«Гендерный подход в физическом развитии»
материал по физкультуре (младшая группа) на тему
Доклад о физичском развитии младших дошкольников с учетом полоролевого развиия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 401 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области.
Доклад
«Гендерный подход в физическом развитии»
Воспитатель: Филимонова Ольга Александровна
2015г.
Слайд 1
Гендер– социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).
Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня. Мы наблюдаем, что социальные изменения, происходящие в современном обществе, приводят к разрушению определенных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смещение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики принимают женский тип поведения. Внедрение гендерного воспитания детей обеспечит овладение детьми культурой поведения в сфере взаимоотношений полов, правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Ведь от того, как мы воспитываем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить с учетом гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими мужчинами и женщинами они станут в дальнейшем, какими родителями будут для своих детей, насколько крепкими будут их семьи.
Слайд 2
Современные исследования показали, что женщину в девочке, как и мужчину в мальчике нужно формировать с дошкольного возраста. На протяжении многих лет педагоги дошкольного образования ищут пути осуществления дифференцированного подхода к воспитанию детей, в том числе и физическому, в зависимости от пола. Однако, физическое развитие детей, как и все дошкольное воспитание, ориентировано на «условного» ребенка: та же нагрузка, те же упражнения, средства и методы обучения. Половые различия присутствуют лишь в результатах) физической подготовленности детей, потому что, как правило, нормативы для девочек и мальчиков различны.
Слайд3 (дев и мал)
Одно из приоритетных направлений в моей работе –гендерное воспитание. Где большое значение придаю физическому развитию детей.
Новизна опыта заключается:
в использовании различных видов деятельности в физическом развитии,
Применение методических методов и приемов, имеющих гендерные различия,
оснащение спортивного центра с учетом интересов девочек и мальчиков,
проведение физических мероприятий детей и родителей.
Слайд 4
Содержательная сторона двигательной деятельности имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность которая им интереснее, лучше удается и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом.
Слайд 5
В частности, в процессе игр у мальчиков большое место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, спортивные игры);
Слайд 6
девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по скамейке), танцевальные упражнения. Исходя из этих особенностей мальчиков и девочек формировалось оснащение спортивного центра в группе.
Слайд 7
Баскетбольное кольцо, мешочки для метания на дальность и меткость, гантели, соответствуют интересам мальчиков. Скакалки, обручи, гимнастические ленты, предпочитают выбирать девочки.
Слайд 8
При организации утренней гимнастики с предметами, мальчикам предлагаю взять гантели, а девочкам платочки,
Слайд 9
или мячи и ленты, скакалки и гимнастические палки. Использую прием распределения ролей (например, мальчики — зайчики, а девочки — лисички).
Слайд 10
В требованиях к качеству выполнения заданий (девочкам и мальчикам предъявляю разные требования к выполнению одних и тех же движений: от мальчиков добиваюсь большей четкости, ритмичности, а от девочек — больше пластичности, выразительности, грациозности).
При выполнении элементарных поручений: девочкам предлагаю расставлять и убирать только мелкий, легкий инвентарь, а мальчикам более тяжелое оборудование.
Слайд 11
При проведении игр «паровозик», «гусеница», (когда дети должны держаться друг за друга в колонне по одному), мальчики придерживают девочек за талию, а девочки мальчикам кладут руки на плечи.
Существует ряд упражнений например, метание, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности. В этом случае требуется разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений.
В оценке деятельности для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек — кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом: «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень красивые движения».
Во все времена игра была (и до сих пор остается) любимым занятием каждого ребенка. Очень важно обращать внимание на гендерные различия в выборе той или иной игры.
Игра помогает сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых ребятишек. Игры приучают детей к дисциплине, воспитывают у них чувство справедливости, умение контролировать свое поведение. Важное место отводится подвижным играм.
Игры построенные с учетом гендерных различий способствуют развитию ощущения принадлежности к тому или другому полу.
Слайд 12
«Цветные автомобили»
Цель: развитие внимания, ориентировки в пространстве.
Мальчики получают желтые машины, а девочки – красные (обручи соответствующих цветов). В руках у воспитателя красный и желтый круги. Воспитатель поднимает красный круг – девочки выезжают из гаражей. Опускает данный круг – девочки возвращаются назад. Мальчики выполняют те же действия, когда педагог сигнализирует желтым. В начале поднимание кругов можно сопроводить командами «красный!» и «желтый!». Когда воспитатель показывает оба круга, то выезжают и те, и другие автомобилисты. Педагог напоминает ребятам, что машины должны двигаться, не наталкиваясь друг на друга.
Слайд 13
«Ловишки»
Цель: развитие быстроты, выносливости.
Воспитатель раздает детям хвостики (ленточки) разного цвета: мальчикам – голубые, девочкам – розовые. Выбираются ловишки – мальчик и девочка. Девочка ловит голубые хвостики, а мальчик – розовые.
Слайд 14
«Птички в гнездышках»
Цель: развитие быстроты реакции, ориентировки в пространстве.
На полу раскладываются обручи большого диаметра - гнезда. Ребята - птицы, которые летают.
По сигналу «коршун!» птички летят в гнезда. В каждом из них может быть только пара - мальчик и девочка.
В ходе работы по физическому воспитанию формирую картотеку подвижных игр для девочек и мальчиков отдельно, а также подбираю картотеку коммуникативных игр. Цель которых научить общаться девочек и мальчиков.
При проведении спортивных досугов, развлечений часть заданий для девочек и мальчиков имеют отличия. Такой вариант проведения имеет две разновидности.
Слайд 15
Первый вариант: в подготовительной и заключительной части занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание.
Например:
Есть в зале девчонки – хлопайте!
Есть в зале мальчишки – топайте!
Поскорей поторопись, на 2 команды разделись.
В 1 команду – весёлые девчонки,
А во 2 – смелые мальчишки!
Второй вариант: на протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек. Например в полосе препятствий – условия их преодоления: мальчики перелезают, девочки – подлезают, в метании – расстояние до цели.
Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе веселого развлечения развивают физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими.
Передо мной стоит задача – заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе. Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей.
С этой целью провожу наглядную информацию по таким темам, как: «Мир движений мальчиков и девочек», «Как и во что играют мальчики и девочки».
-совместно с родителями проводятся спортивно - досуговые мероприятия, спортивные праздники. Это способствует эмоциональному сближению детей и родителей, помогает расширять опыт партнерского доверительного взаимодействия в совместной двигательно-игровой деятельности, помогает родителям осваивать позицию партнера, тренера своего ребенка в совместной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/15/picture-125402-1350324856.jpg)
Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников
О дифференцированном подходе к физическому воспитанию девочек и мальчиков....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/08/picture-67081-1504868002.jpg)
«Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников»
Уважаемые Коллеги!Формирование у детей гендерной воспитанности можно обеспечить и во время физических занятий, так как это значительно повысит качество и и эффективность физкул...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/03/picture-603100-1425374766.jpg)
Консультация для педагогов по теме: «Обеспечение гендерного подхода в физическом развитии до-школьников»
Цель: Актуализация и уточнение знаний педагогов о роли физического воспитания в процессе социализации; знакомство с организацией физического воспитания детей дошкольного возраста с учетом гендерного п...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/03/picture-603100-1425374766.jpg)
Опыт работы «Гендерный подход в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Цель работы: создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек на занятиях по физическому воспитанию....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/03/picture-603100-1425374766.jpg)
Гендерный подход в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста
•Физическое воспитание детей в большинстве дошкольных учреждениях сегодня для мальчиков и для девочек практически не имеет различий: одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка, одна и та же методи...
Гендерный подход в физическом развитии дошкольников
«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/03/picture-895525-1580681581.jpg)
«Гендерный подход в физическом развитии дошкольников».
«Гендерный подход в физическом развитии дошкольников». «Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать&r...