Программа "Здоровячок"
рабочая программа по физкультуре на тему

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем нашего времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа279.5 КБ

Предварительный просмотр:

Принято:                                                                                        Утверждаю:

педагогическим советом                                                              Заведующая МБДОУ

Протокол №1 от 27.08.2015                                                        «Детский сад № 256»

Шеловская С.В.__________                                                                                                                        Приказ № _______________

                                                                                                         От  _____________________

                                     

«Здоровячок»

рабочая программа спортивно-оздоровительного кружка

для детей старшего дошкольного возраста

срок реализации: 2 года

                                                                                         

    Составитель:

Мингалева Н.Ю.                                                                                                                инструктор физкультуры

 Новокузнецкий городской округ, 2015


                   

Пояснительная записка

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – “состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…”.Сегодня на состояние здоровья наших детей, оказывают существенное влияние, как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия, а именно:

  • наследственность;
  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • электронно-лучевое и “металло-звуковое” облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок-музыка);
  • образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья).

Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению. Например, нарушения осанки сочетаются с нарушением работы многих органов и систем растущего организма. Дети при этом, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них обычно отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие.

Почему у современного ребенка развиваются нарушения осанки?

Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальном и более позднем периодах развития ребенка. Все это отрицательно сказывается на состоянии скелетных мышц и позвоночника. Многое зависит и от наследственности. Это не значит, что дети наследуют от родителей искривленный позвоночник. Обычно дети рождаются с нормальным позвоночником, однако очень часто они перенимают от родителей привычки неправильно сидеть, стоять и ходить, а также вынужденные неудобные позы, например при чтении и письме. Перегружает позвоночник и избыточная масса тела.

Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах - вперед, в грудном и крестцовом - назад. В Толковом словаре В.И. Даля записано: «Под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту». Дополняя это определение, необходимо дополнить и «основу здоровья».

При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение: она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях.

Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника.

Наиболее частыми нарушениями осанки у детей дошкольного возраста являются отстающие лопатки, сведенные плечи, асимметрия надплечий, сутуловатость.

При вялой осанке голова опущена, грудь уплощена, плечи сведены, лопатки отстают от спины, ноги слегка согнуты в коленях. При сутуловатости голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены, живот выпячен. Для лордотической осанки характерен увеличенный прогиб поясничного отдела позвоночника, для кифотической - увеличение глубины как шейного, так и поясничного изгибов (спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен).

Большая часть этих нарушений носит чисто функциональный характер и связана в основном с нарушением симметрии мышечного тонуса (слабость мышечного тонуса). Причинами этих функциональных нарушений осанки могут быть общая ослабленность организма, нерациональная организация режима, нарушение зрения, понижение слуха, недостаточность общего физического развития и слабая двигательная активность. К гораздо более серьезным нарушениям относится сколиоз, в основе которого лежит боковое искривление позвоночника со скручиванием (торсией) позвоночника.

Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища. Самые лучшие средства для профилактики нарушений осанки: движение во всех видах, подвижные игры на воздухе, утренняя гимнастика, закаливание, достаточное освещение и правильно подобранная мебель, постоянное наблюдение за позой ребенка во время игры, занятий, специальные комплексы упражнений.

Профилактика и устранение нарушений осанки - процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного участия.

Нарушением опорно-двигательного аппарата также является плоскостопие -  деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь. Свод стопы начинает формироваться главным образом в период активной ходьбы и должен быть сформирован к трем годам. Стопа - фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребенка. Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. На подошве у детей сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая свод стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Кости стоп почти целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, эластичные, легко поддаются деформациям. Мышцы стопы относительно слабо развиты, но играют важную роль в укреплении сводов стопы. Суставно-связочный аппарат стоп еще не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам.

Таким образом, в дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищенными от сотрясений. Одним из частых симптомов плоскостопия является боль в стопе. Главной причиной его возникновения является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врожденное плоскостопие встречается редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенесших рахит. Перегрузка, переутомление стопы часто возникает у детей с избыточным весом. Однако предупредить плоскостопие легче, чем его лечить. Следовательно, работа по профилактике плоскостопия должна идти по пути улучшения физического развития ребенка.

В соответствии с вышеизложенным мы, понимая необходимость совершенствования процесса профилактики плоскостопия и нарушений осанки у дошкольников, в целях укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста, разработали программу «Здоровячок» и цикл занятий по данному направлению.

Цель программы – профилактика нарушений осанки и плоскостопия, как средство укрепления опорно-двигагательного аппарата детей дошкольного возраста.

Исходя из конкретной ситуации в нашем детском саду, и в соответствии с поставленной целью мы  определили следующие задачи:

Оздоровительные задачи

  1. Формировать правильную осанку и развивать все групп мышц.
  2. Содействовать профилактике плоскостопия.
  3. Укреплять сердечно-сосудистую и дыхательные системы.

Образовательные задачи

  1. Развивать двигательные и координационные способности  и физические качества (быстроту, силу, подвижность в суставах, гибкость, ловкость, выносливость) детей.
  2. Формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движения.

Воспитательные задачи

1.Довести до сознания детей, что правильная осанка, является одним из условий крепкого здоровья.

2.Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.

  1. Воспитывать чувство уверенности в себе.

Основные принципы

В процессе работы по профилактике и коррекции нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Принцип дефференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной профилактической работы.

2. Принцип доступности предусматривает осуществление профилактической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных различий в физическом и психическом развитии детей.

3. Принцип системности достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет  получить прогнозируемый результат.

4. Принцип последовательности  заключается в постепенном повышении требований в процессе оздоровительной работы и увеличении оптимальной физической нагрузки.

5. Принцип научности лежит в основе всех оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни, укреплению опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста.

6. Принцип оздоровительной направленности, обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

Методы и приемы

  • показ, разучивание, имитация упражнений;
  • использование средств наглядности;
  • исправление ошибок;
  • подвижные игры и игровые упражнения;
  • индивидуальная страховка и помощь;
  • круговая тренировка;
  • оценка (самооценка) двигательных действий;
  • соревновательный эффект.

Комплектование группы детей для занятий по программе «Здоровячок» проводится с учетом общего функционального состояния детей старшего дошкольного возраста, данных медицинского осмотра, рекомендаций врачей-специалистов (педиатра, ортопеда), пожеланий родителей.

Срок реализации программы – 2 года.

Занятия проводятся с октября по май 2 раза в неделю по 30 минут, 60 занятий в год. Содержание программы ориентировано на группу  детей в количестве 10-12 человек, что дает возможность обеспечить более успешную и продуктивную работу с воспитанниками, возможность индивидуального подхода.

В учебном процессе оздоровительные занятия хорошо вписываются в учебную и оздоровительную работу ДОУ  в виде  оздоровительных занятий, так как они построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлены на формирование поведенческих навыков здорового образа жизни.

Система оздоровительных занятий «Здоровячок» включает 4 раздела.

1. Профилактика нарушений осанки.

2. Развитие координационных способностей,  равновесия, мелкой моторики.

3. Профилактика плоскостопия.

4. Укрепление сердечно - сосудистой и дыхательной систем.

В структуру оздоровительных занятий тесно вплетены различные виды деятельности: двигательные упражнения, основные виды движения (ходьба, прыжки, оздоровительный бег, упражнения на равновесие и др.), дыхательная гимнастика, разнообразные виды самомассажа, упражнения на релаксацию. Синтез различных видов деятельности, соответствующий существующим научно обоснованным оздоровительным системам, подчинен одной цели – мотивации здорового образа жизни, укреплению опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста. Однако при проведении оздоровительных занятий обязательно необходимо учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние.

Способ организации детей на занятии в физкультурно-оздоровительной группе зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На занятиях используются три основных способа организации детей: фронтальный, групповой и индивидуальный.  

Методика составления комплексов оздоровительных занятий состоит из трех частей. В подготовительную часть включают разные виды ходьбы, оздоровительный бег, упражнения на формирование правильной осанки, дыхательные упражнения, позволяющие подготовить детей к нагрузке. Темп выполнения - медленный, умеренный и средний, дозировка - 6-8 повторений.

В основную часть входят упражнения, обеспечивающие развитие общей и силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки, для создания мышечного корсета, коррегирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими. Дозировка упражнений зависит от самочувствия детей, в среднем 6-8раз. Эффективность применения специальных упражнений во многом зависит от исходных положений. Наиболее выгодным из них для развития и укрепления мышц, по оси и исключается влияние на тонус мышц угла наклона таза. К таким положениям относятся положение лежа на спине, на животе, стоя в упоре на коленях. В этих положениях легче следить за выпрямленным телом, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки. В конце основной части проводится подвижная игра, правила которой предусматривают сохранение правильной осанки.

Заключительная часть строится из упражнений на расслабление (релаксацию), выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки.

С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время оздоровительных занятий дети занимаются босиком. Следует отметить, что для эмоционального комфорта во время организации и проведения двигательной активности детей способствует музыкальное сопровождение физкультурно-оздоровительных занятий.

Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды для работы по профилактике опорно-двигательного аппарата у дошкольников, предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего формированию осанки, укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы:

  1. Гимнастические палки.
  2. Мячи среднего и малого размера.
  3. Обручи малого и среднего диаметра (50 и 70 см).
  1. Фитболы.
  2. Шведская стенка.
  3. Ограничители поверхности опоры («змея», кубы, мягкие модули)
  1. Стимуляторы удержания правильного положения головы (мешочки, «блинчики», колечки и т.п.).
  2. Массажёры для стопы (коврики, дорожки, ролики).
  3.  Стимуляторы укрепления мышц подошвенной поверхности стопы (роликовые массажёры, мелкие предметы для захвата пальцами ног - платочки, мягкие малые шары, карандаши и др.)

10.         Инвентарь и оборудование для укрепления мышечного корсета:

      гантели (0.5 кг), набивные мячи  (1кг), гимнастические маты.

Таким образом, акцент в оздоровительной работе программы  “Здоровячок” делается на профилактику плоскостопия и коррекцию нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста.


Учебно – тематический план (первый год обучения)

вид  занятий

теория

практика

кол-во

занятий

1.

Вводное

1

-

1

2.

Сюжетно-игровые

2

42

44

3.

Тренировочные с предметом

1

18

19

4.

Тренировочные без предмета

-

4

4

Итого

2

58

60

Учебно – тематический план (второй год обучения)

вид  занятий

теория

практика

кол-во

занятий

1.

Вводное

1

-

1

2.

Сюжетно-игровые

2

22

24

3.

Тренировочные с предметом

1

19

20

4.

Тренировочные без предмета

-

15

15

Итого

2

58

60

Ожидаемый результат:

  1. Улучшение показателей здоровья детей.
  2. Осознанное отношение детей и родителей  к формированию и укреплению правильной осанки и работе над плоскостопием.
  3. Укрепление сердечно - сосудистой и дыхательных систем.
  4. Развитие двигательных  и координационных способностей детей функции равновесия, мелкой моторики.

Диагностика

ф.и. ребенка

удержание осанки в статическом положение

  ОРУ

гибкость

координация

средний бал

1

2

3


Список литературы:

  1. Лечебная физическая культура. Учебник для институтов физической культуры. Под ред. С.Н. Попова. - М: Физкультура и спорт, 1988.
  2. Справочник по детской лечебной физкультуре под редакцией М.И.Фонарёвой. - М: Медицина, 1983.
  3. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. для студентов пед. институтов по спец. № 2110 "Дошк. педагогика и психология". - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985.
  4. Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2000.
  5. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателей дет. Сада. -М.:Просвещение. 1986.
  6. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей: Методическое пособие. - М.: Тер-ра-Спорт, 2000.

7.Красикова И.С. Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. -СПб.: КОРОНА принт, 2001.

8..Красикова И.С. Плоскостопие у детей. - СПб.: "Учитель и ученик", 2002.

6.Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: Из опыта работы /Авт. О.Н. Моргунова. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2005.

9.Шарманова СБ.; Федоров А.И. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей // Дошкольное воспитание № 8, 2003. С.59.

  1. Плоскостопие и стопотерапия. Методические рекомендации // СГМУ, ФГПУ «Томское протезно-ортопедическое предприятие».
  1. Мартынова О.В. Профилактика плоскостопия // Ребенок в детском саду № 1 2006, с.61.
  2. Нестерюк Т.В. Игровой самомассаж. - М.: Издательство «Книголюб», 2007 (Педагогика оздоровления).
  3. Медицинская технология: ЛФК и дыхательная гимнастика во вторичной профилактике заболеваний органов дыхания у детей //ФГУ «Тоский научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии», ГОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университете».
  4. Белоусова Т.Ф., Селезнёва Н.В. «Спортивная мозаика»: спортивный развлечения с элементами валеологии. Практическое пособие для инструкторов по ФК и воспитателей, 2006.

15.Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2000.

16. Глебова СВ. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

17. Асачева Л.Ф., Горбунова О.В. «Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия» Санкт- Петербург «Детство-Пресс» 2013.


Список детей  посещающих группу «Здоровячок» (старший возраст)

фамилия, имя ребенка

группа

группа здоровья

диагноз

1.

Батуев Дима

Старшая №1

2.

Кабанов Марк

Старшая №1

3.

Тимофеева Кристина

Старшая №2

4.

Семенов Рома

Старшая №2

5.

Васильев Влад

Старшая №2

6.

Гросс Саша

Подготовительная №1

7.

Вундер Гоша

Подготовительная №1

8.

Мусохранова Кристина

Подготовительная №1

9.

Казадаев Вадим

Подготовительная №2

10.

Сероштан Алина

Подготовительная №2

11.

Вахрушев Миша

Подготовительная №1

12.

Манаков Вадим

Подготовительная №1

13.

Будкеев Алеша

Подготовительная №1


Список детей  посещающих группу «Здоровячок» (средний возраст)

фамилия, имя ребенка

группа

группа здоровья

диагноз

1.

Кармачев Семен

Средняя №2

2.

Пересыпкина Александрина

Средняя №2

3.

Васенин Миша

Средняя №2

4.

Митюков Миша

Средняя №2

5.

Демин Сережа

Средняя №2

6.

Маринина Вероника

Средняя №2

7.

Иванов Артем

Средняя №2

8.

Чистяков Миша

Средняя №2

9.

Советова Катя

Средняя №2


Диагностика

ф.и. ребенка

удержание осанки в статическом положение

  ОРУ

гибкость

координация

средний бал

10.15

05.16

10.15

05.16

10.15

05.16

10.15

05.16

10.15

05.16

1.

Батуев Дима

2

2

2

1

1.2

2.

Кабанов Марк

2

2

2

2

2

3.

Тимофеева Кристина

3

3

2

3

2.8

4.

Семенов Рома

3

3

2

2

2.5

5.

Будкеев Алеша

2

2

2

3

2.2

6.

Гросс Саша

3

3

2

3

2.8

7.

Вундер Гоша

3

3

2

2

2.5

8.

Мусохранова Кристина

1

2

2

2

1.7

9.

Казадаев Вадим

2

3

2

2

2.2

10.

Сероштан Алина

2

2

2

2

2

11.

Вахрушев Миша

1

2

2

2

1.7

12.

Манаков Вадим

2

3

2

2

2.2

13.

Васильев Влад

2

2

2

2

2

14.

Кирилл

2

2

2

2

2


Диагностика

ф.и. ребенка

удержание осанки в статическом положение

  ОРУ

гибкость

координация

средний бал

10.15

05.16

10.15

05.16

10.15

05.16

10.15

05.16

10.15

05.16

1.

Кармачев Семен

2

2

1

2

1.2

2.

Пересыпкина Александрина

3

3

2

2

2.5

3.

Васенин Миша

2

3

2

2

2.2

4.

Митюков Миша

1

2

1

1

1

5.

Демин Сережа

2

2

2

2

2

6.

Маринина Вероника

2

2

2

1

1.2

7.

Иванов Артем

2

3

2

2

2

8.

Чистяков Миша

1

1

1

1

1

9.

Советова Катя

2

3

3

2

2.5

10.

11.

12.


Перспективный план  «Здоровячок» (средний дошкольный возраст)

Месяц

Цели и задачи

ОРУ

Игры и упражнения

Октябрь

Формировать умение правильно выполнять упражнения. Способствовать формированию правильной осанки у вертикальной плоскости. Развивать мышцы стопы. Формировать умение правильно выполнять упражнения, укрепляющие опорно-двигательный аппарат; развивать физические качества, такие как ловкость,  в том числе и координационные способности, выносливость.

ОРУ с косичкой

«Встань как я» научить отличать правильную осанку от неправильной.

«Самолет», «Птичка».

Игра «Ровным кругом» на расслабление и восстановление дыхания.

Самомасаж стоп «Здравствуй, пальчик!»

Ноябрь

Снять физическое и психическое утомления детей. Повысить у детей эмоциональную стабильность. Продолжать обучать детей игровым упражнениям для профилактики осанки и плоскостопия. Закреплять умение детей выполнять массаж подошв. Укреплять основную группу мышц, вестибулярный аппарат. Развивать координацию движения, функцию равновесия.

ОРУ с колечками

«Качалочка», «Цапля», «Воробушки и автомобиль», «Разноцветные колечки» подвижная игра. Самомассаж стоп.

Декабрь

Оздоравливать детей при помощи специальных упражнений по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.  Развивать и укреплять мышцы стопы. Воспитывать двигательную активность.

ОРУ с мячами

«Жуки», «Цапля», «Лодочки», рисование на бумаге, зажав фломастер пальцами ног, сминание газеты, поднятие и действие с предметом «Погреми в погремушку».

Январь

Развивать и укреплять дыхательную мускулатуру с помощью дыхательных упражнений. Закрепить представление о правилах дыхания. Упражнять в умении сохранять равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке. Развивать умение легко прыгать. Закреплять навыки метания набивного мяча вдаль одной рукой. Воспитывать интерес к движениям и потребность в здоровом образе жизни.

ОРУ с гимн. палками

Точечный массаж и упражнения на дыхание

Метание правой и левой рукой набивных мячей «снежков» в вертикальную цель.

Ходьба по гимнастической скамейке.

Подвижная игра «Хитрая лиса».

Февраль

Укреплять мышцы ног, обеспечивать нормальное развитие стопы. Укреплять здоровье детей и совершенствовать двигательные умения и навыки. Формировать навыки здорового образа жизни, способствующие улучшению осанки, укреплению мышц спины.

ОРУ с малыми мячами

Комплекс общеразвивающих упражнений для профилактики  плоскостопия

Лазание по канату.

Массаж стоп ног.

Подвижная игра «Выше ноги от земли».

Март

Учить детей приемам самомассажа. Формировать навыки здорового образа жизни, способствующие улучшению осанки, укреплению мышц спины. Воспитывать интерес к движениям и потребность в здоровом образе жизни.

ОРУ с массажными мячами

Разминка в форме самомассажа.

.

Апрель

Формировать умение правильно выполнять упражнения, укрепляющие опорно-двигательный аппарат; развивать физические качества, такие как ловкость,  в том числе и координационные способности, выносливость. Воспитывать интерес к различным движениям.

ОРУ с мешочками

Игровое  упражнение «лягушки», «стойкий оловянный солдатик».

Май

Укреплять опорно-двигательный аппарат; развивать координационные способности. Учить следить за положением тела во время ходьбы и бега. Воспитывать интерес к различным движениям. Учить самоконтролю при выполнении двигательных действий.

ОРУ с платочками

Комплекс общеразвивающих упражнений для профилактики  плоскостопия и нарушений осанки.

Метание мяча в цель прямой рукой сверху.

Прыжки со скакалкой.

Подвижная игра «Хитрая лиса».


Перспективный план  «Здоровячок» (старший дошкольный возраст)

Месяц

Цели и задачи

ОРУ

Игры и упражнения

Октябрь

Способствовать формированию правильной осанки. Укреплять мышцы стопы. Формировать умение правильно выполнять упражнения. Воспитывать эмоционально- положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям в физкультурно-оздоровительной группе.

ОРУ с  гимнастической палкой

ОРУ на гимн.скамейке

 «Самолет», «Птичка», «Лодочка»

Рисование на бумаге, зажав фломастер пальцами ног.

«Не урони карандаш» (ходьба на пятках удерживая карандаш пальцами ног).

Сминание салфетки, поднятие и действие с предметом «Погреми в погремушку».

Ноябрь

Снять физическое и психическое утомления детей. Повысить у детей эмоциональную стабильность. Продолжать обучать детей игровым упражнениям для профилактики осанки и плоскостопия. Закреплять умение детей выполнять массаж подошв. Развивать координацию движения, функцию равновесия.

ОРУ на мячах фитболах

ОРУ с массажными мячами

«Змея шипит», «Оловянный солдатик», «Окошечко», «Лодочка».

Вис на гимнастической стенке, поднять ноги «уголок» держать.

«Приседания у стены».

Подвижная игра «Ловишка с лентой».

Игровой самомассаж «Здравствуйте, пальчики!» для ступней и пальцев ног.

Декабрь

Оздоравливать детей при помощи специальных упражнений. Учить детей приемам самомассажа. Развивать и укреплять дыхательную мускулатуру с помощью дыхательных упражнений.

Упражнять в умении сохранять равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке.

ОРУ у гимнастической стенки

ОРУ на  гимн. скамейке

Самомассаж рук и ног «Черепаха».

Игра средней подвижности «Быстрая черепаха».

Упражнения на гимн. ск.

«Ласточка»

Январь

Развивать и укреплять дыхательную мускулатуру с помощью дыхательных упражнений. Упражнять в умении сохранять равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке. Развивать умение легко прыгать. Закреплять навыки метания набивного мяча вдаль одной рукой. Воспитывать интерес к движениям и потребность в здоровом образе жизни

ОРУ со скакалкой (косичкой)

ОРУ с гимн. палками

«Поднимание прямых ног вверх». «Кошечка», «Ласковая кошечка», «Кошечка потягивается».

 Точечный массаж и упражнения на дыхание.

Метание правой и левой рукой набивных мячей “снежков” в вертикальную цель.

Ходьба по гимнастической скамейке.

Февраль

Укреплять мышцы ног, обеспечивать нормальное развитие стопы. Укреплять здоровье детей и совершенствовать двигательные умения и навыки. Формировать навыки здорового образа жизни, способствующие улучшению осанки, укреплению мышц спины.

ОРУ с мешочком

ОРУ на мячах фитболах

Комплекс общеразвивающих упражнений для профилактики  плоскостопия

Лазание по канату.

Массаж стоп ног.

«Обезьянки  рисуют»

Подвижная игра «Выше ноги от земли».

Март

Закреплять навыки метания набивного мяча вдаль одной рукой. Воспитывать интерес к движениям и потребность в здоровом образе жизни. Развивать и укреплять мышцы стопы. Воспитывать двигательную активность

ОРУ с гимн. палкой

ОРУ на скамейках

Игровое-упражнение «Ласточка»

 Выполнение упражнений из Йоги (осан).

Собирание ткани пальцами ног.

Апрель

Укреплять мышцы ног, обеспечивать нормальное развитие стопы. Формировать навыки здорового образа жизни, способствующие улучшению осанки.

ОРУ на мячах фитболах

«Посмотри на стопы», «Потянись руками вперед», «Ежики катаются»,

«Велосипед», «Уголок».

Подвижная игра «Космонавты»

Май

Укреплять здоровье детей и совершенствовать двигательные умения и навыки. Развивать и укреплять дыхательную мускулатуру с помощью дыхательных упражнений. Закреплять навыки метания набивного мяча вдаль одной рукой. Воспитывать интерес к движениям и потребность в здоровом образе жизни

ОРУ с гантелями 0.5 кг

Комплекс общеразвивающих упражнений для профилактики  плоскостопия и нарушений Подвижная игра «Кто сделает меньше прыжков».

 Малоподвижная игра «Найди и промолчи».

осанки.

Метание мяча в цель прямой рукой сверху.