Дидактическая игра "Спортивная мозаика"
методическая разработка по физкультуре ( группа) на тему

Основной целью дидактической игры "Спортивная мозаика" является закрепление у детей старшего дошкольного возраста представлений о различных видах спорта. Данная игра призвана решить следующие задачи: формирование умения классифицировать виды спорта на зимние и летние, уметь узнавать и называть виды спорта, используя символические изображения. Кроме того, в процессе игры дети знакомятся с атрибутами того или иного вида спорта. При желании дидактическая игра может быть изменена на подвижную. Дидактичкая игра "Спортивная мозаика" развивает мышление, память, речь, образные представления и формирует интерес к спорту и желание им заниматься.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Спортивная мозаика»

Пояснительная записка

Конечно, каждый взрослый человек знает, что заниматься спортом полезно для здоровья. Спорт укрепляет мышцы, нормализует работу внутренних органов, обеспечивает нам здоровое существование. Но ведь дети-то этого не знают. Наша задача – рассказать ребёнку о пользе спорта, и повлиять на его любовь к спорту.

 Существуют различные способы и средства, помогающие выработать у дошкольников интерес к различным видам спорта и любовь к движению. Это подвижные игры, игры с элементами спорта, беседы о спорте и спортсменах, рассматривание иллюстраций о спорте, чтение детям, загадывание загадок о спорте и спортивном инвентаре, просмотр презентаций и т.д. Одним из эффективных способов ознакомления старших дошкольников с видами спорта являются дидактические игры на спортивную тематику. Проведению игры «Спортивная мозаика» предшествует предварительная работа с дошкольниками (беседы о зимних и летних видах спорта).

Цель игры – формирование у старших дошкольников первичных представлений о некоторых видах спорта и интереса к физическому совершенствованию.

 Задачи:

 - создать у детей представления о спорте, как источнике здоровья, красоты, выносливости;

 - познакомить дошкольников с доступными для детей этого возраста сведениями о различных видах спорта;  

- способствовать формированию умения различать виды спорта по определенным признакам, «читать» символические изображения;

- обогащать словарный запас ребенка спортивными терминами;

- способствовать формированию интереса к физическому совершенствованию.

Описание

Содержание игры «Спортивная мозаика» представлено на карточках трех видов. На одних карточках (более крупного размера, например А 4) – картинки с изображениями различных видов спорта (16). На других - символические изображения этих видов спорта. На третьих – символы, отображающие отличия одного вида спорта от другого или, наоборот содержащие общие характеристики различных видов спорта. Карточки должны быть яркими, красочными, иметь четкое изображение. Для удобства использования и продления срока службы рекомендуется заламинировать их.

Варианты игры

В – 1. В игре участвует небольшое количество детей (2-8). Детям раздаются карточки с картинками, на которых изображены различные виды спорта. Ведущий показывает играющим карточки-символы, отражающие характерные особенности того или иного вида спорта (например, летний или зимний вид спорта, «победитель определяется по скорости» или нет, одиночный вид спорта или командный и т.д.). Играющий поднимает свою карточку в том случае, если эта характеристика подходит к изображенному на его карточке виду спорта (например, командный вид спорта – хоккей, баскетбол, футбол и т.д.). Тот, кто правильно выполнил задание, получает фишку. В конце игры подсчитывается количество полученных игроками фишек и определяется победитель или победители.

В – 2. В игре участвуют две команды игроков по 4 – 8 человек. Каждой команде предлагается два комплекта карточек (карточки-картинки и карточки-символы различных видов спорта). Игроки должны составить пары, объединить карточки, относящиеся к одному и тому же виду спорта. Побеждает команда, которая быстро и правильно выполнит задание. При повторении игры детям предлагаются карточки с другими видами спорта.

В – 3. В игре может участвовать любое количество детей. На первом этапе игры ведущий рассказывает детям о различных видах спорта, сопровождая свой рассказ показом иллюстраций и соответствующих карточек-символов. Затем детям предлагается рассказать о спорте, которым они хотели бы заниматься. Во время рассказывания дети используют все виды карточек. Выигрывает ребенок, который составит самый интересный и полный рассказ.

Приложение

Беседа о зимних видах спорта

Задачи: обогатить и систематизировать знания детей о зимних видах спорта, развивать логическое мышление; развивать речь дошкольников; формировать потребность в здоровом образе жизни.

Предварительная работа: знакомство детей с отдельными видами спорта (лыжи, коньки) на занятиях по физической культуре; ознакомление с временами года в повседневной жизни.

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, слайдшоу о зимних видах спорта.

Педагог: Отгадайте-ка загадку:

Снег на полях, лёд на водах,

 Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой)

Наступили холода.

 Обернулась в лед вода.

 Длинноухий зайка серый

 Обернулся зайкой белым.

 Перестал медведь реветь:

 В спячку впал в бору медведь.

 Кто скажет, кто знает,

 Когда это бывает. (Зимой)

Педагог: правильно, зимой. А как вы думаете, как называются виды спорта, которыми занимаются зимой.

Ответы детей. Правильным считается обобщающий ответ “Зимние”.

Педагог: Теперь другой вопрос: что нужно чтобы заниматься зимними видами спорта, а я вам подскажу:

На деревьях, на дорожках,

 На ребячьих на сапожках.

 Он зимой лежит на всех

 Ну конечно, это … (Снег)

Педагог: Да, для занятий зимними видами спорта нужен снег, а какой инвентарь нужен для ходьбы по снегу:

Две курносые подружки

 Не отстали друг от дружки.

 Обе по снегу бегут,

 Обе песенки поют,

 Обе ленты на снегу

 Оставляют на бегу. (Лыжи)

Педагог: А как называется спортсмен, который катается на лыжах:

Кто по снегу быстро мчится,

 Провалиться не боится? (Лыжник)

Педагог: Молодцы ребята! А теперь отгадайте ещё одну загадку:

На прогулке бегуны

 Одинаковой длины

 Через луг бегут к березке,

 Тянут по лесу полоски. (Лыжня)

Педагог: роме лыжных гонок, на лыжах есть еще и другие виды спорта:

Долго ходом шли коньковым

 Друг за дружкою втроем,

 Было очень нелегко им

 Забираться на подъем.

 Вдруг отточенным движеньем

 Хвать винтовки – и стрелять!

 Бьют прицельно по мишеням, –

 Раз, другой, четыре, пять.

 И помчались под уклон.

 Что же это? ... (Биатлон)

Педагог: Да, правильно, биатлон. Так давайте повторим, что делают биатлонисты.

Ответы детей: бегут на лыжах, стреляют из винтовки.

Педагог: Молодцы. А какие виды спорта на лыжах вы знаете ещё:

Ног от радости не чуя,

 С горки снежной вниз лечу я!

 Стал мне спорт родней и ближе.

 Кто помог мне в этом? ... (Лыжи)

Ответы детей: прыжки с трамплина, спуск с гор и др.

Педагог: да есть такие виды спорта как прыжки с трамплина, горнолыжный спорт, фристайл – это, когда спортсмен во время спуска по трассе с небольшими трамплинами выполняет акробатические упражнения. Есть и еще один вид спорта на снегу, но не на лыжах:

Он на вид – одна доска,

 Но зато названьем горд,

 Он зовется … (Сноуборд)

Сейчас мы с вами вспомнили зимние виды спорта, которые проходят на снегу, а что еще есть зимой для других зимних видах спорта:

С морозами, пургой и снегом

 Зима-волшебница придет.

 И все речушки и озера

 Покроет скользкий толстый … (Лёд)

Педагог: Да, для занятий зимними видами спорта нужен не только снег, но и лёд.

А что еще необходимо для занятий на льду:

Два коня у меня, два коня.

 По воде они возят меня.

 А вода тверда,

 Словно каменная! (Коньки)

Педагог: Для занятий на льду нужны коньки. А какие виды спорта вы знаете на коньках?

Ответы детей: …

Педагог: А теперь давайте посмотрим на эти виды спорта.

Мчусь как пуля я вперед,

 Лишь поскрипывает лед,

 Да мелькают огоньки.

 Кто несет меня? ... (Коньки)

Педагог: этот вид спорта называется Конькобежный, спортсмены бегут по большому стадиону на перегонки. Если спортсмены бегают на перегонки по маленькой площадке, то этот вид спорта называется  Шортрек.

Танцевать на лёд пойдём,

 Музыку мы заведём.

О каком виде спорта идет речь в этой загадке?

Ответы детей…

Педагог: Правильно, фигурное катание. Оно есть одиночное, где катаются только мальчики или девочки, мужчины или женщины, а есть парные виды, где спортсмены катаются в парах.

На ледяной площадке крик,

 К воротам рвется ученик.

 Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!".

 Веселая игра ... (Хоккей)

Педагог: Нам хорошо известна игра в хоккей с шайбой, а есть еще игра в хоккей с мячом или русский хоккей.

Педагог: Но есть вид спорта на льду, но без коньков:

Камень по льду я в “дом” запущу,

 И щёткой дорожку ему размету. (Кёрлинг)

Педагог: Ребята, есть еще зимние виды спорта, которые начинались на снегу, а теперь проводятся на специальных ледяных трассах:

Мы с бараньими рогами

 Вниз под горку мчимся сами,

 А как на гору взбираться,

 Начинаем упираться. (Санки)

Педагог: Это виды спорта, для которых нужны санки, это санный вид спорта и скелетон. К этим видам спорта относится и бобслей. А называется он так, потому что используются специальные сани в форме боба, т.е. похожи на фасоль.

Педагог: Вот мы с вами и вспомнили зимние виды спорта, давайте ещё раз попробуем их назвать.

Ответы детей:….

Педагог:

Чтоб крепким и здоровым быть,

 Надо спорт вам полюбить.

 Занимайтесь, не ленитесь,

 И со спортом подружитесь.

Вся беседа сопровождается показом презентации в соответствии с текстом.

Дидактический материал о летних видах спорта

ВЕЛОСИПЕДНЫЙ СПОРТ  - индивидуальный и командный вид спорта.

КОННЫЙ СПОРТ

Конный спорт - это общее название состязаний в верховой езде на лошадях. Конный спорт зародился несколько тысяч лет назад.

ТЕННИС

Теннис - одиночная и парная спортивная игра с мячом. Возникла эта игра во Франции более восьми сотен лет назад.

ВОЛЕЙБОЛ

Волейбол - командная игра с мячом. Изобретателем волейбола считается Вильям Дж. Морган, преподаватель физического воспитания в США.

ПЛАВАНИЕ

Плавание - вид спорта, заключающийся в преодолении определенным стилем соревновательной дистанции.

ДЗЮДО

Дзюдо - вид восточного единоборства. Возникло оно в Японии, в 1882 году, а основоположником его стал японский философ, тренер и мыслитель Дзигаро Кано.

БОКС

Бокс - один из видов единоборства: кулачный бой между двумя участниками, ведущийся по особым правилам. Название произошло от английского слова «bох» - «удар кулаком».

БАСКЕТБОЛ

Баскетбол - популярная и любимая во многих странах командная игра с мячом. Название «баскетбол» произошло от английских слов «basket» - корзина и «ball» - мяч.

СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА

Спортивная гимнастика один из древнейших видов спорта. Слово «гимнастика» образовано от греческого слова «гимназо» - обучаю, тренирую.

СТРЕЛЬБА ИЗ ЛУКА

Стрельба из лука - вид стрелкового спорта, стрельба по мишеням с определенного расстояния из спортивного лука, состоящего из древка и тетивы.

ФУТБОЛ

Футбол - командная игра с мячом. Одно из первых упоминаний об игре в мяч ногами относится ко 2 веку до нашей эры.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА

Художественная гимнастика - одиночный женский вид спорта.

ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА - Тяжелая атлетика - вид спорта, включающий в себя соревнования в поднятии тяжестей (штанга, гиря) в различных весовых категориях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по ППД "Дорожная мозаика"

Дидактическая игра «Дорожная мозаика» (авторская игра для детей 5-7 лет).   Цель: Расширять знания детей о правилах поведения пешеходов и водителей в условиях улицы Закреплять пр...

Авторская музыкально-дидактическая игра на развитие танцевального творчества "Танцевальная мозаика"

Музыкально-дидактическая игра поможет в создании условий для творческих проявлений детей в танце, послужит для развития интереса к данному виду музыкальной деятельности, предназначена для детей 6-7 ле...

Дидактическая игра на развитие мелкой моторики рук «Геометрическая мозаика»

Это прекрасная игра, ведь она поможет как можно лучше подготовить ребят к школе. Дело не только в том, что бы научить ребенка ориентироваться среди геометрических форм, а в том, чтобы разбудить тягу к...

Дидактическая игра "Деревянная мозаика"

Формировать представление детей о разных свойствах деревьев, с помощью среза дерева.Развивает мелькую маторику,Творческие способности,Позновательное развитие....

Тема: «Роль дидактических игр в развитии мышления и речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста». Игровая мозаика: «Что? Где? Когда?»

Дидактические игры, насыщенныех разнообразным занимательным материалом, способствуют не только речевой активности и быстроте мышления, но и активизируют восприятие, позволяют детям по-новому пр...

Электронное дидактическое пособие "Мозаика настроений"

Возраст целевой группы: старшие дошкольники 5-7 лет.Цель пособия: развитие эмоциональной сферы дошкольников.Задачи пособия: - продолжать знакомить детей с основными эмоциями (радость,  груст...

Дидактическая игра "Мозаика из пуговиц"

Дидактическая игра "Мозаики из пуговиц".Цель игры: развивать мелкую моторику рук у детей дошколшьного возраста, воображение, внимание....