоху в воду, в скольжении на груди и спине, согласовании движений рук и ног, спрыгивать с бортика в воду | «Торпеда», «Звезда», «Старинный пароход», «Море волнуется», «Лодка», «Буксир», «Лягушка», свободное плавание, индивидуальная работа | 3 | ||
7 | 28-29 | «Огонь, вода и медные трубы» | Знакомство с плаванием способом дельфин (баттерфляй), продолжать закреплять скольжение на груди и спине, движений ногами при плавании способом кроль, закреплять умение плавать способом брасс, спрыгивать с бортика в воду | «Лодка», «Буксир», «Торпеда», «Лягушка», «Дельфин» Контрольное упражнение – «Дельфин» Свободное плавание, индивидуальная работа | 2 |
30-31 | Закреплять навык скольжения способом дельфин, скольжения на груди и спине, погружения в воду с головой с открытыми глазами, движение ногами при плавании кроль и брасс, спрыгивать с бортика в воду | «Достань игрушку», «Мяч», «Стрела», «Буксир», «Невод», «Рыбак и рыбки», «Поезд в тоннеле», «Кто как плавает» Контрольное упражнение – «Дельфин» или кроль, брасс Свободное плавание и индивидуальна работа | 2 | ||
V | 32-34 | «Неделя здоровья» | Закрепление пройденного материала, индивидуальная работа | Игры по желанию детей и выбору педагога, свободное плавание | 3 |
35 | Диагностика по результатам наблюдения | Выявить уровень освоения двигательных навыков на воде: скольжение на груди и спине, движение ногами способом кроль на груди и спине, способом брасс, кроль, дельфин, задерживать дыхание с последующим выдохом в воду, спрыгивать с бортика в воду | «Стрела», «Поплавок», «Медуза», «Дельфин», «Торпеда», «Переправа», «Мельница» | 1 |
Летом – ежедневное купания в бассейне с использованием знакомых игр и игровых упражнений с целью закрепления пройденного материала и оздоровления детского организма
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Модуль 1. «Здравствуй, детский сад. Первое знакомство»
Тема 1.1. Знакомство с бассейном
Содержание темы
Познакомить детей с бассейном, с правилами личной гигиены и поведения в бассейне, познакомить со свойствами воды, воспитывать безбоязненное отношение к воде.
Формы, способы, методы
Организация коллективной деятельности детей, объяснение воспитателя, поощрение, дидактическая игра «Правила поведения», действие по образцу.
Подвижные игры на воде: «Жуки», «Большие и маленькие ноги», «Фонтан», «Мост», «Веселые брызги».
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: фрагменты ритмической музыки.
Зрительный ряд: видеопрезентация «Правила поведения в бассейне», иллюстрации правил поведения на воде.
Литературный ряд: А.Барто «Кораблик»
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Конструктивное общение и взаимодействие с взрослыми и со сверстниками.
Виды деятельности детей
Игровая, коммуникативная, слушание, двигательная, познавательно-исследовательская.
Тема 2.3. Название!!!
Содержание темы
Воспитывать безбоязненное отношение к воде; учить самостоятельно, без помощи взрослого, передвигаться по дну бассейна. Учить бросать мяч из-за головы двумя руками.
Формы, способы, методы
Беседа, индивидуальная деятельность детей, показ и объяснение воспитателя.
Подвижные игры: «Водяные жуки», «Матросская шапка», «Принеси игрушку», «Фонтан», «Веселые брызги».
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: фрагмент любого музыкального произведения.
Литературный ряд: А. Барто «Наша Таня»
Материалы и оборудование: мячи, доски для плавания, кольцеброс, мелкие игрушки.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Конструктивное общение и взаимодействие с взрослыми и со сверстниками.
Виды деятельности детей
Игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-ритмическая, двигательная.
Тема 2.3. Название!!!
Содержание темы
Продолжать учить самостоятельно передвигаться по дну бассейна в различных положениях; воспитывать безбоязненное отношение к воде; развивать координацию движений, развивать словарный запас детей.
Формы, способы, методы
Беседа, индивидуальная деятельность детей, показ воспитателя, действие по образцу.
Подвижные игры: «Маленькие и большие ноги», «Утка и утята», «Фонтан», «Матросская шапка», «Наша Таня».
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: фрагмент любого музыкального произведения.
Материалы и оборудование: мелкие игрушки, доски для плавания.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Конструктивное общение и взаимодействие с взрослыми и со сверстниками.
Виды деятельности детей
Игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-ритмическая, двигательная.
Тема 2.4 Осенний праздник.
Содержание темы
Учить детей делать вдох и задерживать дыхание; продолжать учить самостоятельно передвигаться по дну бассейна в различных положениях, учить работать ногами, как при плавании кролем.
Формы, способы, методы
Беседа, индивидуальная деятельность детей, показ и объяснение воспитателя.
Средства образования и развития.
Материалы и оборудование: мелкие игрушки, доски для плавания.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Конструктивное общение и взаимодействие с взрослыми и со сверстниками.
Виды деятельности детей
Игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, двигательная.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Кадровое обеспечение
Инструктор по физической культуре руководит образовательной деятельностью, консультирует воспитателей и родителей по вопросам обучения плаванию, отвечает за безопасность детей. Инструктор по физической культуре дошкольного учреждения должен иметь специальное образование, владеть методикой обучения плаванию детей дошкольного возраста. Требования к педагогу, обучающему плаванию детей дошкольного возраста представлены в приложении 3.
Воспитатель подготавливает детей к деятельности в бассейне, проводит закаливающие мероприятия, организует экскурсию и беседу о деятельности в бассейне, наблюдает за детьми во время плавания, оказывает помощь инструктору, отвечает за безопасность детей.
Родители обеспечивают детей необходимой одеждой, продолжают оздоровительные мероприятия в условиях семьи, обеспечивают потребность в двигательной активности детей и совершенствование двигательного навыка через совместное посещение бассейна, открытых водоемов, участие в спортивных мероприятиях учреждения.
Материально-техническое обеспечение Программы
Главное условие - крытый бассейн.
Плавательные доски, тонущие игрушки, мячи, обручи, ласты, круги.
Научно-методическое обеспечение Программы
Наименование | Автор | Год издания |
Примерная общеобразовательная программа | ||
«От рождения до школы» | Н.Е.Веракса, М.А..Васильева, Т.С.Комарова | М.: Просвещение, 2010 |
Программа: | ||
Программа обучения детей плаванию в детском саду | Воронова Е.К. | 2010, 80с. |
Научите ребенка плавать. Программа обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие | Еремеева Л.Ф. | СПб.: Изд-во «Детство- ПРЕСС», 2005-112 с. |
Методические пособия: | ||
Обучение плаванию в детском саду | Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. | М: Просвещение 1991 |
Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста.- | Петрова Н.Л., Баранов В.А. | ГРАНД-ФАИР, 2008,120с. |
Методика обучения ребенка плаванию. Плавание для всех. | Фирсов 3. П. | М., 1983 |
Время и сроки реализации Программы
Продолжительность образовательной деятельности в бассейне 1 раз в неделю 45 минут. 5-10 минут дети выполняют разминку.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
В помещении бассейна находится необходимый физкультурный инвентарь: плавательные доски, поплавки, резиновые шапочки, игрушки, очки, длинный шест (2-2,5 м) для поддержки и страховки, обручи, надувные мячи, круги, мелкие игрушки, разделяющая дорожка, массажные дорожки, обручи, надувные крупные игрушки. Инвентарь хранится в стойках, корзинах.
Одежда. Дети занимаются плаванием в плавках, в резиновых шапочках. Для передвижения по детскому саду до и после занятия необходимы махровые или фланелевые халаты с капюшонами и длинными рукавами; обувь на резиновой подошве (исключая шлепанцы). В детском саду имеются мыло, мочалки и полотенца для проведения гигиенических процедур.
Помещение должно проветриваться каждые 30-40 минут в течение 5-7 минут. Два раза в день проводится сквозное проветривание. В помещении бассейна должна работать вентиляция.
Организация гигиенических процедур. Перед посещением бассейна обязательно предшествуют гигиенические процедуры. Перед тем как принять душ, дети обязательно посещают туалет, затем они тщательно, быстро моются в душе, приучаясь делать это самостоятельно или с помощью сверстников. После занятий дети вновь принимают непродолжительный душ, вытираются полотенцем, сушат волосы, одеваются и отдыхают.
Температура воды 20—24° С, а температура воздуха 24—28°С. Уровень воды в бассейне, должен быть не выше плечевых суставов ребенка, стоящего на дне бассейна.
Обязательным условием для занятий является хорошее самочувствие ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Маханева М.Д. Программа оздоровления детей дошкольного возраста / М.Д. Маханева. - М.:ТЦ Сфера, 2013.- 48 с. 2. Маханева М.Д. С физкультурой дружить – здоровым быть! Методическое пособие / М.Д. Маханева. – М.:ТЦ Сфера, 2009.- 240 с.
3. Маханева М.Д. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие / М.Д. Маханева, Г.В. Баранова. - М.:ТЦ Сфера, - 2009. – 64 с.
4. Пищикова Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. Задания, игры, праздники / Н.Г. Пищикова. - М., 2009.
5. Протченко Т.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие / Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов. – М., 2007.
6. Раз, два, три плыви… : метод. пособие для дошк. образоват. учреждений / Рыбак М.В, Глушкова Г.В., Поташова Г. Н.: Обруч, 2010.
7. Рыбак М.В. Занятия в бассейне с дошкольниками / М.В. Рыбак. – М.:ТЦ Сфера, 2012.- 96 с.
8. Сидорова И.В. Как научить ребенка плавать: практическое пособие / И.В. Сидорова. – М.: Айрис – пресс, 2011. – 144 с.: ил. – (Культура здоровья с детства).
9. Соколова М.Г. Плавание и здоровье малыша / М.Г. Соколова. - РнД., 2010.
10. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет / под ред. Вареник Е.Н. - М., 2009.
Литература старая, оформлена не по требованиям. Если хотите, оставьте предложенную мной, можете добавить из своего списка, но год издания должен быть не позднее 2004.
- Белиц-Гейман С.В. Мы учимся плавать - М: Просвещение 1987
- Булгакова Н.Ж. Плавание - М: Физкультура и спорт 1984
- Васильев В. С. Обучение маленьких детей плаванию. - М-ФиС, 1961.
- Воронова Е.К. Программа обучения детей плаванию в детском саду-Детство-Пресс,2010, 80с.ISBN: 978-5-89814-142-4
- Еремеева Л.Ф. Научите ребенка плавать. Программа обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие. –СПб.: Изд-во «Детство- ПРЕСС», 2005-112 с. ISBN: 5-89814-299-1
- Карпенко Е.Н., Кошкодан Е.Н., Короткова Т.П. Плавание: игровой метод обучения. - Олимпия / Человек,2009,48 с. -ISBN: 978-5-903508-59-4
- Методика обучения ребенка плаванию - Фирсов 3. П.Плавание для всех. — М., 1983;
- Макаренко Л.П. Плавание - М: Физкультура и спорт 1979
- Милюкова И.В. Как научить ребенка плавать: быстро и эффективно. – АСТ,2009. – 59.- ISBN: 5-17-039266-4, 978-5-17-039266-7
- Левин Г. Плавание для малышей. Пер. с немецкого. - М1ФиС 1974.
- Осокина Т. И. Учите детей плавать. — М., 1985
- Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Обучение плаванию в детском саду - М: Просвещение 1991
- Осокина Т. И. Как научить детей плавать.- М., 1959.
- Плавание Сборник - М: Физкультура и спорт 1988
- Павлова Т.Н., Чистова Н.А., Ахмедшина И.В. Использование средств плавания в физическом воспитании детей дошкольного возраста // Олимпийский бюллетень №11.- Физкультура и спорт. - 2010.- С.97- 108.
- Петрова Н.Л., Баранов В.А. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста.- ГРАНД-ФАИР, 2008,120с. - ISBN: 978-5-8183-1474-7
- Пищикова Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. Занятия. Игры. Праздники. - Скрипторий 2003, 2008, 88 с.ISBN: 978-5-98527-098-3
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с. ISBN 5-7695-2540-1
- Типовая программа воспитания и обучения в детском саду.- М.:Просвещение, 1984.
- Физическая культура в детском саду: Типовая программа - М: ФиС, 1984.
- Фирсов З.П.Плавать раньше, чем ходить - ФиС. — 1987. — № 6;
- Фирсов З. П. Плавание для всех - М: Физкультура и спорт, 1983
- Чекалдина М. Г. На голубых дорожках плывут малыши — Плавание: Ежегодник. - М.: ФиС, 1984.
Приложение 1
Необходима Карта наблюдения за эффективностью реализации программы. Она тоже есть в макете. Наблюдение проводится по целевым ориентирам, мониторинг не нужен.
Показатели оценки интегративного качества
«Овладевший умениями и навыками,
необходимые для освоения навыка плавания»
1.Владение основными культурно-гигиеническими навыками: (застегивает и расстегивает пуговицы, ухаживает за одеждой, одевается, раздевается, исполняет качественно). (застегивает и расстегивает пуговицы, ухаживает за одеждой, одевается, раздевается, исполняет качественно).
2. Самостоятельное выполнение доступных возрасту гигиенических процедур.
3.Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта в воде в соответствии с возрастными показателями .
4. Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
Желание участвовать в подвижных играх, развлечениях на воде, выполнять гигиенические и закаливающие процедуры, выполнять физические упражнения в воде, посещать бассейн
Выполнять движения в различных формах организации двигательной деятельности детей
Творчески использовать двигательные умения и навыки в самостоятельной двигательной деятельности
Выполнять ведущую роль в подвижной игре
Осознанно относиться к выполнению правил игры и техники выполнения движения
Творчески использовать физкультурный инвентарь и атрибуты для организации свободной деятельности в воде
Участвовать в спортивных развлечениях на воде
Ориентироваться в пространстве
Проявлять инициативность в организации знакомых игр
Выполнять действия по сигналу
5. Сформированность представлений о здоровом образе жизни: начальные представления о здоровье и факторах риска, о значении гигиенических процедур и правилах их выполнения, о гигиенических основах организации деятельности, о влиянии закаливающих процедур на здоровье, элементарных особенностях строения собственного организма, о некоторых возможных травмирующих ситуациях и первой помощи в случае травмы.
6. Соблюдение элементарных правил здорового образа жизни
Критерии: самостоятельность, сформированность навыка, двигательных и физических качеств, инициативность, качество выполнения движения, соответствие техники выполнения, наличие четких представлений о безопасности, здоровом образе жизни
Балльная система оценки:
часто (высокий уровень) – 2 балла,
иногда (средний) – 1,5 балла,
редко (низкий) – 1 балл,
трудно оценить показатель (низший) – 0
Уровень сформированности интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными двигательными навыками по обучению плаванию» путем суммирования баллов по каждому критерию и определяется следующей суммой баллов:
12-10 – высокий уровень
9-7 – средний уровень
1-6 – низкий уровень
0- Низший уровень
Характеристика уровневых показателей
Владение основными культурно-гигиеническими навыками:
Высокий. Навыки сформированы, автоматизированы (застегивает и расстегивает пуговицы, ухаживает за одеждой, одевается, раздевается, исполняет качественно).
Средний. Навыки сформированы, основные из них успешно автоматизированы, обращает внимание на качество выполнения навыков.
Низкий. Навыки недостаточно автоматизированы, хотя основные умения освоены.
Низший. Навыки не автоматизированы, умения не достаточны, качество выполнения низкое.
Самостоятельное выполнение доступных возрасту
гигиенических процедур:
Высокий. Выполняет самостоятельно, при минимальном контроле взрослого.
Средний. Выполняет самостоятельно при напоминании взрослого.
Низкий. Выполняет отдельные гигиенические процедуры самостоятельно, основные - в совместной со взрослым деятельности.
Низший. Не выполняет, помощь взрослого существенно на деятельность не влияет.
Сформированность основных движений и физических качеств:
Высокий. Уверенно, координированно, точно, гармонично выполняет движения, как хорошо знакомые, так и новые, в том числе по показу и инструкции взрослого; создает творческое сочетание движений; в движениях передает заданный ритм, темп и направление; двигательные качества сформированы, контролирует качество выполнения движения, адекватно оценивает свои движения с точки зрения двигательных качеств и мотивирует оценку; физические качества сформированы (быстро, ловко выполняет движения, сохраняет выносливость).
Средний. Большинство движений выполняет правильно, проявляет старание, движения достаточно координированные; в движениях передает заданный ритм, темп и направление, хотя в некоторых ситуациях нуждается в помощи взрослого, особенно при освоении новых движений, успешнее действует по показу, чем по инструкции; двигательные качества сформированы, не всегда контролирует выполнение движений, недостаточно адекватно оценивает свои движения с точки зрения двигательных качеств, не мотивирует оценку или формально мотивирует, самооценка эпизодична, но оценивает движения сверстников, может придумать разные сочетания несложных движений; физические качества проявляет при выполнении знакомых движений.
Низкий. Большинство простых движений сформированы, но неуверенно выполняет сложные движения, не всегда проявляет старание, координация движений недостаточная; затрудняется в выполнении новых движений по показу и инструкции; в движениях не всегда правильно передает заданный ритм, темп и направление; двигательные качества недостаточно сформированы, не всегда проявляется в свободной деятельности; недостаточно контролирует выполнение движений; неадекватно оценивает свои движения с точки зрения двигательных качеств, не мотивирует оценку; быстро утомляется; физические качества не сформированы.
Низший. Не все простые движения выполняет качественно, многие сложные движения не освоены, не стремится научиться выполнять движения лучше или научиться новым движениям, движения не координированные или слабокоординированные; двигательные качества не сформированы, не контролирует выполнение движений, не оценивает или неадекватно оценивает свои движения с точки зрения двигательных качеств, не мотивирует оценку; физические качества не сформированы.
Сформированность потребности в двигательной активности:
Высокий. Потребность в двигательной активности сформирована, испытывает удовольствие от движения в воде, целесообразно организует свою двигательную активность в воде, осмысленно относится к точности и правильности выполнения движений, осознанно выполняет все виды движений, следя за их качеством.
Средний. Потребность в двигательной активности проявляет, но самостоятельно ее не организует, она возникает стихийно, не всегда следит за точностью и правильностью движений и не всегда самостоятельно контролирует свою двигательную деятельность.
Низкий. Потребность в двигательной активности ярко не проявляется, однако участвует в двигательной деятельности по предложению взрослого или сверстника, хотя интерес к ней сохраняется недолго; не контролирует качество своих движений.
Низший. Избегает участия в двигательной деятельности, сам ее не инициирует.
Сформированность представлений о здоровом образе жизни:
Высокий. Имеет четкие, осознанные начальные представления о здоровье и факторах риска, о значении гигиенических процедур и правилах их выполнения, о гигиенических основах организации деятельности, о некоторых возможных травмирующих ситуациях и первой помощи в случае травмы.
Средний. Представления недостаточно развернутые и осмысленные, выражает их кратко, но выделяет основные моменты, затрудняется в их объяснении.
Низкий. Представления нечеткие и неконкретные, многие аспекты представлений о здоровом образе жизни неосознанны.
Низший. Представления не сформированы.
Соблюдение элементарных правил здорового образа жизни:
Высокий. Выполняет самостоятельно, при минимальном контроле взрослого.
Средний. Выполняет самостоятельно, при напоминании взрослого.
Низкий. Выполняет отдельные правила самостоятельно, основные - в совместной со взрослым деятельности.
Низший. Не выполняет, помощь взрослого существенно на деятельность не влияет.
Динамика формирования интегративного качества
«Физически развитый, овладевший основными двигательными навыками по обучению плаванию»
Дата проведения ________________201_ г Группа__ «__________________________»_
Инструктор по физической культуре ______________________________________________________________
Воспитатель:___________________________________________________________________________________
№ | Ф. И. ребенка | Владение основными культурно – гигиеническими навыками | Самостоятельное выполнение доступных возрасту гигиенических процедур | Сформиро-ванность физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта в воде | Сформиро-ванность потребность в двигательной активности | Сформиро-ванность представлений о здоровом образе жизни | Соблюдение элементарных правил здорового образа жизни | Всего баллов | Суммарный уровень | |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 | ||||||||||
13 | ||||||||||
14 | ||||||||||
15 | ||||||||||
16 | ||||||||||
17 | ||||||||||
18 | ||||||||||
19 | ||||||||||
20 | ||||||||||
21 | ||||||||||
22 | ||||||||||
23 | ||||||||||
24 | ||||||||||
25 | ||||||||||
Итого |
Сводная по группе
Уровни | Высокий | Средний | Низкий | Низший |
Количество детей | ||||
Показатели % |
Выводы : _______________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка проекта "Расти здоровым, малыш!"
методическая разработка "Расти здоровым, малыш!". целью разработки является формирование у детей потребности в здоровом образе жизни...
Тема проекта: РАСТИ ЗДОРОВЫМ, МАЛЫШ!
Педагогическая идея проекта раскрывается в словах В.А.Сухомлинского - «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя, - говорил В.А.Сухомлинский – от жиз...
Проект "Расти здоровым, малыш"
Незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей. Повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизн...
Проект "Расти здоровым малыш"
Презентация опыта работы по повышению двигательной активности детей в детском саду и дома, как средство укрепления здоровья...
Консультации для родителей (в рамках проекта "Расти здоровым, малыш!")
Консультации для родителей 2 младшей группы "Режим дня", "Как сохранить здоровые зубы без лекарств", "Щётка- добрая пожружка", "Утренняя гимнастика с детьми", "Гимнастика для самых маленьких", "Движен...
Проект "Расти здоровым малыш"
Цель: охрана и здоровье детей, формирование основы культуры здоровья.Задачи:•сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;•воспитание культурно-гигиенических навыков;•формирование...
Проект: "Расти здоровым, малыш".
Проект...
Комментарии
в копилку
в копилку