Программа "Здоровячок"
рабочая программа по физкультуре на тему
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем нашего времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 279.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято: Утверждаю:
педагогическим советом Заведующая МБДОУ
Протокол №1 от 27.08.2015 «Детский сад № 256»
Шеловская С.В.__________ Приказ № _______________
От _____________________
«Здоровячок»
рабочая программа спортивно-оздоровительного кружка
для детей старшего дошкольного возраста
срок реализации: 2 года
Составитель:
Мингалева Н.Ю. инструктор физкультуры
Новокузнецкий городской округ, 2015
Пояснительная записка
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – “состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…”.Сегодня на состояние здоровья наших детей, оказывают существенное влияние, как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия, а именно:
- наследственность;
- неблагоприятная экологическая обстановка;
- электронно-лучевое и “металло-звуковое” облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок-музыка);
- образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья).
Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению. Например, нарушения осанки сочетаются с нарушением работы многих органов и систем растущего организма. Дети при этом, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них обычно отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие.
Почему у современного ребенка развиваются нарушения осанки?
Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальном и более позднем периодах развития ребенка. Все это отрицательно сказывается на состоянии скелетных мышц и позвоночника. Многое зависит и от наследственности. Это не значит, что дети наследуют от родителей искривленный позвоночник. Обычно дети рождаются с нормальным позвоночником, однако очень часто они перенимают от родителей привычки неправильно сидеть, стоять и ходить, а также вынужденные неудобные позы, например при чтении и письме. Перегружает позвоночник и избыточная масса тела.
Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах - вперед, в грудном и крестцовом - назад. В Толковом словаре В.И. Даля записано: «Под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту». Дополняя это определение, необходимо дополнить и «основу здоровья».
При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение: она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях.
Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника.
Наиболее частыми нарушениями осанки у детей дошкольного возраста являются отстающие лопатки, сведенные плечи, асимметрия надплечий, сутуловатость.
При вялой осанке голова опущена, грудь уплощена, плечи сведены, лопатки отстают от спины, ноги слегка согнуты в коленях. При сутуловатости голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены, живот выпячен. Для лордотической осанки характерен увеличенный прогиб поясничного отдела позвоночника, для кифотической - увеличение глубины как шейного, так и поясничного изгибов (спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен).
Большая часть этих нарушений носит чисто функциональный характер и связана в основном с нарушением симметрии мышечного тонуса (слабость мышечного тонуса). Причинами этих функциональных нарушений осанки могут быть общая ослабленность организма, нерациональная организация режима, нарушение зрения, понижение слуха, недостаточность общего физического развития и слабая двигательная активность. К гораздо более серьезным нарушениям относится сколиоз, в основе которого лежит боковое искривление позвоночника со скручиванием (торсией) позвоночника.
Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища. Самые лучшие средства для профилактики нарушений осанки: движение во всех видах, подвижные игры на воздухе, утренняя гимнастика, закаливание, достаточное освещение и правильно подобранная мебель, постоянное наблюдение за позой ребенка во время игры, занятий, специальные комплексы упражнений.
Профилактика и устранение нарушений осанки - процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного участия.
Нарушением опорно-двигательного аппарата также является плоскостопие - деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь. Свод стопы начинает формироваться главным образом в период активной ходьбы и должен быть сформирован к трем годам. Стопа - фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребенка. Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. На подошве у детей сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая свод стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Кости стоп почти целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, эластичные, легко поддаются деформациям. Мышцы стопы относительно слабо развиты, но играют важную роль в укреплении сводов стопы. Суставно-связочный аппарат стоп еще не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам.
Таким образом, в дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищенными от сотрясений. Одним из частых симптомов плоскостопия является боль в стопе. Главной причиной его возникновения является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врожденное плоскостопие встречается редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенесших рахит. Перегрузка, переутомление стопы часто возникает у детей с избыточным весом. Однако предупредить плоскостопие легче, чем его лечить. Следовательно, работа по профилактике плоскостопия должна идти по пути улучшения физического развития ребенка.
В соответствии с вышеизложенным мы, понимая необходимость совершенствования процесса профилактики плоскостопия и нарушений осанки у дошкольников, в целях укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста, разработали программу «Здоровячок» и цикл занятий по данному направлению.
Цель программы – профилактика нарушений осанки и плоскостопия, как средство укрепления опорно-двигагательного аппарата детей дошкольного возраста.
Исходя из конкретной ситуации в нашем детском саду, и в соответствии с поставленной целью мы определили следующие задачи:
Оздоровительные задачи
- Формировать правильную осанку и развивать все групп мышц.
- Содействовать профилактике плоскостопия.
- Укреплять сердечно-сосудистую и дыхательные системы.
Образовательные задачи
- Развивать двигательные и координационные способности и физические качества (быстроту, силу, подвижность в суставах, гибкость, ловкость, выносливость) детей.
- Формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движения.
Воспитательные задачи
1.Довести до сознания детей, что правильная осанка, является одним из условий крепкого здоровья.
2.Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.
- Воспитывать чувство уверенности в себе.
Основные принципы
В процессе работы по профилактике и коррекции нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Принцип дефференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной профилактической работы.
2. Принцип доступности предусматривает осуществление профилактической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных различий в физическом и психическом развитии детей.
3. Принцип системности достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
4. Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе оздоровительной работы и увеличении оптимальной физической нагрузки.
5. Принцип научности лежит в основе всех оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни, укреплению опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста.
6. Принцип оздоровительной направленности, обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
Методы и приемы
- показ, разучивание, имитация упражнений;
- использование средств наглядности;
- исправление ошибок;
- подвижные игры и игровые упражнения;
- индивидуальная страховка и помощь;
- круговая тренировка;
- оценка (самооценка) двигательных действий;
- соревновательный эффект.
Комплектование группы детей для занятий по программе «Здоровячок» проводится с учетом общего функционального состояния детей старшего дошкольного возраста, данных медицинского осмотра, рекомендаций врачей-специалистов (педиатра, ортопеда), пожеланий родителей.
Срок реализации программы – 2 года.
Занятия проводятся с октября по май 2 раза в неделю по 30 минут, 60 занятий в год. Содержание программы ориентировано на группу детей в количестве 10-12 человек, что дает возможность обеспечить более успешную и продуктивную работу с воспитанниками, возможность индивидуального подхода.
В учебном процессе оздоровительные занятия хорошо вписываются в учебную и оздоровительную работу ДОУ в виде оздоровительных занятий, так как они построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлены на формирование поведенческих навыков здорового образа жизни.
Система оздоровительных занятий «Здоровячок» включает 4 раздела.
1. Профилактика нарушений осанки.
2. Развитие координационных способностей, равновесия, мелкой моторики.
3. Профилактика плоскостопия.
4. Укрепление сердечно - сосудистой и дыхательной систем.
В структуру оздоровительных занятий тесно вплетены различные виды деятельности: двигательные упражнения, основные виды движения (ходьба, прыжки, оздоровительный бег, упражнения на равновесие и др.), дыхательная гимнастика, разнообразные виды самомассажа, упражнения на релаксацию. Синтез различных видов деятельности, соответствующий существующим научно обоснованным оздоровительным системам, подчинен одной цели – мотивации здорового образа жизни, укреплению опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста. Однако при проведении оздоровительных занятий обязательно необходимо учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние.
Способ организации детей на занятии в физкультурно-оздоровительной группе зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На занятиях используются три основных способа организации детей: фронтальный, групповой и индивидуальный.
Методика составления комплексов оздоровительных занятий состоит из трех частей. В подготовительную часть включают разные виды ходьбы, оздоровительный бег, упражнения на формирование правильной осанки, дыхательные упражнения, позволяющие подготовить детей к нагрузке. Темп выполнения - медленный, умеренный и средний, дозировка - 6-8 повторений.
В основную часть входят упражнения, обеспечивающие развитие общей и силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки, для создания мышечного корсета, коррегирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими. Дозировка упражнений зависит от самочувствия детей, в среднем 6-8раз. Эффективность применения специальных упражнений во многом зависит от исходных положений. Наиболее выгодным из них для развития и укрепления мышц, по оси и исключается влияние на тонус мышц угла наклона таза. К таким положениям относятся положение лежа на спине, на животе, стоя в упоре на коленях. В этих положениях легче следить за выпрямленным телом, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки. В конце основной части проводится подвижная игра, правила которой предусматривают сохранение правильной осанки.
Заключительная часть строится из упражнений на расслабление (релаксацию), выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки.
С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время оздоровительных занятий дети занимаются босиком. Следует отметить, что для эмоционального комфорта во время организации и проведения двигательной активности детей способствует музыкальное сопровождение физкультурно-оздоровительных занятий.
Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды для работы по профилактике опорно-двигательного аппарата у дошкольников, предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего формированию осанки, укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы:
- Гимнастические палки.
- Мячи среднего и малого размера.
- Обручи малого и среднего диаметра (50 и 70 см).
- Фитболы.
- Шведская стенка.
- Ограничители поверхности опоры («змея», кубы, мягкие модули)
- Стимуляторы удержания правильного положения головы (мешочки, «блинчики», колечки и т.п.).
- Массажёры для стопы (коврики, дорожки, ролики).
- Стимуляторы укрепления мышц подошвенной поверхности стопы (роликовые массажёры, мелкие предметы для захвата пальцами ног - платочки, мягкие малые шары, карандаши и др.)
10. Инвентарь и оборудование для укрепления мышечного корсета:
гантели (0.5 кг), набивные мячи (1кг), гимнастические маты.
Таким образом, акцент в оздоровительной работе программы “Здоровячок” делается на профилактику плоскостопия и коррекцию нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста.
Учебно – тематический план (первый год обучения)
№ | вид занятий | теория | практика | кол-во занятий |
1. | Вводное | 1 | - | 1 |
2. | Сюжетно-игровые | 2 | 42 | 44 |
3. | Тренировочные с предметом | 1 | 18 | 19 |
4. | Тренировочные без предмета | - | 4 | 4 |
Итого | 2 | 58 | 60 |
Учебно – тематический план (второй год обучения)
№ | вид занятий | теория | практика | кол-во занятий |
1. | Вводное | 1 | - | 1 |
2. | Сюжетно-игровые | 2 | 22 | 24 |
3. | Тренировочные с предметом | 1 | 19 | 20 |
4. | Тренировочные без предмета | - | 15 | 15 |
Итого | 2 | 58 | 60 |
Ожидаемый результат:
- Улучшение показателей здоровья детей.
- Осознанное отношение детей и родителей к формированию и укреплению правильной осанки и работе над плоскостопием.
- Укрепление сердечно - сосудистой и дыхательных систем.
- Развитие двигательных и координационных способностей детей функции равновесия, мелкой моторики.
Диагностика
№ | ф.и. ребенка | удержание осанки в статическом положение | ОРУ | гибкость | координация | средний бал |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 |
Список литературы:
- Лечебная физическая культура. Учебник для институтов физической культуры. Под ред. С.Н. Попова. - М: Физкультура и спорт, 1988.
- Справочник по детской лечебной физкультуре под редакцией М.И.Фонарёвой. - М: Медицина, 1983.
- Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. для студентов пед. институтов по спец. № 2110 "Дошк. педагогика и психология". - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985.
- Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2000.
- Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателей дет. Сада. -М.:Просвещение. 1986.
- Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей: Методическое пособие. - М.: Тер-ра-Спорт, 2000.
7.Красикова И.С. Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. -СПб.: КОРОНА принт, 2001.
8..Красикова И.С. Плоскостопие у детей. - СПб.: "Учитель и ученик", 2002.
6.Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: Из опыта работы /Авт. О.Н. Моргунова. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2005.
9.Шарманова СБ.; Федоров А.И. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей // Дошкольное воспитание № 8, 2003. С.59.
- Плоскостопие и стопотерапия. Методические рекомендации // СГМУ, ФГПУ «Томское протезно-ортопедическое предприятие».
- Мартынова О.В. Профилактика плоскостопия // Ребенок в детском саду № 1 2006, с.61.
- Нестерюк Т.В. Игровой самомассаж. - М.: Издательство «Книголюб», 2007 (Педагогика оздоровления).
- Медицинская технология: ЛФК и дыхательная гимнастика во вторичной профилактике заболеваний органов дыхания у детей //ФГУ «Тоский научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии», ГОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университете».
- Белоусова Т.Ф., Селезнёва Н.В. «Спортивная мозаика»: спортивный развлечения с элементами валеологии. Практическое пособие для инструкторов по ФК и воспитателей, 2006.
15.Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2000.
16. Глебова СВ. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
17. Асачева Л.Ф., Горбунова О.В. «Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия» Санкт- Петербург «Детство-Пресс» 2013.
Список детей посещающих группу «Здоровячок» (старший возраст)
№ | фамилия, имя ребенка | группа | группа здоровья | диагноз |
1. | Батуев Дима | Старшая №1 | ||
2. | Кабанов Марк | Старшая №1 | ||
3. | Тимофеева Кристина | Старшая №2 | ||
4. | Семенов Рома | Старшая №2 | ||
5. | Васильев Влад | Старшая №2 | ||
6. | Гросс Саша | Подготовительная №1 | ||
7. | Вундер Гоша | Подготовительная №1 | ||
8. | Мусохранова Кристина | Подготовительная №1 | ||
9. | Казадаев Вадим | Подготовительная №2 | ||
10. | Сероштан Алина | Подготовительная №2 | ||
11. | Вахрушев Миша | Подготовительная №1 | ||
12. | Манаков Вадим | Подготовительная №1 | ||
13. | Будкеев Алеша | Подготовительная №1 |
Список детей посещающих группу «Здоровячок» (средний возраст)
№ | фамилия, имя ребенка | группа | группа здоровья | диагноз |
1. | Кармачев Семен | Средняя №2 | ||
2. | Пересыпкина Александрина | Средняя №2 | ||
3. | Васенин Миша | Средняя №2 | ||
4. | Митюков Миша | Средняя №2 | ||
5. | Демин Сережа | Средняя №2 | ||
6. | Маринина Вероника | Средняя №2 | ||
7. | Иванов Артем | Средняя №2 | ||
8. | Чистяков Миша | Средняя №2 | ||
9. | Советова Катя | Средняя №2 | ||
Диагностика
№ | ф.и. ребенка | удержание осанки в статическом положение | ОРУ | гибкость | координация | средний бал | |||||
10.15 | 05.16 | 10.15 | 05.16 | 10.15 | 05.16 | 10.15 | 05.16 | 10.15 | 05.16 | ||
1. | Батуев Дима | 2 | 2 | 2 | 1 | 1.2 | |||||
2. | Кабанов Марк | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||
3. | Тимофеева Кристина | 3 | 3 | 2 | 3 | 2.8 | |||||
4. | Семенов Рома | 3 | 3 | 2 | 2 | 2.5 | |||||
5. | Будкеев Алеша | 2 | 2 | 2 | 3 | 2.2 | |||||
6. | Гросс Саша | 3 | 3 | 2 | 3 | 2.8 | |||||
7. | Вундер Гоша | 3 | 3 | 2 | 2 | 2.5 | |||||
8. | Мусохранова Кристина | 1 | 2 | 2 | 2 | 1.7 | |||||
9. | Казадаев Вадим | 2 | 3 | 2 | 2 | 2.2 | |||||
10. | Сероштан Алина | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||
11. | Вахрушев Миша | 1 | 2 | 2 | 2 | 1.7 | |||||
12. | Манаков Вадим | 2 | 3 | 2 | 2 | 2.2 | |||||
13. | Васильев Влад | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||
14. | Кирилл | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Диагностика
№ | ф.и. ребенка | удержание осанки в статическом положение | ОРУ | гибкость | координация | средний бал | |||||
10.15 | 05.16 | 10.15 | 05.16 | 10.15 | 05.16 | 10.15 | 05.16 | 10.15 | 05.16 | ||
1. | Кармачев Семен | 2 | 2 | 1 | 2 | 1.2 | |||||
2. | Пересыпкина Александрина | 3 | 3 | 2 | 2 | 2.5 | |||||
3. | Васенин Миша | 2 | 3 | 2 | 2 | 2.2 | |||||
4. | Митюков Миша | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | |||||
5. | Демин Сережа | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||
6. | Маринина Вероника | 2 | 2 | 2 | 1 | 1.2 | |||||
7. | Иванов Артем | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | |||||
8. | Чистяков Миша | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
9. | Советова Катя | 2 | 3 | 3 | 2 | 2.5 | |||||
10. | |||||||||||
11. | |||||||||||
12. |
Перспективный план «Здоровячок» (средний дошкольный возраст)
Месяц | Цели и задачи | ОРУ | Игры и упражнения |
Октябрь | Формировать умение правильно выполнять упражнения. Способствовать формированию правильной осанки у вертикальной плоскости. Развивать мышцы стопы. Формировать умение правильно выполнять упражнения, укрепляющие опорно-двигательный аппарат; развивать физические качества, такие как ловкость, в том числе и координационные способности, выносливость. | ОРУ с косичкой | «Встань как я» научить отличать правильную осанку от неправильной. «Самолет», «Птичка». Игра «Ровным кругом» на расслабление и восстановление дыхания. Самомасаж стоп «Здравствуй, пальчик!» |
Ноябрь | Снять физическое и психическое утомления детей. Повысить у детей эмоциональную стабильность. Продолжать обучать детей игровым упражнениям для профилактики осанки и плоскостопия. Закреплять умение детей выполнять массаж подошв. Укреплять основную группу мышц, вестибулярный аппарат. Развивать координацию движения, функцию равновесия. | ОРУ с колечками | «Качалочка», «Цапля», «Воробушки и автомобиль», «Разноцветные колечки» подвижная игра. Самомассаж стоп. |
Декабрь | Оздоравливать детей при помощи специальных упражнений по профилактике плоскостопия и нарушения осанки. Развивать и укреплять мышцы стопы. Воспитывать двигательную активность. | ОРУ с мячами | «Жуки», «Цапля», «Лодочки», рисование на бумаге, зажав фломастер пальцами ног, сминание газеты, поднятие и действие с предметом «Погреми в погремушку». |
Январь | Развивать и укреплять дыхательную мускулатуру с помощью дыхательных упражнений. Закрепить представление о правилах дыхания. Упражнять в умении сохранять равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке. Развивать умение легко прыгать. Закреплять навыки метания набивного мяча вдаль одной рукой. Воспитывать интерес к движениям и потребность в здоровом образе жизни. | ОРУ с гимн. палками | Точечный массаж и упражнения на дыхание Метание правой и левой рукой набивных мячей «снежков» в вертикальную цель. Ходьба по гимнастической скамейке. Подвижная игра «Хитрая лиса». |
Февраль | Укреплять мышцы ног, обеспечивать нормальное развитие стопы. Укреплять здоровье детей и совершенствовать двигательные умения и навыки. Формировать навыки здорового образа жизни, способствующие улучшению осанки, укреплению мышц спины. | ОРУ с малыми мячами | Комплекс общеразвивающих упражнений для профилактики плоскостопия Лазание по канату. Массаж стоп ног. Подвижная игра «Выше ноги от земли». |
Март | Учить детей приемам самомассажа. Формировать навыки здорового образа жизни, способствующие улучшению осанки, укреплению мышц спины. Воспитывать интерес к движениям и потребность в здоровом образе жизни. | ОРУ с массажными мячами | Разминка в форме самомассажа. . |
Апрель | Формировать умение правильно выполнять упражнения, укрепляющие опорно-двигательный аппарат; развивать физические качества, такие как ловкость, в том числе и координационные способности, выносливость. Воспитывать интерес к различным движениям. | ОРУ с мешочками | Игровое упражнение «лягушки», «стойкий оловянный солдатик». |
Май | Укреплять опорно-двигательный аппарат; развивать координационные способности. Учить следить за положением тела во время ходьбы и бега. Воспитывать интерес к различным движениям. Учить самоконтролю при выполнении двигательных действий. | ОРУ с платочками | Комплекс общеразвивающих упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки. Метание мяча в цель прямой рукой сверху. Прыжки со скакалкой. Подвижная игра «Хитрая лиса». |
Перспективный план «Здоровячок» (старший дошкольный возраст)
Месяц | Цели и задачи | ОРУ | Игры и упражнения |
Октябрь | Способствовать формированию правильной осанки. Укреплять мышцы стопы. Формировать умение правильно выполнять упражнения. Воспитывать эмоционально- положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям в физкультурно-оздоровительной группе. | ОРУ с гимнастической палкой ОРУ на гимн.скамейке | «Самолет», «Птичка», «Лодочка» Рисование на бумаге, зажав фломастер пальцами ног. «Не урони карандаш» (ходьба на пятках удерживая карандаш пальцами ног). Сминание салфетки, поднятие и действие с предметом «Погреми в погремушку». |
Ноябрь | Снять физическое и психическое утомления детей. Повысить у детей эмоциональную стабильность. Продолжать обучать детей игровым упражнениям для профилактики осанки и плоскостопия. Закреплять умение детей выполнять массаж подошв. Развивать координацию движения, функцию равновесия. | ОРУ на мячах фитболах ОРУ с массажными мячами | «Змея шипит», «Оловянный солдатик», «Окошечко», «Лодочка». Вис на гимнастической стенке, поднять ноги «уголок» держать. «Приседания у стены». Подвижная игра «Ловишка с лентой». Игровой самомассаж «Здравствуйте, пальчики!» для ступней и пальцев ног. |
Декабрь | Оздоравливать детей при помощи специальных упражнений. Учить детей приемам самомассажа. Развивать и укреплять дыхательную мускулатуру с помощью дыхательных упражнений. Упражнять в умении сохранять равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке. | ОРУ у гимнастической стенки ОРУ на гимн. скамейке | Самомассаж рук и ног «Черепаха». Игра средней подвижности «Быстрая черепаха». Упражнения на гимн. ск. «Ласточка» |
Январь | Развивать и укреплять дыхательную мускулатуру с помощью дыхательных упражнений. Упражнять в умении сохранять равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке. Развивать умение легко прыгать. Закреплять навыки метания набивного мяча вдаль одной рукой. Воспитывать интерес к движениям и потребность в здоровом образе жизни | ОРУ со скакалкой (косичкой) ОРУ с гимн. палками | «Поднимание прямых ног вверх». «Кошечка», «Ласковая кошечка», «Кошечка потягивается». Точечный массаж и упражнения на дыхание. Метание правой и левой рукой набивных мячей “снежков” в вертикальную цель. Ходьба по гимнастической скамейке. |
Февраль | Укреплять мышцы ног, обеспечивать нормальное развитие стопы. Укреплять здоровье детей и совершенствовать двигательные умения и навыки. Формировать навыки здорового образа жизни, способствующие улучшению осанки, укреплению мышц спины. | ОРУ с мешочком ОРУ на мячах фитболах | Комплекс общеразвивающих упражнений для профилактики плоскостопия Лазание по канату. Массаж стоп ног. «Обезьянки рисуют» Подвижная игра «Выше ноги от земли». |
Март | Закреплять навыки метания набивного мяча вдаль одной рукой. Воспитывать интерес к движениям и потребность в здоровом образе жизни. Развивать и укреплять мышцы стопы. Воспитывать двигательную активность | ОРУ с гимн. палкой ОРУ на скамейках | Игровое-упражнение «Ласточка» Выполнение упражнений из Йоги (осан). Собирание ткани пальцами ног. |
Апрель | Укреплять мышцы ног, обеспечивать нормальное развитие стопы. Формировать навыки здорового образа жизни, способствующие улучшению осанки. | ОРУ на мячах фитболах | «Посмотри на стопы», «Потянись руками вперед», «Ежики катаются», «Велосипед», «Уголок». Подвижная игра «Космонавты» |
Май | Укреплять здоровье детей и совершенствовать двигательные умения и навыки. Развивать и укреплять дыхательную мускулатуру с помощью дыхательных упражнений. Закреплять навыки метания набивного мяча вдаль одной рукой. Воспитывать интерес к движениям и потребность в здоровом образе жизни | ОРУ с гантелями 0.5 кг | Комплекс общеразвивающих упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений Подвижная игра «Кто сделает меньше прыжков». Малоподвижная игра «Найди и промолчи». осанки. Метание мяча в цель прямой рукой сверху. |