Консультация для воспитателей "Методические рекомендации по проведению утренней гимнастики в ДОУ"
консультация по физкультуре ( группа) на тему
В материале подобраны рекомендации по проведению утренней гимнастики для воспитателей ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
utrennyaya_gimnastika.ppsx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Утренняя гимнастика В условиях детского сада утренняя гимнастика преследует следующие задачи: активизация деятельности сердечной, дыхательной и других функций организма, стимуляция работы внутренних органов и органов чувств, формирование правильной осанки, хорошей походки, предупреждение возникновения плоскостопия. А также целью зарядки является организация детского коллектива, переключение внимания детей к совместным видам деятельности. Приучает детей к определенной дисциплине, порядку.
Времени на утреннюю гимнастику отводится мало, поэтому, пояснения и указания воспитателя должны быть краткими, построение, раздача пособий проводится быстро. Упражнения для УГ должны быть: Хорошо разучены детьми; Просты по структуре и по координации; Обязательны для формирования осанки и стопы; Дыхательные и подскоки; Каждое предыдущее упражнение облегчает выполнение последующего Упражнения соотвествуют назначению комплекса Требования к организации:
Порядок расположения упражнений Специальные дыхательные упражнения(требуют внимания на выполнение), при отсутствии при первых упражнениях фиксировать вдох и выдох. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса- для формирования правильной осанки; Упражнения, развивающие мышечные группы туловища и ног; Эти упражнения проводят главным образом стоя, после даются упражнения из разных положений (сидя, лежа, стоя на коленях). После упражнений дается легкий спокойный бег или подскоки на месте. Они могут быть заменены несложной, хорошо известной детям подвижной игрой. Заканчивают утреннюю гимнастику непродолжительной ходьбой.
Если упражнения комплекса не приводят к желаемым результатам, слишком просты, по усмотрению воспитателя они могут меняться. Нагрузка может меняться от изменения исходного положения, количества упражнений, повторении каждого упражнения, темпа, амплитуды, усложнения структуры упражнения, характера используемых предметов Постепенно с возрастом включаются упражнения на развитие ловкости, координации, гибкости, силы и т.д , которыми дети уже хорошо владеют.
Классификация общеразвивающих упражнений Упражнения для рук и плечевого пояса Направлены на формирование правильной осанки, т.к. направлены на укрепление мышц, помогающих держать спину прямо + улучшение дыхательной функции и т.д. Упражнения для туловища Упражнения влияют на развитие гибкости, подвижности позвоночника, т.о. могут быть использованы для формирования правильной осанки. Особенно полезны упр-я на животе и на спине(позвоночник освобожден от тяжести) укрепляются мышцы спины, брюшного пресса. Боковые наклоны даются детям ограниченно, т.к. при слабости мышц и наличии сколиоза они могут усилить искривление.
Упражнения для ног Укрепляют связки и мелкие мышцы стопы, развивают ее гибкость. Особенно полезны различные движения стопой, любые движения ног с оттянутыми носками, приседания. Также поднимания, махи влияют на развитие подвижности суставов, укрепление, растягивание крупных мышц и связок ног и главным образом на развитие силы и гибкости ног. Развитие брюшного пресса влияет на внутренние органы: дыхания и пищеварения. Исходные положения стоя для ног влияют на развитие равновесия (уменьшение площади опоры). Упражнения для ног в особенности приседания и прыжки, укрепляют сердечно-сосудистую систему, повышают физиологические функции, обменные процессы.
Упражнения для укрепления дыхательной системы Упражнения направленные на укрепление дыхательной системы, формирования навыков рационального дыхания, являются дыхательными. Если не берется в начале ОРУ специального упражнения на укрепление дых. Системы, то можно использовать любое упражнение с фиксированных вдохом и выдохом. Вдох нужно делать в исходном положении, выдох нужно делать при поворотах, сжимании, наклонах, приседании, сгибании ног и т.д. Темп дыхательных движений должен быть спокойный, не частый, выдох – более длительный. При обучении правильному дыханию нужно прежде всего обращать внимание на продолжительность выдоха. Длительному выдоху способствует произнесение звуков, односложных слов.
Указания к организации 1 младшая группа 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа Продолжительность гимнст . 4-5 мин. 5-6 мин. 6-8 мин 8-10 мин 10-12 мин. Кол – во ОРУ 3-4 4-5 5-6 5-6 5-6 Кол-во повторений упражнений 4-5 4-5 4-6 5-6 6-8 Ходьба и бег вначале гимнастики 20—30 сек. 20-30 сек До 50 сек 1-2 мин. 2-3 мин Количество Подпрыгив . 2 раза по 10-15 сек. или подвижная игра или бег 2 раза по 10-15 сек. или подвиж-ная игра или бег 15-20 подск . 1-2 раза 20-30 раз 1-2 раза Не менее 30 раз с 1-2 повтор.
Упражнения направленные на укрепление осанки и формирование стопы
В целях предупреждения плоскостопия следует использовать упражнения профилактического характера: ходьбу на носках и на пятках, «по-медвежьи» с опорой на наружные края стоп; по ребристой доске и т.п. При деформации стопы применяются специальные корригирующие упражнения, которые включают активные движения стопы и пальцев ног, хождение по лежащей на полу лесенке, попеременное сгибание и разгибание стоп, собирание пальцами ног веревки, притягивание к себе палки и другие.
Упражнения на укрепление мышц спины в движении «Бабочки» - ходьба на носках, руки на поясе, движения руками вперед , назад. Ходьба с мешочком на голове, спину держать прямо, голову поднять. Ходьба с палкой за спиной, на уровне лопаток. Ходьба с руки за голову, локти разведены в стороны. «Цирковые лошадки» – медленный бег с высоким подниманием колен, руки на поясе, локти назад. Поочередное подпрыгивание на одной ноге, руки на поясе.
Упражнения для укрепления мышц спины 1. И.п. - лежа на животе, руки вверху. 1-поднять плечи, голову, руки к плечам, прямые ноги; 2-3 - держать это положение, 4- и.п. 2. И.п. – лёжа на животе, гимнастическая палка лежит на плечах. 1-приподнять плечи, голову, соединить лопатки, ноги зафикс . на полу; 2-3- держать это положение; 4- И.п. 3. И.п. - то же, подбородок на ладонях рук, положенных друг на друга. 1 -2 - поднять правую ногу, стараясь не отрывать таза от пола; 3-4 - опустить в и.п. 5-8 - повторить левой ногой. 4. И.п. тоже. Приподнимание обеих прямых ног с удержанием их до 4-6 счетов. 5. И.п. - то же. Выполнение руками и ногами движений как при плавании «брассом».
Упражнения для мышц брюшного пресса 1. И.п. - лежа на спине, руки в стороны. 1 - согнуть правую ногу, руками обхватив колено; 2- опустить в и.п.; 3-4 - левой ногой. 2. И.п. — то же, руки за голову. 1 -2 - согнуть ноги в коленях; 3-4 - выпрямить вверх; 5-6 - согнуть; 7-8 - опустить в и.п. 3. И.п. -лежа на спине, упор на предплечья. 1 - приподнять прямые ноги от пола; 2-7 - поочередное разведение и скрещивание ног на весу - «ножницы». 4. И.п. -то же. Работа ног как при езде на «велосипеде». 5. И.п. — лежа на спине. 1-4- перейти в положение спины и головы; 5-8 -лечь в и.п.
Упражнения для укрепления свода стопы 1. Ходьба на носках и пятках. 2. Ходьба на внешней и внутренней стороне стоп. 3. Ходьба перекатом с пятки на носок. 4. Ходьба на носках с высоким подниманием коленей. 5. Ходьба как пингвины 6. Ходьба по камешкам. 7. Ходьба на носках вверх и вниз по наклонной плоскости. 8. Ходьба по гимнастической палке, обручу, шнуру. 9. Захватывание пальцами стоп мелких предметов (карандаши, платки, шнуры, и т.д.) и перекладывание их на другое место. 10. В положении сидя одновременное и поочередное сгибание и разгибание стоп. 13. Сжимание и разжимание пальцев ног. 14. Стоя на полу поочередное поднимание и опускание пяток. 15. Ходьба с поджатыми и поднятыми пальцами ног.
Дыхательная гимнастика
Упражнения можно выполнять стоя или в движении «Ёжик». Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напряжена) ; выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. «Ушки». Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, а уши тянутся к плечам. Следить, чтобы при наклоне головы туловище не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц носоглотки. Выдох произвольный. «Лыжник» Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука «М-М-М-М».
Из положения стоя «Пускаем мыльные пузыри» При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри. Не опуская головы, сделать вдох носом. Выдох. «Радуга. Обними меня» И.п. – стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны; задержать дыхание на 3-4 с., растягивая губы в улыбке, произносить звук «с»,выдыхая воздух и втягивая в себя живот. Руки сначала вперед, затем перед грудью, как бы обнимая плечи (3-4 раза). спокойный, через нос с опущенной головой (3-5раз)
«Часики» Стоя, ноги расставить, ноги на ширине плеч, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить « Тик-Так » 10-12 раз «Снеговик веселится» И. п. – поставить ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами с одновременным выдохом, произнося: «Ха!». Повторить 6-8 раз. «Вырасти большим» И. п. – встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, произнося: « У-х-х-х !». Повторить 4-5
Используемая литература Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А., 2007 г. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П., Общеразвивающие упражнения в детском саду, 1990 г. Осокина Т.И., Физическая культура в детском саду, 1978 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
ТЕМП ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ КАЖДОГО УПРАЖНЕНИЯ ...
Методические рекомендации о проведении утренней гимнастики в детском саду
Утрення гимнастика...
Методические рекомендации по проведению утренней гимнастики во второй младшей группе
Утренняя гимнастика во второй младшей группе, или, как ее называют в народе, зарядка, является эффективным профилактическим средством, способствующим сохранению и укреплению здоровья подрастающего орг...
Методические рекомендации по проведению утренней гимнастики в детском саду.
Вся утренняя гимнастика должна проводиться эмоционально, вызывать у детей хорошее, жизнерадостное настроение.Планирование утренней гимнастики тесно связано с планированием всего материала по развитию ...
Методические рекомендации к проведению утренней гимнастики
Материал подойдет начинающим педагогам дошкольного образования или студентам...
Рекомендации к проведению утренней гимнастики
Рекомендации по структуре и видам утренней гимнастике....
Рекомендации по проведению утренней гимнастики в условия ДОУ
Материал содержит информацию по подбору утренней гимнастики для каждой возростной группы дошкольного возраста, с учетом возростных и анатомо- физических способностей детей....