Самостоятельная двигательная активность детей в условиях ограниченного пространства.
методическая разработка по физкультуре (младшая группа) на тему
Как сделать самостоятельное активное движение интересным и доступным для детей? В статье предлагаются игры, для игры в которые не понадобится много свободного пространства. Данная статья будет интересна педагогам дошкольных учреждений, родителям, студентам педагогических ВУЗов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_dvigatelnaya_aktivnost_detey_v_usloviyah_ogranichennogo_prostranstva.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная двигательная активность детей
в условиях ограниченного пространства.
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Одна из важнейших задач в этой работе — удовлетворение естественной потребности детей в движении.
Свой внутренний мир (удовольствие, удивление, сосредоточение, радость и т. д.) ребенок может выразить движением. Недостаточная двигательная активность детей ведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.
Если ограничить двигательную активность детей, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведет к нарушению условных связей и снижению психической активности.
П.Ф. Лесгафт.
Во всех программах дошкольного воспитания большое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе, в т. ч. организации двигательного режима воспитанников. Однако важно отметить, что современные городские дети не имеют
возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Она все больше ограничивается созданными условиями:
- замкнутым, перенасыщенным пространством групп в детском саду и дома;
- требованиями (запреты) взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься, упадешь и т. п.);
- продолжительности познавательных занятий с преобладанием статических поз;
- преобладанием статичного времяпрепровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные и настольные игры, игры с конструктором, занятия изобразительной деятельностью и т. д.);
- генетической наследственностью (по последним статистическим данным только 10% детей являются условно здоровыми).
Но самая главная проблема — несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. В группе, где много детей, мебели, игрушек, невозможно бегать, кидать мяч или прыгать через скакалку. То же самое и в квартире, где места зачастую еще меньше
Таким образом, одной из задач педагогов является научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях малой площади (группы, квартиры и т. п.).
Дети, часто очень активные, не могут соотносить свои желания с возможностями группы. Традиционные подвижные игры трудно проводить в помещении, где много мебели, игрушек, и, кроме того, для таких игр часто требуется участие нескольких игроков. А если хочется поиграть одному или с двумя-тремя друзьями? Как сделать самостоятельное активное движение интересным и доступным для детей?
Разработка новых вариаций игр и введение их в самостоятельную деятельность детей:
- Подвижная игра «Быстро возьми, быстро положи».
- «Бой петухов»
- «Кто меня слышит, сделай раз..»
- Включение в сюжетно-ролевые и строительно-конструктивные игры.
- «Плечики, ушки, макушки, хлопушки»
- Музыкально-ритмические движения
- «Море волнуется раз»
- Подражательные движения
- Релаксационные упражнения
- "Тихий тренажер" - наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола и до 1,5 м
- Создание проблемной ситуации
- «Обезьянки». /Захват пальцами ног/
- Игра "Путаница"
http://luntiki.ru/blog/igra/1992.html
Литература:
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2011. — 528 с.
- Агаджинова С.Н., Орла В.И. Оздоровительная работа в ДОУ. СПб.: «Детство-пресс», 2008.- 170 с.
- Анисимова Т.Г., Ульянова С.А. Занятия, игры, упражнения по формированию правильной осанки у дошкольников. Волгоград.: Учитель, 2009.- 203 с.
- Антонов Ю.Е. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология 21 века. М.: Просвещение, 2008.- 198 с.
- Бердыхова Я. Мама, папа, занимайтесь со мной.- М.: 1990.-104 с.
- Будько Т.С. Математика плюс движение. Мозырь, 2009.- 54 с.
- Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Ярославль.: Союз, 2005.- 189 с.
- Кеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры.М.: Просвещение, 1983.- 224 с.
- Миняева С. А.: Подвижные игры дома и на улице. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 208 с.
- Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду.М.: Просвещение, 2003.- 177 с.
- Шишкина В.А. Движение + Движения. М.: Просвещение